Что такое сорока в древней руси
Кичка, сорока или рога
СОРОКА (КИЧКА, РОГА) — головной убор замужних женщин, состоявший из нескольких не сшитых друг с другом частей, которые надевали на голову одну за другой. Основными предметами, образующими в совокупности этот головной убор, были кичка, собственно сорока, позатыльник, налобник, платок. Дополнительными — различные украшения из бисера, перьев, лент, искусственных цветов.
Кичка представляла собой мягкую холщовую шапочку, на передней части которой укрепляли твердое возвышение, изготовленное из луба, деревянных дощечек, бересты, проклеенного или простеганного в несколько слоев холста, холщовых валиков, набитых соломой, куделью. Сзади кичка затягивалась на вздержку, плотно облегая голову. Возвышение на передней части кички, называвшееся «кичка» или «роги», «сдериха», «копыто», было различным по форме: в виде лопаты (лопатообразные кички), конского копыта (копытообразные кички), рогов, направленных вверх, вверх и назад (рогатые кички), а также в виде круга или полукруга (котелкообразные кички). Тот или иной вариант кички трудно было связать с какой-то определенной территорией бытования сорок.
В одном и том же районе могли иметь распространение разные варианты кичек.
Сорока, называвшаяся также макушкой, привязкой, представляла собой верхнюю часть головного убора, чехол, надевавшийся поверх кички. Ее, как правило, изготавливали из кумача, шелка, бархата на холщовой или ситцевой подкладке. Сороки сшивали обычно из двух-трех частей ткани. Передняя ее часть называлась челом, очельем, челышком; боковые части — крыльями, задняя часть — хвостом. Их соединяли таким образом, что головной убор принимал форму шапочки с прямоугольным, овальным верхом или верхом, вырезанным по форме рогов. Крылья, сшитые с очельем и частично с хвостом, имели завязки, которыми сорока крепилась на голове поверх кички. Если хвост сороки был короткий, то его почти полностью сшивали с крыльями, если длинный — то значительная часть его спускалась на плечи.
Наряду с сороками в виде шапочек были распространены и сороки, сшитые не полностью: соединялись только очелья с хвостом и крылья с очельем. Такие сороки в распластанном виде напоминали птицу с длинным хвостом и распростертыми треугольными крыльями. Позатыльник, называвшийся также позатыльнем, подзатыль- нем, колодкой, представлял собой прямоугольный кусок ткани, наклеенный или нашитый на твердую основу из картона, бересты, простеганного холста. Его укладывали на голову сзади, прикрывая волосы на затылке и часть шеи, и завязывали тесемками вокруг кички под сорокой.
Налобник (налобень, подчелок, налысник) — это неширокая (от 3 до 8 см) полоса холста, обшитая позументом, бусами, бисером, которую укладывали вокруг головы таким образом, что один ее край был прикрыт сорокой, а другой закрывал часть лба, виски, кончики ушей. Концы налобника завязывали под позатыльником. Платок был необходимой принадлежностью сороки. Он появился в составе этого головного убора, как полагают, в середине XIX в., заняв место полотенца головного. Способы завязывания платка поверх сороки были различны.
Наиболее распространенным был способ, когда платок, сложенный по диагонали в виде полосы в 7—15 см, укладывали вокруг головы, перекрещивая на затылке и поднимая концы вверх, где закладывали их около висков. Хорошо был известен способ, при котором сложенный платок завязывали узлом на затылке, а его концы спускали по спине. Сорока была как праздничным, так и будничным головным убором замужних женщин всех возрастных групп. Будничные сороки шили обычно из дешевого материала с минимальным количеством украшений и надевали, как правило, без позатыльника, а иной раз и без налобника.
Праздничные сороки, чаще всего у молодых женщин, были очень нарядными. Очелье сорок, позатыльник, иногда и верхняя часть украшались вышивкой, выполненной серебряными, золотными, шелковыми нитками, гарусом, были унизаны блестками, бусами, бисером. Кроме того, их обшивали лентами, позументом, цветной тесьмой с блестками. Особенно нарядными были позатыльники. Помимо вышивки их украшали сетками и подвесками, низанными из красного, желтого, зеленого, синего, белого бисера, длина которых достигала иногда 50 см.
Дополнительным украшением к сороке были пушки — шарики из гусиного пуха, высушенных желез диких уток; махры — помпон ы, кисти из разноцветного гаруса; косицы — кисточки из перышек селезня, конского волоса или шерстяных нитей. Их прикрепляли к головному убору в области висков, иногда к позатыльнику. Во многих деревнях сороки декорировали цветами из бумаги, ткани, воска, перьями индюков, петухов, окрашенными в разные цвета, павлиньими перьями. Перья и цветы затыкали обычно за платок и прикалывали булавками. Некоторые сороки покрывали длинной кисеей, спадавшей на грудь, спину, плечи или окутывавшей всю фигуру женщины.
Первый раз сороку полагалось надевать или в день венчания, или на следующий день после брачной ночи. Обряд этот проходил очень торжественно. Пожилые женщины заплетали молодухе две косы, укладывали их вокруг головы венком или складывали на темени, затем неторопливо надевали все части головного убора. Их действия сопровождались пением песен, в которых рассказывалось о том, что девушка распрощалась «со своей волей- волюшкой, девьей красой», стала замужней женщиной:
Вчера зайка, вчера серый
По подгорью бегал,
Сегодня зайка, сегодня серый
На блюдечке лежит.
Вчера наша Танюшка
Девицей была,
Сегодня наша Танюшка
Молодая княгиня.
Иногда свахи, расплетая девушке косу, надевая на нее сороку, приговаривали: «Прощай коса — девичья краса, довольно тебе по плечам мотаться, пора тебе, коса, под кичку убираться». Этот обряд, получивший название «окручивание молодой», осмыслялся как обряд, утверждавший окончательный переход девушки из одной половозрастной группы, группы девушек, в другую — группу замужних женщин. Сорока, закрывавшая волосы женщины, — знак того, что женщина замужем. На протяжении своей жизни женщина несколько раз меняла свою сороку.
Одну она носила будучи молодухой, т. е. в первый год семейной жизни. После рождения первого ребенка она надевала несколько иной головной убор. Затем головной убор менялся после рождения четвертого-пятого ребенка. Старуха, т. е. женщина, уже не способная к рождению детей, надевала сороку, соответствующую ее возрасту. Сороки женщин разных возрастных групп отличались количеством украшений, цветом, иногда формой, манерой ношения платка. Сорока — один из самых древних русских головных уборов.
Судя по археологическим материалам, он был известен на Руси еще в XII в., а возможно, и в более раннее время. Принято считать, что в Древней Руси и в эпоху Средневековья сорока была распространена по всей территории расселения русского народа и ее носили как в городах, так и в селах. В XIX в. сорока стала только крестьянским головным убором. Территория ее распространения оказалась достаточно обширной. Она была известна местами в северных и центральных губерниях Европейской России, в Забайкалье, Тобольской губернии. Однако наибольшее распространение сорока получила в южнорусских губерниях, где была основным головным убором замужних женщин.
В конце XIX в. сорока стала постепенно исчезать из народного обихода, заменяясь головными уборами другого типа: наколками, повойниками, платками. Однако и тогда многие женщины носили этот старинный головной убор, считая его красивым и очень ценным. Еще в конце 20-х гг. XX в. во многих деревнях Южной России сорока продолжала бытовать в качестве свадебного головного убора, надевавшегося на молодуху на второй день свадьбы. В насмешливых частушках начала XX в. о таких стойких любительницах старины пелось:
Рязанские рога
Не кину никогда,
Буду есть одну мякину,
А рога свои не кину.
Женский головной убор сорока
Сорока является древним по способу ношения головным убором русской женщины. Данный тип головного убора русских женщин схож со скифскими калафами и характеризуется яркими красками, огромными наушниками и вышивкой солярных знаков.
Сорока представляет собой вытканное длинное полотно которое крепится на кичке и спускается ниже на спину и плечи. В разложенном виде он напоминает птицу. Позатылень — ткань на твёрдой основе, уложенная сзади, чтобы прикрывать волосы на затылке. Налобник — расшитая полоска, которая закрывала лоб, кончики ушей и виски. Поверх сороки часто завязывался платок.
Сороку женщина носила около двух лет после замужества. После же того, как она рожала дитя, и её статус молодайки менялся, ей полагался и другой костюм, и другой головной убор: чепец, повойник. Как правило, большинство известных видов сорок мягкие, поэтому под них дополнительно надевался головной убор жесткой конструкции, позволяющий держать форму очелья. Сороки разных губерний отличались друг от друга. Наиболее известными являются каргопольская и воронежская сороки.
Под каргопольскую сороку надевается своеобразная шапочка с твердым «копытцем» надо лбом, называется «сдерихой».
Каргопольская сорока состоит из 4-х деталей: очелья (1 дет.), крыльев (2 дет.) и затылочной части (1 дет.). Крылья, пришитые к очелью, закрывают виски и завязываются сзади, затылочная часть закрывает голову сверху и переходит в хвост.
Сдериха исполняет роль повойника, собирая и стягивая волосы, а копытце служит основой под нарядное очелье, расшитое бисером.
Свадебный головной убор «сорока» Воронежской губернии состоит из трех частей: кички с маленькими острыми рожками, позатыльня и собственно «сороки» каблукообразной формы. Основу свадебного головного убора воронежской крестьянки составляет кичка — твердая налобная часть в виде подковы с торчащими вверх большими рожками, обшитая кумачом.
К ней крепится кусок холста, края которого собираются на тонкий шнур — «вздержку». Кичку одевают на голову на уровне лба и тщательно закрывают холстом женские волосы, затем фиксируют шнуром ткань на голове.
Развертка самой сороки состоит из 3-х основных частей: очелья, позатыльня и специальной нашивки из основной ткани, которая удлиняет позатылень.
И, наконец, сверху на рожки надевают сверкающую золотом маленькую сороку, которая венчает все это сооружение. Основными мотивами орнамента золотой вышивки на позатыльне и по верху сороки являются «древа», аналогичные подобным изображениям на рукавах свадебной рубахи.
Конструкция имеет жесткий каркас — вшитую берестяную (картонную в современном исполнении) полосу высотой двадцать сантиметров. Завязки шириной пять сантиметров из ситцевой ткани, крепятся к очелью.
Выкройка «сороки» и текст из журналов «Чудесные мгновения. Русский народный костюм».
Сорока
Головной убор «сорока» из 3 частей. Нижегородская губерния, д. Починки, 1-я треть XX в.
Сорока — старинный русский головной убор замужних женщин или его часть
Был широко распространен в центральной и южной России, а также у некоторых групп марийцев и мордвы. Была самым богатым из женских головных уборов; к началу XX века сорока вышла из употребления.
Сорока. Тульская губерния
Сорока как головной убор — род кички, на лбу несколько пониже, а с боков несколько повыше обычной кички.
Основными предметами, образующими в совокупности этот головной убор, были кичка, собственно сорока, позатыльник, налобник, платок. Дополнительными — различные украшения из бисера, перьев, лент, искусственных цветов.
Детали сороки
Кичка представляла собой мягкую холщовую шапочку, на передней части которой укреплялось твердое возвышение. Сзади кичка затягивалась, плотно облегая голову. Возвышение на передней части кички, называвшееся кичка, роги, сдериха, копыто, было разнообразно по форме: в виде лопаты (лопатообразные кички), конского копыта (копытообразные кички), рогов, направленных вверх, вверх—назад (рогатые кички), а также в виде круга или полукруга (котелкообразные кички). В одном и том же районе могли бытовать разные варианты кичек.
Замужняя казачка в праздничном костюме с «сорокой». Село Вышняя Залегощь, Новосильский уезд Тульской губернии. 1902[1]
Сорока (макушка, привязка) — верхняя часть головного убора, надевавшаяся поверх кички. Она обычно изготавливалась из кумача, шелка, бархата на холщовой или ситцевой подкладке. Сорока сшивалась обычно из двух-трех частей ткани. Передняя её часть называлась чело, очелье, челышка; боковые части — крылья; задняя часть — хвост. Наряду с сороками в виде шапочек были распространены также сороки, сшитые не полностью: соединенными были только очелье с «хвостом» и «крылья» с очельем.
Позатыльник (позатылень, подзатылень, колодка) — прямоугольный кусок ткани, наклеенный или нашитый на твёрдую основу из картона, бересты, простеганного холста и т. п. Он укладывался сзади, прикрывая волосы на затылке и часть шеи, и завязывался тесемками вокруг кички под сорокой.
Русский народный костюм Алексеевского района Белгородской области
Налобник (налобень, подчелок, налысник) — неширокая (от 3 до 8 см) полоса холста, обшитая позументом, бусами, бисером, укладывавшаяся вокруг головы таким образом, что один её край был прикрыт сорокой, а другой закрывал часть лба, виски, кончики ушей. Концы налобника завязывались под позатыльником.
Головной убор «сорока» из 3 частей. Нижегородская губерния, д. Починки, 1-я треть XX в.
Платок — необходимая принадлежность сороки. Он появился в составе головного убора со второй половины XIX века, заняв место полотенца, ширинки.
Сорока (Нижний Новгород) Село Криуша, Нижегородская область, 19 век.
Сорока, украшенная шитьём или драгоценными камнями, называлась саженая; была также сорока крылатая (с боковыми лопастями с завязкам, или крыльями): волосы стягиваются сдерихой на затылке. Иногда спереди сороки добавлялась жемчужная подвязь на самой сороке (она же очелы). Если поверх сороки повязывался платок, то она назвалась «сорока с повоем».
Девушка в национальном костюме. XIX в., Константин Маковский
Необычную «сороку», больше похожую на головной убор индейского вождя или хвост павлина, носили представительницы этнографической группы новосильких казаков, жившей в ряде сел бывшего Новосильского уезда Тульской губернии. Исследовавший в 1902 году эти края Н. М. Могилянский писал —
«Гораздо полнее сохранился женский костюм в некоторых селах Новосильского уезда, где, как, например, в селе Вышней Залегощи, этот женский „обряд“ сохранился в поразительной полноте и разнообразии и до сих пор пользуется весобщим признанием. На помещенных здесь снимках изображены две замужние женщины в праздничных костюмах; из них одна — в „сороке“, головном уборе, состоящем, в целом, из четырнадцати отдельных частей, надеть который — длинная и сложная процедура, требующая и много времени и большой сноровки….Между прочим, небольшое количество серебра в нитках этих „золотных“ головных уборов служит причиной их массовой гибели: скупщики покупают уборы сотнями и выжигают из них серебро».
Связанные статьи
Кокошник, Нижнетагильский округ, с. Черноисточинское, XIX в, ГИМ
Путешествие к истокам: головной убор «сорока»
И повседневный и праздничный наряд русских красавиц неизменно включал головной убор. Они представлены в широком ассортименте, по этому современному человеку легко в них запутаться. К тому же нам, на первый взгляд, все изделия кажутся одинаковыми. А вот наши предки с помощью головного убора могли определить, откуда родом девушка, каково ее социальное положение, семейный статус. Сорока является аксессуаром замужних дам, который состоял из нескольких частей. В развернутом виде полотно напоминало птицу. Отсюда такое необычное название изделия.
Что такое сорока?
Это самостоятельный головной убор или дополнение к иному аксессуару, прикрывающему локоны девушки. Второй название сороки – макушка. Простой убор состоит из трех частей. Некоторые модели представлены в упрощенном варианте и включают в себя только очелья и крылья.
Классическая сорока состоит из следующих деталей:
Праздничный аксессуар отличался большим количеством декоративных элементов. Для украшения брали серебряные или золотые нити, блёстки, бисер, цветной тесьмой. Дополнительно на сороку навешивали пушки – это шарики, скатанные из гусиного пуха. Также распространенным декором были помпоны из разноцветного гаруса, кисточки из перьев селезня.
Окунемся в историю
В старину в каждой губернии была собственная мода на головные уборы и аксессуары. Поэтому хватало одного взгляда на барышню, чтобы понять, откуда она приехала. Также головной убор «рассказывал» о семейном положении женщины. Использовали его и для того, чтобы продемонстрировать уровень достатка в семье. Состоятельные дамы предпочитали декорировать его мехом или дорогостоящей материей.
Замужним девушкам запрещалось покидать пределы дома с непокрытой головой. Большим грехом считалось, если на глаза посторонним попадалась хотя бы одна прядь. Люди верили, что за подобный проступок домовой способен утащить барышню на чердак. А разгневанные боги могли наказать опростоволосившуюся даму неурожаем или серьезной болезнью.
Если девушка осталась с непокрытой головой не по своей вине (например, убор сорван в процессе ссоры), то можно было подать в суд на обидчика и потребовать возмещение ущерба. Поэтому славянские красавицы никогда не ходили с распущенными волосами, заплетая косы.
После замужества девушки надевали головной убор сорока. В девятнадцатом веке его носили не только крестьянки, но и представители дворянства. Головной убор по внешнему виду был близок к скифским калафам. Он характеризовался насыщенными красками, большими наушниками и замысловатой вышивкой.
Впервые сороку надевали в день бракосочетания или после брачной ночи. Процесс проходил в торжественной обстановке, это был целый ритуал. Пожилые дамы заплетали молодухе две косы и укладывали их в форме венка. Затем водружали на голову сороку.
В течение жизни девушка несколько раз меняла убор. Один носила в первый год супружества, после появления на свет ребёнка надевала другую модель. Затем сороку меняли после рождения четвертого и пятого малыша. |
Разновидности
Выделяют несколько форм головного убора, но наибольшую популярность имели следующие модели.
Каргопольская
С середины шестнадцатого до начала девятнадцатого века Каргополь являлся важным торговым центром. Поэтому традиционный костюм данного региона отличался богатством и большим количеством декоративных элементов. Самой сложной вышивкой украшали сороку. Ведь именно по ней определяли социальный статус владелицы.
Каргопольская сорока состоит их трех элементов. Сначала надевали шапочку под названием сдериха. Она выполняла роль повойника, которыми стягивали волосы. Вторая сторона шапки имела твёрдый козырек, который называется копытце, он образовывал надо лбом жёсткую форму. Она служила основанием для нарядного очелья, декорированного бисером. Сдериха была полностью закрыта, поэтому для ее пошива брали дешёвую материю.
Сама сорока представляла собой платок необычной формы из кумача, который в развернутом виде напоминал птицу. Для очелья брали дорогую ткань с красивым орнаментом. В качестве украшения использовали жемчуг, шитьё золотым нитями.
Свадебная
Воронежский головной убор состоит из трех деталей: кички с небольшими заостренными рожками, позатыльника и самой сороки в форме каблука. Позатыльник создавали из бархата, расшитого золотыми нитями. Чтобы придать деталь жесткость, ее крепили на бересту. Верхние и боковые части изделия соединяли с полосками шёлка, по краям которых крепили завязки.
Затем их перекрещивали на лбу и несколько раз обматывали вокруг рожек. Благодаря такому необычному «крепежу» кичка и позатыльник были надежно соединены. Золотая сорока небольшого размера надевалась поверх рожек. |
Конструкция имеет жесткий каркас – полосу из бересты или картона, высотой около двадцати сантиметров.
Что понадобится для рукоделия?
Если вы хотите сделать головной убор в домашних условиях, то запаситесь шёлком, бархатом или кумачом. Также понадобятся декоративные элементы: бисер, вышивка. Помните о том, что некоторые модели состоят из двух десятков деталей. Чтобы его надеть, потребуется ловкость рук и невероятная усидчивость.
Сшить сороку своими руками
Современные девушки, решившие пощеголять в старинном головном уборе, должны заранее подготовить:
Процесс пошива сороки проходит в несколько этапов:
Вставьте в очелье ленту или кусок материи, предварительно обметанный. Место для картонного каркаса обязательно прострочите, иначе он будет постоянно съезжать в сторону.
Обработайте оставшиеся швы. Все! Сорока готова.
Заключение
Славянские головные уборы возвращаются в обиход современных дам. Конечно, модели усовершенствованы и соответствуют требованиям моды. Но от этого они не потеряли красоту и женственность. В них девушка чувствует себя комфортно и безопасно. Сорока гармонично вписывается в образ современных красавиц. Ее с удовольствием носят не только сельские барышни, но и городские модницы.
Из видеоролика вы узнаете, как создать головной убор своими руками.