Что такое состав государства
Состав государства
Вы будете перенаправлены на Автор24
Общее понятие государства
В общедоступном значении, под государством понимают фундаментальное понятие, которым определяется, в том числе, мировоззрение человека, а также базовое понятие любой общественной науки. В любом случае, государство представляет из себя неделимую совокупность четырёх частей, к которым относятся:
Состав территории
Часто, когда говорят о составе государства, подразумевают состав его территории.
В международном праве под территорией в широком смысле понимаются разнообразные участки земной коры, в том числе их сухопутная и водная поверхность, недры и воздушное пространство, а также космическое пространство над такой территорией и находящиеся там объекты.
Пространство, которое составляет единую государственную территорию, различно по своему правовому статусу. В состав подобного рода территории могут входить:
В понятие сухопутной территории также входят недра, которые располагаются ниже почвенного слоя и дно находящихся водоемов, которые находятся на суше (озера, реки).
Официальные размеры и границы любого государства определяется именно исходя из сухопутной границы, то есть протяженности вместе с морской границей.
Например, по границам до 1991 г. СССР представлял из себя крупнейшее по территории государство, так как он занимал почти одну шестую часть суши всего земного шара (около 22,4 млн кв. км). После распада СССР самым крупным государством на планете остается Российская федерация.
Готовые работы на аналогичную тему
Водная территория любого государства согласно Конвенции ООН по морскому праву от десятого декабря 1982 года определяется как внутренние воды, в которые входят морские воды, воды в портах, заливах, если их берега относятся к одному государству. Ширина подобных образований не должна превышать двадцати четырех морских миль (экономическая зона). Далее могут начинаться нейтральные воды. Кроме того, Конвенцией определяется, что к территории конкретных государств относятся также «исторические» заливы (для России сюда относится заливы Петра Великого, Чешская и Печорская Губа; у Канады это Гудзонов залив и залив Фанди; у Великобритании залив Мори-Ферт и залив Бристольский.
К территории государства также относятся пограничные воды, а именно воды рек, озер или каналов, вдоль которых проходит государственная граница. В таких случаях, как правило, граница может проходить или по середине самой реки (например, как граница России с Китаем на реке Амур в районе города Благовещенска) или по одному из берегов самой реки с той или другой стороны.
Кроме того, согласно положениям той же Конвенции 1982 года каждое государство обладает своим территориальным морем (меньше, чем экономическая зона), под которым понимается полоса прибрежных морских вод, ограниченная двенадцатью морскими милями, что составляет в километрах около двадцати двух километров двухсот метров. Эта территория полностью принадлежит государству.
Территория государства
Территория государства состоит из:
* сухопутной территории (материковая часть, острова, анклавы);
водной территории (внутренние воды и территориальное море шириной 12 миль).К внутренним водам относятся:
воды заливов, бухт, лиманов и проливов, исторически принадлежавших определённому государству;
воды рек, озер и иных водоемов, берега которых принадлежат определённому государству.земные недра, находящиеся под сухопутной, водной территорией, а также недра континентального шельфа. Глубина недр не ограничена и теоретически распространяется до центра Земли.
* воздушная территория над сушей и водами государства. Высотный предел воздушной территории не установлен. Высотный предел воздушного пространства, находящегося под государственным суверенитетом, отграничивает его от космического пространства, подчиненного международному режиму.
объекты, условно приравненные к территории государства (морские и воздушные суда, космические корабли, официальные резиденции дипломатических представительств в других странах).Территория одного государства отделяется от территории другого государства государственными границами, которые определяют пределы государственной территории и распространения территориального верховенства.
Существуют и специальные понятия территории, например, таможенная территория. В принципе она совпадает с территорией государства, однако с некоторыми исключениями, например в неё не входят свободные таможенные зоны и свободные склады в портах. Процедура установления границ включает:
* делимитацию — установление линии государственной границы по крупномасштабной карте;
демаркацию — установление линии государственной границы на местности.Территория государства и его границы могут быть изменены на основании:
* плебисцита — голосования населения спорной территории о её государственной принадлежности;
* цессии — соглашения государств о территориальных уступках на компенсационной основе;
* отторжение территории — территориальные изменения, направленные на исключение возможности противоправных действий с них.
Государственное устройство
Форма государственного устройства — способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Она представляет собой внутреннее деление государства на составные части — административно-территориальные единицы, автономные политические образования или суверенные государства. Она отражает также характер взаимоотношений государственного центра и отдельных его частей. Сегодня различают четыре основные формы государственного устройства: федеративное, унитарное, империя и конфедеративное.
Содержание
Империя
Для любой империи характерно распространение единой политико-административной системы, утвердившейся в свое время в метрополии, на территориях, которые весьма разнообразны в природном, этническом, религиозном и экономическом отношениях. Выделяются два типа империй:
2. Империи с контактными колониями (Александра Македонского, Римская, Византийская, Тимуридов, Сасанидская, Великих Моголов, Российская и др.)
Империя как способ организации государственной жизни обладает своими преимуществами и недостатками, позволяя решать задачи. которые было бы невозможно решить иначе.
Но одновременно возникают и специфические задачи, которые понуждают особым образом осуществлять колониальную политику, поддерживать престиж метрополии.
Империи всегда создавались правящими элитами с целью порабощения других народов, распространения своей власти на соседние территории, другие земли.
Посредством военной экспансии захватывались и присоединялись новые территории, формировалось общее экономическое и политическое пространство. При этом правящая элита центра для укрепления своей власти не подавляла полностью местную элиту, а стремилась сделать ее своим союзником в проведении имперской политики.
Поскольку империи имели обширные территории, а столицы их находились в большом удалении от окраин, здесь создавались относительно децентрализованные политико-административные органы. Их руководителями становились, как правило, лояльные по отношению к центральной элите чиновники, которые получали определенную самостоятельность для исполнения своих властных полномочий. Короче говоря, сама объективная необходимость установления политико-административного контроля, поддержания своего влияния требовала от имперской элиты создания громоздкой гражданской и военной бюрократической машины как в центре империи, так и на ее периферии.
При этом имперская элита оставляла за собой право принятия важнейших политических и экономических решений. Подвластные же ей зачастую не получали возможности институционального выражения и защиты своих интересов.
Развитие на периферийных территориях отдельных очагов промышленности, строительство железных и обычных дорог, плотин, создание систем связи, то есть развитой инфраструктуры, неизменно преподносилось имперской элитой как акты благодеяния с ее стороны.
Военный экспансионизм дополнялся идеологическим обоснованием благодетельской цивилизаторской миссии империи по отношению к периферийному автохтонному населению.
В сознании имперской элиты формируется комплекс превосходства, всемогущества, утверждается миф о ее «вечности», «бессмертии».
Однако жизнь показывает, что ни одна империя не существует вечно.
Возникнув в определенный момент развития общества (благодаря превосходству, возвышению какого-либо государства над другими), империя затем достигает своего максимального размера и на какой-то период времени стабилизируется. После этого неизбежно начинается процесс ее распада, который практически невозможно приостановить. Империи с заморскими колониями при распаде сохраняют целостность метрополии. «Развод» с колониями может происходить как в цивилизованной форме, без острых конфликтов, при сохранении ранее сложившихся связей между метрополией и колониями, так и в жесткой конфронтационной форме, посредством кровопролитных освободительных войн.
Для империи с контактными колониями процесс распада идет, как правило, через трансформацию метрополии, в результате чего на прежней территории происходит формирование новых государств (Италия как остаток Римской империи, Турция как остаток Османской империи и т.п.).
В 1991 году происходит распад СССР (советской империи, как ее называют), ставшего наследником Российской империи. Многие полагают, что процесс распада неизбежно захватит и саму Россию, которая рассматривается как Российская империя. [1]
Унитарное государство
Унитарное государство (от лат. «unitas» — единство) — единое государственное образование. К характерным признакам унитарного государства относится:
на территории унитарного государства существуют административно-территориальные единицы, но в наиболее мелких государствах их нет (например, Мальта).
• в государстве единственная система органов власти, она осуществляет руководство местными органами. Больше на территории государства не имеет силу никакая другая система высших органов.
• в унитарном государстве на всей территории силу имеет одна конституция и система законодательства.
• в сфере международных отношений координацию действий унитарного государства проводят центральные органы, они же осуществляют представительство страны на международной арене.
• существует единое гражданство, действующее на территории всего государства.
Унитарные государства очень различны между собой, их можно разделить на простые и сложные в зависимости от наличия в их составе автономий. В составе простых унитарных государств нет автономий. Сложные унитарные образования имеют в своем составе как минимум одну автономию. По определению, «автономия (от греч. „autonomia“ — самоуправление, независимость) в государственном смысле — это учет национальных (этнических), культурных, исторических, географических, бытовых и иных особенностей в государственном строительстве». При предоставлении территории нередко учитывается этнический признак, в этом случае автономия реализует право народа на самоопределение. Также унитарные государства делятся на централизованные, относительно децентрализованные, децентрализованные. Это деление основывается на зависимости административно-территориальных единиц от центральной власти. В централизованных государствах эта зависимость очень высока. Децентрализованные унитарные государства осуществляют во всех своих административно-территориальных единицах местное самоуправление. В относительно децентрализованных унитарных государствах устанавливается контроль над деятельностью органов местного самоуправления, который проводится с помощью чиновников, назначаемых центральной властью.
Федерация
Федерация — это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределения между ними и центром компетенций, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы и, как правило, конституцию, а часто и двойное гражданство. Такое устройство объясняется различием в этническом составе населения государства, историческими процессами и географическим положением. По своему устройству федерации очень различны, но существует ряд характерных признаков для большинства федераций. Федерация — это единое союзное государство, состоящее как минимум из двух единиц, в некоторых случаях за ними признается статус относительно самостоятельных государств. Эти составные государственные образования называются субъектами федерации. Ими могут являться штаты, республики, кантоны, земли, провинции и др. Субъекты федерации частично обладают государственным суверенитетом, частично делегируют его центральным органам федерации, в их границах существует свое административно-территориальное разделение. Также, субъекты федерации могут включать в свой состав территориальные и экстерриториальные автономии.
• Система высших органов государственной власти представлена как на федеральном (федеральные органы), так и на региональном уровне (органы субъектов федерации). При этом федеральные органы осуществляют властные полномочия на территории всего государства, в то время как органы субъекта федерации имеют силу только в границах субъекта. В этой связи встает вопрос о разделении полномочий и предметов ведения между федеральными и региональными органами, это разграничение проводится по конституции государства или, если это не обозначено в конституции, по федеральному договору. Но здесь тоже существуют свои особенности: в некоторых государствах, таких как Бразилия, Мексика, Канада, в нормативно-правовом акте говорится лишь об исключительных компетенциях федерального центра и исключительных компетенциях субъектов федерации. В других странах, например, в ФРГ, России, Индии, в документе не только разграничивается исключительная компетенция федеральных и региональных органов, но обозначаются вопросы совместной компетенции субъектов и центра.
• Территория государства состоит из территории всех его субъектов. Исключения возможны лишь в случае, если в состав входят не только субъекты, но и такие территориальные образования, как федеральные округа, владения, территории и т. д.
• В федеративном государстве наряду с общефедеральными нормативно-правовыми актами имеют силу нормативно-правовые акты субъектов федерации. Но существует условие, при котором акты местных органов не могут противоречить общегосударственным законам.
• Как правило, в федеративном государстве существует двухпалатный парламент. В верхнюю палату которого входят представители субъектов и на федеральном уровне отстаивают интересы своего региона.
• Иногда, наравне с общефедеральным гражданством, на территории субъекта существует гражданство субъекта. Существуют следующие виды федераций:
1) В зависимости от основы, на которой была создана федерации, можно выделить союзные, то есть основанные на союзе, и автономные федерации (основаны на автономии). В случае, если федерация основана на союзе, субъекты сохраняют свой суверенитет, хотя и не в полном объеме, и имеют право выхода из состава государства. Примером таких федераций могут являться СССР, Эфиопия и так далее. В автономных федерациях суверенитет субъектов значительно ограничен и у них нет возможности выйти из состава государства. Такими федерациями являются США, Швейцария. Федерации такого типа во многом схожи с унитарными государствами, где административно-территориальным единицам представляется политическая автономия.
2) Федерации строятся на разных принципах, в связи с этим существуют национальные, территориальные и национально-территориальные федерации. Национальные федерации строятся по этническому принципу, население субъектов национальной федерации отличается культурой, обычаями, традициями. Часто этот тип федерации возникает как право нации на самоопределение. Сегодня такими федерациями являются Бельгия и Эфиопия, в прошлом к ним относились СССР, Югославия, Чехословакия. В основе территориальных федераций находится разделение территории на субъекты. Население государства в этом случае этнически однородно, появление таких федераций обусловлено с децентрализацией управления, контроля общества. Сегодня примером таких федераций могут являться США, ФРГ. В национально-территориальных федерациях одни субъекты построены по территориальному, другие по национальному принципу. Примером такой федерации является Российская Федерация.
Термины «федерализм», «федерация», «федерализация» тесно переплетены между собой, отражая разные аспекты одного понятия. Они произошли от латинского слова feodus, что означает согласие, то есть подразумевается, что люди строят свои отношения на основе взаимных обязательств. Эти термины основаны на идее добровольного соглашения, выступающего необходимой предпосылкой прочности гражданских институтов. Существует точка зрения, что «политический федерализм вырос фактически из «федеральной теологии», зародившейся в недрах католического социального учения (принцип субсидиарности). Другим источником федеральной теологии был европейский протестантизм, перенесенный переселенцами — прежде всего пуританами и кальвинистами — на Североамериканский континент. Федерализм — это одна из двух форм территориальной организации государства, предполагающая его сложный, союзный характер; политическое движение за федеративное устройство. Федерация (фр. federation, от позднелат. federatio — объединение, союз) — государство, состоящее из объединившихся в единое государственное целое отдельных самостоятельных государств. Федерализация — конституционная реформа, направленная на переход от унитарного государственного устройства к федеративному. В последнее время наиболее ярким примером федерализации была Бельгия. Фактически федерализация была и в Российской Федерации. Сегодня все больше проявляется тенденция к разделению понятий федерализм и федерация. Это обуславливается тем, что необходимо различать федерацию как реально существующую форму политико-территориальной организации государства с федералистскими идеями, взглядами, теориями, устремлениями, доктринами. Также необходимо различать государства, в которых уже сложилось федеральное устройство, и государства, в которых оно только проходит период становления, федеративные черты только проявляются. Федерализм включает в себя идеи, взгляды, теории, устремления, доктрины, реальные действия, направленные на создание, развитие и функционирование федеративного государства. Суть федерации состоит в разделении и соотношении власти, которая сосредоточена в руках федеральных органов и органов ее субъектов. То, как в государстве разделены и соотносятся компетенции, имеет огромное значение, как теоретическое, так и практическое. Из этого следует, что понятие «федерализм» шире понятия «федерация». Федерализация в свою очередь — это поворотный пункт, при котором государство окончательно оформляется в качестве федерации.
Конфедерация
Конфедерация — не является формой объединения государств, при котором образующие этот союз государства полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные высшие и местные органы власти, управления и правосудия. Этот союз создается для обеспечения общих интересов или достижения какой-либо цели. В свое время конфедерациями были США (1776—1789), Германия (1815—1867), Швейцария (1815—1848). На современной политической карте конфедерацией можно обозначить Европейский Союз ввиду отсутствия границ между независимыми государствами, входящими в его состав, и наличием централизованного аппарата управления. Т.е. Конфедерация – союз государств, сохраняющих свою полную независимость.
Структура государства
Данным ему функций в строго определенных формах. Которые и представляют собой различные виды государственной деятельности. Эти формы связаны с таким понятием, как структура государства.
Структура государства – это система государственных институтов и организаций, все элементы структуры государства тесно взаимосвязаны и выполняют свои функции.
1. Соподчиненность друг другу образующих государственных формирований.
2. Наличие определенных действий и полномочий у каждого государственного формирования
3. Вооруженность организационными и материальными средствами
Структуру государства составляют:
1. Аппараты – совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями и необходимыми средствами для их осуществления.
2. Учреждения – организация, которая осуществляет непосредственную и практическую деятельность по выполнению функций государства в различных сферах: экономической, социальной культурной и других. Часто высказывается мнение, что государственные учреждения осуществляют социально-культурные функции в сфере науки, образования, здравоохранения и социального обеспечения.
3. Фабрики и предприятия – определяют различные товары и услуги, удовлетворяющие нужды и потребности общества.
Центральное место в вышеуказанной структуре государства отводится государственному аппарату, так как его органы осуществляют государственную власть. На его состав и принципы влияют исторические, экономические, социокультурные и другие факторы.
Государственные органы – структурно обособленная часть государственного аппарата, наделенная соответствующей компетенцией и опирающиеся на силу государство. Стоит заметить, что любой государственный орган определяются и формируется по воле государства. Ряд факторов определяют его место и роль в государственном аппарате, а также порядок его взаимоотношений с другими органами, которые в свою очередь являются чем-то.
Государственный орган обычно наделен определенными материальными средствами и имеют право издавать соответствующие нормативные акты.
Организация и деятельность государственных органов и всего государственного аппарата строится в соответствии с принципами законности, сочетанием единоначалия и коллегиальности, гласности, демократии и подотчетности. Все органы государства при этом делятся на органы главы государства, органы законодательной власти, органы исполнительной власти, судебные и контрольно-надзорные органы. Глава государства существует при всех формах правления. В условиях монархии это наследственный император, князь, король, султан или царь. В республиках либо коллегиальный орган (в Швейцарии – Федеральный Совет), либо президент. Речь идет о должностном лице или органе, обеспечивающем порядок, устойчивость и преемственность механизма власти, а также высшее руководство и представительство в международных отношениях.
Положение главы государства и его фактическая роль в жизни страны определяются в каждой стране индивидуально в зависимости от политических условий и исторических традиций.
Верховным законодательным органом государства является структура палат. Верхняя палата нередко служит своеобразным отражением, обычно более демократичным.
Органом исполнительной власти является структура, которая непосредственно управляет страной. Она обычно состоит из главы правительства (канцлер. Премьер-министр). Отделение центральных ведомств от государственных управлений (министерство, департамент). Существуют министры, секретари и статс-секретари. Все правительства могут быть однопартийными и коалиционными. В первом случае все являются выходцами из одной фракции, а во втором – двух или нескольких партий.
Судебные органы образуют довольно сложную систему, состоящую из судов общей юрисдикции, арбитражных и конституционных. Во главе находятся верховный и конституционный суды. В странах где существуют судебные претенденты, они участвуют даже в правотворчестве.
В настоящее время ведется дискуссия еще об одной подсистеме государственных органов – органы надзорной и контрольной власти. Об особом статусе данного вида власти складывается из хрен пойми чего. Недобросовестность, нецелесообразность и неэтическая деятельность со стороны государственных служащих, следовательно, доклад или обращение в суд.
В некоторых странах, каких как Вьетнам, Китай, Россия надзор осуществляют правоохранительные органы. Но во многих странах их задачи ограничиваются в расследовании определенного рода несоответствий и правонарушений, и возбуждение обвинений. Общими тенденциями деятельности объединены соответствующие органы во всех странах.
В аппарате каждого государства есть орган, осуществляющий деятельность по охране (правоохранительные). В самом общем виде функции этого органа: обеспечение соблюдения всех норм соответствующими субъектами, а также специализированная деятельность по охране общественных отношений.