Что такое состав территории страны
Государственная территория
Государственная территория – различные пространства, в пределах которых конкретные государства, которым принадлежат эти территории, осуществляют суверенитет, верховенство и юрисдикцию. В состав государственной территории входит суша с ее недрами (сухопутная территория в пределах границ государства) и водная территория (внутренние воды и территориальное море государства). Воздушное пространство, проходящее по периметру границ государства, является его воздушной территорией. Недра, находящиеся под территорией государства принадлежат этому государству и могут разрабатываться им на технически доступных глубинах при соблюдении требований, связанных с необходимостью сохранения окружающей среды.
Сухопутное пространство государственной территории может состоять из отдельного земного массива, может быть разделено водным пространством (островные государства) либо территорией другого государства (территориальные анклавы). Вне зависимости от географического расположения все части государственной территории с точки зрения международного права составляют единую территорию государства, находящуюся под его суверенитетом.
К водной территории государства согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. относятся морские воды, расположенные в сторону от берега от прямых исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря (включая воды государств-архипелагов), воды внутренних морей, морских портов, заливов, берега которых принадлежат одному государству, и, если их ширина не превышает 24 морских миль, воды исторических заливов, гаваней и бухт, озера, каналы, реки и воды территориального моря.
Воздушная территория государства включает в себя воздушные пространства над сухопутной территорией, внутренними водами и территориальным морем государства. Государство осуществляет суверенитет и в этих пространствах, устанавливая в законодательном порядке его правовой режим, в частности правила полетов.
Из закрепленного в международном праве принципа суверенного равенства государств вытекает право каждого государства в пределах собственной территории осуществлять территориальное верховенство, т. е. власть данного государства является высшей по отношению ко всем физическим и юридическим лицам, находящимся в пределах его территории. На территории государства исключается власть другого государства, что вся законодательная, исполнительная, административная и судебная власть государства распространяется как на его собственных, так и на иностранных физических и юридических лиц, за исключением случаев, когда иное предусмотрено в межгосударственных соглашениях.
Территориальное верховенство – невозможность в пределах конкретной территории одновременного существования другой власти. Любые попытки реализовать в пределах территории государства без его ясно выраженного согласия властных полномочий другого государства будут в соответствии с современным международным правом расценены как вмешательство во внутренние дела такого государства и посягательство на его суверенитет.
Мир науки
Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!
Состав территории страны
Важным подразделением в географии является современное государство. Именно в пределах государственных границ территориально объединены все структуры страны и управления, благодаря чему обеспечивается
целостность территориальной организации производительных сил и общества. Страны можно сравнивать по статистическим показателям, которые регулярно публикуются. Время использования как основных единиц исследования и типологии вызывает практические трудности, связанные с различиями в площади территории и численности населения стран.
Территория государства составляет необходимую, а в большинстве случаев и достаточную материальную операционную базу для самого ее возникновения, существования и развития. Территория является определенной плоскостной емкостью, которая удерживает на себе все объекты государства: от природно-ресурсных человеческие дома. И само зарождение государства возможно только после отделения определенной территории, является достаточно сложным процессом. В пределах территории государства самые разнообразные объекты неизбежно объединяются и начинают действовать как единый организм.
С точки зрения международного права, важнейшими особенностями территории государства, или государственной территории, является ее целостность и неприкосновенность. Это основополагающий принцип мирного сосуществования народов и государств на международной арене. Международное сообщество признало недопустимость использования войны как средства решения территориальных споров. Государство, территорию которой стремится захватить другое государство (государства), имеет законное право на ее защиту всеми возможными средствами. Она может рассчитывать на моральную, материальную и правовую поддержку мирового сообщества.
В состав государственной территории входят суша в пределах границ, воды (внутренние и территориальные) и воздушное пространство, находящееся над сушей и водами. Государству принадлежат также и недра, расположенные под сухопутной и водной территориями. В состав государственной территории входят и экстерриториальные элементы: суда, самолеты, морские кабели за пределами собственно территории государства, территории посольств, генеральных консульств, дипломатических миссий и представительств определенного государства, на которые распространяется ее суверенитет.
Акватория государства включает все воды внутренних рек и озер, заливов и проливов, если ширина последних не превышает 24 морские мили. Например, Турции относятся морские проливы Босфор и
Дарданеллы, которые соединяют между собой Черное и Средиземное моря. В акватории государства также относятся воды заливов, лиманов, бухт, которые исторически принадлежат той или иной стране, например Бугский или Днепровский лиманы Украины. В акватории (территории) государства не включаются территориальные воды, которые находятся на расстоянии 12 миль от морского побережья (линии отлива). Однако эта акватория находится под полной юрисдикцией государства, к территории которой она прилегает. Кроме того, государству принадлежит и вся толща воды территориальных вод и недра под их дном.
В определенных пределах собственной территории и акватории государство имеет исключительное право на добычу полезных ископаемых из недр, толще воды, а также тех, залегающих на морском или озерном дне. На основании договора-концессии государство может на определенных условиях и на определенный срок передавать физическим или юридическим лицам, в том числе иностранным, права эксплуатации собственных недр. По истечении срока договора действие концессии прекращается.
В состав территории государства входят территориальные воды. Большинство приморских государств имеют территориальные воды на расстоянии от 3 до 12 миль от берега. После второй мировой войны 22 страны, в том числе латиноамериканские, объявили установление 200-миль-ной зоны территориальных вод.
В рамках 200-мильных прибрежных экономических зон объем юрисдикции государства сводится к минимуму. Государства имеют суверенные права на разведку и разработку природных ресурсов дна и недр этой зоны.
Экономически государству принадлежит и континентальный шельф, который определяется по трем признакам: 1) прилегания к государственной территории, 2) глубина до 200 м; 3) техническая доступность ресурсов.
Согласно Конвенции ООН по морскому праву, границы континентального шельфа не могут находиться далее чем на расстоянии 350 миль от берега или на расстоянии 100 миль от изобаты в 2500 г. Страны имеют право только на разведку и эксплуатацию шельфа, но не имеют суверенных прав на соответствующую акваторию.
Эти положения очень важны для географов, поскольку экономические зоны и шельфы стран часто превышают площадь их сухопутной территории и могут в значительной степени увеличивать ресурсный потенциал. Причем неприморських стран в мире меньше (30), чем приморских. Отсутствие выхода к морю отрицательно сказывается на развитии стран.
Эксперты считают, что в ближайшие годы на подводные месторождения приходиться 40-50% всей добычи нефти. Континентальный шельф и дно океана богаты также железом, никелем, медью, марганцем, кобальтом. Во многих районах Мирового океана ведется добыча полезных ископаемых.
В 1988 г. правительство Японии посвятил специальное заседание своем маленьком необитаемом островку Окинатори в Тихом океане. Донная часть острова стала напоминать рюмку, ножка которой вот-вот надломится и островок погрузится в море. Для укрепления подводной почвы правительство направило большую сумму 30 млрд иен. Оправдано ли это? Оказывается, если бы остров исчез, то морская экономическая зона Японии сократилось бы, согласно Конвенции ООН, примерно на 400 тыс. км2, что превышает всю сухопутную японскую территорию.
Близким (по объему) к понятию государственной территории является понятие национальной территории, то есть той части земной поверхности, которая исторически сплошь заселена определенным народом. Иногда национальная территория намного больше государственной. Понятие национальной территории часто употребляют в значении государственного. Существует также понятие канонической территории, т.е. географического пространства традиционного распространения определенной религии или конфессии.
Состав территории страны
Самой важной территориальной единицей в географии с точки зрения ряда ученых является современное государство. Это утверждение связано со следующими обстоятельствами.
— В пределах государственных границ территориально совмещены все структуры страны и управление, чем обеспечивается целостность территориальной организации производительных сил и общества через государственные и общественные регуляторы.
— Страны — главные «оценочные единицы», и их можно сравнивать по регулярно публикуемым статистическим показателям. В то же время использование их в качестве основных единиц исследования и типологии наталкивается на практические трудности, связанные с различиями в площади территории и численности населения стран.
Территория государства (страны) — часть земного шара, находящаяся под суверенитетом определенного государства.
Состав территории страны Всостав территории государства входят суша в пределах границ, воды (внутренние и территориальные) и лежащее над сушей и водами воздушное пространство (тропосфера, стратосфера, ионосфера, а также значительная часть вышележащего пространства).
Внутренние воды в России: 1) морские воды, расположенные в сторону берега от прямых линий, принятых для отсчета территориальных вод; 2) воды портов; 3) воды заливов, бухт, губ, лиманов, берега которых полностью принадлежат стране, если ширина каждого из них не превышает 24 миль; 4) воды заливов, бухт, губ и лиманов, морских проливов, исторически принадлежащих России; 5) воды рек, озер и иных водоемов, берега которых принадлежат стране.
Территориальные воды отсчитываются от линии максимального отлива.
Находящиеся под сухопутной и водной территорией недра являются принадлежностью государства (сегмент геоида до технически доступной глубины).
В истории был случай, когда территория практически подразделялась на наземную и подземную. По условиям Версальского договора Саарская область была поставлена под международный контроль. Затем ее населению было предоставлено право проголосовать, желает ли оно, чтобы область вернулась к Германии, присоединилась к Франции или, наконец, стала самостоятельной. При этом было предусмотрено, что в том случае, если Саарская область отойдет к Германии или будет самостоятельной, право на недра остается за Францией. Однако французское правительство прекрасно понимало всю ненормальность такого положения, и после референдума Германии было предоставлено право выкупить недра, что она и сделала в 1935 г.
Среди наиболее ценных участков территории страны — это прибрежные территории, которые, помимо естественных ресурсов, как правило, имеют условия для строительства портов и обеспечения тем самым выхода страны в мировой океан, что дает ей геоэкономические и геополитические преимущества. Зоны национальной юрисдикции прибрежного государства, предусмотренные международным правом (Конвенция ООН по морскому праву; Женевские конвенции 1958 г об открытом море, о территориальном море и прилежащей зоне, о континентальном шельфе, о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря).
Объем юрисдикции прибрежного государства убывает по мере удаления от берега, что отражает дальнейшее изложение.
— В состав территории государства входят территориальные воды, в пределах которых государство обладает юрисдикцией в полном объеме.
Большая часть приморских государств (100) имеет территориальные воды от 3 до 12 миль (в России — 12 миль), 22 страны, в том числе латиноамериканские, после Второй мировой войны объявили установление 200-мильной зоны территориальных вод, но фактически режим территориальных вод они осуществляют в гораздо меньших пределах.
— 200-мильные прибрежные экономические зоны — это зоны, в которых объем юрисдикции государства сводится к минимуму. Государства имеют суверенные права на разведку и разработку естественных ресурсов дна и недр этой зоны, а другие страны пользуются свободой судоходства и имеют доступ к излишкам допустимого улова.
Состав территории государства
В современном международном праве под территорией в широком смысле этого слова понимают различные участки земного шара с их сухопутной и водной поверхностью, недрами и воздушным пространством, а также космическое пространство и находящиеся в нем небесные тела. Пространства, составляющие единую территорию государства (государственную территорию), различны по своему статусу. В состав государственной территории входят:
1. Сухопутная территория, то есть вся суша в пределах государственных границ вместе с недрами в пределах государственных границ. Статус сухопутной территории как поверхности земли, очерченной границами государства, охватывает отдельные части территории, окруженные территорией других государств (анклавы), и острова, омываемые водой. В понятие сухопутной территории входят и недра, расположенные ниже почвенного слоя и дна находящихся на суше водоемов.
Именно по сухопутной территории определяются официальные размеры государства, протяженность сухопутных и морских границ.
Так, Советский Союз вплоть до 1991 г. определялся в качестве крупнейшего по территории государства, поскольку занимал почти 1/6 часть обитаемой суши земного шара, или 22,4 млн кв. км. Даже после распада СССР Российская Федерация остается самым большим государством планеты.
2. Водные пространства, включающие внутренние воды (воды рек, озер, искусственных водных объектов), внутренние морские (воды м орских портов, бухт, морей, проливов, заливов, лиманов, эстуариев) и территориальные воды (территориальное море). Водная территория охватывает:
а) внутренние (национальные) воды, включающие в себя морские воды, воды портов, воды заливов, берега которых принадлежат одному государству, если их ширина, как определено Конвенцией ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г. (вступила в силу для России в апреле 1997 г.), не превышает 24 морских миль, а также так называемые «исторические» заливы (например, к числу исторических заливов относятся залив Петра Великого, Чешская Губа и Печорская Губа (Российская Федерация); Гудзонов залив и залив Фанди (Канада); заливы Мори-Ферт и Бристольский (Великобритания) и др.);
б) пограничные воды, то есть воды рек, озер и каналов, по которым проходит государственная граница;
Различие между внутренними и территориальными водами заключается в различных режимах плавания иностранных судов. На поверхность и недра дна территориального моря распространяется территориальное верховенство соответствующего государства. Недра, находящиеся под сухопутной и водной территорией государства, входят в состав его территории без каких-либо ограничений по глубине.
Внешней границей территориального моря является линия, каждая точка которой находится от ближайшей точки исходной линии на расстоянии, равном ширине территориального моря (ст. 4 Конвенции 1982 г.).
Конвенция ООН закрепила и способы определения исходной линии, установив в качестве нормальной линии для измерения ширины территориального моря линию наибольшего отлива вдоль берега, указанную на официально признанных прибрежным государством морских картах крупного масштаба (ст. 5). Конвенцией оговорены и некоторые иные способы исчисления ширины территориального моря.
Установлено, что прибрежное государство может осуществлять контроль в зоне, прилежащей к его территориальному морю, называемой прилежащей зоной. Она не может распространяться за пределы двадцати четырех морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Причиной контроля может быть необходимость:
а) предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил в пределах его территории или территориального моря;
б) наказания за нарушение вышеупомянутых законов и правил, совершенное в пределах его территории или территориального моря.
В этой связи представляется уместным отметить, что используемый в международных договорах термин «территория» применительно к определенному государству-участнику не всегда означает государственную территорию (или ее часть). Такой вывод следует из анализа содержания ряда международных договоров. Например, в соглашениях о воздушных сообщениях говорится, что термин «территория» в отношении каждого государства-участника означает земные поверхности, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними, находящиеся под суверенитетом этого государства. Здесь под территорией понимается именно государственная территория.
В Соглашении о торговых и коммерческих отношениях между Россией и Канадой от 19 июня 1992 г. Стороны приняли на себя обязательство обеспечить свободу транзита товаров другой Стороны через свою территорию. «Своя территория» применительно к каждому государству-участнику означает территорию, на которую распространяется действие его таможенных законов, включая любые районы за пределами его территориальных вод (т.е. за пределами государственной территории), в границах которых оно может осуществлять права в отношении морского дна, недр и их природных ресурсов.
3. Воздушное пространство представляет собой часть земной атмосферы, расположенную над сухопутной и водной государственной территорией. Государственное воздушное пространство как интегральная часть государственной территории есть пространство над сухопутной и водной поверхностью, заключенной в границах государства.
Верхней границей воздушного пространства является граница земного пространства в целом, отделяющая последнее от космоса. Под границей земного пространства понимают шаровидную поверхность, повторяющую конфигурацию Земли и расположенную на некотором расстоянии от ее поверхности (уровня моря). Обычно исходят из того, что эта шаровидная поверхность должна располагаться на таком уровне, который позволит спутникам Земли вращаться без существенного торможения и сгорания в земной атмосфере. Такое высотное расположение по общему правилу определяют в 110 км.
И.Н. Барциц определил государственную территорию как «пространство, на которое распространяются правовые установления данного государства, на котором органы государственной власти обладают правом на законное принуждение к соблюдению и исполнению правовых норм. Считаем, что в свете вышеприведенных положений, касающихся характеристики и состава государственной территории, такое определение больше соответствует не государственной территории, а территории, на которую распространяется государственная юрисдикция. Проведенный нами анализ международных договоров дает основания утверждать, что понятие «государственная территория» более узкое по отношению к понятию «территория, на которую распространяется национальная юрисдикция». Последним охватывается не только государственная территория, но и территория не относящаяся к таковой: прилежащая зона, континентальный шельф, исключительная экономическая зона.
Н.А. Ушаков предлагает определять государственную территорию как «часть земного пространства, в пределах которого действует присущее государству свойство верховенства (территориального верховенства), иными словами пространства, в пределах которого государство осуществляет верховную власть и которым оно распоряжается, организуя его в административном (для целей управления) отношении и устанавливая его правовой режим (в целом и в части)». Данное определение можно подкорректировать, трояко: или заменив слово «пространство» на слово «шар» в соответствующем падеже, или опустить слово «земного». В любом из этих вариантов суть явления будет передана, верно.
Конституция Российской Федерации ч.1 своей ст. 67 фиксирует составные части государственной территории Российской Федерации. Она включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. В состав территории субъекта Федерации не включаются внутренние воды, территориальное море, недра и воздушное пространство.
Российская Федерация также обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права (ч. 2 ст. 67 Конституции РФ).
Таким образом, Конституция Российской Федерации выделяет два вида территориальных пространств:
1. собственно территория государства, в пределах которой оно осуществляет абсолютную юрисдикцию;
2. пространства, на которых суверенные права и юрисдикция определяются в соответствии с нормами международного права.
Согласно Конституции нашей страны, государственный суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. Поскольку территория государства по своим физическим свойствам неоднородна, то правомерно говорить о том, что суверенитет РФ распространяется на следующие виды территорий: сухопутная территория Российской Федерации (17 075,4 тыс. кв. км.); водная территория, включающая установленную Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. 12-мильную зону территориальных вод; земные недра в пределах сухопутной и водной территории; воздушное пространство до его границы с космосом; арктическая территория.
Статус и правовой режим внутренних морских вод, территориального моря и прилежащей зоны Российской Федерации регламентируется Федеральным законом от 31 июля 1998 г. «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации». Внутренними морскими водами Российской Федерации являются воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации (ч. 1 ст.1 Федерального закона «О внутренних морских водах. »). Внутренние морские воды являются составной частью территории Российской Федерации.
Исключительной экономической зоной Российской Федерации является морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, устанавливаемым федеральным законодательством, международными договорами и нормами международного права. Внешняя граница исключительной экономической зоны России находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорами РФ. В исключительной экономической зоне Россия осуществляет суверенные права и юрисдикцию. Среди суверенных прав Российской Федерации в исключительной экономической зоне выделяются:
— суверенные права в целях разведки, разработки, промысла и сохранения живых и неживых ресурсов и управления такими ресурсами;
— суверенные права в целях разведки морского дня и его недр;
— исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на морском дне и в его недрах;
— исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений.
В исключительной экономической зоне иностранные государства пользуются свободой судоходства и полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов. Однако указанные права осуществляются лишь при условии соблюдения российского законодательства и международных договоров, стороной которых является Российская Федерация.
В правовом смысле территория определяет, прежде всего, пределы распространения властных полномочий различного уровня и характера. На одной и той же территории функционирует публичная власть нескольких уровней: федеральная власть, власть субъектов Федерации, власть местного самоуправления. Этим и обусловлено разграничение полномочий органов власти различных уровней. Территориям, где располагаются органы государственной власти, оборонные объекты, приграничные территории, отводится особая роль, поскольку их правовое положение не может быть реализовано в рамках общих правил.
Границами определяются пределы территориального верховенства государства. Цель установления границ четко видна в определении границы государства, приведенное в энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза, И.А. Ефрона: «Границами смежных государств определяются пределы территориального верховенства каждого из них; поэтому они должны быть точно определены, ввиду предупреждения столкновений и недоразумений. Различают границы физические (моря, реки, горные хребты) и договорные или условные. Одного такого существования физических границ еще недостаточно: они должны быть признаны таковыми».
Пределы государственной территории, определяются ее границами, которые должны быть международно-признанными и международно-установленными. Граница государственной территории Российской Федерации закреплена действующими международными договорами и законодательными актами бывшего СССР.
Государственной границей Российской Федерации является граница РСФСР, закрепленная действующими международными договорами и законодательными актами бывшего СССР». Россия при установлении и изменении прохождения своей Государственной границы, установлении и поддержании отношений с иностранными государствами на Государственной границе, а также регулировании правоотношений в приграничных районах (акваториях) Российской Федерации и на путях международных сообщений, пролегающих на российской территории, руководствуется принципами: обеспечения безопасности Российской Федерации и международной безопасности; взаимовыгодного всестороннего сотрудничества с иностранными государствами; взаимного уважения суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ; мирного разрешения пограничных вопросов.
Государственные границы определяют пределы государственной территории и в этом их основное назначение. Статьей 5 Закона Российской Федерации о Государственной границе РФ определен порядок ее прохождения, установления и изменения. Прохождение Государственной границы устанавливается и изменяется международными договорами Российской Федерации, федеральными законами. Документы об изменениях, уточнениях прохождения Государственной границы на местности, произведенных в порядке проверки Государственной границы на основании международных договоров Российской Федерации, вводятся в действие в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Прохождение Государственной границы, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, устанавливается:
Государственная граница, проходящая по реке, ручью, озеру или иному водоему, не перемещается как при изменении очертания их берегов или уровня воды, так и при отклонении русла реки, ручья в ту или иную сторону;
г) на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водоемах в соответствии с линией Государственной границы, проходившей на местности до ее затопления;
К внутренним водам Российской Федерации относятся:
а) морские воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориальных вод Российской Федерации;
б) воды портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других сооружений портов;
в) воды заливов, бухт, губ, лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морских миль;
г) воды заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов, исторически принадлежащих Российской Федерации, перечень которых объявляется Правительством Российской Федерации;
д) воды рек, озер и иных водоемов, берега которых принадлежат Российской Федерации.
В соответствии с нормами международного права ч. 2 ст. 67 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права. Охрана территории, континентального шельфа и исключительной экономической зоны относится к исключительному ведению Российской Федерации и входит в ведении федеральных властей. Они обязаны обеспечить территориальную целостность Российской Федерации и ее субъектов.
Континентальный шельф Российской Федерации включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Подводной окраиной материка является продолжение континентального массива Российской Федерации, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема. Определение континентального шельфа применяется также ко всем островам Российской Федерации. Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря.
Внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается на расстояние более чем 200 морских миль.
Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. «О континентальном шельфе Российской Федерации» своей ст.1 определил, что если подводная окраина материка простирается на расстояние более 200 морских миль от указанных исходных линий, внешняя граница континентального шельфа совпадает с внешней границей подводной окраины материка, определяемой в соответствии с нормами международного права.
Делимитация континентального шельфа между Российской Федерацией и государствами, побережья которых противолежат побережью Российской Федерации или являются смежными с побережьем Российской Федерации, осуществляется на основе международных договоров Российской Федерации или норм международного права.
Исключительная экономическая зона Российской Федерации представляет собой морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающий к нему. Исключительная экономическая зона имеет смешанный правовой режим. На это указывает не только международно-правовая доктрина, но и конституционное положение о том, что Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в исключительной экономической зоне в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права. Правовой режим этого пространства установлен Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», международными договорами Российской Федерации и нормами международного права. Определение исключительной экономической зоны применяется также ко всем островам Российской Федерации, за исключением скал, которые не пригодны для поддержания жизни человека или для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности.
Внутренней границей исключительной экономической зоны является внешняя граница территориального моря. Внешняя граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Делимитация исключительной экономической зоны между Российской Федерацией и государствами, побережья которых противолежат побережью Российской Федерации или являются смежными с побережьем Российской Федерации, осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации или общепризнанными принципами и нормами международного права. Правовое регулирование этих вопросов осуществляется нормами международного права.
Диссертационный анализ различных теоретических представлений о территории государства, его составных элементах, правовых принципах регулирования территориальной государственной организации привел нас к обоснованию необходимости нового уровня разработки категории «территория» в теории права.
Научное осмысление правовых и государственно-практических явлений, связанных с категорией «территория», с нашей точки зрения, должно начинаться с определения структурного понятийного ряда самой правовой категории.