Что такое составить план по литературному чтению
Картинный план: что это такое и как его составить
Что такое картинный план произведения — это последовательно выстроенные иллюстрации (картинки) к каждой части текста. Для чего он нужен и как его составить?
Что это такое
В картинном плане пункты обозначены не словами (или не только словами), но и графическими образами.
Самые древние планы в картинках рисовали первобытные люди на стенах пещер, когда последовательно изображали процесс охоты: человечек берет лук или копье — человечек бежит за зверем — стрела или копье торчит из убитого зверя. Такая схема выполняет главную функцию — отражает последовательность ключевых эпизодов, их логику через эмоциональное, образное восприятие.
Это не просто набор иллюстраций; например, что такое картинный план к рассказу — это разбивка текста на смысловые части, каждая из которых выражается через образ-картинку.
Такой способ составления подходит для дошкольников и ребят из младших классов, которые легче оперируют конкретными зрительными образами, чем абстрактными конструкциями. И это полноценная аналитика, так как требует сознательного понимания текста, деления его на отрывки, поиска взаимосвязей между его частями, развивает мышление и речь детей.
Эта методика прекрасно зарекомендовала себя в работе с детьми с нарушенной речью. Зрительные образы такие малыши воспринимают легче слов и шаг за шагом, от картинки к картинке восстанавливая ход событий в тексте, учатся связной монологической речи.
Для школьников среднего и старшего возраста такая методика используется редко, но тоже полезна для поддержания способности к открытому эмоциональному восприятию.
Как составляется
Основных видов работы с картинными планами несколько:
Если у вас домашнее задание из пункта 2, как составить картинный план к сказке или рассказу:
Какие требования предъявляются
Общие требования к картинному плану те же, что и к другим:
Вот, например, что такое картинный план к сказке А.С.Пушкина «О мертвой царевне и о семи богатырях»—- это не последовательные «портреты» царя, мачехи, царевны, королевича и богатырей, а ключевые «кадры» повествования:
Подобная методика используется не только для разбора и пересказа литературных произведений, но и в других учебных предметах: опорные схемы посадки растений, рассказа о явлениях природы и т. д.
Пример составления
Картинные планы составляют как к целому произведению, так и к отдельным темам.
Пример готового картинного плана — рассказ, как меняется море в «Сказке о рыбаке и рыбке» Пушкина:
Организация работы на уроке по составлению плана литературного произведения в начальной школе
Организация работы на уроке по составлению плана литературного произведения в начальной школе
Начиная работу над литературным произведением, «идеальный учитель» должен ставить перед собой задачу создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразных видов работы. Дети должны сначала понять весь материал, затем запомнить его. То есть работа до начала чтения, работа во время чтения и работа над текстом после чтения должна проводиться обязательно именно на уроке, следовательно, и обучать детей подробному пересказу следует тоже на уроке.
Но в большинстве случаев учителя уделяют внимание такому этапу работы над литературным произведением, как анализ, т.к. считают его наиболее сложным и трудоемким и подготовке работы перед непосредственным прочтением. Так же внимательно следят за совершенствованием навыков чтения. При этом такой этап работы как вторичный синтез отходит на второй план или вовсе не проводится. Учитель практически не учит детей подробному пересказу текста литературного произведения, а просто дает в качестве домашнего задания пересказать рассказ, сказку и т.п.
Дети, в свою очередь, не зная как пересказывать литературное произведение, на что следует обратить внимание, в какой последовательности должна проводиться работа и подготовка, и каковы критерии оценки, стараются, как правило, выучить текст наизусть, слово в слово. А ведь одним из главных критериев оценивания любого пересказа является живая речь ученика.
Поэтому и необходимо сделать так, чтобы ребенок, не затрудняясь, смог самостоятельно подготовиться к изложению содержания произведения своими словами, полно и выразительно. А для этого учителем должны использоваться приемы работы над подробным пересказом.
Одним из таких приемов является составление плана литературного произведения.
Оно приведет к осмысленному пересказу своими словами, так как нельзя составить план текста, не поняв его содержания, а понимание – это, прежде всего, перевод текста на «свой» язык.
План помогает выделить основную мысль, установить последовательность событий, понять взаимосвязь между отдельными частями текста. Работа над планом развивает речь и мышление учащихся, школьники учатся делить текст на законченные в смысловом отношении части, находить основное в каждой части, кратко и четко формулировать главную мысль в виде заглавия части текста или пункта простого плана.
Вместе с тем составление плана помогает и запомнить материал. Составление плана влияет на полноту, скорость, точность и прочность запоминания материала.
Работа, подготавливающая детей к составлению плана, проводится уже в период обучения грамоте. Самый простой ее вид – установление соответствия заголовков содержанию маленьких текстов.
Второй вид работы, подготавливающий детей к составлению плана, – выборочное чтение под руководством учителя. Дети читают те части текста, которые являются ответом на поставленный учителем вопрос. Выборочное чтение учит выделять из рассказа нужные мысли, развивает умение делить рассказ на части. Обучение умению составлять план строится с учетом постепенного нарастания трудностей и проводится в определенной системе.
На начальных этапах обучения составления плана текста, рассказа или сказки учителя используют часто прием – показ на примере, каким должен быть план. Для этого школьникам вначале дают готовый план. Как правило, это бывает план к изложению. Написав несколько изложений по готовому плану, дети должны начать составлять такой план сами.
На примере им показывают и как формулируются заголовки. Они тоже даются в готовом виде. Работая с такими заголовками, дети должны не только видеть в них образец, но и определять, к какой части текста относится каждый из них.
Вместе с этим учащимся выдаются памятки составления плана рассказа.
Прочитай весь рассказ. Наметь его части. Отметь начало и конец карандашом. Как ты выделял части?
Прочитай первую часть, выдели в ней главное, подчеркни его карандашом, озаглавь эту часть.
Таким же образом поработай и над другими частями, озаглавь их. Запиши план. Прочти. Подумай. Убедись, отражает ли он главное, не упущено ли основное.
Проверь, не повторяются ли заголовки и помогут ли они тебе вспомнить рассказ.
Л. Ф. Климанова предлагает немного иное поэтапное составление плана, которое предложено в учебнике «Родная речь» 3 класс, 2 часть:
Разделить текст на части (одна часть отличается от другой содержанием);
В каждой части найти (определить) основную мысль. Выразить ее одним предложением или найти такое предложение в тексте;
Записать получившиеся предложения. Они будут пунктами твоего плана;
Перечитать план. Посмотреть, соответствует ли он содержанию текста;
Передать содержание произведения, опираясь на пункты плана.
Приведем пример составления на уроке плана рассказа «Котенок» из учебника Климановой Л.Ф. «Родная речь», 2 класс, 1 часть:
Ребята, внимательно прочитайте рассказ и наметьте границы его первой части.
Определите главную мысль этой части.
Как можно озаглавить эту часть.
Внимательно прочитайте рассказ и наметьте границы второй части.
Определите главную мысль этой части.
Как можно озаглавить эту часть рассказа?
Дети нашли кошку с котятами.
Прочитайте рассказ и наметьте границы третьей части.
Определите главную мысль этой части.
Как можно озаглавить эту часть рассказа?
Прогулка с котенком;
Дети потеряли котенка.
Прочитайте рассказ и наметьте границы четвертой части.
Определите главную мысль этой части.
Как можно озаглавить эту часть рассказа?
Вася спас котенка от собак.
Ребята, мы все вместе составили план рассказа «Котенок». В итоге он получится таким (Учитель записывает на доске план рассказа):
Дети нашли кошку с котятами.
Вася спас котенка от собак.
Дети читают рассказ и карандашом отмечают границы первой части.
В этой части говорится о том, что у детей потерялась кошка, и они не могли ее найти.
Дети читают рассказ и карандашом отмечают границы второй части.
В этой части говорится о том, что Вася нашел кошку на крыше амбара с котятами.
Дети нашли кошку с котятами.
Дети читают рассказ и карандашом отмечают границы третьей части.
Дети пошли гулять с котенком и он потерялся.
Дети читают рассказ и карандашом отмечают границы четвертой части.
Собаки хотели схватить котенка, но Вася закрыл его животом и спас.
Памятка по литературному чтению. Учимся составлять план рассказа.
Составь каждый из планов?
Попробуем сделать это на примере рассказа
Мы как-то раз поймали в море черепаху. Она была большой-пребольшой. Не черепаха, а настоящий домик на косолапых ножках.
Посадили мы эту черепаху на палубу. А она вдруг расплакалась. Утром плачет, вечером плачет и в обед тоже кап-кап… Укатилось солнышко в море – черепаха плачет. Ей солнышко жалко. Погасли звезды – снова плачет. Жалко ей звездочек.
Нам тоже стало жалко черепаху. Мы отпустили её в синее море. Потом узнали: обманула она нас… Ничего ей не жалко было. Плачут черепахи потому, что живут в море. Вода в море соленая. Лишнюю соль из воды черепахи и выплакивают.
Составить план текста
1. Прочитай произведение.
2. Определи идею, то есть главную мысль.
3. Сформулируй идею в нескольких предложениях.
4. Вырази идею в одном предложении.
5. Раздели произведение на смысловые части.
6. Озаглавь каждую часть.
7. Прочитай названия частей и проверь, насколько точно они передают содержание текста; не пропустил ли ты какого-нибудь эпизода.
Виды плана
• Вопросный • Тезисный • Назывной
Вопросный план
План записывают в форме вопросов к тексту. Каждый вопрос – к какой – либо одной смысловой части текста. Вопросы должны быть заданы так, чтобы ответы на них помогали восстановить содержание всего текста.
При составлении вопросного плана лучше использовать вопросительные слова («как», «сколько», «когда», «почему» и т.д.), а не словосочетания с частицей «ли» («есть ли», «нашел ли», и т.п.).
Например:
— Кого поймали в море?
— О чем плакала пойманная черепаха?
— Почему черепаха плакала на самом деле?
Тезисный план
План записывают в виде тезисов*.
*Тезис – кратко сформулированная идея абзаца или части текста.
Каждый тезис соответствует какой-либо одной смысловой части текста. В таком плане много глаголов.
Например:
— В море поймали черепаху.
— Пойманная черепаха все время плачет.
— Черепаха выплакивает лишнюю соль из организма.
Назывной план
План записывают в виде тезисов, в которых не используют глаголы.
В назывном плане много существительных и прилагательных.
Например:
— Пойманная черепаха.
— Черепашьи слезы.
— Настоящая причина слёз черепахи.
Комбинированный
Такой план может сочетать в себе разные виды планов.
Например:
— Кого поймали в море?
— Пойманная черепаха все время плачет.
— Настоящая причина слёз черепахи.
Памятка по литературному чтению. Учимся составлять план рассказа
Предварительный просмотр:
Как составить тезисный план текста?
Тезис – кратко сформулированное положение, в котором заключена основаная мысль текста. Тезис повествует о том, о чем пойдет речь в тексте.Составить тезисный план – значит выделить основные тезисы текста. Можно выделить тезис всего текста, а потом разделить его на подтезисы.
Уровень сложности: Несложно
Итак, начнем составлять план определенного текста. Прочитайте весь текст и запишите его основную мысль – что именно хотел передать текстом его автор. Сформулируйте тезис как можно короче, в то же время точно и полно. Избегайте уточнения в тезисе мелких подробностей, ваша задача только передать суть.После того, как тезис записан, перечитайте текст еще раз и проверьте, соответствует ли составленная вами формулировка главной мысли текста, нет ли недочетов. По возможности еще сократите тезис.
После этого начинаем выделять подпункты, или подтезисы главного тезиса.Очень удобно работать с текстом, разделенном на абзацы. Обычно абзац несет в себе какую-то определенную мысль, предложение, выделенное автором в абзац может служить для уточнения его мысли и создания определенной окраски.Прочитайте каждый абзац и сформулируйте его тезис. Может быть так, что в абзаце выделяется несколько тезисов. Тогда выделите главный и оставьте свободное место, чтобы потом добавить пункты. Не стремитесь сразу проработать все мелочи.Абзацы, которые автор использует для уточнения своей мысли или для создания особой выразительной окраски у текста, нужно объединить с другими абзацами, выделять выразительность в отдельный тезис нет необходимости.
Теперь осталось только проработать каждый из абзацев еще раз, чтобы выделить подпункты.Необходимость выделения подпунктов в каждом абзаце зависит от того, какой вам нужен план – подробный или просто краткий. Поступайте с этим пунктом на собственное усмотрение.
Видео
Подзаголовки
Рассматривая, как составить план рассказа, мы подошли к следующему этапу работы – емко озаглавить каждый из выделенных ранее фрагментов. Следует стремиться к тому, чтобы содержание изложить 2-4 словами. В нашем случае получаются такие заголовки:
Также получилось 8 подзаголовков, каждый из которых представляет собой пункт плана. Используя его, можно без проблем пересказать текст, поскольку все основные события, которые описал Толстой, в нем представлены.
Как составить цитатный план по литературе
Если в классе задают подготовить пересказ какого-нибудь рассказа или сказки, то делать надо вот что:
Для составления цитатного плана, так же как и для обычного, необходимо сначала прочитать само произведение.
Далее – мысленно разбить текст на смысловые части, каждая из которых повествует об одном из действий, происходящих в книге.
Теперь в каждой части найти предложение, в котором отражена её основная мысль.
Записать их дословно и по порядку, не забывая пронумеровать.
Если нет опыта в составлении цитатного плана произведения, то для облегчения работы можно составить таблицу, где в первом столбце прописать все пункты традиционным способом, а во втором – соответствующую каждому пункту цитату.
Грамотный человек всегда помнит о недопустимости ошибок в сочинении и значит не забудет:
что по правилам русского языка нужно заключать каждую цитату в кавычки;
если цитата начинается не с начала предложения, то перед первым словом ставится многоточие, а начинаться оно будет со строчной буквы;
в том случае, когда в качестве цитаты берётся целое предложение, то в начале пишется заглавная буква и в конце ставится точка перед кавычками;
пропущенные слова заменяются многоточием.
Основные ошибки
Рассмотрев, как составить план рассказа о животном, проанализируем основные ошибки, которые могут допускать школьники. Их несколько:
Избежать этих ошибок поможет грамотная и вдумчивая работа над текстом, его неоднократное перечитывание с карандашом в руках. Конечно, второй класс – это лишь вторая ступень начальной школы. Времени на то, чтобы научиться анализировать произведение, у детей будет вполне достаточно, но чем раньше начать, тем лучше будет результат на ЕГЭ. Поэтому работе над составлением плана текста должно уделяться особое внимание, она помогает выделять главное и отсеивать малозначительные детали, тренирует мышление, логику и память.
Мы рассмотрели, как составить план рассказа (2 класс), из каких этапов должна состоять работа. Если что-то не получается с первого раза, не стоит унывать, надо упорно работать, тогда и результат не заставит себя долго ждать.
Почему вам нужен план чтения и как его составить
Что это такое
План – это совокупность структурных элементов, которые будут присутствовать в самом повествовании, при этом чем более развернутый и подробный перечень составлен, тем проще становится соединить элементы воедино и воссоздать связный подробный текст. В школе предстоит составить немало подобных «списков»: подробных и кратких, цитатных и тезисных, при кажущейся сложности эта форма работы очень полезна, поскольку способствует детальной проработке и запоминанию материала.
Написание подзаголовков
Следующий этап – создание заголовков, кратко и емко передающих смысл выделенных ранее, частей рассказа. Идеальный подзаголовок должен состоять из 2-3 слов.
Заголовки могут быть такими:
У нас получилось столько же подзаголовков, сколько и выделено частей, но это не единственная возможность составить план рассказа. Некоторые части рассказа можно детализировать, 3 и 8 подзаголовки проработать. Посмотрим, что получилось.
Пример сложного плана:
3.1 Растерянность и страх собаки.
3.2 Нетипичное поведение хищника.
8.1 Осознание львом гибели друга.
8.2 Неприятие другого пса.
8.3 Гибель от тоски.
Развернутый план, конечно, требует более вдумчивого подхода, и возможно, больше времени на составление, но он имеет одно веское преимущество – пересказывать текст по нему легче.
Видео
Сложный план
Иногда задание усложняется, например, структура может быть не простой, а развернутой. Рассмотрим, как составить план рассказа в этом случае. Сначала также выделяются смысловые части, однако одну или две из них следует еще более дробно разделить. В тексте «Лев и собачка» можно более детально проработать части 3 и 8. При составлении плана пересказа эти фрагменты в свою очередь могут быть подразделены так:
8. Отчаяние и гибель льва.
Такой развернутый план, конечно, требует более тщательного составления, однако и пересказывать по нему значительно проще.
Алгоритм работы с текстом
Составление плана рассказа (программа 2 класса) можно разбить на несколько этапов.
Если пересказ получается с первого раза, план составлен хорошо. Если при пересказе теряется сюжетная линия, работу с планом следует продолжить.
К примеру, набросаем план короткого произведения Л. Н. Толстого, изучаемого в школе в начальных классах – «Лев и собачка».
Как составить цитатный план по литературе
Если в классе задают подготовить пересказ какого-нибудь рассказа или сказки, то делать надо вот что:
Для составления цитатного плана, так же как и для обычного, необходимо сначала прочитать само произведение.
Далее – мысленно разбить текст на смысловые части, каждая из которых повествует об одном из действий, происходящих в книге.
Теперь в каждой части найти предложение, в котором отражена её основная мысль.
Записать их дословно и по порядку, не забывая пронумеровать.
Если нет опыта в составлении цитатного плана произведения, то для облегчения работы можно составить таблицу, где в первом столбце прописать все пункты традиционным способом, а во втором – соответствующую каждому пункту цитату.
Грамотный человек всегда помнит о недопустимости ошибок в сочинении и значит не забудет:
что по правилам русского языка нужно заключать каждую цитату в кавычки;
если цитата начинается не с начала предложения, то перед первым словом ставится многоточие, а начинаться оно будет со строчной буквы;
в том случае, когда в качестве цитаты берётся целое предложение, то в начале пишется заглавная буква и в конце ставится точка перед кавычками;
пропущенные слова заменяются многоточием.
Обязательные части плана
Основная фишка, как составить план произведения, — придумать оглавления главным эпизодам рассказа. При работе придерживаются классической структуры, когда все произведение делят на вступление, основную часть и вывод.
В идеале структура включает такие обязательные части: