Что такое средства физического воспитания и какова их классификация

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Что такое средства физического воспитания и какова их классификация. Смотреть фото Что такое средства физического воспитания и какова их классификация. Смотреть картинку Что такое средства физического воспитания и какова их классификация. Картинка про Что такое средства физического воспитания и какова их классификация. Фото Что такое средства физического воспитания и какова их классификация Что такое средства физического воспитания и какова их классификация. Смотреть фото Что такое средства физического воспитания и какова их классификация. Смотреть картинку Что такое средства физического воспитания и какова их классификация. Картинка про Что такое средства физического воспитания и какова их классификация. Фото Что такое средства физического воспитания и какова их классификация Что такое средства физического воспитания и какова их классификация. Смотреть фото Что такое средства физического воспитания и какова их классификация. Смотреть картинку Что такое средства физического воспитания и какова их классификация. Картинка про Что такое средства физического воспитания и какова их классификация. Фото Что такое средства физического воспитания и какова их классификация Что такое средства физического воспитания и какова их классификация. Смотреть фото Что такое средства физического воспитания и какова их классификация. Смотреть картинку Что такое средства физического воспитания и какова их классификация. Картинка про Что такое средства физического воспитания и какова их классификация. Фото Что такое средства физического воспитания и какова их классификация

Что такое средства физического воспитания и какова их классификация. Смотреть фото Что такое средства физического воспитания и какова их классификация. Смотреть картинку Что такое средства физического воспитания и какова их классификация. Картинка про Что такое средства физического воспитания и какова их классификация. Фото Что такое средства физического воспитания и какова их классификация

Что такое средства физического воспитания и какова их классификация. Смотреть фото Что такое средства физического воспитания и какова их классификация. Смотреть картинку Что такое средства физического воспитания и какова их классификация. Картинка про Что такое средства физического воспитания и какова их классификация. Фото Что такое средства физического воспитания и какова их классификация

Средство – это то, что применяется для достижения цели. Средствами ФВ называют то, что используется в целях укрепления здоровья, всестороннего развития организма, физических способностей, двигательных навыков и передачи знаний, т.е. для решения задач ФВ.

Основное средство ФВ − физические упражнения, вспомогательные средстваФВ: естественные силы природы, факторы личной и общественной гигиены.

Физические упражнения являются:

· основным и специфическим средством ФВ;

· носят характер сознательных двигательных действий;

· оказывают системное воздействие на человека (совершенствуют физические и психические свойства, формируют личностные качества и т.д.)

Естественные силы природы создают условия для эффективного влияния физических упражнений на занимающихся.

Факторы личной и общественной гигиены способствуют успешной организации и проведения занятий.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И КЛАССИФИКАЦИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

Физические упражнения – это двигательная активность человека, организованная в соответствии с закономерностями ФВ.

Содержание физических упражнений составляют:

· входящие в упражнение двигательные акты – движения и операции;

· процессы, разворачивающиеся в функциональных системах организма по ходу упражнения, определяющие его воздействие (здесь могут рассматриваться психологические, биохимические, биомеханические, физиологические и др. аспекты).

Формафизических упражнений зависит от:

· внутренней структуры (это характер связи процессов функционирования организма, их соотношение и характер взаимодействия);

· внешней структуры (это видимая форма, характеризующаяся соотношением пространственных, временных и динамических параметров движения).

Классификация – это представление упражнений как упорядоченной совокупности с подразделением на группы и подгруппы согласно определённым признакам.

Различают: общие и частные классификации ФУ.

Примерами общих классификаций ФУ являются историческая классификация и классификация по преимущественному проявлению физических качеств.

В исторической классификации выделяют ФУ, связанные с:

В классификации по преимущественному проявлению физических качеств выделяют:

· скоростно-силовые виды упражнений, характеризующиеся максимальной интенсивностью или мощностью усилий (спринтерский бег, метания, поднимание штанги и т.п.);

· виды упражнений, требующих преимущественного проявления выносливости в движениях циклического характера (лыжные гонки, бег, плавание, гребля на длинные и средние дистанции);

· виды упражнений, требующих проявления координационных и других способностей в условиях строго регламентированной программы движений (гимнастические упражнения, прыжки в воду, фигурное катание на коньках и др.);

· виды упражнений, требующих комплексного проявления физических качеств в условиях непрерывного изменения ситуаций и форм действий (борьба, бокс, спортивные игры и т.п.).

Примерами частных классификаций ФУ являются: биомеханическая и по зонам мощности (в физиологических системах).

В биомеханической классификации выделяют ФУ следующего характера:

В классификации по зонам мощности выделяют ФУ следующего характера:

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

К факторам, определяющим воздействие ФУ относятся:

· Человек, т.е. личностные свойства занимающегося (состояние здоровья, уровень физической подготовленности, половая принадлежность, интеллект, мотивация, интересы, активность).

· Личностные и профессиональные свойства специалиста, организующего воздействие.

· Научная разработанность закономерностей ФВ.

· Методические факторы, реализуемые при выполнении ФУ.

· Степень использования метеорологического фактора (естественные силы природы).

· Степень использования правил личной и общественной гигиены.

Что такое средства физического воспитания и какова их классификация. Смотреть фото Что такое средства физического воспитания и какова их классификация. Смотреть картинку Что такое средства физического воспитания и какова их классификация. Картинка про Что такое средства физического воспитания и какова их классификация. Фото Что такое средства физического воспитания и какова их классификация

ЭФФЕКТЫ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

Под эффектами ФУ подразумеваются вызываемые воздействием ФУ изменения в состоянии организма.

Выделяют следующие эффекты ФУ:

Ближайший эффект ФУ – это процессы, происходящие в организме непосредственно во время упражнения, а также изменения функционального состояния организма, возникающие к концу упражнения, в результате его выполнения.

Следовый эффект ФУ – это отражение воздействия упражнения, остающееся после его выполнения и меняющееся в зависимости от динамики восстановительных процессов.

Наложение ближайшего эффекта последнего занятия на общий следовый эффект вызывает кумулятивный эффект системы ФУ. Кумулятивный эффект системы упражнений приводит к:

· повышению физической подготовленности.

ХАРАКТЕРИСТИКА ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Естественными силами природы являются солнечное излучение (инсоляция), температура воздуха и воды, движение воздуха, атмосферное давление. Их используют:

· Как относительно самостоятельное средство оздоровления и закаливания;

· Как сопутствующий фактор, создающий благоприятные условия для занятий ФУ и усиливающий их воздействия.

Гигиенические факторы (неспецифические средства ФВ) имеют значение для полноценного решения задач ФВ. Среди гигиенических факторов выделяют:

· Средства, обеспечивающие жизнедеятельность человека вне процесса ФВ (нормы гигиены труда, отдыха, учёбы, питания, т.е. условий для эффективных занятий ФУ).

· Средства, включаемые в процесс ФВ и применяемые для восстановления после нагрузок (оптимальный режим нагрузок и отдыха, создание условий для занятий ФУ, массаж, баня, ультрафиолетовое облучение и т.д.).

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

Источник

Средства и методы физического воспитания

Что такое средства физического воспитания и какова их классификация. Смотреть фото Что такое средства физического воспитания и какова их классификация. Смотреть картинку Что такое средства физического воспитания и какова их классификация. Картинка про Что такое средства физического воспитания и какова их классификация. Фото Что такое средства физического воспитания и какова их классификация Что такое средства физического воспитания и какова их классификация. Смотреть фото Что такое средства физического воспитания и какова их классификация. Смотреть картинку Что такое средства физического воспитания и какова их классификация. Картинка про Что такое средства физического воспитания и какова их классификация. Фото Что такое средства физического воспитания и какова их классификация Что такое средства физического воспитания и какова их классификация. Смотреть фото Что такое средства физического воспитания и какова их классификация. Смотреть картинку Что такое средства физического воспитания и какова их классификация. Картинка про Что такое средства физического воспитания и какова их классификация. Фото Что такое средства физического воспитания и какова их классификация Что такое средства физического воспитания и какова их классификация. Смотреть фото Что такое средства физического воспитания и какова их классификация. Смотреть картинку Что такое средства физического воспитания и какова их классификация. Картинка про Что такое средства физического воспитания и какова их классификация. Фото Что такое средства физического воспитания и какова их классификация

Что такое средства физического воспитания и какова их классификация. Смотреть фото Что такое средства физического воспитания и какова их классификация. Смотреть картинку Что такое средства физического воспитания и какова их классификация. Картинка про Что такое средства физического воспитания и какова их классификация. Фото Что такое средства физического воспитания и какова их классификация

Что такое средства физического воспитания и какова их классификация. Смотреть фото Что такое средства физического воспитания и какова их классификация. Смотреть картинку Что такое средства физического воспитания и какова их классификация. Картинка про Что такое средства физического воспитания и какова их классификация. Фото Что такое средства физического воспитания и какова их классификация

К средствам физического воспитания относятся физические упражнения, оздоровительные силы природной среды и гигиенические факторы. Физические упражнения — это двигательные действия, по форме и содержанию соответствующие задачам физического воспитания. Если в целях спортивной тренировки используется бег, то это естественное двигательное действие приобретает рациональные формы.

Оздоровительные силы природной среды и гигиенические факторы также являются средствами физического воспитания. Такие природные факторы, как солнечная радиация, свойства воздушной и водной среды, служат средствами укрепления здоровья, закаливания и повышения работоспособности человека. Оздоровительные силы природы используются в процессе физического воспитания в двух направлениях:

— как сопутствующие условия (занятия на открытом воздухе, в условиях горного климата), усиливающие воздействие физических упражнений;

— при организации специальных дозированных процедур (сеансы закаливания, воздушные, солнечные и водные ванны).

Физические упражнения в сочетании с естественными факторами закаливания помогают повысить общую устойчивость организма к ряду неблагоприятных воздействий внешней среды.

В процессе физического воспитания применяются как общепедагогические методы, так и специфические, основанные на активной двигательной деятельности:

— метод регламентированного упражнения;

— словесные и сенсорные методы

Метод регламентированного упражнения предусматривает:

— твердо предписанную программу движений (заранее обусловленный состав движений, порядок повторений);

— по возможности точное дозирование нагрузки и управление ее динамикой по ходу упражнений, четкое нормирование места и длительности интервалов отдыха;

— создание или использование внешних условий, которые облегчали бы управление действиями занимающихся (применение вспомогательных снарядов, тренажеров, срочного контроля за воздействием нагрузки).

Игровой метод. К особенностям игрового метода в частности относится «сюжетная» организация игры: деятельность организуется с замыслом, предусматривающим достижение определенной цели. Игровой сюжет обычно заимствован из реальной жизни (имитация охоты, трудовых, бытовых действий). Но игровой сюжет может создаваться и специально, исходя из потребностей физического воспитания или конкретных задач того или другого занятия, или как условная схема взаимодействия играющих (современные спортивные игры).

Игровой метод используется чтобы комплексно совершенствовать двигательную деятельность в усложненных или облегченных условиях, развивать такие качества и способности, как ловкость, быстрота, ориентировка в пространстве, находчивость, самостоятельность.

Соревновательный метод используется как в относительно элементарных формах (способ стимулирования интереса и активизации занимающихся при выполнении отдельного упражнения на занятиях), так и в самостоятельном виде в качестве контрольно-зачетных или официальных спортивных соревнований. Основная черта соревновательного метода — сопоставление сил занимающихся в условиях упорядоченного соперничества за первенство или высокое достижение.

Словесные и сенсорные методы предполагают широкое использование слова и чувственной информации.

Благодаря слову можно сообщать необходимые знания, активизировать и углубить восприятие, поставить задание и сформулировать отношение к нему учащихся, можно руководить процессом выполнения задания, анализировать и оценивать результаты, корректировать поведение занимающихся.

В учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях слово может быть использовано и выражено в форме:

— дидактического рассказа, беседы, обсуждения;

— инструктирования (объяснение задания, правил их выполнения);

— сопроводительного пояснения (лаконичный комментарий и замечания);

— указаний и команд (как правило, в повелительном наклонении);

— оценки (способ текущей коррекции действий или их итогов);

— словесного отчета и взаиморазъяснения;

— самопроговаривания, самоприказа, основанных на внутренней речи (например, «сильнее», «держать», «плавно»).

Что такое средства физического воспитания и какова их классификация. Смотреть фото Что такое средства физического воспитания и какова их классификация. Смотреть картинку Что такое средства физического воспитания и какова их классификация. Картинка про Что такое средства физического воспитания и какова их классификация. Фото Что такое средства физического воспитания и какова их классификация

Посредством сенсорных методов обеспечивается наглядность, которая в физическом воспитании понимается весьма широко. Это не только визуальное восприятие, но и слуховые, и мышечные (проприоцептивные) ощущения.

Сенсорные методы могут реализоваться в форме:

— показа самих упражнений;

— демонстрации наглядных пособий;

— предметно-модельной и макетной демонстрации (с помощью муляжей-моделей человеческого тела, макетов игровых площадок с фигурками игроков);

— кино- и видеомагнитофонных демонстраций (просмотр кинокольцовок, специальных учебных кинофильмов, видеозаписей выполнения упражнений);

— избирательно-сенсорной демонстрации для воссоздания отдельных параметров движений с помощью аппаратурных устройств (метронома, магнитофона, системы сигнализирующих электроламп).

В общем перечне сенсорных методов могут быть представлены:

— метод направленного «прочувствования» движений, при котором обращается внимание на мышечные ощущения при различных вариантах выполнения двигательного задания;

— метод ориентирования, т.е. введение в задания предметных ориентировок (флажков, мишеней, специальной разметки зала);

— методы лидирования и текущего сенсорного программирования, в которых часто используется специальная электронная аппаратура, нередко с обратной связью (видео- и звуколидеры, указывающие, например, расхождение между заданным и фактическим темпами исполнения).

Источник

Понятие и средства физического воспитания

Для современной теории и методики физического воспитания актуален вопрос о разработке комплексного подхода к определению основных понятий в этом направлении. Прежде всего, это связано с необходимостью установления связи понятий, характеризующих физическое воспитание, и главных общих педагогических терминов и категорий. В данной статье мы детально разберем, что такое физическое воспитание.

Физическое воспитание что это. Основные определения

Физическое воспитание – это вид воспитания, который подразумевает обучение физическим упражнениям, формирование физических навыков, владение специальными физкультурными знаниями, а также становление осознанной необходимости приобщения к физкультуре.

Система физического воспитания является исторически обусловленным видом общественной практики физического воспитания, который включает мировоззренческие, научно-методические, программно-нормативные и организационные базы, отвечающие за физическое совершенство людей.

Физическое или телесное развитие представляет собой комплекс перемен в человеческом организме, который обуславливается необходимостью, закономерностью и предопределенной тенденцией (прогрессивной либо регрессивной).

Под физическим развитием понимают процесс и результат формирования навыков и функций человеческого организма, достигаемые под влиянием наследственных генов, окружающей обстановки и степени двигательной активности.

Под физическим формированием подразумевают действие окружающего мира на человека для изменения уровня его телесной организации. Физическое формирование может быть стихийным и целенаправленным.

Физкультурная работа является формой активной деятельности человека к окружающим и самому себе для достижения физического совершенства.

Физической культурой также называется вид материальной культуры, который характеризует уровень формирования общества в целом и людей по отдельности путем интенсивных, целенаправленных преобразований физического организма.

Доктрина физической культуры – это высочайшая форма научного познания, которая дает целостное представление о закономерностях и связях интенсивного, целенаправленного становления физического совершенства.

В широком понимании физическая подготовка означает процесс воспитания физических достоинств и овладение базовыми движениями.

В узком смысле физическая подготовка понимается как процесс воспитания физических способностей.

Физическое совершенство представляет собой исторически обусловленный эталон физического развития и физподготовки человека.

Средства физического воспитания

Основные средства физического воспитания это такие мероприятия, как физические упражнения и процедуры, гимнастика, игры, спорт, режим дня.

Под физическими упражнениями и процедурами понимаются осознанные двигательные действия, которые направлены на выполнение конкретных задач физического воспитания.

Физические упражнения выполняются по определенной методике и влияют на работу центральной нервной системы, сокращая утомляемость коры головного мозга и увеличивая общую функциональность. После физических упражнений организм ребенка лучше переносит тяжелую умственную нагрузку. Также физическая нагрузка улучшает опорно-двигательный аппарат, то есть скелет становится прочнее и подвижнее в суставах, увеличивается мышечная масса, мощь и эластичность тканей. Физические процедуры рекомендуются для поддержания мышечной, кровеносной и дыхательной систем.

Гимнастика представляет собой разнообразный комплекс упражнений, который оказывает многоплановое благоприятное воздействие действие на организм человека.

Гимнастические процедуры классифицируются в зависимости от времени и объема физической нагрузки в процессе занятий:

В физическом воспитании учеников главная роль отводится базовой гимнастике, которая составляет большую часть школьной программы по физкультуре. Упражнения отвечают за общее физическое становление учеников и формирование навыков труда, быта (движения рук, ног, туловища, головы и пр.). Физические упражнения рассчитаны на выработку силы, выносливости, быстроты.

Важное значение для школьников имеет гигиеническая гимнастика, которая включает утреннюю зарядку, двигательную активность на переменах, физкультминутки на уроках по разным предметам. Гигиеническая гимнастика поддерживает организм в бодром духе на протяжении всего дня и снижает утомление.

Игры также считаются средством физического воспитания и играют важную роль в физическом развитии. Неоднократное проведение игр требует активности от самих учащихся. В процессе игровой деятельности происходит выработка главных двигательных навыков: быстроты, ловкости, силы, выносливости. Эмоциональность игр создает условия для проявления индивидуальных характеристик и инициатив. Такое средство физического воспитания заметно поднимает настроение учеников.

Командные игры укрепляют обоюдную поддержку, учат коллективизму. Объединенные одной целью учащиеся оказывают взаимную поддержку и помощь друг другу, что приводит к укреплению дружеских отношений и сплочению класса.

Игры могут быть подвижными и спортивными. Они включены в школьную программу по физическому воспитанию. Активные развлечения в начальных классах проводятся на уроках физкультуры, на переменах, в разных секциях и в большинстве случаев на свежем воздухе. Для старшеклассников возрастает роль спортивных командных игр.

Некоторые физические упражнения рассматриваются в качестве отдельных видов спорта:

Спорт позволяет комплексно выполнять задачи по поддержанию самочувствия, развития физических способностей, морально-волевых качеств и достигать при этом успехов в отдельных видах спорта. Специфика спорта заключается в проведении спортивных состязаний. Выступая средством контроля над состоянием физкультурно-спортивной работы, они стимулируют физическое совершенство и вовлекают в занятия спортом.

Физвоспитание учеников в школе также осуществляется на прогулках, экскурсиях, туристических походах. Они улучшают общее самочувствие, воспитывают физическую закалку, а также расширяют кругозор. В походах дети учатся переносить природные факторы и правильно применять их с целью оздоровления организма.

Природные факторы также выступают средством физического воспитания: солнечные ванны, плавание, обтирание, контрастный душ и пр.

Режим дня описывает жесткий распорядок жизнедеятельности учащихся, чередование рабочего времени и отдыха, времени питания и сна. Постоянный режим формирует у детей такие важные качества, как аккуратность, организованность, дисциплинированность, самоконтроль. Режим вырабатывает разнообразные формы и средства физического воспитания, позволяет использовать их в комплексе при работе с учащимися.

Значение физического воспитания

Физкультура и спорт имеют общее направленное значение и играют неоценимую роль в жизни любого человека. Каждый для себя должен определить место и значимость физкультуры и спорта в собственной жизни..

Комплекс средств физического воспитания необходим для гармоничного развития людей. Физкультура снижает психическое и физическое утомление организма, повышает функциональные качества, укрепляет здоровье.

Физическая культура должна выступать частью здорового образа жизни. Регулярный распорядок дня, активные двигательные упражнения наряду с постоянными процедурами закаливания призваны обеспечить высокую мобилизацию защитных сил организма, то есть создают благоприятные условия для поддержания хорошего самочувствия и продления жизни.

Здоровый образ жизни направлен не только на охрану и укрепление здоровья, но и развитие организма в гармонии с физическими и духовными интересами, возможностями, резервами.

Источник

Средства физического воспитания

Что такое средства физического воспитания и какова их классификация. Смотреть фото Что такое средства физического воспитания и какова их классификация. Смотреть картинку Что такое средства физического воспитания и какова их классификация. Картинка про Что такое средства физического воспитания и какова их классификация. Фото Что такое средства физического воспитания и какова их классификация Что такое средства физического воспитания и какова их классификация. Смотреть фото Что такое средства физического воспитания и какова их классификация. Смотреть картинку Что такое средства физического воспитания и какова их классификация. Картинка про Что такое средства физического воспитания и какова их классификация. Фото Что такое средства физического воспитания и какова их классификация Что такое средства физического воспитания и какова их классификация. Смотреть фото Что такое средства физического воспитания и какова их классификация. Смотреть картинку Что такое средства физического воспитания и какова их классификация. Картинка про Что такое средства физического воспитания и какова их классификация. Фото Что такое средства физического воспитания и какова их классификация Что такое средства физического воспитания и какова их классификация. Смотреть фото Что такое средства физического воспитания и какова их классификация. Смотреть картинку Что такое средства физического воспитания и какова их классификация. Картинка про Что такое средства физического воспитания и какова их классификация. Фото Что такое средства физического воспитания и какова их классификация

Что такое средства физического воспитания и какова их классификация. Смотреть фото Что такое средства физического воспитания и какова их классификация. Смотреть картинку Что такое средства физического воспитания и какова их классификация. Картинка про Что такое средства физического воспитания и какова их классификация. Фото Что такое средства физического воспитания и какова их классификация

Что такое средства физического воспитания и какова их классификация. Смотреть фото Что такое средства физического воспитания и какова их классификация. Смотреть картинку Что такое средства физического воспитания и какова их классификация. Картинка про Что такое средства физического воспитания и какова их классификация. Фото Что такое средства физического воспитания и какова их классификация

Для достижения цели физического воспитания применяются следующие группы средств: физические упражнения; оздоровительные силы природы; гигиенические факторы.

Комплексное использование этих средств позволяет учителю физической культуры эффективно решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

Средства физического воспитания
гигиенические факторыфизические упражнения характеризуетсяоздоровительные силы природы
— режим— содержанием физического упражнения— солнце
— питание— формой физического упражнения— воздух
— личная и общественная гигиена— вода

Физические упражнения – это такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям.

Слово физическое отражает характер совершаемой работы, внешне проявляемой в виде перемещений тела человека и его частей в пространстве и во времени.

Слово упражнение обозначает направленную повторность действия с целью воздействия на физические и психические свойства человека и совершенствования способа исполнения этого действия.

Таким образом, физическое упражнение рассматривается и как конкретное двигательное действие, и как процесс многократного повторения.

Эффект физических упражнений определяет прежде всего содержанием. Содержание физических упражнений– это совокупность физиологических, психологических и биомеханических процессов, происходящих в организме человека при выполнении данного упражнения.

Содержание физических упражнений обусловливает их оздоровительное значение, образовательную роль, влияние на личность.

Под воздействием физических упражнений можно существенно изменить формы телосложения. Подбирая соответствующую методику выполнения физических упражнений, можно увеличить или уменьшить массу мышечных групп.

С помощью физических упражнений можно целенаправленно воздействовать на воспитание физических качеств человека, что может улучшить его физическое развитие и физическую подготовленность, а это отразится на показателях здоровья. Например, при совершенствовании выносливости не только воспитывается способность длительно выполнять какую-либо умеренную работу, но и одновременно совершенствуются сердечно-сосудистая и дыхательная системы.

Образовательная роль. Через физические упражнения познаются законы движения в окружающей среде собственного тела и его частей. Выполняя физические упражнения, учащиеся учатся управлять своими движениями, овладевают новыми двигательными умениями и навыками. Это позволяет осваивать более сложные двигательные действия и познавать законы движений. Чем большим багажом двигательных умений и навыков обладает человек, тем легче он приспосабливается к условиям окружающей среды и тем легче он осваивает новые формы движений. В процессе занятий физическими упражнениями происходит освоение целого ряда специальных знаний, пополняются и углубляются ранее приобретенные.

Влияние на личность. Физические упражнения требуют проявления целого ряда личностных качеств. Преодолевая трудности и управляя своими эмоциями в процессе занятий физическими упражнениями, учащиеся вырабатывают в себе ценные для жизни черты и качества характера (смелость, настойчивость, трудолюбие, решительность и др.).

Занятия физическими упражнениями, как правило, проводятся в коллективе. При выполнении физических упражнений действия одного учащегося зависят или определяют действия другого. Происходит согласование своих действий с мотивами и действиями коллектива, подчинение личности под общую стратегию действий. Это проявляется во многих подвижных и спортивных играх. Умение быть сдержанным, подчинить себя воле коллектива, найти одно-единственное правильное решение, помочь товарищу. Эти и многие другие нравственные качества формируются при занятиях физическими упражнениями.

Что такое средства физического воспитания и какова их классификация. Смотреть фото Что такое средства физического воспитания и какова их классификация. Смотреть картинку Что такое средства физического воспитания и какова их классификация. Картинка про Что такое средства физического воспитания и какова их классификация. Фото Что такое средства физического воспитания и какова их классификация

Содержание физического упражнения сопряжено с комплексом воздействий на учащегося. Учитель физической культуры должен уметь всесторонне оценить содержание упражнения в педагогическом аспекте, реально определить возможность использования его различных сторон в образовательно-воспитательных целях.

Особенности содержания физического упражнения определяются его формой.

Форма физического упражнения – это определенная упорядоченность и согласованность, как процессов, так и элементов содержания данного упражнения.

В форме физических упражнений различают внутреннюю и внешнюю структуру. Внутренняя структура физического упражнения обусловлена взаимодействием, согласованностью и связью различных процессов, происходящих в организме во время данного упражнения. Внешняя структура физического упражнения – это его видимая форма, которая характеризуется соотношением пространственных, временных и динамических параметров движений.

Содержание и форма физического упражнения тесно взаимосвязаны между собой. Они образуют органическое единство, причем содержание играет ведущую роль по отношению к форме. Для совершенствования в двигательной деятельности необходимо обеспечить соответствующее изменение ее содержательной стороны. По мере изменения содержания меняется и форма упражнения. Форма тоже влияет на содержание. Несовершенная форма не позволяет в полной мере раскрыться содержанию упражнения.

Техника физических упражнений – это способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно с относительно большей эффектностью.

В физическом упражнении выделяют 3 фазы:

подготовительная фаза предназначена для создания наиболее благоприятных условий выполнения главной задачи действия (например, стартовое положение бегуна на короткие дистанции, замах при метании и т.п.);

основная фаза состоит из движений, с помощью которых решается главная задача действия (например, стартовый разгон и бег на дистанции, выполнение поворота и финального усилия в метании диска и т.п.).

заключительная фаза завершает действие (например, пробежка по инерции после финиша, движения для сохранения равновесия и погашения инерции тела после выпуска снаряда).

Критерии оценки эффективности техники:

1. результативность физического упражнения (в том числе и спортивный результат);

2. параметры эталонной техники. Сопоставляются параметры наблюдаемого действия с параметрами эталонной техники;

3. разница между реальным результатом и возможным.

Характеристики движений. К пространственным характеристикам относятся положение тела и его частей (и.п. и оперативная поза в процессе выполнения движения), направление, амплитуда, траектория.

От исходного положения во многом зависит эффективность последующих действий. Важную роль играет и определенная техника в процессе выполнения упражнения. От того, насколько она будет рациональна, зависит и конечный результат. Направление движения влияет на точность двигательного действия и его конечный результат. Например, отклонение руки от правильного положения при метании копья или диска существенно отражается на направлении полета снаряда. Поэтому, осуществляя двигательное действие, каждый раз выбирают такое направление, которое бы в наибольшей мере отвечало рациональной технике.

Рациональная техника во многом зависит от амплитуды в подготовительных и основных фазах движения. Она определяет:

— длительность приложения сил и величину ускорения;

— полноту растяжения и сокращения мышц;

— эстетику и красоту выполняемых движений, характерных для спортивной и художественной гимнастики, фигурного катания и т.д.

Амплитуда движений зависит от строения суставов и эластичности связок и мышц.

Существенное значение для эффективности физических упражнений имеет траектория движения. По форме она может быть криволинейной и прямолинейной. Во многих случаях оправданной является закругленная форма траектории. Это связано с нецелесообразными затратами мышечных усилий. В других случаях предпочтительной является прямолинейная форма траектории (удар в боксе и др.).

Временные характеристики. К ним относятся длительность движений и темп. Длительность упражнения в целом определяет величину его воздействия (нагрузку). Длительность отдельных движений влияет на выполнение всего двигательного действия.

Темп движения определяется количеством движений в единицу времени. От него зависит скорость перемещения тела в циклических упражнениях (ходьба, бег, плавание и т.п.). Величина нагрузки в упражнениях также находится в прямой зависимости от темпа.

Ритм как комплексная характеристика техники физических упражнений отражает закономерный порядок распределения усилий во времени и пространстве, последовательность и меру их изменения (нарастание и уменьшение) в динамике действия. Ритм является важнейшим интегральным признаком техники двигательного действия.

Пространственно-временные характеристики – это скорость и ускорение. Они определяют характер перемещения тела и его частей в пространстве. От скорости движений зависят их частота (темп), величина нагрузки в процессе выполнения упражнения, результат многих двигательных действий (ходьбы, бега, прыжков и пр.).

Динамические характеристики. Они отражают взаимодействие внутренних и внешних сил в процессе движений. Внутренними силами являются: силы активного сокращения – тяги мышц, силы упругого, эластичного сопротивления растягиванию мышц и связок, реактивные силы. Однако внутренние силы не могут перемещать тело в пространстве без взаимодействия с внешними силами.

К внешним силам относятся силы реакции опоры, гравитационные силы (сила тяжести), трения и сопротивления внешней среды (вода, воздух, снег и др.), инерционные силы перемещаемых предметов и т.д.

Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы как средства физического воспитания. Оздоровительные силы природы оказывают существенное влияние на занимающихся физическими упражнениями. Изменения метеорологических условий (солнечное изучение, воздействие температуры воздуха и воды, изменения атмосферного давления на уровне моря и высоте, движение и ионизация воздуха и др.) вызывают определенные биохимические изменения в организме, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности человека.

В процессе физического воспитания естественные силы природы используют по 2-м направлениям:

1) как сопутствующие факторы, создающие наиболее благоприятные условия, в которых осуществляется процесс физического воспитания. Они дополняют эффект воздействия физических упражнений на организм учащихся. Занятия в лесу, на берегу водоема способствуют активизации биологических процессов, вызываемых физическими упражнениями, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.;

2) как относительно самостоятельные средства оздоровления и закаливания организма (солнечные, воздушные ванны и водные процедуры).

При оптимальном воздействии они становятся формой активного отдыха и повышают эффект восстановления.

Одним из главных требований к использованию оздоровительных сил природы является системное и комплексное применение их в сочетании с физическими упражнениями.

К гигиеническим факторам, содействующим укреплению здоровья и повышающим эффект воздействия физических упражнений на организм учащихся, стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.), соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна.

Несоблюдение гигиенических требований снижает положительный эффект занятий физическими упражнениями.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *