Что такое сот в охране труда
Функции СОТ в компании со штатом менее 50 человек
Имеется офисная небольшая контора (менее 50 работников в штате), присутствует отдельная должность специалиста по охране труда (специалиста по ОТ нет, просто есть должность). Тк компания менее 50 человек, должность эту хотят убрать.
Согласно ст.217 ТК РФ при отсутствии у работодателя, численность работников которого не превышает 50 человек, штатного СОТ, его функции может выполнять «руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник».
Теперь возникшие вопросы:)
1. Правильно ли я понимаю, что помимо самого генерального директора, функции СОТ может выполнять любой сотрудник компании, имеющий высшее образование и пройденное 256-часовое обучение по дополнительной образовательной программе «Техносферная безопасность и охрана труда»? Или этому работнику достаточно обучения по 40 часовой программе по ОТ для руководителей и специалистов?
2. Как оформить «выполнение функции специалиста по охране труда»? Достаточно ли прописать обязанности СОТ в должностной инструкции специалиста отдела кадров или ген.директора (например) и назначить его приказом Ответственным за охрану труда? Что-то упустила, возможно?
3. В некоторых статьях в Интернете натыкалась на следующую фразу: «Если в компании менее 50 человек и в штатном расписании нет должности СОТ, выполнять функции по охране труда сотрудник сможет только на основе совмещения должностей. Хотя совмещение и подразумевает наличие вакантной должности, случай с функциями специалиста по охране труда — исключение.» Кто-нибудь сможет пояснить, как это выглядит на практике? Как организовать совмещение, если в ШР нет должности СОТ?
Служба охраны труда предприятия
Работодатель обязан создать условия труда в соответствии с требованиями нормативных актов. С этой целью руководитель предприятия (собственник) обеспечивает функционирование системы управления охраной труда. Он создает соответствующие службы (службу охраны труда, отдел по технике безопасности), назначает должностных лиц, обеспечивающих решение конкретных вопросов по охране труда, утверждает инструкции об их обязанностях, правах и ответственности за исполнение возложенных на них функций и др. (Раздел III, ст. 13 ЗУОТ).
Служба охраны труда создается для того, чтобы организовать исполнение правовых, организационно-технических, санитарно-гигиенических, социально-экономических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на предотвращение несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий в процессе труда.
Структура СОТ. На предприятиях служба охраны труда должна комплектоваться, как правило, специалистами следующего профиля: инженерами соответствующей специальности, специалистами по вопросам гигиены труда, юристами, специализирующимися по вопросам законодательства об охране труда. Должностным лицам определяют конкретные участки работ по охране труда (должностные инструкции).
Возглавляет СОТ не сам владелец предприятия, а заместитель главного инженера по охране труда.
Служба охраны труда предприятия подчиняется непосредственно работодателю.
Служба охраны труда входит в структуру предприятия как одна из основных производственно-технических служб.
По своему служебному положению и условиям оплаты труда руководитель и специалисты службы охраны труда приравниваются к руководителям и специалистам основных производственно-технических служб предприятия.
Ликвидация службы охраны труда допускается только в случае ликвидации предприятия.
Требования к работнику СОТ:
— работник СОТ должен иметь высшее образование;
— должен иметь стаж работы по профилю производства не менее 3-х лет;
— проверка знаний по охране труда работников СОТ производится до начала исполнения ими своих функциональных обязанностей и периодически, один раз в три года.
Численность СОТ. Служба охраны труда в зависимости от численности работающих может функционировать как самостоятельное структурное подразделение либо в виде группы специалистов или одного специалиста, в том числе по совместительству.
При численности работающих на предприятии от 50 до 500 человек включительно службу СОТ представляет 1 человек. На предприятиях, где используются взрывчатые материалы или сильнодействующие ядовитые вещества, в такой службе должно быть два специалиста.
Если на предприятии сотрудников менее 50 человек, то второй человек может работать по совместительству.
На предприятии с количеством работающих менее 20 человек для выполнения функции СОТ могут привлекаться сторонние специалисты на договорных началах, которые имеют соответствующую подготовку.
Расчет численности работников СОТ в зависимости от опасности и вредности производства на предприятиях с числом работающих более 500 человек осуществляется по формуле
|
где МСОТ – численный состав службы охраны труда на предприятии;
РСР – среднее количество работающих;
КВ – коэффициент, учитывающий вредность;
Ф – годовой фонд рабочего времени специалиста по охране труда, Ф = 1820 ч/год.
|
где РОП – численность работающих с веществами повышенной опасности;
РВ – численность работающих с вредными веществами, независимо от уровня их концентрации.
Расчет численности СОТ предприятия не учитывает специалистов по охране окружающей среды, специалистов, осуществляющих технический осмотр, испытание объектов на их соответствие установленным требованиям – эти работники не входят в состав СОТ.
Права специалистов СОТ:
— выдавать руководителям структурных подразделений предприятия обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных недостатков; получать от них необходимые сведения по вопросам охраны труда;
— требовать отстранения от работы лиц, которые не прошли установленных законодательством медицинского осмотра, обучения, инструктажа, проверки знаний и не имеют допуск к ответственным работам или не выполняют требований нормативно-правовых актов по охране труда;
— приостанавливать работу производства, участка, машин, механизмов в случае нарушений, создающих угрозу жизни или здоровью работающих;
— направлять работодателю представления о привлечении к ответственности работников, которые нарушают требования по охране труда.
Распоряжение специалиста по охране труда может отменить только работодатель.
Правом наложения штрафов сотрудники СОТ не обладают.
Задачи службы охраны труда:
1) обеспечение безопасности производственных процессов, оборудования, зданий и сооружений;
2) обеспечение работающих средствами индивидуальной и коллективной защиты;
3) профессиональная подготовка и повышение квалификации работников по вопросам охраны труда, пропаганда безопасных методов работы;
4) выбор оптимальных режимов труда и отдыха работающих;
5) профотбор исполнителей для определенных видов работ.
СОТ выполняет следующие основные функции:
— разрабатывает эффективную целостную систему управления охраной труда;
— осуществляет оперативно-методическое руководство всей работой по охране труда;
— составляет комплексные мероприятия для достижения установленных нормативов безопасности труда;
— проводит с работниками вводный инструктаж по вопросам охраны труда;
— в случае отказа работников от выполнения порученной им работы по причине наличия производственных ситуаций, опасных для их жизни или здоровья либо опасных для окружающих людей и природной среды, рассматривает факты данных ситуаций.
СОТ организует:
1) обеспечение работающих правилами, стандартами, инструкциями по охране труда;
2) паспортизацию цехов, участков, рабочих мест на соответствие их требованиям охраны труда;
3) учет и анализ несчастных случаев, профзаболеваний и аварий;
4) статистическую отчетность по ОТ;
5) повышение квалификации и проверку знаний должностных лиц по вопросам охраны труда, проверку знаний должностных лиц, работающих на опасных производствах.
В помощь комиссии по вопросам охраны труда СОТ принимает участие:
— в расследовании несчастных случаев и аварий;
— в формировании фонда охраны труда предприятия и распределении его средств;
— в работе комиссии по вводу в эксплуатацию законченных строительством объектов;
— в разработке положений, инструкций и других нормативных актов об охране труда на основе имеющихся правил (или разрабатывают правила там, где не хватает, и согласуют с отделами госнадзора);
— в работе постоянно действующей комиссии по вопросам аттестации рабочих мест по условиям труда.
1.4 Общественно-ведомственный контороль.
Комиссия по вопросам охраны труда на предприятии (КВОТ)
На предприятии с целью обеспечения пропорционального участия работников в решении каких-либо вопросов безопасности, гигиены труда и производственной среды по решению трудового коллектива может создаваться комиссия по вопросам охраны труда (ст. 16 ЗУОТ).
Комиссия является постоянно действующим консультативно-совещательным органом трудового коллектива и работодателя или уполномоченного им органа.
Документация предприятия по охране труда
Вариант организации системы документации описывающий охрану труда на предприятии. Документы отдела кадров. Назначение специалиста по охране труда. Приказы и положения по охране труда. Документы по проведению инструктажей. Документация по обучению по охране труда. Допуск к самостоятельной работе. Стажировка. Документация по СИЗ. Материалы расследования несчастных случаев. Медосмотры. Материалы специальной оценки условий труда. Документы, отражающие специфику предприятия.
Как не бывает двух одинаковых предприятий, так не бывает и двух одинаковых комплектов документов по охране труда. Мы рассмотрим типовой вариант организации системы документации описывающий охрану труда на предприятии. На практике можно найти и другие варианты описания системы управления охраной труда.
Сразу нужно сказать, что локальные акты по охране труда могут быть даже хорошо написаны, но абсолютно не работать на практике. На полке в кабинете у специалиста может лежать «как надо», а работа будет производиться «как принято» и вина в этом может быть именно в бездумном подходе к написанию документации.
Документы отдела кадров
Хотя кадровые документы не находятся в прямом ведении специалиста или службы охраны труда к нашей теме они имеют прямое отношение. Это:
В охране труда действует основное правило – руководитель отвечает за своих подчиненных. Не зная структуры предприятия, не зная обязанностей работников невозможно говорить о написании сколько-нибудь жизнеспособных документов по охране труда.
К сожалению, в последнее время становится все больше специалистов по подбору персонала, но все меньше кадровиков. Уже не редкость случаи, когда начальник числится в одном юридическом лице, а его подчиненные в другом юридическом лице.
Поняв структуру нужно приказами назначить ответственных.
Назначение специалиста по охране труда (СОТ)
Назначение специалиста по охране труда и создание службы охраны труда происходит на основании ст. 217 Трудового кодекса Российской Федерации.
В организации, численность работников которой не превышает 50 человек, задачи специалиста по охране труда может исполнять ее руководитель или организация, специализирующаяся на выполнении функций службы охраны труда и имеющая соответствующую аккредитацию Минтруда.
В организациях со штатом больше 50 человек вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
Скачать приказ о назначении специалиста по охране труда
Управление охраной труда
Краткий документ, определяющий политику компании в области организации работы по охране труда. Общий смысл: Интересы сохранения здоровья работников выше интересов получения прибыли.
Документ, описывающий систему управления охраной труда. Разрабатывается на основе приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 августа 2016 г. N 438н
Перечень мероприятий на год, необходимых для соответствия требованиям законодательства об охране труда, обеспечения условий труда, соответствующих санитарным нормам и профилактике травматизма.
Положения, определяющие порядок взаимодействия
Определяет задачи права обязанности и полномочия службы охраны труда или специалиста по охране труда.
Распределяет обязанности по охране труда. (Не путаем с должностными обязанностями). Директор контролирует и отвечает, главный бухгалтер обеспечивает финансирование, руководители отвечают за подчиненных итд.
Определяет задачи права обязанности и полномочия комитета по охране труда в случае его наличия в организации.
Инструктажи
Подробно рассмотрено в главе «инструктажи по охране труда». Документация включает в себя:
Обучение
Подробно рассмотрено в главе «обучение по охране труда». Документация включает в себя:
Допуск к работе. Стажировка
Работники допускаются к самостоятельной работе после прохождения обучения по охране труда, инструктажей, медицинских осмотров (при необходимости) и стажировки на рабочем месте.
Здесь нужно внести ясность. Суть стажировки в том, что новый работник от 2 до 14 смен работает «под присмотром» более опытного сотрудника. За это время есть возможность показать работнику все нюансы, связанные с новым рабочим местом. С другой стороны, есть возможность посмотреть, насколько заявленная работником квалификация соответствует его умению работать.
На практике далеко не для каждого сотрудника есть возможность провести стажировку.
Рассмотрим пример. У нас в организации работает единственный сварщик. Он увольняется (уходит на пенсию, ложится в больницу). На его место мы принимаем нового работника. Вопрос. Кто должен его стажировать? Руководитель? А если он не обладает достаточной квалификацией?
Таких примеров можно привести не один. Важна суть. Стажировка очень важный элемент входа в должность. Принимать решение о необходимости нужно в каждом конкретном случае и проводить стажировку на основании конкретного приказа (распоряжения).
Средства индивидуальной защиты
Подробно рассмотрены в части «Средства защиты»
Средства защиты должны быть приобретены в соответствии с утвержденным перечнем.
Скачать образец перечня СИЗ
Так же при необходимости покупаются мыло и крема в соответствии с Перечнем рабочих мест и списком работников, для которых необходима выдача смывающих и обезвреживающих средств.
Скачать образец перечня смывающих средств
На все приобретенные СИЗы должны иметься сертификаты или декларации соответствия.
Подтверждает выдачу работнику СИЗ его личная карточка учета выдачи средств индивидуальной защиты.
Скачать форму личной карточки выдачи СИЗ
Расследование несчастных случаев
К документам по этой теме относятся:
Медосмотры работников
Порядок выбора медицинской организации и необходимые документы подробно рассмотрены в соответствующей главе.
Помимо перечисленных документов от специалиста по охране труда требуется закрепить механизм прохождения медосмотров через утвержденное положение.
Скачать положение о прохождении медосмотров
Документы, отражающие специфику предприятия
В случае наличия на предприятии особенных процессов или эксплуатации оборудования могут потребоваться документы, отражающие специфику. А именно:
Документация, по специальной оценке условий труда должна быть в наличии в организации. Порядок проведения СОУТ рассмотрен в одноименной главе.
Система управления охраной труда (СУОТ) — что это такое и как внедрить?
СУОТ – это система управления охраной труда в организации, обеспечивающая безопасность и охрану здоровья всех работников предупреждения несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве.
Положение СУОТ на предприятии СКАЧАТЬ
Приказ 438н «Типовое положение СУОТ» ЗДЕСЬ
Приказ 77 «Методические рекомендации СУОТ» ЗДЕСЬ
Инструкция для специалиста по охране труда:
Разработка положения СУОТ
Положение «СУОТ» на предприятии разрабатывается на основе типового положения Минтруда N 438н от 19.08.2016 г., используя алгоритм (блок-схему), изложенную в методических рекомендациях Минтруда N 77 от 23.12.2019 г.
СУОТ может разработать работодатель самостоятельно, либо с привлечением сторонней организации.
Внедрение СУОТ на предприятии
Каждая организация России, не зависимо от размера и формы собственности обязана внедрить у себя систему управления охраной труда (СУОТ) согласно статьи 212 Трудового Кодекса Российской Федерации.
Чтобы внедрить систему управления охраной труда на своем предприятии, необходимо предварительно оценить, как сейчас ведется охрана труда на предприятии, разработать политику в области охраны труда, подготовить план мероприятий реализации процедур по охране труда, для оценки эффективности и непрерывных улучшений.
1. Проведите предварительную оценку охраны труда
Специалист по охране труда проверяет ведется ли на предприятии:
Как вы понимаете, все эти направления должны быть реализованы. И если есть пробелы, но и нужно наладить каждое направление в рамках внедрения системы управления охраной труда в организации.
2. Распределите обязанности по охране труда
Распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами в типовом положении называется — обеспечение функционирования СУОТ.
Закрепите обязанности и полномочия каждого работника в рамках СУОТ документально в локальных актах и трудовых договорах. Если этого не сделать, вся ответственность ляжет исключительно на специалиста по охране труда.
Составьте список всех обязанностей по охране труда предприятия, и распределите обязанности по сферам деятельности.
Оформите приказом ответственных на каждом уровне управления. Кадровик отвечает за обучение по охране труда, руководители структурных подразделений – за управление рисками на своих участках, аудиторы – за проверку СУОТ на предприятии, уполномоченные лица – за планирование мероприятий по улучшению СУОТ, работники – за выполнение требований ОТ и предложения по улучшению системы охраны труда.
Специалист по охране труда отвечает только за координацию и контроль выполнения работ по охране труда (см. профессиональный стандарт специалиста по охране труда).
Согласно ст. 212 ТК РФ, в целом, за организацию работ отвечает работодатель. В свою очередь, работодатель распределяет эти обязанности по охране труда по службам в соответствии с организационным уровнем.
В качестве уровней управления может рассматриваться уровень производственной бригады, уровень производственного участка, цеха, филиала, службы или работодателя в целом.
Поэтому специалисту по охране труда, вместе с вышестоящими сотрудниками необходимо расписать обязанности по охране труда для руководителей структурных подразделений соответствующих уровней, ну и для самих работников.
Каждый начальник структурного подразделения должен отвечать за безопасность своих сотрудников!
3. Разработайте политику по охране труда
Политика в области охраны труда – это важнейший локальный документ, в котором организация декларирует, какие мероприятия она будет совершать в рамках непрерывного улучшения системы охраны труда.
Политика является неотъемлемой частью СУОТ, поэтому она оформляется в виде раздела положения о СУОТ либо как отдельный локальный нормативный акт.
В политике организация указывает свои цели в области охраны труда и какие обязательства берет на себя, чтобы достичь этих целей.
4. Поставьте цели в области охраны труда
Специалист по охране труда встречается с руководителями подразделений, чтобы совместно поставить цели в области охраны труда на предстоящий год.
Цель должна соответствовать политике, должна быть понятна, достижима, и измерена в цифрах. Например, сократить травматизм на производстве, уменьшить количество несчастных случаев, снизить число профзаболеваний на столько-то процентов и т.д.
5. Установите процедуры, направленные на достижение целей в области охраны труда
Чтобы достичь все поставленные цели, необходимо подробно расписать, какие процедуры будем для этого делать. Проведите и закрепите в положении о СУОТ организации следующие обязательные процедуры:
— документ в виде таблички по каждой профессии, какие виды обучения должен проходить тот или иной специалист;
— перечень профессий должностей специалистов, которые проходят стажировку по охране труда с указанием ее продолжительности по каждой профессии;
— перечни профессий должностей работников, проходящих обучение в учебном центре, и у работодателя;
— перечень работников, освобожденных от первичного инструктажа;
— перечень работников, ответственных за проведение инструктажей на рабочих местах;
— вопросы, включаемые в инструктажи по охране труда;
— вопросы, включаемые в обучение и проверку знаний требований охраны труда внутри организации;
— приказ об организации оказания помощи пострадавшим;
— порядок организации и проведения инструктажа по охране труда.
6. Составьте план мероприятий
После проведения планирования, необходимо совместно с руководителями подразделений составить план мероприятий по охране труда на год. В план мероприятий будут входить процедуры, направленные на достижение целей в области охраны труда.
7. Организуйте контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур
Контроль функционирования СУОТ на предприятии позволяет получить обратную связь от работников, чтобы узнать на сколько эффективно ведется система управления охраной труда в организации. А также выявить недостатки в области охраны труда для последующего их устранения.
По сути, контроль по охране труда – это непрерывный процесс. Он проводится как на постоянной основе (контроль за своим рабочим местом), так и периодично (оценка рисков, обучение, при несчастном случае и т.д.)
Контроль должен соответствовать уровням. Поэтому после запуска СУОТ в организации проведите трехступенчатый контроль по охране труда. Его можно проводить специалисту по охране труда совместно с профсоюзной организацией, уполномоченными лицами.
Обсудите результаты контроля с работниками, а по итогам составьте соответствующий отчет, в котором будет анализ эффективности СУОТ.
8. Запланируйте улучшения СУОТ
Планирование улучшений функционирования СУОТ проходит не реже одного раза в год.
Важные требования по эффективности функционирования СУОТ на преприятии прописаны в ГОСТ 12.0.230.2-2015 «Системы управления охраной труда».
Чтобы оценить эффективность СУОТ, используйте всю возможную информацию в области охраны труда на своем предприятии (отчет аудитов СУОТ, несчастных случаев, профзаболеваний, предписания проверок инспекцией по труду, аналитические обзоры по отрасли, опыт других организаций и т.д.).
По результатам анализа эффективности СУОТ оформите отчет, в котором запланируйте мероприятия по улучшению системы управления охраной труда.
9. Определите, как будете реагировать на аварии, несчастные случаи и профзаболевания
Для этих целей разработайте внутренний порядок расследования несчастных случаев, аварий и профзаболеваний.
10. Наладьте документооборот по СУОТ
Чтобы наладить документооборот по СУОТ в организации, руководствуемся приказом 77 «Методические рекомендации СУОТ». В правилах указано, что лица, ответственные за разработку документов по охране труда определяются на всех уровнях управления.
Определите правила, по которым происходит разработка документов, их согласование, утверждение, пересмотра, сроки хранения.
Ведите базу данных документов по СУОТ как в бумажной форме, так и в электронном виде. Разбейте их на папки для удобства поиска.
Что проверит ГИТ по СУОТ?
При плановых проверках организаций, инспектор руководствуется проверочными листами ГИТ. Для проверки системы управления охраной труда существует проверочный лист №31.
В этом листе прописано лишь два пункта: «Инспектор должен проверить наличие в организации положения о системе управления охраной труда (СУОТ), утвержденного приказом, и наличие политики в области ОТ».
При внеплановых проверках в связи с несчастными случаями, инспектор руководствуется Приказом Роструда 77 от 21 марта 2019 года «Методические рекомендации по СУОТ». Инспектор проведет анализ документов СУОТ организации и условий рабочих мест на предмет соответствия типового положения о СУОТ. Соответственно, будет обязательно проверена работа по спецоценке и профрискам.
Все, что будет проверять инспектор, указано в блок-схеме Приказа Роструда 77:
Какие штрафы за необеспечение СУОТ?
Согласно статье 212 ТК РФ, работодатель обязан обеспечить функционирование системы управления охраной труда (СУОТ) на своем предприятии. За несоблюдение этих требований, на организацию могут наложить штрафы согласно статье 5.27.1 КоАП.
При этом, штрафы по СУОТ могут быть наложены по одному и тому-же мероприятию. Например, если в положение о системе управления охраной труда в организации нет раздела об обеспечении средствами индивидуальной защиты, то организацию могут оштрафовать согласно части 1 статьи 5.27.1 КоАП. А если работникам не выдаются СИЗ, то штраф будет соответствовать части 4 статьи 5.27.1 КоАП.
Размер штрафов по части 1 статьи 5.27.1 КоАП:
По части 4 статьи 5.27.1 КоАП:
Особенности СУОТ для малых предприятий
Согласно п.3 типового положения 438н, система управления охраной труда для организаций, со штатом работников менее 15 человек, может быть упрощенной.
Соответственно, если организация не ведет деятельность на вредном и опасном производстве, в штате нет работников специфических профессий, то можно использовать СУОТ для микропредприятий.
В нее входят только обязательные элементы СУОТ:
• положение «СУОТ»;
• политика в области охраны труда;
• подготовка работников по охране труда – обучение и проверка знаний;
• управление профессиональными рисками;
• информирование работников об условиях труда;
• планирование мероприятий по реализации процедур системы;
• реагирование на аварии и несчастные случаи;
• контроль функционирования СУОТ на предприятии.
В этой статье вы узнали что такое система управлением охраной труда в организации, как внедрить СУОТ на предприятии, какие штрафы предусмотрены за необеспечение СУОТ.