Что такое сотовая связь определение
МОБИЛЬНАЯ СВЯЗЬ
МОБИЛЬНАЯ СВЯЗЬ – вид телекоммуникаций, при котором голосовая, текстовая и графическая информация передается на абонентские беспроводные терминалы, не привязанные к определенному месту или территории. Различаются спутниковая, сотовая, транкинговая и др. виды мобильной связи.
Сотовая связь.
Самым распространенным на сегодня видом мобильной связи является сотовая связь. Услуги сотовой связи предоставляются абонентам компаниями-операторами.
Беспроводную связь сотовому телефону предоставляет сеть базовых станций.
Каждая станция обеспечивает доступ к сети на ограниченной территории, площадь и конфигурация которой зависит от рельефа местности и других параметров. Перекрывающиеся зоны покрытия создают структуру, похожую на пчелиные соты; от этого образа и происходит термин «сотовая связь». При перемещении абонента его телефон обслуживается то одной, то другой базовой станцией, причем переключение (смена соты) происходит в автоматическом режиме, совершенно незаметно для абонента, и никак не влияет на качество связи. Такой подход позволяет, используя радиосигналы малой мощности покрывать сетью мобильной связи большие территории, что обеспечивает этому виду коммуникаций, помимо эффективности, еще и высокий уровень экологичности.
Компания-оператор не только технически обеспечивает мобильную связь, но и вступает в экономические взаимоотношения с абонентами, которые приобретают у нее некоторый набор основных и дополнительных услуг. Так как видов сервисов достаточно много, расценки на них объединяют в комплекты, именуемые тарифными планами. Вычислением стоимости оказанных каждому абоненту услуг занимается билинговая система (программно-аппаратная система, ведущая учет предоставленных абоненту услуг и сервисов).
Билинговая система оператора взаимодействует с аналогичными системами других компаний, например, предоставляющих абоненту услуги роуминга (возможность пользоваться мобильной связью в других городах и странах). Все взаиморасчеты за мобильную связь, в том числе и в роуминге, абонент производит со своим оператором, который является для него единым расчетным центром.
Роуминг – доступ к сервисам мобильной связи за пределами зоны покрытия сети «домашнего» оператора, с которым у абонента заключен контракт.
Находясь в роуминге, абонент обычно сохраняет свой телефонный номер, продолжает пользоваться своим сотовым телефоном, совершая и принимая звонки точно так же, как и в домашней сети. Все необходимые для этого действия, включая межоператорский обмен трафиком и привлечение по мере необходимости ресурсов других коммуникационных компаний (например, обеспечивающих трансконтинентальную связь), производятся автоматически и не требуют от абонента дополнительных действий. Если домашняя и гостевая сети предоставляют услуги связи в разных стандартах, роуминг все равно возможен: абоненту на время поездки могут выдать другой аппарат, при этом сохраняя его телефонный номер и автоматически маршрутизируя звонки.
История сотовой связи.
Работы по созданию гражданских систем мобильной связи начались в 1970-х. К этому моменту развитие обычных телефонных сетей в европейских странах достигло такого уровня, что следующим шагом в эволюции коммуникаций могла стать только доступность телефонной связи везде и всюду.
Сети на первом гражданском стандарте сотовой связи – NMT-450 – появились в 1981. Хотя наименование стандарта представляет собой сокращение слов Nordic Mobile Telephony («мобильная телефония северных стран»), первая на планете сотовая сеть была развернута в Саудовской Аравии. В Швеции, Норвегии, Финляндии (и других странах Северной Европы) сети NMT заработали на несколько месяцев позднее.
Через два года – в 1983 – на территории США была запущена первая сеть стандарта AMPS (Advanced Mobile Phone Service), созданного в исследовательском центре Bell Laboratories.
Стандарты NMT и AMPS, которые принято относить к первому поколению систем сотовой связи, предусматривали передачу данных в аналоговой форме, что не позволяло обеспечить должный уровень помехоустойчивости и защиты от несанкционированных подключений. Впоследствии у них появились усовершенствованные за счет использования цифровых технологий модификации, например, DAMPS (первая буква аббревиатуры своим появлением обязана слову Digital – «цифровой»).
Стандарты второго поколения (так называемого 2G) – GSM, IS-95, IMT-MC-450 и др., изначально созданные на основе цифровых технологий, превосходили стандарты первого поколения по качеству звука и защищенности, а также, как выяснилось впоследствии, по заложенному в стандарт потенциалу развития.
Уже в 1982 Европейская Конференция Администраций Почт и Электросвязи (CEPT) создала группу для разработки единого стандарта цифровой сотовой связи. Детищем этой группы стал GSM (Global System for Mobile Communications).
Первая сеть GSM была запущена в эксплуатацию в Германии в 1992. Сегодня GSM является господствующим стандартом сотовой связи как в России, так и во всем мире. В 2004 в нашей стране GSM-сети обслуживали свыше 90% абонентов сотовой связи; в мире GSM использовало 72% абонентов.
Для работы оборудования стандарта GSM выделено несколько диапазонов частот – на них указывают числа в названиях. В европейском регионе в основном используются GSM 900 и GSM 1800, в Америке – GSM 950 и GSM 1900 (на момент утверждения стандарта в США «европейские» частоты там оказались заняты другими службами).
Популярность стандарту GSM обеспечили его значимые для абонентов особенности:
– высокое качество передачи голоса;
– защищенность от помех, перехвата и «двойников»;
– наличие большого числа дополнительных сервисов;
– возможность при наличии «надстроек» (таких, как GPRS, EDGE и др.) обеспечивать передачу данных с высокими скоростями;
– присутствие на рынке большого количества телефонных аппаратов, работающих в сетях стандарта GSM;
– простота процедуры смены одного аппарата на другой.
В процессе развития сотовые сети стандарта GSM приобрели возможности расширения за счет некоторых «надстроек» над действующей инфраструктурой, обеспечивающих скоростную передачу данных. GSM-сети с поддержкой GPRS (General Packet Radio Service) получили название 2,5G, а GSM-сети с поддержкой стандарта EDGE (Enhanced Data rates for Global Evolution) иногда называют сетями 2,75G.
В конце 1990-х в Японии и Южной Корее появились сети третьего поколения (3G). Основное отличие стандартов, на которых построены сети 3G, от предшественников – расширенные возможности скоростной передачи данных, что позволяет реализовывать в таких сетях новые сервисы, в частности, видеотелефонию. В 2002–2003 первые коммерческие сети 3G начали работать и в некоторых странах Западной Европы.
Хотя в настоящее время сети 3G существуют лишь в ряде регионов мира, в инженерно-технических лабораториях крупнейших компаний уже ведутся работы по созданию стандартов сотовой связи четвертого поколения. Во главу угла при этом ставится не только дальнейшее увеличение скорости передачи данных, но и повышение эффективности использования пропускной способности частотных диапазонов, выделенных для мобильной связи, чтобы получать доступ к сервисам могло большое количество абонентов, находящихся на ограниченной территории (что особенно актуально для мегаполисов).
Другие системы мобильной связи.
Кроме сотовой связи, сегодня существуют и другие гражданские коммуникационные системы, также обеспечивающие мобильную связь по радиоканалам, но построенные на иных технических принципах и ориентированные на другие абонентские терминалы. Они менее распространены, чем сотовая связь, но находят применение, когда использование сотовых телефонов затруднено, невозможно или экономически невыгодно.
Становится все популярнее стандарт микросотовой связи DECT, который используется для коммуникаций на ограниченной территории. Базовая станция стандарта DECT способна обеспечивать трубкам (их может обслуживаться до 8 одновременно) связь между собой, переадресацию вызовов, а также выход в телефонную сеть общего пользования. Потенциал стандарта DECT позволяет обеспечивать мобильную связь в пределах городских микрорайонов, отдельных компаний или квартир. Они оказываются оптимальными в регионах с малоэтажной застройкой, абоненты которых нуждаются только в голосовой связи и могут обходиться без мобильной передачи данных и других дополнительных сервисов.
В спутниковой телефонии базовые станции располагают на спутниках, находящихся на околоземных орбитах. Спутники обеспечивают связь там, где развертывание обычной сотовой сети невозможно или нерентабельно (в море, на обширных малонаселенных территориях тундры, пустынь и т.д.).
Транкинговые сети, обеспечивающие абонентским терминалам (их принято называть не телефонами, а радиостанциями) связь в пределах определенной территории, представляют собой системы базовых станций (ретрансляторов), которые осуществляют передачу радиосигнала от одного терминала к другому при их значительном удалении друг от друга. Поскольку транкинговые сети обычно обеспечивают связь сотрудникам ведомств (МВД, МЧС, «Скорая помощь» и т.д.) или на технологических площадках большого размера (вдоль автотрасс, на стройке, на территории заводов и т.д.), то транкинговые терминалы не имеют развлекательных возможностей и дизайнерских изысков в оформлении.
Носимые радиостанции устанавливают связь друг с другом напрямую, без промежуточных коммуникационных систем. Мобильную связь такого типа предпочитают как государственные (милиция, пожарная охрана и т.д.) и ведомственные структуры (для коммуникаций в пределах складского комплекса, паркинга или стройки), так и частные лица (грибники, охотники-рыболовы или туристы), в ситуациях, когда проще и дешевле использовать для связи между собой карманные радиостанции, чем сотовые телефоны (например, в отдаленных районах, где отсутствует покрытие сотовых сетей).
Пейджинговая связь обеспечивает получение коротких сообщений на абонентские терминалы – пейджеры. В настоящее время пейджинговые коммуникации в гражданской связи практически не используются, из-за своих ограничений они вытеснены в область узкоспециализированных решений (например, служат для оповещения персонала в крупных медицинских учреждениях, передачи данных на информационные электронные табло и т.д.).
С 2004 все более широкое распространение получает новый подвид мобильной связи, предоставляющий возможность высокоскоростной передачи данных по радиоканалу (в большинстве случаев для этого используется протокол Wi-Fi). Зоны с Wi-Fi-покрытием, доступным для публичного использования (платного или бесплатного), называются хот-спотами. Абонентскими терминалами в этом случае являются компьютеры – как ноутбуки, так и КПК. Они могут обеспечивать и двустороннюю голосовую связь через Интернет, но эта возможность используется крайне редко, в основном соединение применяется для доступа к наиболее распространенным интернет-сервисам – электронной почте, веб-сайтам, системам мгновенного обмена сообщениями (например, ICQ) и т.д.
Куда движется мобильная связь.
В развитых регионах основным направлением развития мобильной связи на ближайшее будущее является конвергенция: обеспечение абонентским терминалам автоматического переключения с одной сети на другую с целью наиболее эффективного использования возможностей всех коммуникационных систем. Экономить средства абонентов и улучшать качество связи позволит автоматическое переключение, например, с GSM на DECT (и обратно), со спутниковой связи на «наземную», а при обеспечении беспроводной передачи данных – между GPRS, EDGE, Wi-Fi и другими стандартами, многие из которых (например, WiMAX) только ожидают своего часа.
Место мобильной связи в мировой экономике.
Коммуникации являются наиболее динамично развивающейся отраслью мировой экономики. Но мобильные коммуникации даже по сравнению с другими направлениями «телекома» развиваются опережающими темпами.
Еще в 2003 общее число мобильных телефонов на планете превысило количество стационарных аппаратов, подключенных к проводным сетям общего пользования. В некоторых странах количество абонентов мобильной связи уже в 2004 было больше числа жителей. Это означает, что некоторые люди использовали более одного «мобильного» – например, два сотовых телефона, обслуживаемых у разных операторов, или телефон для голосовой связи и беспроводной модем для мобильного доступа в Интернет. Кроме того, все больше модулей беспроводной связи требовалось для обеспечения технологических коммуникаций (в этих случаях абонентами являются не люди, а специализированные компьютеры).
В настоящее время операторы сотовой связи обеспечивают полное покрытие территории всех экономически развитых регионов планеты, однако экстенсивное развитие сетей продолжается. Новые базовые станции устанавливаются для улучшения приема в тех местах, где имеющаяся сеть по каким-либо причинам устойчивый прием обеспечить не может (например, в длинных тоннелях, на территории метрополитена и т.д.). Кроме того, сотовые сети постепенно проникают в регионы с низким уровнем доходов населения. Развитие технологий мобильной связи, сопровождающееся резким удешевлением оборудования и услуг, делает сотовые сервисы доступными все большему числу людей на планете.
Производство сотовых телефонов является одним из наиболее динамично развивающихся направлений индустрии высоких технологий.
Быстро растет и индустрия обслуживания мобильных телефонов, предлагающая аксессуары для персонификации аппаратов: от оригинальных звонков (рингтонов) до брелоков, графических заставок, наклеек на корпус, сменных панелей, чехлов и шнурков для ношения аппарата.
Виды телефонов.
Сотовый (мобильный) телефон – абонентский терминал, работающий в сотовой сети. По сути, каждый сотовый телефон является специализированным компьютером, который ориентирован, в первую очередь, на обеспечение (в зоне покрытия домашней или гостевой сети) голосового общения абонентов, но также поддерживает обмен текстовыми и мультимедийными сообщениями, снабжен модемом и упрощенным интерфейсом. Передачу голоса и данных современные мобильные телефоны обеспечивают в цифровой форме.
Раннее существовавшее разделение аппаратов на «недорогие», «функциональные», «бизнес-» и «имиджевые» модели все больше теряет смысл – бизнес-аппараты приобретают черты имиджевых моделей и развлекательные функции, в результате использования аксессуаров недорогие телефоны становятся имиджевыми, а у имиджевых быстро растет функциональность.
Миниатюризация трубок, пик которой пришелся на 1999–2000, завершилась по вполне объективным причинам: аппараты достигли оптимального размера, дальнейшее их уменьшение делает неудобным нажатие кнопок, чтение текста на экране и т.д. Зато сотовый телефон стал настоящим предметом искусства: к разработке внешнего вида аппаратов привлекают ведущих дизайнеров, а владельцам предоставляются широкие возможности персонифицировать свои аппараты самостоятельно.
В настоящее время производители уделяют особое внимание функциональности мобильных телефонов, причем как основным (увеличивается время автономной работы, улучшаются экраны и т.д.), так и дополнительным их возможностям (в аппараты встраивают цифровые фотокамеры, диктофоны, МР3-плееры и прочие «сопутствующие» устройства).
Практически все современные аппараты, за исключением некоторых моделей нижнего ценового диапазона, позволяют загружать программы. Большинство аппаратов может исполнять Java-приложения, увеличивается количество телефонов, использующих операционные системы, унаследованные от КПК или портированные с них: Symbian, Windows Mobile for Smartphones и т.д. Телефоны со встроенными операционными системами называют смартфонами (от комбинации английских слов «smart» и «phone» – «умный телефон»).
В качестве абонентских терминалов сегодня могут использоваться также коммуникаторы – карманные компьютеры, снабженные модулем с поддержкой GSM/GPRS, а иногда EDGE и стандартов третьего поколения.
Неголосовые сервисы сотовых сетей.
Абонентам сотовых сетей доступен целый ряд неголосовых сервисов, «ассортимент» которых зависит от возможностей конкретного телефона и от спектра предложений компании-оператора. Перечень сервисов в домашней сети может отличаться от списка услуг, доступных в роуминге.
Сервисы могут быть коммуникационными (обеспечивающими различные формы связи с другими людьми), информационными (например, сообщающими о прогнозе погоды или рыночных котировках), обеспечивающими доступ в Интернет, коммерческими (для оплаты с телефонов различных товаров и услуг), развлекательными (мобильные игры, викторины, казино и лотереи) и другими (сюда относится, например, мобильное позиционирование). Сегодня появляется все больше сервисов, находящихся «на стыке», например, большинство игр и лотерей являются платными, появляются игры, использующие технологии мобильного позиционирования, и т.д.
Практически всеми операторами и большинством современных аппаратов поддерживаются следующие сервисы:
– SMS – Short Message Service – передача коротких текстовых сообщений;
– MMS – Multimedia Messaging Service – передача мультимедиа-сообщений: фотографий, видеороликов и т.п.;
– определение номера звонящего абонента;
– голосовая почта – сохранение голосовых и текстовых сообщений, переданных в то время, когда абонент находился вне зоны доступа;
– заказ и получение различных средств персонификации непосредственно по каналам сотовой связи;
– выход в Интернет и просмотр специализированных (WAP) сайтов;
– закачка рингтонов, картинок, информационных материалов со специализированных ресурсов;
– передача данных с помощью встроенного модема (она может осуществляться по различным протоколам в зависимости от того, какие технологии поддерживает конкретный аппарат).
Мобильная связь в России.
В СССР гражданских систем мобильной связи не было. С некоторой натяжкой «гражданской» можно назвать систему мобильной телефонии «Алтай», построенную на базе стандарта МРТ-1327, которая на рубеже 1970–80-х создавалась для обеспечения связью представителей партийного, государственного и хозяйственного руководства. «Алтай» успешно эксплуатируется и поныне. Разумеется, он не может конкурировать с сотовыми сетями, но находит применение для решения некоторых узкоспециализированных задач: обеспечения связью мобильных подразделений городских аварийных служб, телефонизации летних кафе и т.д.
Первые коммерческие сотовые сети, построенные по стандарту NMT, были созданы в России осенью 1991. Пионерами мобильной телефонии в нашей стране были компании «Дельта Телеком» (Санкт-Петербург) и «Московская сотовая связь». Первый звонок по сотовому телефону был сделан 9 сентября 1991 в Санкт-Петербурге: Анатолий Собчак, занимавший тогда пост мэра города, звонил своему коллеге – мэру Нью-Йорка.
В июле 1992 первые звонки были совершены в AMPS-сети «БиЛайн».
Первая российская сеть стандарта GSM, созданная компанией МТС, начала подключение абонентов в июле 1994.
В 2005 в России существуют три федеральных оператора сотовой связи, предоставляющих услуги в стандарте GSM: МТС, «БиЛайн» и «МегаФон». Спектр и качество предлагаемых ими телекоммуникационных услуг, а также расценки на них примерно одинаковы. К 2005 количество базовых станций в сетях ведущих столичных операторов в Москве и ближайшем Подмосковье составило около 3000, а площадь зоны покрытия превысила площади большинства европейских государств. Кроме них, существуют и вполне эффективно работают многочисленные локальные операторы – как дочерние структуры «большой тройки», так и самостоятельные компании.
Операторы активно развивают рынок, увеличивая покрытие своих сетей и популяризируя мобильную связь среди самых разных слоев населения. Если в середине 1990-х сотовый телефон был доступен только представителям самых обеспеченных слоев населения, то сегодня мобильной связью может пользоваться практически каждый. Российские операторы внедряют в своих сетях новейшие сервисы и предлагают построенные на их основе услуги, нередко даже опережая большинство европейских компаний. В настоящее время все три федеральных GSM-оператора ведут подготовительную работу к развертыванию коммерческих сетей третьего поколения.
Кроме GSM-сетей федеральных и локальных операторов сотовой связи в России продолжают эксплуатироваться сети других стандартов: DAMPS, IS-95, NMT-450, DECT и IMT-MC-450. Последний стандарт имеет статус федерального, и построенные на его базе сети (например, SkyLink) развиваются весьма активно. Однако ни по площади покрытия, ни по количеству обслуживаемых абонентов сети всех стандартов, отличных от GSM, заметную конкуренцию ведущей тройке федеральных операторов создать не могут.
Маляревский А., Олевская Н. Ваш мобильный телефон (популярный самоучитель). М, «Питер», 2004
Закиров З.Г., Надеев А.Ф., Файзуллин Р.Р. Сотовая связь стандарта GSM. Современное состояние, переход к сетям третьего поколения («Библиотека МТС»). М., «Эко-Трендз», 2004
Попов В.И. Основы сотовой связи стандарта GSM («Инженерная энциклопедия ТЭК»). М., «Эко-Трендз», 2005
Как работает сотовая связь.
Что такое сотовая связь?
Сотовая связь — разновидность радиосвязи, а значит есть устройство, отправляющее сигнал (например, ваш мобильный) и устройство, принимающее его (например, мобильный вашего друга). Между ними находятся базовые станции, которые ретранслируют сигнал. Чтобы вы могли сохранять непрерывную связь на больших расстояниях, без помех и двигаясь в пространстве, этих станций много. Они размещены так, чтобы их «круги охвата» краями накладывались друг на друга.
Что такое базовая станция?
Этот загадочный объект каждый видел, и неоднократно. Да, те самые сотовые вышки, которые стоят в поле. В крупных городах базовые станции обычно «прячут» на крышах домов. Одна такая станция может обслужить до 432 звонков одновременно.
Почему связь «сотовая»?
Если посмотреть сверху на схему сети базовых станций, то их пересекающиеся краями круги покрытия словно составляют пчелиные соты.
Что показывает значок сети?
Даже когда мы не совершаем звонков, телефон постоянно поддерживает сигнал с базовыми станциями. Принцип связи бывает нескольких разных видов, но суть в том, что поймав сигнал, испускаемый станцией, телефон в ответ отправляет свой идентификационный код, уникальный для каждого. Если обмен проходит штатно, у нас «есть сеть», если нет, связь прерывается.
Что происходит после того, как вы набрали чей-то номер телефона?
Первым делом ваш телефон связывается с базовой станцией. Он посылает ей сигнал, которым просит выделить канал для разговора.
Если сигнал принят, то дальше он обрабатывается контроллером базовой станции (BSC). Он управляет освобождением и сменой разговорных каналов. А от BSC сигнал идет на коммутатор.
Если вы представили себе девушек, вручную перетыкающих штекеры соединений, то развидьте. Коммутатор автоматически ищет другой коммутатор, максимально близко расположенный к адресату вашего звонка. Для начала он проверяет, вашего адресата: он из вашей сотовой сети, или абонент другого оператора? Если операторы разные, ваш коммутатор радостно «сваливает работу» на такой же коммутатор этого самого оператора.
Свой или чужой, главное что в итоге ближайший ко второму абоненту коммутатор передает на контроллер сигнала. А этот BSC через самую ближнюю к адресату звонка базовую станцию выделяет голосовой канал для ответа, и ваш друг слышит, что вы ему звоните.
Почему иногда внезапно пропадает связь?
Если телефон исправен, то это как правило либо разрыв в покрытии базовых станций, либо их перегрузка.
Разрыв случается там, где не достает мощности сигнала. Например, в подземном переходе. А еще из-за классического «гладко было на бумаге, да забыли про овраги». Покрытие базовой станции образует круг при условии ровного плоского рельефа. Гора, впадина, балка — и края «сот» разомкнулись, получилась «дырка».
Перегрузка возникает из-за того, что каждая базовая станция обеспечивает ограниченное число каналов связи. Если вы на многотысячном концерте, а местная станция может «поднять» несколько сотен звонков, то будьте уверены: связаться ни с кем нормально не получится.
Бля, ну и нахрена вот эту малограмотную копипасту сюда вываливать?
Ну, то что изображено на фото- не сама БС, а антенно- фидерные устройства ТРЁХ базовых станций.
А вот как работает проводной телефон, если кому интересно
Если вы представили себе девушек, вручную перетыкающих штекеры соединений, то развидьте. Коммутатор автоматически ищет другой коммутатор,
не может быть! Готов биться об заклад, что здесь 80% пикабушников были уверены, что там работают телефонистки! Я и сам был уверен, чертова пропаганда! Спасибо, что развеяли этот сильнейший миф.
Насколько помню, сотовой она называется не из за покрытия похожего на соты, а потому что так называемые каналы (сколько звонков может обработать БС) называются сотами. Могу и ошибаться.
Мне больше интересно, а как осуществляется поиск вызываемого абонента? Сейчас же я могу позвонить хоть в Новую Зеландию. Как происходит поиск?
Помню, долго боролся с выражением «сотовый телефон».
@vipman84, а теперь давай то же самое, но техническим языком и поподробнее
@vipman84, в техблоке работаешь? 🙂
Что AT&T отправляет на номер 1111340002?
Иногда, в ходе судебного разбирательства, у оператора сотовой связи запрашивают активность мобильного телефона, которая может содержать странные СМС-сообщения. Велика вероятность, что владелец телефона никогда не отправлял и не видел этих сообщений. И если такие вещи всплывают в самом разгаре судебного процесса, когда странная мобильная активность совсем некстати, то возникшая путаница может привести к сомнениям и ошибкам.
Весной 2021 года судебные представители обратились ко мне по поводу загадочного СМС на номер 1111340002. Это СМС-сообщение фигурировало в деле о причинении смерти по неосторожности с обвинениями в отвлечении внимания во время вождения. Вот, что я обнаружил…
TL;DR: драйвер AT&T СИМ-карты отправил СМС на номер 1111340002 с отчетом о том, что на телефоне было установлено автоматическое обновление ПО. Отправка сообщения не требовала никаких действий со стороны водителя. Чтобы разобраться в этом, потребовалось вызвать AT&T в суд и провести анализ в лабораторных условиях.
СИМ-карта, использованная в расследовании, изображена на фото. Она была выпущена AT&T ориентировочно в 2015 году.
В ходе расследования применялись хорошо известные в комьюнити исследователей безопасности мобильных сетей инструменты с открытым исходным кодом, которые могли быть проверены любой из сторон:
YateBTS, основанный на OpenBTS — использовался для моделирования сотовой сети;
SimTrace2 — инструмент для мониторинга соединения между SIM и телефоном;
Wireshark — анализатор трафика, декодирующий выходные данные от YateBTS и SimTrace2.
Также я использовал множество различных телефонов от Nokia, Samsung и других фирм.
С помощью такого испытательного стенда я мог смоделировать сотовую сеть и зафиксировать случаи, когда телефон отправляет СМС на искомый номер.
Важно отметить, что испытательный стенд был расположен в Румынии. Это позволило избежать рисков соединения с реальной сетью AT&T и блокировки SIM-карты, а также рисков подключения телефонов с AT&T к поддельной сети.
Резюме: куда направлялись эти сообщения? Конечный получатель — это специальный сервер где-то внутри AT&T.
Любое исходящее СМС имеет два номера:
— Первый — это номер конечного получателя, в данном случае 1111340002 (Обычно, это номер, который указывает абонент при отправке);
— Второй — это номер СМС-центра (SMSC), который отвечает за маршрутизацию СМС-сообщений и регулирует весь процесс. В данном случае +14047259800 (Обычно, этот номер предоставляется СИМ-картой)
Номер получателя 1111340002 не вписывается ни в один телефонный план нумерации публичной сети. Это, должно быть, внутренний номер AT&T. Его не существует в публичной сети. Ты не можешь позвонить на него или отправить сообщение обычным способом. Чтобы сообщение было доставлено на внутренний номер, оно должно пройти через специальный СМС-центр AT&T, который знает куда его направить.
Мидтаун Атланта. Видите здание AT&T? Высокое, белая крыша, справа от центра. Вероятно, именно туда направляются эти сообщения. Фото — Kyle Sudu для Unsplash
Резюме: что в сообщении? Сообщение содержит информацию о СИМ-карте, текущем телефоне и о телефоне, в котором она была ранее установлена, а также о некоторых других вещах, в которых я ещё не до конца разобрался.
Полезные данные в этих СМС представлены не в виде обычного текста, а в бинарном. СМС имеет стандартную структуру формата TLV, используемого во многих телекоммутационных протоколах. Ниже представлен пример фактического содержимого СМС, полученный с помощью YateBTS и Wireshark.
Собранный кадр LAPDm, полезные данные выделены жирным:
0000 : 19 01 9b 00 01 00 07 91 41 40 27 95 08 f0 8f 15 ……..A@’…..
0010 : 01 0a 81 11 11 43 00 20 00 f4 ff 82 ee 01 50 22 …..C. ……P»
0040 : 25 20 ff ff ff ff 7f 9f 00 df ff 00 00 1f e2 08 % …………..
0050 : 11 06 c3 c0 00 00 00 00 40 00 51 00 00 00 00 18 ……..@.Q…..
0070 : 00 00 00 00 20 0a 98 10 14 40 72 52 49 66 96 98 …. ….@rRIf..
0090 : 00 00 00 00 00 00 00 00 00 00 00 28 01 02 ………..(..
Заголовок 0xEE0150 — значение неизвестно, возможно кодирует версию протокола;
Тип поля 0x22, длина 9 — IMSI СИМ-карты;
Тип поля 0x23, длина 9 — IMEISV предыдущего телефона;
Тип поля 0x24, длина 9 — IMEISV текущего телефона;
Тип поля 0x25, длина 32 — профиль терминала текущего телефона;
Тип поля 0x26, длина 16 — неизвестно;
Тип поля 0x20, длина 10 — ICCID СИМ-карты;
Тип поля 0x21, длина 7 — область местоположения в текущей сети;
Тип поля 0x27, длина 16 — неизвестно;
Тип поля 0x28, длина 1 — неизвестно.
Резюме: кто или что отправляет это сообщение? СИМ-карта.
Тот факт, что сообщение содержит информацию о предыдущем телефоне СИМ-карты, является существенным основанием для вывода, что СИМ-карта сама отправляет сообщение, поскольку только СИМ-карта будет обладать информацией о смене телефона.
СИМ-карты могут самостоятельно отправлять СМС с помощью функции «проактивное MO-SMS».
Для того чтобы подтвердить, что СИМ-карта является отправителем, я использовал инструмент отслеживания SIMTrace2. Этот инструмент подключается к лотку СИМ-карты с помощью специального плоского кабеля. СИМ-карта вставляется в сам инструмент. Теперь между СИМ-картой и телефоном есть посредник, который может записывать информацию, проходящую через него. И, неудивительно, что он зарегистрировал отправку сообщение. Причем всего за секунду или две до того, как оно поступило в модель YateBTS.
SimTrace2 с установленной СИМ-картой и подключенный к тестовому телефону
Сигнал, используемый СИМ-картой для отправки сообщения, проходит непосредственно между ней и процессором основной полосы частот (процессор, управляющий функциями радиоуправления и передачей сигналов). При этом не задействуется центральный процессор, с которым связана работа СМС-мессенджеров. Операционная система телефона не будет знать о том, что произошло. Также СИМ-карта не сохранит копию отправленного сообщения. Если все работает корректно, то ни в телефоне, ни в СИМ-карте не останется следов отправки. Информация об этом будет только у AT&T.
Резюме: когда СИМ-карта отправляет это сообщение? СИМ-карта отправляет это сообщение, когда устанавливается в другой телефон и обновляется прошивка процессора основной полосы частот.
То, что СИМ-карта отправляет IMEISV текущего телефона (и предыдущего телефона), означает, что изменение IMEI может инициировать отправку СМС. И, конечно, установка СИМ-карты в другой телефон, а, соответственно, изменение IMEI, инициирует отправку СМС. Фактически, таким образом я и вызывал СМС для проведения описанных здесь исследований.
Судя по данным активности телефона от AT&T, есть и другие триггеры, поскольку IMEI в этих записях обычно не меняется. Однако их определение с помощью реверс-инжиниринга не всегда возможно и, в целом, непрактично. В определенном смысле наиболее эффективным будет грамотно составленное обращение к AT&T, в случае, если необходимо узнать остальные триггеры. Так или иначе, в ходе исследований «общения» телефона и СИМ-карты удалось исключить некоторые возможные причины:
— Триггеры не связаны с временем. В СИМ-карте отсутствуют часы и СИМ-карта никогда не запрашивает информацию о текущем времени, хотя и имеет соответствующие возможности;
— Триггеры не связаны с активностью пользователя. В информации, проходящей между СИМ-картой и телефоном, нет ничего связанного с активностью пользователя. Опять же, СИМ-карта может запрашивать такую информацию, но не делает этого;
— Триггеры не связаны с перемещением и сменой местоположения. СИМ-карта передает информацию о вышке сотовой связи, но изменения в этой информации не вызывают отправку сообщения. Я провел несколько экспериментов с симуляцией перемещения телефона внутри сети от одной вышки к другой и через области местоположения в течение нескольких дней, но ничего из перечисленного не привело к отправке сообщения.
После лабораторных исследований показания сотрудника AT&T дали понять, что единственной причиной отправки сообщения, помимо установки СИМ в другой телефон, является обновление процессора основной полосы частот. Это также согласуется с запросом IMEISV СИМ-картой, где «SV» означает «software version», который обновляется каждый раз при загрузке в процессор новой прошивки. Конкретно в данном случае, телефон загрузил обновление, в том числе и для процессора основной полосы частот. Скорее всего, именно это вызвало отправку СМС.
AT&T не рассказывают публично, зачем их СИМ-карты отправляют такие отчеты, но похоже, что они пытаются вести базу данных устройств, которые используют их клиенты и где. Это, конечно, полезная информация для оператора, но хотелось бы открытости от них в этом вопросе.
Также сообщения содержат и другую информацию, значение которой пока неизвестно.
AT&T — это не единственный оператор, использующий проактивные СИМ-карты для автоматической отправки СМС в их сеть. Здесь они приведены в качестве примера. Суть в том, что мобильный телефон обладает буквально собственным разумом, и даже не одним, учитывая СИМ-карту. Эти различные умы возможно даже не общаются между собой, и если телефон что-то сделал, то это не значит, что пользователь связан с этим.
Дети: «Мама, а ты в детстве теряла телефон?» Я: «Ни разу.»
Ответ на пост «А вон оно чё оказывается»
Ответ на пост «Кто это, Директор? Да пошел ты в ж»пу, директор»
Лежит у меня журнал, происхождения неизвестного. Раз в два-три года попадается на глаза, и с каждым разом кажется всё страннее)
Статью выкладываю для ознакомления с проблемами 2000го)
Не сочтите за рекламу))
Там в конце реклама форекса
Ну и тарифы. У меня был Джинс, но уже на несколько лет позже)
Motorola показала зарядку смартфонов на расстоянии
Компания Motorola представила гаджет, способный заряжать несколько устройств на расстоянии. Об этом сообщает издание Android Authority.
Аппарат получил название Space Charging. Он представляет из себя станцию, обеспечивающую зарядку беспроводным способом любых совместимых устройств, находящихся в радиусе трех метров. На показанном компанией видео станция успешно подпитывает энергией четыре смартфона, распложенных рядом с устройством.
В описании концептуального продукта говорится, что девайс имеет порядка 1600 микроантенн, которые направляют энергию в разные стороны от прибора. Ток может проходить сквозь бумагу, кожу и прочие подобные материалы. Зарядка автоматически приостанавливается при обнаружении поблизости признаков человеческого тела.
По словам инсайдера Digital Chat Station, Space Charging может заряжать смартфоны с максимальной мощностью до пяти ватт. В таком случае устройства с аккумулятором емкостью на четыре и пять тысяч миллиампер-часов будут заряжаться до ста процентов за, примерно, несколько часов. При этом станцию Motorola можно эффектно использовать для пополнении энергии в батареях смарт-часов или беспроводных наушников.
Ранее специалисты из Японии и США разработали способ беспроводной зарядки, который позволит заряжать портативную электронику в любом месте комнаты. Уточняется, что принимать энергию устройство может в любом месте помещения, даже в движении.
Как СССР стал мировым лидером мобильной связи в 1963 году
Мы уже привыкли к тому, что в продаже нет телефонов отечественного производства. Оборудование сотовой связи так же у нас полностью иностранное. Хотя правительство там что то кудахчет «запретить использовать иностранное оборудование для сети 5G», все закончится приклеиванием таблички «Сделано в России» поверх китайского шильдика «ХУАВЕЙ» (Huawei)
Многие даже не догадываются, что когда то СССР был мировым лидером в внедрении мобильной связи. Думаю, будет не лишним напомнить об этом факте.
В интернет сети много заметок и рисунков, утверждающих, что первый мобильный телефон ЛК-1 сделал инженер из СССР Леонид Куприянович в 1957 году.
Начиная с 1946 года, в городе Сент-Луис ( США ), фирма AT&T Bell Labs предоставляла сервис аренды автомобиле с телефоном. Услуга была дорогая, а качество связи плохим, но это была мобильная(не сотовая) телефонная связь, на 11 лет раньше радиотелефона Куприяновича.
Теперь о технических моментах телефона ЛК-1 Леонида Куприянович. Это простейшая рация с добавлением устройства набор номера. Вторая рация, стационарная, имеет устройство подключения к телефонной линии и передача набора номера.
Частоты передатчиков обоих раций и приемников ФИКСИРОВАННЫЕ. Это значит, что для каждого такого радиотелефона требуется ДВА ОТДЕЛЬНЫХ КАНАЛА в эфире. Даже если отобрать частоты у всех гражданских служб(скорая, пожарная, милиция и т.д), каналов бы не хватило и на сотню абонентов. Радиотелефон в единственном экземпляре работает, но массово использовать его не возможно-радиоэфир «не резиновый».
По сути ЛК-1 был простейшим предком радиоудлинителей проводных телефонов, массово появившихся в начале 90х годов.
Как помните, чтобы не мешать друг-другу, у этих телефонов была очень низкая мощность и соответственно радиус действия. Между базой и трубкой использовалось несколько каналов-при снятии трубки система автоматически выбирался первый свободный канал, а если в этот момент все каналы были заняты, то в трубке слышно было зуммер.
Однако, вернемся в середину 50х годов. Правительственная делегация СССР посетила с визитом Японию. В автомобиле, обслуживавшем советскую делегацию, стоял телефонный аппарат, по которому изредка сопровождающие лица переговаривались. По сути, это была рация с диспетчером, но наши чиновники об этом не знали.
По приезду в СССР было принято решение создать такую же систему и у нас. Задание инженерам звучало примерно так: «Сделайте телефон в машине, работающий через радиоэфир». Других подробностей, далекие от радиотехники чиновники, высмотреть у Японцев не смогли.
Система мобильной связи, получившая название «Алтай», это классический пример на что способна инженерная мысль, не загнанная в узкие рамки Технического Задания ( ТЗ ).
Для 1963 года это была самая лучшая в мире система АВТОМАТИЧЕСКОЙ мобильной телефонной связи.
Почему же зарубежные фирмы не могли сделать такую систему? Нет, инженера у них были не глупее наших, да и денег могли выделить несравнимо больше на разработку.
Все дело в концепции системы: в СССР ставилась задача ОБЕСПЕЧИТЬ мобильной связью, а за рубежом ЗАРАБОТАТЬ на мобильной связи. Вот как раз таки на стадии «заработать» возникало кучу проблем: надо было иметь возможность индивидуально считать сколько наговорил каждый абонент (тарификационные данные и биллинг) и т. д. Так же нужна была система, отключающая конкретного абонента при отсутствии денег на счету.
Конструкторы разрабатывали разные системы, но каждый раз обламывались-«Не окупится». Не получалось сделать оборудование для подсчета баланса абонентов. В системе «Алтай» такой проблемы нет-служебная связь была бесплатной. В итоге капиталистический мир пользовался мобильной связью через диспетчера, который и отсекал должников. Автоматическую систему связи они ввели в эксплуатацию только в 1969 году, а у нас тогда «Алтай» работал уже в 30 городах СССР, причем уже в новой модификации.
Несмотря на дороговизну, мобильные телефоны быстро раскупались и вскоре количество абонентов достигло предела-каналов в эфире стало не хватать, хотя они не были жестко закрепленными, а назначались только на время разговора. Делать нечего-американцы записывались в очередь. Если кто то отказывается от телефона, его продают первому в очереди. Ждать приходилось по 3-4 года.
В 1975 году в СССР провели третью модификацию системы «Алтай» и к моменту начала «Олимпиады-80» число мобильных абонентов перевалило за 25 тысяч.
Для дальнейшего развития системы мобильной телефонной связи требовалось вводить сотовый принцип построения сети мобильной связи с множеством базовых станций, повторным использованием частот и переходом между базовыми станциями без потери связи.
В начале 80х годов разработчики «Алтая» вышли на минсвязи СССР с предложением разработать новую систему мобильной сотовой связи «Волемот», но время уже было упущено. Разработка заняло еще 10 лет и опытные сети заработали только в начале 90х, когда процесс развала страны уже шел безудержно.
Так мы профукали наше лидерство(((
В начале 90х в стране начали появляться аналоговые системы сотовой связи: американская AMPS и скандинавская NMT. В акционеры новых сотовых компаний включали руководителей связи, которые быстро отключили сети «Алтай»-вытеснив абонентов на новые сотовые сети.
Ваш покорный слуга, в начале 90х, обслуживал междугородние телефонные автоматы, которые любили глотать монеты 15 копеек. Мне выделялся служебный автомобиль «Москвич-412», причем каждое утро разный. В каждом автомобиле стояли телефоны «Алтай».
Поначалу меня было не оттащить от аппарата: пока ехал обзванивал всех друзей и подружек, хвастаясь крутым телефоном, но это быстро надоело и вскоре лишний раз звонить уже и не хотелось. Еще один момент: было непривычно, что звонящий начинает разговор с вопроса: «Ты где?»
Этот смартфон можно купить только по пьяни и никак иначе
Компания AGM, известная по выпуску защищённых гаджетов, анонсировала новое устройство — смартфон в виде огромной трубки. Примерно так же выглядел легендарный аппарат — первый в мире сотовый телефон Motorola DynaTAC образца 1983 года, на который равнялись многие производители не только в 80-х, но и в 90-е.
Смартфон оснащён корпусом с толстым пластиком, миниатюрным цветным экраном, физической клавиатурой, кнопками вызова, отбоя и навигации по меню и джойстиком, а также антенной для улучшения связи. Подробностей о начинке пока нет, но вряд ли AGM использовала те же компоненты, какие устанавливают во флагманские смартфоны.
На экране можно увидеть иконки нескольких приложений, в том числе камеры, из чего можно сделать вывод, что этот смартфон сможет фотографировать и снимать видео. Хотелось бы посмотреть, как это выглядит со стороны.
Можно предположить, что ключевыми особенностями новинки станет неубиваемость и рекордное время автономной работы. Впрочем, очевидно, что этот аппарат нацелен в первую очередь на людей, которые скучают по гаджетам, выпускавшимся в далёком прошлом, а также на тех, кто купит этот товар в шутку — например, чтобы удивить кого-нибудь необычным подарком.
Касперский осенью представит телефон, который невозможно взломать
Ответ на пост «» супер предложение» от зеленого оператора. »
У меня тоже с зелено-фиолетовым была похожая ситуация. Сначала был тариф за 300 деревянных с минутами, смсками и интернетом, а потом вернулся на более выгодный у старого оператора, а эту симку перевел «На ноль» (телефон с двумя симками).
И вот получил входящий от оператора 1й симки (О):
— О: Здравствуйте! У нас для вас, как для проверенного (читать «пользующегося 1 год») неепически выгодное предложение. Тариф за полцарства и 00 копеек за 30 минут при звонках в соседнюю квартиру и голубинная почта. Подключаем, да?
— Я: Спасибо, не интересно.
— О: Ну как же? Вы сможете позвонить тёте Сраке из Мухосранска и общаться с ней целых 2 минуты в день! Подключаем, да?
— Я: Нет. Меня устраивает мой текущий тариф.
— О: Но такое выгодное предложение мы можем сделать не всем! Вы в числе избранных! Подключаем да?
И только после моего вопроса, о том, сколько раз мне нужно сказать «НЕТ», что бы она поняла, что мы не подключаем этот вселенский дар вместо моего тарифа, она как ни в чем не бывало пожелала мне всего доброго и распрощалась. При том в конце каждого своего предложения она действительно повторяла «ПОДКЛЮЧАЕМ ДА».
НЕТ. СПАСИБО. НЕ ПОДКЛЮЧАЕМ.
SpaceX планирует развернуть в рамках программы Starlink доступ для малоимущих и телефонную связь
В новом документе SpaceX излагаются планы Starlink по предоставлению телефонных услуг, голосовых вызовов даже в отсутствии электроэнергии, а также более дешёвых планов для людей с низким уровнем доходов в рамках правительственной программы Lifeline.
Подробная информация содержится в петиции Starlink в Федеральную комиссию по связи США (FCC) о присвоении ей статуса правомочного оператора связи (ETC) в соответствии с Законом о связи. SpaceX заявила, что ей необходим этот юридический статус в некоторых штатах, где ею получено государственное финансирование для развёртывания широкополосной связи в малоразвитых районах. Статус ETC также необходим для получения возмещения по программе FCC Lifeline за предоставление скидок на услуги связи людям с низким уровнем доходов.
Хотя бета-версия Starlink включает только широкополосную связь, SpaceX заявила, что в итоге будет продавать услуги VoIP, которые включают: «а) голосовой доступ к коммутируемой телефонной сети общего пользования или её функциональный эквивалент; б) пакет бесплатных минут для звонков пользователей местным абонентам; в) доступ к службам экстренной помощи; и д) услуги по сниженным тарифам для подтверждённых абонентов с низким уровнем доходов».
SpaceX заявила, что услуги голосовой связи будут продаваться отдельно по ценам, сопоставимым с существующими в городах тарифами. Компания добавила, что у потребителей будет возможность использовать обычный SIP-телефон стороннего производителя или IP-телефон из списка сертифицированных моделей. SpaceX также изучает другие варианты телефонных услуг. Как и другие провайдеры VoIP, Starlink собирается продавать и варианты терминалов с резервной батареей, которая обеспечит работу голосовой связи минимум 24 часа даже в отсутствие электроснабжения в случае аварий.
Следите за актуальными новостями в сообществе SpaceX!
Находим нужный винт в магазине
Xiaomi запатентовала сразу несколько новых складывающихся смартфонов
Китайская компания Xiaomi изобрела сразу несколько новых складывающихся смартфонов. Все они описываются в новом патенте производителя, выданным китайским патентным офисом вчера.
Xiaomi подготовила три раскладушки, два складывающихся смартфона-планшета на манер Galaxy Z Fold и Fold 2 и еще два складывающихся смартфона-планшета с опоясывающий дисплеем.
Раскладушка, представленная выше, внешне имеет сходство с Motorola RAZR. Она оснащена выступающим блоком на передней панели, а сам экран занял почти 50% корпуса.
Также есть еще две раскладушки, похожи по дизайну. Различия лишь в том, что первая оборудована четырёхмодульною камерой, тогда как вторая имеет большой вырез для одинарной камеры
Смартфон-планшет, напоминает Galaxy Z Fold, имеет один загнутый дисплей. Причем одна из частей экрана, по замыслу, заходит на внешнюю часть корпуса, поэтому в сложенном состоянии все еще можно пользоваться достаточно большим дисплеем.
Также показано, как выглядит смартфон-планшет на манер Galaxy Z Fold с опоясывающим экраном и еще два похожих между собой устройства в том же форм-факторе.
Теперь официально. Huawei продала бренд Honor. Что теперь будет со смартфонами?
Это одна из крупнейших сделок в этом году. Спустя 7 лет Honor становится независимой компанией.
Запрет на сотрудничество с Huawei, наложенный на американские компании, ударил и по созданному им «суббренду» Honor. Уже несколько недель говорят, что, чтобы спасти часть телефонного бизнеса, китайцы могут перепродать этот бренд. Так и случилось.Huawei подтверждает, что Honor только что был продан
В официальном заявлении Huawei сообщила, что бренд Honor попадает под крыло недавно сформированного консорциума под названием «Shenzhen Zhixin New Information Technology». В его состав входят более 30 организаций, включая компании, которые до сих пор распространяли устройства марки Honor на китайском рынке.
Стоимость сделки не разглашается, но по неофициальным данным она была эквивалентна 15 миллиардам долларов.
На данный момент новый владелец не собирается вносить серьезных изменений в работе устройств Honor. Бизнес-стратегия останется неизменной, а команда менеджеров останется на своих позициях. Пока не особо понятно, что будет с обновлением ПО и анонсом новых устройств.
Однако пока неизвестно, каким будет будущее Honor в Европе. В 2020 году на российском рынке появилось лишь несколько смартфонов от этой марки, а также пара аксессуаров, таких как наушники и умные часы.
Honor был основан в 2013 году и представляет собой бюджетный бренд, ориентированный на «молодых» покупателей. Количество смартфонов, покупаемых ежегодно, превысило 70 миллионов, что говорит о большой популярности бренда.
Информация взята с ТЕХНОблог
Занесло меня в салон сотовой связи. Со специалистом ругалась одна женщина лет 40-50. Из разговора стало понятно, что её договор об оказании услуг связи был расторгнут, так как номер не использовался 180 дней и его получил другой человек. Этот же человек и снял все деньги с её(по факту уже нет) онлайн банка, который был зарегистрирован на этот номер телефона. Консультант говорил: «Мы данные абонентов не раскрываем, идите в полицию.» Но в полиции ей ничем помочь не смогли.
Мораль: не забивайте на ненужные снимки.
Вышка сотовой связи в селе Париж Челябинской области
Ретроспектива #1. «Позвони мне, позвони. «-2
1980-е. Закончил институт, работа, армия, работа вахтой. Везде требовалась связь.
Студентом пользовался телефонами-автоматами по 2 копейки. Они стояли практически на каждом углу (Екатеринбург). Но часто были неисправными. Так, что для того, чтобы позвонить приходилость пройти не одну сотню метров в поиске рабочего аппарата. Если был дома, то звонил с домашнего, дискового. С него была возможность звонить и по межгороду.
На работе добавились внутренние номера. По четырехзначному номеру можно было позвонить практически любому сотруднику предприятия. При этом часть телефонов служили только для входящих звонков и не имели диска. Но я видел как многие осваивали набор номера нажатием на клавиши, и не ошибались. Я не научился. Максимум, что мог набрать 21-11. Выход в городскую сеть через дополнительный префикс. При звонке по межгороду в трубке звучало автоматическое оповещение «Связь по радио».
В армии добавились позывные. Офицеры, прослужившие уже многие годы и сменившие не один гарнизон, могли по позывным пройти от нашего телефона через кучу вышестоящих штабов и выйти на городской телефон практически любого города. Занимало это кучу времени, но удовольствие поговорить с родными того стоило.
Я же обычно из командировок звонил с автоматической междугородной станции по 15 копеек на домашний телефон и разговаривал, пока монетки не закончатся. Надо было найти телефонную станцию, обычно они размещались на почте. Наменять монеток по 15 копеек. Занять очередь. Зайти в кабинку. Бросить монету. Набрать номер. И ждать, что кто-нибудь есть дома, и тебе ответят.
Никаких фото, видео, конференц-связи. Только голос. Да и то с помехами и с неожиданными прерываниями.
Дома дисковый стационарный телефон. У большинства друзей, приятелей, одноклассников тоже стоят дома телефоны. Можно звонить, узнавать домашку, просто поболтать. Устроить дурацкий розыгрыш незнакомому человеку по случайному номеру.
От них нам было звонить попроще. Без предварительного заказа, прямо с переговорного пункта заказывали звонок на домашний телефон, и если кто-нибудь был дома, разговаривали.
В это время появился первый бесплатный сервис «точное время». Можно было набрать 001 и слушать как тебе автоматический голос проговаривает время.
Домашнего телефона нет. Чтобы узнать домашку надо идти к одноклассникам. Поговорить с кем-нибудь, только при встрече. Звонить из телефона-автомата только родителям на работу, если забыл ключи.
Позвонить бабушке еще большее приключение. Сначала родители идут на преговорный пункт, заказывают разговор, операторы телеграммой приглашают бабушку и дедушку на переговорный пункт с другой стороны. В назначенный день родители берут меня и мы, как на праздник, идем на переговорный пункт. Там операторы нас соединяют и 3-5 минут мы можем друг с другом поговорить.
А для оперативной связи служили телеграммы. Передать срочную информацию телеграммой было значительно быстрее, чем по междугороному телефону.