Что такое сотовый рынок
Основные понятия рынка мобильных телефонов
Основные понятия рынка мобильных телефонов
Рынок мобильных телефонов является крупнейшим сегментом рынка бытовой техники и электроники. Разберемся в основных понятиях данного рынка, чтобы в дальнейшем конкретно представлять себе, о чем идет речь.
Определение Рынка
Рынок – совокупность экономических отношений, базирующихся на регулярных обменных операциях между производителями товаров (услуг) и потребителями. Обмен обычно происходит на добровольной основе в форме эквивалентного обмена товара на деньги (торговля) или товара на товар (бартер). При свободном доступе на рынок, как производителей, так и потребителей, обмен происходит в условиях конкуренции.
Думаю, что данное определение полностью отражает суть понятия рынок.
Определение Рынка (К. Макконнелл)
Рынок – всякий институт или механизм, который сводит вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) конкретного товара или услуги.
Определение К. Макконнелла полно отражает суть понятия рынок.
Проанализировав данные определения, можно сделать вывод, что рынок – это место, где совершаются сделки между покупателями и продавцами по поводу обмена товаром на добровольной основе.
Определение Сотового телефона
Сотовый телефон – мобильный телефон, предназначенный для работы в сетях сотовой связи; использует рад
иоприёмопередатчик и традиционную телефонную коммутацию для осуществления телефонной связи на территории зоны покрытия сотовой сети.
Определение Мобильные телефоны
К мобильным телефонам относится любая техника, способная совершать голосовые звонки без «привязки» к кабельным телефонным сетям. Это обязательно должно быть портативное устройство, которое без проблем можно утащить с собой, и предназначено оно для простых пользователей.
Определение Мобильный телефон
Мобильный телефон – переносное средство связи, предназначенное
преимущественно для голосового общения. В настоящее время сотовая
связь – самая распространенная из всех видов мобильной радиосвязи,
поэтому чаще всего мобильным телефоном называют сотовый телефон. В то же время, наряду с сотовыми телефонами, мобильными являются также спутниковые телефоны, радиотелефоны и аппараты магистральной связи.
Таким образом, разобравшись с данными понятиями, можно выявить общее определение мобильных телефонов. Итак, мобильные телефоны – это устройства, предназначенные для общения, путем передачи сообщений или с помощью речевого общения.
На основе проанализированных определений сделаем вывод о том, что рынок мобильных телефонов – это рынок, на котором совершается купля-продажа между продавцом и покупателем, где товаром являются мобильные приборы.
Cтруктура рынка мобильных телефонов самарской области
В настоящее время практически все современные мобильные телефоны (за исключением наиболее дешевых моделей аппаратов) обладают характеристиками смартфонов. Иногда применяется «исторический подход», в котором говорится, что если устройство ведёт свою родословную от КПК, то оно является коммуникатором, если от мобильных телефонов – это смартфон. В данной работе категория «смартфоны» включают категорию «коммуникаторы», если не указано иное.
Помимо данной общей классификации, мобильные телефоны можно разделить на множество сегментов по различным признакам, включая цену, тип корпуса, а также наличие определенных возможностей.
Сегмент телефонов характеризуется тенденцией к сокращению, тогда как сегмент смартфонов, напротив, демонстрирует активный рост, заместив собой телефоны в высших ценовых сегментах. Подробно динамика развития сегментов рынка мобильных телефонов рассмотрена в соответствующем разделе. В сегменте смартфонов по итогам первого полугодия 2012 г. зафиксировано продолжение роста доли устройств на базе Android.
Стоит отметить, что для мобильных телефонов характерно постепенное удешевление продукции вследствие ее морального и технологического устаревания.
За исключением 2009 г., когда проявились последствия мирового экономического кризиса (в частности, в виде снижения покупательского спроса), повлекшие падение продаж мобильных телефонов на треть, на протяжении последних 10 лет объем российского рынка уверенно увеличивался. Данные об объеме рынка мобильных телефонов от разных источников различаются по причине различий методик оценки. Так, данные Федеральной службы государственной статистики отражают только официальные данные, по ряду товаров являющиеся заниженными. Большего доверия заслуживают сведения о рынке, продуцируемые аналитическими отделами его участников, в частности, розничные торговые сети («Евросеть», «Связной», «Русская телефонная компания» – салоны под брендом «МТС»), а также данные консалтинговых компаний, непосредственно их собирающих (например, GFK).
Анализ рынка мобильных телефонов
На рынке сотовых телефонов Самарской области лидирующими компаниями по производству мобильных телефонов долгое протяжение времени остаются компания Nokia и Samsung. Наш рынок считает преимущественным. По данным исследовательских компаний, в первом квартале 2012 года продажи сотовых телефонов в Самаре выросли на 21% по сравнению с предыдущим кварталом 2011 года. При выборе телефона потребители все меньше внимания обращают на цену. При этом покупатели покупают в основном бюджетные телефоны Nokia.
Анализ рынка мобильных телефонов
Рост продаж мобильных телефонов в России в натуральном выражении сходит на нет — в 2012 году рынок вырос незначительно, а в 2013 году ожидается его падение. Покупатели предпочитают смартфоны, которые меняют на новые гораздо реже, чем дешевые телефоны.
В 2012 году в России было продано 40 млн. мобильных телефонов против 38 млн. в 2011 году. В денежном выражении объем рынка в 2012 году составил 195 млрд. руб. — по сравнению с предыдущим годом рост составил 18%.
2013 год может оказаться переломным — продажи телефонов могут оказаться ниже, чем в предыдущем. Это можно объяснить ростом спроса на смартфоны: если в 2011 году на них приходилось 20% продаж всех аппаратов на российском рынке и 30% — в денежном, то в 2012 году соответственно 49% и 67%. Сейчас средняя цена обычного телефона в России — 4200 руб., смартфона — 10 500 руб. Более дорогие аппараты пользователи склонны менять на новые реже, чем дешевые.
Можно сделать вывод о том, что рынок мобильных телефонов в Самарской области терпит критическое состояние, т.к. не выдерживает конкуренцию рынка смартфонов.
Тенденции и перспективы развития рынка мобильных телефонов самарской области
Рынок мобильных телефонов по-прежнему остается привлекательным и динамично развивающимся рынком, поскольку потребители по-прежнему испытывают потребность в обновлении своих аппаратов и покупке новых взамен сломавшихся. Факторы, влияющие на рынок, является принятие России в ВТО и возможность нового экономического кризиса.
По мнению торговых компаний и товаропроизводителей, вступление России во Всемирную Торговую Организацию – это благополучный момент, так как денежный сбор занимает серьезную часть себестоимости продукции. Однако не следует снижать пошлины на всю технику. При этом, по его мнению, для крупногабаритной техники пошлины снижать нет необходимости. Если пошлины все-таки снизят, то по многим товарам российские производители будут окончательно вытеснены с рынка. Для потребителя снижение пошлин означает некоторое непропорциональное снижение стоимости товаров.
По прогнозам аналитиков, до 2015 года при сохранении текущей экономической ситуации темпы роста рынка мобильных телефонов составят около 15%. Таким образом, к 2015 г. объем рынка увеличится до значения в 50млрд. руб.
Заключение
Таким образом, рынок мобильных телефонов Самарской области на протяжении долгих лет динамично развивавался (за исключением года мирового экономического кризиса.). Хотя большой процент жителей Самарской области обладают мобильными телефонами, существует большая возможность для дальнейшего развития рынка. Это доказывается тем, что новый сотовый телефон обладает достаточно малым времени использования, вызванный неизбежной замены мобильного телефона на смартфоны или телефоны с наилучшими характеристиками. Мобильный телефон необходим для современного человека. Сейчас он является средством мультимедийной, личной и круглосуточной коммуникации. Cотовый телефон быстро вошел в жизнь, превратившись из предмета роскоши в повседневное средство связи, без которого уже обойтись невозможно.
Особенности рынка сотовых телефонов
Сотовый телефон – это мобильный телефон, предназначенный для работы в сетях сотовой связи; использует радиоприёмопередатчик и традиционную телефонную коммутацию для осуществления телефонной связи на территории зоны покрытия сотовой сети. В настоящее время сотовая связь– самая распространённая из всех видов мобильной связи, поэтому обычно мобильным телефоном называют именно сотовый телефон.
Смартфон (от англ. smartphone – «умный телефон») – мобильный телефон, дополненный функциональностью карманного персонального компьютера. Коммуникатор – (от англ. communicator) карманный персональный компьютер, дополненный функциональностью сотового телефона.
Также условно мобильные телефоны можно разделить на:
Самым быстрорастущим рынком в мире в последние годы является рынок сотовых телефонов. В России это объясняется ростом благосостояния населения, а также приходом новых технологий сотовой связи, увеличением скорости мобильного интернета и ростом покрытия сотовых сетей операторов. В России практических нет предприятий по выпуску мобильных телефонов, поэтому наполнение рынка происходит за счет импортных поставок. Ассортимент с каждым годом становится все разнообразнее, растет популярность смартфонов.
Динамика продаж мобильных телефонов в России в 2012 г. показа на рисунке 1.
Лидерами продаж на этом рынке, как и год назад, остаются Samsung, Nokia, Apple, Sony и HTC. Их доля в продажах смартфонов превышает 60%.
По данным исследований, компании МТС, проведенных среди абонентов мобильной связи России, более половины россиян (56%) в возрасте до 24 лет сегодня пользуются «умными телефонами». Существенная часть (68%) российских пользователей пока не перешла на смартфон, опасаясь технической сложности в обращении с ним. Половина абонентов сотовых операторов купили бы смартфон, будь он им по карману. Пользователи смартфонов разговаривают по телефону 10 часов в неделю против 9 для мобильных телефонов, 80% пользуются мобильным интернетом. Ключевым трендом 2012 г. в сегменте смартфонов стал активный рост продаж моделей стоимостью до 5 тыс. руб., на которые пришлось больше четверти всех проданных смартфонов.
При выпуске в рыночное обращение на территории РФ мобильные телефоны, смартфоны и коммуникаторы подлежат обязательной̆ сертификации или декларированию в системе сертификации ГОСТ Р и декларированию в связи. В соответствии с нормативно-правовым регулированием в области связи, любое оборудование связи, подключенное к единой сети электросвязи, должно пройти подтверждение соответствия техническим требованиям в области связи и иметь или сертификат связи или декларацию связи. В соответствии с законом «О связи», декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу и действуют на всей территории Российской Федерации.
Ещё одной особенностью российского рынка сотовых телефонов является то, что он выступает в качестве одного из важнейших рынков сбыта для китайских производителей. Сегодня оно затрагивает не только сферу производства мобильников по соглашениям с мировыми компаниями, но и разработку своих собственных «оригинальных» моделей. Китайские производители, утвердившиеся на внутреннем рынке, активно ищут выход на международную мобильную арену. С этой целью местные компании приобретают мобильные подразделения куда более именитых корпораций. Подобные сделки позволяют распоряжаться раскрученной торговой маркой.
Обзор ситуации на рынке сотового ритейла Статьи редакции
Генеральный директор компании TMT Consulting Константин Анкилов о будущем направления в России и разделении «Евросети».
Сейчас происходит смена модели работы на рынке и эволюция экосистемы в целом. Исторически основным каналом продаж мобильной связи были именно ритейлеры — «Евросеть», «Связной» и другие.
Теперь же концепция поменялась — основными продавцами становятся операторы. По данным собственного исследования TMT Consulting, из 25 тысяч ритейловых точек 17 тысяч — монобрендовые, то есть принадлежащие конкретному оператору или работающие под его вывеской по франшизе. Теперь в этот стан перекочевывают 4 тысячи точек «Евросети».
Мы переходим к модели операторского ритейла, и новость с «Евросетью» — продолжение этой истории. «Евросеть» и так была операторской компанией. Но прежде складывалась парадоксальная ситуация, когда ей владели два конкурента одновременно — «Вымпелком» и «Мегафон». Это не могло продолжаться долго. Случившееся не стало большой новостью, рынок ожидал, что это произойдет.
Для «Вымпелкома» и «Мегафона» не предвидится серьёзных последствий. Каждая из компаний получит ритейловые точки, произойдёт упорядочение инфраструктуры. Я думаю, что компания избавится от дублирования этой системы.
Ритейл в России сейчас и без того избыточен. Я бы смотрел на это не только с точки зрения исчезновения «Евросети» и разделения на ритейловую структуру «Вымпелкома» и «Мегафона», но и вообще как на шаг по нормализации рынка с точки зрения разумного необходимого количества ритейловых точек в России.
У рынка есть проблема — избыточное количество салонов. Покупателю не нужно такое количество точек, сколько сейчас расположено в любом крупном торговом центре. Есть четыре основных игрока — и этого много. Ещё добавляется «Евросеть», которая фактически работает как оператор — для этого за несколько лет был совершён переходный период. Уже не «чичваркинская», но и не полноценная операторская структура.
Вторая большая проблема заключается в том, что сейчас система продаж мобильных контрактов через ритейл приносит операторам больше вреда, чем пользы. По данным собственного исследования TMT Consulting, несмотря на программы лояльности, отток из сетей российских сотовиков несколько лет подряд превышает 48%. Это значит, что условно каждый второй российский абонент раз в год выбрасывает свою текущую SIM-карту.
Что это значит в масштабах рынка: абонентам каждый год продается свыше 120 млн контрактов, прирост пользователей в 2016 году, например, составил менее 4 млн, а доходы и вовсе сократились. Причём чтобы привлечь каждого из таких «живых мертвецов», оператору нужно потратиться — и на маркетинг, и на вознаграждение ритейлеру. По оценкам «Мегафона», в совокупности операторы тратят впустую около 60 млрд рублей в год.
На этом фоне смешно выглядят истории про MNP — переход со своим номером на другого оператора. Этой услугой за год пользуются лишь 2 млн абонентов.
Эта историческая ситуация связана с изначально низкой лояльностью абонентов к операторам и высокой маркетинговой активностью самих операторов по привлечению клиентов. Есть часть абонентов, которая «скачет» от оператора к оператору и берёт в рамках акций новые SIM-карты.
Продавать SIM-карты было актуально, когда перед операторами стояла задача набора абонентов. Но сейчас страна уже охвачена сотовой связью, и всё, что делается, — это перемалывание одной и той же абонентской базы. Чтобы не упасть или хотя бы находиться на одном и том же уровне, приходится постоянно быстро бежать.
Операторы отнимают друг у друга абонентов, но глобально ничего не меняется. Им невыгодно иметь абонентов, которые приходят только потому, что получают бесплатную SIM-карту со 100-200 рублями на счете. Операторам хочется избавиться от этой ситуации, но их сдерживает конкуренция друг с другом и ритейл, который на этом живет. Возникают конфликты между операторами и ритейлом — операторы уходят из точек, когда не могут договориться между собой.
Постепенно мы приходим к западной модели, когда ритейл в основном сотовый. Также торговые сети продают оборудование и услуги. Здесь много новаторских проектов. С другой стороны, продажа «железа» — низкомаржинальный бизнес. Это делает ритейлеров финансово уязвимыми: им приходится балансировать на грани безубыточности.
Помимо оборудования (в основном мобильных устройств) они диверсифицируют — насколько позволяют несколько квадратных метров салона — продажи электроники, ПО и других продуктов.
Также предлагают услуги: страхование, переводы, оплаты, например, туристических туров, ЖКХ. Еще одно направление — развитие онлайн-продаж. То, что не влезает в торговую точку, продается в онлайне с доставкой на дом или в салон связи. Фактически они не отличаются от других интернет-магазинов.
Наиболее широкий ассортимент товаров у неоператорского ритейла, предлагающего, помимо традиционной электроники и финансовых услуг, радиотехнику, товары для дома и дачи и так далее. Эта ситуация логична: для сотовых операторов ритейл — не основной бизнес, который приносит лишь 9% доходов, а вот для ритейлеров — это всё, поэтому приходится «крутиться».
По данным собственного исследования TMT Consulting, продав товаров и услуг в 2016 году на 90 млрд рублей, сотовики примерно столько же потратили на закупки, аренду, зарплаты и прочие статьи расходов.
В этой связи можно ожидать расширения товарного ассортимента в монобрендовых сетях, хотя серьезным источником доходов ритейл для сотовиков вряд ли станет. Всё же его основная задача — стимулировать потребление услуг (например, продажа недорогих смартфонов способствует популяризации мобильного интернета), а также улучшать опыт пользователей.
В перспективе точки продаж будут превращаться в демонстрационные зоны, позволяющие пользователю попробовать новые технологии в действии. Помимо возможности потрогать руками устройство и проверить новую для абонента функциональность, они позволят получить сведения о продукте как у консультанта, так и самостоятельно через инфокиоски и другие информационные системы. Этим путем идет операторский ритейл в мире.
Еще один тренд в мировой практике — наличие в магазинах зоны для отдыха, оснащенной зарядными устройствами, коннекторами, интернет-доступом. Такие зоны предназначены для работы, отдыха и проведения встреч. Ритейл таким образом станет чем-то другим, большим, чем точкой продажи и приема платежей.
Компании анализируют эффективность салонов. Те, которые нецелесообразно сохранять (например, соседствующие салоны «Билайна» и «Евросети»), будут закрывать или переносить. Я думаю, их количество будет сокращаться из-за избыточности — клиентам не нужно столько салонов.
В целом мы добились оздоровления на рынке сотового ритейла. Это хороший и логичный шаг. Скорее всего, функции салонов будут меняться. Как на Западе: там салон — не магазин «всего на свете» в части электроники и финансовых услуг, как у нас, скорее это место, где клиенту помогают с подключением и настройками. То есть точка демонстрации товаров и предоставления сервисных услуг. Салон reStore — это как раз пример такой западной модели, к которой мы можем прийти.
Отношения будут развиваться по принципу «любовь-ненависть». Ритейл сыграл важную роль на этом рынке и продолжает влиять на позиции операторов. Они должны договариваться. Массового оттока операторов из салонов не случится.
Российские салоны будут ориентированы на то, чтобы в первую очередь показать клиенту оператора. При этом финансовые услуги продолжат существовать — это простой продукт, который не занимает места на складе.
Салоны будущего — центры знаний и консультаций для существующих и потенциальных клиентов — для клиентов, которые не готовы решать проблемы удаленно. Например, «Ион» (был переименован в «Ноу-Хау») именно так и пытался себя позиционировать. Неизвестно, кто первым перейдёт на такой режим работы.
Конкуренции между сотовыми ритейлерами, как между Pepsi и Coca-Cola, не будет. Конкуренция сосредоточится в основном в рамках операторской политики — в условиях услуг для абонентов.
На фоне снижения доходов операторов от услуг мобильной связи ритейл будет выполнять поддерживающую функцию, которая решает две задачи. Во-первых, через предложение датируемых устройств формируется спрос на передачу мобильных данных. Во-вторых, на фоне снижающихся доходов операторы могут увеличивать продажи оборудования, за счет чего совокупный бизнес будет расширяться.
В итоге мобильный бизнес, включая продажи оборудования, растет на фоне падающего сервисного бизнеса. И, возможно, так будет происходить какое-то время. Это не очень хорошо, потому что ритейловый бизнес низкомаржинальный, то есть работает чуть ли не в убыток себе при продаже оборудования. А сервисы — услуги мобильной связи — это высокомаржинальный бизнес.
Отказываться от продажи мобильных устройств в точках не будут. Таким образом ритейлеры управляют спросом на услуги. Голосовая связь не растет, а мобильный интернет — да. Предлагая дешёвые смартфоны с доступом в интернет, операторы обеспечивают себе рост продаж.
Это будут точки в шаговой доступности, где клиент сможет найти всё необходимое, и сайты, предоставляющие возможность покупки и онлайн-консультации.
Пользователю необходимо будет место в интернете или в офлайне, куда он сможет прийти с проблемами. В онлайне человека заменят электронные системы — «умные» автоответчики. А пока, чтобы не уступить конкурентам, все ритейлеры вынуждены держать большое количество салонов. Их всё равно останется много.
Текст записан со слов Константина Анкилова в ходе телефонного разговора.
Рынок мобильных телефонов
Вы будете перенаправлены на Автор24
Мировой рынок мобильных телефонов и особенности его развития
Рынок мобильных телефонов – это рынок, на котором объектом купли-продажи выступают сотовые телефоны, смартфоны и аксессуары к ним.
Благодаря стремительному развитию телекоммуникационных технологий мобильные телефоны стали неотъемлемым атрибутом современного мира. Представить себе жизнь без них современному человеку попросту невозможно.
Свое начало развитие мирового рынка сотовых телефонов получило в 1990-х годах, именно тогда компания «Nokia» выпустила первое устройство, сумевшее соединить в себе коммуникатор и мобильный телефон. Сегодня рынок смартфонов (умных телефонов) активно развивается, ежегодно на рынок выпускаются новые модели. Число пользователей сотовых телефонов с каждым годом растет, а география их распространения расширяется.
Крупнейшие мировые корпорации ведут «гонку вооружений», непрерывно предлагая рынку все новые линейки мобильных устройств. Наиболее крупные из них стремятся захватить большую долю рынка, постоянно совершенствуя продукт и насыщая его новыми свойствами, предназначенными для удовлетворения изменяющихся потребностей пользователей. Некоторые производители, не выдержав высокой конкуренции, уходят с рынка, а их долю занимают новые молодые лидеры, сумевшие заинтересовать потребителей такими важнейшими свойствами товара, как:
На сегодняшний день на мировом рынке сотовых телефонов лидирует несколько крупных компаний. Основные из них в общем виде представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Компании-лидеры мирового рынка сотовых телефонов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Готовые работы на аналогичную тему
Наибольшая доля мирового рынка приходится на такие известные фирмы, как «Samsung» (Республика Корея» и «Apple» (США). Суммарно их рыночная доля превышает 35%. В последние годя наблюдается рост активности со стороны таких компаний, как «Huawei», «ОРРО», «ВВК» и др. Постепенно эти компании набирают обороты, а их технологические решения начинают пользоваться все большей популярностью у потребителей.
В целом характерной чертой современного мирового рынка сотовых телефонов выступает постепенная популяризация и распространение азиатских моделей смарт фонов, отличающихся достаточно неплохими техническими характеристиками, но при этом стоящими на порядок дешевле своих известных рыночных аналогов. Эксперты говорят о том, что в ближайшее время ожидается рост объемов продаж китайских производителей, которые уже сегодня активно стараются выходить на новые рынки сбыта. В том же случае, если эти прогнозы не сбудутся, им однозначно будет сложно конкурировать с мировыми лидерами, а, значит, доля их увеличится незначительно.
Тенденции развития российского рынка мобильных телефонов
Сегодня мобильные телефоны популярны и широко распространены не только за рубежом, но и в России. Отечественный рынок смартфонов также продолжает стремительно расти. Ежегодно количество продаваемых устройств растет, даже несмотря на кризисные явления в экономике. Для покупки дорогих моделей отечественные потребители нередко берут кредиты и займы.
К числу основных черт российского рынка мобильных телефонов (смартфонов) сегодня можно отнести следующие его особенности:
В целом справедливо говорить о том, что российский рынок высокотехнологичных устройств постепенно развивается. При этом доминирующее положение тех или иных устройств на рынке благодаря их низким ценам является краткосрочным. Технологии постоянно совершенствуются, меняется не только внешний вид телефонов, но и их внутреннее наполнение.
Следует отметить, что на российском рынке мобильных телефонов, так же как и на общемировом рынке в целом, имеет место быть острая конкурентная борьба за потребителя. Не последнюю роль в ней играет приверженность потребителей тому или иному бренду, известность торговых марок и, конечно же, их цена. Основными факторами, определяющими потребительский выбор при покупке смартфонов, выступают технические характеристики, качество и надёжность продукции и ее стоимость. Важную роль при этом играют покупательские способности потребителей. В период кризисов общий спрос на мобильные телефоны несколько снижается, однако после их преодоления он снова начинает расти. Интерес к новым зарубежным маркам у российских потребителей крайне высок, хотя к некоторым из них они и относятся с осторожностью.