Что такое соц личность

Социальная сущность человека: понятие, примеры проявления, признаки

Что такое соц личность. Смотреть фото Что такое соц личность. Смотреть картинку Что такое соц личность. Картинка про Что такое соц личность. Фото Что такое соц личность

Человек – биосоциальное существо, природа которого имеет двойственный характер. У каждого из нас, как и у любого животного, есть биологическая сущность, сформированная миллионами лет эволюции. Но наряду с ней у нас имеется также и социальная сущность, отличающая нас от других животных. Сегодня мы поговорим о том, что она собой представляет, чем отличается от биологической сущности и как связана с такими понятиями как личность и самосознание.

Что такое социальная сущность человека?

Социальная сущность – это способность человека управлять своими инстинктами, подавлять и регулировать свои желания, заниматься осмысленной и целенаправленной деятельностью, соблюдать правила, принятые в обществе. Социальная сущность определяет наше поведение и те виды активности, которые мы позволяем себе в повседневной жизни.

Среди множества биологических видов, населяющих нашу планету, человек выделяется именно своей социальной сущностью. Конечно, многие животные тоже объединяются в стаи и другие сообщества, но они делают это под влиянием инстинктов. Люди же, наоборот, для исполнения своих социальных ролей способны преодолевать инстинкты.

В качестве примеров проявления социальной сущности человека можно отметить следующее:

Если посмотреть на пирамиду Маслоу, можно обратить внимание, что первые два уровня связаны с удовлетворением базовых биологических потребностей. А вот уровни, находящиеся выше, отражают различные аспекты социальной сущности человека.

Отличия социальной сущности от биологической

Как мы уже выяснили, человек – это биосоциальное существо с двойственной природой. Биологическая сущность, являющаяся результатом эволюции, сочетается в нём с социальной сущностью – продуктом развития общества. Они обе оказывают существенное влияние на все аспекты жизни и поведения человека. При этом у каждой из них есть определённые особенности:

Разные авторы по-разному высказываются о взаимоотношении биологической и социальной сущностей человека. Одни противопоставляют их, другие же считают их тесно связанными между собой. Вторая точка зрения более популярна. Она подразумевает, что в человеке от рождения присутствует биологическая сущность, но по мере взросления и социализации всё большую роль играет социальная. При этом она тоже направлена на реализацию потребностей человека, но уже посредством адаптации к сложным требованиям человеческого общества.

Становление социальной сущности человека

Вы наверняка слышали высказывание «Труд сделал из обезьяны человека». Так вот оно не такое бессмысленное, каким кажется. Действительно, значительную роль в превращении человека в социальное существо сыграл труд, направленный на удовлетворение собственных потребностей и потребностей своего племени. Совместный труд представлял собой исторически первую форму социального взаимодействия между людьми.

Изначально люди занимались совместной добычей – охотой и собирательством, потом научились совместно выращивать сельскохозяйственные культуры и заниматься другими формами производства. С появлением материальных ценностей, которые возникали не сами по себе, а производились людьми, начали формироваться и такие понятия как собственность и власть.

Со временем социальное взаимодействие между людьми в одном племени, а также между соседними племенами становилось всё более разнообразным. В частности, люди поняли, что можно не только владеть ресурсами, но и обменивать их на те, которые необходимы в данный момент. Палеонтологи утверждают, что люди научились торговать и обмениваться в период, называемый «неолитической революцией». Именно это событие и можно считать моментом становления социальной сущности человека.

Социальные качества личности

Личность – это понятие, отражающее социальную природу человека. То есть, это не просто индивид, а субъект общественных отношений, член общества, обладающий уникальным набором социально значимых черт. В социологии имеется два подхода к изучению личности:

Основные социальные качества личности:

С точки зрения психологии, наличие целей жизни – ключевая характеристика сформировавшейся личности. Несмотря на всё разнообразие возможных вариантов, все существующие цели жизни можно сгруппировать в четыре группы:

Самосознание и самореализация

Самосознание и самореализация – важные «кирпичики» социальной сущности человека. Самосознание – это способность индивида понимать себя как личность, оценивать свои возможности и способности, понимать и прогнозировать, как те или иные поступки будут восприняты окружающими, а также нести ответственность за собственные решения и действия. Именно от самосознания зависит то, насколько успешно человек может взаимодействовать с другими членами общества.

Самореализация – это процесс реализации личностью своего потенциала, достижения жизненных и просто важных целей. Американский психолог Абрахам Маслоу считал, что потребность в самореализации – это одна из высших потребностей человека (наряду с самоактуализацией и саморазвитием). Он дал следующее определение: самореализация – это максимально полное использование всех талантов, способностей и доступных возможностей для осуществления личностно значимой деятельности.

Заключение

Человек – биосоциальное существо, в котором его биологическая природа сочетается с социальной сущностью. Биологическая составляющая проявляется преимущественно через темперамент, а социальная определяет характер. Нельзя сказать, что одна или вторая составляющая полностью определяет, кем является человек. Каждая из них сильно влияет на наше поведение, поскольку они тесно связаны между собой. В этом плане человек является уникальным животным, ведь ни один другой представитель фауны не способен целенаправленно управлять своими инстинктами ради реализации своей социальной сущности.

Источник

Cоциальная личность. Социальное развитие, роли, поведение, статус и типы личности

Социальное развитие личности

Социальное развитие личности и адресный опыт. Многих людей, в зрелом возрасте, интересует словосочетание «своё предназначение», «выполнение собственного пути». В реальной жизни, происходит следующее. Накопленный жизненный опыт побуждает и провоцирует их расширить и изменить грани восприятия окружающего непосредственного, реального мира. Каждый начинает понимать, что у тела (биологической оболочки) есть дата рождения и дата смерти. И человек постепенно начинает осознавать, что двигается по кругу суеты, обыденности и мамоны. Ко всему прочему, этому способствует окружение, в ролях родителей, друзей и знакомых, особое значение играют СМИ. Они стремятся заякорить, остановить естественное развитие личностии превратить её в корзину для потребления и переваривания ненужных разговоров, обсуждения чужих мнений и негативных новостей от СМИ. СМИ это система манипулирования истиной. Очень часто, на голую истину, надевают красивую рубашку, не имеющую под собой качественной, да и вообще, никакой основы. И навязывают, втюхивают информационный мусор, разнообразные товары, новости, низкосортные телепередачи и фильмы. Негодования и пересуды граждан, попавших под влияние красивой рубашки, потом колыхают весь океан социума, включая семью, город, страну, создавая на пустом месте море иллюзий, затрудняющее всем выбор и жизнь. Что делает большинство граждан нашей страны? Обсуждают новости, к сожалению, в львиной доле, негативные. Чем больше обсуждают и осуждают, тем меньше времени остаётся на реализацию своих насущных вопросов и задач. И, как ранее мы уяснили, время есть главный герой получения собственного результата. Всё просто, чем больше времени играете в чужие игры, тем меньше остаётся на свою.

Социальные роли личности

Социальное поведение личности

Поведение личности – это внешне наблюдаемые поступки, действия индивидов, их определенная последовательность, так или иначе затрагивающая интересы других людей, их групп, всего общества. Человеческое поведение приобретает социальный смысл, становится личностным, когда оно включено в общение с другими людьми. Речь идет прежде всего об осмысленном поведении, о реализации в действиях и поступках таких связей и взаимоотношений, в которых субъект поведения участвует как разумное существо, осознанно относящееся к своим действиям. Поведение человека принципиально отличается от поведения животного тем, что животное своей активностью непосредственно удовлетворяет природные потребности, тогда как поведение людей многократно опосредствовано. Прежде всего орудийной деятельностью (изготовление орудий труда), использованием языка как средства общения, реализацией ближайших целей для достижения более отдаленных. Да и сами потребности человека постоянно развиваются. Следовательно, любое проявление человеческого поведения является в своей основе социальным. Социальное поведение – внешнее проявление деятельности, в которой выявляется конкретная позиция человека, его установка. Это форма превращения деятельности в реальные действия по отношению к социально значимым объектам. В качестве механизмов саморегуляции социального поведения личности выступают социальные установки (диспозиции), формирующиеся в результате взаимодействия стимулов и мотивов в конкретных условиях внешней среды.

Установка представляет собой готовность, предрасположенность человека к определенной активности и действиям по отношению к какому-либо объекту. Социальная установка – это ценностное отношение к социальному объекту, психологически выражающееся в готовности к положительной или отрицательной реакции на него. По мнению американского социолога Дж.Герберта, социальная установка включает в себя все, что нам нравится, нашу приязнь или неприязнь по отношению к самим себе и окружающим. Она возникает из способности видеть мир и самих себя так, как его видят другие, и так, как это принято в данной социальной общности. В 1934 году американский исследователь Лапьер провел эксперимент, результаты которого впоследствии стали известны под названием “парадокс Лапьера”. Лапьер путешествовал по США с двумя студентами-китайцами. Они посетили 252 отеля и во всех случаях (за исключением одного) встретили радушный прием. После завершения путешествия Лапьер обратился к владельцам 251 отеля с письмами, в которых сообщал, что снова намерен посетить эти места и просил ответить, может ли он надеяться на их гостеприимство. Ответ был получен из 128 отелей, причем только в одном случае было согласие, а в других письмах – отказ или уклончивые формулировки. Лапьер решил, что между реальным поведением хозяев и их отношением к китайцам есть расхождение.

Причина “парадоксального” поведения заключалась в том, что у каждого человека не одна, а несколько социальных установок разных уровней, которые срабатывают в зависимости от ситуации. Как известно, человеческие потребности определенным образом структурированы и находятся в иерархической зависимости. При удовлетворении потребностей низшего уровня актуализируются потребности высшего уровня. Каждому уровню потребностей соответствует определенный уровень социальных установок. В данном случае, когда гости прибыли в отель, сработала элементарная фиксированная установка. В результате – хороший прием. В дальнейшем в действие вступили ценностные ориентации и соответствующие им установки. Как следствие этого действия – отказ. Мы постоянно меняем свои социальные установки в зависимости от установок других людей. Но вопрос состоит в том, кто эти другие? Во-первых, это те, кто нам нравится, к кому мы испытываем симпатии. Во-вторых, это те, кто рядом с нами, но немного выше нас по престижу. Сила влияния на наши установки обратно пропорциональна социальной дистанции, под которой понимается восприятие различия социального статуса участниками социального взаимодействия.

Социальный статус личности

Социальный статус – это положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением. Это определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Он — мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор паук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т. д. Один человек может занимать два противоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери сын. Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором (это понятие ввел в науку американский социолог Роберт Мертон). В статусном наборе обязательно найдется главный статус. Главным статусом именуют наиболее характерный для данного человека статус, с которым его идентифицируют (отождествляют) другие люди или с которым он сам себя идентифицирует. Главный статус относителен — он не связан однозначно с полом, расой или профессией. Главным всегда является тот статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения. Хотя статусы прямо не вступают в социальные отношения, а только косвенно — через их носителей, они главным образом определяют содержание и характер социальных отношений. Человек смотрит на мир и относится к другим людям в соответствии со своим статусом (бедные презирают богатых, а богатые с пренебрежением относятся к бедным, профессиональный следователь делит людей на потенциальных преступников, законопослушных и свидетелей, русский скорее проявит солидарность с русским, нежели с евреем, и наоборот).

Политические, религиозные, демографические, кровнородственные, экономические, профессиональные статусы человека определяют интенсивность, продолжительность, направленность и содержание социальных отношений людей. Социальные статусы бывают предписанные и приобретённые. К первой категории относится национальность, место рождение, социальное происхождение и т.п., ко второй – профессия, образование и др. Отдельные статусы являются престижными, другие – наоборот. Престиж – это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса. Эта иерархия формируется под влиянием двух факторов: реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек; системы ценностей, характерных для данного общества. Социальный статус личности, прежде всего, оказывает влияние на её поведение. Социальная роль личности – это совокупность усвоенных и выполняемых человеком социальных функций и соответствующим им образцов поведения. Социальная роль — модель поведения, ориентированная на данный статус. Ее можно определить иначе — как шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу. Каждый человек обладает не одной, а целым набором социальных ролей, которые он играет в обществе. Их совокупность называется ролевой системой. Каждый индивид имеет возможность выбрать из множества социальных статусов и ролей те, которые позволяют ему лучше реализовать свои планы, максимально эффективно применять свои способности. Личным статусом называют положение индивида в социальной группе, зависящей от того, как его оценивают и воспринимают члены этой группы (знакомые, родные) в соответствии с его личными качествами. Быть лидером или аутсайдером, душой компании или знатоком значит занимать определенное место в системе межличностных отношений. Социальные нормы — предписанные правила поведения — характеризуют именно роль, а не статус. Роль именуют еще динамической стороной статуса. Слова “динамическая”, “поведение”, “норма” указывают на то, что мы имеем дело не с социальными отношениями, а с социальным взаимодействием.

Таким образом, мы должны усвоить: Социальные роли и социальные нормы относятся к социальному взаимодействию; Социальные статусы, права и обязанности, функциональная взаимосвязь статусов относятся к социальным отношениям; Социальное взаимодействие описывает динамику общества, социальные отношения — его статику. Только такое поведение, которое соответствует ожиданиям тех, кто функционально связан с данным статусом, называется ролью. Иное поведение ролью не является. Социальная роль невозможна без таких условий, как: ожидания членов группы, функционально связанных с данным статусом; социальные нормы, фиксирующие круг требований к выполнению этой роли. Можно сказать, что статус подчеркивает сходство людей, а роль — их различие. Таким образом, роль — индивидуальное поведение в соответствии со своим статусом. Статус у человека в каждой конкретной ситуации один, но вести он может себя по-разному. Каждый человек обладает не одной, а целым набором социальных ролей, которые он играет в обществе. Их совокупность называется ролевой системой. Многообразие социальных ролей может стать причиной внутреннего конфликта личности (в том случае, если какие-то из социальных ролей противоречат друг другу).

Однако, несмотря на то что поведение личности во многом определяется тем статусом, который она занимает, и теми ролями, которые она играет в обществе, она (личность) тем не менее сохраняет свою автономию и определенную свободу выбора. И хотя в современном обществе наблюдается тенденция к унификации и стандартизации личности, полной ее нивелировки, к счастью, не происходит. Индивид имеет возможность выбирать из множества социальных статусов и ролей те, которые позволяют ему лучше реализовать свои планы, максимально эффективно применять свои способности. Любое ролевое предписание намечает только общую схему поведения человека, сохраняя за ним возможность выбора путей его исполнения.

Социальные типы личности

Социальный тип личности можно определить как продукт взаимодействия историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности. Классификация различных типов – это научная проблема, находящаяся в стадии разработки. Выделяются типы личности в зависимости от их ценностных ориентаций: традиционалистский (личность ориентирована на ценности долга, дисциплины, законопослушания, с низким уровнем самостоятельности, способности к самореализации); идеалистический (личность критически относится к традиционным нормам, с установкой на саморазвитие); фрустрированный (личность с низкой самооценкой, угнетенным самочувствием); реалистический (личность сочетает стремление к самореализации с развитым чувством долга, скептицизм с самоконтролем); потребительский (личность ориентирована на удовлетворение потребительских желаний). Типологизация личности в социологии все больше ориентируется на ее социальный статус и исполняемые роли в системе социальных отношений. Так, выделение личностей юриста, менеджера, студента, преподавателя и т. д. дает достаточное представление об их определенных социальных качествах. Интересными в научном плане представляются типологизации личности, выдвинутые Э. Фроммом, Д. Рисменом, исходящими из концепции «социального характера». Так, Рисмен считал, что развитие той или иной формы общения приводит к формированию социального характера, т. е. стабильной и четко выраженной системы ориентаций. Исследуя условия формирования социального характера в процессе перехода от доиндустриальных обществ к капиталистическим и в период становления современного развитого индустриального общества, он выделял три типа социального характера: ориентированный на традицию, ориентированный на себя, ориентированный на другого (в современных обществах, в которых существует тесная зависимость личности от социальной группы, от ее оценки, одобрения со стороны).

Актуальным остается тип авторитарной личности, описанный в свое время Т. Адорно, разработавшим F-шкалу для измерения ее качеств. Признаки авторитарной личности следующие: раболепное подчинение авторитарному лидеру, слепое следование приказу, инструкции, агрессивное неприятие инакомыслия, безапелляционное осуждение тех, кто отклоняется от стандарта, мистическая вера в непогрешимость догматов собственной группы, убежденность в приемлемости всех средств для достижения целей своей группы, стремление к господству путем насилия. Материальная и духовная культура, которая относится к настоящему, характеризует образ жизни личности. Образ жизни представляет собой способ взаимодействия социальной среды и личности, типичный для личности, группы, слоя, общества. В образе жизни синтезируются экономические, политические, духовно-идеологические, социально-психические отношения, которые могут приобретать различную окраску; быть основой норм, которые ориентируют человека, группу на тот или иной тип использования имеющихся материальных возможностей и тип межличностных отношений.

Образ жизни характеризуется такими показателями как: 1) распределение и особенности проявления социальной активности личности, группы; 2) потребности, ценности, интересы, реализуемые в жизни и служащие мотивами и регуляторами поведения; 3) обычаи и привычки как типичные социальные нормы отношений между людьми, складывающиеся в процессе производства, политической, частной жизни.

Выделяют три стороны образа жизни: уровень жизни (характеризует меру и степень удовлетворения материальных и духовных потребностей, в основном, в их количественном измерении); качество жизни (характеризует качество удовлетворения материальных и духовных потребностей людей); стиль (ориентированность) жизни (характеризует поведенческие особенности повседневной жизнедеятельности людей, а также социально-психические черты быта и взаимоотношений между людьми, которые выражают этнические, социально-профессиональные черты общности, группы и проявляются в устойчивых манерах, привычках, вкусах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *