Что такое соц обслуживание граждан
Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ
Копия в формате PDF
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации
Принят Государственной Думой 23 декабря 2013 года
Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2013 года
(В редакции федеральных законов от 21.07.2014 № 256-ФЗ, от 14.11.2017 № 324-ФЗ, от 05.12.2017 № 392-ФЗ, от 05.02.2018 № 15-ФЗ, от 07.03.2018 № 56-ФЗ, от 01.05.2019 № 91-ФЗ, от 13.07.2020 № 190-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ)
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон устанавливает:
1) правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации;
2) полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан;
3) права и обязанности получателей социальных услуг;
4) права и обязанности поставщиков социальных услуг.
Статья 2. Правовое регулирование социального обслуживания граждан
Правовое регулирование социального обслуживания граждан осуществляется на основании настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
Статья 4. Принципы социального обслуживания
1. Социальное обслуживание основывается на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носит гуманный характер и не допускает унижения чести и достоинства человека.
2. Социальное обслуживание осуществляется также на следующих принципах:
1) равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям;
2) адресность предоставления социальных услуг;
3) приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг;
4) сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде;
Статья 5. Система социального обслуживания
Система социального обслуживания включает в себя:
3) организации социального обслуживания, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти;
5) негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги;
6) индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание;
Статья 6. Конфиденциальность информации о получателе социальных услуг
1. Не допускается разглашение информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к информации конфиденциального характера или служебной информации, о получателях социальных услуг лицами, которым эта информация стала известна в связи с исполнением профессиональных, служебных и (или) иных обязанностей. Разглашение информации о получателях социальных услуг влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Предоставление информации о получателе социальных услуг без его согласия или без согласия его законного представителя допускается:
1) по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством либо по запросу органов прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора;
2) по запросу иных органов, наделенных полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания;
3) при обработке персональных данных в рамках межведомственного информационного взаимодействия, а также при регистрации субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг в соответствии с законодательством об организации предоставления государственных и муниципальных услуг;
4) в иных установленных законодательством Российской Федерации случаях.
Глава 2. Полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания
Статья 7. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере социального обслуживания
1. К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере социального обслуживания относятся:
1) установление основ государственной политики и основ правового регулирования в сфере социального обслуживания;
2) утверждение методических рекомендаций по расчету подушевых нормативов финансирования социальных услуг;
3) утверждение примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг;
4) утверждение порядка размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг, включая требования к содержанию и форме предоставления указанной информации, на официальном сайте поставщика социальных услуг в сети «Интернет»;
5) управление федеральной собственностью, используемой в сфере социального обслуживания;
6) ведение единой федеральной системы статистического учета и отчетности в сфере социального обслуживания;
7) федеральный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания;
8) международное сотрудничество Российской Федерации и заключение международных договоров Российской Федерации в сфере социального обслуживания;
9) иные относящиеся к сфере социального обслуживания и установленные федеральными законами полномочия.
2. К полномочиям уполномоченного федерального органа исполнительной власти относятся:
1) выработка и реализация государственной политики в сфере социального обслуживания, а также выработка мер по совершенствованию социального обслуживания;
2) координация деятельности в сфере социального обслуживания, осуществляемой федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, общероссийскими общественными организациями и иными осуществляющими деятельность в сфере социального обслуживания организациями;
3) методическое обеспечение социального обслуживания, в том числе в части, касающейся профилактики обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании;
4) утверждение примерной номенклатуры организаций социального обслуживания;
5) утверждение методических рекомендаций по расчету потребностей субъектов Российской Федерации в развитии сети организаций социального обслуживания;
6) утверждение правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений, которые включают в себя рекомендуемые нормативы штатной численности, перечень необходимого оборудования для оснащения организаций социального обслуживания, их структурных подразделений;
7) утверждение рекомендуемых норм питания и нормативов обеспечения мягким инвентарем получателей социальных услуг по формам социального обслуживания;
8) утверждение примерного порядка предоставления социальных услуг;
9) утверждение порядка осуществления мониторинга социального обслуживания в субъектах Российской Федерации, а также форм документов, необходимых для осуществления такого мониторинга;
10) утверждение рекомендаций по формированию и ведению реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг;
12) утверждение рекомендаций по определению индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг;
13) утверждение формы заявления о предоставлении социальных услуг, примерной формы договора о предоставлении социальных услуг, а также формы индивидуальной программы; (В редакции Федерального закона от 14.11.2017 № 324-ФЗ)
14) утверждение порядка направления граждан в стационарные организации социального обслуживания со специальным социальным обслуживанием;
15) утверждение примерного положения о попечительском совете организации социального обслуживания;
16) утверждение порядка предоставления социальных услуг, а также порядка утверждения перечня социальных услуг по видам социальных услуг организациями социального обслуживания, находящимися в ведении федерального органа исполнительной власти;
17) иные предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочия.
Статья 8. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания относятся:
1) правовое регулирование и организация социального обслуживания в субъектах Российской Федерации в пределах полномочий, установленных настоящим Федеральным законом;
2) определение уполномоченного органа субъекта Российской Федерации, а также при необходимости уполномоченной организации; (В редакции Федерального закона от 14.11.2017 № 324-ФЗ)
3) координация деятельности поставщиков социальных услуг, общественных организаций и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания, в субъекте Российской Федерации;
4) утверждение регламента межведомственного взаимодействия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в связи с реализацией полномочий субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания;
5) утверждение нормативов штатной численности организаций социального обслуживания субъекта Российской Федерации, нормативов обеспечения мягким инвентарем и площадью жилых помещений при предоставлении социальных услуг указанными организациями;
6) утверждение норм питания в организациях социального обслуживания субъекта Российской Федерации;
7) формирование и ведение реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг;
8) разработка, финансовое обеспечение и реализация региональных программ социального обслуживания;
9) утверждение законом субъекта Российской Федерации перечня социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг, с учетом примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг, утверждаемого в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона;
10) утверждение порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг;
11) установление порядка утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг;
12) утверждение порядка организации осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания с указанием органа субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление такого контроля;
13) установление предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно;
14) утверждение размера платы за предоставление социальных услуг и порядка ее взимания;
15) обеспечение бесплатного доступа к информации о поставщиках социальных услуг, предоставляемых ими социальных услугах, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги, в том числе через средства массовой информации, включая размещение информации на официальных сайтах в сети «Интернет»;
16) установление мер социальной поддержки и стимулирования работников организаций социального обслуживания субъекта Российской Федерации;
17) организация профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования работников поставщиков социальных услуг;
18) ведение учета и отчетности в сфере социального обслуживания в субъекте Российской Федерации;
19) установление порядка реализации программ в сфере социального обслуживания, в том числе инвестиционных программ;
20) организация поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев (волонтеров), осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания в субъектах Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 05.02.2018 № 15-ФЗ)
21) разработка и реализация мероприятий по формированию и развитию рынка социальных услуг, в том числе по развитию негосударственных организаций социального обслуживания;
22) разработка и апробация методик и технологий в сфере социального обслуживания;
23) утверждение порядка межведомственного взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации при предоставлении социальных услуг и социального сопровождения;
24) утверждение номенклатуры организаций социального обслуживания в субъекте Российской Федерации;
25) иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Глава 3. Права и обязанности получателей социальных услуг
Статья 9. Права получателей социальных услуг
Получатели социальных услуг имеют право на:
1) уважительное и гуманное отношение;
2) получение бесплатно в доступной форме информации о своих правах и обязанностях, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг, о возможности получения этих услуг бесплатно, а также о поставщиках социальных услуг;
3) выбор поставщика или поставщиков социальных услуг;
4) отказ от предоставления социальных услуг;
5) защиту своих прав и законных интересов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
6) участие в составлении индивидуальных программ;
7) обеспечение условий пребывания в организациях социального обслуживания, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, а также на надлежащий уход;
8) свободное посещение законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время;
9) социальное сопровождение в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.
Статья 10. Обязанности получателей социальных услуг
Получатели социальных услуг обязаны:
1) предоставлять в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации сведения и документы, необходимые для предоставления социальных услуг;
2) своевременно информировать поставщиков социальных услуг об изменении обстоятельств, обусловливающих потребность в предоставлении социальных услуг;
3) соблюдать условия договора о предоставле
О СОЦИАЛЬНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ ГРАЖДАН
Одним из направлений социальной помощи населению, является организация социального обслуживания граждан в виде предоставления социальных услуг.
1) полной или частичной утрате способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
2) наличия в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
3) наличия ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;
4) отсутствия возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствия попечения над ними;
5) наличия внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличия насилия в семье;
6) отсутствия определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей;
7) отсутствия работы и средств к существованию;
8) наличия иных обстоятельств, которые нормативным правовым актом Правительства Свердловской области признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.
Гражданам с учетом их индивидуальных потребностей предоставляются следующие виды социальных услуг:
1) социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;
2) социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;
3) социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;
4) социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;
5) социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;
6) социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;
7) услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;
8) срочные социальные услуги.
Социальные услуги предоставляются в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной форме, в стационарной форме.
Социальные услуги предоставляются бесплатно, за плату или частичную плату.
Бесплатно осуществляется предоставление срочных социальных услуг, а также социальных услуг по временному обеспечению техническими средствами ухода, реабилитации и адаптации.
Социальные услуги предоставляются бесплатно льготным категориям граждан:
1) несовершеннолетним детям;
2) лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов;
4) вдовам (вдовцам) военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией;
6) вдовам (вдовцам) военнослужащих, погибших в период войны с Японией;
8) бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны.
Иным категориям граждан социальные услуги в форме социального обслуживания
на дому и в полустационарной форме социального обслуживания предоставляются бесплатно, если на дату обращения среднедушевой доход получателя социальных услуг ниже полуторной величине прожиточного минимума, установленной в Свердловской области.
При расчете среднедушевого дохода получателей социальных услуг учитывается сумма доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении социальных услуг.
Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 50% разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и полуторной величиной прожиточного минимума, установленного в Свердловской области.
Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг.
Перечень документов необходимых для оформления социального обслуживания установлен Приказом Министерства социальной политики Свердловской области от 29 декабря 2014 года N 778 «Об утверждении Перечня документов, подтверждающих нуждаемость гражданина в социальном обслуживании».
Для получения социальных услуг гражданину необходимо лично, или использованием информационно-телекоммуникационных технологий, или через Многофункциональный центр «Мои документы» подать в Управление социальной политики по месту жительства заявление о предоставлении социального обслуживания. К заявлению необходимо приложить пакет документов:
1) документ, удостоверяющий личность, или справка о постановке на учет в органах внутренних дел (для лиц, освобожденных из мест лишения свободы), или справка территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области, подтверждающей факт утери документов в результате стихийного бедствия (для лиц, лишившихся документов в результате стихийного бедствия);
2) документ, подтверждающий полномочия представителя, и документ, удостоверяющий его личность, в случае обращения с заявлением через представителя;
3) свидетельство о рождении ребенка (при обращении родителя (иного законного представителя);
4) справка с места жительства с указанием состава семьи (за исключением ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей, находящегося под надзором в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);
5) заключение медицинской организации о наличии заболевания или травмы, повлекших полную или частичную утрату способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности (в случае наличия заболевания или травмы, когда заявителю не установлена инвалидность);
6) справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (в случае наличия инвалидности) гражданину и (или) членам его семьи, нуждающимся в постоянном постороннем уходе;
7) индивидуальная программа реабилитации инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (в случае наличия инвалидности) гражданину и (или) членам его семьи, нуждающимся в постоянном постороннем уходе (при наличии).
При оформлении граждан на социальное обслуживание в дом-интернат (пансионат) для престарелых и инвалидов, психоневрологический интернат, специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов, дополнительно к основному пакету документов необходимо предоставить следующие документы:
1) заключение медицинской организации об отсутствии медицинских противопоказаний, в связи с наличием которых гражданину или получателю социальных услуг может быть отказано, в том числе временно, в предоставлении социальных услуг в стационарной форме;
При оформлении граждан на стационарное социальное обслуживание в детский дом-интернат для умственно отсталых детей, детский дом-интернат для детей с физическими недостатками, дополнительно к основному пакету документов необходимо предоставить следующие документы:
1) медицинская карта, выданная медицинской организацией, по форме, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.07.2000 N 241 «Об утверждении «Медицинской карты ребенка для образовательных учреждений»;
3) заключение психолого-медико-педагогической комиссии с указанием сведений о возможности и (или) необходимости освоения несовершеннолетним адаптированной образовательной программы в стационарном учреждении социального обслуживания.
Граждане, при отсутствии определенного места жительства, в том числе лица, не достигшие возраста двадцати трех лет и завершившие пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дополнительно к основному пакету документов предоставляют следующие документы:
1) документ, подтверждающий факт повреждения или уничтожения жилого помещения пожаром, выданный территориальным органом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области (при наличии);
2) документы, подтверждающие статус ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей (при наличии).
Граждане, при отсутствии работы и средств к существованию, дополнительно к основному пакету документов предоставляют следующие документы:
1) справку о подтверждении статуса безработного, выданную государственным учреждением службы занятости Свердловской области (для трудоспособных неработающих граждан);
2) справки о доходах гражданина и членов его семьи (при наличии), и принадлежащем ему (им) имуществе на праве собственности, необходимые для определения среднедушевого дохода гражданина.
Управление социальной политики определяет нуждаемость гражданина в социальном обслуживании и составляет индивидуальную программу предоставления социальных услуг.
С индивидуальной программой предоставления социальных услуг гражданин вправе обратиться в Комплексный центр социального обслуживания населения или в любую другую организацию, оказывающую социальные услуги, включенные в индивидуальную программу.
Реестр поставщиков социальных услуг Свердловской области размещен на официальном сайте Министерства: http://msp.midural.ru
Срочные социальные услуги предоставляются без составления индивидуальной программы.
За более подробной информацией можно обратиться в Управление социальной политики № 20 по адресу: 624130, г. Новоуральск, ул. Гагарина, д. 7 А, каб. №. 302, 303; телефон: 5-40-70 (доб. 401, 404, 405, 408); приемные дни: вторник, среда с 8-00 до 17-00, перерыв с 13-00 до 14-00.