Что такое социализация в педагогике определение кратко

Социализация. Понятие, факторы и этапы социализации личности.

Понятие социализации.

Понятие социализации подразумевает под собой процесс усвоения человеком правил поведения, социальных норм, моральных ценностей, умений, навыков, знаний и психологических установок, которые дают ему возможность нормально взаимодействовать с остальными людьми. Если у животных все отношения обусловлены биологическими мотивами, то у человека как биосоциального существа немаловажен процесс развития социальных навыков. Люди постоянно рождаются и умирают, и процесс обновления общества идет постоянно. Новые члены общества изначально не знают ни норм, ни правил поведения в нем. Вот тут и начинается процесс социализации.

Факторы социализации.

Факторы социализации – это механизмы, с помощью которых и происходит процесс социализации. Основных факторов, выделенных социальным педагогом А.В. Мудриком, три:

В каждом факторе есть действующий элемент, благодаря которому и происходит социализация. Например, в семье – это родители, братья, сестры, в школе – учителя, одноклассники. Эти элементы называются агентами социализации.

Виды и этапы социализации.

Виды социализации, как правило, классифицируются по временному периоду, поэтому их называют этапами социализации.

Остальные виды социализации:

Основными институтами социализации являются:

В социологии существует также такое понятие, как десоциализация. Десоциализация – это утрата человеком какого-либо социального опыта. Десоциализация может быть в виде легкой социальной дезориентации вследствие стресса, либо сильной десоциализацией по причине попадания в экстремальные ситуации (война, концентрационный лагерь, тюрьма, форс-мажорные обстоятельства по вине стихийных бедствий). Таким уровнем десоциализации уже занимаются не психологи, а психиатры.

Источник

Социализация личности в педагогическом процессе

Социализация в педагогике – это процесс вхождения человека в социум на различных возрастных этапах с учетом особенностей возраста и воспитания, окружения, среды функционирования.

Определение социализации в педагогике разных авторов:

Социализация в рамках педагогической теории включает в себя такие элементы:

Социализация как процесс, явление и результат

Педагогическая теория рассматривает социализацию в трех аспектах: как процесс, как явление и как итог формирования личности.

Социализация как процесс ставит целью формирование и развитие личности, определяемые взаимодействием человека и социокультурной среды, способами приспособления к условиям этой среды, а также самореализацией, которая имеет зависимость от особенностей индивидуума. Таким образом, социализация как процесс обусловливает формирование личности как элемента общества, в котором она существует.

Социализация как явление служит обозначением факта наличия общества, представляющего из себя среду развития социальной сущности человека.

Социализация как результат есть общая социально-педагогическая характеристика человека в разные возрастные периоды как члена общества.

Процесс формирование личности заключен в возрастании и углублении социальных интересов, побуждающих к деятельности; в приобретении идеалов и ценностей, служащих основой функционирования; в осознании стремлений, которые являются отражением потребностей индивидуума; в появлении ценностных ориентиров, в том числе, выражающих значимые социальные явления; в выполнении человеком социальных ролей, возникающих при реализации той или иной социальной функции; наконец, в приобретении опыта социального поведения – накопления умений и навыков, их воспроизводство и дальнейшая передача.

Социальный опыт призван помочь человеку в его социальном изменении, становлении его как личности, получении знаний социальных норм и передаче имеющегося опыта следующему поколению.

Ранее мы уже говорили о том, что социализация есть процесс взаимодействия индивидуума и социума.

Люди, социальные группы, социальные институты, взаимодействующие с человеком в ходе социализации, называются агентами социализации.

Агенты социализации

Педагогическая теория подразделяет агентов социализации на агентов первичной социализации и агентов вторичной социализации.

Агенты первичной социализации: это все социальные структуры, которые непосредственно взаимодействуют с личностью, оказывая на него прямое влияние – родители, родственники, друзья, детский сад, школа и пр. Здесь в основном речь идет о ранних этапах жизни человека.

Агенты вторичной социализации: социальные структуры, оказывающие влияние на человека опосредованно – армия, религиозные общины, СМИ, государство. Агенты вторичной социализации воздействуют на личность в более поздние этапы развития: зрелость и старость.

Виды социализации в педагогике

Педагогическая теория выделяет следующие виды социализации;

Предрасположенности в процессе социализации

Педагогика также рассматривает индивидуальные предрасположенности личности к социальному развитию, которые могут быть врожденными или приобретенными.

Социализация позволяет реализовать и усилить или, напротив, ослабить эти предрасположенности. Согласно социальной важности, индивидуальные предрасположенности подразделяют на:

Педагогическая теория выделяет два направления, определяющих особенности социального развития человека:

Резюмируя, скажем о том, что социализация – многогранный процесс, который должен учитывать разнообразные факторы: особенности и возможности человека, его предрасположенности. Биогенетическое и социогенетическое направления должны дополнять друг друга, и в этом единстве кроется понимание социализации в педагогике.

Источник

Социализация личности в педагогике

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие социализации в педагогике

Социализация в педагогике рассматривается как процесс социального включения человека на различных возрастных этапах с учетом особенностей возраста, окружения, среды функционирования, особенностей возраста и воспитания.

Социализация, с точки зрения педагогической мысли, состоит из следующих элементов:

Социализация как процесс, явление и результат

В рамках педагогики социализация понимается в трех значениях: как процесс, явление и как итог формирования личности.

Рассматривая социализацию как процесс, ей придают значение социального формирования и развития личности человека, обусловленное характером отношений человека и социокультурной среды, приспособления к условиям этой среды и самореализации, зависящих от особенностей человека.

Социализация как процесс формирует человека как элемент общества, в котором он существует.

Рассматривая социализацию как явление, педагоги понимают ее как свидетельство существования общества, необходимого для естественного развития социальной сущности человека.

Социализация как результат означает социально-педагогическую характеристику человека в качестве элемента общества в соответствии с возрастным периодом.

Формирование личности человека предполагает увеличение и углубление социальных интересов, являющихся реальным мотивом к деятельности, идеалов, определяющих основную цель деятельности, стремлений, отражающих потребности человека, ценностей, которые выражают наиболее существенные и влиятельные социальные явления, отвечающие требованиям общества, социальные роли, которые выполняет человек в рамках выполнений какой-либо социальной функции, приобретает опыт социального поведения, т.е накапливает усвоенные знания, умения, навыки с последующим воспроизводством и передачей.

Готовые работы на аналогичную тему

Социальный опыт оказывает помощь в социальном изменении человека, формировании и развитии личности человека, обучении социальным нормам, а также передаче уже накопленного опыта последующему поколению.

Как было отмечено ранее, социализация является процессом взаимодействия человека и социума. Люди,социальные группы, социальные институты, которые взаимодействуют с человеком в ходе социализации называются агентами социализации.

Агенты социализации

В педагогике принято выделять агентов первичной социализации и агентов вторичной социализации.

Под агентами первичной социализации принято понимать все то, что непосредственно взаимодействует с человеком, влияя на его социализацию. Это родители, родственники, школа, друзья и т.д., т.е все те, с кем приходится сталкиваться человеку на ранних этапах своей жизни, в детстве.

Агенты вторичной социализации – те, кто влияет на процесс социализации человека опосредованно. Это различные учреждения, армия, церковь, СМИ, государство и т.д. Агенты вторичной социализации действуют в более поздний этап развитии человека, их влияние попадает на период зрелости и старости.

Виды социализации в педагогике

В педагогике принято выделять следующие виды социализации:

Предрасположенности в процессе социализации

В педагогике принято выделять индивидуальные предрасположенности человека к социальному развитию и достижению совершенства, имеющих врожденную или приобретенную основу.

В процессе социализации эти предрасположенности могут быть реализованы или угнетены, усилиться или ослабеть. В зависимости от социальной важности, предрасположенности делят на позитивные и негативные:

Анализируя социализацию человека, педагогами было выделено два направления, которые определяют особенности социального развития, обучения и воспитания человека:

Таким образом, при социализации человека следует учитывать его особенности и возможности, предрасположенности к изменениям, в этом отражается единство биогенетического и социогенетического направлений к пониманию социализации в педагогике.

Источник

Социализация личности в педагогике

Понятие социализации в педагогике

Социализация это в педагогике процесс социального включения индивидуума на разных возрастных этапах с учетом особенностей окружения, среды функционирования, возрастных особенностей и воспитания.

С позиции педагогической мысли социализация включает в себя такие компоненты:

Значение социализации

Социализация в педагогике может иметь три значения, и рассмотрена в качестве процесса, явления и итога формирования личности.

Рассматриваемая как процесс, социализация характеризуется социальным формированием и развития человеческой личности, что обусловлено характером человеческих отношений и социокультурной среды, приспособлением к той или иной среде и самореализацией, что определяется особенностями конкретного человека. Такая социализация формирует людей как элементов общества, внутри которого он находится.

Рассматриваемую как явление социализацию педагоги понимают как доказательство того, что всё нужное для естественного становления социальной сущности индивидуума общество существует.

Формирование человеческой личности подразумевает увеличение социальных интересов с последующим углублением, которые выступает в качестве реальной мотивации к деятельности, определяющих основную задачу деятельности идеалов, отражающих человеческие потребности стремлений, а также ценностей. Они выражают самые важные социальные явления, отвечающие общественным требованиям, а также социальные роли, выполняемые индивидуумом в рамках реализации той или иной функции социального типа. То есть накапливает усвоенные умения, знания и навыки с дальнейшим воспроизводством и передачей.

Социальный опыт это в педагогике то, что помогает человеку измениться в социальном плане, способствует формированию и развитию его личности, обучению социальным нормам, а также передаче уже имеющего место быть опыта следующему поколению.

Как отмечалось выше, под социализацией подразумевается процесс взаимодействия социума и человека. Агентами социализации называют тех людей, социальные группы и институты, которые вступают во взаимодействие с индивидуумом в процессе социализации.

Агенты социализации

В педагогике агенты социализации подразделяют на разновидности первичного и вторичного типа.

Агенты социализации первичного типа называют всё то, что вступает с человеком в непосредственное взаимодействие, оказывая влияние на его социализацию. Здесь могут подразумеваться родители, друзья, школа и так далее. То есть все те, с кем человеку приходится взаимодействовать на ранних жизненных этапах.

Под агентами вторичной социализации подразумеваются разные учреждения, церковь, армия, государство, СМИ и прочие опосредованно влияющие на социализацию агенты. Их действие припадает на более поздний этап становления индивидуума, а именно на зрелость и старость.

Разновидности социализации

Выделяют следующие разновидности социализации в педагогике:

Предрасположенности

Обычно в педагогике выделяют индивидуальные предрасположенности индивидуума к достижению совершенства и социальному развитию, обладающие врожденной, либо приобретенной основой.

При социализации данные предрасположенности могут усиливаться, ослабевать, реализовываться и угнетаться. В зависимости от социальной значимости, предрасположенности делят на такие виды:

Изучив социализацию людей, педагоги выделили два направления, определяющие нюансы социального обучения, воспитания и развития индивидуума:

Как итог необходимо учитывать возможности, особенности, предрасположенности к изменениям личности в процессе социализации, так как тут отражается взаимосвязь социогенетического и биогенетического направлений относительно понимания того, что такое социализация в педагогике.

Источник

Социализация личности в педагогическом процессе

Что такое социализация в педагогике определение кратко. Смотреть фото Что такое социализация в педагогике определение кратко. Смотреть картинку Что такое социализация в педагогике определение кратко. Картинка про Что такое социализация в педагогике определение кратко. Фото Что такое социализация в педагогике определение кратко

Процесс социализации в педагогике представляет собой вступление человека в общество в разных возрастных категориях, при этом учитывается возраст, образованность, окружающая среда и функциональная.

В курсе педагогике каждый автор по своему передает значение данного определения, к примеру:

В рамках научной концепции, адаптация делится на несколько элементов:

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Процесс, проявление и результат социализации

Согласно педагогической концепции самовоспитание рассматривается в трех факторах: процесс, проявление и результат становления личности.

Адаптация человека является процессом, что преследует цель сформировать личность через ее взаимодействие с окружающим миром. В том числе процесс становления личности подразумевает привыкание к данной среде обитания с последующей самореализацией, которая напрямую зависит от характера личности. Проще говоря, процесс самореализации представляет собой становление личности как звена общества, к которому принадлежит.

Проявление саморазвития характеризуется наличием общества, что является важным элементом в ходе развития социальной природы человека.

Процесс становления личности заключается в следующем:

Получение общественного опыта помогает индивидууму в его становлении как личности, а так же в приобретении общественных норм. Это делается для того, чтобы передать накопленный опыт будущему поколению.

Посредниками социализации называются люди, общественные группы, социальные заведения, которые контактируют с индивидуумом в процессе становления его личности.

Агенты процесса становления личности

В педагогическом мире выделяются два типа агентов социализации человека: первичные и вторичные.

К агентам первичной общественности относятся любые общественные структуры, которые контактируют непосредственно с человеком и напрямую влияют на него. В период раннего созревания к этой группе относятся родители, родственники, знакомые, школа и прочее.

Агентами вторичного самосовершенствования являются те, что оказывают на индивидуума косвенное влияние, к ним относятся – религия, армия, СМИ и т. д. Эти посредники оказывают свое влияние на формирование личности в зрелом возрасте и старости.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Типы социализации в педагогике

Научно выделено несколько типов адаптации личности в обществе:

Предрасположение в период адаптации

Педагоги выделили специфические предрасположенности человека к адаптации в обществе, в свою очередь они разделяются на приобретенные и врожденные предрасположенности.

Адаптация человека в обществе усиливает или угнетает индивидуальные предрасположенности. В зависимости от общественного значения, специфические предрасположенности можно разделить на два вида:

Существует два направления развития человека в социуме:

Итак, социализация личности является сложным процессом, в котором сочетают много факторов: особенности человека, его умения и предрасположенность. Только объединивши биогенетическое и социогенетическое направления в развитии личности можно понять социализацию как единое целое.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *