Что такое социальная физика
Социальная физика
Смотреть что такое «Социальная физика» в других словарях:
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЗИКА — (physique sociale), термин, применявшийся для обозначения обществоведения в 17 в. В 19 в. его употреблял Кетле и до 1839 Конт, который позже назвал эту науку социологией. Спекторский Е., Проблема С. ф. в 17 столетии, т. 1 2, К.,… … Философская энциклопедия
ФИЗИКА СОЦИАЛЬНАЯ — англ. physics social; нем. Sozialphysik. 1. Направление в соц. философии, рассматривающее общество как часть природы, а законы соц. мира по аналогии с законами в естествознании. 2. По Л. А. Кетле статис тическо математическая модель общества,… … Энциклопедия социологии
Социальная работа — Социальная работа профессиональная деятельность по организации помощи и взаимопомощи людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, их психосоциальной реабилитации и интеграции. В самом общем виде социальная работа представляет… … Википедия
ФИЗИКА СОЦИАЛЬНАЯ — англ. physics social; нем. Sozialphysik. 1. Направление в соц. философии, рассматривающее общество как часть природы, а законы соц. мира по аналогии с законами в естествознании. 2. По Л. А. Кетле статис тическо математическая модель общества,… … Толковый словарь по социологии
ФИЗИКА СОЦИАЛЬНАЯ — термин, применявшийся в XVII в. для обозначения обществоведения согласно существовавшему тогда представлению об об ве как части природы. Для Ф.с. в первоначальном ее понимании характерно стремление к дедуктивным построениям общих законов соц.… … Российская социологическая энциклопедия
ИНЖЕНЕРИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — ИНЖЕНЕРИЯ СОЦИАЛЬНАЯ деятельность по проектированию, конструированию, созданию и изменению организационных структур и социальных институтов; комплекс прикладных методов социологии и др. социальных дисциплин, составляющих инструментарий такой… … Философская энциклопедия
ВЛАСТЬ, СОЦИАЛЬНАЯ — Социальные психологи и социологи обычно рассматривают власть как степень контроля, которой обладает человек или группа над другими людьми или группами. Власть, таким образом, рассматривается в терминах отношений; максимальная власть – это… … Толковый словарь по психологии
Конт Огюст — Огюст Конт и позитивизм во Франции Закон трех стадий Огюст Конт (1798 1857) родился в Монпелье в скромной католической семье. Он был учеником и секретарем (а затем решительным оппонентом) Сен Симона, а также выпускником знаменитой… … Западная философия от истоков до наших дней
СОЦИОЛОГИЯ — (франц. sociologie, букв. учение об обществе, от лат. societas общество и греч. слово, учение), наука об обществе как целостной системе и об отд. социальных институтах, процессах и группах, рассматриваемых в их связи с общественным целым … Философская энциклопедия
КОНТ Огюст — (Comte, Auguste) ОГЮСТ КОНТ (1798 1857), французский философ, основатель позитивизма и социологии. Исидор Огюст Мари Франсуа Ксавье Конт родился в Монпелье 19 января 1798 в семье мелкого налогового чиновника, отличавшейся приверженностью… … Энциклопедия Кольера
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЗИКА
Смотреть что такое «СОЦИАЛЬНАЯ ФИЗИКА» в других словарях:
Социальная физика — эмпирические количественные исследования физических характеристик человека и установление статистических закономерностей общественных явлений с применением сложных математиче ских процедур (понималась как теоретическая дисциплина) … Социология: словарь
ФИЗИКА СОЦИАЛЬНАЯ — англ. physics social; нем. Sozialphysik. 1. Направление в соц. философии, рассматривающее общество как часть природы, а законы соц. мира по аналогии с законами в естествознании. 2. По Л. А. Кетле статис тическо математическая модель общества,… … Энциклопедия социологии
Социальная работа — Социальная работа профессиональная деятельность по организации помощи и взаимопомощи людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, их психосоциальной реабилитации и интеграции. В самом общем виде социальная работа представляет… … Википедия
ФИЗИКА СОЦИАЛЬНАЯ — англ. physics social; нем. Sozialphysik. 1. Направление в соц. философии, рассматривающее общество как часть природы, а законы соц. мира по аналогии с законами в естествознании. 2. По Л. А. Кетле статис тическо математическая модель общества,… … Толковый словарь по социологии
ФИЗИКА СОЦИАЛЬНАЯ — термин, применявшийся в XVII в. для обозначения обществоведения согласно существовавшему тогда представлению об об ве как части природы. Для Ф.с. в первоначальном ее понимании характерно стремление к дедуктивным построениям общих законов соц.… … Российская социологическая энциклопедия
ИНЖЕНЕРИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — ИНЖЕНЕРИЯ СОЦИАЛЬНАЯ деятельность по проектированию, конструированию, созданию и изменению организационных структур и социальных институтов; комплекс прикладных методов социологии и др. социальных дисциплин, составляющих инструментарий такой… … Философская энциклопедия
ВЛАСТЬ, СОЦИАЛЬНАЯ — Социальные психологи и социологи обычно рассматривают власть как степень контроля, которой обладает человек или группа над другими людьми или группами. Власть, таким образом, рассматривается в терминах отношений; максимальная власть – это… … Толковый словарь по психологии
Конт Огюст — Огюст Конт и позитивизм во Франции Закон трех стадий Огюст Конт (1798 1857) родился в Монпелье в скромной католической семье. Он был учеником и секретарем (а затем решительным оппонентом) Сен Симона, а также выпускником знаменитой… … Западная философия от истоков до наших дней
СОЦИОЛОГИЯ — (франц. sociologie, букв. учение об обществе, от лат. societas общество и греч. слово, учение), наука об обществе как целостной системе и об отд. социальных институтах, процессах и группах, рассматриваемых в их связи с общественным целым … Философская энциклопедия
КОНТ Огюст — (Comte, Auguste) ОГЮСТ КОНТ (1798 1857), французский философ, основатель позитивизма и социологии. Исидор Огюст Мари Франсуа Ксавье Конт родился в Монпелье 19 января 1798 в семье мелкого налогового чиновника, отличавшейся приверженностью… … Энциклопедия Кольера
ФИЗИКА СОЦИАЛЬНАЯ
Смотреть что такое «ФИЗИКА СОЦИАЛЬНАЯ» в других словарях:
ФИЗИКА СОЦИАЛЬНАЯ — англ. physics social; нем. Sozialphysik. 1. Направление в соц. философии, рассматривающее общество как часть природы, а законы соц. мира по аналогии с законами в естествознании. 2. По Л. А. Кетле статис тическо математическая модель общества,… … Энциклопедия социологии
ФИЗИКА СОЦИАЛЬНАЯ — англ. physics social; нем. Sozialphysik. 1. Направление в соц. философии, рассматривающее общество как часть природы, а законы соц. мира по аналогии с законами в естествознании. 2. По Л. А. Кетле статис тическо математическая модель общества,… … Толковый словарь по социологии
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЗИКА — (physique sociale), термин, применявшийся для обозначения обществоведения в 17 в. В 19 в. его употреблял Кетле и до 1839 Конт, который позже назвал эту науку социологией. Спекторский Е., Проблема С. ф. в 17 столетии, т. 1 2, К.,… … Философская энциклопедия
Социальная работа — Социальная работа профессиональная деятельность по организации помощи и взаимопомощи людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, их психосоциальной реабилитации и интеграции. В самом общем виде социальная работа представляет… … Википедия
Социальная физика — эмпирические количественные исследования физических характеристик человека и установление статистических закономерностей общественных явлений с применением сложных математиче ских процедур (понималась как теоретическая дисциплина) … Социология: словарь
ИНЖЕНЕРИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — ИНЖЕНЕРИЯ СОЦИАЛЬНАЯ деятельность по проектированию, конструированию, созданию и изменению организационных структур и социальных институтов; комплекс прикладных методов социологии и др. социальных дисциплин, составляющих инструментарий такой… … Философская энциклопедия
ВЛАСТЬ, СОЦИАЛЬНАЯ — Социальные психологи и социологи обычно рассматривают власть как степень контроля, которой обладает человек или группа над другими людьми или группами. Власть, таким образом, рассматривается в терминах отношений; максимальная власть – это… … Толковый словарь по психологии
СОЦИОЛОГИЯ — (франц. sociologie, букв. учение об обществе, от лат. societas общество и греч. слово, учение), наука об обществе как целостной системе и об отд. социальных институтах, процессах и группах, рассматриваемых в их связи с общественным целым … Философская энциклопедия
ФУКО — (Foucault) Мишель Поль (15.10.1926, Пуатье 25.06.1984, Париж) франц. философ, социолог, историк науки. Преподавал в университетах Парижа, Клермон Ферранса, Варшавы, Уппсалы, Гамбурга и др., с 1970 г. на кафедре истории систем мысли в Коллеж де… … Энциклопедия социологии
Список академических дисциплин — Эта статья содержит незавершённый перевод с иностранного языка. Вы можете помочь проекту, переведя её до конца. Если вы знаете, на каком языке написан фрагмент, укажите его в этом шаблоне … Википедия
Новое в блогах
Социальная физика
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЗИКА
(Опыт системологического подхода)
«Социальная физика» – исторически первое название науки, которая впоследствии была названа социологией. В отличие от отцов социальной физики Огюста Конта и Адольфа Кетле мы будем иметь ввиду не всю социологию, а лишь те ее законы, которые действительно и принципиально подобны физическим.
Системный подход предполагает разложение целого на элементы и изучение способа их взаимодействия, связи. Раз система определяется взаимодействием, то спросим себя: что есть взаимодействие? И тут обнаружится главное, то, что делает возможным существование общей науки о системах, обнаруживаются общие черты разных видов взаимодействия. Имеются в виду взаимодействия различные по самой своей природе, по субстрату. Можно говорить о взаимодействиях физических, химических, биологических, психологических, экономических и пр. Все они очень не похожи друг на друга и всё же похожи по своей логике.
В социуме, как и в физических динамических системах действуют три основных типа сил: 1) Социальная гравитация – притяжение людей к центру социосистемы, поэтому общества всегда более или менее централизованы.
Что же такое социальная гравитация? А что такое физи ческая гравитация? Физика может её вычислить, но не объяснить. С системологической точки зрения гравитацию нужно опреде лить через ее системную функцию, и если системы действительно в той или иной мере подобны, то в той же мере возможны общесистемные определения гравитации, прочих системных сил. То есть речь идёт о том, что известная всем ньютоновская гравитация — лишь частный случай гравитации в общем, общесистемном её пони мании, а гравитация социальная — не метафора, не образное сравнение, а ещё одно конкретное проявление общего организационного закона.
В собственно социальном, психологическом смыслах гравитация — это стремление людей занять центральное место в группе, коллективе — обществе. В космосе самые массивные тела занимают центральные места космических систем, и это значит, что другие тела вращаются как бы вокруг главного. Главное же тело доминирует, подчиняет себе окружа ющее пространство, организует систему. Тут и ответ на неизбежный вопрос, почему человек стремится к центрам социальных систем. Про двигаться к центру системы – значит подчинять, значит, организовы вать её по-своему и тем создавать благоприятную для себя среду. Эта организующая деятельность во многом и составляет нашу жизнедеятельность — жизнь. Социогравитация порождает ту вечную борьбу за власть, которая в основном историю и делает. Конечно, люди бывают разные, есть лидеры, сателлиты, сателлиты сателлитов, есть и аутсайдеры, и отшельники далекие от борьбы за власть. Но аутсайдер – это скорее вынужденное состояние, а отшельники настойчиво тяготеют к лидерству интеллектуальному, духовному. Всемирное тяготение оно действительно всемирное – центростремление. Это универсальный принцип организации мира. Центров мира много, как частиц во вселенной, но есть иерархия центров, и есть, видимо, один главный, может быть, это Бог.
Социофизика сквозь призму сексологии и наоборот. Рискнем нарушить стерильность социофизики и привлечь к делу ассоциации из биологии. Сперматозоид стре мится проникнуть во внутрь яйцеклетки, чтоб стать её организующим центром. Удача сулит ему великую смерть-жизнь через слияние с жизненной средой и растворение в ней; неудача — бесплодную гибель.
Элементарные физические силы притяжения и отталкивания предстают как сложные отношения систем, из которых одна выступает в качестве среды для другой, другая же, как жизненный активный элемент для первой. Прямо-таки сексуальную картину представляет собой взаимодействие атомов: на внешней оболочке одного имеется «лишний» электрон, а на оболочке второго (второй) «дыра», совокупление происходит, как и положено, переменным движением внешнего электрона «от него к ней» и обрат но. При этом рождается новый организм — молекула. Он, правда, не находится в материнском лоне, а сам включает в себя обоих родите лей, но это ведь точь-в-точь, как зигота, рождённая слиянием половых клеток. И в биологии, и за её пределами разделение полов относитель но и переменно, и там, где оно не четко, взаимодействие утрачивает принцип полярности, а заодно и свою силу.
Возвращаясь к гравитации надо сказать, что как физическая, так и социальная гравитации действуют тем грубее и мощнее, чем с боль шей массой мы имеем дело. Вот эти грубые проявления социальной гравитации, как мы попытаемся показать ниже, объясняют сталинизм, гитлеризм, тоталитаризм, и любая попытка понять эти явления без социогравитации, равносильна попытке рассчитать движение спут ника, не учитывая земного тяготения.
Чтобы продвинуться дальше в изучении системообразующих сил, нужно разобраться в том, что прямо противоположно гравитации, вообще притяжению. Тут мы сталкиваемся с совершенно каверзной проблемой. Даже в поляр ных взаимодействиях отталкивание проявляется менее чётко, чем притяжение. Гравитация же, как сказано, вообще не имеет антипода. При такой ситуации вселенной давно бы сжаться в комок, а она вместо этого стремительно разбегается на все четы ре, а может, даже и больше сторон. Притяжение «в себе» таинственно и необъяснимо, но, в каком-то смысле, оно просто и понятно. Так, притяжение космических тел описывается четкими законами, источ ник гравитации заключён в самой тяготеющей массе, с ней соизмерим. А отталкивание? Космические тела притягиваются, но что мешает им сблизиться? Создающее центробежную силу движение, источник его неведом и никакому наблюдению не подлежит, заставля ет думать о божественном первотолчке. Иначе говоря, отталкивание как специфическая сила отсутствует, но оно создается структурой системы (в том числе, за счёт преобразования энергии притяжения).
В микромире и физическом и социальном взаимодействия полярны, и отталкивание как специальная сила существует. Но вот атом: отрицательный электрон при тягивается к положительному ядру. Что же мешает им сблизиться? Вовсе не упомянутое отталкивание одноимённых зарядов, а нечто не ведомое, непонятное, может быть, то же движение. Видимо, и здесь отталкивание производно, создаётся структурой системы, ибо, когда атомная структура вещества рушится, оно обретает гораздо бОльшую плотность (плазма).
Выводы: 1) Центробежные силы системы представлют собой нечто более сложное, гетерогенное, нежели центростремительные. 2) Нет антигравитации столь же четкой как гравитация, но есть во вселенной сила отталкивания источник которой неведом, а в системе создается «антигра витация» в кавычках как функция — результат движения, преобразования иных сил, и источник их, тоже, как правило, наблюдению не поддаётся. 3) Оттал кивание не только направлено вовне, но и источник его энергии, часто находится вовне системы (электрон удаляется от ядра, когда атом получает энергию извне) и поэтому этот источник, трудно наблюдать. 4) Отталкивание также создаётся структурой (это, скорее, псевдо отталкивание) и исчезает при разрушении структуры, что не происходит с гравитацией.
Итак, система, чтобы существовать, должна иметь в себе некую центро бежную силу, противостоящую силе центростремительной, таким образом, обретает она равновесие, устойчивость. В социуме отталкивание тоже не существует в качестве особой силы, столь же определённой, как социогравитация или притяжение полов. Это опять-таки квазиотталкивание, оно производно от социоструктуры и исчезает с её разрушением. Тяготение человека или массы к данному социоцентру оказывается их «отталкиванием» от другого центра, но это именно «отталкивание» или «антигравитация» в кавычках. Или снова возьмем отношение полов: это взаимодействие социального микромира носит выраженно полярный характер (точно, как в микромире физическом). Притяжение полов весьма сильно, но почему люди не предаются всё время любовным объятиям, только ли физиологические ограничения регулируют это? Препятствий гораздо больше, некоторые (например, З.Фрейд) считают даже, что препятст вий слишком много. Но что собой представляют эти препятствия? Центробежные силы в космосе ведут нашу мысль к божественно му первотолчку, половые запреты тоже восходят к Богу (иудаизм, христианство и др.). И в этом смысле отталкивание как раз первично.
Почему в микромире (социальном и физическом) господствуют взаимодействия полярные, а в мегамире царит неполярная гравитация? По меньшей мере, в одном это необходимо: полярные взаимодействия очень сильны, в то время как гравитация относительно слаба, она становится мощной лишь тогда, когда мы имеем дело с огромными массами. Такое соотноше ние сил позволяет микроструктурам противостоять титаническому давлению мегапроцессов, хотя, это противостояние оказывается возможным не всегда. Слишком сильная гравитация способна все-таки творческие способности полярных взаимодействий (создающих атомы, молекулы, биомолекулы, биоорганизмы, социоорганизмы) подавлять и микроструктуры разрушать, так маоизм, сталинизм опиравшиеся на титаническую социогравитацию, разрушали любую сколько-нибудь самостоятельную структуру общества и самого человека.
Теперь следует вернуться к географии, поскольку именно она в первую очередь определяет «водоразделы» человеческой массы. Надо заметить, что водоразделы социоэтнические во многом совпадают с действительными географическими водоразделами. Распределение жизни, в том числе и людей, на земле, пусть опосредованно, всё же определяется рас пределением в природе воды, вода же подчиняется гравитации физической.
Внутри неких естественных границ затевается более интенсивное взаимодействие людей и, соответственно, обозначается общий «центр притяжения» (таковы, речные цивилизации). А всё, что касается централизации некой человеческой массы, для нас очень важно. Хотя естественные границы человеческих обществ зачастую радикально перекраиваются, всё же в большой исторической ретроспективе видна удивительная устойчивость именно естественных этнических границ. Римляне взорвали все и вся границы, объединили в одну империю Европу, часть Азии и Африки. Эта «интеграция» продолжа лась не несколько лет — несколько веков. Но вот империя распалась, и на её обломках новые или видоизменённые этносы распределяются по тем же географическим ареалам, что и прежде: Балканский полуост ров — греки, бассейн Сены — галлы-французы, бассейн Рейна – германцы, бассейн Нила — Египет и т.д. Территории, определённые географически тяготеют так же и к определённости этнической. География, повторим, стимулирует более тесные связи определённого круга людей, а когда эти связи завязались, и система обрела некую целостность, она развивается по своим внутренним законам. Представляется целесообразным ввести понятие «этногравитация» как отражение удивительно стойкого тяготения определенного этноса к определенному центру-месту.
С ростом населения в данном районе усиливается и социогравитация, в какой-то момент становясь доминирующей силой. Но соблазн вычислить социогравитацию, исходя только из числа членов данного сообщества, к сожалению, приходится оставить. Дело в том, что невозможно определить степень самостоятельности социальных подсистем того или иного общества, кроме того люди взаимодействуют не только между собой, но ещё и с землей, с предметным миром. Эти взаимодействия сложнейшим образом пересекаются с чисто человеческими, где-то усиливая, а где-то блокируя таковые. Относительное равновесие всех этих взаимодействий и создаёт относительно устойчивую социоструктуру. Произвести здесь какие-то измерения пока не представляется возможным, хотя искать пути к тако му измерению, видимо, следует.
Привет Карлу Марксу. Вот логика за ручку подвела нас поздороваться с дедушкой Мар ксом. Мы всё говорим об иерархии социосистем, как о следствии социальной гравитации, но так ли это? Читатель, конечно, спросит, что же это: государство или завод централизованы только потому, что кому-то хочется быть царём, а кому-то директором? Разве не очевидно, что есть силы помимо тех, о которых мы толкуем (если вообще есть те, о которых мы толкуем). А говорим мы об отношениях социальных в узком смысле слова — межчеловеческих, подразделив их на полярные — половые и неполярные — гравитационные, а также индукционные (ярчайшим проявлением социальной индукции является религия). Но есть ведь ещё, как только что отмечалось, отношения человек — мир вещей, например, в сфере производства, что входят в социальную жизнь, властно диктуя свои условия. Для различения аспектов, поименуем последний тип отношений квазисоциальным. И читатель конечно с просит: как же можно отвлечься от всего этого и говорить о социогра витации, как о чем-то определяющем? Не лучше ли погрузиться до бросовестно в изучение других сил — производствнно-экономических отношений, как давно на истинно научном уровне сделано Карлом Марксом.
Что важно отметить, это то, что в целом предметный мир, весь используемый человеком не человеческий материал, хотя и не побеждает социальные силы, всё же их сдерживает и сублимирует. Отсюда теснейшая связь между уровнем материальной культуры и социальным состоянием общества.
Это соприкасается с главной темой Маркса — взаимозависимостью производительных сил и производственных отношений, и марк совым анализом этой сферы мы совсем не хотели бы пренебрегать. Но интересует нас социальная гравитация, которой у Маркса ни в тексте, ни даже в подтексте нет. И напрасно, то, что Маркс называет классовой борьбой, в социфизическом понимании есть гравитационное тяготе ние низов наверх и сопротивление верховных структур этому давлению (отталкивание). Разница пониманий печально существенна. Неведение относительно социальной гравитации позволило Марксу умереть со сладкой иллюзией о возможности бесклассового коммунистического общества, что на нашем языке означало бы выключение сил гравитации, конеч но, невозможное. О том, как жизнь опровергла Марксовы иллюзии, читателю рассказывать излишне, Солженицын, да Шаламов рассказали. Но социофизический анализ пробле мы входит в наши замыслы.
П роизводственная система одновременно сдерживает социогравитацию и, вместе, является для неё ареной действия, представить это легко, если сравнить эту систему с такой физической системой как электроприбор. Он одновременно позволяет электронам двигаться по проводникам, сообразно их тяготе нию, и, вместе, препятствует этому движению. Такое вот структурированное противостояние сублимирует электрическую энергию и создаёт конкретно функционирующую систему. Аналогия эта кажется достаточно точной и ёмкой. Что бы ни двигало человеком (пусть это будет не наше «центростремление», а воля Шопенгауэра или фрейдово ли бидо) ясно, что стремлениям человека постоянно и именно упо мянутым сублимирующим образом противостоят всевозможные фак торы — структуры, и весь вопрос в том, как эти препятствующие структуры организованы. Г равитация социальная как и физическая не выключается, там, где она не сублимируется сложной социоструктурой, она создаёт свою примитивно центрическую структуру – диктатуру.
Теперь обратимся к следующему важнейшему понятию «социальной физики» — понятию «включённости». Только что мы выяснили, что социальная структура не только сопротивляется социальным тяготениям, но и даёт им некий путь, организует и сублимирует. Всё это при условии, что человек, множество людей в данную систему включены. Будучи включён в конкретную социосистему, человек ведёт себя совершенно иначе, чем включённый в другую социосистему. О ба они отличаются от того, кто не включён (пролетарии древнего Рима, современный безработный, люмпен-пролетарий.) «Невключенность», как и включённость, человека в социосистему относительны. Уволенный с работы не участвует в системе «фабрика», но участвует в системе город, страна. С другой стороны, раб, насильственно в непосильную работу включённый, во многом оказывается «безработным», ибо большая часть его творческих потенций остаётся без применения. Вот эта не включённая или недостаточно включённая в социосистемы фигура будет интересовать нас больше, чем индивид «нормальный», последовательно включённый в микросистемы: семья, круг друзей, производство и через это в государство. Будучи завязан в малых системах, нормальный индивид обретает устойчивые «орбиты» движения, определённую инертность по отношению к внеш ним влияниям, психологическим, идеологическим, политическим – индукционным. Человек, в малые системы не включённый, весьма подобен свободному электрону, он легко вовлекаем даже в слабые поля социальных тяготений, а масса таких перекати-элементов в первую очередь становится мате риалом, добычей сил индукции-индоктринации, социогравитации. И если, как говорилось, эти силы в нарастающей мере определяют исторический процесс, то это результат не только абсолютного роста населения, но способности или неспособности социоструктур органично включать в себя людей. Важно при этом отметить, что главными зачинщиками, да и исполнителями исто рической драмы оказываются не или недостаточно включенные.
Когда атом получает энергию извне, он возбуждается, его электрон (электроны) переходят на более высокую орбиталь. Когда те же электроны «падают» снова на более низкую оболочку (коллапс) происходит выброс полученной ранее и преобразованной энергии вовне – это универсальный общесистемный принцип энергетического обмена. Так действует лазер, только в нем сразу много атомов сначала возбуждаются, принимая энергию, затем излучают энергию – лазерный луч. Так действует и социальная система, поэтому экспансии обычно предшествует социальный коллапс – ломка, кризис, возникшие спонтанно, или вызванные войной или революцией а чаще тем и другим и третьим.
В 1648г в результате освободительной войны Голландия получила независимость от Испании и стала первой в мире буржуазной республикой, получившей название Республика Соединенных провинций – это постреволюционная внутриэтническая централизация. С этого момента начинается мощный выброс этнической энергии вовне, Голландия превращается в мировую торгово-промышленную и колониальную империю.
В 1649г в разоренной внутренними распрями и войнами Англии король Карл второй был казнен, совершилась вторая буржуазная революция. Этому предшествовали конечно неотменимый рост населения, разложение феодальных структур, накопление классовых противоречий, а также «свободных радикалов». Потом следут резкий коллапс во властных верхах, диктатура Кромвеля. И начинается медленная, но верная и долгая пост революционная экспансия британского этноса. Англия превратится в величайшую империю. Но еще до того даст начало цепной реакции революций в других странах.
Так от великого ли здоровья нации, или от болезни, ломки, кризиса энергия ее выплескивается в окружающие пространства? Очевидно, что биосоциальная модель Гумилева тут недостаточна и должна быть дополнена моделью социофизической. Наполеоновский выплеск, короткий, но мощный потрясет традиционные социосистемы захваченных им стран, тем облегчит дальнейшее их изменение. Результатом станет, например, централизация Германии, железный канцлер, а позже и бесноватый фюрер – звенья одной цепи. Таким образом, экспансия, агрессия – это не просто выброс накопленной этносом здоровой его энергии, выплески, как показано, тесно связаны с кризисом, ломкой данного этноса. Еще раз напрашивается сравнение с лазером, в котором падение электронов на их малые орбитали дает мощный выброс энергии. По этой же физической логике экспансия этноса-государства может быть его реакцией на его же поражение в предыдущей войне. Так гунны, теснимые на каком-то этапе китайцами с востока устремляются на запад, превратившись в величайших завоевателей, сила этой реакции превышает во много раз силу китайского воздействия, подобно тому как мощный луч лазера, может быть вызван слабым лучом направленным на сам лазер, поскольку речь идет о выбросе накопленной ранее энергии.
Централизовавшись, идеей экспансии заболеет германия, которая затеет две мировые войны (причем вторая во многом есть реакция на поражение в первой). Россия Наполеона победила, но при этом испытала потрясение, ускорившее революционный процесс и в ней, результаты хорошо известны. Еще в начале всего этого процесса английский, а потом и другие капиталы не без помощи войск и миссионеров вторглись в Азию и Африку. А надо сказать, что капитализм был «деловым парнишкой» там, где он прорастал естественно спонтанно, постепенно – органически, то есть на своей родине в Европе. Здесь он создает то, что можно назвать квази-органическими социосистемами: органические они потому, что капиталистическое предприятие – самоорганизующееся как все в природе; квази – потому что речь идет о городских, промышленных структурах, общение человека с которыми всегда частично, формально, односторонне, оставляет многие человеческие «валентности» незадействованными – пассионарными. Однако, внедряясь насильственно извне в страны экзотические, капитализм производил там разрушения столь же глубокие сколь и пагубные.
В далекие страны капитализм плыл по морю, поэтому первыми пережили вторжение, коллапс, централизацию страны, граничащие с морем. Пережили по разному: Япония прыгнув из феодализма в капитализм, комплексом Наполеона переболела и очень тяжело, а вот социалистический Китай или Вьетнам проявили в этом смысле умеренность. Социалистическое производство не является самоорганизующимся, но организуемым сверху, центральной власти приходится бесконечно организовывать производство, которое при этом остается низко организованным, видимо это экспансивную энергию сдерживает.
Те же проблемы отягчали и советское производство, что не мешало Сталину мечтать о «победе коммунизма-сталинизма» во всем мире и пол Европы прихватить.
(Сейчас на рубеже 2010-11го годов возник весьма интересный, никем не предвиденный революционный процесс в арабском мире. Причина, как всегда, в неспособности устаревших, унаследованных еще от колониализма, тиранических систем управления, промышленных и аграрных структур достаточно полно и органично включить в себя растущее население, дать ему достаточно творческих возможностей, что обеспечило бы удовлетворение материальных и духовных потребностей современного человека. В этих условиях вполне понятно стремление народов к большей свободе и демократии. Первый этап революции как всегда, – массификация, выход людей на улицы. Но второй этап в тумане, масса, как говорилось, весьма подвержена индукции-индоктринации, а потом и гравитации, рождающей еще большую тиранию. Наибольшую опасность сегодня представляет собой исламистская диктатура. Являемся ли мы свидетелями того, что в эпоху интернетной гиперкоммуникации авторитаризм становится невозможным, или он только меняет свои формы, как это произошло в Иране?
Созидание и разрушение. Нужно различать «органические» и «неорганические» социальные системы. Первые органично, всесто ронне, полно, гибко включают в себя человека, вторые этого сделать не могут. В до рабовладельческую эпоху не было империй и просто госу дарств. Почему эти жёстко централизованные структуры возникают вместе с рабовладением? Государство — машина насилия над порабо щенным классом? Это так, но то иная система понятий, в нашем же контексте и классы и государство возникают как результат элементарных и универсальных социальных сил. Недостаточно сказать, что государство появилось, ибо было нужно, чтобы подавлять класс рабов (по Ленину) или осуществлять социальный договор (по Гоббсу). Мало ли что нужно или не нужно человечеству! Русским княжествам очень нужно было объединиться перед натиском монголо-татар, но они этого не сделали. Народам нужен мир, но его нет… Кажущаяся вразумительность объяснений нефи зического, более высокого уровня, на поверку, не так уж вразумительна. Тьмы социальных «атомов» — людей, взаимодействуя друг с другом и со средой, складываются в структуры совершенно независи мо от того, нужны или не нужны (страшны и гибельны) они для их создателей. В контексте социофизики государство — более крупная чем род и племя централизованная структура, возникает как результат гравитационного разрушения первобытной общины, а потом и агрессивного разрушения соседних с данной этнических структур. Разрушение ведёт к усилению центрирующих общество сил. Организационным выражением этого явилось государство.
Раб — фигура пассионарная, и хотя энергия раба сугубо центробежна, закон гравитации срабатывает, в конечном итоге преобразуя эту энергию в центростремительную. Восстав (под водительством Спарта ка), рабы Рима хотели, было просто уйти домой, что по-человечески вполне логично, но, в конце концов, они ополчились на Рим лавино образной гравитирующей массой. Римское государство оказалось в то время структурой достаточно прочной, чтобы выстоять. Через несколь ко веков Рим пал, и причины крушения империй не менее интересны, чем причины их появления. Вопрос обостряется тем, что, согласно изложенным постулатам социофизики, антигравитации не существу ет, и если возникновение империй мы объясняем социогравитацией, то чем тогда объясняется их разрушение? Самый краткий ответ будет состоять в том, что причины разрушения государств, в принципе, те же, что причины их становления. Разрушение — это и есть созидание, но только других систем за счёт и на месте гибнущей. Общий принцип таков: система, становясь, рождает подсистемы, которые больше или меньше тяготеют к самостоятельности, действуя против целого. Разру шение таких структур, как говорилось, «усиливает» гравитацию, но их прорастание, разрастание, саморазвитие усиливает тенденции центро бежные. В роли такой саморазвивающейся подсистемы выступает за рождающееся феодальное производство.
Разрушая окружающие госу дарства, обращая их жителей в рабов, Рим постоянно наращивал пассионарный потенциал внутри империи, разрушая при этом системы производства завоеванных стран. Ч еловек должен питаться, иначе не будет ни его самого, ни, как следствие, социогравитации. Когда число «невключённых» в данном обществе растет, производство падает, что усиливает тяготение человека к земле — источнику питания, а это сильнейший антигравитационный фактор. Та же гравитация притягивала кочевников извне. Когда под на пором последних военно-государственная машина Рима рушится, и искусственная пассионаризация среды останавливается, общество бы стро самоорганизуется аграрным, феодальным способом.
Деревня. Наступающая эпоха феодализма в аспекте социогравитации представляет особый интерес. Маленькое крестьян ское хозяйство оказалось достаточно увесистым противовесом энергии мегапроцессов. Феодализм после рабства был неким возвратом к естеству – на земле и плодами земли живёт человек. Но теперь (в отличие от дорабовладельческой эпохи) он не просто собирает готовые плоды, а возделывает землю и, главное, возделывает землю не органи зуемый палкой раб, а самостоятельный (самоорганизующийся) хозяин. Такого работника не нужно огнём и мечом добывать в соседних странах, обзаведясь семьёй, он сам (увы, с лихвой) воспроизводит рабочую силу. Так появляются предпосылки самодовлеющего нату рального хозяйства, которое сообщило включённой в него массе определенную «инерцию покоя», остановившую, или затормозившую гравитационные бури древнего ми ра.
1) сотворяемый обществом пред метный мир (материальная культура);
2) индивидуальное и обще ственное сознание (духовная культура), в том числе искусство. Раб может быть великим скульптором, как Фидий, но рабы не могут со здать народной культуры — это прерогатива свободных.
Особенно важно для нас понять гравитационные процессы в нашу постфеодальную эпоху, процессы, начинающиеся, однако, уже внутри феодализма. В то время, как производственное, а затем и юридическое, прикрепление людей к земле рассредоточивало общество (антигравитация), межчеловеческие взаимодействия создавали присущие им гравитационные силы. Централизм утверждает себя в рамках княжества, а потом и государства. В период феодальной раздробленности объединяющим фактором оказалась христианская церковь – это проявление социоиндукции обнаруживает слабое централизующее дей ствие и является отпечатком разрушенного гравитационного централизма, существо вавшего в рамках Римской Империи. Меж тем уже включились и усиливаются новые, центры тяготения средневековые города. Медленно, но упорно они объединяют территории этниче ски единые ещё в доримскую эпоху. «Органичное» натуральное хозяйство со всей его организующей способностью, в конце концов взрыва ется всё тем же естественным приростом населения, в результате которого в деревне накапливаются невключённые — безземельные.
Город. Урбанизация и абсолютизация средневековых государств — две стороны одной медали. Во многих отношениях городские структуры эффективны, в дру гих, можно сказать, дефективны. Прежде всего, городские структуры формализованы — дают человеку узкую сферу, лучше сказать, даже линию деятельности. А значит, больше человеческих потенций остаются неиспользованными. Кроме того, взаимодействие людей происходит теперь в условиях гораздо большей скученности. И это резко приближает население к состоянию толпы, которая есть для нас воплощение неструктурированной и потому обескультуренной массы. «Формализм» и теснота города облегчают то, что можно назвать деструктивными связями. Б лагодаря пространст венной спрессованности завода здесь легко возникают всевозможные «по сторонние» контакты и с вещами и, особенно, с людьми (организацион ный шум). В частности, контакты с целью борьбы с порядками на заводе, в стране. (Эти непредусмотренные данной социоструктурой и направ ленные против неё взаимодействия людей мы условно называем деструк тивными, оставляя в стороне вопрос о том, кто прав, кто виноват в классовой борьбе, с которой мы сейчас сталкиваемся.)
Интересна в этой связи эволюция революционного словаря в России: во времена Чернышевского революционная интеллигенция обращена была к крестьянству, и в её словаре доминировало слово «народ»: «народничество», «хождение в народ». Зато пролетар ские революционеры взахлеб произносят именно слово «масса»: «трудящиеся массы», «в самую толщу масс» и т.д. И хотя Ленин и Чернышевский не исповедовали излагаемой здесь теории — данное словоупотреб ление не случайно.
Подходить с мерками физики к религии, искусству — это звучит вульгарно. Но наша «физика» есть телеология- системология, социофизический анализ культуры возможен и необходим. Хочется сделать два-три шага в означенном направлении, только чтоб напра вить сюда мысль читателя.
Вот снова первое централизованное государство — Египет. Срав нительно плотная заселённость небольшого пространства обусловила раннее проявление сил гравитации. Искусство сти левой структурой повторяет структуру общественную, будь то статуя или пирамида: сконцентрированность в себе неподвижных монолит ных масс. пирамида с ее замкнутостью, центричностью, жёсткостью прямо-таки повторяет общественную пирамиду и может быть символом данной культуры. Но всегда ли можно говорить о подобии соци альной и художественной структур в конкретном обществе? Видимо всегда, но нужно учесть, что внутреннее сходство часто предстаёт внешней непохожестью.
В противоположность Древнеегипетской, Античная цивилиза ция произрастает посреди Средиземного моря, которое и связывает греков со многими разными соседями, и разделяет, предохраняя от слишком тесных объятий. Видимо, именно это позволило эллинам и полноценно общаться, и сохранить свою самость — мощный фактор культурного расцвета. Небольшая территория очагов полуостровной античной культуры — это неболь шая масса людей — умеренная гравитация, в этом видимо вообще причина противостояния европейской демократии — азиатской (отчасти африканской) деспотии. В этом же основа государ ственной множественности древнегреческого этноса. Мера интра и экстравертности античных обществ определила своеобразие их культуры. В качестве формулы-символа можно взять греческий храм. Воздвигнутый на возвышенности открытой колонна дой он обращен всему миру. Архитектура — камертон художественного стиля и, в первую очередь, определяет она строй включённой в нее скульптуры, древнегреческая скульптура справедливо считается воплощением гармонии.
Централизм, деспотизм — это когда центростремление уже уравновесилось жесткой государственной структурой, «эфферентными» силами власти. Такой строй искусство не одухотворяет. Но если брать центростремление как таковое, как тенденцию, то оно рождает определённые духовные цен ности.
В конце 18-го века разразилась революция во Франции. Много крови — искусства мало. Но предшествует революции век просвещения, век подлинного духовного взлета. И если революция в социофизике понимается как высвобождение сил гравитации из оков государственной структуры, то культурную идеологическую её подготовку логично рассматривать как начальную активизацию тех же сил, только сублимируемых до поры в духовной деятельности. Зафиксируем: гравитация, нарастая, рождает этап созидания, а затем разрушения — антикультуры.
Это если гравитация нарастает, а вот как своеобразно отражение в сфере культуры ослабевающих социосил прошлого. Римская империя клонилась к упадку, когда приняла в качестве официальной религии прежде гонимое ею христианство — единобожие. Акция эта, конечно, не была безотносительна к политике: единобожие, по политической своей функции явилось утверждением государственного централизма. Христианство не помогло Риму выжить, но и с ним не погибло. Напротив, восстав из пепла, на развалинах империи оно построило новую «Священную Римскую империю» католицизма. И это говорит о том что социоиндукция-религия внутренне связана с социогравитацией. Н есомненно, что вся система римской церкви хранит в себе связи, силы прежней империи, являет собой её идеализированное «полуземное» бытие. Тут достаточно очевидно, что центростремительные силы, скреплявшие некогда саму империю, не исчезли бесследно, остались активными, но перешли в более высо кий — индукционный, религиозный регистр. Однако системологический анализ культуры – тема отдельного исследования.
Гумилев Л.»Этногенез и биосфера Земли» Электронное издание.
Капра, Фритьоф ДАО ФИЗИКИ. СПб.,»ОРИС»*»ЯНА-ПРИНТ». 1994 г.
Конт О. Дух позитивной философии: Слово о положительном мышлении. Изд. 2-е.