Что такое социальная функция языка
Консультация «Язык, как общественное явление. Функции языка. Взаимодействие языка и общества»
вера авдеева
Консультация «Язык, как общественное явление. Функции языка. Взаимодействие языка и общества»
I. Язык как общественное явление
С момента возникновения, на всех этапах своего существования, язык неразрывно связан с обществом.Эта связь носит двусторонний характер: язык не существует вне общества и общество не может существовать без языка. Основное предназначение языка — служить средством общения между людьми. Язык «возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми». С развитием общества, усложнением форм общественной жизни, обогащением и развитием сознания развивается и усложняется язык. Язык используется обществом абсолютно во всех сферах деятельности. Для того, чтобы комфортно жить в обществе, разговаривать с другими людьми, продвигаться по социальной лестнице, необходимо владеть языком.
Существенным признаком, позволяющим относить язык к разряду общественных явлений, оказывается его способность обслуживать общество. Но язык обслуживает общество иначе. Тот факт, что язык служит обществу, сам по себе еще не является решающим критерием для отнесения языка к разряду общественных явлений. Обслуживать общество могут машины, и даже отдельные явления природы, поставленные на службу человеку. Весь вопрос состоит в том, как язык обслуживает общество и в какой мере он его обслуживает.
«В связи с этим, его нельзя отождествлять ни с одним из общественных явлений. Язык не является ни формой культуры, ни идеологией определенного класса, ни надстройкой в самом широком понимании этого слова. Язык обладает способностью отражать изменения в жизни общества во всех его сферах, что таким образом отличает его от других общественных явлений». Одной из наиболее характерных особенностей языка, позволяющих считать его общественным явлением, служит тот факт, что общество создает язык, контролирует созданное и закрепляет его в системе коммуникативных средств. Право создавать и формировать язык принадлежит обществу. Язык – это продукт общества, именно по этой причине он заслуживает название общественного явления в большей степени, чем какое – либо другое явление, обслуживающее общество.
II. Функции языка
1. Коммуникативная функция языка – основная социальная функция языка.
Коммуникация – это общение, обмен информацией. Язык возник и существует, для того, чтобы люди могли общаться. Информация – это сведения, доступные для понимания и важные для поведения того, кому они адресованы. Речь служит средством передачи информации от человека к человеку. Эта функция речи становится возможной для реализации потому что в речи, в используемых в ней словах может храниться информация. Обмениваясь словами, воспринимая их как понятия, которые несут в себе определенную информацию, люди, таким образом, обмениваются содержащимися в этих словах знаниями. Общаясь друг с другом, люди передают свои мысли, чувства, душевные переживания, волеизъявления, воздействуют друг на друга в определенном направлении, добиваются взаимопонимания.
2. Когнитивная функция языка
Познание, изучение окружающего мира в значительной степени происходит с помощью языка. Общение людей предполагает определенные знания у них об окружающей действительности, а одним из универсальных и эффективных средств познания окружающего мира является язык. Тем самым язык выполняет познавательную или когнитивную, функцию.
3. Кумулятивная (аккумулятивная) функция языка.
III. Взаимосвязь языка и общества.
Раз язык существует только в обществе, он не может не зависеть от общества. Развитие общества стимулирует процесс развития языка и ускоряет или тормозит темпы языковых изменений, способствует перестройке некоторых участников языковой системы, их обогащению новыми элементами. Язык зависит от формы государства и характера экономических формаций. Каждая общественно – экономичекая формация создает определенный жизненный уклад общества, который проявляется в целом комплексе связанных между собой явлений
Общество никогда не было и не будет абсолютно однородным коллективом. В нем наблюдается дифференциация, вызываемая различными причинами.
Это может быть разделение по сословному, классовому, имущественному и профессиональному признаку, которое впоследствии отражается в языке
Социальными факторами, влияющими на развитие языка являются:
• изменение круга носителей языка,
• развитие науки, перемещение народных масс,
• создание новой государственности,
• изменение форм законодательства и делопроизводства и др.
Воздействие этих факторов на язык различно и по форме, и по силе. Проиллюстрируем сказанное примером. После Октябрьской революции происходит процесс демократизации языка: если раньше литературным языком владела в основном буржуазно – дворянская интеллигенция, то теперь к литературному языку начинают приобщаться массы рабочих и крестьян, которые привносят в систему литературного языка свойственные им речевые особенности и навыки.
Это приводит к заимствованию некоторых диалектиктизмов и арготизмов литературным словарем. (Примеры: нехватка, неполадки, смычка т. д.)Возникают новые синомические ряды: нехватка – недостача – дефицит; Связь – контакт – союз – смычка и т. д.
Столь же непрямолинейно, сложно влияние на развитие языка и других социальных факторов. Одним из важных этапов в развитии составляющих его функционально-коммуникативных систем, является переход от капиталистического общества к социалистическому. Рост культуры, развитие всеобщей грамотности, обязательного среднего образования расширяют круг носителей литературного языка, отражаются на его составе и отношениях с другими компонентами (составляющими) общенародного языка.
Социальная дифференциация языка может отражать и расслоение общества. К примеру, особая терминология, обусловленная спецификой. Внешне одинаковые слова в разных профессиях имеют разный смысл. Некоторые различия в языке могут быть связаны с полом говорящих. Так, в языке индейцев яна, живущих в северной Калифорнии (США, одни и те же предметы и явления называются по-разному, в зависимости от того, кто о них говорит — мужчина или женщина.
Влияние развития общества, конкретно-исторических условий жизни народов сказывается и на отношениях между языками. К примеру, в феодальном обществе связь между языками слаба, случаи массового двуязычия, т. е. использования народом или его значительной частью двух (и более) языков, наблюдаются в основном как столкновения языков победителей и побежденных. В капиталистическом обществе связи между носителями разных языков становятся более тесными, отмечаются факты заимствования слов из одного языка в другой, становятся частыми случаи массового двуязычия. Вместе с тем в этот период ярко проявляется неравенство языков, особенно в многонациональных государствах, где специально создаются преимущества языку господствующей нации.
В связи с развитием производительных сил общества, общей культуры науки и техники возникают новые понятия и термины, требующие языкового выражения. Некоторые старые термины нуждаются в новом толковании, расширяется область специальной лексики. Приток новой терминологии сопровождается исчезновением тех терминов, которые не отражают современный уровень развития наук.
Наряду с независящим от воли отдельных людей влияния общества на язык возможно и сознательное, целенаправленное, воздействие государства (и общества в целом) на развитие и функционирование языка. Такое воздействие носит название языковой политики. Языковая политика может касаться самых разных сторон языковой жизни данного общества. К примеру, в многоязычных странах выбор языка или диалекта, который должен стать государственным, осуществляется сознательно, при непосредственном участии власти и других социальных институтов. Сознательна и целенаправленная деятельность специалистов при разработке алфавитов и письменностей для ранее бесписьменных народов. Усовершенствование существующих алфавитов и письменностей, например, неоднократно проводившиеся реформы русской орфографии,— еще один вид вмешательства человека в жизнь языка. Развитие и усложнение языка отчетливо проявляется в развитии в его составе особых функционально-коммуникативных систем, которые обслуживают разные группы носителей языка, что приводит к выделению территориальных и социальных диалектов, литературного языка и других форм реализации языка.
Все эти формы различны и в разные исторические периоды развития человеческого общества, и в разных конкретных социально-исторических условиях существования того или иного языка. Не одинаковы их функции, внутренняя структура и отношения между ними.
Безусловно, никакое социальное воздействие на язык, стихийное или сознательное, не может отменить присущих языку внутренних закономерностей.
Биоэнергопластика. «Театр пальчиков и языка» как нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики Нетрадиционные формы проведения артикуляционной гимнастики с детьми старшего дошкольного возраста. 1) Сказка о Весёлом Язычке. Наиболее.
Игровые технологии на уроках английского языка как одно из средств реализации системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС Современный урок – урок, отвечающий требованиям ФГОС, в котором в концентрированной форме нашли отражение запросы и потребности семьи, общества.
Консультация для родителей по теме: «Влияние изучения иностранного языка на детей дошкольного возраста» Консультация для родителей по теме: «ВЛИЯНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Автор: Ильясова Элиза Гадживагабовна,.
Фольклор как средство сохранения и развития родного языка. Приобщение детей к этнокультурным традициям Особенности современного общества, в котором происходит радикальные перемены, обусловливают не только качественное обновление международных.
Конспект урока русского языка по развитию речи с элементами культуры речи во 2 классе «Азбука вежливости. Как писать письмо» Предмет: русский язык Тема учебного занятия: Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Как писать письмо. Часть 2. Место.
Проектная деятельность как средство развития УУД и формирования мотивации при изучении английского языка В 2015 году наша страна праздновала 70-летие победы в Великой Отечественной войне. Эта победа имела огромное значение не только для русского.
Конспект урока русского языка по УМК «Перспектива» в 4 классе «Основные правила русского языка, изученные в начальной школе» Учитель: Берсенева Татьяна Геннадьевна. Тема: «Основные правила русского языка, изученные в начальной школе». Тип урока: урок повторения.
Консультация «Роль родного языка в развитии личности дошкольника» Роль родного языка в развитии личности дошкольника. Кушнерук Т. Н., воспитатель МДОУ Детский сад №3 г. о. Власиха Московской области Исключительное.
Welcome back! Добро пожаловать обратно или как возвращаться к изучению иностранного языка после летнего перерыва Welcome back! Добро пожаловать обратно или как возвращаться к изучению иностранного языка после летнего перерыва! Дорогие дети, родители,.
Что такое социальная функция языка
Язык возникает, развивается и существует как коллективное достояние. Его основное назначение заключается в том, чтобы обеспечить общение между членами социального коллектива, а также функционирование коллективной памяти этого сообщества.
Общество — это не просто множество человеческих индивидов, а система разнообразных отношений между людьми, принадлежащими к тем или иным социальным, профессиональным, половым и возрастным, этническим, этнографическим, конфессиональным группам, к той этносоциокультурной среде, где каждый индивид занимает своё определённое место и в силу этого выступает носителем определённого общественного статуса, социальных функций и ролей, как личность. Индивид как член общества может быть идентифицирован на основе большого количества отношений, которые его связывают с другими индивидами.
Язык выполняет в обществе следующие социальные функции:
1) коммуникативная / информативная (осуществляемые в актах межличностной и массовой коммуникации передача и получение сообщений в форме языковых / вербальных высказываний, обмен информацией между людьми как участниками актов языковой коммуникации);
2) познавательная / когнитивная (обработка и хранение знаний в памяти индивида и общества, формирование концептуальной и языковой картины мира),
3) интерпретативная / толковательная (раскрытие глубинного смысла воспринятых языковых высказываний / текстов);
4) регулятивная / социативная / интерактивная (языковое взаимодействие коммуникантов, имеющее целью обмен коммуникативными ролями, утверждение своего коммуникативного лидерства, воздействие друг на друга, организация успешного обмена информацией благодаря соблюдению коммуникативных постулатов и принципов);
5) контактоустанавливающая / фатическая (установление и поддержание коммуникативного взаимодействия);
6) эмоционально-экспрессивная (выражение своих эмоций, чувств, настроений, психологических установок, отношения к партнёрам по коммуникации и предмету общения);
7) эстетическая (создание художественных произведений);
8) магическая / «заклинательная» (использование в религиозном ритуале, в практике заклинателей, экстрасенсов и т.п.);
9) этнокультурная (объединение в единое целое представителей данного этноса как носителей одного и того же языка в качестве родного);
10) метаязыковая / метаречевая (передача сообщений о фактах самого языка и речевых актах на нём).
Язык и общество — одна из центральных проблем современной лингвистики, данная проблема формируется на базе более частных: общественный характер возникновения, развития и функционирования языка; природа его связей с обществом; социальная дифференциация языка в соответствии с разделением общества на классы, слои и группы; социальные различия в использовании языка в связи с многообразными сферами его применения; взаимоотношения языков в дву- и многоязычных обществах; условия приобретения одним из языков функций средства межнационального общения; формы сознательного воздействия общества на язык.
Проблемы влияния общества на язык начали рассматривать еще античные философы. Однако о становлении социолингвистики как науки можно говорить начиная с XIX века. Первым сугубо социолингвистическим исследованием принято считать книгу П. Лафарга «Язык и революция» («Французский язык до и после революции», 1894 г.), в ней социальные варианты французского языка («аристократического Версаля» и «буржуазного Парижа») конца XVIII — начала XIX в. объяснялись социальными и политическими причинами, вызвавшими французскую революцию 1789 года. Французский литературный язык того времени интенсивно отражал происходящие в обществе изменения не только в лексике, но и в грамматике.
1) Язык существует лишь постольку, поскольку есть общество, и человеческие общества не могли бы существовать без языка». Соответственно Мейе относил и саму лингвистику к социальным наукам, откуда логично следовал вывод, что одной из задач языкознания должно стать установление взаимоотношений между структурой общества и структурой языка, с одной стороны, и отражений изменений первого во втором – с другой.
2) «Реконструкция не восстанавливает язык таким, каким он был в жизни; никакая реконструкция не сможет представить “общий язык” таким, каким он был в живой речи. Восстановление Шлейхером индоевропейского праязыка при помощи исторически засвидетельствованных языков этого семейства было гениальным нововведением; но составление текста на этом реконструированном праязыке было грубой ошибкой. Сравнение дает систему сопоставлений, на основании которой можно построить историю языковой семьи; однако это сравнение не дает нам реального языка со всеми присущими ему выразительными средствами».
Отечественное языкознание, начиная с М. В. Ломоносова, в лице своих лучших представителей всегда рассматривало язык как социальное явление, неразрывно связанное с обществом. Определяющим был тезис о тесной связи истории языка и истории общества.
Ф. И. Буслаев понимал язык не только как выражение «мыслительности народной», но и всего быта, нравов, преданий народа. Намеченная Ф. И. Буслаевым традиция изучения языка в связи с историей народа была в дальнейшем развита А. А. Потебней, А. А. Шахматовым и др. Благодаря указанному подходу были заложены основы современной науки — лингвокультурологии. Более глубокое исследование социальной природы языка в нашем языкознании связывается с именем И. А. Бодуэна де Куртенэ. Он указывал на социальную природу индивидуальных речевых актов, но и в очень оригинальной форме выдвинул идею социальной дифференциации языка.
Интерес к социолингвистической проблематике в отечественном языкознании особенно обостряется в послереволюционные годы – в первой трети XX века. На конкретном материале были показаны те изменения в лексике, которые вызываются крупными социальными явлениями, изменения, находящие отражение в различных классах общества. Был в принципе решен вопрос о причинах и условиях образования национальных языков, поставлена проблема изучения языка города с его различными социальными разновидностями, отличающими его от местных говоров и литературного языка.
В результате сформулировалась основная проблематика отечественной социолингвистики:
1) исследование природы языка как социального явления;
2) роль и место языка в общественном развитии;
3) разработка методов социолингвистических исследований;
4) выяснение роли социальных факторов в развитии языка;
5) изучение социальной дифференциальной языка;
6) исследование проблем развития общественных функций языка;
7) гендерные проблемы.
На развитие языка влияют как внутренние (обусловленные системой языка), так и внешние (в частности — социальные) факторы. Социальные факторы, как правило, воздействуют на язык не прямо, а опосредованно (наиболее непосредственное отражение социальные изменения получают лишь в лексике); они могут ускорять или замедлять ход языковой эволюции, но не могут изменять ее направление (Е. Д. Поливанов).
Формы влияния общества на язык:
1) Социальная дифференциация языка, обусловленная социальной неоднородностью общества. Такова дифференциация многих современных развитых национальных языков на территориальные и социальные диалекты, выделение литературного языка как социально и функционально наиболее значимого языкового образования, существование в некоторых обществах «мужского» и «женского» вариантов языка и т. п.
2) Обусловленность использования языковых средств социальными характеристиками носителей языка (возрастом, уровнем образованности, профессией и др.), социальными ролями участников коммуникации, ситуацией общения. Поскольку сферы использования языка многообразны и специфичны (ср. науку, СМИ, быт), в языке вырабатываются функциональные стили — свидетельство зависимости языка от потребностей общества.
3) Языковая жизнь многоязычных обществ. Изучаются отношения между обществом и функционирующими в нем языками, взаимоотношения различных языков, процессы, связанные с выдвижением одного из языков на роль государственного языка, средства межнационального общения, приобретение некоторыми языками статуса международных языков.
4) Языковая политика — сознательное, целенаправленное воздействие общества и его институтов на функционирование языка в различных сферах его применения. В последнее время к сфере языковой политики стали относить совокупность политических и административных мероприятий, направленных на придание языковому развитию желаемого направления.
Речевая деятельность, т. е. процесс говорения и понимания, имеет 2 стороны: индивидуально-психическую и объективно-социальную. Речевая деятельность — коммуникативный акт. Он имеет сложный характер, так как включает в себя не только взаимоотношения собеседников, но и восприятие ими обстановки речи, языка и передаваемой информации.
Социальная обусловленность речевого акта и речевой деятельности проявляется в следующем:
1) Речевая деятельность и речевой акт предполагают наличие типовых речевых ситуаций и контекста культуры, которые являются общими для всех говорящих или группы говорящих. Структура речевого акта предполагает не отдельного говорящего, а типового говорящего. Непременным компонентом речевого акта и речевой деятельности говорящего является реальный язык и общая структура содержания информации, они социальны, так как принадлежат обществу. В языкознании эта проблема оформилась в теорию речевых жанров.
2) Социальная природа речевого акта и речевой способности состоит в социальной обусловленности активности речевой деятельности говорящего. Люди говорят не для того, чтобы воспроизводить или демонстрировать свои речевые способности, как делают, например, попугаи, а для того, чтобы передать внеязыковую информацию. Люди используют средства языка для выражения своих мыслей, чувств, волеизъявлений, и эта социально обусловленная информация воздействует на слушателя (или читателя).
3) Говорящие не могут безразлично относиться к форме выражения своих мыслей и чувств, к сохранению и изменению языковой нормы.
Речевая деятельность является составной частью социальной деятельности человека и всего общества, для которого язык служит орудием развития.
Язык есть необходимое условие возникновения этнической общности. Народность формируется прежде всего как языковая группа, поэтому названия народа и языка совпадают. Этнографический характер языка связан с так называемым чувством родного языка, поскольку у всех народов язык тесно соотнесен с национальным самосознанием.
У каждого народа существуют свои ассоциации образного мышления, составляющие национальную специфику. А оно базируется всегда на родном языке.
Взаимоотношения языка и этноса обусловили возникновение этнолингвистики.
Что такое социальная функция языка
При рассмотрении функций языка необходимо оценивать роль языка и речи по отношению к человечеству в целом, отвлекаясь от эпохи, места использования языка и других конкретных условий коммуникации. Это самый общий взгляд на функции языка и речи, характерный для исследований философского характера. Речевое общение выступает в этой ситуации как способ существования человеческих коллективов: разнообразные виды речевого общения обеспечивают связи, взаимодействие членов общества, поддерживают его структуру. Через язык и речь в ходе общения совершается реорганизация общества, достигается регуляция людьми поведения друг друга. В речевом общении происходит накопление и освоение культурных ценностей, норм, знаний, в ходе коллективной обработки информации складываются и совершенствуются человеческие формы мышления и происходит духовное освоение мира. Речь, произнесенная или записанная, служит средством организации совместного труда, единства народа, связи поколений. Речь как способ реализации потенциальных функций языка обеспечивает жизнь общества и каждого человека.
Рассмотрим функции языка в отношении к миру внешних явлений. Так как, по определению В. Гумбольдта, язык является посредником между миром и человеком, сочетая в себе отражение и знак; а согласно Э. Сепиру и Э. Бенвенисту, первичная функция содержательной стороны языка состоит в воспроизведении, отражении действительности с её последующей репрезентацией в знаковой форме, т.е. в представлении явлений действительности символически, то можно сделать вывод, что язык даёт субъективный образ объективного мира. Язык является средством познания мира, с его помощью производится выделение, обобщение, классификация наблюдаемых явлений, а также упорядочение окружающей действительности.
По словам Э. Бенвениста, отдельный язык воспроизводит мир, подчиняя его своей собственной организации, накладывая на него свою модель. В. Гумбольдт утверждает, что язык предлагает своё видение и свою интерпретацию мира. Язык является средством познания и знания не только благодаря единству с мышлением. Язык представляет собой особую форму знания о мире, отличную от других форм знания – интуитивного, созерцательного, непосредственного, с одной стороны, и научного, теоретического – с другой (И. А. Бодуэн де Куртенэ). В. Гумбольдт, Э. Сепир и Б. Л. Уорф единодушны во мнении, что заложенное в языке мировидение влияет на восприятие человеком действительности и на его поведение. На основании выше сказанного следует вывод, что язык в его отношении к миру выступает как: 1) форма отражения мира; 2) средство его познания; 3) форма знания о мире; 4) форма поведения человека в мире.
Анализируя функции языка в отношении к внутреннему миру человека и его мышлению, следует акцентировать внимание на том, что долгое время считалось, что язык не участвует в образовании мысли, а является лишь средством её выражения, объективации и материализации. Функция выражения мышления рассматривалась как едва ли не единственная ментальная функция языка. Эта функция выделялась практически постоянно. Исключение составляют антименталистская концепция Л. Блумфилда, в соответствии с которой, язык рассматривается лишь как орудие общения, а не средство выражения мыслительных процессов, и учение Ф. де Соссюра, видевшего в языке лишь посредствующее звено между мыслью и звуком. С течением времени несоответствие между мыслью и ее языковым выражением в речевом общении обнаруживается все чаще. Платон и Дж. Локк объясняют это несоответствие особенностями познавательной деятельности субъектов, обусловившими неадекватное постижение сущности и качеств именуемых вещей. Т. Гоббс, Э. Б. Кондильяк, И. Г. Гердер и В. Гумбольдт видят причину в воздействии чувственно-эмоциональных и духовных различий между отдельными индивидами и между народами в целом. А. Шлейхер объясняет это несоответствие типом языка, и в первую очередь способом выражения грамматических отношений внутри слова или вне его.
А.А. Потебня рассматривает язык как орудие усложнения мысли, так как язык облегчает и стимулирует работу мысли, способствует ее обогащению и развитию разных форм мышления как образного, так и отвлеченного. А.А. Потебня видит в языке условие развития понимания мира и себя и рассматривает язык как средство развития самосознания. По Т. Гоббсу язык осуществляет регистрацию хода мысли и закрепляет ее в памяти. По утверждению Г. Гийома, благодаря языку возможен самоконтроль, самослежение, перехват мышлением самого себя.
Во второй оппозиции рассматриваются функции языка в отношении к человеку и обществу. Поскольку язык играет наиважнейшую роль в становлении сознательной умственной деятельности и, в частности, абстрактного мышления, в развитии самосознания и в творческой познавательной деятельности, можно сделать вывод, что язык выполняет фундаментальную функцию – человекообразующую, антропогенную. Не будет преувеличением вслед за И. Г. Гердером, В. Гумбольдтом, А. Шлейхером, А.А. Потебней, И.А. Бодуэном де Куртенэ, Г. Гийомом, Э. Бенвенистом признать, что именно благодаря языку человек является человеком, и не просто человеком, а творческой личностью. В процессе познания человек познает не только мир, но и свое «Я», по мере роста самосознания человека он обособляется и выделяется из массы как личность (А.А. Потебня). Благодаря языковому общению человек социализируется, становясь общественным существом. Наконец, благодаря языку обеспечивается относительная автономия человека в мире (Г. Гийом). И это относится как к отдельному индивиду, так и к обществу в целом.
Рассматривая функции языка в отношении к обществу, выделяют три функции.
1. Социообразующая, обобществляющая и социализирующая функция. Эту функцию ещё Ф. Бэкон и Дж. Локк называли первичной функцией языка в отношении к обществу, так как общение является необходимым условием формирования и развития, как личности, так и общества в целом.
3. Коммуникативная функция. Эту функцию довольно часто считают первичной, но не все ученые придерживаются такого мнения. Так В. Гумбольдт и Г. Гийом связывают первичные функции языка с отношением человека к действительности, Э. Бенвенист и Э. Сепир – с ее отражением на основе способности человека к символизации; А. А. Потебня – с познанием, а в догумбольдтовскую эпоху первичные функции языка чаще всего связывались с мышлением, этой точки зрения придерживались Т. Гоббс, Дж. Локк, Г.В. Лейбниц, Э. Б. Кондильяк.
1. Эмотивная функция реализуется при установке на отправителя сообщения. Эта функция служит для выражения эмоционально-оценочных характеристик с помощью стилистически маркированных единиц.
2. Конатативная функция (её также называют апеллятивной) сосредоточена на адресате при стремлении вызвать у него определённое состояние. Она выражается обычно грамматически-звательными формами и формами повелительного наклонения.
3. Метаязыковая функция реализуется при установке на систему языка. Метаязыковая функция возникает при необходимости проверить пользуются ли говорящий и слушающий одним и тем же кодом.
4.Фатическая функция реализуется при установке на контакт. Фатическая (контактная) функция сводится к установлению, поддержанию или, наоборот, прекращению социально-массового и индивидуального контакта.
6. Референтивная функция реализуется при установке на действительность. Она ориентирована на контекст, содержание высказывания.
Исследование показывает, что общее количество функций языка, выделенных в разных работах, весьма велико. Однако не всегда удается даже отождествить две сходные функции, упомянутые в разных работах и названные по-разному, поскольку не всегда очевидны основания той или иной классификации. Далее рассмотрим несколько классификаций, в которых упоминаются лишь общепризнанные функции.
Наиболее полную классификацию функций языка предлагает А.В. Соколов [5]. Он выделяет четыре типа прикладных языко-речевых функций, которые реализуются в социальном пространстве и в индивидуально-психическом пространстве: 1) социально-языковые функции (национально-культурная, этнообразующая, функция основания словесного искусства, функция основания искусственных языков); 2) индивидуально-языковые функции (функция развития интеллекта, эмотивная, культурно-нормативная, функция идентификации индивида с группой); 3) индивидуально-речевые функции (функция социализации, мировоззренческая, инструментальная, функция самоопределения и самовыражения); 4) социально-речевые функции (регулятивная, магическая, контактная).
Проанализировав все пятнадцать прикладных функций языка и речи, нетрудно заметить, что преимущественно проявляется коммуникативная функция, а мыслительная сущностная функция тесно связана лишь с мировоззренческой функцией, функцией самоопределения и самовыражения.
Как было отмечено ранее, проблему классификации функций языка и реализации их в речи решают по-разному, в зависимости от подхода к данному вопросу. Так, немецкий языковед и психолог К. Бюллер при типологии функций отталкивается от психических способностей человека мыслить, чувствовать и выражать волю [2]. На основе семиотического подхода К. Бюллер выделил три функции языка, проявляющиеся в каждом речевом акте: 1) экспрессивную, которая соотносится с говорящим; 2) апеллятивную, которая соотносится со слушающим; 3) репрезентативную, которая соотносится с обсуждаемым предметом.
Интересную классификацию предлагает американский психолог Э. Берн [1], он выделяет следующие типы речевого взаимодействия: времяпрепровождение (совпадает с фатической функцией), ритуал (частично совпадает с контактной функцией), игра и процедура (реализуется коммуникативная функция).
Как показывает анализ работ, в определении функций языка нет единства. Тем не менее, в трудах по общему языкознанию и в философско-лингвистических концепциях наблюдается единство по следующим функциям языка:
1. Коммуникативная функция. Данная функция является общепризнанной, в соответствии с ней язык является средством коммуникации, общения людей между собой.
2. Функция сообщения или информационная. Эту функцию иногда называют функцией сохранения информации, контактной функцией или функцией оформления культурных ценностей. С её помощью осуществляется связь времён и поколений.
3. Эмотивная функция. Эту функцию также называют эмоциональной или экспрессивной, она состоит в выражении эмоциональных побуждений. Данная функция основывается на понимании языка как инструмента самовыражения.
4. Функция формирования и выражения мысли. Рассматриваемая функция выражает ментальную деятельность, т. е. деятельность сознания. Функция формирования и выражения мысли может по праву быть признана важнейшей, так как без её реализации невозможны первые три: коммуникативная, информационная и эмотивная.
На основании данного анализа следует вывод, что язык, являясь важнейшим средством общения и объединения людей, регулирует их межличностное и социальное взаимодействие, координирует их практическую деятельность, участвует в формировании мировоззренческих систем и национальных образов мира, обеспечивает накопление и хранение информации, классифицирует и закрепляет понятия, формирует сознание и самосознание человека. При этом следует отметить, что естественная сложность классификации и обсуждения функций языка состоит в том, что способы использования языка столь разнообразны и многочисленны, что ни одна классификация не может считаться полной и удовлетворительной. Совершенно очевидно, что различные функции языка совмещаются, переплетаются, порождаются варианты, разновидности и рождаются новые общественно значимые функции языка.
Рецензенты:
Золотарев С.П., д.филос.н., доцент кафедры «Философии и истории» ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет», г. Ставрополь;
Гуляк И.И., д.филос.н., профессор кафедры «Философии и истории» ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет», г. Ставрополь.