Что такое социальная личность определение
Структура и особенности портрета социальной личности
Каждому человеку свойственны определенные индивидуальные черты.
Социальные и психологические характеристики личности являются важным предметом научного изучения.
Примеры социальных ролей в обществе вы найдете здесь.
Понятие
Человек не может существовать вне общества.
Социальная личность — это любой индивид, который входит в общественные группы, вступает в общественные отношения, является самостоятельным членом общества с определенными правами и обязанностями.
У каждого человека множество социальных личностей, поскольку его жизнь в обществе, как правило, достаточно многосторонняя. Один и тот же человек может восприниматься разными людьми из своего окружения по-разному с социальной точки зрения.
Например, та социальная личность, которую видят коллеги, может не иметь ничего общего со знакомой друзьям или родственникам личностью.
Социально-психологическая сторона любой личности включает комплекс специфических индивидуальных параметров. Каждая личность — это отдельный человек, с присущим ему набором социальных и психологических черт.
На формирование социально-психологического портрета индивида оказывает влияние множество факторов: анатомические особенности, свойства психики, ближайшее окружение, социальные группы, образование, сфера профессиональной деятельности, идеология, религия и т.д.
Каждый человек изначально представляет собой «чистый лист», который в процессе социализации под влиянием вышеперечисленных факторов начинает формироваться в конкретную личность со своим индивидуальным набором психологических и социальных черт.
В современной науке принято выделять следующие социальные типы личности с точки зрения ценностных ориентаций, присущих индивидам:
Они способны рационально подходить к решению проблем и объективно оценивать предлагаемые обстоятельства.
Социально-психологический портрет
Каждый человек обладает яркой индивидуальностью, складывающейся из природных, социальных, психологических особенностей.
Социально-психологический портрет любого индивида можно составить на основе анализа следующих компонентов:
В процессе социализации человека в обществе данные компоненты постоянно изменяются, развиваются. Это происходит в результате усвоения социального опыта, получения новых представлений об окружающей действительности, приобретения знаний, освоения моделей поведения и т.д.
По этой причине социально-психологический портрет человека формируется на протяжении всей жизни.
Свойства и качества
Социально-психологические свойства — это устойчивые, индивидуальные черты конкретного индивида, которые позволяют охарактеризовать его с социальной и психологической точки зрения.
Данные свойства делятся на четыре группы:
Социально-психологические качества — это характеристики личности, которые формируются в процессе взаимодействия с другими людьми, во время коммуникации.
В зависимости от своих качеств личность может выполнять определенные общественные роли, занимать конкретное социальное положение. Стандартная классификация предусматривает разделение людей на три типа в соответствии с присущими им качествами:
Структура
Личность человека имеет определенную структуру:
Особенности
С социально-психологической точки зрения личности присущи следующие характерные особенности:
Параметры анализа
Социально-психологические параметры анализа личности следующие:
При высоком уровне адаптации индивид не только приспосабливается к окружающей действительности, но и успешно развивается в предложенных условиях.
Зрелость
Социальная зрелость — способность живущего в обществе человека брать на себя ответственность, принимать решения.
Зрелый человек отличается целостностью характера, предсказуемостью, позитивной направленностью поведения.
Зрелая личность всегда четко осознает свои цели и стремится к их достижению, не нарушая при этом интересов других членов общества. Такие люди предельно объективно оценивают самих себя и окружающих их людей, принимают решения сообразно обстоятельствам.
Достижение социальной зрелости не отменяет потребности в других людях. Зрелый человек продолжает усваивать новый опыт, пересматривать свои взгляды и работать над собой на протяжении всей жизни. Но другие люди для него являются советчиками и собеседниками, а не учителями и наставниками.
Соотношение биологического и социального
Человек является биологическим организмом, который появился в результате эволюции. В организме каждого человека происходят различные естественные процессы, которые в некоторой степени обуславливают его поведение.
Но с одной только биологической точки зрения оценивать человека невозможно, поскольку он одновременно является существом социальным.
Как продукт общества человек проходит процесс социализации, в результате которого происходит усвоение определенных норм, принципов поведения, правил, взглядов и т.д.
При этом во время социализации большое значение на усвоение всех этих принципов оказывают индивидуальные черты конкретного индивида, поскольку всю транслируемую обществом информацию он пропускает через призму собственного сознания.
Таким образом, заложенная на генетическом уровне информация отличает человека от других живых организмов и образует его биологическую природу. А получаемое в процессе социализации образование, воспитание формирует общественную составляющую.
Теория психосоциального развития Э. Эриксона
Э. Эриксон утверждал, что человек развивается на протяжении всей своей жизни.
От рождения и до смерти он проходит 8 стадий, каждая из которых сопровождается определенным кризисом:
Каждый кризис может завершиться благополучно или негативно.
Если человек успешно его преодолевает, то он переходит на следующий жизненный этап с хорошими предпосылками для дальнейшего личностного развития.
Если же кризис не преодолевается, то переход на следующий уровень все равно происходит, но неразрешенные проблемы на новом уровне остаются вместе с человеком.
Личность и среда
Все социально-психологические явления возникают в результате взаимодействия между личностями, группами, социальной средой.
Под средой понимается весь спектр общественных отношений и явлений, окружающих человека в его повседневной жизни.
Социальная среда формируется на основании экономических показателей, классовой и национальной принадлежности, бытовой и профессиональной деятельности
Без социальной среды человек не смог бы стать личностью. Сам факт существования человеческого организма не обеспечивает усвоение необходимых общественных навыков и моделей поведения.
Для формирования социальных черт человек должен жить в социальной среде и усвоить общественно-исторический опыт прошлых поколений.
Не раз появлялись научные свидетельства того, что выросшие вне общества дети остаются на уровне развития животных.
Они не обладают осознанным мышлением, воображением, не умеют говорить. Только участвуя в общественной деятельности, вступая в социальные контакты, выполняя трудовые обязанности человек способен стать полноценной личностью.
Итак, социальная личность формируется у любого человека, живущего в обществе. Этой личности присущи определенные особенности, свойства и качества.
Социальная сущность человека: понятие, примеры проявления, признаки
Человек – биосоциальное существо, природа которого имеет двойственный характер. У каждого из нас, как и у любого животного, есть биологическая сущность, сформированная миллионами лет эволюции. Но наряду с ней у нас имеется также и социальная сущность, отличающая нас от других животных. Сегодня мы поговорим о том, что она собой представляет, чем отличается от биологической сущности и как связана с такими понятиями как личность и самосознание.
Что такое социальная сущность человека?
Социальная сущность – это способность человека управлять своими инстинктами, подавлять и регулировать свои желания, заниматься осмысленной и целенаправленной деятельностью, соблюдать правила, принятые в обществе. Социальная сущность определяет наше поведение и те виды активности, которые мы позволяем себе в повседневной жизни.
Среди множества биологических видов, населяющих нашу планету, человек выделяется именно своей социальной сущностью. Конечно, многие животные тоже объединяются в стаи и другие сообщества, но они делают это под влиянием инстинктов. Люди же, наоборот, для исполнения своих социальных ролей способны преодолевать инстинкты.
В качестве примеров проявления социальной сущности человека можно отметить следующее:
Если посмотреть на пирамиду Маслоу, можно обратить внимание, что первые два уровня связаны с удовлетворением базовых биологических потребностей. А вот уровни, находящиеся выше, отражают различные аспекты социальной сущности человека.
Отличия социальной сущности от биологической
Как мы уже выяснили, человек – это биосоциальное существо с двойственной природой. Биологическая сущность, являющаяся результатом эволюции, сочетается в нём с социальной сущностью – продуктом развития общества. Они обе оказывают существенное влияние на все аспекты жизни и поведения человека. При этом у каждой из них есть определённые особенности:
Разные авторы по-разному высказываются о взаимоотношении биологической и социальной сущностей человека. Одни противопоставляют их, другие же считают их тесно связанными между собой. Вторая точка зрения более популярна. Она подразумевает, что в человеке от рождения присутствует биологическая сущность, но по мере взросления и социализации всё большую роль играет социальная. При этом она тоже направлена на реализацию потребностей человека, но уже посредством адаптации к сложным требованиям человеческого общества.
Становление социальной сущности человека
Вы наверняка слышали высказывание «Труд сделал из обезьяны человека». Так вот оно не такое бессмысленное, каким кажется. Действительно, значительную роль в превращении человека в социальное существо сыграл труд, направленный на удовлетворение собственных потребностей и потребностей своего племени. Совместный труд представлял собой исторически первую форму социального взаимодействия между людьми.
Изначально люди занимались совместной добычей – охотой и собирательством, потом научились совместно выращивать сельскохозяйственные культуры и заниматься другими формами производства. С появлением материальных ценностей, которые возникали не сами по себе, а производились людьми, начали формироваться и такие понятия как собственность и власть.
Со временем социальное взаимодействие между людьми в одном племени, а также между соседними племенами становилось всё более разнообразным. В частности, люди поняли, что можно не только владеть ресурсами, но и обменивать их на те, которые необходимы в данный момент. Палеонтологи утверждают, что люди научились торговать и обмениваться в период, называемый «неолитической революцией». Именно это событие и можно считать моментом становления социальной сущности человека.
Социальные качества личности
Личность – это понятие, отражающее социальную природу человека. То есть, это не просто индивид, а субъект общественных отношений, член общества, обладающий уникальным набором социально значимых черт. В социологии имеется два подхода к изучению личности:
Основные социальные качества личности:
С точки зрения психологии, наличие целей жизни – ключевая характеристика сформировавшейся личности. Несмотря на всё разнообразие возможных вариантов, все существующие цели жизни можно сгруппировать в четыре группы:
Самосознание и самореализация
Самосознание и самореализация – важные «кирпичики» социальной сущности человека. Самосознание – это способность индивида понимать себя как личность, оценивать свои возможности и способности, понимать и прогнозировать, как те или иные поступки будут восприняты окружающими, а также нести ответственность за собственные решения и действия. Именно от самосознания зависит то, насколько успешно человек может взаимодействовать с другими членами общества.
Самореализация – это процесс реализации личностью своего потенциала, достижения жизненных и просто важных целей. Американский психолог Абрахам Маслоу считал, что потребность в самореализации – это одна из высших потребностей человека (наряду с самоактуализацией и саморазвитием). Он дал следующее определение: самореализация – это максимально полное использование всех талантов, способностей и доступных возможностей для осуществления личностно значимой деятельности.
Заключение
Человек – биосоциальное существо, в котором его биологическая природа сочетается с социальной сущностью. Биологическая составляющая проявляется преимущественно через темперамент, а социальная определяет характер. Нельзя сказать, что одна или вторая составляющая полностью определяет, кем является человек. Каждая из них сильно влияет на наше поведение, поскольку они тесно связаны между собой. В этом плане человек является уникальным животным, ведь ни один другой представитель фауны не способен целенаправленно управлять своими инстинктами ради реализации своей социальной сущности.
5. Социология личности
Понятие личности
Личность как субъект общественных отношений характеризуется определенной степенью независимости от общества, способностью противопоставить себя ему. Личная независимость сопряжена с умением контролировать свое поведение, что невозможно без самосознания, самооценки.
При рассмотрении личности как объекта общественных отношений ак-цент делается на влияние общества на личность, на ее зависимость от социальных и культурных ожиданий, социальных установок среды, где формируется личность.
Пребывание в социальной среде и социализация играют решающую роль в превращении биологического существа в общественное. Этот процесс означает и превращение человека в индивида и в личность.
Процесс социализации проходит стадии, которые совпадают с основными жизненными циклами. Это детство, юность, зрелость, старость.
Выделяют первичную и вторичную социализацию. Вторичная социализация то же, что ресоциализация – переструктурирование образцов поведения, ценностей, восприятия определенных процессов.
Социальная роль и социальный статус
Виды социальных статусов:
Социологические теории личности
1. Ролевая теория личности возникла в американской социальной психологии в 30-х г.г. ХХ века и получила широкое распространение в различных социологических течениях, прежде всего в структурно-функциональном направлении.
Роль может пониматься индивидом как объективно, с точки зрения её общественного значения, так и субъективно, преломляясь в сознании индивида по-своему истолковываясь им. Т. Парсонс считал, что значения имеют не личностные смыслы, а социальные потребности в отношении роли.
2. Поведенческая концепция Дж Хоманса. Дж Хоманс, в соответствии с разработанной им теорией социального обмена, считал, что поведение человека обуславливается и контролируется социальной средой через язык, обычаи, социальные институты, СМИ и т.д. Общество использует в качестве стимулов, определяющих поведение человека, социально-значимые ценности: деньги, власть, уважение. Если поведение положительно стимулируется, то человек лоялен по отношению к социальной среде. Социально значимые ценности, таким образом, рассматриваются как социально-нормативные регуляторы поведения личности.
3. Социально-психологическая теория Дж Г. Мида. В работах «Разум, Я и общество», «Исследование человека» Дж Г. Мид, разрабатывая концепцию межиндивидуального взаимодействия, формирует понятие «обобщенного другого», как совокупность частных точек зрения, обобщённых в единое мнение относительно объекта взаимодействия. В результате взаимодействия индивидов происходит приспособление участниками своего поведения к поведению других на основе понимания субъективных состояний этих других.
Индивид в воображении принимает позицию другого человека и с этой позиции изучает самого себя, что даёт ему возможность понять и предсказать реакцию другого на его поведение. Индивид обретает ощущение индивидуальности, если подходит к себе в целом с той же меркой, что и к другим людям. Дж. Г. Мид считал, что становление человеческого «Я» формируется путём взаимодействия двух подсистем: «I» и «Me». «I» – это бессознательное (инстинкты, внутренние импульсы). «Me» – совокупность установок других, образующаяся из усвоенной человеком культуры через систему символов, общих для всех членов общества. «Me» направляет «I» в определённые рамки социально приемлемого поведения, в которое «I» вносит своеобразие, не давая ему кристаллизироваться в стандартизированное, жёстко определённое, и образует собственно личностное, интегральное «Я». Таким образом, Дж. Г. Мид определяет происхождение «Я» как социальное, обусловленное разными системами взаимодействия, в которых «Я» участвует.
Социальное поведение личности
Поведение личности – это осознанные действия индивида с целью реа-лизации определенных целей и установок, затрагивающие интересы других людей, социальных групп, общества.
Социальная установка представляет собой предрасположенность человека к определенным действиям, обусловленную ценностным отношением к социальному объекту, и выступает в качестве механизма саморегуляции социального поведения личности.
Индивид, действуя в плотном социальном окружении, обязательно сталкивается с проблемой соответствия собственных устремлений и представлений о методах и средствах их удовлетворения с принятой в той или иной общности шкалой целей и способов их достижения. Р. Мертон в этой связи выделял пять типов поведенческих реакций индивида как результат несогласованности индивидуальных и коллективных целей и средств их достижения:
Все эти поведенческие реакции за исключением конформизма являются разновидностями девиантного поведения.
Отклоняющееся (девиантное) поведение – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Чем жестче сформулированы социальные нормы, тем большее количество вариантов воспринимается обществом в качестве девиантного поведения. Но парадоксально, что, как правило, чем жестче сформулированы социальны нормы, тем меньше людей их нарушают. Объясняется это достаточно легко : жесткие нормы – жесткая система санкций– меньше людей нарушают эти нормы. Особый вид девиантного поведения– это деликвентное поведение– поведение, нарушающее не только социальные нормы, но и уголовный кодекс, преступное поведение.
Р. Мертон, изучавший феномен аномии в рамках теории «среднего значения», определял данный тип девиантного поведения как дисфункциональное явление, возникающее вследствие нарастания напряженности и обострения социальных противоречий в социальной структуре.
Социальное действие
Социальным, по М.Веберу, действие становится лишь при наличии двух условий: оно должно быть осознанным, рациональным; социальное действие должно быть ориентировано на поведение других людей с целью получения ответной реакции.
Человек совершает наиболее значимые поступки осмысленно, т.е. вкла-дывает внутренний смысл в свои усилия, который можно определить как мотив социального действия, объединяющий и индивидуальную цель и ориентацию на ответную реакцию окружающих. Т.е. мотив – есть индивидуальная цель, осмысленная сквозь призму социальных отношений, ожиданий.
М.Вебер признает, что не всегда можно точно определить осознанность ориентаций индивида как на поведение других людей, так и на смысл собст-венного действия. Он разрабатывает идеально-типическую конструкцию – теоретическую модель социального действия, содержащую наиболее типичные черты данного социального явления в логически непротиворечивой форме. М.Вебер классифицировал типы социального действия, ориентируясь именно на сознательность, рациональную осмысленность социального действия.
1. Целерациональное действие предполагает рациональный расчёт действующего субъекта на ответную реакцию и использование её для достижения поставленной цели. Теоретическая конструкция це-лерационального действия служит идеальным типом, при соотношении с которым устанавливаются отличия реального социального поведения от идеально-типического, что облегчает, по М.Веберу, понимание подлинных мотивов действующего лица.
2. Ценностнорациональное действие – действие, основанное на вере в безусловную ценность самого этого поведения, смысл которого заключается не в достижении определённой цели, а в подчинении определённым заповедям и требованиям, в повиновении которым индивид видит свой долг.
В реальной жизни все перечисленные типы социального действия в «чистом виде» практически не встречаются. Можно лишь говорить, что то или иное человеческое поведение тяготеет к определённому типу социального действия в той или иной культурно-исторической ситуации.
Социальная связь – это зависимость, возникающая в процессе удовле-творения потребностей, реализации жизненных целей, и реализованная через социальное действие. Социальная связь выступает как в виде социального контакта, так и в виде социального взаимодействия.
Социальный контакт – это тип мимолётных кратковременных связей, в которых отсутствует система сопряжённых действий партнёров по отношению друг к другу.
Социальное взаимодействие
Социальное взаимодействие – система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой действия одного субъекта являются одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов.
Социальное взаимодействие может быть прямым и опосредованным, сложной системой социальных связей и зависимостей.
В процессе взаимодействия индивиды вступают между собой в социаль-ные отношения, которые складываются по поводу удовлетворения социальных потребностей, достижения определённых целей, реализации интересов.
Теории социального взаимодействия
1. Символический интеракционизм ( Дж.Г.Мид (1863-1931),работа «Разум, Я и общество»). Дж.Г.Мид в своих теоретических построениях исходил из того, что общество можно объяснить только путём рассмотрения принципов поведения людей. Термин «символический», по Дж.Г.Миду, означает акцентирование на смысле, который вкладывают действующие лица в процесс взаимодействия (интеракцию). Любое поведение происходит только на основе того смысла, который действующий субъект в него вкладывает. Все значения смыслов проистекают из общих социальных символов, которые рождаются во взаимодействии людей. Люди в процессе взаимодействия постоянно интерпретируют значения символов. Этот процесс создаёт индивидуальность человека и служит основой взаимодействия.
2. Теория обмена. Дж.Хоманс высказал предположение, что поведение людей есть постоянный обмен ценностями, имеющими социальную значи-мость. В обществе устанавливается шкала ценностей, подлежащих обмену. В реальности равных обменов ценностями на происходит, что объясняет наличие социального неравенства. Все без исключения социальные взаимодействия подчиняются принципам социального обмена.
3. Теория взаимодействия в социологии Г.Зиммеля («Социология»). Общество, по Г.Зиммелю, возникает через бесчисленные взаимодействия, которые представляют собой обобществление, т.е. форму объединения индивидов в единство на основании каких-либо интересов.
Формы социального взаимодействия, по Г.Зиммелю, упорядочиваются в соответствии с принципами:
а) принцип контрастирования, позволяющий выделить в сложных феноменах те аспекты, которые становятся объектом социологического внимания, хотя социологический характер их неочевиден. Г.Зиммель считает, что взаимодействие возможно даже там, где действует один индивид. Взаимодействие в этом случае характеризуется двумя явлениями: одиночеством, т.е. исключением из социального взаимодействия и свободой, как самостоятельной ответственностью, присущей индивиду в больших группах. Отдельный индивид, таким образом, рассматривается как самостоятельная сущность, наделённая смыслом и ценностью. Но в то же время, такие понятия как свобода, ответственность, одиночество есть понятия социальные, т.к. зависят от широкого контекста обобществления, а не от взаимодействия нескольких человек;
б) принцип числа, учитывающий количество взаимодействующих субъ-ектов и воздействие количества на род взаимодействия. Количество субъектов взаимодействия является первым формальным признаком обобществления. Взаимодействие двух недолговечно, не приводит к образованию независимого от индивидов целого, и лишь с присоединением третьего участника, выступающего как обобществляющий момент, с целью примирения или опосредования противостояния двоих, можно говорить об обобществлении в полном смысле;
в) принцип пространства, влияющий на характер обобществления, выраженный в той или иной форме социального взаимодействия. Пространство воспринимается как единство, выражающее единство группы и наоборот (государство);
г) принцип дуализма, т.е. наличия противоположных тенденций в обоб-ществлении. Согласно Г.Зиммелю отношения между взаимодействующими индивидами являются не только эмоциональными, но и когнитивными (отношения информированности друг о друге);
д) принцип динамического анализа форм для исследования протекания социальных процессов в рамках этих форм.
Г.Зиммель в своей работе «Философия денег» утверждает, что каждое взаимодействие может быть понято как обмен и выступать в форме обмена. Рассматривая отношения господства и подчинения, Г.Зиммель характеризует их как взаимодействие, т.к. господство как реализация воли предполагает заинтересованность противоположной стороны.