Что такое социальная ориентация
ОРИЕНТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
Смотреть что такое «ОРИЕНТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ» в других словарях:
Ориентация социальная — осознание индивидом своего положения в системе социальных отношений как частицы класса, слоя, и т. п. В более узком смысле – выбор человеком предпочитаемого поведения и путей его достижения … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологич. характеристики этих групп. С. п. возникла в сер. 19 в. на стыке психологии и социологии. Ко 2 й… … Философская энциклопедия
СОЦИАЛЬНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ — понятие, используемое для обозначения внутренне единой системы социальных изменений, совершающихся в силу общих принципов (законов) системы и выявляющихся в определенных общезначимых тенденциях, ведущих к тем или иным социальным новообразованиям … Новейший философский словарь
Социальная компетентность — система знаний о социальной действительности и себе, система сложных социальных умений и навыков взаимодействия, сценариев поведения в типичных социальных ситуациях. В зарубеж. работах, посвященных социальному интеллекту и С. к., эти явления… … Психология общения. Энциклопедический словарь
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — наука о взаимовлиянии индивидуального поведения и социального контекста. В подобном духе основной вопрос С.П. был сформулирован О. Контом : каким образом индивид может быть одновременно и причиной, и следствием социальных явлений? Индивидуальное… … Социология: Энциклопедия
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психол характеристики самих этих групп Первоначально социально психол взгляды разрабатывались в рамках разл… … Российская педагогическая энциклопедия
СОЦИАЛЬНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ — понятие, используемое для обозначения внутренне единой системы социальных изменений, совершающихся в силу общих принципов (законов) системы и выявляющихся в определенных общезначимых тенденциях, ведущих к тем или иным социальным новообразованиям … Социология: Энциклопедия
Социальная мобильность — Движение отдельных социальных групп «вверх», в более высокие или, напротив, «вниз», в более низкие социальные слои, отражающееся в их речевой практике, в предпочтении тех или иных языковых норм, на которые ориентируются «движущиеся» и социально … Словарь социолингвистических терминов
ОРИЕНТАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ — процесс осознания индивидом существующих в об ве конкретных видов трудовой деятельности профессий (см.), собственных склонностей и способностей к одному (или нескольким) из них, путей или средств овладения знаниями и навыками, необходимыми для… … Российская социологическая энциклопедия
Социальная компетентность: структура и методы изучения — Структура социальной компетентности (С. к.) включает коммуникативную и вербальную компетентность, социально психол. компетентность и межличностную ориентацию, эго компетентность и собств. С. к. (оперативную компетентность). Предложена след.… … Психология общения. Энциклопедический словарь
ПОРТРЕТ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ЧЕЛОВЕКА
Социальная ориентация — это способность человека чувствовать, как устроены общества людей, каким они подчинены законам, и как в этих иерархиях занимать желаемые места. Каждое общество, от маленьких — семья, компания, до целого государственного аппарата, построены по каким-то законам, подчинены определенным идеям, имеют установленную систему ценностей, свою мораль, структуру управления, религию и т.д. Человек с врожденной социальной ориентацией инстинктивно чувствует эти вещи и обычно стремится занять то положение в любой иерархии, которое ему выгодно, если только увлеченность развитием в себе других уровней отражения не перебивает ему этот интерес. Вспомните свой первый класс в школе. Дети, у которых была врожденная социальная ориентация, сразу фиксировали свое внимание на том, что нравится и что нет учительнице. Они стремились получать хорошие оценки ради того, чтобы войти в группу учеников, которая ставилась в пример другим по успеваемости. Если способностей хорошо учиться кому-то из них не хватало, то они активно принимали участие в общественной работе, исправно посещали линейки, классные часы, всегда приходили в парадной форме, когда это требовалось. Как только начала складываться иерархия, они старались занять посты управления: командир звездочки, звеньевой, командир отряда, староста класса и т.д. Такой человек получает удовольствие, энергию, чувствует себя сильным и уверенным, если командует кем-то, имеет власть, несет ответственность, управляет ситуацией. Он чувствует себя на этих постах на своем месте, в своей тарелке — здесь есть применение его способностям и наклонностям. Для человека соц. ориентации характерно четкое чувствование, какая принята идеология в данном обществе, какие законы требуют выполнять те силы, от которых он зависит: учителя, директор. Они легко подчиняются кому-то, кто сильнее и склонны требовать подчинения от тех, кто слабее в чем-то. Интересно то, что внутри у них есть свое личное представление том, справедлива данная власть или нет, умные установлены порядки или нелепые, но все это они обычно скрывают, делятся редко и только с теми, кто их понимает, обычно вне стен школы. Главное, чем они живут — карьера. Устанавливать свои личные порядки они начинают только тогда, когда уже высоко залезают по иерархической лестнице и прочно закрепляются на своем месте, а до этого момента строго следуют общепринятой идеологии. Людей социальной ориентации в нашем современном социуме интересует: кто от кого зависит, почему и кого на что можно купить, кто чего боится, у кого какие слабости, привычки, привязанности, и как на этом можно сыграть. Такой человек не станет делать действий, которые могут показаться людям смешными, слабыми, нелепыми. Он стремится держать марку солидности, уверенности», престижности. В наше время таких людей очень много — встретить их можно в аппарате управления практически везде и еще в торговле, в бизнесе.
Основные черты социально ориентированного человека.
1. Уважение иерархий и законов, ими управляющих.
2. Умеют управлять массами людей и отдельными людьми.
3. Умеют влезать в новые для них общества, подстраиваться под новых людей, им ранее неизвестных, как бы менять под них окраску.
1. Карьеризм — узость взгляда на мир.
2. Иногда способны идти по головам, т.е. могут подставить кого-то, даже друзей, жертвуют многими ценностями жизни ради карьеры.
Социальные ориентации
Современная психология исходит из того, что человек социален по самой своей природе, а стало быть, ему присущи и собственно «социальные» потребности. К ним относятся, прежде всего, потребность в контактах (потребность в человеческих связях, в привязанностях) и потребность в самоутверждении (в занятии известного места в группе, в «самосознании», т. е. ощущении своей «самости» и отдельности от других).
В зависимости от способов удовлетворения потребности в контактах и потребности в самоутверждении различают восемь разновидностей социальных ориентации.
2. Творческая социальная ориентация. Рано раскрыв свою одаренность, растущий человек привыкает удовлетворять потребность в контактах, главным образом с теми, кто способен проявить сопричастность к его интересам и. готовность к сотворчеству. Потребность же самоутверждения он утоляет своими творческими достижениями и, как правило, независимо от того, восторгаются ли ими «поклонники».
3. Гражданственная социальная ориентация. Ребенок приучается удовлетворять потребность в контактах участием не просто в совместной деятельности людей, но только в деятельности, безусловно приносящей общественное благо. На протяжении всей дальнейшей жизни он будет считать свое самоутверждение неполным, если не завоевал авторитета именно как принципиальный, справедливый, способный к самопожертвованию человек.
8. «Отшельническая» социальная ориентация.
Важно подчеркнуть, что главным источником социальных ориентации ребенка являются семья и среда, в которых он вырос. И складываются эти ориентации не только на уровне сознания формирующегося человека, но и на бессознательном уровне его личности.
Ценностные ориентации Различают ценностные ориентации пяти уровней: 1. Ценности сугубо «витального» (непосредственно жизненного) уровня (вкусно поесть, всласть поплавать, попариться в бане и т. п.).
2. Ценности «межличностного» уровня (пообщаться с близкими, поговорить по душам, завязать приятное знакомство, суметь как следует проучить обидчика и т. п.).
3. Ценности «ментального» (умственного, духовного) уровня (решить интересную задачу, выиграть хитроумную- игру, самостоятельно создать стихотворение, скульптуру, техническое устройство и т. п.) 4. Ценности «социального» уровня (успех, видноеположение, известность).
5. Ценности «духовного» уровня (стремиться к тому, чтобы понимать мысли великих философов и творения великих художников, следовать в жизни нравственным принципам, бороться за идеалы, завещанные лучшими сынами человечества, углубляться в то или иное творчество, изобретательство, искательство, совершенствование труда и быта людей).
Необходимо отметить, что культура и традиции семьи, воспитывающей ребенка среды определяют, на какие ценности он в дальнейшем станет ориентироваться.
Навыки Различают четыре разновидности устойчивых навыков: 1. Навыки личной гигиены.
3. Этические навыки.
4. Гражданские навыки.
5. Коммуникативные навыки.
Определенная «завязь» устойчивых навыков личности идет от семьи и среды.
Для отработки навыка живой беседы с косвенным подтекстом применяются различные формы тренировочного диалога.
1. «Диалог-стычка». Многократно выполняя это упражнение, можно «натаскаться» не робеть и не теряться в конфликтах. Вы научитесь понимать, как участники диалога явным и скрытым образом влияют друг на друга. Провоцируют друг друга на колкости. Исследуется, так сказать, анатомия ссоры. Изучаются разнообразные проявления характера. Участники игры учатся стоять на своем.
По окончании каждого этюда зрители, наблюдавшие «поединок», присуждают «победу» собеседнику, выигравшему в этой «психологической схлестке».
Или ответил быстро, но не отобразил в своем высказывании предшествовавшие слова партнера.
Зачем это нужно? На первый взгляд, вырабатываются навыки пустой болтовни. Это, кстати, тоже весьма полезно для застенчивых суггесторов. Они страдают от неумения поддержать разговор просто так, разговор ради разговора. Но дело, конечно, не в одной болтовне. Так мы привыкаем активнее, внимательнее вести беседу. Чувствовать себя более мобилизованными в контактах.
3. «Захват инициативы». Как и в предыдущем случае, кто-то начинает с реплики. Партнер быстро подхватывает разговор, но должен навязать собеседнику свою тему. Сделать это надо ловко, исподволь. Тот, кто действует напрямик, упрямо твердя свое, получает штрафные очки. Опять-таки «раунд» длится три минуты, и «судьи» определяют победителя.
Здесь же, опять, как в боксе, обязательно кто-то выходит в полуфинал, в финал. Играют часто на вылет.
Участники игры разбиваются на пары «говорящий-слушающий». Семь минут говорящий рассказывает что-либо— «желательно личного характера», а затем сообщает зрителям, какого типа отклики он получал со стороны слушающего. После этого партнеры меняются ролями, и упражнение длится еще семь минут.
Если партнер оценивает ваши реакций как отклики по типу «А», «Б» и «Г», то это свидетельство того, что вы не умеете слушать. «Наиболее человечны» реакции «В» и «Д», зондирующая и понимающая.
В ходе работы над тренировочными- диалогами особое внимание следует уделить разбору и анализу трансакций (явные или скрытые, взаимодополняющие или без взаимодополнения).
Тренировка в «экспериментальных диалогах» не только снимает неуверенность в общении, но к тому же обогащает способностью понимать себя и других, даром незаметного (косвенного) влияния на собеседника в ходе разговора, умением владеть ситуацией в контактах с людьми, развивает аппетит к общению.
В заключение темы хочется заметить, что злоупотреблять ни косвенной суггестией, ни тем более плацебо нельзя. Нужна разумная тактика применения этих методов.
Гипносуггестивные методы В результате гипносуггестивного воздействия достигается особое состояние суггеренда, в котором последний наиболее успешно осуществляет восприятие поступающей извне информации.
Ориентация социальная
Смотреть что такое «Ориентация социальная» в других словарях:
ОРИЕНТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — осознание индивидом своего положения в системе соц. отношений как частицы класса, слоя и т. п. В более узком смысле О.с. выбор человеком предпочитаемого им соц. положения и путей его достижения. О.с. имеет ретроспективную (связанную с соц.… … Российская социологическая энциклопедия
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологич. характеристики этих групп. С. п. возникла в сер. 19 в. на стыке психологии и социологии. Ко 2 й… … Философская энциклопедия
СОЦИАЛЬНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ — понятие, используемое для обозначения внутренне единой системы социальных изменений, совершающихся в силу общих принципов (законов) системы и выявляющихся в определенных общезначимых тенденциях, ведущих к тем или иным социальным новообразованиям … Новейший философский словарь
Социальная компетентность — система знаний о социальной действительности и себе, система сложных социальных умений и навыков взаимодействия, сценариев поведения в типичных социальных ситуациях. В зарубеж. работах, посвященных социальному интеллекту и С. к., эти явления… … Психология общения. Энциклопедический словарь
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — наука о взаимовлиянии индивидуального поведения и социального контекста. В подобном духе основной вопрос С.П. был сформулирован О. Контом : каким образом индивид может быть одновременно и причиной, и следствием социальных явлений? Индивидуальное… … Социология: Энциклопедия
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психол характеристики самих этих групп Первоначально социально психол взгляды разрабатывались в рамках разл… … Российская педагогическая энциклопедия
СОЦИАЛЬНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ — понятие, используемое для обозначения внутренне единой системы социальных изменений, совершающихся в силу общих принципов (законов) системы и выявляющихся в определенных общезначимых тенденциях, ведущих к тем или иным социальным новообразованиям … Социология: Энциклопедия
Социальная мобильность — Движение отдельных социальных групп «вверх», в более высокие или, напротив, «вниз», в более низкие социальные слои, отражающееся в их речевой практике, в предпочтении тех или иных языковых норм, на которые ориентируются «движущиеся» и социально … Словарь социолингвистических терминов
ОРИЕНТАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ — процесс осознания индивидом существующих в об ве конкретных видов трудовой деятельности профессий (см.), собственных склонностей и способностей к одному (или нескольким) из них, путей или средств овладения знаниями и навыками, необходимыми для… … Российская социологическая энциклопедия
Социальная компетентность: структура и методы изучения — Структура социальной компетентности (С. к.) включает коммуникативную и вербальную компетентность, социально психол. компетентность и межличностную ориентацию, эго компетентность и собств. С. к. (оперативную компетентность). Предложена след.… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Социальная ориентация
Социальная ориентация взаимодействует с профессиональной, хотя та и другая не тождественны. Они взаимосвязаны постольку, поскольку социальное положение человека в обществе определяется характером и содержанием его труда. [1]
Определенная социальная ориентация субъекта научного познания не является произвольной выдумкой; не является она и некоей искусственной конструкцией, навязываемой извне науке, естествоиспытателям. Объективные основания научного творчества, трудности поиска истины в науке немыслимы без ценностных факторов, без тех или иных социально-политических, нравственно-этических, мировоззренческих позиций. Вопрос только в том, насколько эти позиции совпадают с научностью, насколько они содействуют раскрытию истины. [4]
Рост социальной ориентации производства проявляется и в тенденции размывания классовых различий, смягчении социальной дифференциации, движении к социальному партнерству, что в целом выражается в перераспределении доходов в пользу наиболее уязвимых групп населения, и, что особенно важно, на фоне общего повышения уровня доходов. [5]
Предсказание социальной ориентации отдельной персоны по косвенным показателям с удовлетворительной точностью сделать, по-видимому, невозможно. [6]
Казалось бы, вопрос социальной ориентации общества не имеет отношения к проблемам налогообложения. Однако обращение к проводимой в стране социальной политике и анализ наметившихся тенденций социально-политических движений, пропагандирующих преимущества общинного образа жизни, позволяет связать проблему налоговой культуры и общественно-правового сознания. Культивирование в России воспоминаний об архаичных сословиях нисколько не способствует становлению в стране демократии, а наоборот, мешает возникновению подлинно демократического общества и основ рынка, а следовательно, созданию системы налогообложения, ориентированной на процветание бизнеса не в ущерб, разумеется, общественно необходимым потребностям. [10]
Выявление наиболее влияющих на социальную ориентацию признаков и кластеров по группам лиц может быть использовано для прогнозирования их социального поведения. [11]
Возможно, это будет модель планово-рыночной социальной ориентации нового ( альтруистического) типа. Реальность такой модели в какой-то степени подтверждает опыт Китая, который идет по пути создания раскритикованной в свое время модели рыночного социализма. Однако как бы не идентифицировалась эта модель в качестве нового социализма или экономического альтруизма, она должна подчинить развитие плана и рынка как важнейших механизмов эффективной координации экономики высшим духовным и нравственным ценностям, заложенным в идее социалистического развития с учетом национальных особенностей России. [12]
Не лучше обстоит дело при утрате социальной ориентации в развитии общес тненного нрои / шодства, игл и средства ма социаль ную сферу начинают выделяться по так называемому остаточному принципу ( выделяется лишь то. [15]