Что такое мэйджор в образовании
Что такое мэйджор в образовании
Общеуниверситетские факультативы
МагоЛего
Майноры
MOOCs НИУ ВШЭ
Практическая подготовка
Спортивные секции
Общеуниверситетские факультативы
МагоЛего
Майноры
MOOCs НИУ ВШЭ
Практическая подготовка
Спортивные секции
МАЙНОР (дополнительный профиль) — это учебный цикл в рамках образовательных программ бакалавриата НИУ ВШЭ, представляющий дополнительную образовательную траекторию для обучающихся сверх подготовки по основному образовательному направлению. Реализуется как выбор обучающимися ряда дисциплин (либо связанных друг с другом содержательно, либо не связанных — в последнем случае это Свободный майнор). Майноры реализуются в межкампусном формате.
Например, будущий экономист может получить дополнительные знания по социологии, выбрав для изучения майнор «Социология», а будущий инженер программного обеспечения может получить дополнительный багаж знаний, навыков и компетенций по психологии или менеджменту, выбрав для изучения майнор Психология или Менеджмент.
Обратите внимание: если содержание выбранного майнора частично пересекается с уже пройденными дисциплинами, то студенту предоставляется возможность данные дисциплины заменить на другие (дисциплины майноров, межкампусные дисциплины, онлайн-дисциплины) по его выбору. Для замены обращаться в учебный офис.
Майноры предлагаются для выбора всем студентам в конце первого курса бакалавриата. Каждый студент обязан выбрать для изучения один майнор. Изучается майнор на втором и третьем курсе бакалавриата.
Отличительные особенности Майнора:
Мэйджоры и майноры: высказываются эксперты
В связи с этим данный выпуск мы решили посвятить обсуждению этой темы. В нем своими мнениями о реформе делятся эксперты – Джамил Салми, Александр Дмитриев, Филип Альтбах и Алексей Руткевич.
Как вы относитесь к программе мэйджоров и майноров? Каковы ее плюсы и минусы?
Джамил Салми, международный эксперт в сфере высшего образования, член Международного консультативного комитета Программы развития НИУ ВШЭ
Мне кажется, это хорошая идея, потому что позволяет каждому студенту проложить собственную академическую траекторию в соответствии со своими нуждами и интересами. Эта программа также содействует развитию междисциплинарных подходов. Например, моя дочь получила степень бакалавра в Университете Торонто с двумя мэйджорами – по истории и антропологии. Затем она получила степень магистра по правам человека, и я думаю, что этому в значительной степени помогли те два мэйджора.
Александр Дмитриев, доцент Школы исторических наук, ведущий научный сотрудник Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева (ИГИТИ) НИУ ВШЭ
Идея майнор-курсов представляется мне чрезвычайно перспективной и важной для Высшей школы экономики как для университета, который подразумевает широкое и фундаментальное образование. Да и современный академический рынок, включая рынок труда, требует разносторонних специалистов, чьи знания не ограничены только профильной специальностью.
Филип Альтбах, директор Центра международного высшего образования Бостонского колледжа
Реализация программы мэйджоров и майноров ведет к расширению опыта студентов бакалавриата, и это, на мой взгляд, важный шаг в развитии. Программа знаменует собой отход от сверхспециализации, свойственной традиционному российскому высшему образованию. В долгосрочной перспективе она позволит студентам продвинуться на рынке труда в XXI веке. По крайней мере, мэйджоры и майноры заставляют расширить представления о некоторых областях знания.
Каков международный опыт реализации данной программы?
Я не являюсь экспертом непосредственно по мэйджорам и майнорам, но первыми эту программу начали Соединенные Штаты, а затем реализовали канадские университеты. Постепенно она распространилась в Европе и других частях света.
В большинстве стран студенты, поступая на факультет, обучаются исключительно по программе данного факультета, получая узкоспециализированный академический опыт. Так обстоят дела в большинстве университетов Европы, Китая и других стран. Однако есть и серьезные исключения. Наиболее известный контрпример – Соединенные Штаты, где студенты на протяжении одного года – двух лет с момента поступления в университет получают общее, так называемое либеральное образование, а потом выбирают свой мэйджор. При такой системе студенты ощущают себя скорее частью университета, чем отдельного факультета. В других странах, такие как Япония, общее образование является обязательным для всех студентов компонентом обучения перед тем, как они перейдут на специализированную учебную программу. В большинстве колледжей Индии студенты также получают общее образование. Таким образом, в мировой практике достаточно много примеров реализации подобного рода программ. Заметен небольшой тренд в сторону образования liberal arts в бакалавриате, который говорит о том, что рынок труда в перспективе будет более диверсифицированным и междисциплинарным, в связи с чем разностороннее образование окажется актуальным.
Можно ли эффективно реализовать программу мэйджоров и майноров в системе российского высшего образования?
А почему бы и нет? Не нужно бояться инноваций. Возможно, вам при проведении этой реформы потребуется внешняя оценка, для того чтобы понять, какие дополнительные требования нужно соблюсти.
Мне кажется, это нововведение содержательно будет по-разному реализовываться у экономистов, с одной стороны, и у гуманитариев и обществоведов – с другой. Как изменится при этом роль общеуниверситетских гуманитарных факультативов? Будут ли студенты просто подключаться к уже существующим базовым группам по мэйджорному профилю или эта программа будет встроена в действующие курсы и расписания как-то иначе – покажет время (или прояснят наши учебные подразделения). Я думаю, был бы очень полезен обмен опытом в части перспектив и возможных рисков и узких мест.
Еще раз повторю: саму идею можно только приветствовать. Уверен, что и на уровне бакалавриата возможность засчитывать курсы, прослушанные студентом в соседних подразделениях (тем более в рамках мегафакультетов), тоже должна осуществляться как можно шире. Слово «междисциплинарность» у нас почти заболтали. Посмотрим теперь, как это понятие заработает «в промышленном масштабе» и не на словах.
Реформы, которые проводит Высшая школа экономики, по своей природе являются нероссийскими в том смысле, что они достаточно инновационны для российского контекста. Я думаю, что эта программа еще себя оправдает, потому что на длинной дистанции она не только создаст студентам новые интеллектуальные стимулы, но и обеспечит дополнительное преимущество выпускникам НИУ ВШЭ на российском рынке труда. Теперь их перспективы шире. Кроме того, начатая реформа даст Высшей школе экономики преимущество среди других российских университетов и в очередной раз продемонстрирует инновационный дух вашего университета.
Об идее мэйджоров и майноров в контексте истории университетов рассказывает декан факультета гуманитарных наук Алексей Руткевич.
Были ли уже подобного рода инициативы в истории университетов или мэйджоры и майноры – это новая идея?
Идея новая, но кое-что ей предшествовало. Разумеется, ничего подобного не было ни в риторских и философских школах античности, ни в средневековых университетах. Понятно, что это и не идея гумбольдтовского университета, где студенты сами выбирали курсы, которые они будут слушать. Свобода выбора в гумбольдтовском университете была полной, нужно было только под конец сдать серьезный выпускной экзамен. Но именно здесь появляется отдаленный предшественник майнора. Помимо основной специальности следовало отвечать на вопросы по еще одной, избранной самим студентом. Скажем, выпускник медицинского факультета избирал еще и химию, а выпускник юридического отвечал и по философии. По-немецки этот непрофильный предмет называется Nebenfach. Чтобы сдать такой экзамен, следовало прослушать и какие-то курсы по этому предмету.
Тем не менее мэйджора и майнора в сегодняшнем виде не было и быть не могло – это идея современного массового университета. Наследниками гумбольдтовского университета являются немногочисленные американские «элитарные» университеты, в которых студенты сами выбирают курсы по будущей профессии. Обязательными являются курсы вроде Great Curricula или Civilization, способствующие общекультурному развитию индивида. Эта система сложилась в первой половине ХХ века, Columbia и Harvard задали эту модель, она доминирует и в небольших дорогостоящих колледжах Liberal Arts. Модель мэйджор + майнор совершенно иная, поскольку свобода здесь ограничена выбором того или иного майнора, а в гумбольдтовском университете или университете «Лиги плюща» студент сам выбирает большинство курсов. Мэйджоры и майноры в том виде, как они существуют сегодня, – англосаксонская или скорее даже американская система, которая появилась в массовых университетах.
Почему она не появилась во Франции, например?
Во Франции до внедрения Болонской системы тех же философов или историков первые два года обучали по общеобразовательной системе, которая обязательна для всех и без всякого выбора. Того, кто после этих двух лет дважды заваливал экзамен, на следующую ступень не допускали. А вот на следующих ступенях – лиценциат (licence) и магистратура (maitrise) – уже появлялся выбор, но связанный с основной специальностью. Философам в Сорбонне предлагалось три программы на выбор: политическая философия, история философии и логика и эпистемология. Правда, ранее существовала еще одна возможность: если в первые два года студент слушал большой курс какой-то непрофильной дисциплины, то он мог получить лиценциата и по ней. Скажем, у философов довольно обширные курсы по психологии, а потому можно было после двух лет обучения перейти на психологию. Либо получить лиценциата сначала по философии, а затем и по психологии.
Одним словом, все понимали и понимают, что узкий специалист «подобен флюсу», что выпускник университета должен обладать и общей культурой, и знаниями в смежных с основной дисциплинах. Пока в университеты поступало несколько процентов выпускников средней школы, да еще и с хорошим гимназическим опытом, идея мэйджор + майнор не могла даже родиться. Она появляется вместе с массовым университетом.
А зачем она нужна массовому университету?
В массовом университете, где-нибудь в Оклахоме или Огайо, где четыре года готовят агронома, его учат базовым вещам. Только агрономы нужны разные: те, кто растит пшеницу, отличаются от тех, кто растит свеклу. А помимо этого нужно дать какое-то общее образование тому, кто учился в не самой совершенной американской средней школе. То есть мэйджоры и майноры рождаются из потребности дать некий набор знаний, абсолютно необходимый для данной профессии, без которого нельзя стать профессиональным инженером, строителем, программистом, и конкретную специализацию (строительство мостов или жилых кварталов), да еще и набор гуманитарных дисциплин для общего развития. Так что в майноры попадают либо курсы по специализации, либо предметы, относящиеся не к training, но к education.
Можно ли систему мэйджоров и майноров назвать компенсацией за плохое школьное образование?
Только отчасти. Во-первых, преобладают майноры с такой же узкой специализацией; во-вторых, как майнор по индийской философии или французской литературе компенсирует отсутствующие элементарные знания об отечественной литературе и философии? Представления большинства выпускников наших средних школ об античной истории или европейской живописи даже не дурны, они анекдотичны.
Мы живем в реальности массового общества и массового высшего образования. У меня нет никакого пренебрежения к этой массе – таково общество среднего класса, поднявшегося из низов, людей, которые в недавнее время к университету близко не были бы допущены. Скажем, на начало двадцатого столетия в Германии из поколения восемнадцатилетних в университете оказывался 1%, и четверть из них получали теологическое образование, которое было тогда куда более демократичным, чем медицинское или юридическое, потому что церковь за талантливых детей доплачивала. Когда в университете учится 5%, как в Европе в двадцатые годы, или 15%, как в СССР на 1970 год, – это одна ситуация, а когда, как в России сегодня, в вузы поступает 85%, понятно, что и качество образования будет другим. Американцы с их демократичной средней школой столкнулись с этой проблемой раньше других и нашли подходящее для них решение. Кстати, велика роль в этих поисках видного представителя философии прагматизма Джона Дьюи.
Почему система приват-доцентов не приживается в массовом университете?
Приват-доцент – это ведь тоже изобретение гумбольдтовского университета. Приват-доцент почти не получал денег, это человек, который должен зарабатывать сам либо иметь капитал, как Шопенгауэр. Он был сыном крупного немецкого купца и мог позволить себе десятилетия числиться приват-доцентом. Денег он за это не получал, если не считать мизерных символических сумм, которые платили ходившие к приват-доценту студенты. Еще Макс Вебер в начале известной речи о науке как профессии и призвании противопоставлял этой немецкой модели более демократичную американскую – она соответствует массовому обществу.
Вышка себя позиционирует как научно-исследовательский университет по американской модели, поэтому для нее, наверное, логично заимствовать систему мэйджоров и майноров?
Вышка себя позиционирует как научно-исследовательский университет, а в практике подготовки она следует логике именно массовых университетов. Вернее, она сочетает с моделью американского четырехлетнего колледжа опыт хороших советских отраслевых институтов вроде МИФИ или МАИ, а также практику французских Grandes Ecoles вроде Ecole Polytechnique. Только в эти французские элитарные школы поступают выпускники лучших лицеев с хорошей гуманитарной выучкой. На Принстон, Гарвард или Стэнфорд мы совсем не похожи. Там в первые два года обязательными являются гуманитарные курсы, education. Мы их успешно сократили до минимума или загнали в майноры, с которыми успешно конкурируют майноры, дающие дополнительную узкую специальность. Систему мэйджоров и майноров логично заимствовать именно массовому университету. Американская модель научно-исследовательских университетов нами и не может быть позаимствована. В них учат за немалые деньги будущую мировую элиту, представители которой должны обладать не только узкой профессиональной подготовкой. Последнюю получают в четырехлетних колледжах будущие квалифицированные исполнители, не господа, а слуги.
В научно-исследовательских университетах готовят не только будущих ученых, но все же главной целью провозглашается именно эта. А ученых по системе мэйджоров и майноров никто не готовит, она для этого не подходит. Вводится такая система именно для рационального расхода средств при подготовке массы сносно выученных специалистов – инженеров, маркетологов, финансовых аналитиков, программистов. Подготовка ученых куда более индивидуализирована, а потому и затраты выше. Мы хотим и экономить, и «позиционировать себя по американской модели». Вряд ли одно совместимо с другим. Впрочем, число тех студентов Вышки, которые хотели бы стать учеными, совсем невелико, а потому можно сказать, что данная модель отвечает ожиданиям прагматичных студентов и их родителей.
Ликбез по американской системе образования
Итак, ты поступил в американский ВУЗ, но что делать дальше? Какие-то классы, кредиты и мажоры с минорами, и ты такой: «WTF?» Сейчас я попытаюсь всё объяснить.
Bachelor Degree (рус. степень бакалавра) выдаётся после успешного завершения четырёх лет обучения в университете на базе школьных знаний.
Master Degree (рус. степень магистра) — это первая “выпускная” степень. Она присваивается спустя два года дополнительного обучения после получения степени бакалавра.
Doctoral Degree (рус. степень кандидата наук) требует дополнительных четырёх лет обучения после получения степени магистра. Многие докторские программы включают в себя магистрский курс, поэтому можно поступать в докторантуру сразу после получения той первой степени бакалавра.
Semester (рус. семестр. неожиданно). Американские университеты делят академический год по-разному. Наиболее распространено деление на два семестра в год: осенний и весенний.
Major (рус. специализация / факультет) — это основная область академических интересов студента. В период обучения наступает момент, когда от тебя требуется выбрать основную область обучения. Многие предпочитают посещать разнообразные курсы в течение первых двух лет обучения, что помогает им принять решение, какую область знаний они будут изучать как главную (журналистику, искусство, компьютерные науки, бизнес и т.д.). В некоторых учебных заведениях можно также выбрать minor (рус. дополнительная специализация). Основная и дополнительная специализация могут быть не связаны друг с другом. Выбор остается за тобой. После того, как основная область обучения определена, от тебя потребуется изучить определенное количество обязательных курсов для того, чтобы получить степень в данной области.
Так же университет может иметь основные курсы, которые обязаны пройти все студенты: у меня, например, это — статистика, высшая математика и два очень полезных курса по написанию эссе, где тебя сначала научат, как грамотно организовать свою писанину, а потом — как убедить читателя в своей точке зрения. Если твой инглиш совсем не абсолютли, тебе могут предложить сначала подучиться в подготовительной группе.
Credit Hour (рус. кредит-час) — единица измерения академической занятости, показывающая количество времени, затраченного в неделю на изучение определенного курса (обычно дается три кредит-часа за один курс). Более сложные или более продолжительные по времени изучения курсы дают возможность получить больше кредит-часов. Чтобы получить степень бакалавра, нужно набрать 120. Соответсвенно, быстрее наберешь — быстрее получишь степень.
Американцы часто используют слово class (рус. курс), имея ввиду предмет. Если спрашивают «Какие классы ты берешь в этом семестре?», имеется в виду список предметов, которые ты собираешься изучать в этом семестре. На каждом курсе будет разный набор одноклассников, потому что в Америке каждый студент выбирает такой предмет, какой ему захочется. «Зарегистрироваться на курс» означает выбрать и записаться на предмет, который ты хочешь изучать в этом семестре. За каждый пройденный предмет тебе дадут некое количество кредит-часов.
Наиболее распространенный метод оценки академической успеваемости – это GPA (рус. средний балл). В конце каждого семестра буквенные оценки (A, B, C, D и F) конвертируются в численную форму (А=4, B=3 и т.д.) и их сумма усредняется для определения среднего балла. После выпуска работодатель часто обращает внимание на средний балл за весь период обучения.
Midterm Exam (рус. сессия) — тест, сдаваемый в середине семестра.
Final Exam (рус. экзамен) — экзамен по всем пройденным темам, сдаваемый в конце семестра.
Определенные задания в течение курса (д/з, экзамены, тесты и т.д.) имеют свое определенное значение при выставлении среднего балла. Например, если за семестр у тебя выходит три балла (B) [спокойно, в Америке три балла — это четверка в России], но на экзамене, который имеет «вес» в 50% от финальной оценки ты получил твёрдые 4 балла (А), то финальная оценка уже будет B+, 3.5 балла из возможных 4-х, что уже, согласитесь, неплохо. Экзамен и сессия имеют большое значение в финальной оценке (
80%, остальные 20% — д/з, активность на уроке, посещаемость).
Faculty — это преподавательский состав в университете. Это слово не используется в значении факультет, к которому мы привыкли. Вместо него используется слово department (рус. департамент). Например, Department of History — это факультет истории.
Transcript — официальная копия официальных академических выписок, содержащих информацию по пройденным тобою предметам, количеством заработанных кредит-часов и полученных оценок.
Вот и всё. На самом деле ничего сложного; если есть какие-либо вопросы — прошу в комментарии, обязательно постараюсь ответить! 😉
Бакалавриат в западном вузе
Появление бакалавриата на «Западе»: становление как уровня «undergraduate». Академический и прикладной бакалавриат, структура бакалавриата: «Major», «Minor» и «Core». Европейская система перевода, накопления кредитов (ECTS) и выборные дисциплины в бакалавриате. Как выбрать, где учиться в бакалавриате за рубежом
Появление бакалавриата на «Западе»
Бакалавриат – уровень «undergraduate»
Академический и прикладной бакалавриат
Структура бакалавриата: «Major», «Minor» и «Core»
Европейская система перевода и накопления кредитов (ECTS)
Выборные дисциплины в бакалавриате
Возможности академической мобильности за рубежом
Как выбрать, где учиться в бакалавриате за рубежом
Появление бакалавриата на «Западе»
Возникновение понятие бакалавра неразрывно связано с самыми первыми, еще средневековыми европейскими университетами (Болонским и Парижским) в конце XII – начале XIII веков. В то время бакалавр – это низшая академическая степень, которая присуждалась студентам, прошедшим обучение в университете от 2 до лет в зависимости от факультета и успешно сдавшим экзамен по специальности.
Бакалавр, покидающий университет (а таких было большинство), мог занять место, например, учителя или чиновника. В университете эта академическая степень давала право выступать чем-то вроде нынешнего ассистента, помощника преподавателя. Бакалавр мог читать экстраординарные (дополнительные, неосновные), вести дискуссию со студентами, отвечать на вопросы и комментировать выступления.
Выше бакалавра была академическая степень мастера (магистра), а еще выше доктора. Еще была степень лиценциата (дословно допущенного), которая занимала промежуточное положение между бакалавра и магистра, либо была тождественна одной из них.
Эта система академических (ученых) степеней без принципиальных изменений сохранилась на западе до настоящего времени.
Бакалавриат – уровень «undergraduate»
Описанное выше уровневое высшее образование это доминирующая практика в настоящее время во всем мире, включая даже такие экзотические страны как КНДР, а не только на Западе (США, Канада и Европа), откуда эта система распространялась. Именуют основные уровни высшего образования везде одинаково – бакалавриат и магистратура (а в Латинской Америке, как раньше в Европе, – первая и основанная стадия высшего образования «Licenciatura», а вторая стадия высшего образования «Diplomado» и «Maestria»), а вот смыслы в эти понятия вкладываются не совсем тождественные.
Уровень бакалавриата на «Западе» называют «undergraduate» (дословно предварительное, или незаконченное), т.е. это достаточно общее высшее образование, малоспециализированное, подготовительное образование к магистратуре. Более глубокое специализированное, профессиональное образование, привязанное к рынку труда, дается на уровне магистратуры, который и называется соответственно «graduate» (дословно выпускное, или законченное). Магистратура в ее исходном, классическом понимании может рассматриваться как некий аналог традиционного советского и далее российского высшего профессионального образования (специалитета).
«Западная» степень бакалавра не может свидетельствовать о законченной профессиональной подготовке и завершенной специализации выпускника, она гарантирует лишь определенный общеобразовательный уровень, развивающий полученные в школе надпрофессиональные компетенции, и первичную (можно сказать ознакомительную) профессиональную специализацию.
Суть бакалавриата в самостоятельном формировании студентом своей образовательной траектории, поэтому у бакалавра, в отличие от его старшего коллеги – магистранта, гораздо больше выборных предметов, чем обязательных профессиональных предметов. «Миссия» бакалавра – быть гибким и перестраиваться, приспосабливаясь к конъюнктуре рынка, а не работать в узкой профессиональной нише.
Академический и прикладной бакалавриат
Хотя, справедливости ради, нужно сказать, что удельный вес профессиональной специализации в таком классическом бакалавриате бывает разным. И кроме более распространенного академического бакалавриата с незначительным профессиональным блоком есть т.н. профессиональный бакалавриат (бакалавр права, архитектуры или медицины) с более высоким минимумом профессиональной подготовки. Прикладной бакалавриат реализуется обычно профильными профессиональными школами, реже университетами, и может занимать до 5 лет.
Зарубежные вузы даже не позиционируют уровень бакалавриата как программы по подготовке социологов, инженеров-строителей, врачей-педиатров, инженеров-зоотехников или учителей физики, как это происходит в нашей стране. Такое позиционирование там свойственно только программам магистерского уровня, которые идут после бакалавриата.
И все же по удельному весу наиболее распространен за рубежом академический бакалавриат, по завершению которого получают академическую степень бакалавра наук (Bachelor of Science) или бакалавра искусств (Bachelor of Arts). Но диплом бакалавра наук говорит, что его обладатель изучал естественные и точные науки в широком смысле слова, а диплом бакалавра искусств – гуманитарные науки и искусства.
При этом бакалавр, конечно, получает конкретную узкую специализацию, например, бакалавр наук в области химии, но это сугубо поверхностная (ознакомительная) специализация, и не имеет ничего общего со специализацией выпускника современного «тоннельного» российского бакалавриата по химии. Соответственно и работать он может в самых разных сферах, а не только по своей специализации, но только на таких позициях, которые не требуют этой самой специализации в качестве «входных» требований.
Следовательно, зарубежный бакалавриат, в т.ч. профессиональный, это формат подготовки образованных людей с широким кругозором и с минимальной специализацией (этакое «высшее гимназическое образование»). Выпускник бакалавриата может устроиться в любой области, но для получения хорошей должности ему придется продолжить учебу в магистратуре или в какой-нибудь специальной школе (образование типа нашего ДПО).
Структура бакалавриата: «Major», «Minor» и «Core»
Основным преимуществом такого бакалавриата является гибкость и высокая адаптивность выпускника, бакалавру легко сменить профессию именно потому, что у него нет глубокой «советской» профессиональной специализации. Оно и понятно, чем уже специализация у выпускника, тем сложнее его переучивать в условиях постоянной смены технических решений и технологий динамично развивающейся рыночной экономики.
Во многих зарубежных университетах при поступлении в бакалавриат студент не обязан даже выбирать себе специализацию, да он и сам не до конца понимает в этом возрасте, на кого хочет учиться. Иногда при поступлении, а иногда даже позднее (например, в конце первого курса), студенту необходимо выбрать т.н. «Major», или ведущую для него основную дисциплину (профиль): физику, биологию, IT, философию и т.д.
В зависимости от академической политики университета студенту бакалавриата может быть позволено (либо даже его могут обязать) выбирать не один, а два (или даже три) таких «Major», либо чаще помимо «Major» (основного профиля) можно выбрать еще один-два «Minor» (дополнительных профиля). Все это решает ту же задачу, примерить на себя сразу несколько профессий, походить по ним на лекции и семинары, попытаться собрать из мозаики несколько профессиональных картин мира.
Опять же в зависимости от академической политики вуза вплоть до конца второго курса бакалавр слушает обязательные надпрофессиональные курсы (если такой блок выделяется, он обычно именуется «Core»), а также выборные курсы на самых разных факультетах, между которыми может не быть никакой связи. Профильные курсы из блока «Major» (по ведущей дисциплине) если и присутствуют на младших курсах, то доля их невелика.
Только потом на третьем и четвертом (для четырехлетнего бакалавриата) курсах бакалавриата соотношение профессиональных дисциплин «Major» и выбираемых студентом самим студентом дисциплин меняется в пользу первых. Но все равно глубина профессиональной специализации невысока, не более 50% от общей суммы кредитов бакалавриата, а если специализаций было две или были еще пара «Minor», то на «Major» может приходится не более 30-40% трудоемкости программы.
Европейская система перевода и накопления кредитов (ECTS)
Главная задача Европейской системы перевода и накопления кредитов (European Credit Transfer System, ECTS), произошедшей из американской аналогичной системы, – это прозрачность и совместимость образовательных программ разных вузов и разных стран Европы. В каком-то смысле ECTS в частности и Болонский процесс в целом представляют собой диалог по стандартизации программ высшего образования на межгосударственном уровне, т.к. подобная России жесткая стандартизация в образовании в мире отсутствует.
Распространенная практика на бакалавриате за рубежом, когда около половины изученных дисциплин были изучены студентом не как обязательные для его учебного плана, а как выборные. Причем последние обычно выбираются на только, а может и не столько на своем факультете, а не самых разных факультетах университета. Соответственно у выпускников даже одного факультета, знания не будут идентичными (даже если они прослушали и сдали общий необходимый минимум, то один студент добирал курсами по выбору на археологическом факультете, другой — на химическом, а третий – на биологическом и т.д.). Еще меньше общего между учебными планами у студентов разных вузов одной страны и тем более – разных стран Европы.
Распространенная практика, когда студент начинал осваивать программу бакалавриата в испанском вузе, затем семестр или, скажем, год учился в Германии, а потом переехал в Италию и планирует заканчивать программу в университет Неаполя? При этом студент в новый университет привозит с собой документ, в котором указано, какие курсы он прослушал и сдал в предыдущем вузе.
Именно с этой целью образовательные программы всех вузов — участников Болонского соглашения были разделены на равные элементарные части. За освоение каждой такой элементарной части (независимо от того, в каком вузе это происходит) студент получает одну зачетную единицу («кредит»). Поэтому кредит – есть не что иное, как мера трудозатрат студента, необходимых для освоения небольшого семестрового учебного курса, преподаваемого при одной лекции в неделю, практическими (лабораторными) занятиями в таком же объеме, с учетом самостоятельной работы студента и временем на тестирование.
Образовательная программа бакалавриата (это же относится и к магистратуре) в любом вузе, входящем в Болонское соглашение, разделена на такие элементы и их совокупности (модули), сдача которых дает студенту какое-то количество. кредитов. Суммарная трудоемкость курса (года обучения) равна 60 кредитам, семестра – 30 кредитам, а триместра – 20 кредитам. Соответственно, для получения квалификационной степени бакалавра нужно набрать не менее 240 кредитов (при четырехлетней программе). В случае продолжения обучения в другом вузе-участнике Болонского соглашения кредиты, полученные ранее, как перезачитываются, как будто они были получены в данном вузе.
Т.е. в Европе система кредитов была введена, чтобы учитывать объем труда студентов, когда те обучаются по разным по содержанию образовательным программам. Студент одного европейского вуза при переводе в другой европейский вуз не должен досдавать выборные курсы, которые изучали его новые однокурсники: поскольку, изучая и сдавая свои (другие) выборные курсы, он потратил столько же академического труда (исчисляемого в кредитах), сколько и студенты его нового вуза.
Выборные дисциплины в бакалавриате
Как уже говорилось выше все изучаемые в бакалавриате в западных вузах дисциплины разделяются на предметы по основной специализации («major field», или «major curriculum»), которые назначаются факультетом данного вуза, и курсы по выбору («electives»), которые выбирают сами студенты при помощи специальных академических советников (тьюторов, или академических эдвайзеров). Часто кроме основной специализации позволяется выбрать еще одну или две дополнительных специализации с предметами («minor field», или «minor curriculum»). Ряд университетов помимо этого вводит обязательные общеуниверситетские курсы, которые слушают студенты всех факультетов («core curriculum»).
Курсы по выбору, в свою очередь, разделяются на два вида: дисциплины ограниченного выбора, или обязательные курсы по выбору и дисциплины свободного выбора (собственно элективные курсы). Обязательные курсы по выбору – это выборная (вариативная) часть «major field», т.е. области, формирующей специализацию студента бакалавриата. Например, для биолога обязательный выбор может быть ограничен выбором из молекулярной биологии, информационной биологии и биологии старения, а для лингвиста – второй иностранный язык (испанский, немецкий или итальянский). Обычно таких «обязательных» выборных курсов в «major» несколько.
В отличие от обязательных курсов по выбору элективные курсы никак не ограничиваются «major field» студента, в принципе это любые курсы, которые читаются в данном университете на любом его факультете. Нужно просто набрать этих курсов на определенное количество кредитов. Иногда даже такие элективные курсы выбирают в другом университете, куда специально едут, что прослушать данный курс. Академическая политика вузов может предлагать «упаковать» часть таких выборных курсов в пакеты типа дополнительной специализации – «minor».
В среднем предметы по выбору составляют не менее трети от общего числа предметов за весь период обучения. Причем их количество растет по мере приближения к выпускному курсу, так что на последнем курсе бакалавриата они могут доминировать в его учебном плане. Делая выбор в пользу тех или иных курсов по выбору, «западный» студент формирует свой индивидуальный учебный план, причем рамочный учебный план и расписание вуза при этом построены так, чтобы студент мог реально реализовать свое право выбора. И конечно, выбранные дисциплины за пределами общего профессионального минимума у двух студентов одного «major field» могут быть совершенно разные.
Важно, что при этом студент не ограничен временными рамками и у него нет обязанности выбрать определенные дисциплины именно на данный год. И уж, конечно, если он не сдаст какую-либо дисциплину, никто его за это не исключит из числа студентов, просто он будет сдавать или изучать ее еще раз. А если студент получил балл ниже порогового, что не предполагает возможности пересдачи по этому предмету (кстати, это очень распространенная практика, позволяющая минимизировать трудозатраты профессоров на «случайно зашедших» на их курс студентов), то он должен будет выбрать другой предмет не меньшей трудоемкости.
Но все-таки в «западном» университете есть три основания для отчисления: во-первых, если студент получил по обязательному предмету балл, не предполагающий права пересдачи (студент ошибся в выбором «major field»), во-вторых, если студент не сдал слишком много предметов и имеет очень низкий рейтинг, т.е. количество академических кредитов (студент еще не готов к обучению в вузе), и в-третьих, если студент совершил грубое нарушение академической политики, например, был замечен в плагиате (студент не соответствует этических норм студента).
Возможности академической мобильности за рубежом
В соответствии с положениями Болонского процесса академическая мобильность трактуется как «ключевой принцип формирования Европейского пространства высшего образования и Европейского исследовательского пространства, предусматривающий многообразные возможности для свободного перемещения европейских студентов, преподавателей и исследователей в этих пространствах в целях аккумулирования на личностном уровне академического и общекультурного потенциала развития национальных систем высшего образования и увеличения их вклада в социально-экономическое развитие своих стран».
Буквально из этого определения следует, что перемещение студента между вузами стран, входящих в Болонскую конвенцию, в период обучения с перезачетом ранее полученных кредитов, это неотъемлемая часть образовательного процесса. Очень важно, что по требованиям Болонского процесса академическая мобильность – это не поощрение лучших студентов, а это базовое право любого студента. Соответственно, уровень учебы студента (если обязательные дисциплины профессионального цикла сданы) и даже его поведение не являются препятствиями для перехода его в другой вуз, руководство как отправляющего, так и принимающего вузов не должны вмешиваться в этот процесс.
При этом, в соответствии с документами Болонской конвенции, «обучение в рамках программ академической мобильности осуществляется бесплатно (студент оплачивает лишь транспортные расходы, расходы на проживание, питание, медицинские услуги, а также занятия вне согласованной программы)». Поскольку эти расходы также могут составлять серьезную сумму, в европейских странах предусмотрены специальные финансовые механизмы, позволяющие при определенных условиях переложить оплату указанных расходов на плечи университетов, государственных и частных фондов, общественных организаций и т. д.
Академическая мобильность должна распространяться не только на студентов (обучающихся), но и на исследователей и преподавателей. В данном случае она должна обеспечивать возможность для исследователей и преподавателей, работающих в вузах, входящих в Болонское пространство, не теряя основного места работы, трудиться некоторое время в другом вузе (быть как бы прикомандированным к нему).
Как выбрать, где учиться в бакалавриате за рубежом
К сожалению, никакой целевой поддержки обучения в зарубежных вузах со стороны России нет, т.к. программа «Глобальное образование» ориентирована исключительно на поддержку обучения на втором и третьем уровнях высшего образование («магистратура+»). Тем не менее, в целом ряде случаев вы можете рассчитывать на получение образовательного гранта от правительства принимающей стороны, негосударственного фонда или от самого вуза (мы писали об этом отдельно – Высшее образование в России или за рубежом).
Прежде чем ехать куда-либо желательно сесть и дать самому себе предельно честные ответы на следующий перечень вопросов (быть может это ваш самый важный чек-лист в жизни):