Что такое социальная работа как профессия
Социальный работник
Социальные работники оказывают всестороннюю помощь людям, взаимодействуя преимущественно с незащищенными категориями граждан. Они работают с беженцами, детьми-сиротами, пенсионерами, помогая им получить социальную, правовую, материальную поддержку. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Краткое описание
Профессия очень древняя, несколько сотен лет назад таких специалистов называли благотворителями, миссионерами. Часть социальных обязанностей возлагалась на монахов и монахинь, которые давали приют, пищу и минимальный уровень образования бедным людям. Сегодня все изменилось, а эту работу выполняют уполномоченные представители социальных служб, которых прикрепляют к каждому человеку или семье, нуждающихся в государственной помощи и поддержке. Преимущественно специалист ведет следующие группы граждан:
Социальный работник напрямую контактирует с населением, проверяя, в каких условиях содержатся дети, как распределяются средства, выделенные государством на новорожденного. Они носят продукты больным людям и пенсионерам, оказывают эмоциональную поддержку гражданам, страдающим от зависимостей (алкогольная, наркотическая, игровая и другие). Труд непростой и опасный, ведь специалист никогда не знает о том, что ожидает его за закрытой дверью той или иной квартиры. Социальные работники получают не слишком высокий оклад, традиционно эту профессию выбирают женщины, более склонные к состраданию, чем мужчины.
Особенности профессии
Социальный работник должен любить людей. Это первое требование, которое негласно выдвигают к специалистам. В обязанности такого сотрудника входит следующий перечень обязательных работ:
Соцработник должен иметь минимальные знания о медицине, быть отличным психологом, ведь его труд объединяет в себе основные черты этих профессий. Сегмент отличается высокой текучестью кадров, поэтому сотрудники всегда необходимы. Специалист взаимодействует с представителями правопорядка, волонтерскими организациями, разными группами педагогов и врачей.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы
Минусы
Важные личные качества
Эмоциональная стабильность и спокойствие – вот два важнейших качества, которые обязательно должны присутствовать в характере хорошего социального работника. Этот специалист должен иметь отлично поставленную речь, вызывать доверие и уважение, уметь слушать и понимать людей. Важны и другие качества:
В характере специалиста должна отсутствовать гордыня, а также жадность, брезгливость.
Профессия социальный работник
Многим людям, которые оказались в беде, приходится общаться с социальными работниками. Кто эти специалисты, чем они занимаются, и какую помощь они могут оказать нуждающимся в поддержке.
История профессии
Люди издавна живут в социуме, и практике помощи слабым и немощным уже тысячи лет. В глубокой древности у разных народов функции утешения и поддержки выполнялись жрецами и волхвами. Позже, с принятием на Руси христианства заниматься такой деятельностью стали монахини, в обиход вошли слова «милосердие» и «благотворительность».
Да и сами члены общины часто проводили «совместные помочи» – толоки, чтобы коллективными усилиями быстро вырубить лес и построить дом для погорельца, запасти на зиму сена для безлошадных селян, оказать помощь по хозяйству вдовам, сиротам и солдаткам.
В XVIII веке при правлении Екатерины II начала развиваться система государственного призрения, создавались воспитательные дома для сирот и училища для бедных. Их сотрудники получали за свою деятельность заработную плату, поэтому можно говорить, что возникла профессия социальный работник. В советские времена появился целый ряд организаций (Фонд соцстрахования, Пенсионный фонд, общества слепых и глухих), призванных помогать незащищенным группам населения. В современной России институт социальных работников был утвержден в 1991 году, когда эта специальность была прописана в официальном перечне профессий.
Описание профессии
Разберемся подробнее, кто такой социальный работник. Это специально обученный человек, который оказывает различные виды услуг определенным категориям граждан:
Социальные работники изучают проблемы таких людей, оказывают профессиональную поддержку (правовую, психологическую, моральную), консультируют их по разным вопросам, обеспечивают коммуникацию с соответствующими государственными и муниципальными организациями.
Заниматься соцподдержкой можно, работая:
В зависимости от места работы перечень функций специалистов может сильно отличаться. Одни в основном занимаются приемом посетителей и оформлением им необходимых социальных выплат, другие работают непосредственно «в поле», навещая подопечных по месту их проживания и оказывая самые разные услуги.
На каких специальностях лучше учиться
Обучение на социального работника организовывают средние профессиональные и высшие учебные заведения. Колледжи и техникумы предлагают специальность, которая так и называется – «социальная работа», в университетах выбор направлений гораздо шире:
Чтобы поступить в колледж, достаточно предоставить приемной комиссии аттестат об окончании 9 или 11 классов, зачисляют по результатам конкурса средних баллов. Чтобы получить высшее образование, нужно сдать ЕГЭ по русскому языку, обществознанию, математике, биологии или истории (при поступлении на разные специальности).
Лучшие ссузы и вузы для обучения
Теперь о том, где учиться. Можно за 2–4 года получить среднее профессиональное образование и устроиться соцработником в какое-то коммунальное учреждение. Вот несколько подходящих вариантов:
Для тех, кто хочет получить высшее образование, подойдут классические и педагогические вузы, которые занимаются подготовкой кадров гуманитарного профиля:
Окончив колледж, выпускник может повышать уровень своей квалификации в университете. Диплом вуза становится своеобразным пропуском на руководящие должности государственной службы в соответствующей сфере деятельности.
Обязанности на работе
К основным обязанностям социальных работников можно отнести:
Специалист обязан владеть основами психологии и медицины, знать нормативную базу. Важно уметь выявить проблему, четко ее идентифицировать и определиться с тем, какие органы помогут ее максимально эффективно решить.
Кому подходит
Профессия социальный работник подходит тем, кто открыт для общения с людьми, готов к сопереживанию и помощи другим. Основную массу сотрудников в этой сфере составляют женщины, которые могут глубже понять проблему человека.
Специалист, занимающийся такой работой, должен обладать таким набором личных качеств:
В данном виде деятельности важно соблюдать профессиональную этику, конфиденциальность персональных данных клиента, уметь выстраивать взаимоотношения внутри семьи и направлять ее внутренние резервы на решение проблемы.
Плюсы и минусы профессии
К преимуществам профессии можно отнести шанс за бюджетный счет получить образование, востребованность специалистов во всех регионах страны, высокая значимость их деятельности для общества. Также важны официальное трудоустройство и возможность самореализации. Минусы – низкая зарплата, сложные категории населения, с которыми приходится иметь дело, риск подхватить инфекционное заболевание, психологические перегрузки.
Сколько получают
Профессия социального работника не относится к числу высоко оплачиваемых, нередко эта работа является призванием человека. Средняя зарплата по стране составляет около 15 тысяч рублей. Больше можно заработать в Москве и отдаленных регионах (30–45 тысяч рублей).
Как построить карьеру
После окончания колледжа карьерные перспективы соцработника невелики. Но при наличии высшего образования он может претендовать на руководящие должности в организации (начальник отдела или сектора, заместитель директора по данному направлению).
Перспективы профессии
В наше время потребность в социальных работниках очень велика и в ближайшие десятилетия она не уменьшится. Если всевозможную продукцию все больше выпускают автоматизированные станки, то с человеком, имеющим жизненные проблемы, сможет работать только квалифицированный специалист.
Автор: Алексей Кузнецов
Отзывы, комментарии и обсуждения
Ковалева Ольга Владимировна
Психолог, ведущий эксперт центра «Профориентатор».
Многие жалуются, что на работе им мало платят, не дают новых интересных задач и не повышают по карьерной лестнице.
Корни всего этого зарыты еще в нашем подростковом возрасте, когда мы выбирали свою профессию или вуз. Кто-то шел туда, где ближе всего к дому, кто-то по стопам или совету родителей, кто-то за компанию и т.д.
Социальная работа как профессиональная деятельность. Содержание и структура социальной работы
В настоящее время подготовка специалистов по социальной работе развернута в более чем 93 учебных заведениях. При этом ежегодно возрастает их число. Расширение сети вузовской подготовки сопровождается качественными изменениями их внутренней структуры: оформляются ориентированные на социальную работу учебные, научно-исследовательские, методические подразделения, центры, лаборатории.
При рассмотрении категории «социальная работа» в данном исследовании используются психологические основы этого вида деятельности, раскрытые в исследованиях Боденко Б.Н., Варги А.Я., Масловой Н.Ф., Олиференко Л.Я., Торохтия B.C., Филонова Г.Н., Шапиро Б.Ю., Шевеленковой Т.Д., и др.
В исследовании также используется анализ отечественного и зарубежного опыта социальной работы, освещенный в трудах Андреевой И.Н., Бадя Л.В., Зимней И.А., Лаврененко И.М., Нещеретно- го Н.П., Торохтия B.C., Фирсова М.В., Чорбинского С.И., Шеляг Т.В., Шмелевой Н.Б., Яркиной Т.И. и других.
Глубокие корни милосердного отношения человека к человеку, богатый опыт благотворительности, попечительства, народные, национальные традиции, отличающиеся гуманизмом и самобытностью, накопленные нашими предшественниками, являются одной из существенных предпосылок формирования современной системы социальной работы в России.
Можно сказать, что история социальной работы в России насчитывает более тысячи лет, т.к. началом ее можно считать договор 911г. князя Олега с греками, который содержал в себе моменты, называемые ныне социальной работой (10).
В течение столетий призрение и благотворительность сосредоточивались в церковно-приходских и монастырских приделах.
По мере усложнения социальных проблем в общественном сознании все настойчивей пробивалась идея развертывания государственной системы общественного призрения.
В первые послереволюционные годы деятельность Советского правительства, помимо восстановления хозяйства была направлена также на повышение благосостояния трудящихся.
Адресность социальной помощи, поддержки особо проявилась в военные и послевоенные годы, когда осуществлялось всенародное социальное движение: поступление денежных средств для обороны, восстановления народного хозяйства, забота и лечение раненых, детей-сирот и т.д.
Радикальные экономические и политические реформы, начавшиеся в конце 1980-х годов, породили глубокие кризисные процессы. С конца 80-х годов в России происходят значительные политические, экономические и социальные изменения. Прежние системы социального обеспечения, образования, здравоохранения и культуры пришли в упадок. Происходит трансформация всей прежней формы жизнеустройства. В морально-психологическом плане становится больше нетерпимости, неуважение к закону (44).
Если в России социальная работа официально существует всего восемь лет, то в зарубежных странах этот вид деятельности достаточно распространен и имеет более чем столетнюю историю.
В мире накоплен колоссальный опыт социальной работы, который уже используется в нашей стране. Хотя, говоря о становлении социальной работы в России, нельзя не учитывать тот факт, что на сегодня наше государство является еще государством переходного типа.
Говоря о становлении социальной работы в нашей стране, необходимо помнить, что исторически социальная работа, как профессиональный вид деятельности возникла на рубеже XIX и XX веков во многих Европейских государствах как Великобритания, Германия, Нидерланды, Швеция и Франция, а также США и развивается наряду с благотворительными организациями.
Возникновение социальной работы, как профессиональной деятельности непосредственно связано с воплощением идеи Мэри Ричманд (США) (139). Она предложила индивидуальный метод социальной работы, в основу которого была положена медицинская модель.
Социальные мероприятия М. Ричманд (139) подразделяет на взаимодополняющие категории:
— Косвенный метод лечения (возможность посредством изменения социального окружения влиять на жизненную ситуацию клиента в благоприятном для него направлении);
— Непосредственный метод (воздействие на самого клиента с помощью установленных с ним партнерских отношений и фасилитации).
В это же время и другое движение получило развитие в США. Это организация приютов для беженцев, иммигрантов, людей, работающих по контракту. В содержании деятельности ставился акцент на самопомощь и взаимную помощь. Джейн Адамс, одна из наиболее известных лидеров этого движения, основала сеттльмент в Чикаго (139). Работа, связанная с организацией приютов, была реакцией на давление индустриальной революции, приведшей в американские города многих эмигрантов.
Различные по своей философии, подходам и методам, два рассмотренных движения, зародившиеся в США, начали сближаться, а затем и работать вместе ради общей цели (170).
Под индивидуальной социальной работой понимается (78) направление, система ценностей, вид практики, используемые социальным работником для помощи индивидам и семьям в решение психологических, межличностных, социоэкономических проблем путем личного взаимодействия с клиентом.
Групповая социальная работа понимается нами как форма или метод работы, который используется с целью оказания клиенту помощи через передачу группового опыта для развития его физического и духовного потенциала. Формирования социального поведения.
И.М. Лаврененко (82), кроме индивидуальной и групповой социальной работы, выделяет также семейную, общественную работу (с сообществом на макроуровне) и социальное администрирование.
Для большинства исследователей социальной работы характерно понимание ее сущности в определении близкое тому, которое дает Национальная ассоциация социальных работников США.
Как любая деятельность, социальная работа имеет свою структуру, каждый элемент которой необходим, органически связан и взаимодействует с другими, ее можно представить в виде схемы (см. схему 1).Нам хотелось бы охарактеризовать компоненты этой системы.
Объектом социальной работы служат люди, нуждающиеся в социальной помощи (инвалиды, пенсионеры, дети, мигранты и др.).
Содержание социальной работы включает в себя:
Современная трактовка теории социальной работы позволяет выделить следующие ее цели и задачи:
Основной целью социальной работы, на наш взгляд, является увеличение степени самостоятельности клиента, формирование у него навыков и умений самостоятельно строить свою жизнь и решать возникающие проблемы.
Следовательно, в условиях перехода общества к социально ориентированной рыночной экономике перед социальной работой встают следующие задачи:
— осуществление перехода от государства, декларирующего готовность решать все социальные проблемы, к человеку, сделать его положение более самостоятельным и независимым;
— создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявлять свои возможности и получать все, что им положено по закону;
— создание условий, при которых человек, несмотря на физические увечья, душевный срыв, или жизненный кризис, может жить, сохранять чувство собственного достоинства и уважения к себе со стороны окружающих;
— достижение такого результата, когда необходимость в помощи социального работника у клиента отпадает.
Содержание социальной работы непосредственно вытекает из ее функций:
Социальная работа немыслима без такого компонента, как управление. Оно включает в себя оценку состояния объекта, планирование, выработку и принятие решений, учет и контроль, координацию, организационное и материально-техническое обеспечение, подбор, подготовку и воспитание кадров социальной работы. «Все эти управленческие действия выполняют абсолютно все социальные работники, независимо от того, относятся они к управленческим или практическим социальным работникам».
Каждый специалист по социальной работе одновременно является социальным менеджером, организуя людей, объединения и учреждения, перестраивая те или иные социальные связи. Масштаб этой деятельности может быть различным: от содействия в трансформации структуры личности клиента до управления цельной социальной сферой. Характер управления в области реализации технологий социальной работы также представляет собой разнообразное поле деятельности, которое осуществляется с несколькими уровнями подсистем. Можно упомянуть самым кратким образом, что это, как минимум подсистема социальной службы (управление и/или взаимодействие с кадрами учреждений социальной сферы) и подсистема клиентского уровня (индивид, групп или община). Причем как сам социальный работник, так и указанные подсистемы имеют активную деятельностную и сознательную природу; их деятельность и поведение многогранны, а причины тех или иных поступков неоднозначны.
В настоящее время существует несколько подходов к деятельности социального работника:
Под фасилитацией в психологии подразумевают «повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа (восприятия, представления и т.п.) другого человека (или группы людей)»(127, с.425). Следовательно, будучи руководителя группы, социальный работник способствует более эффективной работе ее участников, их раскрытию и коррекции, создает комфортную обстановку участникам тренинга, поэтому мы можем называть его фасилитатором.
К. Роджерс считает, что «при разумной фасилитации группа обретает потенциал и создает новые возможности для своих участников». Он вывел правила поведения фасилитатора:
2. Принятие человека.
3. Эмпатическое понимание.
4 Действование с точки зрения своих чувств.
5. Возможность конфронтации и обратная связь.
6. Выражение собственных проблем.
7. Избегание планирования и «упражнений».
8. Использование терапевтического потенциала группы.
9. Лспользование физических движений и физического
В настоящее время в социальной работе широкое распространение получает такой вид работы, как организация групп самопомощи (15, 83,121). Социальный работник выступает при этом в роли фасилитатора (145, с.,25), т.е. действует как можно менее директивно. Он также берет на себя роль посредника, помогая привлекать имеющийся в социуме материальные и человеческие ресурсы. Кроме того, он часто выполняет функцию защитника интересов клиентов, выступая от имени слабых и обездоленных, вызывая к гуманности и справедливости.
Деятельность социального работника сориентирована на работу со всеми категориями населения. Он призван создать систему социальной помощи развитию и саморазвитию личности, создать условия наибольшего благоприятствования, психологического комфорта. При этом стимулируется и активизируется разносторонняя добровольная деятельность многочисленных помощников, волонтеров, общественности, разных благотворительных организаций, фондов, ассоциаций, добровольных обществ, творческих союзов, церквей, коммерческих структур, предприятий и организаций.
Тем самым обеспечивается консолидация сил и возможностей общества применительно к конкретному клиенту, развитие активности самого клиента, его личности, как субъекта этого процесса.
В.C. Торохтий считает, что деятельность социального работника предстанет богаче и конструктивнее, если рассматривать психологическое обеспечение этого вида деятельности. Под психологическим обеспечением социальной работы автор понимает научно обоснованную многоплановую систему мер по реализации в различных структурах социальной защиты достижений психологической науки в целях поддержания психологического здоровья на уровне, адекватном ее позитивному влиянию на профессиональную деятельность и общение как специалистов, так и клиентов.
В связи с таким целостным подходом зарубежные исследователи (182, 183, 185, 186,187,190,191,192,196) считают, что необходимо интеллектуализировать социальную работу в соответствии с жизненными условиями, подвести под нее прочный научный фундамент. Социальная деятельность должна быть не только искусством, но и конструктивной теорией. Таков общий лейтмотив многих дискуссионных материалов, опубликованных в печати.
На Западе в контексте нового понимания функций социальной работы и ее принципов рассматриваются и проблемы повышения профессиональной подготовки кадров социальных работников. Основной акцент делается на формировании профессиональной компетенции, под которой понимается овладение определенными базовыми квалификациями, необходимыми для ситуативного анализа, нахождение средств для решения сложных проблем индивида и ориентации его поведения в соответствующих условиях.
Таким образом, суммируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что для становления социальной работы в России были объективные условия и исторические предпосылки. При этом в институциировании социальной работы в нашей стране большую роль сыграл и зарубежный опыт.
В настоящее время в социальной работе существует несколько подходов: адвакативный, воспитательный и фасилитативный. Нам кажется, что последний в наибольшей степени подходит для описания обозначенного вида деятельности, т.к. специалисты социальной сферы чаще косвенно воздействуют на клиента, стимулируя его стремление к самостоятельному решению проблемы.
Сегодня анализируя деятельность социального работника можно сказать, что специалисты этой категории интегрируют в себе педагогическую, психологическую, экономическую, правовую и медицинскую деятельность, что накладывает отпечаток на личность самого социального работника, как субъекта этой профессиональной деятельности.
Плюсы и минусы
Перед тем как выбрать тот или иной род деятельности, необходимо изучить его положительные и отрицательные стороны. Это даст возможность заранее подготовиться ко всем трудностям и максимально использовать доступные преимущества.
В список достоинств профессии включены следующие характеристики:
Все преимущества могут быть перечёркнуты значительным количеством недостатков. Именно из-за них должность соцработника часто остаётся вакантной.
К минусам такого вида занятости относится:
Описание профессии
Перед тем как определить, чем занимается социальный работник, необходимо изучить краткое описание профессии. Эта информация поможет людям, желающим занять вакантную должность в Центре социального обслуживания населения.
Процесс обучения
Желающий устроиться представителем социальной службы должен иметь соответствующее образование. Получать его может любой выпускник школы, окончивший 9 или 11 классов. Курс обучения проходят в следующих образовательных учреждениях:
Мест, где можно получить профессию соцработника, довольно мало. Большая часть подходящих вузов находится в Москве и Санкт-Петербурге.
Чтобы иметь возможность трудоустроиться в социальной сфере, необходимо получить диплом одного из следующих учебных заведений страны:
Основные требования
Соцработником имеет право называться тот человек, который соответствует все требованиям этой профессии. Он должен уметь находить общий язык не только с пожилыми людьми, но и с подростками или детьми.
Работа специалиста заключается в определении степени проблемы и поиске способа её решения. Согласно установленным правилам, соцработник может оказать помощь следующим категориям граждан:
В большинстве случаев за каждой из перечисленных категорий закреплён определённый работник Центре социального обслуживания населения. Однако из-за нехватки кадров один сотрудник может заниматься проблемами сразу нескольких групп граждан.
К претендентам на должность соцработника предъявляют следующие требования:
Согласно должностной инструкции, все социальные работники должны обладать знаниями в различных областях и сферах деятельности. Это нужно для того, чтобы лучше понять проблему человека и подсказать ему правильный выход из сложившейся ситуации.
Обязательные знания:
Обязанности работников
В обязанности социального работника входит не только забота о состоянии подопечного, но и много другой работы. Без умения качественно выполнять её не рекомендуется подавать заявку на получение вакантной должности.
Перечень обязанностей:
Зарплата и карьерный рост
Зарплата у социального работника довольно маленькая. В среднем по России она составляет 29 тыс. рублей. Наиболее прибыльной эта профессия считается в Москве, где соцработнику могут платить до 50 тыс. рублей. В небольших городах страны заработная плата редко превышает 20 тыс. в российской валюте.
Все сотрудники Центра социального обслуживания населения равноправны. Исключением является лишь директор и его заместители. Из-за этого практически невозможно подняться по карьерной лестнице. Прогрессировать можно только в плане повышения квалификации социальных работников, которая влияет на размер заработной платы. Для этого нужно регулярно посещать специальные курсы и знакомиться со всеми нововведениями.
Права сотрудников
Социальные работники — это люди, которые в любой ситуации должны руководствоваться общепринятой инструкцией. Согласно этому документу, у них есть не только обязанности, но и права.
Соцработник имеет право на следующее:
Ответственность за нарушения
Недостаточная квалификация или недобросовестное выполнение соцработником его обязанностей может привести к серьёзным негативным последствиям. Согласно инструкции, ответственность за нарушения может наступить только в 7 случаях. Среди них есть такие:
В зависимости от степени тяжести проступка соцработник может быть привлечён к дисциплинарной, административной, материальной, гражданской или уголовной ответственности.
Социальный работник — это специалист, который оказывает помощь незащищённым слоям населения. У него широкий спектр обязанностей и большая ответственность за конечный результат. Занимающий эту должность человек должен обладать особыми индивидуальными качествами и уметь работать с людьми.