Что такое орфографический практикум

Рабочая программа «Орфографический практикум»

Программа курса дополнительного изучения родного (русского) языка направлена на формирование орфографической зоркости учащихся пятых классов. Опыт последних лет показывает, что изучение орфографии «от правила к правилу», от «орфограммы к орфограмме» приводит к дробности знаний, что простое заучивание формулировок правил не дает ученику знаний действенных. На планирование уроков в 5 «Б» классе выделено всего 140 часов, поэтому недостаточно времени на отработку практических навыков по применению орфографических правил. Значит, необходимо дополнительное время на то, чтобы научить учеников видеть орфограмм, научить применять правило на практике.

На занятиях данного практического курса учащиеся будут привлекаться к составлению опорных конспектов, таблиц, выполнению упражнения на сравнение, сопоставление, исключение, классификацию орфограмм. Все эти виды деятельности направлены

на повышение грамотности пятиклассников. Одной из ёмких форм работы, способствующих закреплению и систематизации знаний, является работа с обобщающими таблицами, тестами, схемами, алгоритмами.

Данный курс позволит учащимся расширить знания по русскому языку в области орфографии. Он систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки. На данном курсе предполагается уделять большое внимание формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности.

— формирование орфографической грамотности учащихся на уровне 5 класса

1)обобщить и углубить полученные ранее знания по правописанию;

2)совершенствовать орфографическую грамотность учащихся;

3)активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи;

4)обеспечить практическое использование полученных знаний и умений на уроках русского языка и литературы.

Предлагаемый курс рассчитан на 35 часов учебного времени (по одному часу в неделю) в 5 классе и построен на блочной подаче материала. Это даёт возможность в каждом новом разделе предлагать учащимся новое содержание, но освоить его можно только в том случае, если опираться на знания, умения и навыки, которые были получены в предшествующем блоке.

Для достижения основных целей курса необходимо использовать наиболее эффективные приёмы: работа с обобщающими схемами, тестами, индивидуальными карточками, таблицами по орфографии, разнообразными лингвистическими словарями, алгоритмами, текстами, орфографическим анализом текстов.

Для решения орфографических задач предлагается обратить внимание на орфографический и словообразовательный разборы слова. Они помогают предвидеть затруднения, вызванные морфемной особенностью словообразовательного образца.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения дисциплины обучаемый должен

— правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;

— условия, от которых зависит написание;

— норму, действующую при данных условиях;

— последовательность обнаружения изучаемой орфограммы;

-приёмы разграничения схожих написаний.

— правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и традиционным принципами написания;

-правильно писать сложные слова,

-правильно употреблять прописную букву в собственных наименованиях и в прилагательных, образованных от собственных имен;

-правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях имен существительных,

-правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях прилагательных,

-правильно писать слова с орфограммами в окончаниях и суффиксах глаголов;

-правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;

Методы и приёмы обучения:

— обобщающая беседа по изученному материалу;

— индивидуальный устный опрос;

— выборочная проверка упражнения;

— самоконтроль ( по словарям, справочным пособиям);

— составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание творческих работ);

— наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

— письмо под диктовку;

Виды деятельности учащихся на уроке:

— анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

— разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);

— лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей языка;

М.Ю.Никулина Русский язык. 5 класс. Экспресс-диагностика

А.С.Хазанова. Работа по орфографии при изучении морфологии в школе. М. «Просвещение», 1976

Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 5 класса.

Сочинения по русскому языку и литературе (для учащихся 5-8 классов). ФГОС.Л.Н.Савина, Л.Н.Ситнкова.Издательство «Учитель», Волгоград,2016

Диктанты и изложения по русскому языку. ФГОС. 5 класс. М.Ю.Никулина, Н.П.Шульгина, Издательство «Экзамен», Москва, 2015

Формы контроля, измерители

Путешествие в страну Орфографию. Безударная гласная в корне

Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением

Безударная гласная, проверяемая ударением

Практикум по теме «Правописание безударной гласной в корне»

Непроизносимая согласная в корне

Правописание сомнительных согласных в середине слова

Правописание глухих и звонких согласных в корне.

Правописание сомнительных согласных в конце слова

-Тся и –ться в глаголах

Правописание ь в середине слова

Гласные И.У.А после шипящих

Правописание ь после шипящих

Практикум «Безударные проверяемые и непроверяемые гласные в корне»

Правописание глухих и звонких согласных в корне

Источник

Орфографический практикум

Что такое орфографический практикум. Смотреть фото Что такое орфографический практикум. Смотреть картинку Что такое орфографический практикум. Картинка про Что такое орфографический практикум. Фото Что такое орфографический практикум

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Орфографический практикум
Правописание наречий и наречных выражений

Описание слайда:

Теория
Дефисное написание наречий

Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:

Теория
Раздельное написание наречий и наречных выражений

Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:

Слитное написание наречий и наречных выражений

Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:

Слитно, раздельно, через дефис?

Описание слайда:
Описание слайда:

Слитно, раздельно, через дефис?

Описание слайда:
Описание слайда:

Слитно, раздельно, через дефис?
Почти тот(час) же после окончания гимназии Борис стал от нас как(то) отделяться. Москва мало(помалу) приобретала унылые черты тылового провинциального города. Река точь(в)точь такова, какой стояла в моём воспоминании. Это всегда бывает (в)начале осени, когда деревья все (по)разному начинают переживать листопад. Вдруг сорока крикнула совсем (по)другому, похоже было на галку. (От)куда ветер, (от)туда и счастье.

Описание слайда:

Слитно, раздельно, через дефис?
Почти тотчас же после окончания гимназии Борис стал от нас как-то отделяться. Москва мало-помалу приобретала унылые черты тылового провинциального города. Река точь-в-точь такова, какой стояла в моём воспоминании. Это всегда бывает в начале осени, когда деревья все по-разному начинают переживать листопад. Вдруг сорока крикнула совсем по-другому, похоже было на галку. Откуда ветер, оттуда и счастье.

Описание слайда:

Слитно, раздельно, через дефис?
В лесу этом зверя всякого видимо(не)видимо. Этак мы и (до)завтра не доедем. Изба состояла из одной горницы, разделённой (на)двое перегородкой. Ну что ж, сыграем (в)тёмную. Мятежники скрылись и через час показались из-за горы, скача (в)рассыпную. Суд наедет, отвечай(ка); с ним я (в)век не разберусь. Это был огромный зал, (С)низу (до)верху уставленный книгами. Голова у Ивана Ивановича похожа на редьку хвостом (в)низ.

Описание слайда:

Слитно, раздельно, через дефис?
В лесу этом зверя всякого видимо-невидимо. Этак мы и до завтра не доедем. Изба состояла из одной горницы, разделённой надвое перегородкой. Ну что ж, сыграем втёмную. Мятежники скрылись и через час показались из-за горы, скача врассыпную. Суд наедет, отвечай-ка; с ним я ввек не разберусь. Это был огромный зал, Снизу доверху уставленный книгами. Голова у Ивана Ивановича похожа на редьку хвостом вниз.

Описание слайда:
Описание слайда:

Вопрос № 1
Укажите предложение, в котором после раскрытия скобок получилось два слова.
Неужто (в)правду я влюблен?
Будьте (на)чеку и днем и ночью.
(С)просонок он бросился бежать что есть духу.
Когда-то давным-давно он верил (в)правду.

Описание слайда:

Вопрос № 2
В каком ряду все наречия пишутся слитно?
(до)красна, (с)горяча, (на)мировую
(в)двое, (в)плотную, (в)открытую
(на)двое, (в)слепую, (в)кратце
свести (на)нет, (в)двоем, (на)попятную.

Описание слайда:

Вопрос № 3
Какое наречие пишется через дефис?
подобру(поздорову)
(на)взничь
бок(о)бок
(по)парно

Описание слайда:

Вопрос № 4
В каком ряду все слова пишутся слитно?
(без)ведома врача, схватить (в)охапку, (в)связи
платье (в)обтяжку, выть (по)волчьи, едва(едва) успели
есть (по)немногу, запасать (в)прок, слить (во)едино
броситься (в)рассыпную, (в)начале осени, плясать (до)упаду

Описание слайда:

Вопрос № 5
Дефис НЕ пишется в слове:
(кое)где
(по)татарски
(по)летнему
(до)бела

Описание слайда:

Вопрос № 6
Дефис НЕ пишется в слове:
(где)нибудь
(по)долгу
(по)русски
(по)вечернему

Описание слайда:

Вопрос № 7
Допущена ошибка в написании слова в предложении:
Лошади пустились вскачь.
Казачки носят одежду черкесскую, платки завязывают по русски.
На днях мы ходили в лес.
Мы должны были где-нибудь и как-нибудь отдохнуть.

Описание слайда:

Вопрос № 8
Допущена ошибка в написании слова в предложении:
Спортсмен упал на спину.
Удалому всё нипочём.
Ергунов плохо знавший по татарски, изредка вставлял русские слова
Травы пышны и рыжи по-лисьи.

Описание слайда:

Вопрос № 9
Укажите дефисное написание слова:
(по)весеннему небу
(по)долгу разговаривали
крался (по)лисьему
(по)зади раздался

Описание слайда:

Вопрос № 10
Укажите дефисное написание слова:
(по)твоему совету
(по)прежнему пути
(по)осеннему лесу
(по)новому жить

Описание слайда:

Вопрос № 11
Укажите строку, где все слова пишутся через дефис:
Чисто(начисто), как(либо), (до)статочно
(из)далека, (из)давна, (как)нибудь
(за)светло, (по)волчьи, (в)первых
(по)заячьи, (чуть)чуть, (крепко)накрепко

Описание слайда:

Вопрос № 12
Укажите строку, где все слова пишутся через дефис:
(на)глухо, (кое)где, (за)светло
(по)русски, как(либо), тихо(тихо)
просто(напросто), кое(куда), (за)мертво
(с)начала, (до)чиста, (по)волчьи

Описание слайда:

Вопрос № 13
Укажите раздельное написание слова:
(по)этому расписанию
(в)третьих
едва(едва)
(на)сильно

Описание слайда:

Вопрос № 14
Укажите раздельное написание слова:
(в)перевалку
выйти (на)встречу
(на)память
нырнуть (в)глубь

Описание слайда:

Вопрос № 15
Укажите раздельное написание слова:
(По)немногу мальчики опять разговорились.
(По)прежнему с шубой овчинной иду я на свой сеновал.
(По)пустому дому гулял ветер.
По небу (по)зимнему медленно плыли снеговые облака.

Описание слайда:

Вопрос № 16
Укажите раздельное написание слова:
Яркое солнце сияло на небе (по)летнему.
Софья Львовна (на)скоро причесалась.
Мы вошли (в)пустую комнату.
Можно учиться (по)старому: зубрить.

Описание слайда:

Вопрос № 17
Укажите слитное написание слова:
(во)вторых
(в)двоём
(на)двоих
(по)двое

Описание слайда:

Вопрос № 18
Укажите слитное написание слова:
(в)третьих
(в)третьем
(в)третьей
(в)трое

Описание слайда:

Ответы
Если вы допустили много ошибок, выполняя этот тест, вернитесь в начало и повторите еще раз правила.
Если ошибок нет, смело отправляйтесь на экзамен!
Удачи!

Описание слайда:

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Что такое орфографический практикум. Смотреть фото Что такое орфографический практикум. Смотреть картинку Что такое орфографический практикум. Картинка про Что такое орфографический практикум. Фото Что такое орфографический практикум

Курс повышения квалификации

Охрана труда

Что такое орфографический практикум. Смотреть фото Что такое орфографический практикум. Смотреть картинку Что такое орфографический практикум. Картинка про Что такое орфографический практикум. Фото Что такое орфографический практикум

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Что такое орфографический практикум. Смотреть фото Что такое орфографический практикум. Смотреть картинку Что такое орфографический практикум. Картинка про Что такое орфографический практикум. Фото Что такое орфографический практикум

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Похожие материалы

Своя игра

Развивающие игры для активизации словаря и формирования мелкой моторики у дошкольников с нарушениями речи

«Пейзаж, как средство отображения природы».

Мир света

Презентация на тему: «Молодёжь в современном обществе»

ИЗОБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Сочинение по картинке «Зимние забавы детей»

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5405318 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что такое орфографический практикум. Смотреть фото Что такое орфографический практикум. Смотреть картинку Что такое орфографический практикум. Картинка про Что такое орфографический практикум. Фото Что такое орфографический практикум

Путин призвал повышать уровень общей подготовки в колледжах

Время чтения: 1 минута

Что такое орфографический практикум. Смотреть фото Что такое орфографический практикум. Смотреть картинку Что такое орфографический практикум. Картинка про Что такое орфографический практикум. Фото Что такое орфографический практикум

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Что такое орфографический практикум. Смотреть фото Что такое орфографический практикум. Смотреть картинку Что такое орфографический практикум. Картинка про Что такое орфографический практикум. Фото Что такое орфографический практикум

Онлайн-конференция о профориентации и перспективах рынка труда

Время чтения: 3 минуты

Что такое орфографический практикум. Смотреть фото Что такое орфографический практикум. Смотреть картинку Что такое орфографический практикум. Картинка про Что такое орфографический практикум. Фото Что такое орфографический практикум

Минпросвещения планирует выделить «Профессионалитет» в отдельный уровень образования

Время чтения: 2 минуты

Что такое орфографический практикум. Смотреть фото Что такое орфографический практикум. Смотреть картинку Что такое орфографический практикум. Картинка про Что такое орфографический практикум. Фото Что такое орфографический практикум

В Хабаровске родители смогут заходить в школы и детсады только по QR-коду

Время чтения: 1 минута

Что такое орфографический практикум. Смотреть фото Что такое орфографический практикум. Смотреть картинку Что такое орфографический практикум. Картинка про Что такое орфографический практикум. Фото Что такое орфографический практикум

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Программа курса «Орфографический практикум» (1-4 класс)

Составитель: Каталеева Ирина Валериевна,

учитель высшей категории,

Программа составлена в соответствии с концепцией развивающего обучения русскому языку, изложенной в научных трудах и методических работах В.В.Репкина и П.С.Жедек. Её своеобразие определяет практическая направленность.

Проблема обучения школьников орфографически правильной письменной речи обусловлена тем, что она не замыкается на самой себе, поскольку владение человеком всеми формами устной и письменной речи связано механизмами мышления и понимания.

Целенаправленное формирование умения различать орфограммы может способствовать преодолению трудностей в усвоении орфографии. Для обучения распознавать орфограммы существенное значение имеют опознавательные признаки орфограммы (см. приложение)

Основным содержанием работы в процессе обучения орфографии является не столько изучение орфографических правил, сколько формирование у учащихся орфографических умений. К их числу относятся следующие умения:

различать орфограммы (тип орфограммы) и соотносить их с определённым правилом;

выполнять действие по правилу;

осуществлять орфографический самоконтроль

Существуют факторы и условия, способствующие формированию грамотного письма:

зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний;

слуховой фактор (развивает фонематический слух);

рукодвигательный фактор (любой орфографический навык можно достичь только при помощи упражнений);

речедвигательный фактор (орфографическое проговаривание).

Программа не требует специального отбора детей, она обеспечивает успешное обучение орфографии каждого ребёнка.

Прочные орфографические умения и навыки могут быть сформированы лишь на основе овладения общим принципом, лежащим в основе русского письма. Ведущим для русского письма является фонематический принцип. Его сущность раскрывается в ряде существенных для языка явлений. Это связь между звуковой оболочкой слова и его лексическим значением, роль фонем в языке – их способность различать слова по значению. Не менее важным является понимание того, как звуковой состав слова соотнесён с его буквенной записью. Эти знания необходимы для постановки орфографической задачи и определения общего способа орфографического действия, который затем распространяется на решение ряда орфографических задач. В процессе этой работы школьник неизбежно выходит за рамки фонетики и орфографии, обращаясь к разнообразным

свойствам слова, как центральной единицы языка: к его лексическим и грамматическим значениям, к морфемному составу (из каких значимых частей слово состоит). Изучая слово, ученик анализирует и другие единицы языка: звуки, морфемы, части речи, словосочетания, предложения. Это значит, что он овладевает различными способами языкового анализа.

Проверка орфограмм слабых позиций в корне слова.

Эта тема обеспечивает конкретизацию общего способа решения орфографических задач – его распространение на написание корней.

Умение выделять корень позволяет проследить позиционное чередование звуков в этой части основы, в том числе чередование согласных с нулем звука (непроизносимые согласные), установить соответствие написания корней закону письма. Все это создаёт предпосылки распространения общего способа письма на правописание корней и овладения приёмом проверки орфограммы с помощью подбора однокоренных слов.

Навыки работы с орфографическим словарём закрепляются при изучении такой орфограммы, как «удвоенная согласная».

Проверка орфограмм слабых позиций в приставках и суффиксах.

Распространению общего способа орфографического действия на написание приставок и суффиксов предшествуют знания значимых частей основы и умением их выделять. Применение общего способа решения орфографических задач позволяет установить соответствие написания приставок и суффиксов закону письма, отработать способ проверки орфограмм по сильной позиции, в том числе и с учетом «беглых гласных».

На этом этапе вводится правило проверки орфограммы «Ь и Ъ», которое применяется в написании слов с приставками на согласный.

Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях слов.

Распространение общего способа решения орфографических задач на окончания слов предполагает поиск сильных позиций в словах с тем же окончанием, а значит и умение определять грамматические значения.

Для существительных программой предусматривается умение определять тип склонения и с учетом этого выбирать проверочные слова. В правописание окончаний существительных включена также орфограмма сильных позиций – «буква Ь после шипящих на конце слов».

Завершается раздел проверкой орфограмм слабых позиций в личных окончаниях глагола по закону русского письма. Приведение к сильной позиции связывается с задачей отнести личное окончание глагола к одному из двух наборов: к 1 или 2 спряжению. Программа ориентирует на определение и последующую оценку способов решения этой задачи (по неопределенной форме глагола, в том числе с учетом усекаемости/

неусекаемости его основы), а также установление алгоритма действий, позволяющего определить тип спряжения, что и обеспечивает решение орфографической задачи.

Слова с непроверяемым написанием.

Метод запоминания слов с непроверяемым написанием основан на возрастных особенностях мышления младших школьников и общих законах запоминания. Мышление учащихся начальных классов носит наглядно – образный характер. В связи с этим у большинства из них соответственно преобладает и образный тип памяти. Успешному запоминанию способствует соблюдение определенных условий:

Установка на запоминание. Ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить.

Заинтересованность. Легче запоминается то, что интересно.

Яркость восприятия. Лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает определённые эмоции.

Образность запечатления. Запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания.

Суть метода состоит в том, что ребенок для того, чтобы запомнить слово, выполняет рисунки на буквах, которые вызывают трудность при написании. Этот процесс позволяет запомнить словарные слова и развивает воображение.

Системообразующей задачей является задача формирования учебной деятельности учащихся, а все остальные задачи курса (формирование навыков чтения и письма и т.д.) решаются в связи и на основе формирования умственной деятельности. Курс носит практическую направленность.

В программе сделана попытка максимально обеспечить соответствие содержания курса, его целей и задач прежде всего требованиям ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ начального образования, структурировав материал таким образом, чтобы сделать его более доступным и посильным для учащихся.

Основное практическое действие – письмо.

Общий принцип – фонематический принцип письма.

Особая единица фонемы не изучается, не вводится и сам термин фонема (что составляет доступность и посильность).

Понятие о позиционном чередовании вводится на чередованиях в основе слова, поскольку эта часть в слове выражает его лексическое значение. Введению этого понятия предшествует изучение состава слова, формирование умения членить слово на основу и окончание.

Обращение к орфографическому словарю вводится после отработки уже известных приемов проверки ОСП.

Поскольку окончание может выражать разные наборы грамматических значений в зависимости от того, какой частью речи является слово, то на этом этапе (проверка ОСП в окончаниях) возникает потребность в формировании обобщенного понятия «части речи».

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Перестройка содержания и специальная организация учебной деятельности детей кардинально изменяет картину их психического развития (прежде всего развития мышления), а тем самым существенно расширяет возможности усвоения знаний.

Включение в обучение системы научных понятий, обеспечивающей осмысленность практических умений, которыми предстоит овладеть детям, не только не влечет за собой дальнейшей перегрузки, но и способствует её устранению. Перенос центра тяжести в обучении с запоминания отдельных правил на освоение общих принципов построения практических действий позволяет существенно сократить число упражнений, необходимых для выработки соответствующих навыков. Не менее существенным является то обстоятельство, что интенсивное формирование учебно-познавательного интереса, как ведущего мотива учебной деятельности, и овладение способами её осуществления резко снижают уровень учебной тревожности, являющейся одним из наиболее мощных факторов, отрицательно воздействующих на работоспособность и состояние здоровья школьников.

Предлагаемая программа вполне посильна для учащихся младшего школьного возраста и не сопряжена с какими-либо отрицательными последствиями для их здоровья.

Программа направлена на развитие у детей интеллектуальных способностей, желания и умения учиться. На многих занятиях вводится материал, ещё не изучавшийся на уроках. Умение оценивать границу собственных знаний, понимание того, чего я ещё не знаю, составляет основу учебной самооценки. Таким образом, у детей появляется умение учиться. Отметка на занятиях отменяется, а содержательная оценка работы предельно дифференцирована. Самооценка ребенка предшествует оценке учителя.

Осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;

Предъявлять программные требования с учетом возможных специфических (речевых) ошибок;

Учитывать структуру речевого дефекта и в соответствии с этим подбирать доступный материал;

Закреплять на уроках поставленные логопедом звуки;

Следить за правильным произношением звуков детей – логопатов;

Давать упражнения на развитие фонематического слуха, предупреждая этим возникновение дисграфии.

Правила русского письма (систематизация изученного в период обучения грамоте).

Отображение в буквенной записи звукового состава слова. Систематизация способов обозначения звуков на письме: разные способы обозначения твёрдости-мягкости согласных и звука [ j ’]. Орфограмма. Типы орфограмм, изученных в период обучения грамоте (орфограмма «большая буква», перенос слов, интервалы между словами, гласные после шипящих и Ц, орфограммы ЧК, ЧН, ЩН). Орфограммы, способ проверки которых на данном этапе отсутствует: разделительные Ъ и Ь, обозначение мягкости согласного перед последующим мягким, обозначение звука [о] в позиции после шипящих, шипящий на конце слова.

К концу 1 класса учащиеся должны знать:

гласные и согласные звуки: гласные ударные и безударные, согласные мягкие и твёрдые, звонкие и глухие;

правила переноса слов по слогам.

К концу 1 класса учащиеся должны уметь:

вычленять звуки в словах и определять их последовательность;

различать гласные и согласные звуки, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие;

делить слова на слоги, определять ударный слог;

обозначать на письме мягкость согласных звуков с помощью букв Я, Ю, Е, Ё, И, Ь

обозначать на письме звук [ j ’] с помощью букв Я, Ю, Е, Ё

писать большую букву в именах людей и кличках животных, переносить слова с одной строчки на другую по слогам;

писать слова с сочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК, ЧН, ЩН.

определять границы предложений в устной речи и на письме, начинать писать предложение с большой буквы, в конце предложения ставить точку;

правильно писать под диктовку отдельные слова или предложения из 3-5 слов, написание которых не расходится с произношением;

списывать по правилам слова и предложения, написанные печатным или рукописным текстом.

Решение орфографических задач в основе слова.

Общий способ проверки орфограмм слабых позиций. Проблема выбора буквы для обозначения звука в слабой позиции. Основной закон русского письма: обозначение звука по его сильной позиции. Формирование умения изменять слова с целью приведения звука к сильной позиции.

Проверка орфограмм слабых позиций в корне слова. Понятие о корне слова. Родственные слова. Способ определения корня – общей части родственных слов. Тот же корень и разные корни. Подбор однокоренных слов. Позиционные чередования звуков в корнях слов. Соответствие правописания корня основному закону русского письма. Проверка орфограмм слабых позиций с помощью однокоренных слов. Корни с чередованием гласных и согласных звуков, которое не зависит от их позиций: сон-сна, окно-оконный, корень-корневище, дорога-дорожка, рука-ручка и др. Проверка орфограмм с учетом чередования О,Е с нулём звука (беглые гласные): ветер-ветрище, окон-окна, топот-топтать. Непроизносимые согласные.

Уподобление твердого согласного последующему мягкому. Проверка этой орфограммы изменением слова ( на листе – под листом ), однокоренным словом ( зонтик-зонт) или по словарю ( снег).

К концу 2 класса учащиеся должны знать:

сильные и слабые позиции гласных и согласных звуков;

значимые части слова: окончание, основа, корень.

К концу 2 класса учащиеся должны уметь:

выделять значимые части слова: окончание, корень;

подбирать к слову однокоренные;

проверять орфограммы слабых позиций в корне слова изменением слова и с помощью родственных слов;

писать раздельно предлоги со словами;

правильно писать слова с удвоенными согласными типа класс, русский, суббота ;

писать под диктовку текст в 30-40-слов с изученными орфограммами;

списывать несложный по содержанию текст.

Решение орфографических задач в основе слова (продолжение).

1. Проверка орфограмм слабых позиций в приставках и суффиксах. Приставки и суффиксы как значимые части основы. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Нахождение в словах приставок и суффиксов. Подбор слов с теми же приставками и с теми же суффиксами. Приставки и предлоги. Правописание приставок в-, о-, с-, за-, но-, на-, от-, об-, под-, над-, про- в соответствии с основным законом русского письма. Буква Ъ после приставок на согласный. Особенность написания приставок на з-, с-. Написание суффиксов по сильной позиции (на примере суффиксов – ник,

2. Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях русских слов.

Соответствие правописания падежных окончаний имен существительных основному закону русского письма. Проверка орфограмм в падежных окончаниях по сильной позиции. То же окончание и разные окончания. Наборы падежных окончаний существительных. Определения типа склонения по начальной форме слова. Последовательность действий при проверке орфограмм в окончаниях существительных. Правописание Ь после шипящих на конце существительных.

Орфограммы в окончаниях глаголов прошедшего времени. Написание этих окончаний по сильной позиции. Орфограммы сильных позиций в личных окончаниях: буква Ь на конце слов 2 лица ед.ч., буква Ё после шипящих.

Правописание личных окончаний глаголов, 2 набора личных окончаний (1 и 2 спряжения). Соответствие написания личных окончаний глаголов основному закону русского письма. Определение типа спряжения по 3 лицу мн. ч. Ограниченность этого способа. Определение спряжения по неопределенной форме глагола, в том числе с учетом усекаемости/неусекаемости его основы. Последовательность действий при проверке орфограмм слабых позиций в окончаниях глаголов.

К концу 3 класса учащиеся должны знать:

части речи: существительное, прилагательное, глагол, предлог.

К концу 3 класса учащиеся должны уметь:

производить разбор слова по составу;

распознавать части речи по их грамматическим значениям;

проверять орфограммы слабых позиций в окончаниях имён существительных, прилагательных;

определять тип спряжения глагола и проверять орфограммы в его окончаниях;

правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, предусмотренные программой;

грамотно списывать и писать под диктовку текст (55-65 слов) с изученными орфограммами.

1. Местоименные слова, их отнесенность к разным частям речи. Раздельное написание местоимений с предлогами.

К концу 4 класса учащиеся должны знать:

части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог, союз, местоимение, наречие.

К концу 4 класса учащиеся должны уметь:

грамотно писать под диктовку текст в 75-80 слов с изученными орфограммами;

правильно писать изученные слова с непроверяемыми орфограммами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *