Что такое социальная значимость труда
Социальная значимость профессионального труда. Профессия как призвание
Профессиональная деятельность человека в соответствии с полученной профессией и специальностью происходит, конечно же, в обществе, так сказать, в ответ на соответствующую потребность, нужду общества, уровень спроса населения на тот или другой товар, ту или иную услугу. Она, эта деятельность, как бы заказана, предзадана обществом, да и обеспечивается им же посредством обучения. Поэтому для общества очень важно, каковы результаты профессиональной активности его членов, каков продукт их труда, его качество, цена и потребительская стоимость, будь он вещественным, осязаемым или управленческим, или научным. Каковы, говоря коротко, издержки и доходы, связанные с производственной деятельностью субъекта труда, от которой существенно зависит степень благополучия общества.
Настоящему, подлинному профессионалу необходимо знать социальную роль, значимость своего труда, знать и стремиться максимально реализовывать в своей производственной деятельности, постоянно помня об этой роли для других, для общества, которую имеет труд каждого члена общества, обеспечивая со свое стороны ответственное отношение к труду, его качеству, производительности, цене. Основной сферой деятельности экономистов является осуществление экономического анализа хозяйственной деятельности организации, разработка мероприятия по обеспечению режима экономии, повышению эффективности работ, выявлению резервов, предупреждению потерь и непроизводительных расходов, более рациональному использованию всех видов ресурсов. Деятельность экономистов включает в себя также выполнение расчётов по материальным, трудовым и финансовым затратам, необходимым для проведения работ или услуг, исследований и разработок в освоении новой техники и технологии. Сюда относится организация сбора, накопления научной информации и других необходимых материалов для выполнения плановых работ, методических и рабочих программ проведения исследования, а также выполнение мероприятий по повышению их эффективности. Деятельность экономиста охватывает руководство экономистами и техниками, участвующими в совместном проведении исследований и разработок. И хотя экономист проявляет свою трудовую активность в конкретной организации, предприятии, его труд имеет, так сказать, социально-культурное измерение: его труд востребован обществом, сограждане и общество в целом нуждается в продуктах его труда – например, в производстве товаров или услуг, поэтому результаты и качество профессиональной деятельности оцениваются в контексте их социальной значимости. Эта оценка будет максимальной, если субъект профессиональной деятельности чувствует себя внутренне “призванным” осуществлять именно данный вид деятельности, “жаждет свершить свой труд” (М.Вебер), удачно выбрав профессию, усмотрев в ней предназначение всей своей жизни, смысл собственного бытия, гармонично сочетающегося с бытием социума. Призвание — как раз и есть жизненное предназначение и направленность человека, придающие целесообразность, осмысленность и перспективность его деятельности. Осознание призвания предполагает развитое самосознание и культуру самоанализа, осмысление своих потребностей, самооценку способностей, определение путей целереализации. Социально-психологическая сердцевина призвания — главная цель, которая согласуется со смыслом жизни личности. Мировоззренческим оформлением призвания личности является жизненная программа, способ практического ее воплощения — жизненные планы.
5.Совмещение негуманитарного знания с социально-гуманитарным как условие подготовки к профессиональному труду
Единение культур в мышлении индивида возможно и теперь. Действенным способом этого является формирование полноты культуры познания, мироотношения каждого студента посредством возрождения в обучении образца нераздельности способов освоения мира, скажем, корифеями древнегреческой философии, учеными и мыслителями последующих эпох. Более широким основанием интеграции научно-рациональной и гуманистической культуры мышления выступает союз, взаимосвязь и взаимодействие естествознания и философии. Еще одно основание объединения «двух культур» мы находим в так называемой функциональной асимметрии больших полушарий головного мозга, работа которых, тем не менее, неразрывно связана. Интеграция наук в единую как процесс совмещения разных типов мышления, также вселяет надежду на то, что подобную способность человека можно формировать специально, целенаправленно в ходе обучения, целеполагающего образования.
Таким образом, теоретически, в потенции, имеются все основания для формирования у каждого человека единства гуманитарного и негуманитарного способов освоения мира посредством их постепенного объединения. Ведь разум существовал всегда, будучи условием не только естественнонаучного и технического познания, но и социально-гуманитарного. Интеграция раздвоенного мышления как раз и является предпосылкой реализации будущими специалистами целостности восприятия мира, органичности познания и деятельности. Она способствует обогащению гуманитарного и «точного» знания, внутреннего мира человека, его самореализации, превращая каждую из культур в важный фактор гуманистического развития человека. Самой же такой интеграции, объединению двух культур в мышлении одного и того же человека служит освоение и усвоение философии. Философия тем весьма и ценна что, пробуждая в человеке способность задаваться вопросом о своем месте в бытии и мыслить самостоятельно, дает ему шанс реализовать себя как личность. (Юдин А.). Говоря другими словами, отметим, что философия как предмет изучения, освоения проявляет свое значение в формировании личности, воздействуя на ее целевые установки, ценностные ориентации, а через формирование методологической культуры на выбор средств его деятельности (Кочергин А.Н.).
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Труд и его роль в развитии общества
ТРУД И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА
1. Социальная сущность труда, его характер и содержание
Любой процесс труда предполагает наличие предмета труда, средства труда и самого труда как деятельности по приданию предмету труда необходимых человеку свойств.
— Затраты человеческой энергии. Это психофизиологическая сторона трудовой деятельности, выражающаяся в расходовании энергии мускулов, мозга, нервов, органов чувств. Затраты энергии человека определяются степенью тяжести труда и уровнем нервно-психологической напряженности, они формируют такие состояния как утомление и усталость. От уровня затрат человеческой энергии зависят работоспособность, здоровье человека и его развитие.
Проблемы трудовой деятельности служат объектом изучения многих научных дисциплин: физиологии и психологии труда, статистики труда, трудового права и т.д.
Труд, прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Также нужно учитывать, что человек, воздействуя на природу, используя и изменяя ее в целях создания потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей, не только создает материальные (пищу, одежду, жилище) и духовные блага (искусство, литературу, науку), но и изменяет свою собственную природу. Он развивает свои способности и дарования, вырабатывает у себя необходимые социальные качества, формирует себя как личность.
Таким образом, понятие «труд» не только экономическая, но и социологическая категория, имеющая определяющее значение в характеристике общества в целом и отдельных его индивидов.
Выполняя трудовые функции, люди взаимодействуют, вступают в отношения друг с другом и именно труд является той первичной категорией, в которой заключено все многообразие конкретных общественных явлений и отношений.
Общественный труд является общей базой, истоком всех социальных явлений. Он изменяет положение различных групп работников, их социальные качества, в чем и проявляется сущность труда как базового социального процесса. Наиболее полно социальная сущность труда раскрывается в категориях «характера труда» и «содержания труда» (Рис. 1).
Характер труда отражает в основном его социальную сущность, по которой труд всегда является общественным. Однако общественный труд состоит из труда индивидов, а в различных общественно экономических формациях связь между индивидуальным и общественным трудом различна, что и определяет характер труда. Он выражает социально-экономический способ соединения работников со средствами труда, т.е. процесс взаимодействия человека с обществом и зависит от того, на кого человек работает. Характер труда определяется особенностями производственных отношений, при которых труд совершается, и выражает степень их развитости. Он отражает социально-экономическое положение трудящихся в общественном производстве, отношение между трудом всего обществ и трудом каждого отдельного работника. Но общественные формы труда обусловлены типом производственных отношений и в различных общественных формациях различны. Для более полного понимания социальной сущности труда необходимо рассмотреть изменение его характера при изменении общественных формаций.
К показателям характера труда относится форма собственности, отношение работников к средствам производства и своему труду, распределительные отношения, степень социальных различий в процессе труда и др.
Содержание труда выражает распределение функций (исполнительских, регистрации и контроля, наблюдения, наладки и др.) на рабочем месте и определяется совокупностью выполняемых операций. Оно отражает производственно-техническую сторону труда, показывает уровень развития производительных сил, технических способов соединения личного и вещественного элементов производства, т.е. раскрывает труд прежде всего как процесс взаимодействия человека с природой, средствами труда в процессе трудовой деятельности.
При этом имеется ввиду само функциональное взаимодействие без учета тех социальных отношений, в которые люди обязательно вступают в процессе труда. Содержание труда индивидуально на каждом рабочем месте, очень подвижно и изменчиво. Оно характеризуется структурой выполняемых функций, разнообразием (монотонностью), соотношением исполнительских и организаторских элементов, физическими и нервно-психическими нагрузками, степенью интеллектуального напряжения, самостоятельности деятельности, самоорганизацией труда, наличием новизны (нестереотипности, творчества) в принимаемых решениях относительно производственного процесса, квалифицированностью, сложностью труда (объем знаний общего образования и профессиональной подготовки), социально-экономической оценкой работников, выполняющих данный вид труда.
Достигнутый уровень общественного разделения труда порождает полную взаимосвязь товаропроизводителей и требует всесторонней связи между ними. Труд частного производителя становится общественным тогда, когда при обмене получает признание на рынке.
Содержание труда зависит от того, что человек делает и какие орудия для этого используются, какие функции выполняет и как они сочетаются при этом, какие усилия(физические или умственные) преобладают.
Разный по содержанию труд требует от работников неодинакового уровня профессиональных знаний, разной степени участия в управлении производственным процессом, различного уровня общей культуры, отражается на структуре его потребностей. Различия в содержании труда порождают различия в квалификации работников, влияют на их отношение к труду, уровень трудовой активности. Обогащение содержания труда, улучшение его условий облегчают труд человека, создают для него эмоциональный и интеллектуальный стимул, увеличивают тем самым его производственную отдачу и удовлетворенность трудом, способствуют развитию личности.
В зависимости от различий в содержании труд классифицируется на:
Творческий труд предполагает постоянный поиск новых решений, новых постановок задач, активное варьирование функций, самостоятельность и неповторимость движения к искомому результату.
В репродуктивном труде функции повторяются, остаются устойчивыми, почти неизменными, т.е. его особенностью является повторяемость (шаблонность) приемов достижения результата. Если творчество характеризуется получением чего-то качественно нового, никогда ранее не существовавшего, то репродуктивная деятельность сводится к получению «стандартного» результата.
Физический труд характеризуется непосредственным взаимодействием человека со средствами труда, прямой включенностью его в технологический процесс, исполнительскими функциями в трудовом процессе. Все эти признаки взаимосвязаны и только в единстве дают характеристику физического труда как социального процесса.
Умственный труд включает информационные, логические, обобщающие и творческие элементы, характеризуется отсутствием прямого взаимодействия работника со средствами производства и обеспечивает потребности производства в знании, организации и управлении.
Во всех отраслях производства, на каждом предприятии содержание труда воплощено в те или иные профессии, различающиеся функциями и используемыми при этом орудиями труда. Чисто количественное распределение физических и умственных функций не может служить решающим критерием для признания того или иного вида труда умственным или физическим. Всякий процесс труда требует определенных умственных и физических усилий. Различие в содержании труда основано на выделении той функции, которая для результативности данного вида труда имеет решающее значение.
Определяющим фактором изменения содержания труда, ликвидации его социально-экономических различий является научно-технический прогресс ( НТП ), который проявляется на производстве в результате его механизации и автоматизации. При этом изменяется структура трудовых действий, функции непосредственного воздействия на предмет труда переходят от рабочего к механизмам и машинам, увеличиваются затраты рабочего времени на управление и техническое обслуживание оборудования, повышается самостоятельность и ответственность трудовых действий работников, снижаются затраты мышечной энергии и увеличиваются затраты нервной и психической энергии, повышается доля сложного, квалифицированного труда, его привлекательность и содержательность.
Под содержательностью труда принято понимать насыщенность его элементами творчества, умственной деятельности, разнообразием выполняемых функций, самостоятельностью и большой ответственностью принимаемых решений.
В современных условиях управление НТП предполагает предвидение его социальных результатов и достижение планомерно задаваемых социальных параметров производства. При составлении планов внедрения новой техники следует одновременно планировать обучение кадров, способных ее эксплуатировать, поскольку рабочие, ранее занятые ручным трудом, часто не могут или не желают без соответствующего обучения трудиться на вновь возникающих рабочих местах. Растущая интеллектуализация труда не всегда получает со стороны рабочих положительную оценку, так как внедрение новой техники, как правило, связано с усилением нервно-психического напряжения, повышением ответственности, строгой дисциплиной.
Таким образом, необходимо не простое обновление производства, а такое, которое давало бы наряду с наивысшим экономическим эффектом и социальный. Это значит, что реконструкция должна сопровождаться не только ликвидацией ручных, монотонных, физических тяжелых работ, но и выбором технических направлений, при которых улучшались бы условия труда, расширялась сфера квалифицированной и сокращалась неквалифицированной, тяжелой и вредной работы, велась подготовка и переподготовка кадров, создавались рабочие места с интеллектуальными нагрузками, позволяющие раскрывать творческие возможности человека. В свою очередь, это обусловит интенсификацию производства за счет активизации человеческого фактора.
В этой связи особо актуальными являются проблемы аттестации рабочих мест и их рационализации, технического переоснащения, улучшения подготовки и переподготовки рабочих, особенно по новым специальностям, которые возникают в связи с научно-техническим прогрессом, внедрением автоматизации технических и проектно-конструкторских работ.
2.2.Отношение к труду, факторы его формирования и показатели оценки.
Отношение к труду не может быть положительным, отрицательным и индифферентным (безразличным, нейтральным). Оно оказывает огромное воздействие на развитие производительных сил и всю систему производственных отношений общества.
Сущность отношения к труду заключается в реализации того или иного трудового потенциала работника под влиянием осознанных потребностей и сформировавшейся заинтересованности.
Отношение к труду характеризуется стремлением (или отсутствием стремления) человека максимально проявлять свои физические и духовные силы, использовать свой опыт и знание, способности достижения определенных количественных и качественных результатов труда. Оно проявляется в поведении, мотивации и оценке труда.
Общественно-политическая активность выражается в расширении участия в общественно политической деятельности, в управлении делами производства. Это участие в обсуждении общегосударственных постановлений, в выборных органах, в работе общественных организаций, собраний, выполнении общественных поручений и др.
Заинтересованное и инициативное, добросовестное и творческое отношение к труду приобретает особое значение в контексте всемирной активизации человеческого фактора, являющегося решающей силой социального прогресса. В этой связи важно сочетание инициативности с исполнительностью, самодеятельности с дисциплиной, творчества с традициями, темпа и объема с качеством создаваемого продукта, силы внутренних побуждений с учетом реальных возможностей.
Оценка трудовой деятельности, ее результатов зависит от соответствия между мотивами, установками, требованиями, предъявляемыми работниками к труду, и собственно трудовой деятельностью, конкретной производственной обстановкой.
На поведение человека в труде, формирование его отношения к труду влияет множество факторов. Они стимулируют или сдерживают увеличение трудовых усилий, использование трудящимися своих знаний и опыта, умственных и физических способностей.
Объективные характеристики труда, хотя и являются внешними по отношению к человеку, но они воздействуют на человека и оцениваются им. У человека складывается определенная внутренняя позиция по отношению к труду как типу деятельности.
Объективные факторы бывают общие и специфические.
На формирование отношения к труду наряду с объективными общими социальными факторам, которые создают лишь предпосылки формирования определенного отношения к труду, оказывают влияние объективные специфические, а также субъективные факторы. Специфические факторы служат условиями реализации предпосылок формирования отношения к профессии и работе как конкретному виду труда, созданных общими социальными факторами.
Особое значение имеет содержание труда, выполняемой работы. Труд престижный, высококвалифицированный, новаторский, с большой долей творческих элементов создает предпосылки для отношения к нему как к высшей ценности.
На отношение к труду непосредственно влияют отлаженность хозяйственного механизма и организация труда. Отношение к труду людей в значительной мере зависит от трудового и бытового комфорта. Каждый человек как личность чувствующая, обсуждающая, сравнивающая хочет, чтобы условия его труда и быта соответствовали его представлениям, идеалам, профессиональной подготовке, физическим и умственным возможностям, социально-психологическим особенностям. И в зависимости от того, как ему это удается, развивается и его трудовая активность.
Об отношении к труду в конкретных производственных условиях можно судить по объективным и субъективным показателям. К объективным, в которых воплощается отношение к труду, относятся:
Наиболее важным из субъективных показателей является показатель удовлетворенности трудом, который отражает степень соответствия труда тем требованиям, которые работник к ним предъявляет. Удовлетворенность трудом формируется под воздействием реально сложившейся производственной ситуации, установок и мотивов деятельности работника. Если работник удовлетворен работой, то его потребности и интересы в значительной мере реализованы. Чем менее содержателен труд и чем более развиты потребности и интересы работника, тем меньше будет его удовлетворенность трудом. По состоянию объективных и субъективных показателей отношения к труду можно судить о том, насколько труд стал первой жизненной потребностью, ценностью для каждого члена коллектива, служит ли он средством самовыражения, самоутверждения или только средством удовлетворения его материальных потребностей.
2.3. Роль труда в развитии общества
Роль труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают новые навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение в рождении новых идей, появлении прогрессивных технологий, более совершенных и высокопроизводительных орудий труда, новых видов продукции, материалов, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей.
Развитие и совершенствование производства благотворно сказывается на воспроизводстве населения, повышении его материального и культурного уровня.
Такова идеальная схема воздействия труда на человека и общество, которая представлена на рис. 2.
Следует иметь ввиду, что подобные процессы подвергаются сильному влиянию политики, межгосударственных и межнациональных отношений. В мире не все так благополучно, как это выглядит на схеме. Но, тем не менее, общая тенденция развития человеческого общества направлена в сторону прогресса производства, роста материального благосостояния и культурного уровня людей, осознания прав человека как высшей ценности на земле.
Трудовой процесс и связанные с этим социально экономические результаты деятельности не ограничиваются собственной сферой производства и услуг. Экономика и социология труда начинаются с проблемы формирования рабочей силы и с ее предложения на рынке труда.
http://www.altnet.ru/
Рис 1. Принципиальная схема социальной сущности труда.
Рис 2. Схематическая роль труда в развитии человека и общества.
Социальная роль труда
Вы будете перенаправлены на Автор24
Труд – деятельность, направленная на приложение человеком своих умственных и физических усилий для создания полезных для общества товаров или услуг, служащих для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей
Место труда в жизни человека
Место труда определяется его ценностью для развития отдельно взятого человека и всего социума в целом. По этой причине проблемами труда занимаются практически все социальные и часть естественных наук. Человеческий труд является также объектом и предметом социологии труда. Труд носит также и двойственный характер.
С одной стороны, труд это деятельность работающего человека, направленная на изменение предметов труда для удовлетворения своих собственных и общественных потребностей. Имея перед собой цель и используя определенные предметы и знания, человек создает новый продукт или оказывает услуги, т.е. он сознательно и последовательно выполняет трудовые действия.
С другой стороны, труд – это взаимодействие между отдельными людьми в самом процессе труда, и обмен продуктов трудовой деятельности, характеризующий общественную направленность труда, вызванную разделением и также экономическими взаимоотношениями. В то же время работники взаимодействуют друг с другом в процессе работы на основе взаимных симпатий, общих интересов.
Труд всегда связан с психологическими и физическими затратами работника. Их уровень напрямую зависит от рода деятельности и применяемых средств труда. Необходимость труда, как категория поведения определяется в первую очередь мотивацией. Одновременно с этим, в процессе труда появляются противоречия между желаниями, усилиями людей и реальностью жизни.
Готовые работы на аналогичную тему
Социальная составляющая труда
Труд – это одна из важнейших составляющих современного и полноценного общества. На нем базируется развитие социума, это инструмент удовлетворения личных и общественных потребностей, потому он и носит социальный характер.
Главные функции труда:
В процессе своей эволюции труд претерпел значительные усложнения. Человек научился выполнять технически более сложные и разнообразные действия. В современных экономических условиях труд характеризуется увеличением интеллектуального потенциала и повышением значения социального аспекта. Интенсивность интеллектуального труда – это показатель, который характеризует профессиональную сторону труда и количество затраченного времени на выполнение определенных функций, которые требуют для себя умственные затраты и физического труда.
Социум неразрывно связан с повышением содержательности труда. Возрастание его сложности требует формирования соответствующего кадрового потенциала. В свою очередь, постоянно растущая интеллектуализация труда требует большего умственного и психологического напряжения от работника. Необходимо, чтобы индивид, занятый определенным родом деятельности, был наделен такими качествами, как высокая степень ответственности, строгое соблюдение дисциплины труда, способность к жестко регламентированному темпу и ритму работы. Исходя из запросов и требований, ставящихся перед обществом, формируется соответствующий человеческий капитал.