Что такое социально гуманитарные науки в обществознании
Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки
Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.
Наука – это:
— социальный институт (НИИ, вузы, академии наук и др.)
— отрасль духовного производства (НИОКР);
— особая система знаний (целостная система понятий, законов, теорий).
ЕСТЕСТВЕННЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
На первый взгляд все выглядит просто. Естественные науки изучают природу, социально-гуманитарные — общество. А какие науки изучают человека? Оказывается, и те и другие. Его биологическую природу изучают науки естественные, а социальные качества человека — общественные. Существуют науки, которые занимают промежуточное положение между естественными науками и общественными. Примером таких наук является география. Мы знаем, что физическая география изучает природу, а экономическая — общество. Такое же положение занимает и экология.
Сказанное не отменяет того факта, что общественные науки заметно отличаются от естественных наук.
Если естественные науки изучают природу, которая существовала и может существовать независимо от человека, то науки общественные не могут познавать общество, не изучая деятельность людей, живущих в нем, их мысли и стремления. Естественные науки изучают объективные связи между природными явлениями, а для общественных важно обнаружить не только объективные взаимозависимости между различными социальными процессами, но и мотивы людей, которые в них участвуют.
Естественные науки дают, как правило, обобщенные теоретические знания. Они характеризуют не отдельный природный объект, а общие свойства всей совокупности однородных объектов. Социальные науки изучают не только общие признаки однородных общественных явлений, но и черты отдельного, неповторимого события, особенности единичного социально значимого действия, состояние общества в данной стране в определенный период, политику конкретного государственного деятеля и т. п.
В дальнейшем вы узнаете об особенностях социальных наук значительно больше. Но при всей их специфике общественные науки — это неотъемлемая часть большой науки, в которой они взаимодействуют с другими предметными областями (естественными, техническими, математическими). Подобно другим областям научных исследований, социальные науки имеют целью постижение истины, обнаружение объективных законов функционирования общества, тенденций его развития.
Образование как способ передачи знаний и опыта.
Образование – процесс обучения и воспитания человека с целью передачи накопленных знаний и культурных ценностей.
Образование можно охарактеризовать как относительно самостоятельную систему, функцией которой является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированное на овладение определенными знаниями, идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическим и политическим строем общества, уровнем его материально-технического развития.
«Формальный образ» подразумевает, во-первых, существование в обществе специальных учреждений и организаций (школы, училища, техникумы и др.) осуществляющие процесс обучения. «Неформальное образование», под этим термином понимается несистематизированное обучение индивида знаниям и навыкам, которые он стихийно осваивает в процессе общения с окружающей средой (друзьями), или путем индивидуального приобщения к культурным ценностям, усвоение информации из газет, радио и т.д.
Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки
теория по обществознанию 👨👩👧👦 человек и общество
Понятие науки
Наука – это…
Наука также является социальным институтом общества и включает в себя ученых, их опыт и знания, научные организации, специальное оборудование, методы научно-исследовательской работы и особый язык.
Роль науки в современном обществе ( 10 класс)
Главная цель науки – получение научных знаний, которые впоследствии лягут в основу научной картины мира.
Основное отличие научного знания от обыденного в том, что наука стремится постигнуть причины, суть процессов и их закономерность, в то время как обыденное знание ограничивается констатацией фактов, чувственным восприятием и изучением явлений только для удовлетворения повседневных нужд. К примеру, ученые-метеорологи изучают и причины дождя, и состав его воды, и различие между дождями в разных частях планеты, в то время как обывателя – дачника дождь интересует только тогда, когда поливает его участок.
Однако наука выполняет не только задачу получения новых знаний.
Особенности научного мышления
Научная картина мира имеет ряд особенностей по сравнению с обыденной и религиозной. В предыдущих статьях мы уже говорили об особенностях каждого из этих типов мышления, но в этот раз подробнее рассмотрим научный.
Особенности научного мышления:
Классификация современных наук ( 10 класс)
Естественные и социально-гуманитарные науки
На разных основаниях можно по-разному классифицировать науки. Чаще всего используется предметная классификация (предмет – это то, на что направлена деятельность), на основании которой науки делят на:
Научно-техническая революция и ее влияние на общество
НТР – это результат скачка в развитии производительных сил общества, когда наука превратилась в производительную силу, стала постоянным источников новых идей, способствующих развитию общества.
Положительные последствия НТР:
Отрицательные последствия НТР:
Наука, её значение в жизни современного общества (8 класс)
Нравственные принципы труда учёного (8 класс)
Возрастание роли научных исследований в современном мире (8 класс)
Как видно, задание не такое сложное, как может показаться – выполнить его хотя бы на 1 балл можно даже в том случае, если не знаешь ничего по теме научной деятельности. Анализ научных публикаций по специализации относится к научной деятельности, поскольку анализ – один из методов науки. В профсоюзную организацию может входить любой человек, поэтому этот пункт не подходит. То же самое относится и к посещению библиотеки. А вот выступление с докладом и подготовка монографии – яркие черты, характерные для научной деятельности: люди, не занимающиеся наукой, делать этого не могут. Остается просмотр новостей, который не имеет отношения к профессиональной деятельности.
pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить
Теоретический уровень научного познания основывается на различных предположениях, суждениях, выводах, умозаключениях; эмпирический предполагает ориентацию на чувственное познание – на что-то видимое, происходящее, наблюдаемое. Выдвижение гипотез, объяснение сущности изучаемых явлений и выявлений различных закономерностей – стадии теоретического познания. А вот проведение наблюдения и эксперимента – яркие примеры эмпирического познания. Данный вариант задания довольно легкий, главное – помнить, что все практические действия связаны с эмпирическим уровнем познания.
pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить
Научное познание, системность, объективность знаний, эксперимент, гипотеза, анализ.
Научное познание – это такой вид познавательной деятельности, который направлен на получение объективных и систематизированных знаний в различных сферах. Следовательно, системность и объективность – это особенности, характерные для научного познания. Эксперимент – это один из эмпирических методов научного познания, а анализ относится к теоретическим методам. Гипотеза – это научное предположение, для проверки которого и используются различные методы научного познания.
Нетрудно заметить, что все понятия связаны с научным познанием; оно и является для них обобщающим словом.
Ответ: научное познание
pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить
Классификация социально-гуманитарных наук
Под наукой принято понимать систематически организованные знания, основанные на фактах, добытых с помощью эмпирических методов исследования, основанных на измерении реальных явлений. В вопросе о том, какие дисциплины относятся к социальным наукам, единого мнения не существует. Существуют различные классификации этих социальных наук.
В зависимости от связи с практикой науки делятся:
1) на фундаментальные (выясняют объективные законы окружающего мира);
2) прикладные (решают проблемы применения этих законов для решения практических задач в производственной и социальных областях).
Если придерживаться этой классификации, границы этих групп наук условны и подвижны.
В основе общепринятой классификации лежит предмет исследования (те связи и зависимости, которые непосредственно изучает каждая наука). В соответствии с этим выделяют следующие группы социальных наук.
Итак, мы выяснили, что в вопросе о том, какие дисциплины относятся к социальным наукам, единого мнения не существует. Тем не менее, к социальным наукам принято относить социологию, психологию, социальную психологию, экономику, политологию и антропологию. У этих наук много общего, они тесно связаны между собой и составляют своего рода научный союз.
К ним примыкает группа родственных наук, которые относят к гуманитарным. Это философия, язык, искусствознание, литературоведение.
Из истории формирования социально-гуманитарных наук
Раньше предметные области, которые известны как политическая наука, право, этика, психология и экономика, попадали в сферу компетенции философии. Классики античной философии Платон, Сократ и Аристотель были уверены в том, что все многообразие окружающего человека и ощущаемого им мира можно подвергнуть научному исследованию.
Аристотель (384-322 до н. э.) провозгласил, что все люди по своей природе склонны к познанию. Среди того, о чем люди стремятся узнать в первую очередь, находятся вопросы типа: почему ЛЮДИ ведут себя именно таким образом, откуда произошли социальные институты и как они функционируют. Нынешние социальные науки появились только благодаря завидному упорству древних греков в стремлении все анализировать и рационально мыслить. Поскольку античные мыслители являлись философами, то результат их размышлений считался частью философии, а не социальных наук.
Ренессанс, возродивший интерес к познанию и обучению, так и не стал началом самостоятельного развития социальных наук. Ученые эпохи Возрождения больше изучали греческие и латинские тексты, особенно работы Платона и Аристотеля. Их собственные сочинения зачастую сводились к добросовестным комментариям к античной классике.
Поворот произошел только в XVII-XVIII столетиях, когда в Европе появилась плеяда выдающихся философов: француз Рене Декарт (1596-1650), англичане Френсис Бэкон (1561-1626), Томас Гоббс (1588-1679) и Джон Локк (1632-1704), немец Иммануил Кант (1724-1804). Они, а также французские просветители Шарль Луи Монтескье (1689-1755) и Жан Жак Руссо (1712-1778) изучали функции правительства (политическая наука), природу общества (социология). Английские философы Дэвид Юм (1711-1776) и Джорж Беркли (1685-1753), а также Кант и Локк пытались выяснить законы действия разума (психология), а Адам Смит создал первый великий трактат по экономике «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776).
Эпоху, в которую они трудились, называют Просвещением. Оно иначе взглянуло на человека и человеческое общество, освободив наши представления от религиозных пут. Просвещение поставило традиционный вопрос иначе: не как Бог создал человека, а как люди создают богов, общество, институты. Над этими вопросами философы продолжали думать вплоть до XIX в.
На возникновение социальных наук большое влияние оказали кардинальные изменения в обществе, которые произошли в XVIII столетии.
Динамизм социальной жизни благоприятствовал освобождению социальных наук из пут философии. Другим условием освобождения социального знания явилось развитие естественных наук, в первую очередь физики, изменивших образ мышления людей. Если материальный мир может быть предметом точного измерения и анализа, то почему таковым не может стать социальный мир? На этот вопрос первым попытался ответить французский философ Огюст Конт (1798-1857). В своем «Курсе позитивной философии» (1830-1842) он провозгласил появление «науки о человеке», назвав ее социологией.
По мысли Конта, наука об обществе должна встать в один ряд с науками о природе. Его взгляды в то время разделяли английский философ, социолог и юрист Иеремия Бентам (1748-1832), увидевший в морали и законодательстве искусство руководить поступками людей, английский философ и социолог Герберт Спенсер (1820-1903), развивший механистическое учение о всеобщей эволюции, немецкий философ и экономист Карл Маркс (1818-1883), основоположник теории классов и социального конфликта, и английский философ и экономист Джон Стюарт Милль (1806-1873), написавший фундаментальные труды по индуктивной логике и политэкономии. Они считали, что единое общество должна изучать единая наука. Между тем в конце XIX в. исследование общества расщепилось на множество дисциплин и специальностей. Подобное несколько раньше произошло в физике.
Первой среди социальных наук выделилась экономика. Хотя термин «экономика» употреблялся еще в 1790 г., предмет этой науки именовался политической экономией до конца XIX в. Основателем классической экономики стал шотландский экономист и философ Адам Смит (1723-1790). В своем «Исследовании о природе и причинах богатства народов» (1776) он рассмотрел теорию стоимости и распределения доходов, капитал и его накопление, экономическую историю Западной Европы, взгляды на экономическую политику, финансы государства. А. Смит подходил к экономике как к системе, в которой действуют объективные законы, поддающиеся познанию. К классикам экономической мысли причисляют также Давида Рикардо («Принципы политической экономии и налогообложения», 1817), Джона Стюарта Милля («Принципы политической экономии», 1848), Альфреда Маршалла («Принципы экономики», 1890), Карла Маркса («Капитал», 1867).
Как и социология, экономика имеет дело с большими массами. Мировой рынок охватывает 5 млрд людей. Кризис в России или Индонезии тут же отражается на биржах Японии, Америки и Европы. Когда производители готовят к продаже очередную партию новой продукции, их интересует мнение не отдельного Петрова или Васечкина, даже не малой группы, а больших масс людей. Это и понятно, ведь закон прибыли требует производить больше и по меньшей цене, получая максимальную выручку с оборота, а не с одной штуки.
Под политической наукой подразумевается академическая дисциплина, изучающая формы правления и политическую жизнь общества. Основы политической науки заложены идеями Платона («Республика») и Аристотеля («Политика»), живших в IV в. до н. э. Политические явления анализировал также римский сенатор Цицерон. В эпоху Ренессанса самым известным мыслителем был Никколо Макиавелли («Государь», 1513). Гуго Гроци опубликовал «О законах войны и мира» в 1625 г. В эпоху Просвещения к вопросам о сущности государства и функционирования правительства обращались к мыслителям. Среди них были Бэкон, Гоббс, Локк, Монтескье и Руссо. В самостоятельную дисциплину политология оформилась благодаря работам французских философов Конта и Клода Анри де Сен-Симона (1760-1825).
Культурная антропология явилась следствием открытия европейцами Нового Света. Незнакомые племена американских индейцев поражали воображение своими обычаями и образом жизни. После этого внимание ученых привлекли дикие племена Африки, Океании и Азии. Антропологию, которая дословно означает «наука о человеке», интересовали в первую очередь примитивные, или дописьменные, общества. Культурная антропология занимается сравнительным изучением человеческих обществ, В Европе ее еще называют этнографией и этнологией.
Среди выдающихся этнологов XIX в., т. е. ученых, занимавшихся сравнительными исследованиями культуры, числятся английский этнограф, исследователь первобытной культуры Эдуард Бернетт Тайлор (1832-1917), разработавший анимистическую теорию происхождения религии, американский историк и этнограф Льюис Генри Морган (1818-1881), в книге «Древнее общество» (1877) первым показавший значение рода как основной ячейки первобытного общества, немецкий этнограф Адольф Бастиан (1826-1905), основавший Берлинский музей народоведения (1868) и написавший книгу «Люди Восточной Азии» (1866-1871). Английский историк религии Джеймс Джордж Фрезер (1854-1941), написавший всемирно известную книгу «Золотая ветвь» (1907-1915), хотя творил уже в XX в., также относится к числу пионеров культурной антропологии.
На становление предмета социологии большое влияние оказал француз Эмиль Дюркгейм («Правила социологического метода», 1395), немцы Фердинанд Теннис («Община и общество», 1887), Георг Зиммель («Социология», 1908), Макс Вебер («Протестантская этика и дух капитализма», 1904-1905), итальянец Вильфредо Парето («Разум и общество», 1916), англичанин Герберт Спенсер («Принципы социологии», 1876-1896), американцы Лестер Ф. Уорд («Прикладная социология», 1906) и Уильям Грэм Самнер («Наука об обществе», 1927-1928).
Социальная психология представляет собой область исследования поведения человека, его чувств и мотивации, в групповой ситуации. Она изучает социальную базу формирования личности. Как самостоятельная наука социальная психология возникла в начале XX в. В 1908 г. американский психолог Уильям Макдоугал опубликовал книгу «Введение в социальную психологию», которая благодаря своему названию дала имя новой дисциплине.
Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки
Зарождение и становление науки произошло ещё в эпоху античности, когда она была уделом одиночек. Только в XV в. наука начинает формироваться как отдельная сфера деятельности человека. Именно в этот период формируются её основные ценности. Начиная с XVIII-XIX вв. наука постепенно превращается в один из самых важных институтов общества.
Наука представляет собой как систему знаний, так и специальный вид деятельности человека, кроме того, является социальным институтом. Главными целями науки являются получение определённого универсального знания, исследование объективных законов развития природы, общества и мышления, а также открытие новых неизвестных законов в интересах человека и общества. Основная функция науки заключается в выработке и теоретической систематизации объективных знаний о действительности. Современной науке присуща совокупность процессов её дифференциации и интеграции вместе с развитием фундаментальных и прикладных исследований.
К особенностям научного мышления можно отнести его понятийный характер, стремление к объективности, систематичности, логичности и обоснованности результатов. Научное мышление, в свою очередь, предусматривает минимальное использование нормативного мышления, благодаря чему учёный не должен ориентироваться на определённый результат. Восприятие методов, средств, с помощью которых исследуются объекты, также относятся к особенностям научного мышления.
Современная наука демонстрирует нам мир во всех сферах его развития, она создает монолитную, развивающуюся систему знаний о его законах. Наука может делиться на множество различных отраслей знаний, которые различаются между собой в зависимости от того, какую сферу жизни они изучают. Например, по предмету и методу познания можно выделить: науки о природе — область «естествознание» и науки об обществе — область «обществознание».
К естественным наукам относятся научные знания о природе, которые раскрывают структуру материального мира. К ним относятся физика, химия, биология.
Социально-гуманитарные науки направлены на изучение особенностей и закономерностей формирования и деятельности общества, принципов отношений структур обществ, человека и системы его ценностей. Законы развития общества невозможно исследовать визуально. Они прокладывают себе дорогу благодаря действиям миллионов людей, из-за чего невозможно однозначно предвидеть результаты этих событий. Зачастую объект познания в социально-гуманитарных науках совпадает с субъектом, потому что люди сами изучают свою общественную жизнь. Таким образом, всё это становится проблемой в реализации критерия объективности в указанных науках по сравнению с естественными науками. Основные отличия естественных и социально-гуманитарных наук прослеживаются также в методах, которые они используют при проведении различных исследований.
Следует обратить внимание на то, что социальные и гуманитарные науки очень тесно взаимосвязаны и взаимопроникаемы, но несмотря на это они имеют и определённые различия.
Социальные науки, такие как: социология, психология, экономика, политология — акцентируют внимание на изучении взаимодействия людей в группах, институтах, политических ситуациях, используя в своих исследованиях количественные методы.
К гуманитарным наукам принято относить историю, философию, искусствознание, литературоведение. Эти науки почти без исключения, в отличие от социальных наук, используют в своих исследованиях качественные, то есть описательно-оценочные методы.
Как классифицируются социально-гуманитарные науки
Социально-гуманитарными называются науки об обществе и человеке. При их классификации в основном применяются три подхода: по предмету изучения, по методу объяснения и по исследовательской программе.
Содержание статьи
На сегодня классификация социально-гуманитарных наук проработана слабо ввиду обширности и разнородности области их применения, а также тесной взаимосвязи сфер общественной жизни. Например, история может быть классифицирована и как гуманитарная наука, и как социальная.
Все три метода классификации разделяют эти науки на социальные и гуманитарные.
Классификация по предмету изучения:
Социальные науки – это экономика, социология, юриспруденция, политология и т.д., где предметом изучения является человеческое общество, «социум».
Гуманитарные науки – это лингвистика, психология, философия, история, где рассматривается человек как субъект нравственной, интеллектуальной, общественной и культурной деятельности. Как отдельный индивидуум, так и в контексте общества.
Но в данном разделении между гуманитарными и социальными науками нет единства. Например, в английской классификации к гуманитарным наукам относятся такие дисциплины, как языки, религия, музыка. В русской же классификации они относятся непосредственно к культуре.
Классификация по методу объяснения
Социальные науки используют обобщающий метод, направленный на выявление закономерностей, в этом они схожи с естественными науками. Объекты изучения подвергаются не только описанию, а больше к оценке, причем не к абсолютной, а сравнительной.
Гуманитарные же используют индивидуализирующие описательные методы. В некоторых из гуманитарных наук используются только описания, а в других еще и оценки, притом абсолютные.
Классификация по используемым исследовательским программам
В социальных науках – натуралистическая программа. Здесь четко разделяется субъект и объект изучения. Исследователь намеренно противопоставляет себя объекту изучения – обществу в целом или экономической или правовой сфере. Согласно Э. Дюркгейму суть натуралистического метода – это рассматривание изучаемого как вещь. Таким образом, выявляются и описываются со стороны действующие закономерности. Главной целью данного метода является объяснение.
В гуманитарных – культурцентристская программа. В этой программе культура рассматривается как самостоятельная реальность, отделенная от природы. Исследователь сам может одновременно являться субъектом и объектом изучения, изучать анализировать и описывать предмет, спускаясь до отдельного индивидуума, до его мировосприятия, ценностей, в отличии от натуралистической программы, где описываются понятия в общем.