Что такое позитивизм конта
Огюст Конт – основные идеи. Позитивистская философия Конта
Огюст Конт – это известный французский философ, социолог, основатель школы философского позитивизма. Огромный вклад в развитие философии и социологии того времени внёс Огюст Конт. Основные идеи его заключались в разработке позитивизма.
Он был первым, кто ввёл термин «социология» в научный оборот. По его мнению, социология, как и другие науки, занимается изучением наблюдаемых социальных явлений. Его идеями о позитивизме пользуются до сих пор учёные и мыслители всего мира.
Огюст Конт – краткая биография социолога и философа
Огюст Конт родился в небогатой семье в Монпелье на юго-востоке Франции. Его отец был сборщиком подати.
Своё обучение будущий философ начал в лицее, где отличился прекрасным трудолюбием. Особенно замечательно Конт проявил свои способности в математике. В дальнейшем он поступил в политехническую школу и удивил своих учителей и сверстников рвением к учёбе и талантом. Но там он не доучился.
Затем Конт жил в Париже, преподавал на полставки математику. В более зрелом возрасте Огюст стал печататься со своими первыми статьями в газетах.
В юности Огюст Конт был религиозен. Но в скором будущем философ начал отрицать эти идеи. В те годы Конт преподавал астрономию, так как испытывал сильную тягу к этой науки на протяжении долгих лет.
В тоже самое время философ работал над своим проектом «Курс позитивной философии». Во время усиленного труда он даже отказался от чтения посторонней литературы, не читал газет и журналов. Он не хотел «загрязнять» своё сознание ненужными вещами, желая сохранить мысли чистыми и не разбавленными чужими идеями.
Конт был убеждён в необходимости реформирования науки, и его планы реформ также распространялись на общественные отношения и религию. Его основной работой был шеститомный «Курс позитивной философии» (1830-1842).
В 1817 г. он стал секретарём Клода Анри Сен-Симона, с которым работал до 1824 г. Он уже включил очерк позитивной философии в статью 1822 г., озаглавленную как «План научных исследований, необходимых для реорганизации общества».
Конт во время работы развивал себя духовно, читал литературу с эстетическим и даже театральным уклоном, узнавал много нового о культуре и её принципах. Конт стал репетитором, потом экзаменатором, считался уважаемым, известным научным деятелем и философом.
После того, как учёный закончил книгу всей своей жизни, посвящённую позитивизму. Он сосредоточил всё свое внимание на религиозно-политических вопросах и начал активно заниматься благотворительностью.
Он быстро впал в бедность, которую изо всех сил пытался преодолеть. Несмотря на то, что он был человеком выдающихся способностей, его так и не приняли на академическую должность.
Но окружение Конта не поддерживало его идеи. Правительство не выделяло средств для поддержание его исследовательской деятельности, его работ, не разделяло его убеждения. Но учёный боролся до последнего для признания. В конце концов справедливость восторжествовала.
Он умер в Париже 5 сентября 1857 г от рака желудка и был похоронен на кладбище Пер-Лашез.
Основные этапы философии Конта
Этапы философской эволюции Конта отмечены тремя основными его работами.
Первый период (1820-1826) – период написания следующих небольших произведений: «Общая оценка элементов современности в прошлом» (1820); «План научных работ, необходимых для переустройства общества» (1822); «Философские размышления о науках и учёных» (ноябрь-декабрь 1825 г.) и др.
Второй этап состоит из лекций «Курс позитивной философии» (издавались отдельными томами с 1830 по 1842 годы).
Третий этап отражён в «Системе позитивной политики» или «Социологическом трактате об основах религии человечества» (опубликованном с 1851 по 1854 год).
Основные этапы развития сознания по Огюсту Конту (3 способа мышления)
Огюст Конт занимался проблемой эволюции знания. Его учение основывалось на исследовании трёх способов мышления:
Конт сформулировал закон трёх стадий исторического развития. Согласно закону трёх стадий, человеческий разум проходит эти фазы последовательно. Он утверждал, что научная («позитивная») фаза является высшей стадией этой эволюции.
Теологическая стадия по Конту (теологический способ мышления)
На этой стадии мышление рассматривается как управляемый процесс. Природные явления объясняются сверхъестественными причинами. Знания возникают спонтанно и не имеют доказательств. Люди рассматривают предметы как одушевлённые, разумные и живые. Далее они рассматриваются как невидимые существа. При объяснении явлений люди ссылаются на сверхъестественные силы, божественные существа.
В конце концов все эти мысли поглощаются в единую субстанцию и сливаются в представление единого Бога. Этот Бог создал мир и управляет им по средствам собственных сил и при помощи своих «подчинённых». Этот этап характеризуется преобладанием духовенства и военных.
Метафизическая стадия по Конту (метафизический способ мышления)
На данной стадии мир объясняется метафизическими понятиями, главным считается вопрос природы. Люди объясняют явления с помощью абстрактных понятий и рациональных рассуждений (чаще всего оторванных от реальности). То есть важно то, что и как управляет природой.
Философ утверждает, что природными явлениями управляет не Бог, а сила природы. Человек начинает считать, что в окружающей среде всё ещё витает дух божества, но это уже что-то иное, некое, неопознанное. На этой стадии преобладают абстракции или умозрительные сущности. Они принимаются за реальность. Традиционные верования заменяются «отрицательной» философией.
Позитивная стадия по Конту (позитивный способ мышления)
Позитивистский способ (или научный) основывается на признании закономерных связей, роли науки в описании природных явлений и жизненных связей с окружающей действительностью. Главная идея – объективные законы. Сознание людей основано на точной оценке внешней реальности, что помогает предсказывать будущее и предотвращать ошибки в знаниях и практических видах деятельности.
Эта стадия базируется на точной оценке социальной действительности и исторической реальности. Интеграция и рациональная организация общества происходит под влиянием позитивной философии. По мнению Конта, от общего уровня человеческого знания зависит состояние техники, ремёсел, промышленности и др. На этом этапе люди могут определять и предсказывать ранее неизвестные факты.
Заслуга Огюста Конта в том, что он доказал, что каждая частная наука на своём пути проходит три этих стадии.
Позитивистская философия Конта
Конт обозначил основы позитивистской философии (он был создателем концепции позитивизма). Согласно Конту, основное предназначение философии – это точное и объективное знание, которое описывает реальные объекты. Философия Огюста Конта положительна, потому что:
По мнению Конта, позитивный философ – это тот, кто понял, что естественные науки создали наиболее совершенную модель научного исследования, используя только чисто фактическое исследование без туманных спекуляций. Положительный философ избегает абстрактных и «безупречных» творений и заменяет их конкретными и относительными.
Конта вдохновляли в первую очередь учёные-натуралисты: Бэкон, Декарт, Галилей, отчасти Ньютон и Дэвид Юм. Он также был обязан некоторыми идеями философу французского Просвещения Жану Д’Аламберу.
В то время были широко распространены планы социальных реформ. Конт дружил с представителем так называемого утопического социализма – Клод-Анри де Сен-Симоном. Возможно, от него Конт перенял многие социальные идеи.
Конт определил сферу применения позитивной философии, ограничив её фактически существующими объектами, о которых можно получить определённое и точное знание, то есть внешними фактами о физических объектах. Следовательно, метафизика не может быть предметом достоверного знания.
Философия должна была стать теоретической основой науки, целью которой должно быть сравнение и обобщение знаний, собранных исследователями. Позитивизм отвергал вопросы о существовании материи или Бога как неопределённые, выходящие за рамки подлинного опыта.
Абстрактные науки по Конту (теория абстрактных наук)
Конт создал одну из первых научных теорий. Он различал абстрактные науки (имеющие дело с законами, связывающими факты природы) и конкретные науки (описывающие факты, например, минералогию). Он считал математику, астрономию, физику, химию, биологию и социологию абстрактными науками.
Конт придумал в 1838 г. название «социология», чтобы отличать её от термина «социальная физика», используемую его интеллектуальными соперниками.
Он также изложил свою программу – исследования с использованием естественных, эмпирических и исторических методов человеческих обществ, их порядка и условий развития.
Все науки организованы в соответствии с уменьшающимся объёмом исследований, от астрономии до социологии, что сопровождается увеличением сложности изучаемых явлений. Последующие менее общие учения появились позже исторически и позже достигли эмпирической стадии, пройдя сначала через теологическую и метафизическую фазы.
В системе Конта позитивная наука была лишь частью идеальной социальной системы, которую он постулировал. Идеальной целью общества было совершенствование человеческой натуры. Однако его постулаты в этом отношении оказались необычными и отклонялись от его предположений относительно объективности:
Конт считал христианство реликвией, но тем не менее считал его ценным. По его словам, религия – это сочетание авторитета и моральных норм, которые направляют человека на путь послушания. Именно поэтому он считал религию отличным инструментом дисциплинирования общества.
Философия позитивизма Огюста Конта: основное влияние в истории философии
Философия Конта состоит из двух частей:
Первая часть имела широкий резонанс во Франции благодаря Эмилю Литтре, одному из величайших французских учёных, который отверг более поздние работы Конта, но с энтузиазмом воспринял идеи, содержащиеся в более ранних работах. В Англии его философия вдохновила Джона Стюарта Милля.
Вторая часть повлияла на его последователей, сосредоточенных вокруг Пьера Лаффита. Позитивистская философия, проповедовавшая учение Конта, распространилась во многих странах мира.
Позитивизм в философии: понятие и основные идеи, стадии
В науке термином «позитивизм» обозначают отдельную ветвь философии, сформировавшуюся в 30-ых гг. 19 века и сохранившуюся до наших дней. В своем развитии позитивизм прошел три стадии:
Основоположником данного течения является французский философ Огюст Конт, введший в философию термин «позитивизм» и первым провозгласивший тезис о разрыве позитивных наук с философией. Впоследствии идеи Конта были развиты и дополнены его последователями, англичанами Г. Спенсером и Дж. Миллем.
Что такое позитивизм?
Позитивизмом — это одна из ветвей философии, согласно которой, истинное знание можно получить только в рамках отдельных, конкретных наук, а первостепенной задачей философии является исключительно объединение этих знаний. Основой позитивизма стало заявление о том, что любая научная дисциплина становится философией для самой себя. Термин «позитивизм» происходит от латинского слова «positivus», в переводе означающего «положительный».
Главным научным вопросом позитивисты считают вопрос «как?», при этом, они не связывают его с вопросом «почему?». Следовательно, ученым надлежит только регистрировать и описывать факты, но не заниматься их объяснением. Все вопросы абстрактного характера предполагалось разрешать с помощью религиозных и метафизических методов, оставляя в научном поле зрения только конкретные вопросы, решение которых предполагало использование конкретных методик.
Главной задачей позитивизма является получение объективных знаний, его представители подвергают критике любые заключения, созданные на основе умозрительных образов изучаемых явлений и предметов. Впоследствии свою критическую позицию позитивисты стали применять ко всей философии, что стало фундаментом для появления идеи об очищении науки от влияния метафизики. При этом многие представители данного направления сохраняли веру в построение «хорошей», основанной исключительно на науке, философии, по своей методологии ничем не отличающейся от всех остальных наук.
Основные идеи позитивизма
Все познания человечества позитивисты разделяли на позитивные (т.е. привязанные к конкретным научным дисциплинам) и идеологические (им необходимо было найти методы для установления должного). Конкретные знания они называли истинными, поскольку их проверка на практике не вызывала затруднений, а знания идеологические относили к разряду познаний, выходящих за пределы истинной оценки. На этом основании ими делался вывод о непризнании наукой любой общественной науки, основанной на субъективных интересах, целях и идеалах.
К основополагающим постулатам описываемого направления относят следующие утверждения:
Теперь рассмотрим более подробно каждую из стадий позитивизма и её особенности.
«Первый» (классический) позитивизм
Развитие классического (или «первого») позитивизма приходится на середину девятнадцатого столетия, авторами этого направления стали О. Конт, Г. Спенсер и Дж. Милль. Процесс формирования направления происходил в 30-ых и 40-ых гг. 19 века, его основатели противопоставляли позитивизм основополагающим тезисам традиционной философии того времени.
Основатель данного направления, французский философ и социолог О. Конт, в своих взглядах и суждениях основывался на ряде идей эпохи Просвещения, именно они стали фундаментом его теории о бесконечном научном прогрессе. Конт взял на вооружение разработанный энциклопедистами метод по выделению научных дисциплин, осудив использование метафизических методик в сфере получения практических научных знаний.
Еще одной яркой идеей Конта стала идея о создании «новой философии», призванной объединить и систематизировать все полученные ранее людьми научные данные. Общество он рассматривал как живой организм, проходящий в своем развитии три главные стадии:
«Второй» позитивизм (эмпириокритицизм)
Данное направление возникло на рубеже девятнадцатого и двадцатого столетий, к его главным представителям относят Р. Авенариуса и Э. Маха. Возникновение и развитие «второго» позитивизма тесно связано с кризисом классического позитивизма, развившегося на фоне множества научных открытий, сделанных учеными в этот период. В результате данного кризиса и возникла новая форма позитивизма – эмпириокритицизм. Главным предметом изучения указанного ответвления стали механизмы, ведущие к образованию знаний, а также научный тип мышления.
Последователи этого направления выражали уверенность в том, что с помощью досконального анализа познания можно вычислить те его сферы, где мысли исследователей более всего подвержены возможным ошибкам, поскольку ими не соблюдается основное условие получения позитивных знаний, а именно – непрерывность процесса познания. Результатом подобного «сбоя» станет недостаточный контроль ученого за ходом его мыслей, что неминуемо приведет к проникновению в науку различных метафизических утверждений. Свою основную цель последователи «второго» позитивизма видели в «очищении опыта», для чего призывали выявлять и нейтрализовать сами истоки метафизики в научном мышлении.
Еще одним важным элементом программы эмпириокритицизма стала попытка обращения к истории науки, происходившая в рамках принятия сторонниками «второго» позитивизма принципа «непрерывности». По этой причине работы эмпириокритиков по научной истории не похожи на прежние работы по данной тематике, больше напоминающие летописи. В их трудах достигнутый человечеством научный прогресс показан в строгом хронологическом порядке с явным акцентом на непрерывность развития науки.
«Третий» позитивизм (неопозитивизм)
Значительные изменения в области теоретической физики, происходившие на протяжении всего двадцатого века, обусловили процесс дальнейшей трансформации позитивизма. В итоге фундаментальные интересы направления немного сместились, и основным вопросом изучения для позитивистов стали вопросы анализа научной сферы и логической структуры ее теорий. В результате этих изменений в 20-ые гг. 20 столетия на смену эмпириокритицизму пришел «третий» позитивизм (или неопозитивизм).
Указанное направление не входило в конфликт с исходными мировоззренческими принципами и формулами позитивизма в целом, например, неопозитивисты были ярыми сторонниками применения научной методологии в познавательной деятельности. При этом последователи неопозитивизма принципиально противопоставляли философию науке, полагая, что единственным истинным знанием является знание научного характера. Таким образом, неопозитивисты стали самыми радикальными последователями обоснованного сциентизма во всей философии двадцатого века, что обоснованно вызвало немалый интерес к предложенной ими программе в научной среде 20-30-ых гг. Но уже после Второй мировой войны популярность неопозитивизма стала падать, одновременно с этим все больший вес в философии начали набирать ее новые направления, пытавшиеся критиковать сциентистский научный культ тех лет.
Сциентизм — это представление о науке как о единственно верном источнике истины, а все вопросы должны разрешаться исключительно в рамках научного метода.
Однако неопозитивизм является весьма важной и своеобразной стадией эволюции всего позитивистского учения. Неопозитивисты свели основные функции философии не к систематизации научных знаний, как это было до них, а к разработке методик, позволявших анализировать полученные знания. Несомненно, неопозитивисты проявили себя более радикально, нежели их предшественники, особенно в вопросах, касавшихся отказа от привычных ранее способов философского мышления, при этом, их позиция была обоснована реальными запросами теоретического мышления первой половины 20 века.
Постпозитивизм
В 60-70-ых гг. 20 века в философии западных стран начало развиваться направление, получившее название постпозитивизм. По своим идейным и мировоззренческим установкам постпозитивизм продолжал поддерживать связи с неопозитивизмом, однако постпозитивисты отрицали неопозитивистскую интерпретацию основных функций методологического анализа научной деятельности.
Последователи данного направления философии отвергали любые попытки абсолютизации методик логической формализации, также, в отличие от неопозитивистов, они придавали большое значение исследованию истории науки для лучшего понимания ее системы и методологии. Немалое влияние на постпозитивизм оказали идеи Карла Поппера, который еще до Второй мирровой войны огласил собственную концепцию философии науки, близкую позиции неопозитивизма, но активно конкурировавшую с ним в послевоенный период.
Помимо этого, постпозитивисты критиковали радикальный сциентизм, исходивший от неопозитивистов и игнорировавший роли разнообразных форм находящегося за рамками науки сознания в контексте значимости данных форм для науки. Одновременно с этим сторонники постпозитивизма не отказались от свойственной всем позитивистам антиметафизической позиции, но основной задачей философии на данном временном этапе, по их мнению, является лингвистический анализ и исследование естественного языка.
Связь позитивизма с другими научными дисциплинами
Главным внешним конфликтом описываемого направления является противоборство позитивизма с метафизикой, которая, по мнению позитивистов, занимается манипуляцией не соответствующими реальности терминами. Сторонники позитивизма, наоборот, опираются исключительно на эмпирические наблюдения и описания явлений и предметов, они доверяют лишь проверенным научным знаниям, а вся их деятельность направлена на поиски научных методик, свободных от метафизики. Выражать результаты полученных наблюдений, по их мнению, следует при помощи специальных «протокольных предложений», предельно просто и доступно выражающих только научные факты, без их искажения, переделывания, изменений и дополнений. Любой разговор о недостоверных фактах отвергается последователями позитивизма как бессмысленный и бесполезный.
Таким образом, общим для всех позитивистов стремлением стала попытка избавить науку от необоснованных и ненужных «излишеств», являющихся на их взгляд бесполезными. Схожие с позитивистами взгляды и подходы в сфере этики и области познания демонстрировали эпикурейцы, не желавшие выходить за границы эмпирики, а потому отбрасывавшие любые «расширения себя» за пределы фактов.
74. Позитивизм О. Конта
74. Позитивизм О. Конта
Огюст Конт (1798–1857) – основатель позитивизма – философского течения, утверждающего, что позитивное знание может быть получено как результат сугубо научного (не философского) познания и должно быть подвергнуто процедуре проверки посредством опыта. Он также является основоположником социологии.
Конт призывал к соединению философии с жизнью и конкретному анализу фактов и явлений. Задачу исследователя видел в том, чтобы описывать и систематизировать то, что мы получаем в ощущении. При этом он отказывается от поиска причин явлений. Он полагал, что достигнуть абсолютных знаний невозможно. Много места в своих произведениях Конт уделял классификации наук. Он отвергал принцип классификации наук по различным способностям человеческого ума, а полагал, что принцип деления наук должен «вытекать из изучения самих классифицируемых предметов и определяется действительным сродством и естественными связями, которые между ними существуют». Считал, что все науки объединяет глубокая внутренняя связь.
Он придерживался взгляда на общество как такой организм, развитие которого определяется формами мышления. Общество проходит в своем развитии, согласно Конту, три стадии: теологическую, на которой люди объясняют все явления, исходя из религии, посредством действия сверхъестественных сил; метафизическую, на которой эти явления объясняются действием различных сущностей и причин; позитивную, на которой все явления объясняются научным образом, с позиций позитивизма. Позитивная наука занимается тем, что выявляет порядок, законы природы и общества. Метафизические проблемы, то есть вопросы бытия и его сущности, объявляются неразрешимыми. Наука и философия должны познавать законы природы и общества. На позитивной стадии преодолевается разрыв между теорией и практикой, который был на предыдущей стадии. Решающая сила развития общества по пути прогресса – это прогресс знаний.
Идеи позитивизма получили широкую популярность между естествоиспытателями XIX века. Последователями Конта были Дж. Ст. Милль, Г. Спенсер.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
III. Гносеологический позитивизм
III. Гносеологический позитивизм Современные гносеологические изыскания ведутся по двум главным направлениям. Одно идет по стопам Юма, хотя представители его, по-видимому, не знают этого; второе направление является сознательным следованием по пути, который Кант больше
Позитивизм
2. Логический позитивизм
2. Логический позитивизм В 1922 году на кафедре натуральной философии Венского университета, которую после смерти Э. Маха возглавил профессор М. Шлик, собралась группа молодых ученых, поставивших перед собой смелую цель — реформировать науку и философию. Эта группа вошла
Глава VII Позитивизм
Глава VII Позитивизм В 30—40 гг. XIX в. возникает и широко распространяется философия французского мыслителя Огюста Конта (1798—1857). Она получила название философии позитивизма. Возникнув во Франции, позитивизм затем разрабатывается в Англии, Германии и других странах
74. Позитивизм О. Конта
74. Позитивизм О. Конта Огюст Конт (1798–1857) – основатель позитивизма – философского течения, утверждающего, что позитивное знание может быть получено как результат сугубо научного (не философского) познания и должно быть подвергнуто процедуре проверки посредством опыта.
1. Позитивизм
1. Позитивизм — Сильная сторона позитивизма в том, что он не желает упустить никакой эмпирической реальности. Он отвергает всякое средство, позволяющее превратить какую-нибудь действительность в нечто недействительное, под именем случайного, безразличного,
I ДОКТРИНА ОГЮСТА КОНТА ОТНОСИТЕЛЬНО НАУКИ И РЕЛИГИИ
I ДОКТРИНА ОГЮСТА КОНТА ОТНОСИТЕЛЬНО НАУКИ И РЕЛИГИИ Система Огюста Конта состоит в методическом переходе от науки к религии через философию. Метод, при помощи которого это движение осуществлено, и который определяет собою значение и ценность добытых таким образом
Логический позитивизм
Логический позитивизм В период между первой и второй мировыми войнами были выдвинуты новые философские идеи. Многие из них были стимулированы развитием неклассической физики и стали предметом серьезного эпистемологического анализа со стороны логического позитивизма.
87. ПЕРВЫЙ ПОЗИТИВИЗМ КОНТА, МИЛЛЯ И СПЕНСЕРА
87. ПЕРВЫЙ ПОЗИТИВИЗМ КОНТА, МИЛЛЯ И СПЕНСЕРА Позитивизм — направление в науке и философии, исходящее из «позитивного», т. е. из устойчивого, фактического, несомненного.Первый позитивизм называется классическим позитивизмом, его представители: Огюст Конт (1798–1857); Милль
15. Позитивизм О. Конта
15. Позитивизм О. Конта Позитивизм — философское направление, утверждающее, что источником подлинного, «положительного» (позитивного) знания могут быть лишь отдельные конкретные (эмпирические) науки и их синтетические объединения, а философия как особая наука не может
Ненужность философии. Позитивизм
Ненужность философии. Позитивизм Неклассические учения создали не только представители философии жизни. В XIX в. появились и другие течения, критиковавшие классические философские теории. Родоначальником одного из них был французский философ XIX в. Огюст Конт, который
Глава первая ПОЛИТИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕЗИСЫ ОГЮСТА КОНТА
Глава первая ПОЛИТИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕЗИСЫ ОГЮСТА КОНТА Содержание позитивизма не ограничивается взглядами его основателя на общество и правительство[1489]; но отыскивать у Конта главным образом социальную и политическую доктрину вовсе не значит умалять или
Прим. L …задолго до приверженцев Тэна или Огюста Конта
Прим. L …задолго до приверженцев Тэна или Огюста Конта Когда настоящая работа публиковалась в журнале, некоторые оппоненты заявили, что вся наша критика современного интеллектуала несостоятельна, так как мы не уделили большего внимания автору «Происхождения
§ 23. Этический позитивизм
§ 23. Этический позитивизм Всякий спор о принципах в области этики можно свести к основной противоположности между этическим позитивизмом и идеализмом. Первый стремится опереться исключительно на позитивную основу непосредственно переживаемых фактов, придавая всему,
Позитивизм (Positivisme)
Позитивизм (Positivisme) Первоначально название системы, предложенной Огюстом Контом, утверждавшим, что опираться следует только на факты и научное знание. Он отказался от поиска не только абсолюта, но и причин (почему все происходит так, а не иначе), чтобы сосредоточить