Что такое социальные институты обществознание 10 класс

Что такое социальный институт: примеры, виды, функции

Что такое социальные институты обществознание 10 класс. Смотреть фото Что такое социальные институты обществознание 10 класс. Смотреть картинку Что такое социальные институты обществознание 10 класс. Картинка про Что такое социальные институты обществознание 10 класс. Фото Что такое социальные институты обществознание 10 класс

Приветствую Вас, друзья!

Современное человеческое общество представляет собой сложную систему, существование которой возможно только благодаря наличию социальных институтов. Они задают правила поведения, диктуют нормы морали, предписывают выполнять одни действия и запрещают другие. Благополучное существование и развитие современного общества возможно именно благодаря тому, что вся наша жизнь подчинена социальным институтам. И сегодня мы поговорим о том, что они собой представляют, как устроены, какими бывают и какие функции выполняют.

Что такое социальный институт?

Социальный институт – исторически сложившаяся или созданная целенаправленными усилиями форма организации взаимодействия людей в определенной сфере жизни общества, в рамках которой реализуются определенные функции, главной из которых является удовлетворение потребностей. Основу социального института составляют правила поведения, которых должны придерживаться все члены общества.

Термин «социальный институт» образован от латинских слов socius (общий, совместный) и institutum (учреждение, обычай). Словом «социальный» обозначают понятия, связанные с обществом. Словом «институт» – определенный класс организаций и общественных явлений.

Социальный институт должен обеспечивать решение таких задач как:

Автором данного понятия считается Герберт Спенсер (правда, он сам предпочитал термин «социальное учреждение»). Он провёл параллель между обществом и обычным биологическим организмом, в котором разные органы отвечают за разные сферы жизнедеятельности (позже эта концепция получила название «органицизм»).

Изучая принципы функционирования общества, Спенсер выделил в нём функциональные элементы, отвечающие за конкретные сферы жизни данного общества, и назвал их социальными учреждениями или институциями. Современный термин «социальный институт» ввёл американский социолог Торстейн Веблен, чьи взгляды на сущность данного понятия несколько отличались. Разница во взглядах Спенсера и Веблена заключалась в том, что первый считал социальный институт органом, осуществляющим регулирующую функцию, а второй – совокупностью принципов поведения.

Примеры социальных институтов

Чтобы лучше понять, что такое социальный институт, рассмотрим основные примеры, наглядно демонстрирующие суть данного понятия:

Разумеется, это далеко не полный список институтов, так или иначе влияющих на нашу жизнь. Важно отметить, что некоторые из них сложились исторически и выглядят примерно одинаково в разных культурах (например, семья). Другие же сформированы целенаправленно для обеспечения порядка и развития (например, право).

Структура социального института

Любой социальный институт – это система с довольно сложной структурой. При этом разные исследователи могут по-разному понимать определение социального института и, соответственно, по-разному интерпретировать его структуру. В качестве основных структурных составляющих социального института можно выделить такие элементы как:

Некоторые исследователи полагают, что уместнее рассматривать не отельные элементы социального института, а его признаки, основными из которых являются следующие:

Функции социальных институтов

С точки зрения современной социологии, социальный институт – это система, основная цель которой заключается в том, чтобы удовлетворять определенные потребности социума. Для этого каждый институт осуществляет специфические функции в рамках сферы жизни общества, которую он регулирует. Таких функций довольно много (мы рассматривали их выше, перечисляя примеры институтов), но четыре из них являются основополагающими:

Социальные институты могут выполнять свои функции только тогда, когда большинство населения признаёт их целесообразность и легитимность.

Классификация социальных институтов

Лучше понять, что такое социальный институт, позволяет изучение существующих подходов к классификации. Существует много способов делить институты на разные виды. Рассмотрим несколько наиболее распространенных подходов:

Классификация по масштабности:

Классификация по сложности:

Классификация по сфере деятельности:

Классификация по наличию нормативной базы:

Институционализация

Развитие общества до современного уровня было бы невозможно без становления и развития социальных институтов – институционализации. Данный процесс продолжается и сегодня, поскольку в предыдущие годы развитие общества не только не остановилось, но и значительно ускорилось. У людей появляются новые потребности, а вместе с этим возникают и новые социальные институты.

Случается и так, что давно сформировавшиеся институты теряют актуальность, что приводит к их реформированию или даже исчезновению. К примеру в XIX веке были ликвидированы такие социальные институты как рабство и крепостное право. К XX веку во многих странах была ликвидирована монархия. В то же время в некоторых странах монархия продолжает благополучно существовать и сегодня, хоть и претерпела значительные изменения. Также в последние годы переживают заметную трансформацию такие институты как семья, брак и религия.

Источник

Презентация по обществознанию на тему Социальные институты» (10 класс)

Что такое социальные институты обществознание 10 класс. Смотреть фото Что такое социальные институты обществознание 10 класс. Смотреть картинку Что такое социальные институты обществознание 10 класс. Картинка про Что такое социальные институты обществознание 10 класс. Фото Что такое социальные институты обществознание 10 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Социальные институты Слабова В.В. ГБОУСОШ №78

Что такое социальные институты обществознание 10 класс. Смотреть фото Что такое социальные институты обществознание 10 класс. Смотреть картинку Что такое социальные институты обществознание 10 класс. Картинка про Что такое социальные институты обществознание 10 класс. Фото Что такое социальные институты обществознание 10 класс

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что такое социальные институты обществознание 10 класс. Смотреть фото Что такое социальные институты обществознание 10 класс. Смотреть картинку Что такое социальные институты обществознание 10 класс. Картинка про Что такое социальные институты обществознание 10 класс. Фото Что такое социальные институты обществознание 10 класс

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

Что такое социальные институты обществознание 10 класс. Смотреть фото Что такое социальные институты обществознание 10 класс. Смотреть картинку Что такое социальные институты обществознание 10 класс. Картинка про Что такое социальные институты обществознание 10 класс. Фото Что такое социальные институты обществознание 10 класс

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что такое социальные институты обществознание 10 класс. Смотреть фото Что такое социальные институты обществознание 10 класс. Смотреть картинку Что такое социальные институты обществознание 10 класс. Картинка про Что такое социальные институты обществознание 10 класс. Фото Что такое социальные институты обществознание 10 класс

Номер материала: ДБ-814226

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что такое социальные институты обществознание 10 класс. Смотреть фото Что такое социальные институты обществознание 10 класс. Смотреть картинку Что такое социальные институты обществознание 10 класс. Картинка про Что такое социальные институты обществознание 10 класс. Фото Что такое социальные институты обществознание 10 класс

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что такое социальные институты обществознание 10 класс. Смотреть фото Что такое социальные институты обществознание 10 класс. Смотреть картинку Что такое социальные институты обществознание 10 класс. Картинка про Что такое социальные институты обществознание 10 класс. Фото Что такое социальные институты обществознание 10 класс

Рособрнадзор разрешил провести ВПР по некоторым предметам на компьютерах

Время чтения: 0 минут

Что такое социальные институты обществознание 10 класс. Смотреть фото Что такое социальные институты обществознание 10 класс. Смотреть картинку Что такое социальные институты обществознание 10 класс. Картинка про Что такое социальные институты обществознание 10 класс. Фото Что такое социальные институты обществознание 10 класс

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

Что такое социальные институты обществознание 10 класс. Смотреть фото Что такое социальные институты обществознание 10 класс. Смотреть картинку Что такое социальные институты обществознание 10 класс. Картинка про Что такое социальные институты обществознание 10 класс. Фото Что такое социальные институты обществознание 10 класс

При засыпании человеческий мозг может решать сложные задачи

Время чтения: 1 минута

Что такое социальные институты обществознание 10 класс. Смотреть фото Что такое социальные институты обществознание 10 класс. Смотреть картинку Что такое социальные институты обществознание 10 класс. Картинка про Что такое социальные институты обществознание 10 класс. Фото Что такое социальные институты обществознание 10 класс

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что такое социальные институты обществознание 10 класс. Смотреть фото Что такое социальные институты обществознание 10 класс. Смотреть картинку Что такое социальные институты обществознание 10 класс. Картинка про Что такое социальные институты обществознание 10 класс. Фото Что такое социальные институты обществознание 10 класс

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

Что такое социальные институты обществознание 10 класс. Смотреть фото Что такое социальные институты обществознание 10 класс. Смотреть картинку Что такое социальные институты обществознание 10 класс. Картинка про Что такое социальные институты обществознание 10 класс. Фото Что такое социальные институты обществознание 10 класс

В Липецкой области начинающие педагоги получат 120 тысяч рублей

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Методическая разработка урока обществознания 10 класс на тему «Социальные институты»

Технологическая карта урока обществознания

Тема урока: « Социальные институты »

Цель: формирование условия для понимания обучающимися общества как целостной системы через развитие умения анализировать сущность социальных институтов, синтезировать, преобразовывать информацию из текста.

Образовательные: познакомить с основными этапами институционализации, с типологией социальных институтов, показать их взаимодействие и функции;

Развивающие: развивать умения характеризовать с научных позиций основные социальные объекты, объяснять внутренние и внешние связи изученных социальных объектов, участвовать в дискуссии, работать с документами;

Воспитательные: формировать отношение к потребностям общества и функциям социальных институтов, вырабатывать гражданскую позицию

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок с элементами самостоятельной работы учащихся

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создает позитивный настрой на работу.

Личностные: самоопределение к деятельности, готовность и способность обучающихся к саморазвитию. Коммуникативные: умение воспринимать информацию.

Познавательны е: умение обобщать и формулировать проблемные вопросы. Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Личностные: стремление к успешности в учебной деятельности

Создание проблемной ситуации

Древние китайцы, задумываясь о том, что определяет судьбу человека, придумали красивую легенду, где упоминались следующие понятия: «ян» и «инь», изображенные на двух сторонах веера.

Согласно легенде владелец этого магического предмета должен сделать выбор: повернуть веер Добром к себе, а Злом к внешнему миру. Или наоборот, Злом к себе, а Добром к внешнему миру. В первом случае желания исполняются и существование улучшится, но ухудшится окружающий мир. Во втором случае мир изменится к лучшему, но за счет того, что станет хуже человеку.

Сегодня вряд ли кто-нибудь из нас будет следовать этой легенде.

Но что же направляет поведение человека в обществе? Что регулирует его поведение? Об этом мы будем говорить на нашем уроке.

Тема урока: «Социальные институты».

Личностные: самоопределение к деятельности, готовность и способность учащихся к саморазвитию. Коммуникативные: умение воспринимать информацию. Регулятивные: умение определять проблему урока, находить пути ее решения.

Формирование новых знаний, решение проблемы урока

1. Понятие «социальный институт»

— На основании приведенных определений выделите:

1. Главные черты социального института.

2. Сформулируйте комплекс признаков, присущих социальному институту.

(По ходу работы составляется схема.)

— По каким признакам социального института вы выявили семью, школу и государство?

— Какие роли вы выполняли в семье? В школе? На улице?

— Почему в каждом из приведенных примеров вы выбирали ту или иную модель поведения?

— Скажите, социальные институты появляются сами по себе? Как появился социальный институт «школа»?

Итак, процесс возникновения социальных институтов, институционализация, — объективный процесс. Он проходит ряд этапов:

• возникновение насущной потребности, осознание ее обществом, формирование на этой основе общих целей;

• постепенная выработка социальных норм, призванных регулировать соответствующую область;

• создание особой системы знаков, символов, говорящих о принадлежности к данному институту;

• возникновение соответствующей системы статусов и ролей;

• создание материальной базы социального института;

• включение сложившегося института в существующую социальную систему, формирование набора санкций для обеспечения ожидаемого поведения.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме, выражать собственное мнение и аргументировать его; умение слушать и понимать других. Познавательны е: умение на основе анализа объектов делать выводы, наблюдения над историческим материалом, структурировать знания; извлекать информацию из иллюстраций, текста, делать выводы; понимание фактического и образного содержания. Личностные: самоопределение к деятельности, понимание значимости выполняемого задания; формирование внутренних нравственных правил общения друг с другом. Регулятивные: понимание выполнения задания, выполнение пробного учебного действия, фиксирование затруднения

Организация групповой работы:

Разбившись на группы, проиллюстрируйте на конкретных примерах становление социального института. Выбор произвольный. При работе можете опираться на изученный материал.

Типы социальных институтов

Чем отличаются между собой главные и неглавные социальные институты?

Дайте характеристику следующих неглавных институтов:

Функции социальных институтов

Для сильных учащихся – работа с текстом.

Познавательны е: умение находить ответы на вопросы, используя пособие и информацию, полученную на уроке. Регулятивные: умение определять успешность выполнения своего задания, сравнивая результата с эталоном

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Регулятивные: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные: стремление к успешности в учебной деятельности

Итог урока. Домашнее задание

Выучите § 2, выполните задания 3, 6.

Что такое социальные институты обществознание 10 класс. Смотреть фото Что такое социальные институты обществознание 10 класс. Смотреть картинку Что такое социальные институты обществознание 10 класс. Картинка про Что такое социальные институты обществознание 10 класс. Фото Что такое социальные институты обществознание 10 класс

Функции социальных институтов

Производство предметов потребления

Удовлетворять потребности людей через комплекс разнообразных товаров в пище, тепле, комфортной среде обитания

Производство данных вещей помогает нам повышать собственный престиж в своих глазах и глазах окружающих

Возникновение крупных промышленных предприятий

Работа на таких предприятиях учила рабочих точности, дисциплине, координации своих действий с другими, т. е. формировала новый тип работника

Средства массовой информации

Освещение сведений о событиях

Внедрение в сознание людей определенных установок, моделей ожидаемого поведения

Внимательно изучите дополнительный материал и ответьте на вопросы.

Разрастание бюрократического аппарата

Усиливался, переходя все разумные пределы, управленческий централизм. Почти все дела решались в Петербурге. Даже высшие учреждения (Государственный совет и Сенат) были завалены массой мелких дел. Это породило громадную переписку, нередко носившую формальный характер: губернские чиновники строчили ответ на бумагу из Петербурга, не вникнув в суть дела и не собрав необходимых сведений.

Современное государство не может обойтись без исполнительного аппарата чиновников. Однако он должен работать в строгих рамках закона, под надзором и контролем представительных органов и независимого от администрации суда. Только подлинно конституционный строй положил конец всевластию бюрократии.

1. Какую явную функцию ставил перед государством император Николай I?

2. Была ли она реализована? Почему?

3. Можно ли сказать, что речь идет о дисфункции? Позицию аргументируйте.

4. Дисфункция социального института может проявляться:

• в падении его престижа в обществе;

• потере такого качества, как деперсонализация.

Источник

Социальные институты – примеры, признаки и виды (обществознание, 10 класс)

Мы привыкли слышать понятие института в значении образовательного учреждения. Но, оказывается, существует также понятие социального института, который, как форма организации общественной жизни, играет большую роль для каждого из нас. Узнаем, что такое социальный институт, и какие его разновидности существуют.

Что такое социальные институты обществознание 10 класс. Смотреть фото Что такое социальные институты обществознание 10 класс. Смотреть картинку Что такое социальные институты обществознание 10 класс. Картинка про Что такое социальные институты обществознание 10 класс. Фото Что такое социальные институты обществознание 10 класс

Понятие

Социальный институт – это комплекс ролей, которые человек играет, находясь в обществе, а также норм, которые регулируют его поведение.

Признаки социальных институтов:

Основные этапы возникновения института:

Из вышесказанного следует, что причиной возникновения социального института является некая насущная потребность, которая характерна сразу для большого количества людей.

Что такое социальные институты обществознание 10 класс. Смотреть фото Что такое социальные институты обществознание 10 класс. Смотреть картинку Что такое социальные институты обществознание 10 класс. Картинка про Что такое социальные институты обществознание 10 класс. Фото Что такое социальные институты обществознание 10 класс

Примеры

Рассмотрим примеры социальных институтов общества, и представим основные из них в виде таблицы.

Принцип классификации

Разновидности

Примеры

По значению для общества

Экономические, политические институты, семья, наука, образование, культура, религия

Неосновные (являются частью основных)

Институт собственности, институт монархии

По времени возникновения

Первичные социальные институты

Власть (самый ранний), государство, религия, семья

Поздние, присущие современному обществу

Социальные институты различаются не только по характеру реализуемых ею функций, но и по тому, как они взаимодействуют друг с другом.

В этом отношении выделяют следующие виды социальных институтов:

Функции социальных институтов

Как мы уже выяснили, главной (явной) функцией любого института является удовлетворение важной для людей потребности. Помимо этого социальные институты выполняют скрытые функции:

Что мы узнали?

Таким образом, одна из тем обществознания посвящена изучению понятия социального института. Мы выяснили, что это вызванная насущной потребностью форма организации людей, которой присущи определенные правила поведения, символы и санкции. Главное назначение социальных институтов заключается в удовлетворении общественного запроса. Например, институт образования реализует потребность людей в получении и передаче знаний, а институт семьи – в удовлетворении базовых нужд, а также заботе, поддержке, воспитании семьи, организации совместной хозяйственной деятельности.

Источник

ЕГЭ. Общество.Тема 4. Социальные институты

Что такое социальные институты обществознание 10 класс. Смотреть фото Что такое социальные институты обществознание 10 класс. Смотреть картинку Что такое социальные институты обществознание 10 класс. Картинка про Что такое социальные институты обществознание 10 класс. Фото Что такое социальные институты обществознание 10 класс

Институт. Чаще всего данное слово употребляется в значении высшего учебного заведения( педагогический, медицинский институт).Однако слово « институт» — многозначное. «Институт» — слово латинское. В переводе обозначает « учреждение».

В общественных науках употребляется термин « социальный институт».

Что такое социальный институт?

Определений данного понятия несколько.

Вот одно из них, легко запоминающееся и вмещающее в себя суть данного термина.

Социальный институт – это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определённые функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.

ПОЯСНЕНИЕ.

И таких социальных институтов в обществе огромное количество. За всё кто-то где-то отвечает, выполняет определённые функции, чтобы удовлетворять социальные потребности людей.

Приведу таблицу, в которой обозначу наиболее важные социальные институты в каждой сфере общественных отношений.

Социальные институты, их виды

Институты по сферам общества.Что регулируютПримеры
Экономические институтыРегулируют производство и распределение товаров и услуг.Собственность, рынок, производство
Политические институтыРегулируют общественные отношения, используя властные полномочия.Главный институт — государство. Органы власти, партии, право, армия, суд
Социальные институтыРегулируют распределение социальных позиций и общественных ресурсов. Обеспечивают воспроизводство и наследование.Воспитание, здравоохранение, досуг, семья, социальная защита
Духовные институтыРегулируют и развивают преемственность культурной жизни общества, духовное производство.Церковь, школа, вуз, искусство

Социальные институты — постоянно развивающаяся структура. Возникают новые, отмирают старые. Это процесс называют институционализацией.

Структура социальных институтов

Структура, то есть элементы целого.

Ян Щепальский выделил следующие элементы социальных институтов.

Признаки социальных институтов

Функции социальных институтов

Формальные и неформальные социальные институты

Формальные институты — в них деятельность регулируется в рамках действующего законодательства (органы власти, партии, суд, семья, школа, армия и др.)

Неформальные институты — их деятельность не установлена формальными актами, то есть законами, приказами, документами.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *