Что такое социальные реалии
Что такое социальные реалии
Используют ли, по мнению автора, учёные-обществоведы понятие «общество» для описания природных реалий? Приведите фразу из текста, которая помогает ответить на данный вопрос. Назовите один пример социальных реалий из числа содержащихся в тексте и приведите два собственных примера общественных реалий.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
В современной лексике обществами могут называть и национально-государственные образования, существующие на политической карте мира, и добровольные объединения людей по профессиям и интересам (Общество филателистов, Общество спасения на водах и т. д.). Об обществе говорят тогда, когда имеют в виду социальное окружение человека, круг его общения (предостерегая от попадания в «дурное общество»).
Что же именуют обществом учёные, стремящиеся понять сущность общественной жизни, условия и механизмы её существования?
Каждому из нас приходилось сталкиваться с антитезой «общество — природа», которая служит средством классификации явлений по их принадлежности к различным формам существования, уровням организации окружающего и охватывающего нас мира. Мы знаем, к примеру, что планетарная система или сила тяготения принадлежат к миру природных реалий, в то время как гидростанции, симфоническая музыка или совесть принадлежат обществу, представляют собой общественные явления, отсутствующие в царстве природы. В таком наиболее широком понимании термин «общество» представляет собой системную совокупность свойств и признаков, присущих явлениям и коллективной, и индивидуальной жизни людей, благодаря которым они включаются в особый мир, выделенный из природы и от природы отличный.
В таком своём значении термин «общество» совпадает с понятиями «надорганический мир», «социокультурная реальность», «социальная форма движения материи», «социум» и пр., с помощью которых разные научные школы передают специфику неприродных реалий нашего мира.
Соответственно большинство философов и социологов критически относятся к попыткам учёных-естественников — прежде всего биологов — универсализировать понятие «общество», распространить его на природу, рассматривая общество как «коллективность вообще» и называя им пчелиные ульи, муравейники или волчьи стаи. Напротив, общество рассматривается как сугубо специфичный по своим законам мир людей и созданных ими культурных артефактов — порождений человека, которых нет в нерукотворной природе.
И так, в самом широком из своих смыслов термин «общество» обозначает социальность вообще, выступающую как антитеза природы и природного.
СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
В настоящее время употребляют термин «С.Р.» в двух смыслах: онтологическом, отражающим все объективно существующие социальные процессы и явления; и эпистомологическом, являющимся предметом конкретных социально-гуманитарных наук и теорий.
В последние годы получили распространение теории, рассматривающие С.Р. во всем многообразии субъектно-объектных отношений, включающих как индивида со своими смыслами и значениями, так и социальные структуры, организации и институты.
Общество, следовательно, обеспечивает необходимые условия для целенаправленного (интенционального) человеческого действия, и целенаправленное человеческое действие есть необходимое условие жизни общества. Общество существует только в человеческом действии, но человеческое действие всегда выражает и использует ту или иную социальную форму. Эта концепция связи личности и общества вносит радикальное изменение в понимание С.Р.: 1. С.Р. есть субъективно-объективная реальность; 2. С.Р. не существует независимо от идей и представлений субъектов о сути своей деятельности; 3. С.Р. не может быть познана методами естественных наук (гипотетико-дедуктивными) как «бессловесная» вещь, а предполагает иные методы, направленные на постижение смыслов и значений «человеческого» мира.
Онтологический смысл понятия «С.Р.» в обществознании связан прежде всего с объектом научного познания. Когда же ученый, социолог рассматривает С.Р. как предмет исследования, то в данном случае говорят о С.Р. в эпистемологическом смысле. С.Р. как объект познания обозначает духовно и практически освоенный человеком мир общественных взаимосвязей как со стороны объективного, закономерного, сущностного, так и случайного, субъективного, уникального в нем. В этом смысле С.Р. есть сама жизнь, смысл и существование которой лежит в основе человеческого существования.
Эпистемологический смысл понятия «С.Р.» заключается в использовании данного термина для определения сфер С.Р., являющихся предметом конкретных социально-гуманитарных теорий и наук.
Такое разноаспектное понимание С.Р. позволяет, во-первых, понять возникновение и возможность существования многообразия социальных теорий (даже альтернативных), объясняющих онтологическую С.Р. и подкрепляющихся эмпирическими данными; во-вторых, избегать онтологизации объяснений конкретно-научных теорий; в-третьих, пересмотреть свои представления об истине, допуская возможность отхода от «жесткого» линейного ее понимания к более лояльному, «мягкому» и моральному значению.
Что такое социальная реальность?
Вычленив социальное действие из всей совокупности человеческих действий, его поведения, выделим еще одно фундаментальное понятие социологии, на наш взгляд, производное от понятия «социальное действие», — «социальная реальность».
Формирование более или менее точного представления о социальной реальности является залогом и понимания тонкостей и нюансов социологической науки, и практического применения выводов социальной науки применительно к реальным проблемам (в семейной жизни, в управлении людьми, в политической жизни и т.д.).
Понятие «социальная реальность» несет, на наш взгляд, вполне определенную смысловую нагрузку.
Мы используем это понятие для подчеркивания особенности той среды, в которой осуществляется социальное действие (взаимодействие), несводимости, невыводимости ее основных законов из логики развития других реальностей (физической, биологической, психической). Подчеркивается, что социальная реальность — это sui generis — особая, в своем роде реальность (термин, введенный Э. Дюркгеймом для обозначения социальной реальности), и это, пожалуй, общепризнанная трактовка понятия «социальная реальность».
Под социальной реальностью, социальной жизнью подчас понимается все, что создано, сотворено человеком*. Тот факт, что во всем, что создано человеком, воплощены результаты социальных взаимодействий людей, дает многим основание чрезмерно широко трактовать социальную жизнь, социальную реальность.
У некоторых не вызывает сомнения социальность Робинзона (поэтому любое его действие социально? -г- А.Э.), заброшенного волею судеб на необитаемый остров, поэтому они «не согласны с альтернативным пониманием социальности и, в частности, с М. Вебером, считавшим социальным только те действия, которые по своему смыслу ориентированы на поведение других. »**.
Откровенно говоря, подлинно научное понимание социальной реальности, более или менее четко отграниченной от других «реальностей», в отечественной социальной науке только формируется. Лишь выделив собственно социальную реальность, социальную
жизнь, социальное пространство, социальное поле (по сути эти понятия в данном контексте являются синонимами), мы получаем возможность научно корректно анализировать проблемы социальной жизни. По крайней мере социологический анализ предполагает такую процедуру.
Можно ли ставить знак равенства между тем, что создано благодаря социальным действиям и взаимодействиям, т.е. благодаря социальной жизни, социальной реальности (здания, автомобили, компьютеры, музыка и т.д.), и тем, что такое собственно социальная реальность?
Социальная реальность— это аналитически вычленяемая из всех явлений, охватывающих жизнедеятельность людей, система действий и взаимодействий между людьми. Социальная реальность может быть воплощена и погружена в материально-вещественные объекты, атрибуты, ресурсы (помещения, технологии), но не включает их в себя, представляя собой особую систему, развивающуюся по особым законам. Под термином «социальная реальность» «мы понимаем всю совокупность объектов и событий в социокультурном мире как объекте обыденного сознания людей, живущих своей повседневной жизнью среди себе подобных и связанных с ними разнообразными отношениями интеракций (взаимодействий. — А.Э.). Это мир культурных объектов и социальных институтов, в котором все мы родились, внутри которого должны найти свою точку опоры и с которым должны наладить взаимоотношения»*.
В чем своеобразие той ткани, первоматерии, из которой сотканы основные элементы социальной реальности?
Следует иметь в виду, что человеческому сознанию легче воспринимать неосязаемые, но практически существующие явления по аналогии с природными объектами, которые зримы, осязаемы, легко воспринимаемы сознанием. Таких аналогий-иллюзий множество. Причем речь идет не только о так называемых социальных объектах, но и о магнитном поле, гравитации, где также используются аналогии — иллюзии.
Поэтому использование таких слов, как «объект», «объекты», «формы», «линии», «сеть», «социальные связи» и т.п., сугубо условно. Говоря о социальной реальности и, соответственно, об объектах социальной реальности, мы отнюдь не имеем в виду материальный объект, который можно осязать. «Социальная реальность предстает межиндивидуальной реальностью, в которой существует сеть связей, привязанностей, зависимостей, обрядов, отношений личной преданности. Существуют специфические, принципиально
* См.’: Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество, с. 156—160.
** Момджян К.Х. Социум. Общество. История. — М., 1994, с. 75, 97, 98.
* Шюц А. формирование понятий и теории в общественных науках. В кн.: Американская социологическая мысль. — М., 1994, с. 485.
важные для жизни «узлы», «комплексы», «сплетения» социальных отношений, которые мы научились вычленять и говоря о которых склонны прибегнуть к языку материализма: мы называем их группами, сообществами, организациями, национальными государствами. То, что они существуют в качестве реального объекта, — иллюзия»*.
Социальная реальность — это сфера обитания, сотканная из социальных действий и взаимодействий. Все, что мы говорили о социальных действиях, их преимущественно символически-куль-. турной природе, возникающей в результате переплетений ожиданий, обязательств, норм, требований, контроля и т.д., — все это отправные моменты для понимания социальной реальности, вычленения ее из всей жизнедеятельности людей.
Что такое общество?Люди, находящиеся на определенной территории, машины, здания, реки, горы и т.д.? Нет. Все перечисленное — это демографические, географические, материально-технические ресурсы общества. Общество — это определенная система социальных взаимодействий индивидов, проживающих на определенной территории, создавших города, работающих на промышленных предприятиях и т.д. Данная система, «невидимая паутина» сцеплений между людьми, регулируется определенными нормами, правилами, ценностями (мы даем самое упрощенное понимание общества). Уместно использовать образное выражение П. Бергера: «Мы можем сравнить общество с невидимым каркасом здания, фасад которого (территория, население и т.п. — А.Э.) скрывает его от посторонних глаз**.
Что такое государство? Это не территория, имеющая определенные границы, это не задание правительства, это не герб, флаг, гимн, а особым образом отрегулированный комплекс социальных действий и взаимодействий, который позволяет более жестко контролировать, управлять действиями людей в наиболее важных сферах жизни. А пограничный столб — это метка территории, на которую этот комплекс распространяется.
Что такое коллектив студенческой группы? Это особая невидимая сеть взаимодействий студентов (симпатии и антипатии, обязательства друг перед другом, разделяемые ценности и т.д.), которые образуют определенную целостность связей при сохранении физической изолированности каждого индивида. Эта целостность базируется на единстве цели, определенных правилах поведения; формируется управление этой системой взаимодействий (староста, профорг, неформальные лидеры и др.).
* штомпка П. Социология социальных изменений, с. 28, 29. **.Бергер П. Приглашение в социологию, р. 35.
Что такое вуз как социальное явление? Это не аудитории, лаборатории и т.д. — это особым образом организованный комплекс социальных взаимодействий преподавателей между собой, преподавателей и студентов с целью обучения последних. В этом сложном комплексе взаимодействие осуществляется по определенным нормам, критериям, кому-то дано право руководить организацией учебного процесса, кто-то обеспечивает контроль за качеством преподавания, кто-то преподает, приобретя для этого определенные знания. Аудитории, лаборатории, компьютерные классы — это ресурсы, которыми вуз как система социальных взаимодействий располагает.
Что такое социальные изменения? Это не изменения материальных благ, технологий и т.д. — это изменения в системе социальных сцеплений, социальных связей (т.е. во взаимоотношениях между индивидами), в правилах, в соответствии с которыми организуются социальные взаимодействия, в нормах, принципах, которыми руководствуются люди.
Причем социальная реальность является не просто схемой социальных сцеплений, некой паутиной, сетью взаимодействий — это определенная среда, которая постоянно пульсирует, вбирая в себя мотивы, устремления, ожидания людей. Она управляется нормами, культурой, традицией. Иначе говоря, социальная реальность — это социокультурная реальность.
Приведенные примеры помогают нам понять важные положения социологической науки. Остановимся на двух из них.
Что такое социальные реалии
Используют ли, по мнению автора, учёные-обществоведы понятие «общество» для описания природных реалий? Приведите фразу из текста, которая помогает ответить на данный вопрос. Назовите один пример социальных реалий из числа содержащихся в тексте и приведите два собственных примера общественных реалий.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
В современной лексике обществами могут называть и национально-государственные образования, существующие на политической карте мира, и добровольные объединения людей по профессиям и интересам (Общество филателистов, Общество спасения на водах и т. д.). Об обществе говорят тогда, когда имеют в виду социальное окружение человека, круг его общения (предостерегая от попадания в «дурное общество»).
Что же именуют обществом учёные, стремящиеся понять сущность общественной жизни, условия и механизмы её существования?
Каждому из нас приходилось сталкиваться с антитезой «общество — природа», которая служит средством классификации явлений по их принадлежности к различным формам существования, уровням организации окружающего и охватывающего нас мира. Мы знаем, к примеру, что планетарная система или сила тяготения принадлежат к миру природных реалий, в то время как гидростанции, симфоническая музыка или совесть принадлежат обществу, представляют собой общественные явления, отсутствующие в царстве природы. В таком наиболее широком понимании термин «общество» представляет собой системную совокупность свойств и признаков, присущих явлениям и коллективной, и индивидуальной жизни людей, благодаря которым они включаются в особый мир, выделенный из природы и от природы отличный.
В таком своём значении термин «общество» совпадает с понятиями «надорганический мир», «социокультурная реальность», «социальная форма движения материи», «социум» и пр., с помощью которых разные научные школы передают специфику неприродных реалий нашего мира.
Соответственно большинство философов и социологов критически относятся к попыткам учёных-естественников — прежде всего биологов — универсализировать понятие «общество», распространить его на природу, рассматривая общество как «коллективность вообще» и называя им пчелиные ульи, муравейники или волчьи стаи. Напротив, общество рассматривается как сугубо специфичный по своим законам мир людей и созданных ими культурных артефактов — порождений человека, которых нет в нерукотворной природе.
И так, в самом широком из своих смыслов термин «общество» обозначает социальность вообще, выступающую как антитеза природы и природного.
Социальная реальность
Социальная реальность — реальность социального мира. Социальная реальность отличается от когнитивной, биологической или индивидуальной, и состоит из тенденций социально принятых в обществе. Некоторые исследователи, как Джон Сёрль, считают, что социальная реальность может быть установлена отдельно от каждого индивидуума и от окружающей среды (в отличие от перцептивной психологии, в том числе Дж. Дж. Гибсона, и наиболее экологических экономических теорий).
Полезное
Смотреть что такое «Социальная реальность» в других словарях:
СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ — действительность социального мира: существующие в действительности социальные явления и процессы. В социальной философии и социологии понятие С.Р. еще не получило четкой экопликации и употребляется в основном как синоним понятий общественная… … Социология: Энциклопедия
Социальная реальность (социальный мир) — создается в процессе социальных взаимодействий субъектов, является результатом их жизнедеятельности … Социологический словарь Socium
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ — концептуально автономная область филос. познания, обращенная на общество, историю и человека как субъекта социокультурных взаимодействий. В истории филос. мысли выделяются два типа социального философствования, исходящие из разного понимания… … Философская энциклопедия
РЕАЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ — Реальность (3), которая зависит от соглашения в группе или фактически определяется им. Этот термин применим ко всему от очень маленьких групп до целого общества. Таким образом, социальная реальность, разделяемая маленькой группой фанатиков,… … Толковый словарь по психологии
Реальность — Дополненная реальность Реальность (от лат. realis … Википедия
реальность — сущ., ж., употр. часто Морфология: (нет) чего? реальности, чему? реальности, (вижу) что? реальность, чем? реальностью, о чём? о реальности 1. Реальностью чего либо называется свойство, качество какого либо явления, процесса и т. д. быть… … Толковый словарь Дмитриева
РЕАЛЬНОСТЬ — 1. Наиболее ограниченное значение те аспекты физической вселенной, которые являются непосредственно или опосредованной измеримыми. В этом смысле реальность объективна и ограничена тем, что может быть публично и надежно измерено. 2. В более… … Толковый словарь по психологии
Реальность консенсуса — (букв. англ. consensus reality) (консенсуальная реальность, общепринятая реальность) психологический термин, обозначающий такое описание реальности, в отношении которого достигнуто общее соглашение между людьми (осознанное или неосознанное) … Википедия
социальная эпистемология — СОЦИАЛЬНАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ (англ. social epistemology, нем. soziale Erkenntnistheorie) одна из современных областей исследования на стыке философии, истории и социологии науки, науковедения. Последние 30 лет она активно развивается,… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки