Что такое социальный беспорядок
Аристотель не проходит мимо проблемы саморазрушения государства. Он обращает внимание на то, что в каждом виде государственного устройства содержатся деструктивные начала и государство вынуждено в целях самосохранения активно противодействовать им.
Наибольшую опасность для государственного организма представляют вспышки внутренних междоусобиц и посягательства на существующий строй с целью его замены на другой. Аристотеля, как серьезного и глубокого аналитика, интересуют в первую очередь причины этих явлений.
На первое место среди них философ ставит настроения людей, готовящих государственный переворот. Ими может двигать сознание ущемленности своих прав и стремление занять в государстве такое же место, как и те, что наделены в изобилии разными правами. Другая категория мятежников состоит из людей, стремящихся к власти из сознания собственного превосходства над другими, желающих занять в государственной иерархии подобающее им место.
Среди причин вспыхивающих распрей Аристотель называет множество отрицательных человеческих качеств — наглость, жажду непомерного возвышения, страх, презрение, зависть, корыстолюбие, несправедливость тех, кто властвует. Поводами к таким вспышкам могут служить самые незначительные мелочи, скрупулезно им перечисляемые
В государствах, где правит демократия, перевороты чаще всего возникают как результат необузданного поведения демагогов, натравливающих массы на достойных людей. Последние могут объединиться и решительными действиями упразднить демократию.
Олигархия способна пасть в тех случаях, когда власть имущие станут злоупотреблять притеснениями народной массы или же внутри самой олигархии начнутся серьезные распри, которыми воспользуются ее противники и покончат с ней.
Законы государства не должны позволять должностным лицам чрезмерно наживаться. За этим власти должны следить особенно тщательно. При олигархическом правлении следует предоставлять неимущим доходные должности, а тех, кто посмеет их оскорблять, подвергать строгим наказаниям. Этими и другими подобными им рекомендациями Аристотель преследует одну цель — при любом государственном устройстве изыскивать все возможные средства и способы для поддержания социального равновесия и правового порядка внутри общества и государства. Мир он ставит выше войны, стабильность выше социальных распрей, правопорядок выше диеномии. И основную надежду он возлагает при этом на законы, на их способность предупреждать взрывы недовольства, контролировать исполнение гражданами их прямых обязанностей, регулировать многообразие складывающихся между ними отношений.
Делая ставку на правовое регулирование социальных процессов, Аристотель не упускает из виду и иные, внеюридические, средства предупреждения дисномии. Важную роль он отводит воспитанию граждан в духе уважения к существующему государственному устройству. Умело организованный воспитательный процесс способен в не меньшей степени, чем хорошие законы, поддерживать государственный механизм в должном состоянии и препятствовать его преждевременному разрушению.
Социальные беспорядки
Теория социальный беспорядков, так называемое «смягчение эффектов будущих потрясений», была разработана двумя выдающимися психологами Эриком Тристом (Eric Trist) и Фредериком Эмери (Frederick Emery). Согласно этой теории, население можно подготовить, или «смягчить», посредством массовых явлений, таких как нехватка энергии, финансово-экономический крах или террористические атаки. «Если “потрясения” происходят достаточно часто и близко друг к другу и организованы с возрастающей интенсивностью, то возможно ввергнуть всё общество в состояние массового психоза», — утверждали Трист и Эмери. Они также полагали, что «индивиды будут разобщаться в попытках бежать от ужаса новой шокирующей реальности; люди будут уходить в состояние отрицания действительности, находя утешение в популярных развлечениях и времяпрепровождении, но при этом будут склонны к вспышкам ярости».
Что говорится в докладе «Стратегические тренды 2007–2036» о социальной турбулентности, массовом психозе и подготовке населения?
Это называется подрывом боевого духа при помощи стратегии террора. На самом же деле здесь речь идёт о двух сторонах одной монеты. С одной стороны — это направляющее воздействие с помощью скрытой тонкой манипуляции и контроль над мыслями и человеческим сознанием посредством власти телевидения в частности и развлечений в целом; «используя постоянно пополняющийся список тех, кого считают врагами Америки, а также растерянную и встревоженную американскую общественность, чьи корпоративные новостные агентства формируют и ведут всё более поверхностный новостной фон, одновременно участвуя в своего рода оруэлловском театре кабуки, театре справедливости и баланса»[18]. В то же время, с другой стороны, «прямая и открытая смена парадигмы, изменение базовых концепций, расширение параметров и изменение площадки и всех правил игры, посредством которых общество определяет себя в рамках исключительно короткого периода времени»[19].
Одна из ключевых фигур, участвовавших в психологической войне против населения при помощи искусственно созданной социальной нестабильности, — Курт Левин, один из родоначальников групповой динамики (in-group dynamics) и представитель ранней Франкфуртской школы, покинувший Германию после прихода Гитлера к власти. Следующий отрывок из его книги «Временная перспектива и моральное состояние» (Time Perspective and Morale) показывает его понимание психологической войны:
«Одна из основных техник подрыва боевого духа посредством «стратегии террора» состоит именно в такой тактике — держать человека в неопределённости относительно его позиций и ожиданий. Если, помимо этого, из-за частых колебаний между суровыми дисциплинарными мерами и обещаниями хорошего обращения наряду с распространением противоречащих друг другу новостей «когнитивная структура» этой ситуации становится совершенно неясной, тогда индивид может совсем перестать понимать даже то, в каком случае какой-то конкретный план приблизит или отдалит его от своей цели. В таких условиях даже те, у кого есть чёткие цели и кто готов рисковать, будут парализованы серьёзными внутренними конфликтами касательно того, как действовать»[20].
Исследования в области психологии, социологии и психиатрии за последние 50 лет свидетельствуют о том, что существуют явно очерченные границы в отношении количества изменений и их характера, с которыми может справится рассудок. Согласно Центру исследований в области научной политики Тавистокского института при Университете Сассекса (Science Policy Research Unit, Sussex University), «будущие потрясения» понимаются как «физические и психологические страдания, вызванные чрезмерным давлением на механизм принятия решений человеческого разума». Другими словами:
«…серия событий, которые происходят столь стремительно, что человеческий мозг не в состоянии воспринять информацию»[21]. Один сценарий называется «поверхностность» (superficiality). Согласно Эмери и Тристу, после непрерывных испытаний большая подвергшаяся воздействию группа населения обнаруживает, что больше не хочет делать выбор, снизив «ценность своих желаний… Следование такой стратегии возможно лишь при отрицании более глубоких корней человечности, которые связывают… людей воедино на личностном уровне, отрицая их индивидуальные душевные качества»[22].
Прямо как в управляемом наркотиками дивном новом мире Олдоса Хаксли, здесь нет ни нравственного, ни эмоционального выбора. «Дети цветов» и насквозь пропитанные наркотиками бунты времен войны во Вьетнаме — идеальные примеры того, как работает этот сценарий.
Подобные «частые колебания» развиваются по нескольким сценариям. Первый из них — «стабильный, когда люди более или менее способны адаптироваться к тому, что с ними происходит, или неспокойный, турбулентный, при котором люди либо предпринимают действия, чтобы ослабить давление, либо приспосабливаются к принятию полной напряжённости среды. Если волнения не прекращаются или усиливаются, тогда в какой-то момент люди перестают быть способными адаптироваться позитивным образом. Согласно Тристу и Эмери, люди становятся неадекватными — они выбирают такой ответ на давление, который ухудшает их жизнь. Он начинают подавлять реальность, отрицая её существование и конструируя всё более и более инфантильные фантазии, которые позволяют им справляться. В условиях растущей социальной нестабильности люди меняют свои ценности, уступая новым и худшим ценностям, в которых меньше человеческого и больше животноподобного»[23].
Второй сценарий — это «сегментация общества и разделение его на меньшие части. В этом сценарии каждая группа — этнического, расового или сексуального характера — настроена против другой. Нации разваливаются на региональные группы, а их составные территории в свою очередь раскалываются на ещё меньшие куски вдоль этнических границ»[24]. Трист и Эмери называют это «усилением внутри- и внегрупповых предрассудков, по мере того как люди стремятся упростить свой выбор. Естественные линии социального разделения превращаются в баррикады».
В докладе «Стратегические тренды» есть ответ и на это. Негосударственные акторы всё чаще
«…будут использоваться более широким кругом лиц и структур, даже криминальными, террористическими и повстанческими группами как средство дополнения своих в большей мере принудительных и насильственных действий. Такие формирования будут крайне нестабильными, распадаясь либо когда цели достигнуты, либо когда представляются более подходящие возможности. При этом те, кто меньше всего ограничен юридической ответственностью или нравственными соображениями, вероятнее всего будут наиболее эффективно манипулировать использованием мягкой силы»[25].
Ответом общества на такую психологическую и политическую дезинтеграцию служит фашистское государство, созданное по образцу общества из романа Оруэлла «1984». В этой книге Большой Брат контролирует жизни людей и конфликты внутри общества; нескончаемую войну
«ведёт каждая правящая группа против своих же подданных, а цель войны — не в том, чтобы добиться захвата территории или предотвратить его, а в том, чтобы сохранить неизменным общественный строй»[26].
Авторы доклада «Стратегические тренды» предвидят подобный нескончаемый конфликт.
«Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), вероятно, получат столь широкое распространение, что люди будут постоянно привязаны к сети или двунаправленному информационному потоку с неизбежной угрозой гражданским свободам; отсутствие подключения может быть воспринято как подозрительное»[27].
Растущее распространение ИКТ позволит группам интересов быстро сформироваться и в краткие сроки достичь скоординированной мобилизации значительного числа людей.
Крайне важно, что «такой уровень развитости потребует согласованного и полного применения всех инструментов и участия всех структур государственной власти, а также сотрудничества всех соответствующих ведомств и организаций, задействованных в урегулировании кризисов или разрешении конфликтов»[29]. Что это означает? Это означает военное положение.
Сопротивление сломлено, и третий сценарий «будущих потрясений» — наиболее напряжённый — подразумевает уход в свой «личный мир и отрешение от всех социальных связей, которые могли бы вовлечь человека в чужие дела»[30]. Трист и Эмери убеждены, что люди будут готовы принять «извращенную бесчеловечность человека, которая отличала нацизм». Необязательно структуру нацистского государства, но моральный облик нацистского общества.
Чтобы выжить в таком государстве, людям придётся либо подчиниться государству, либо уйти в подполье. И опять-таки в соответствии с докладом «Стратегические тренды»:
Методы преодоления сопротивления, полное применение всех инструментов и вовлечение всех структур государственной власти, быстрая мобилизация, «флэш-мобы», повсеместно используемые информационно-коммуникационные технологии, сегментация общества, повсеместное беззаконие и высокий уровень насилия, высоко чувствительные и вездесущие базы данных, возникновение «общества слежки», размывание гражданских свобод, гуманитарная катастрофа.
Именно так выглядит ближайшее будущее. Мы инстинктивно отбрасываем подобные выводы, даже если они подкреплены надёжными доказательствами из секретного доклада, подготовленного правительством и выполненного авторами из Бильдербергского клуба. «Однако мы должны набраться храбрости и позволить этим доказательствам представить всё как есть, потому что, как узнает читатель, на кону не просто наше видение реальности. Независимо от того, подвергают ли сомнению наше видение мира откровения, представленные в данном материале, или разбивают его вдребезги, суть дела не меняется. Заговор реален, и он продолжается, а 11 сентября 2001 года было лишь прелюдией того, что нам уготовано»[32].
Мы действительно стоим у врат Ада. И те дороги, которыми мы идём, теперь определят, будем ли мы жить в XXI веке как независимые республики — национальные государства или же как угнетённая, отбракованная и лишённая всего человеческого куча рабов.
Читайте также
Акции ofine: мирные выступления и «беспорядки в Париже»
Акции ofine: мирные выступления и «беспорядки в Париже» Сетевой ответ в Сирии, что следует из самой концепции сетевых войн, мог не только состоять из online-акций, но и включать в себя действия реальных социальных сетей в различных уголках планеты. Конечно, в первую очередь речь
Социальные новости
Социальные новости В 2008 году молодая политическая активистка Лорен Вольф рассказала в интервью о своих читательских привычках: «Нередко, прочитав в сети интересный материал, я копирую адрес и рассылаю его по электронной почте десяти своим друзьям… Я скорее прочту имейл
Социальные различия западоидов
Социальные различия западоидов Западоиды неоднородны. Они разделяются на различные социальные категории по многим линиям (во многих измерениях). Суммарный результат этих линий – иерархия социальных слоев, которую заметили социологи и писатели уже в XX веке. Сейчас у нас
Социальные корни коммунизма
Социальные корни коммунизма Коммунизм не есть чистый продукт человеческой фантазии. Он имеет вполне реальные корни в жизни общества. Причем эти корни существуют в самых различных человеческих объединениях. Существовали они и в дореволюционной России. Существуют они и в
§ 1. Социальные курицы [1]
§ 1. Социальные курицы [1] Социальная курица – это Интернет-особь женского пола. Всегда.Курицами искомые особи бывают только в Интернете! Когда курица выходит в Реальность, то превращается в… серую мышь! То есть, один биологический вид сетевой женщины превращается в
Наука и социальные прогнозы
4. Социальные реалии
4. Социальные реалии По таким более специальным характеристикам, как неравномерность доходов, уровень бедности, количество заключенных, состояние окружающей среды, США все еще лидируют среди развитых стран. Клинтоновский бум ни в чем не изменил это положение. Например,
Новые социальные сети
СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ
СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ Еще летом правительство, Национальный банк и зарубежные эксперты были уверены, что в Украине политика существует отдельно от экономики. Осенью они начали подозревать, что это не так. C сентября и до конца ноября в Украине произошел классический
Социальные теории бритоголовых
Социальные теории бритоголовых Идеологии бритоголовых присущ определенный набор социальных теорий, которые известны каждому более-менее грамотному бритоголовому. Данные социальные теории могут сильно различаться в зависимости от направленности идеологии и
Социальные группы.
Социальные группы. Антифашисты Антифашисты – разговор особый. Их скины ненавидят, и ненавидят люто. Если скины узнают, что в их районе завелся антифашист, они начинают его искать а найдя, начинают систематически избивать. Еще чаще столкновения между скинами и
Социальные парадоксы
Социальные лифты или революция?
Социальные лифты или революция? Токвиль: «Ещё не найдено политическое устройство, которое бы в одинаковой степени благоприятствовало развитию и процветанию всех классов, составляющих общество. Классы представляют собой нечто вроде отдельных наций внутри одного
Социальные страты
Социальные страты Центр изучения кризисного общества, фонд «Наследие митрополита Питирима», Юридический институт МИИТ, Клуб молодых обществоведов провели круглый стол на тему «Радикальные идеологии, технологии и практики как угроза конституционному строю
Социальный беспорядок
Аристотель не проходит мимо проблемы саморазрушения государства. Он говорит о том, что в каждом виде государственного устройства содержатся деструктивные начала и государство вынуждено в целях самосохранения активно противодействовать им.
Наибольшую опасность для государственного организма представляют вспышки внутренних междоусобиц и посягательства на существующий строй с целью его замены на другой. Аристотеля как серьезного и глубокого аналитика интересуют, в первую очередь, причины этих явлений. На первое место среди них философ ставит настроения людей, готовящих государственный переворот. Ими может двигать сознание ущемленности своих прав и стремление занять в государстве такое же место, какое занимают те, что наделены в изобилии разными правами. Другая категория мятежников состоит из людей, стремящихся к власти из сознания собственного превосходства над другими, желающих занять в государственной иерархии подобающее им место.
Говоря о внешних и внутренних причинах нарушений социальной стабильности, Аристотель обращается и к проблеме тех спасительных средств, которые способны воспрепятствовать нежелательным деструкциям. Суметь постичь суть нарождающегося зла в самом его начале, говорит он, – дело не первого встречного, а опытного государственного мужа. Он предостерегает, указывая на то, что губительные опасности обычно прокрадываются в механизмы власти незаметно. Своей малостью и кажущейся незначительностью они могут поначалу не вызывать серьезных опасений. Но те, кто по-настоящему озабочен задачей сохранения существующего государственного строя, должны быть наготове и обязаны заранее пресекать любые попытки противодействия законопорядку.
Аристотель предлагает активно использовать правовые средства, существующие законы для пресечения социальных распрей в их начальной стадии. Законоположения необходимо использовать для того, чтобы не позволить никому слишком возвыситься над остальными своим богатством и могуществом. Если же это происходит, то лучше всего, по мнению Аристотеля, удалять таких людей за пределы государства. Законы государства не должны позволять должностным лицам чрезмерно наживаться. За этим власти должны следить особенно тщательно. При олигархическом правлении следует предоставлять неимущим доходные должности, а тех, кто посмеет их оскорблять, подвергать строгим наказаниям. Этими и другими подобными им рекомендациями Аристотель преследует одну цель – при любом государственном устройстве изыскивать все возможные средства и способы для поддержания социального равновесия и правового порядка внутри общества и государства. Мир он ставит выше войны, стабильность – выше социальных распрей, правопорядок – выше дисномии. И основную надежду он возлагает на законы, на их способность предупреждать взрывы недовольств, контролировать исполнение гражданами их прямых обязанностей, регулировать многообразие складывающихся между ними отношений. Делая ставку на правовое регулирование социальных процессов, Аристотель не упускает из виду и другие, внеюридические, средства предупреждения дисномии. Важную роль он отводит воспитанию граждан в духе уважения к существующему государственному устройству. Умело организованный воспитательный процесс способен в не меньшей степени, чем хорошие законы, поддерживать государственный механизм в должном состоянии и препятствовать его преждевременному разрушению.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
§ 4. Общество, социальное регулирование, порядок и беспорядок
§ 4. Общество, социальное регулирование, порядок и беспорядок
Веками люди мечтали об идеальном, гармоничном обществе добра и справедливости. Однако в действительности социум – это более или менее устойчивый баланс сил, конфликтов и соглашений, соперничества и сотрудничества. В нем действуют две закономерные, но противоположные тенденции – стремление к порядку и стремление к беспорядку.
Порядок в обществе – необходимое условие его нормальной жизнедеятельности. Это урегулированность, стабильность, слаженность, согласованность общественных отношений, определенная гармония в поведении людей. Порядок отражает достигнутый уровень организации общественной жизни, свидетельствует о таких качественных показателях, как планомерность, ритмичность, соразмерность и слаженность различных явлений и процессов в сфере материального производства, общественно-политической жизни, быта.
Кроме того, от уровня общественного порядка зависят и состояние общественного и личного спокойствия и безопасности, и степень удовлетворения людей условиями, необходимыми для реализации общественно значимых и личных интересов и потребностей. Словом, порядок – это великое благо для общества и личности. По мысли К. Маркса, урегулированность и порядок представляют собой форму упрочения всякого способа производства, а потому – его относительной эмансипации от просто случая и просто произвола. Создатели солидаристской теории права (О. Конт, Л. Дюги) считали, что людям извечно присущи два инстинкта – солидарности и агрессивности. Солидарность как добро вытекает из общественной природы человека и проявляется в гармонии между людьми, в их общих, согласованных между собой разумных интересах, в устойчивом общественном порядке. Агрессивность вредит людям, разрушает порядок.
Общественный порядок не возникает сам по себе, он есть следствие урегулированности, упорядоченности социальных отношений. Регулировать (в социальной жизни) – значит направлять поведение людей и их социальных общностей, деятельность органов и организаций, вводить их в определенные рамки, целенаправленно их упорядочивать. Существование и развитие социального регулирования, его место и значение в обществе характеризуются рядом закономерностей.
Во-первых, каждое исторически конкретное общество объективно требует своей меры социального регулирования. Если объем и интенсивность регулирования меньше требуемой меры, то неизбежны стихийность, неорганизованность, подрывающие общественный порядок. Наоборот, излишняя, т. е. сверх меры, регламентация ведет к заорганизованности, к ограничению инициативы и саморегулирования. Эта мера зависит от уровня зрелости общества, наличия и остроты в нем противоречий, от степени развития общественного сознания и культуры, прочности сложившихся традиций и т. д.
Во-вторых, по мере развития социума в общественном регулировании изменяется соотношение социального и психобиологического факторов человеческого поведения. Роль социального фактора постепенно возрастает. Давно сказано, что человек рождается не добрым и не злым, не преступником и не добродетельным, – таковым делает его окружающая социальная среда. Кроме того, с развитием социальной свободы человек в любое время может «сбросить» свою преступную автобиографию. Вместе с тем удельный вес психологического компонента, влияющего на индивидуальное поведение человека (в том числе на его агрессивность и эгоизм), хотя и сокращается, но полностью не исчезает.
В-третьих, с усложнением социальной жизни ее регулятивные механизмы количественно и качественно изменяются, появляется целая система регулятивных норм.
В научной литературе различают два основных вида социального регулирования индивидуальное и нормативное.
Индивидуальное регулирование – это упорядочение поведения людей при помощи разовых персональных регулирующих акций, решений, относящихся к отдельным случаям, к конкретным лицам. Это простейший вид социального регулирования, осуществляемый путем выполнения различных оперативных решений, заданий, команд руководителей трудового процесса, родителей и т. д. Оно имеет неоспоримые достоинства, ибо позволяет решать те или иные жизненные проблемы с учетом персональных качеств исполнителей. Однако очевидны и его существенные недостатки: каждый раз проблему нужно решать заново; отсутствует единый порядок, а также налицо широкие возможности для личного усмотрения и субъективизма.
Нормативное регулирование – упорядочение поведения людей, деятельности органов, организаций при помощи общих правил, т. е. стандартов, образцов, эталонов, моделей поведения, которые распространяются на все случаи данного рода и которым должны подчиняться все, кто окажется в сфере действия таких правил.
Появление нормативного регулирования – поворотный пункт в становлении социального регулирования, качественный скачок в его развитии. Посредством общих правил достигается единый, непрерывно действующий порядок в обществе. При нормативном регулировании значительно снижаются возможности для проявлений субъективизма, господства случая и произвола. Правда, и оно в силу своей абстрактности не лишено недостатков. Поэтому обычно нормативное регулирование осуществляется в сочетании с индивидуальным.
Для обеспечения стабильного общественного порядка кроме постоянной работы регулятивных механизмов требуются немалые и активные усилия социальных и политических институтов.
Беспорядок в обществе – это противоположность общественному порядку, стихийность, неорганизованность, хаос. Он может быть вызван умышленными действиями в целях дестабилизации общества, но может возникнуть и стихийно, вследствие ослабления порядка, и способен привести общество к распаду. Значит, порядок и беспорядок есть диалектическое единство противоположностей. Иными словами, в любом обществе в различном сочетании противоборствуют социальные (стабилизирующие) и антисоциальные (разрушающие) силы. Регулятивные механизмы и обеспечивающие их действие властные органы и институты сдерживают разрушительные силы (преступные, экстремистские, анархические и др.), которые готовы при наличии подходящих для этого условий вырваться на авансцену общественной жизни.
Великие блага организованности, дисциплины, стабильного общественного порядка осознаны и признаны народами многих стран. Высокой организованностью и приверженностью к четкости и порядку отличается, например, японский народ. Это, несомненно, одна из важных причин успешного и устойчивого развития японского общества в сфере материального производства, научно-технического прогресса, культуры.
К сожалению, народам России пока еще далеко до уважительного и ревностного отношения к общественному порядку. А в кризисные периоды в обществе создаются благоприятные условия для активизации антисоциальных сил. Вместе с тем именно наше общество больше других нуждается в преемственности, стабильности, организованности и порядке.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
§ 3.2. Социальное назначение государства
§ 3.2. Социальное назначение государства С сущностью государства тесно связано такое понятие, как социальное назначение государства. Нередко их даже отождествляют, хотя они имеют несомненные различия.Социальное назначение раскрывает, для чего предназначено государство,
§ 3.4. Социальное государство
§ 3.4. Социальное государство Одним из признаков современного государства является утрата им жесткой классовой организации. Различные классы постепенно растворяются в общей социальной организации гражданского общества, возникает все больше возможностей для перехода
6. Социальное страхование
6. Социальное страхование Социальное страхование представляет собой систему отношений по перераспределению национального дохода путем формирования из обязательных страховых взносов работодателей и работников специальных страховых фондов для компенсаций утраты
41 ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ДЕКАБРИСТОВ (СЕВЕРНОЕ ОБЩЕСТВО, ЮЖНОЕ ОБЩЕСТВО)
41 ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ДЕКАБРИСТОВ (СЕВЕРНОЕ ОБЩЕСТВО, ЮЖНОЕ ОБЩЕСТВО) Декабристское восстание 14 декабря 1825 г. в Петербурге и восстание Черниговского полка на Украине были организованы тайными обществами. Долгое время они разрабатывали проекты социальных
43. Политическая программа декабристов (Северное общество, Южное общество)
43. Политическая программа декабристов (Северное общество, Южное общество) Дворянские революционеры – декабристы сделали шаг вперед в развитии освободительного движения и политико-правовой мысли.В 1821 – 1825 гг. были разработаны программные документы движения. Основными
§ 1. Социальное регулирование. Понятие, функции и виды социальных норм
§ 1. Социальное регулирование. Понятие, функции и виды социальных норм В самом общем плане социальное регулирование понимается как имманентный обществу и определяющий социальный порядок процесс.Конкретный социальный порядок устанавливается в результате действия
Социальное и гражданское законодательство
Социальное и гражданское законодательство Революционное законодательство разрушило принципы старого сословного строя и установило, в соответствии с общими положениями конституций, гражданское равенство и отмену привилегий. В связи с законодательством об аграрном
3.3 Социальное назначение государства
3.3 Социальное назначение государства С сущностью государства тесно связано такое понятие, как социальное назначение государства. Нередко их даже отождествляют, хотя они имеют несомненные различия.Социальное назначение раскрывает, для чего предназначено государство,
Глава 30 СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО
Глава 30 СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО 30.1 Понятие, признаки и функции социального государства Понятие «социальное государство» — новое для российского законодательства. Впервые оно употреблено в Конституции РФ 1993 г.На Западе идея социального государства возникла вслед за
Глава 4. ОБЩЕСТВО. СОЦИАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ. ПРАВО
Глава 4. ОБЩЕСТВО. СОЦИАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ. ПРАВО 1. Общество как система. Социальное регулирование.2. Нормативное социальное регулирование.3. Социальное регулирование в доклассовую эпоху.4. Предпосылки права в системе социального регулирования доклассовой