Что такое социальный факт по дюркгейму
13. Теория социального факта Э. Дюркгейма
13. Теория социального факта Э. Дюркгейма
Содержание социальной реальности составляют социальные факты, которые не следует сводить ни к экономическим, ни к правовым, ни к каким-либо другим фактам действительности. Эти социальные факты обладают следующими самостоятельными характеристиками:
1) объективное существование^ е. не зависящее ни от какого отдельно взятого индивида. Поэтому, утверждает Э. Дюркгейм, «… социальные факты следует рассматривать как вещи. Вещи – это все, что нам дано, что представляется или, скорее, навязывается наблюдению». Основное заблуждение всех прежних научных дисциплин, изучавших общество, по мнению Э. Дюркгейма, состояло в том, что они в своем изучении социальных явлений исходили из того значения, какое мы сами им придаем; между тем настоящее значение их можно обнаружить лишь с помощью объективного научного исследования;
2) способность оказывать давление на любого отдельно взятого индивида принудительная сила, а значит, детерминировать его действия. В качестве одной из важнейших задач социологической науки Э. Дюркгейм определял изучение этих социальных фактов, которые по сути дела обесценивали объяснения социального действия с точки зрения «свободной воли». Всю совокупность социальных фактов Э. Дюркгейм подразделял на две основные группы: морфологические и духовные.
К морфологическим, образующим своеобразный «материальный субстрат» общества, можно отнести, например, плотность населения. Она действительно не зависит от поступков и намерений ни одного из отдельно взятых индивидов; а вот их условия жизни зависят от плотности довольно сильно. При этом необходимо различать физическую плотность общества и моральную, под которой Э. Дюрк-гейм подразумевал частоту контактов или интенсивность общения между ними. При объяснении социальных явлений Э. Дюркгейм использовал демографические и социально-экологические факторы (включая структуру и степень сложности социальных групп).
Морфологические социальные факты – это явления, совокупность которых образует материальные условия жизни людей и носят не природный характер, а порождены деятельностью самого общества.
Что же касается духовных социальных фактов, то они не менее объективны (т. е. имеют внешнюю по отношению к каждому отдельному члену общества природу, не зависят от него и обладают принудительной силой), нежели морфологические, хотя и не имеют столь «вещественного» воплощения.
Социальные нормы и другие социальные факторы оказывают влияние на поведение отдельных членов общества через определенные механизмы их усвоения, причем эффективность действия социальных регуляторов проявляется тем, что выполнение норм становится желательным для самого индивида.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
ОТ ФАКТА ЖИЗНИ К ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ВЫМЫСЛУ
ОТ ФАКТА ЖИЗНИ К ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ВЫМЫСЛУ Раз уж писатель не видит и не воспроизводит всей жизни, то, может быть, он видит и воспроизводит хотя бы какую-то ее часть? По этому вопросу среди широкой публики распространены весьма противоречивые представления. С одной стороны,
III. Анализ концепций производственного искусства и литературы факта. ЛЕФ
III. Анализ концепций производственного искусства и литературы факта. ЛЕФ Мы подходим уже к такому моменту, когда разрыв между тканью и готовым костюмом из нее становится серьезным препятствием на пути улучшения качества продукции нашей одежды. Нельзя больше говорить о
Кукла как инструмент социального конструирования
Кукла как инструмент социального конструирования Кукла изначально «мертва», она зримое воплощение механицизма, чего-то бездушного и ходульно-нелепого. Собственно образ куклы всегда возникает там и тогда, где и когда необходимо выразить идею предопределенности
Проблема социального равенства и социализма
Проблема социального равенства и социализма § 1Стертые монеты обращаются не только на денежном рынке. Есть они и на бирже духовных ценностей. И их немало. Все ими пользуются, все их употребляют, а подлинную ценность их — увы! — знают очень немногие, а иногда, быть может, и
1. Культура как механизм социального наследования
1. Культура как механизм социального наследования Вступая в жизнь, человек получает в наследство минимальные биологические и физиологические умения. Обладая ими, и только ими, он еще не человек. Дети, оказавшиеся вне человеческого общества, так и не становятся людьми. У
12. Социологический реализм Эмиля Дюркгейма. «Социологизм» как социальная теория
12. Социологический реализм Эмиля Дюркгейма. «Социологизм» как социальная теория Эмиль Дюркгейм широко известен как один из «крестных отцов» современной социологии, творчество которого в значительной степени помогло определить предметное содержание и утвердить
27. Сущность социального взаимодействия
27. Сущность социального взаимодействия Социальное взаимодействие является обобщенным понятием, центральным для целого ряда социологических теорий. В основе этого понятия лежит представление о том, что социальный деятель, индивид или общество всегда находятся в
28. Теории социального взаимодействия. Концепция социального обмена
28. Теории социального взаимодействия. Концепция социального обмена Понятие социального взаимодействия является одним из центральных в социологии. Существует целый ряд социологических теорий, разрабатывающих и трактующих разнообразные его проблемы и аспекты на двух
53. Сущность и формы социального контроля
53. Сущность и формы социального контроля Усилия общества, направленные на предотвращение девиантного поведения, наказание и исправление девиантов описываются понятием «социальный контроль». Оно включает в себя совокупность норм и ценностей общества, а также санкции,
55 ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА
55 ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА Слово «институт» происходит от лат. institutum, что означает «установление», «учреждение», «организация».Социальные институты являются составной частью социальной структуры, одной из основных категорий социологического анализа
2.2.8 Концепция эволюции культурных форм Г.Зиммеля, прогрессивного движения от механической к органической солидарности Э. Дюркгейма, от общности к обществу Ф. Тенниса
2.2.8 Концепция эволюции культурных форм Г.Зиммеля, прогрессивного движения от механической к органической солидарности Э. Дюркгейма, от общности к обществу Ф. Тенниса Немецкий мыслитель Георг Зиммель (1858 – 1918) в статьях «О сущности «культуры», «Изменение форм культуры»
ЛЕКЦИЯ № 18. Социология культуры. Объективистская тенденция социокультурных построений О. Конта и Э. Дюркгейма
ЛЕКЦИЯ № 18. Социология культуры. Объективистская тенденция социокультурных построений О. Конта и Э. Дюркгейма Социология культуры – это научная дисциплина, объектом изучения которой является общество как социокультурная система. В социологии культуры объединены
6. Литература факта
6. Литература факта 6.1.Четыре разобранных нами примера еще не дают достаточного основания для того, чтобы сделать решительные выводы о том втором романе, который спрятан под описанием жизни и смерти Юрия Живаго. Но наши примеры однородны и допускают поэтому обобщение,
Констатация факта (денотация)
Констатация факта (денотация) Это самая простая, непосредственная, механическая форма, когда утверждается, что между одним местом и другим расстояние в столько-то километров. Естественно, в этом случае дело адресата, захочет ли он связать образ с предполагаемым
Понятие социального факта (Э. Дюркгейм). Социализация индивида как присвоение культурного опыта.
«Социальным фактом», по определению Дюркгейма, является всякий образ действия, четко определенный или нет, но способный оказывать на индивида внешнее давление и имеющий в то же время свое собственное существование, независимое от него. При рождении индивид находит готовыми законы и обычаи, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык, денежную систему, функционирующие независимо от него. Эти образы мыслей, действий и чувствований существуют самостоятельно, объективно.
Следствием объективности социальных фактов является другая их характеристика — оказываемое на индивидов давление, принуждение последних к определенному действию. Каждый человек испытывает на себе социальное принуждение. Юридические и моральные правила, например, не могут быть нарушены без того, чтобы индивид не почувствовал всей тяжести всеобщего неодобрения. Точно так же обстоит дело с другими видами социальных фактов.
Социальные факты — образы действий, способы мышления и чувствования, существующие вне индивида (то есть объективно) и обладающие по отношению к нему нормативно-принудительной силой.
Социальные факты подразделяются в свою очередь на факты коллективного сознания (идеи, чувства, легенды, верования, традиции) и морфологические факты, обеспечивающие порядок и связь между индивидами: численность и плотность населения, форма жилища, географическое положение и т. д.
Факты коллективного сознания включают в себя следующие классы явлений: общие идеи и чувства, моральные максимы и верования, моральные нормы и юридические кодексы поведения, экономические мотивы людей и интересы людей.
Ряд идей Эмиля Дюркгейма легли в основу очень многих положений современной социологии, в частности в концепцию структурно-функционального анализа.
Предметом социологии по Дюркгейму являются социальные факты, которые не сводятся к другим сферам – психологической, биологической, физической, они имеют собственное содержание. Эти социальные факты существуют вне индивида, носят индивидуальный характер, но не могут быть отнесены к индивидуальным проявлениям психики индивида. Они оказывают на индивида принудительное воздействие. Дюркгейм выражает социальные факты и социальную сферу через термин «институты».
Формулы, которыми обычно резюмируют учение Дюркгейма:
1) Социальные факты следует рассматривать как вещи.
2) Отличительный признак социального факта – принудительное воздействие на индивида.
Социальные факты всеобщи, т. к. носят коллективный характер. В них сосредотачивается коллективная энергия и коллективное действие. Дюркгейм считает, что социальным фактом является любой устоявшийся или нет способ сделать индивида восприимчивым к внешнему воздействию, и оказывающий принудительное воздействие на человека.
Абсолютизация социального факта давала повод обвинить Дюркгейма в том, что его социальные факты существуют независимо от человеческой воли и имеют особое бытие, навязанное человеку извне.
В качестве обобщающего понятия, которое выражает основной принцип теории и методологии Дюркгейма выступает понятие «социологизм».
В этом понятии следует различать 2 аспекта:
1) Онтологический аспект (отвечает на вопрос «что исследуется?»).
2) Методологический аспект («как используется?»).
Касаясь первого аспекта, можно выделить несколько теоретических позиций, которые раскрывают специфику социологизма.
1) По Дюркгейму, социальная реальность в общественный порядок и так же реальна, как и другие – духовная, политическая сферы и т.д. Поэтому она развивается в соответствии с определенными законами.
2) Общество – реальность особого рода, не сводится к другим ее видам. Речь в данном случае идет о признании автономии социальной реальности, и, прежде всего, индивидуальной биопсихической реальности отдельного индивида. При этом общество и индивид выступают в роли дихотомических пар.
Из леции:
Принятие обязательств, как себя вести в этом мире:
Понятие социального факта
Социальные роли и их присвоение.
Понятие «общество» возникло в начале 20 века. Особое значение имеет французкая социологическая школа. Основатель – Эмиль Дюркгейм.
Дюркгейм предложил иное понимание общества, иную единицу его анализа. Показал, что единицей анализа общества является не отдельный индивид, а, по крайней мере, взаимодействие хотя бы двух индивидов.
Общество (по Дюркгейму) есть совокупность разнообразных взаимодействий между его членами.
Коллективные представления о способах поведения: до Дюркгейма считалось, что есть договоренность между людьми, оттуда и коллективные представления.
Общественные (коллективные) представления не сводятся к сумме индивидуальных представлений. Эти коллективные представления обслуживают жизнь общества в целом. Они обеспечивают нормальную жизнь каждому из его членов (по Дюркгейму).
Система письменности – коллективное представление. Неграмотность письма – нарушение норм.
Дюркгейм назвал эти коллективные представления социальными фактами.
Социальные факты – коллективное сознательное представление, которое обеспечивает нормальное функционирование общества.
Характеристики социальных фактов:
Анализ общественных взаимодействий: теория социальных ролей. Суть: каждый человек – участник общественной жизни, жизни социума, и его можно сравнить с актером. Он как участник спектакля играет определенную роль – социальную роль.
Социальный факт: концепция, примеры и приложения
Содержание:
Известный как социальный факт к каждой идее или человеческому поведению, которое порождается жизнью в сообществе и является внешним по отношению к самому человеку. Эту концепцию придумал французский социолог Эмиль Дюркгейм в своей книге. Правила социологического метода (1895) и охватывает большинство явлений, происходящих в обществе.
Примером такого поведения являются аплодисменты, которые раздаются после исполнения песни на музыкальном концерте или в театральном представлении. Это коллективная реакция, усвоенная бессознательно, которая является частью культуры и существует вне индивидуального сознания.
Таким образом, социальные факты относятся к способам действий, мышления и чувств, присутствующим в сообществе и находящимся под влиянием этого сообщества и его контекста. Они формируют структуры, нормы и ценности, которые управляют жизнью в обществе.
Понятие социального факта у дюркгейма
Дюркгейм определял социальный факт как «любой способ действия, фиксированный или нет, который может оказывать внешнее принуждение к индивиду, и который является общим во всем масштабе данного общества и в то же время имеет собственное независимое существование. их индивидуальных проявлений ».
Для французского социолога эти идеи и поведение были внешними по отношению к человеку, но в то же время они формировали его и предрасполагали к определенным действиям.
По его словам, это произошло на основе культурных заповедей, которые каждый человек включил в процесс социализации и которые сознательно или бессознательно влияли на его поведение и мысли.
Основные понятия социального факта
Из определения Дюркгейма вытекают 3 основных характеристики социальных фактов:
1. Они являются внешними по отношению к человеку: эти мысли и поведение не являются частью биологической или психологической конституции человека. Напротив, они приходят извне и даются групповым путем по традиции, обычаю или повторению.
2- Они коллективны: это способы действий, которые разделяет подавляющее большинство членов сообщества, и их нельзя понимать как индивидуальные проявления.
3. Они являются принудительными: эти способы чувства, мышления и действия навязываются обществом, и, если бы это «обязательство» не существовало, люди не могли бы проявлять такой тип поведения.
Социальный факт в социологии
Для этого он постулировал их изучение с помощью эмпирического метода, основанного на наблюдении и экспериментировании, который был максимально приближен к тем, которые используются в точных науках.
Французский мыслитель определил эти идеи и поведение как «вещи», потому что они были внешними по отношению к каждому человеку и потому что их оценка не могла быть сведена к человеку, поскольку они были общими для всего общества.
В этом смысле для своего исследования он упомянул необходимость отбросить все предвзятые идеи, избегая предрассудков и субъективных ощущений.
Кроме того, он понимал, что этот метод должен проверять его гипотезы посредством логических рассуждений, использования статистики, наблюдения реальности и эмпирической проверки.
Типы социальных фактов
С социологической точки зрения социальные факты делятся на 3 группы:
-Морфологический: охватывает те виды поведения, которые определяют участие людей в различных условиях сообщества.
-Учреждения: состоят из действий, которые являются неотъемлемой частью жизни в обществе.
— Текущее мнение: состоит из мод, идей и, как правило, мимолетных тенденций, которые приводят к занятию субъективной позиции по определенной теме.
Социальный факт в законе
Его можно понимать как социальный факт, поскольку его правила и ценности являются коллективными, внешними по отношению к личности и навязываются принудительным образом.
Это неотъемлемая часть жизни общества, поскольку ее основы определяют и поддерживают порядок и преобладающую культуру в данном населении. Кроме того, закон отвечает за формирование членов сообщества и предрасполагает их действовать и думать определенным образом, связанным с группой.
Когда человек возражает против этого коллективного мандата, его обычно наказывают. В зависимости от серьезности поступка вы можете получить моральное неодобрение, подвергнуться цензуре, отстранению, изгнанию или наказанию в гражданском или уголовном порядке.
Короче говоря, социальная жизнь не мыслится без существования правовой системы, и, следовательно, закон присутствует в каждой группе людей. В свою очередь, когда люди принимают это как социальный факт, это означает, что они признают себя членами определенного сообщества.
Примеры социальных фактов
Все условности, юридические предписания и моральные обязательства являются примерами социальных фактов.
Большинство людей в детстве учат читать и писать на определенном языке, есть со столовыми приборами, уважительно относиться к старшим и ходить в школу для получения образования и обучения.
Позже они также узнают, что они должны работать, чтобы зарабатывать на жизнь, оплачивать покупки деньгами, одеваться определенным образом, платить налоги и выполнять контракты, а также супружеские и семейные обязанности.
Все эти виды поведения, которые человек выполняет почти естественно, являются социальными фактами, которые не являются его собственными, но были «навязаны» сообществом, в котором он живет.
Другими примерами являются определенные обычаи, являющиеся частью религии, такие как факт перекрещивания себя или крестное знамение католиков в определенных ситуациях.
Наконец, национальный пыл и демонстрация уважения к флагу и другим национальным символам, демонстрации как форма протеста, а также расистские и ксенофобские идеи против иностранцев, возникающие в определенных общинах, также являются социальными фактами.
Ссылки
11 Энергетическая пища для детей и взрослых
Идеи Эмиля Дюркгейма о социальных фактах
Эмиль Дюркгейм (1858-1917) − французский социолог и философ. Его основные книги: «Правила социологического метода», «Самоубийство», «Воспитание и социология», «Уроки социологии».
Дюркгейм пишет о том, что в обществе существует группа явлений, которые отличаются по своим свойствам от явлений, изучаемых естественными науками. Эту группу явлений можно назвать социальными фактами.
Часто под социальными фактами понимают почти все, что происходит в обществе и представляет социальный интерес. Например, каждый индивид пьет, спит, ест, рассуждает, и общество заинтересовано в том, чтобы все это происходило регулярно. Однако тогда социология не отличалась бы от биологии и психологии.
Однако в общественной жизни можно выделить особую группу явлений, назвать собственно социальными фактами. Что такое социальный факт? Это – всякий образ действия, который, с одной стороны, обладает независимым от отдельного индивида бытием, а с другой стороны, оказывает на индивида внешнее давление.
Дело в том, что при рождении всякий индивид застает готовыми и сложившимися до него и независимо от него общественные законы и обряды, язык, денежную систему, традиции, способы понимания и истолкования событий, действий и чувств. Важно, что они сложились до него и независимо от него. В этом смысле социальные факты надындивидуальны, хотя осуществляются только через действия индивидов. С другой стороны, эти законы, нормы и традиции обладают по отношению к индивиду принудительной силой, с которой он не может не считаться.
Например, существуют юридические и моральные нормы, их нарушение вызывают всеобщее неодобрение, также действуют экономические законы, и если с ними не считаться, то предпринимателя автоматически приводят к разорению. Верующий при рождении находит готовыми догмы и обряды своей религии. Язык, денежная система, орудия кредита, обычаи воспитания детей – все это функционирует независимо от их употребления на уровне индивида, но через употребление на уровне индивида. Дюркгейм делает вывод, что эти способы мыслей, действий и чувствований существуют вне индивидуальных сознаний.
Если мы следуем им добровольно, то принуждение мало или совсем не чувствуется. Но это принуждение появляется тотчас же, как только мы пытаемся им сопротивляться.
В некоторых случаях принуждение менее сильно. Так, если кто-то будет одеваться, не принимая в расчет обычаев своей страны и своего сословия, то вызываемый его одеждой смех и дистанция, на которой будут его держать, произведет то же действие, что и наказание в собственном смысле этого слова.
Таким образом, повторим: социальные факты есть образы мыслей, норм и чувствований, находящиеся вне индивида и обладающие силой, которой он вынуждается действовать в соответствии с ними.
Происхождение социальных фактов. Каким образом возникают социальные факты, и кто является их источником? Социальные факты возникают на уровне коллективной жизни, их источником являются жизнь социальных групп в качестве особых социальных субъектов.
Дюркгейм поясняет эту мысль при помощи аналогии с природными явлениями. Живая клетка не содержит в себе ничего, кроме минеральных частиц. Поэтому явления жизни не заключаются в атомах водорода, кислорода, углерода и азота. Жизнь присутствует лишь на уровне целого, но не элементов. Питается, воспроизводится, живет сама клетка, и только она. Текучесть воды, ее пищевые и прочие свойства сосредоточены не в кислороде и водороде, из которых она состоит, но возникают из их соединения.
Такой же синтез образуется на уровне общества, этот синтез порождает явления, отличные от того, что происходит на уровне отдельного индивида. Это значит, что социальные факты качественно отличаются от фактов психических. Мышление группы иное, нежели отдельных людей; у него свои собственные законы. Коллективные представления выражают способ, которым группа осмысливает себя в своих отношениях с объектами, которые на нее влияют.
Поэтому индивидуальная психология не может предложить решение ни одной из социальных проблем, поскольку эти проблемы возникают по ту сторону того, что может объяснить индивидуальная психология.
Поясним эти мысли Дюркгейма о приоритете целого над индивидуальным на современном примере. Несколько лет назад в газете была напечатана статья о групповом изнасиловании подростками девушки в подъезде дома. Журналист знакомится с каждым из задержанных подростков, чтобы понять, почему они это сделали. И выясняет, что каждый из этих четырех юношей вполне приличный человек. Они неплохо умственно развиты, обладают чувством юмора, один занимается музыкой, другой читает умные книжки и т.д. Очень приятны в беседе. Но почему, спрашивает журналист, собравшись вместе, они сделали то, что сделали?
Журналист не понял того, что понял в свое время Дюркгейм. Группа из четырех человек уже есть целостность, поведение которой подчиняется другим законам и правилам по сравнению с поведением отдельного индивида. Сам данный индивид может и не хотеть что-то делать, но подчинится общему мнению, иначе могут подумать, что струсил, хочет предать, не мужчина и т.д. Но кому конкретно принадлежит это общее мнение, если каждый сам по себе может думать иначе? Дело в том, что возникает особый надындивидуальный субъект – особый социальный факт, по Дюркгейму. То есть некое коллективное представление.
Чтобы возник социальный факт, необходимо, чтобы по крайней мере несколько индивидов объединили свои действия и чтобы эта комбинация действий породила результат. И далее надындивидуальное образование закрепляется через образцы поведения, способы действия, нормы и ценности, которые существуют уже независимо от самих индивидов. Так образуются религиозные ценности и верования, нормы прекрасного и справедливого, архитектурные нормы, юридические законы и т.п.
Рассматривать социальные факты как вещи. Дюркгейм выдвигает парадоксальное положение, что социальные факты можно рассматривать как вещи.
Что такое вещь? Это то, что противостоит нашему мышлению, и то, что наш ум может понять только при условии выхода за пределы самого себя, путем наблюдений и экспериментов. Рассматривать социальные факты как вещи, это значит признавать, что их свойства не могут быть обнаружены через наблюдение нашей внутренней жизни. Это значит, что социальные факты могут исследоваться объективно, т.е. научно. А это и значит – как вещи.
Могут возразить: социальные факты – дело наших рук, поэтому мы можем осознать самих себя, чтобы познавать социальные факты. Но дело в том, что большая часть социальных институтов, норм и обычаев передана нам в готовом виде предшествующими поколениями, поэтому, обращаясь к себе, мы не сможем обнаружить породившие их причины. Даже если мы сами участвовали в их возникновении, мы можем лишь смутно и неточно разглядеть подлинные причины, заставившие нас действовать так, а не иначе.
Мы очень плохо представляем себе даже мотивы, управляющие нами. Например, мы считаем себя бескорыстными, когда на самом деле действуем как эгоисты; думаем, что ненавидим, а на самом деле любим, думаем, что следуем своему разуму, когда являемся пленниками бессмысленных предрассудков, и т. д. Как же мы можем понять поступки группы? Ведь участие отдельного индивида составляет лишь ничтожную часть; существует масса других членов группы, и то, что происходит в их сознаниях, ускользает от нас.
На самом деле мы даже не знаем доподлинно, что представляют собой государство или семья, право собственности или договор, наказание и ответственность. Лишь в некоторых вопросах мы едва начинаем видеть какие-то проблески.
Итак, необходимо рассматривать социальные факты как вещи. Это означает, что социальные факты можно наблюдать и описывать как нечто безличное. И тогда между ними можно устанавливать причинные отношения и открывать законы функционирования общества.
Из правила рассматривать социальные факты как вещи следует также, что социолог должен быть свободным от всех идеологий и личных пристрастий, то есть подходить к фактам нейтрально.
Например, принимать религиозные верования массы людей и влияние этих верований на поведение без оценки – правильны эти верования или нет. Важно одно – то, что эти верования определяют жизнь многих людей.
Далее обнаруживается зависимость кривой самоубийств от общих экономических факторов; например, число самоубийств возрастает в периоды экономического кризиса. Можно заметить и другие закономерности.
Но важно, что следуя принципу объяснения социального через социальное, каждый раз Дюркгейм в качестве причинного объяснения отыскивает именно социальную сторону, а не психологические, или биологические или, чисто религиозные факторы.
Например, почему влияет вероисповедание на вероятность самоубийства? Дело в том, что католицизм – более традиционная система верований, и самое важное – он больше сплачивает людей между собой. Протестантизм же склонен к индивидуализму, он проникнут духом свободомыслия и критицизма. И он менее объединяет между собой верующих. То есть дело не в конкретных догматах веры, а именно в социальном аспекте.
А почему уровень самоубийств летом выше, чем зимой? Дело не в температуре воздуха и долготе дня, а в том, что летом социальная жизнь более интенсивна и обостряет чувство изоляции у тех, кто в этой жизни участвует меньше. И дело состоит не в прямых половых и, следовательно, биологических различиях между мужчинами и женщинами, но в различном способе их участия в социальной и экономической жизни, в разной степени социальной активности и т.п.
Следуя принципу социологизма, Дюркгейм различает четыре вида самоубийств: эгоистическое, альтруистическое, аномическое и фаталическое.
Первое связано с разрывом социальных связей индивида, с отсутствием коллективной поддержки, что порождает чувство одиночества и пустоты. Такая ситуация возникает, когда индивид резко меняет свое окружение, образ жизни.
В советском обществе был период 60-х годов, когда колхозникам выдали паспорта, чтобы люди, строящие светлое будущее, не походили на крепостных. И начался массовый отток людей из села в город. Эти люди выпадали из деревенской культуры, но горожанами автоматически не становились. Горожанином не по прописке, а по культуре, образу жизни и ценностям становятся лишь в третьем поколении. И вот такое подвешенное состояние – вышли из одной культуры и не вошли в другую – привело, правда, не к резкому росту самоубийств, но в соответствии с чисто русской традицией – к резкому росту пьянства и снижению общей городской культуры, а также к росту преступности, потому что масса людей жила в общежитиях в качестве лимитчиков и т.п. В социологии такое общество, где большие массы людей живут вне определенной культуры, называется маргинальным. Маргинал – находящийся на окраине, вне культурной нормы.
Второй – альтруистический вид самоубийства – встречается в тех обществах, в которых личные интересы совершенно поглощены социальными и отдельный индивид не существует как самостоятельная единица. Здесь Дюркгейм указывает на древние обычаи: самоубийства стариков и больных, самосожжение жен после смерти мужей, самоубийства рабов после смерти хозяина и т.п. Такие случаи встречаются в архаических обществах.
Третий вид – аномический, от слова «аномия» – отсутствие четких правил и норм поведения. Этот вид характерен при крупных потрясениях и кризисах общественной жизни. Индивид теряет способность приспосабливаться к новым социальным требованиям, у него исчезает связь с обществом. Например, становится безработным, бомжем, теряет внезапно все свои сбережения, его профессия, которая кормила и обеспечивала его семью много лет, вдруг перестает быть нужной в результате автоматизации производства или закрытия данной отрасли вообще.
В 1992 году в России была закрыта текстильная промышленность как ненужная, так как предприятия производили не очень модную одежду. И все переоделись в турецкий ширпотреб. Но многие люди остались без работы и резко сменили образ жизни.
Старые ценности перестают действовать, новые еще не установились − это приводит к моральной неустойчивости индивидов. В настоящее время в России совершается переход от ценностей социализма к рыночным ценностям и как следствие – ощущается моральная неустойчивость индивидов и общественного сознания в целом.
Четвертый вид – фаталическое самоубийство, возникает в результате усиленного контроля группы над индивидом, когда вся жизнь строго регламентируется. Не надо вроде бы ни о чем беспокоиться, все за тебя продумано, но именно такая жизнь становится невыносимой. Дюркгейм пишет, что такое самоубийство совершают люди, будущее которых безжалостно замуровано, страсти которых жестоко ограничены дисциплиной.
Эти идеи Дюркгейма впоследствии послужили основой для разработки учений о так называемом «отклоняющемся поведении». В то же время положения о решающей роли социальных факторов в поведении людей были дополнены в будущем развитии социологии учетом психологических факторов; например, в работе Мориса Хальбвакса “Причины самоубийства”, вышедшей в 1930 году.
В целом можно сказать, что социология Дюркгейма, при всех своих частных недостатках и односторонностях, до сих пор сохраняет свое значение, и Дюркгейм остается классиком социологической мысли.
Дата добавления: 2015-02-16 ; просмотров: 31 | Нарушение авторских прав