Что такое социальный характер человека
В чем отличие социального характера человека?
Социальный характер – это совокупность черт, свойственная какой-либо группе людей, объединенных по национальному, гендерному, религиозному, профессиональному и другим признакам. Социальный характер является обозначением устойчивой системы ориентации личности. Он противоположен индивидуальному характеру, различающему людей между собой. На формирование социального характера наибольшее влияние оказывает окружающее человека общество, экономическая и политическая обстановка.
Процесс социализации начинается с момента определения человеком себя и своего отношения к другим людям, выстраивание той или иной модели отношений, которая приводит к установлению определенного социального характера.
Учение Эриха Фромма
Эрих Фромм – немецкий социолог и философ – утверждал, что вид деятельности человека обусловлен его соображениями и условиями жизни, соображения, в свою очередь, определяются структурой личности. Согласно его учению, можно выделить несколько типов социального характера.
Рецептивный (пассивный или мазохистский)
Убеждения: источник всех благ находится вовне, создать что-либо самостоятельно невозможно, единственный способ достигнуть желаемого – прибегнуть к помощи извне.
Характеристика: стараются прибегнуть к помощи других, крайне безответственны, в случае неудач перекладывают вину на другого, сильно зависимы от авторитетных в их круге общения лиц, никогда не занимают лидирующие позиции.
Социальные взаимоотношения: хотят быть любимыми, но не хотят любить сами, не инициативны, зависимы.
Эксплуататорский (садистский)
Убеждения: источник всех благ находится во внешней среде, достичь желаемого самостоятельно невозможно, создать что-либо самостоятельно также нельзя, но можно украсть и переработать чужое.
Характеристика: желаемого достигают путем манипуляций и хитрости, навязывают окружающим свои жизненные убеждения, не терпят инакомыслия, легко настраиваются на работу и очень продуктивны в своей сфере деятельности.
Социальные взаимоотношения: заинтересованы только теми, кого нужно завоевать или «отбить», стремятся занять лидирующую позицию, крайне коммуникабельны, но часто враждебны; окружающих оценивают по степени полезности, циники, к новым знакомым относятся подозрительно, завистливы к успехам других и очень ревнивы.
Накопительский (стяжательский, деструктивный)
Убеждения: создать невозможно – нужно беречь и экономить уже имеющееся, стремятся ка можно больше получить и как можно меньше отдать.
Характеристика: их дом – их главная крепость, которую они стремятся сделать максимально комфортной путем размещения там огромного количества вещей, стараются везде навести порядок, не любят перемены.
Социальные взаимоотношения: всегда находятся под чьим-либо контролем, редко проявляют инициативу, много молчат и думают, структурируя и анализируя мысли, они скупы на эмоции не любят конфликты.
Рыночный (конформистский)
Убеждения: успех зависит от умения правильно себя преподносить, все, включая их самих, – товар, с которым необходимо конкурировать.
Характеристика: следят за «спросом» и быстро адаптируются к последним тенденциям, теряя в процессе свою индивидуальность, часто перенимают образы, которые транслируют масс-медиа, нередко жертвуют чувством собственного достоинства.
Социальные взаимоотношения: прицениваются к окружающим, стремятся заводить полезные знакомства, не терпят критики и прочих угроз самооценке, часто не уверены в себе, редко испытывают настоящие чувства – они не любят и не ненавидят, ни к кому не привязываются и никем не дорожат, легко разрывают связи.
Воспринимающий
Убеждения: создать самостоятельно невозможно, но возможно помочь в создании другим.
Характеристика: зависят от других, не имеют индивидуальности, часто живут чужой жизнью.
Социальные взаимоотношения: коммуникабельны, искренне радуются успехам других, много говорят и громко смеются, всегда имеют большой круг общения.
Некрофилический
Убеждения: не задумываются о создании, жизнь – трагедия.
Характеристика: крайне деструктивны, подвержены депрессиям, обладают подвижной психикой, часто являются религиозными фанатиками или ярыми приверженцами радикальных течений.
Социальные взаимоотношения: зависимы от других людей, внушаемы.
Социальный (социофилический)
Убеждения: развитие – главная задача жизни, могут как создавать самостоятельно, так и помогать в этом другим.
Характеристика: зрелые гармоничные личности, внимательны к деталям, стремятся изучить окружающий мир, не противопоставляют себя обществу, но и не стремятся соответствовать его требованиям, осознают свои сильные стороны.
Социальные взаимоотношения: любят людей, терпеливы, стремятся окружить заботой близких, в процессе своего развития стараются привлечь к развитию окружающих.
Функции социального характера
Социальный характер выполняет две основные функции:
Структура личности по Братусю
Российский социолог и психолог, Борис Сергеевич Братусь, создал свою классификацию социальных типов, взяв за основу отношения человека к себе и к окружающим.
Так, ученый выделяет следующие уровни в структуре личности:
Классификация Шпрагнера
В основу классификации также может быть заложена преобладающая направленность личности.
Так, немецкий ученый Эдуард Шпрангер выделил следующие типы личности:
Социальный характер. Типология социальных характеров Э. Фромма и уровни в структуре личности по Б. С. Братусю
Немецкий психолог Эрих Фромм говорил, что социальный характер включает совокупность черт характера. Этими чертами обладает большинство членов данной социальной группы. Совокупность же таких черт является результатом общих переживаний и общего образа жизни.
Также психолог высказывался по вопросу характера человека. Он считал, что в случае, когда характер индивида более или менее совпадает с социальным характером, то следуя своим доминантным стремлениям, он будет делать все необходимое и желательное в специфических социальных условиях его культуры.
Изменения социального характера могут происходить тогда, когда такие же изменения происходят и в социальных условиях. Такими условиями могут являться появление новых потребностей и тревог, порождающие новые идеи. Эти идеи могут усилить и укрепить новый социальный характер, кроме этого, они направляют человеческую деятельность в новое русло.
Типы социальных характеров по Э. Фромму. Неплодотворные ориентации
Неплодотворная ориентация включает в себя такие ориентации как:
Человек, относящийся к этому типу, представляет источник всех благ, который лежит вовне. По его мнению, единственным способом, с помощью которого можно приобрести желаемое – получить его из внешнего источника.
Ориентируясь на это, проблема любви заключается в том, что человек хочет быть любимым, при этом не любить самому. Этот тип выбирает ту же стратегию и в сфере интеллекта: он готов воспринимать идеи, но не создавать их. Первая мысль у типа с рецептивной ориентацией, это найти того, кто предоставит ему необходимую информацию, вместо того, чтобы самому заняться ее поиском.
Если люди религиозные, то они ждут всего от Бога, не проявляя собственной активности. Им нужны люди, способные обеспечить их безопасностью, дать им необходимые блага. Из-за этого они становятся зависимыми от других. Когда такие люди представлены сами себе, у них присутствует чувство потерянности. Это происходит из-за неспособности делать что-либо без посторонней помощи;
Эксплуататорская ориентация
Этот тип людей, как указанный ранее, считают, что все необходимые блага находятся во внешней среде и ничего нельзя создать самому. При этом они стараются получить желаемое силой, хитростью или и вовсе отнимают у других, так как не верят, что что-то можно получить в дар.
В области любви он заинтересованы только теми лицами, которых можно отнять или увести у других. Идеи они также не создают, но воруют их как плагиат или в форме парафразы идей, которые кто-то уже высказал до них.
Вещи, принадлежащие кому-то, кажутся людям с эксплуататорской ориентацией лучше, чем те, что они могут создать или уже имеют. Они стараются использовать и эксплуатировать всех, из каждого хотят что-то выжать.
Их установка характеризуется враждебностью и манипулятивностью. Каждый человек для них является объектом эксплуатации, он оценивается по степени его полезности. По отношению к другим людям они ведут себя цинично, отличаются особой подозрительностью, проявляют скрытую или явную враждебность, такие люди завистливы и ревнивы.
Стяжательская ориентация
Люди, относящиеся к этому типу, считают, что не могут что-то новое из внешнего мира, поэтому говорят о том, что нужно беречь и экономить то, что есть. Они находятся за своеобразной защитной стеной, они стараются как можно больше приносить в свое укрытие и как можно меньше из него отдавать.
В сфере любви их партнеры полностью находятся под контролем, и грают роль вещей, которые принадлежат только людям стяжательской ориентации. Это же касается и сферы вещей. Такие люди отличаются жадностью, сверхэкономией и сверхаккуратностью. У стяжателя мысли, воспоминания, чувства находятся в постоянном порядке, он терпеть не может, если вещи не на своем месте, и будет автоматически приводить их в порядок;
Рыночная ориентация
Люди этого типа выступают за то, что успех зависим от умения человека продавать себя на рынке с привлекательной стороны. Иначе говоря, человек воспринимает себя как товар. Он вступает в конкуренцию со многими другими. Такой тип людей интересуется не своей жизнью, а тем, как стать ходким товаром.
Для осуществления этого необходимо знать, какой тип личности отличается повышенным спросом. Образ желаемой личности могут сформировать мода, кино. Этот образ является целью любого человека рыночного типа. Для такого человека мерилами ценностей являются превратности рынка, как результат, разрушаются правильные представления о чувствах, собственном достоинстве и самоуважении.
В ситуации, когда человеку приходиться все время пробиваться к успеху, а любая неудача становится жестокой угрозой его самооценке, то результатом будет чувство беспомощности, неуверенности и неполноценности. << spravochnik_article.html >>
Плодотворная ориентация
Эта ориентация выступает как цель развития человека. Э. Фроммом она противопоставляется описанным выше типам характера. Под плодотворностью понимается ситуация, когда человек имеет здоровую зрелую личность. С помощью своего разума он углубляется в явления, и старается познать их сущность.
Такой тип людей используют свою любовь как средство, с помощью которого способен разрушить стену, которая отделяет одного человека от другого. Он понимает сам себя, свое назначение, отличающее его от других людей и делающего его тем, кто он есть, стремится стать тем.
Его стремления направлены на формирование той личности, которой он может потенциально стать, при этом он использует и развивает все свои силы, способности и возможности. Любовь является плодотворной формой отношений к другим и к самому себе.
Плодотворная ориентация предполагает ответственность, заботу, уважение и знание. Кроме этого, человек, обладающий такой ориентацией, хочет, чтобы другой человек тоже рос и развивался. Любовь к другому человеку проявляется в заботе о нем, в чувстве ответственности за его жизнь.
При этом забота о жизни другого проявляется не только в его физическом существовании, но в развитии всех его человеческих сил. Уважение к человеку равносильно способности видеть его таким, каков он есть, понимать его уникальность и индивидуальность. В процессе плодотворного мышления человек способен видеть объект таким, каков он есть в действительности, а не таким, каким хотелось бы думающему.
Российский психолог Б. С. Братусь предложил свою типологическую модель социальных характеров. В ней он писал, что важным признаком, характеризующим личность, является типичный, преобладающий для нее способ отношения к другому человеку, другим людям и самому себе. Учитывая этот главный фактор, Б. С. Братусь выделяет несколько уровней в структуре личности:
Уровни в структуре личности по Б. С. Братусю. Эгоцентрический уровень
Эгоцентрический уровень может быть определен преобладающим стремлением лишь к собственному удобству, выгоде и престижу. Отношения к другим характеризуется как чисто потребительские. Они строятся в зависимости от того, способен ли помочь другой человек личному успеху или нет, какую выгоду он может принести.
В таких отношениях другой человек выступает в роли вещи. Личное счастье и благо важнее всего, вне зависимости от того, счастливы или несчастливы другие.
Группоцентрический уровень
На этом уровне человек определяет себя соответственно какой-либо из групп. Отношения строятся с учетом того, находятся ли люди в составе одной и той же группы.
Если другой человек принадлежит к конкретной группе, то является ценным, но не сам по себе, не как отдельная личность. Его ценность проявляется лишь в его принадлежности к группе, также решается в зависимости от принадлежности достоин ли он жалости, уважения, снисхождения, прощения, любви.
В случае, когда человек не состоит в этой группе, на него чувства и соответствующее отношение, не распространяются. Сторонники этого уровня могут делить людей на «своих» и «чужих». Благо и счастье связаны с процветанием той группы, с которой идентифицирует себя человек. Он не может быть счастлив, если терпит несчастье его группа.
Просоциальный (гуманистический) уровень
На данном уровне люди ценят других, отстаивают и признают равные права, обязанности и свободы. Главный принцип этого уровня – «поступай с другими так, как ты бы хотел, чтобы поступили с тобой».
Главное стремление просоциального (гуманистического) уровня, это достижение результатов, способных принести благо не только самому индивиду, но и другим людям, человечеству в целом.
Духовный (эсхатологический) уровень
Сторонники, находящимся на этом уровне, считают человека существом вечно живущим, они уверены, что после земной жизни ничего не заканчивается, жизнь человека они связывают с духовным миром.
На этом уровне могут быть решены отношения человека с Богом, присутствует ощущение связи с Богом и представление о счастье как служении и соединении с ним.
В каждом типе личности есть все четыре уровня. В некоторые моменты один из уровней побеждает остальные уровни, исходя из определенной ситуации.
Диплом, курсовая, реферат. Что это за звери и с чем их едят?
СОЦИАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР
Полезное
Смотреть что такое «СОЦИАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР» в других словарях:
Социальный характер — – черты личности и формы поведения, свойственные членам того или иного общества … Словарь-справочник по социальной работе
характер — Ограниченная, скованная, ригидная структура поведения, мешающая творческому приспособлению, достижению необходимой приспособительной гибкости (Смотри также: личный стиль). Краткий толковый психолого психиатрический словарь. Под ред. igisheva.… … Большая психологическая энциклопедия
ХАРАКТЕР — – совокупность устойчивых черт, особенностей, свойств и наклонностей человека, определяющая типичные способы его мышления и поведения. В психоанализе характер человека рассматривается чаще всего с точки зрения периодов и фаз психосексуального… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
характер — (не) выдержать характера • прерывание, демонстрация (не) носить абсолютного характера • обладание знать характер • знание иметь общий характер • обладание иметь характер • обладание меняется характер • изменение, субъект носит субъективный… … Глагольной сочетаемости непредметных имён
Характер — В Викицитатнике есть страница по теме Характер Характер (общий термин; от греч … Википедия
социальный — носить социальный характер • обладание решать социальные вопросы • решение решить социальные проблемы • решение … Глагольной сочетаемости непредметных имён
Социальный институт — (лат. institutum установление, учреждение) социальная структура или порядок общественного устройства, определяющие поведение некоторого множества индивидов того или иного сообщества. Институты характеризуются своими возможностями… … Википедия
Социальный контроль — система методов и стратегий, с помощью которых общество направляет поведение индивидов. В обыденном смысле социальный контроль сводится к системе законов и санкций, с помощью которых индивид согласовывает свое поведение с ожиданиями ближних и… … Википедия
Социальный роман — рисует широкую картину общества в определенную эпоху, при чем индивидуальности выступают в самой тесной связи с борющимися социальными группами. В социальном романе социальный вопрос оттесняет на задний план вопросы личного благополучия отдельных … Литературная энциклопедия
характер социальный — согласно Э. Фромму совокупность черт характера, которая присутствует у большинства членов данной группы социальной и возникла в результате общих для них переживаний и образа жизни; ядро структуры характера, свойственное большинству представителей … Большая психологическая энциклопедия
характер социальный
Смотреть что такое «характер социальный» в других словарях:
ХАРАКТЕР СОЦИАЛЬНЫЙ — англ. character, social; нем. Sozialcharakter. По Д. Pисмену та часть характера, к рая является общей для близкого окружения индивида, его значимых других и к рая формируется под влиянием соц. детерминант; характер индивида, группы, наций,… … Энциклопедия социологии
ХАРАКТЕР СОЦИАЛЬНЫЙ — англ. character, social; нем. Sozialcharakter. По Д. Pисмену та часть характера, к рая является общей для близкого окружения индивида, его значимых других и к рая формируется под влиянием соц. детерминант; характер индивида, группы, наций,… … Толковый словарь по социологии
ХАРАКТЕР СОЦИАЛЬНЫЙ — см КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА … Российская социологическая энциклопедия
характер: тип — (характер: ориентация: тип) (типы характера; типы ориентации характера) каждый тип характера не случайный конгломерат свойств: в их сочетаниях проступает определенная закономерность, опре … Большая психологическая энциклопедия
Социальный институт — (лат. institutum установление, учреждение) социальная структура или порядок общественного устройства, определяющие поведение некоторого множества индивидов того или иного сообщества. Институты характеризуются своими возможностями… … Википедия
СОЦИАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР — понятие в концепциях, разработанных в рамках психоаналитич. направления в социологии для объяснения взаимодействия между индивидом и об вом, влияния социально экон. и культурных факторов на формирование человеч. характера, роли психол.… … Энциклопедия культурологии
Социальный контроль — система методов и стратегий, с помощью которых общество направляет поведение индивидов. В обыденном смысле социальный контроль сводится к системе законов и санкций, с помощью которых индивид согласовывает свое поведение с ожиданиями ближних и… … Википедия
Социальный роман — рисует широкую картину общества в определенную эпоху, при чем индивидуальности выступают в самой тесной связи с борющимися социальными группами. В социальном романе социальный вопрос оттесняет на задний план вопросы личного благополучия отдельных … Литературная энциклопедия
Социальный роман — СОЦИАЛЬНЫЙ РОМАН рисует широкую картину общества в определенную эпоху, при чем индивидуальности выступают в самой тесной связи с борющимися социальными группами. В социальном романе социальный вопрос оттесняет на задний план вопросы личного… … Словарь литературных терминов
характер — Ограниченная, скованная, ригидная структура поведения, мешающая творческому приспособлению, достижению необходимой приспособительной гибкости (Смотри также: личный стиль). Краткий толковый психолого психиатрический словарь. Под ред. igisheva.… … Большая психологическая энциклопедия
Социальный характер
Общество оказывает влияние на формирование социального характера. Учение о социальном характере Фромма – стержень радикально-гуманистического психоанализа Фромма. Социальный характер составляет ядро структуры индивида. (Напомню: структура личности по Фрейду: Сверх Я – Я – Оно; Оно – основа, обуславливающий фактор поведения).
Фромм вывел несколько типов социального характера:
1. Рецептивный (пассивный, мазохистский) – люди надеются на помощь других в решении своих проблем, следовательно, обвиняют других, если что-то не так; зависят от авторитетов; не берут на себя ответственность за свои же поступки; перекладывают свою ответственность на других.
2. Эксплуататорский (садистский) – человек стремится получить желаемое от других силой или хитростью исходя из принципа: я заставлю других жить по тем же принципам, по которым живу сам. Он коммуникабелен, быстро заставляет работать на себя, может попросить о помощи, когда она ему необходима (ему не могут отказать), но быстро забывает о том, что другие ему помогли.
3. Накопительский (стяжательский, деструктивный) – организует свою жизнь основательно, дома – склад из нужных и ненужных вещей, его ориентация стяжательская, то есть, как можно больше принести в дом и как можно меньше отдать другим, не только материальные предметы, но и любовь. Ориентация – обладание.
4. Рыночный (конформистский) – рыночная ориентация. Живет по принципу – а что мне за это будет, чем ты расплатишься. Человек с таким характером стремится сохранить спрос на себя при всех условиях, складывающихся на рынке личности. Этот характер сформирован рынком. Человек тоже рассматривается как меновая стоимость. Это очень адаптивная личность, но за социальную адаптацию нормальные люди расплачиваются собственной индивидуальностью. Рыночный тип не умеет ни любить, ни ненавидеть по-настоящему, не испытывает глубокой привязанности ни к себе, ни к другим, никем не дорожит, ни собой, ни другими. Рыночный характер – доминирующий характер в современном европейском обществе.
5. Воспринимающий – добрые и отзывчивые люди, которые будут радоваться больше, чем ты и смеяться сильнее. Живут жизнью других.
6. Некрофилический – деструктивисты в высшей степени. Все трагично вокруг них. Живут больше в мире фантазий, религиозных и эзотерических теорий.
1-6 – непродуктивные, разрушающие.
7. Социальный (социофилический) – выбирает любовь для разрешения своего внутреннего противоречия; безмерная любовь к людям и человечеству. Этот тип характера самый конструктивный, созидательный, гармоничный (См. Фромм Э. «Искусство любить»). (Родительская любовь, братская, материнская, эротическая, любовь к себе, любовь к Богу).
Причина формирования того или иного характера находится в обществе.
Социальный характер выполняет две функции:
1. в отношении индивида – направляет его действия и энергию во имя функционирования данного общества в соответствии с его практическими нуждами и дает ему психологическое удовлетворение от его деятельности;
2. в отношении общества – приспосабливаясь к социальным условиям, человек развивает в себе те черты характера, которые побуждают его действовать именно так, как ему приходится действовать. Функция стабилизации общества.
Социальный характер – это совокупность социокультурных установок (ориентаций) и норм для подражания, но тем не менее детерминируют его поведение. Социальный характер отличается от индивидуального характера тем, что социальный характер – это определенный тип, присущий определенному большинству членов одной и той же культуры; в то время как индивидуальный характер различен у людей той же самой культуры.
Человеческий характер – это аналог инстинктивного аппарата животного. Он также определяет поведение человека и его отношение к внешнему миру.
Принципиальное отличие от инстинктивной программы животного состоит в том, что социальный характер формируется обществом и составляет психологическую основу личности, то есть укореняется в его базовых социокультурных потребностях. Эти потребности находятся глубоко в психике человека и не всегда им осознаются.
Если бы все люди, живущие в современной западном обществе вдруг осознали, что они живут в больном обществе, не имеют настоящей свободы самореализации, не могут вести себя так, как хочется и думается, что жизнь их бессмысленна – то ему трудно было бы жить и правильно функционировать в данном обществе.
Поэтому общество не допускает возможность осознания человеком своего положения в обществе. Оно формирует такой тип социального характера, который выгоден данному обществу. А сам человек с радостью выполняет задачи общества – его функционирование и стабильность.
Ведущую роль выполняет структура, то есть общество: «Социально-экономическая структура формирует тип характера таким образом, что его членам хочется делать то, что они должны делать, испытывая при этом удовлетворение от действий в соответствии с требованиями культуры».