Что такое социальный опыт в педагогике
Вопросы формирования социального опыта детей дошкольного возраста в ДОО
Данная статья освещает вопрос формирования социального опыта детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе детского сада. Раскрыт механизм социализации. В статье обращается внимание на тот факт, что накопление ребенком необходимого социального опыта происходит самостоятельно и под руководством взрослых. Работа основана на изучении имеющейся отечественной литературы и наблюдения собственного опыта.
Ключевые слова: социальный опыт, механизм накопления социального опыта, старший дошкольный возраст, условия социализации, дошкольная образовательная организация.
Человек – существо социальное, его прогресс зависит не только от биологических, а, прежде всего, от социальных законов. С первых дней своего рождения ребенок окружен другими людьми, поэтому он формируется только при наличии общественных условий жизни. В процессе взаимодействия с другими людьми он получает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности. Личность развивается и совершенствуется под влиянием других людей, приспосабливается к выполнению в обществе конкретных обязанностей, несёт за своё поведение, действия и поступки определённую ответственность. Этот процесс получил название социализации, основным содержанием которого является передача обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения, ценностных ориентаций, кроме того, усвоение их индивидом.
По мнению многих ученых (Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, Д. Б. Эльконин, С. Л. Рубинштейн) младший дошкольный возраст – это важнейший период в развитии дошкольника, который характеризуется высокой интенсивностью физического и психологического развития. В это время происходит переход ребенка к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, предметным миром. На этом этапе происходит формирование основ первоначальной социализации и формирование важнейших личностных новообразований, определяющих в последующем всю систему отношений человека с окружающим миром и с самим собой[1, с. 23].
— благоприятная социальная ситуация развития;
— посредничество взрослых, через достижение взаимодействия процесса социально-педагогической деятельности ДОУ и процесса социализации ребенка в семье;
— организация полноценной деятельности и общения как ведущих форм развития и взаимодействия с окружающим миром[3,с. 9].
В рамках реализации ФГОС ДО в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития детей. Это направление работы реализуется в процессе общения, игровой, трудовой, познавательной, творческой деятельности, через приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, формирование гендерной, семейной, гражданской позиции, формирование принадлежности к мировому сообществу; формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания.
Социальный опыт ребенка – это «всегда результат действий ребенка, активного взаимодействия с окружающим миром». Овладеть социальным миром – значит не просто усвоить сумму сведений, знаний, умений, образцов, а обладать, владеть тем способом деятельности и общения, результатом которого он является.
Исключительно важное место в формировании социального опыта ребенка занимает дошкольное образование. На что же должна быть направлена деятельность педагога с целью формирования социального опыта ребенка в ДОО? Важнейшей основой полноценного социального опытаребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят. Важно, чтобы у ребенка возникло желание и умение оказать помощь, поддержку другому человеку.
Механизм процесса социализации имеет личностный характер и реализуется через деятельность.
• Игровая деятельность — дает ребенку возможность почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат[6,с. 19].
• Исследовательская деятельность — дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений.
• Изобразительная деятельность — позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.
• Предметная деятельность — удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.
• Наблюдение — обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.
• Коммуникативная деятельность (общение) — объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.
• Двигательная деятельность — активизирует самостоятельную деятельность ребенка, повышает двигательную активность.
• Конструктивная деятельность — дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением. [2, с. 105]
Первый уровень предметного содержания социального опыта ребенка дошкольного возраста складывается вокруг знания о том, «как делать»: как есть ложкой, как переходить улицу, как завязывать шнурки, как слушать сказку, как рисовать и так далее. В этом содержательном наборе социального опыта ребенок нуждается сразу после рождения и в течение всей жизни, опыт с годами расширяется в разнообразных действиях ребенка, как спонтанных, так и специально организованных взрослыми.
Второй уровень предметного содержания социального опыта ребенка связан с формированием «вторичного знания», получаемого в общении, знания «как делают другие». Ребенок включает в свой опыт не только то, что было продуктом его собственной деятельности, но и то, что сделали другие люди. Но это произойдет лишь при условии, что действия «другого» или сам их «продукт»как-то эмоционально затронут ребенка: заинтересуют, вызовут любопытство, удивление или тревогу, страх. В противном случае ребенок лишь заучит то, что ему сказали взрослые, организовавшие обучающую ситуацию. Воспитание как раз и способствует тому, что процесс социализации от форм прямых воздействий, от совместных актов деятельности взрослых и детей постепенно выходит к самоконтролю поведения, к собственной инициативе и ответственности взрослеющего ребенка.
Рассмотрим некоторые методы, которые служат накоплению детьми социального опыта.
1.Педагогическое требование: прямые, краткие, категоричные команды, указания, запрещения, или облеченные в юмористическую форму намеки и советы, и искренне высказанное доверие, которое ребенок воспринимает, как указание действовать именно так.
Когда ребенок получает поручение, он попадает в очень важную в воспитательном смысле систему «ответственных зависимостей».Любое поручение имеет две стороны: меру полномочия (тебе доверили, тебя попросили, от тебя этого ждут, кроме тебя это никто не сможет сделать, от тебя зависит успех общего дела) и меру ответственности (от тебя требуется усилие воли, требуется отложить свои занятия и найти время, довести порученное дело до конца). Понятно, что, если какая-либо из этих сторон организована слабо, поручение не будет «работать», то есть попросту его воспитательный эффект окажется ничтожным или даже вызовет раздражение, протест, нежелание выполнять поручение.
4. Пример. Этот метод воспитания призван организовывать образец деятельности, поступков, образа жизни. Действие этого метода строится на естественном психологическом механизме подражания. Подражание, особенно в годы детства, обеспечивает растущему человеку возможность присвоить большой объем обобщенного социального опыта.
5. Ситуации свободного выбора. Природа этого метода моделирует момент реальной жизни.Ведь в жизни люди постоянно встают перед выбором: поступить так или иначе, сказать или промолчать, сделать или забыть. Для становления социального опыта ребенка чрезвычайно важно, чтобы он умел действовать не только по требованию и прямому указанию взрослого, в рамках его конкретного поручения, где все определено, не только ориентируясь на пример, образец, но и самостоятельно, мобилизовав свои знания, чувства, волю, привычки, ценностные ориентации, мог принять решение.
Формирование социального опыта детей осуществляется в ходе их игровой деятельности как ведущей деятельности. Особую роль в этом процессе играет сюжетно-ролевая игра.
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации ребенка. Их воспитательные функции различны, но для достижения полноценной и успешной социализации ребенка-дошкольника необходимо их взаимодействие. Если дошкольное образовательное учреждение способствует интеграции (унификации) ребенка в социум, то семья призвана обеспечить индивидуализацию (дифференциацию) детского развития. Задача взрослых — воспитание активной творческой личности, способной к самореализации, умеющей устанавливать гармоничные отношения с другими людьми, с самим собой.
Таким образом, процесс социализации осуществляется посредством целенаправленного воспитания, обучения и случайных социальных воздействий в деятельности и общении.
Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы) Надежда Лозинская Аппликация, как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы).
Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, замечаешь, что коммуникативная деятельность представлена через межличностные отношения детей,.
Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста. В своей профессиональной деятельности особое внимание я уделяю развитию у детей интереса к художественному творчеству. Как правило, в дошкольном.
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.
Пособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста Пособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет Цель: формирование.
Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1. Тема работы: «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности.
Примеры для формирования представлений о симметрии у детей дошкольного возраста через ручную деятельность Сегодня я расскажу о том, как легко и понятно донести понятие симметрия детям дошкольного возраста. Начнем с главного: зачем это вообще.
Вопросы викторины «Кто самый, самый… в мире животных» для детей старшего дошкольного возраста 1. Какое самое большое млекопитающее животное на Земле? (Кит) 2. Какое самое большое сухопутное животное? (Слон африканский) 3. Какое.
СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ
Полезное
Смотреть что такое «СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ» в других словарях:
СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ — опыт совместной жизнедеятельности людей, зафиксированный в знаниях и методах познания, принципах и нормах поведения, моральных предписаниях, традициях, обычаях, ритуалах, представлениях о должном. Социальный опыт отражен в культуре, во всей… … Профессиональное образование. Словарь
СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ ИНДИВИДА — опыт участия индивида в различных видах деятельности и межличностного взаимодействия, наложивший отпечаток на понимание жизни и отношение к ее различным проявлениям, определивший содержание его знаний, уровень развития умений и навыков … Профессиональное образование. Словарь
Социальный контроль — система методов и стратегий, с помощью которых общество направляет поведение индивидов. В обыденном смысле социальный контроль сводится к системе законов и санкций, с помощью которых индивид согласовывает свое поведение с ожиданиями ближних и… … Википедия
опыт — Человек в своем каждодневном опыте пользуется такими реакциями, которые замкнулись в чужом опыте. Я могу знать о Сахаре, ни разу не выезжая из <. > города, или знать многое о Марсе, ни разу не поглядев в телескоп. <. > опыт человека … Словарь Л.С. Выготского
СОЦИАЛЬНЫЙ ЕВАНГЕЛИЗМ — СОЦИАЛЬНЫЙ ЕВАНГЕЛИЗМ (Social Gospel) влиятельное религиозно общественное движение США кон. 19 нач. 20 в., выдвинувшее программу социального реформирования посредством “идей и духа Христа”. Сформировалось в обстановке роста противоречий… … Философская энциклопедия
опыт — Совокупность усвоенных знаний, навыков; познания, основанные на пережитом, испытанном. О характере, размере, основе опыта. Богатый, большой, вековой, великий, всемирный, гигантский, громадный, дедовский, длительный, долгий, долголетний, душевный … Словарь эпитетов
Социальный маркетинг — Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии. Социальный маркетинг это направление, использующее инструменты маркетинга для улучшения жизни как… … Википедия
Социальный дарвинизм — Часть серии статей о дискриминации Основные формы Расизм · Сексизм … Википедия
Социальный эксперимент — (лат. experimentum проба, опыт) метод научного исследования и элемент в управлении социальными явлениями и процессами; осуществляется в форме контролируемого воздействия на эти явления и процессы и имеет целью поиск возможностей для достижения… … Научный коммунизм: Словарь
КОНФЛИКТ СОЦИАЛЬНЫЙ — КОНФЛИКТ СОЦИАЛЬНЫЙ один из видов социального отношения; состояние противостояния, борьбы между отдельными индивидами или группами людей, пронизывающее все области общественных отношений и сферы человеческой деятельности. Теоретически… … Философская энциклопедия
Ребенок как объект и субъект социализации. Социальный опыт ребенка как основа его социализации;
Сущность процесса социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит. Содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы его члены успешно овладели разными социальными ролями. В основе этого процесса лежит способность человека к обучению (Парсон). Требования к человеку, а соответственно и к ребенку, в отношении его социализации предъявляет не только общество в целом, но и, конкретные группы и институты социализации. Содержание этих требований зависит от возраста и социального статуса человека. Все это позволяет сделать вывод, что каждый человек (ребенок) может рассматриваться как объект социализации.
Однако человек становится полноценным членом общества, будучи и субъектом социализации, усваивающим социальные нормы и культурные ценности в единстве с реализацией своей активности, саморазвитием и самореализацией в обществе. При этом субъектом человек становится объективно, ибо на протяжении всей жизни на каждом возрастном этапе перед ним встают задачи, для решения которых он более или менее осознанно, а чаще неосознанно, ставит перед собой соответствующие цели, т.е. проявляет свою субъективность. Вообще, субъект – носитель и источник активности, направленной на познание, сохранение окружающего мира, на совершенствование себя и социальной практики.
Выделяют три группы задач для каждого этапа социализации:
Естественно-культурные – достижение на каждом возрастном этапе определенного уровня физического сексуального развития;
Социально культурные – познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые;
Социально-психологические – это становление самосознания личности, ее самоопределение в актуальной жизни и на перспективу, самореализация и самоутверждение.
Процесс социализации происходит через овладение социальным опытом, который в широком смысле понимается как единство различного рода умений и навыков, знаний и способов мышления, стереотипов поведения, интериоризированных ценностных ориентаций и социальных установок, запечатленных ощущений и переживаний.
В связи с этим встает вопрос о соотношении общественного опыта (закодированного в культуре и предназначенного молодому поколению) и индивидуального социального опыта ребенка. В решении этого вопроса в литературе можно выделить два подхода:
— Социальный опыт ребенка – это результат специально организованного усвоения общественного опыта, т.е. «производная» от целенаправленного воспитания и обучения.
— Социальный опыт присущ ребенку изначально, а в условиях целенаправленного воспитания и обучения он беднеет и даже умирает.
Эти два подхода абсолютно полярны. По мнению Н.Ф.Головановой, социальный опыт ребенка является результатом социализации, воспитания и самовоспитания. Овладение социальным опытом у ребенка происходит тремя взаимосвязанными путями:
Во-первых, оно идет стихийно, т.к. человеческое существо свою индивидуальную жизнь выстраивает в присущем человеческому миру общественно-историческом опыте. Причем ребенок не просто вбирает воздействия окружающей среды, а, включаясь в совместные с другими людьми акты поведения, присваивает социальный опыт.
Во-вторых, овладение социальным опытом реализуется как целенаправленный процесс, как нормативное, специально организованное обществом в соответствии с его социально-экономической структурой, идеологией и культурой, целями воспитания, просвещения и обучения.
В-третьих, социальный опыт складывается спонтанно, в результате взаимодействия стихийного и нормативного фонда, и тем самым указывает на значительные возможности внутренних предпосылок субъективности ребенка в процессе социализации.
Социальный опыт— это всегда результат действия, активного взаимодействия с окружающим миром. Овладеть социальным опытом – значит не просто усвоить сумму сведений, знаний, навыков, образцов, а обладать, владеть тем способом деятельности и общения, результатом которого он является.
Таким образом, главной составляющей психолого-педагогического механизма социального опыта выступает деятельность. Она представляет собой и способ, и условие, и форму выражения культурно-исторического воспроизведения социального опыта, но при этом отнюдь не выступает как нечто внешнее по отношению к внутренней структуре личности.
Для объяснения механизма усвоения социального опыта следует обратиться к феномену социальной роли личности. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В процессе ее он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли.
Роль — это жизнедеятельность человека в системе норм, определяющих его поведение, общение и отношения в данной социальной позиции.Социальная роль — поддерживание человеком определенного социального статуса в соответствии спотребностями повседневной жизни, профессиональной деятельностью, выполняемой функцией пр.
Ряд социологов, социальных психологов выделяют различные аспекты при определении понятия «социальная роль», делая попытку охарактеризовать именно механизм исполнения личностью ее социальной функции. Так, Г. Мид и Р.К. Мертон считают, что поведение человека всегда определяется его способностью соизмерять свои поступки с действиями других людей, поэтому роль – это своеобразная самовоспитанная установка социального ожидания, которое оказывает давление на поведение личности в зависимости от ее ценностных ориентаций.
Различается «играние роли» и «принятие роли». Под «игранием» понимается организация поведения в соответствии с групповыми нормами, а под принятием роли – требования к действующему лицу, чтобы оно всегда представляло себя на месте другого человека, чтобы стремилось вообразить, как оно само выглядит с точки зрения другого человека. Отсюда следует, что конфликты и противоречия – это результат непонимания ролей друг друга.
Теория социальной роли имеет важное значение для исследования процесса формирования личности в детском возрасте. По мнению Л.И. Божович, человек занимает в обществе определенную позицию (позиция дочери или сына, ученика и т.п.), а с ней непременно связана совокупность прав и обязанностей. Следовательно, общество можно представить как систему взаимодействующих должностей или позиций, а позицию – как структурно оформленную единицу общества. Роль при этом означает совокупность действий, которые производит субъект для реализации занимаемой им позиции, и, следовательно, является одновременно и видом социальной деятельности и способом поведения личности в обществе. Механизм усвоения субъектом социального опыта – это процесс приобретения ролей, и особенно интенсивно он происходит в игре. Здесь выделяются две главные формы поведения ребенка: имитация (подражание окружающим) и идентификация (отождествление себя с другими).
С возрастом и расширением опыта выполнения ролей в игре ребенок получает возможность идентифицировать себя не только непосредственно с теми ролями, которые он наблюдал, но и с теми, о которых узнал из книг, фильмов, телепередач.
Таким образом., процесс формирования социального опыта личности означает ее вживание (с разной степенью осознанности) в различные социальные роли.
Однако социальный опыт, определенным опытом закодированный в социальной роли, будет присвоен ребенком только по мере активности его самосознания себя в качестве члена общества, в качестве носителя новой общественно значимой позиции.
Окружающий мир, многообразия взаимодействия с людьми личность воспринимает сквозь призму «Я-концепции», т.е. через «образ Я». Младший школьник тоже ориентируется на систему установок на самого себя, хотя не столько ее осознает, сколько переживает в виде «особого комплекса нравственных чувств» (Липкина А.И.), т.е его установки всегда довольно сильно эмоционально окрашены, и это делает аспекты социального становления личности в младшем школьном возрасте необычайно значимыми, при этом предпосылками самовоспитания становится некий идеал, поразивший, вызвавший восхищение ребенка.
Социальный опыт несет в себе не только то, что она присваивает из материальной и духовной культуры, но и то, как она соотносит себя с действительностью, т.е. определенные социальные отношения. «Становление личности это и есть становление ее основных отношений. Мера их сформированности и есть мера зрелости личности» (К. А. Абульханова-Славская). по мнению С.Л. Рубинштейна, человек личностно активен и всегда сам создает условия своей жизни и свое отношение к ней. При этом в понятии «жизненные отношения» он выделяет 3 элемента: к предметному миру, к другим людям, к самому себе. В этих личностных отношениях всегда взаимосвязано внешнее и внутреннее.
В младшем школьном возрасте переживания социальных отношений имеют важное значение и проявляются в трех основных формах: эмоционально-оценочной, когнитивной и действенно-преобразовательной. Но при этом следует помнить, что социальная практика в этом возрасте у детей еще довольно ограничена.
Источниками социального опыта детей являются: их собственные действия в различных жизненных ситуациях и переживание этих ситуаций. Раздумья над наблюдаемыми поступками людей и их переживание, косвенный опыт других людей, заключенный в книгах, фильмах, картинах и т.п., переработанный и присвоенный.
Социальный опыт младшего школьника составляют как элементы синтеза сложившейся культуры, так и элементы обыденного сознания, но и их соотношение всегда достаточно неопределенно и дискретно.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Охарактеризуйте ребенка как объекта и субъекта социализации.
2. Дайте характеристику социального опыта младшего школьника. Что является источником социального опыта ребенка в этом возрасте?
3. Что означает процесс формирования социального опыта личности?
4. В какие социальные отношения вступает ребенок в младшем школьном возрасте?
5. Раскройте содержание понятия «социальная роль». Как соотносятся понятие социальной роли и социального опыта?