Что такое речевая практика

РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА

Смотреть что такое «РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА» в других словарях:

Учебно-речевая ситуация — 1) реальная коммуникативная ситуация общения в процессе учебной деятельности; 2) способ и средства организации профессионально ориентированной речевой деятельности обучаемых; один из приемов работы, смысл которого воссоздать типичную для… … Педагогическое речеведение

Сомалийский язык — Самоназвание: af Soomaali Страны: Сомали, Сомалиленд, Эфиопия … Википедия

Содержание обучения — активная грамматика, активная лексика, активный грамматический минимум, активный словарный запас, активный словарь, артикуляция, аспект обучения, аспекты языка, аудирование, аутентичный материал, база данных, виды речевой деятельности… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Дымарский, Михаил Яковлевич — Михаил Яковлевич Дымарский Михаил Яковлевич Дымарский [[Файл … Википедия

О ПРИНЦИПАХ СОЗДАНИЯ СЛОВАРЯ СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ — Уровень развития той или иной отрасли науки определяется состоянием ее основ теории, понятийного аппарата и методов. Применительно к социолингвистике это означает, что, пополняя ее конкретными социолингвистическими исследованиями, необходимо… … Словарь социолингвистических терминов

СОЗНАТЕЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ (СПМО) — СОЗНАТЕЛЬНО ПРАКТИЧЕСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ (СПМО). Один из ведущих методов обучения иностранным языкам в условиях вузовского обучения (название было предложено в 60 е гг. известным советским психологом и методистом Б. В. Беляевым (Беляев, 1965),… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения — обеспечивают обучающимся, воспитанникам с отклонениями в развитии обучение, воспитание, лечение, способствуют их социальной адаптации и интеграции в общество. В научном отношении деятельность специальных (коррекционных) образовательных учреждений … Википедия

Дискурс эстетический — (от лат. discursus рассуждение, логический довод, аргумент) коммуникативно речевая практика обсуждения и рационального обоснования различных художественно эстетических проблем. Понятие дискурса обрело категориальный статус и концептуальные… … Эстетика. Энциклопедический словарь

Заикание — сложное нарушение речи (См. Речь), проявляющееся расстройством её нормального ритма, непроизвольными остановками в момент высказывания или вынужденными повторениями отдельных звуков и слогов. З. чаще всего бывает функциональным, когда не… … Большая советская энциклопедия

АПЕЛЬ — (Apel) Карл Отто (р. в 1922) немецкий философ, один из основоположников современной версии философии постмодерна. Окончил Гётевский университет (Франкфурт на Майне), где в 1972 стал профессором философии. Ученик Э. Ротхакера; испытал влияние… … История Философии: Энциклопедия

Источник

Рабочая программа по речевой практике

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» разработана на основе:

-Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

— Адаптированной основной общеобразовательной программы (далее –АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1.1).

Курс «Речевая практика» является важнейшей составляющей частью образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), поскольку овладение знаниями и умениями в области речевой коммуникации является необходимым условием успешной социализации обучающихся, формированием у них жизненных компетенций.

Цель учебного курса «Речевая практика»:

— Развитие речевой коммуникации школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для осуществления общения с окружающими людьми. Основной формой организации деятельности детей на уроках устной речи является речевая ситуация (тематическая ролевая игра), позволяющая воспроизвести базовые условия естественного общения. Речевые навыки, сформированные в речевых ситуациях, переносятся в спонтанное общение.

Задачи раздела «Речевая практика»:

— способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся;

— корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;

Общая характеристика учебного предмета.

Описание места учебного предмета.

Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика » рассчитана в 3 классе на 2 часа в неделю, 68 часов.

Описание ценностных ориентиров.

На предмете «Речевая практика» формируется общая культура, обеспечивающая разностороннее развитие обучающихся: нравственное, эстетическое, социальноличностное, интеллектуальное в соответствии с принятыми в семье и обществе духовнонравственными социокультурными ценностями. Уроки способствуют уточнению и обогащению представлений об окружающей действительности и овладения на этой основе языковыми средствами (слово, словосочетание, предложение), развитию коммуникативно-речевых навыков, овладению различными доступными средствами устной и письменной коммуникации.На уроках ученики получают начальные представления о нормах и правилах речевого этикета. На уроках «Речевой практики» развиваются возможности и способности обучающихся, оказывающие влияние на овладение учебными умениями и навыками. Положительно влияет на развитие интеллектуальной сферы, в частности овладение отдельными мыслительными операциями.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию. Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей. Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе. Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Предметные результаты освоения учебного предмета в конце 3 класса.

Учащиеся должны уметь:

1-й уровень передавать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем или артистами в магнитофонной записи; выполнять инструкцию, предложенную в письменной форме; выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения после анализа; участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций; правильно выражать свои просьбы, употребляя «вежливые» слова; здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения; сообщать о себе: имя и фамилию, домашний адрес, имена и фамилии своих родственников; принимать участие в коллективном составлении рассказов по темам речевых ситуаций.

2-й уровень выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей; выражать свои просьбы, используя «вежливые» слова; адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми; сообщать своё имя и фамилию, домашний адрес; объяснять, как можно доехать или дойти до школы (по вопросам учителя); участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями; выразительно произносить скороговорки, короткие стихотворения по образцу учителя; участвовать в беседе.

Содержание учебного предмета «Речевая практика»

Общение и его значение в жизни. Общение с природой. Что «говорят» деревья, цветы? Чем отвечают они на наше общение с ними? Понимаем ли мы язык животных, их повадки, позы? Попробуем «расшифровать» их. Правильно ли мы общаемся с ними? Понимают ли нас животные? Речевое общение. Для чего оно нужно людям? Подведение учащихся к выводу с опорой на иллюстративный материал: сообщить что-то новое, обменяться мнением, попросить о чем-нибудь, поздравить, пожалеть, утешить и т.д. Правила речевого общения. Коллективная работа по определению правил. Опора на иллюстративный материал и заранее подготовленные ситуации:

— нужно говорить по очереди, а не всем сразу. Один говорит, а все слушают, иначе никто ничего не поймет;

— говорить нужно достаточно громко (но не кричать), чтобы тебя все слышали;

— когда говоришь, надо смотреть на того, с кем разговариваешь;

— если не соглашаешься с чем-то и возражаешь собеседнику, надо делать это вежливо и не обижать его;

— не забывать употреблять вежливые слова: пожалуйста, извини, извините, спасибо.

Письменное общение. Использование письменного общения в жизни (вывески и афиши на улицах города, рекламы, письма, поздравительные открытки). Письмо записок друг к другу с передачей информации, просьбы, предложений о совместных действиях и т.д.

Аудирование. Повторение оппозиционных слоговых структур, словпаронимов, предложений, различных по количеству слов: ма-мя, ло-лё, вя-вья; был – бил, пел – пил, кости – гости, тонет – стонет; я видела сегодня в скворечнице скворца, я видела вчера в скворечнице скворца и скворушку. Игра в маленького учителя, выполнение подобных заданий детьми (с помощью учителя). Слушание коротких сказок и рассказов в исполнении чтецов с магнитофонной записи или просмотр видеофильмов. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного или просмотренного. Выполнение словесной инструкции, данной в письменном виде. Включение письменного задания в ролевую ситуацию. Выбор из двух сходных по содержанию картинок той, которая соответствует услышанному предложению: Миша сердится на себя. (на картинке – клякса в альбоме, которая капнула с Мишиной кисточки). Вася удивляется (на картинке – мальчик открывает альбом, а там клякса от краски). Объяснение выбора.

Подготовка речевой ситуации и организация высказывания. Лексические темы: «Школьная жизнь», «Играем в сказку», «Я дома», «Я за порогом дома», «Это я!», «Мои друзья», «Мир природы». Примерная тематика речевых ситуаций: «Знакомьтесь, это моя школа», «Вместе после уроков», «Успехи и неудачи бывают у каждого»; «Волк и семеро козлят», «Гуси-лебеди», «Настя и Марфуша в гостях у Морозко»; «Я тебе позвоню», «Обмениваемся бытовыми советами», «В гости на день рождения»; «Я пешеход», «На приеме у врача», «Я зритель»; «Привычки:

управления.).Совершенствование умения участвовать в вопросноответных диалогах: Какая Настя? – Добрая, вежливая, трудолюбивая. А

Марфа? – Жадная, грубая, ленивая. А Морозко какой? – Справледливый.

Культура общения: Выражение просьбы: будьте добры, помогите мне, пожалуйста; не могли бы Вы мне помочь; я прошу Вас, дайте мне сказку «Аленький цветок» Аксакова; извинения: простите меня, пожалуйста; извините меня, пожалуйста. Речевое общение со старшими. Общение с друзьями. Дифференциация речевого поведения в соответствии с ситуацией: Здравствуй! Здравствуйте! До свидания! Всего хорошего! Будьте здоровы! Пока! Счастливо! Речевое общение с малознакомыми людьми: Как Вас зовут? Как тебя зовут? Как ваша фамилия? Как твоя фамилия? Извините, пожалуйста, Вы не скажите, как пройти на остановку автобуса? Я прошу прощения. Не могли бы Вы объяснить мне дорогу до остановки и т.д.

Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Речевая практика»

для 3 класса на 2021/2022 учебный год

Источник

Рабочая программа «РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»

На заседании МО ГБОУ

«Республиканский центр образования» _______

от «___»__________20___ г.

Зам. директора по УВР

Директор ГБОУ«Республиканский центр образования »

Приказ № ___ «___»____20__ г.

детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

по учебному предмету «Речевая практика »

Составитель: Жамсуева Лариса Сергеевна

Данная адаптированная рабочая программа по предмету «Речевая практика» адресована учащемуся 3 «г» класса ГБОУ «Республиканский Центр Образования» на 2019-2020 учебный год.

Рабочая программа разработана на основе:

Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599);

«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида: 1-4 классов: по редакцией В.В.Воронковой.-М.:«Просвещение», 2012 г.

Адаптированной основной образовательной программы ГБОУ «Республиканский Центр Образования» обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1-3 классы по ФГОС;

Устава ГБОУ «Республиканский центр образования».

Согласно учебного плана ГБОУ « Республиканский Центр Образования»на 2019-2020 учебный год для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 3-м классе по предмету «Речевая практика» изучается 2 часа в неделю, 68 часов в год.

развитие речевой коммуникации учащихся как способности использовать вербальные невербальные средства для осуществления общения с окружающими людьми в различных ситуациях;

заложить основы интеллектуального, эмоционального, речевого, духовно-нравственного развития младших школьников, их умения пользоваться устной и письменной речью.

способствовать совершенствованию развития речевого опыта учащихся;

корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний;

формировать выразительную сторону речи;

учить строить связные устные высказывания;

воспитывать культуру речевого общения

совершенствование грамматически правильной речи, формирование разговорной

(диалогической) и контекстной (монологической) форм речи;

профилактика и коррекция нарушений чтения и письма.

расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соот­ветствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.

создание условий у учащихся для развития умений отвечать на вопросы учителя в процессе беседы;

расширить представления детей о правилах поведения в обществе;

развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсценирования сказки;

обогащать лексический запас учащихся словами;

научить строить простые предложения и короткие рассказы с опорой на символический план;

научить составлять рассказы из личного опыта.

Для достижения планируемых результатов предполагается использование следующих методов, типов уроков, форм проведения уроков и элементов образовательных технологий:

а) общепедагогические методы:

словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником;

наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;

б) специальные методы коррекционно – развивающего обучения:

задания по степени нарастающей трудности;

метод самостоятельной обработки информации;

специальные коррекционные упражнения;

задания с опорой на несколько анализаторов;

развёрнутая словесная оценка;

Основные типы уроков:

урок изучения нового материала;

урок закрепления и применения знаний;

урок обобщающего повторения и систематизации знаний;

урок контроля знаний и умений.

Основным типом урока является комбинированный.

Нетрадиционные формы уроков:

урок с элементами исследования.

Виды и формы организации работы на уроке:

Используемые технологии обучения предмету:

технологии разноуровневого и дифференцированного подхода;

приёмы рефлексивных технологий.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Учащийся 3 «г» класса обучается по адаптированной основной образовательной программе ГБОУ «Республиканский Центр Образования» обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

На уроках чтения учащийся часто отвлекается. Внимание рассеянное, неустойчивое. Плохо усваивает все новое, лишь некоторую часть и то после многократного повторения. В ходе урока мало участвует, не может ответить на поставленные вопросы. Способность к волевому усилию снижена, часто не доводит начатое до конца. Запоминание учебного материала ему даётся с большим трудом. Память слабая, но в то же время зрительная память развита хорошо. Учащийся читает плохо, 20-24 слов в минуту по слогам, не соблюдает интонацию, чтение эмоционально не окрашенное. Содержание прочитанного учащийся не передаёт, выделить главную мысль рассказа также не может. Беден словарный запас. Стихи наизусть не может заучить. Отношение к своим удачам или неудачам безразличное.

Планируемые результаты освоения учебного предмета (предметные и личностные)

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

уточнение представлений о праздниках — личных и государственных, связанных с историей страны;

расширение представлений о различных социальных ролях (покупатель, пассажир, пациент и др.)

собственных и окружающих людей; — укрепление соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через расширение представлений о нормах этикета и правилах культурного поведения;

овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках предметных результатов 2-го и 3-го годов обучения);

овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни (в рамках предметных результатов 2-го и 3-го годов обучения).

понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем или артистами в аудиозаписи;

выполнять инструкцию, предложенную в письменной форме;

выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения после анализа;

участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;

правильно выражать свои просьбы, употребляя вежливые слова, уметь здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения;

сообщать сведения о себе: имя и фамилию, адрес, имена и фамилии своих родственников;

принимать участие в коллективном составлении рассказа по темам речевых ситуаций;

уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинно-символический план;

слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание.

выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей;

выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми;

знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до школы (по вопросам учителя);

участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;

выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу учителя;

участвовать в беседе;

слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинно-символический план.

Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Планируемые результаты освоения обучающимися предмета «Речевая практика» дополняются коррекционной работой.

Основными направлениями коррекционной работы являются:

Совершенствование движений и сенсорного развития:

развитие мелкой моторики и пальцев рук;

развитие графических навыков.

Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

коррекция и развитие памяти;

коррекция и развитие внимания;

формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

развитие пространственных представлений и ориентаций;

развитие представлений о времени.

Развитие различных видов мышления:

развитие наглядно-образного мышления;

развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

Развитие основных мыслительных операций:

развитие умения сравнивать, анализировать;

развитие умения выделять сходство и различие понятий;

умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;

умение планировать свою деятельность.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:

развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;

формирование умения преодолевать трудности;

воспитание самостоятельности принятия решения;

формирование адекватности чувств;

формирование устойчивости и адекватной самооценки;

формирование умения анализировать свою деятельность;

восприятие правильного отношения к критике.

Коррекция и развитие речи:

коррекция монологической речи;

коррекция диалогической речи.

Приоритетными направлениями коррекционной работы являются:

укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка;

формирование и развитие коммуникативной и когнитивной функции речи;

формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения;

формирование на доступном уровне простейших вычислительных навыков, прежде всего связанных с решением житейских задач;

развитие творческих умений средствами предметной и игровой деятельности.

Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

При оценке итоговых результатов освоения программы по устной речи должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка.

Тематическое оценивание проводится с помощью заданий учебника, помещенных в конце каждого раздела.

Устный опрос учащихся является одним из методов ЗУН учащихся коррекционной школы. При оценке устных ответов принимается во внимание:

правильность ответа по содержанию; свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;

умение практически применять свои знания;

последовательность изложения и речевое оформление ответа.

Отметка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя или самостоятельно обосновать, сформулировать ответ, привести необходимые примеры; устанавливает причинно-следственные связи; демонстрирует знание основных фактов, дат, событий; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки ответа на «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; допускает некоторые ошибки в речи; при работе над текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя; нуждается в дополнительных вопросах учителя, которые помогают ему уточнить и дополнить ответ.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большой или наиболее существенной части изучаемого материала, соответствующего его познавательным возможностям, допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом допускает грубые ошибки, не использует помощь учителя.

Отметка «1» за устный ответ не ставится.

Содержание учебного предмета

Подведение обучающихся к выводу о необходимости общения, чтобы сообщить что-то новое, обменяться мнением, попросить о чем-нибудь, поздравить, пожалеть, утешить и т. д. Правила речевого общения. Освоение правил речевого общения. Письменное общение. Использование письменного общения в жизни.

Слушание коротких сказок и рассказов в исполнении чтецов с магнитофонной записи, просмотр видеофильмов. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного или просмотренного. Повторение оппозиционных слоговых структур, предложений, различных по количеству слов. Выполнение словесной инструкции, данной в письменном виде. Включение письменного задания в ролевую ситуацию.

Дикция и выразительность речи

Совершенствование речевого дыхания. Четкое выразительное произнесение чистоговорок, стихотворных диалогов по подражанию. Громкая, спокойная, тихая, шепотная речь. Использование нужной силы голоса в различных ролевых ситуациях. Вежливый тон голоса в разговоре. Передача различных чувств соответствующим тоном голоса в специально подобранных диалогах. Различение на рисунках (пиктограммах) выражения этих чувств.

Повествовательная, вопросительная, восклицательная интонации.

Подготовка речевой ситуации и организация высказывания

Лексические темы: «Школьная жизнь», «Играем в сказку», «Я дома», «Я за порогом дома», «Это я!», «Мои друзья», «Мир природы».

Речевые ситуации: «Это моя школа», «Вместе после уроков», «Я тебе позвоню», «Обмениваемся бытовыми советами», «В гости на день рождения», «Я пешеход», «Я зритель», «Мой дом и моя семья», «На приеме у врача», «Привычки хорошие и не очень», «Вместе нам не скучно», «В зоопарке у зверей», «Погода и мы».

Выражение просьбы. Речевое общение со старшими. Общение с друзьями. Дифференциация речевого поведения в соответствии с ситуацией.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *