Что такое социальный спрос
28. Понятие спроса. Виды спроса и элементы его формирования
28. Понятие спроса. Виды спроса и элементы его формирования
Спрос – то количество денег, которое покупатель готов заплатить за тот или иной товар при определенных условиях и определенной цене на него.
Различают индивидуальный спрос, т. е. платежеспособные потребности отдельного покупателя в том или ином товаре, суммарный спрос индивидуальных покупателей и совокупный спрос, выраженный в деньгах, который формируется на национальном уровне. Он представляет собой реальный объем товаров, который готовы купить при определенном уровне цен все хозяйствующие субъекты.
По степени охвата товаров различают:
1) микроспрос, т. е. спрос на отдельные виды товаров;
2) макроспрос, т. е. спрос на более или менее крупные группы товаров.
По степени удовлетворения спроса выделяют:
1) реализованный спрос;
2) неудовлетворенный спрос, который определяется количеством денег, которые не могут быть обменены на товары в силу их отсутствия в продаже;
3) скрытый неудовлетворенный спрос, когда вместо желаемого товара, отсутствующего в продаже, приобретаются другие товары или его вид, худший по качеству.
По характеру спроса различают:
2) полноценный спрос,
4) чрезмерный спрос;
5) нерегулярный спрос;
6) нерациональный спрос.
На размеры и структуру спроса влияют следующие факторы:
1) цена продукта или услуги;
2) доходы населения;
3) число покупателей;
5) вкусы и предпочтения покупателей;
6) мода и популярность;
7) реклама и кампания;
8) цены на сопряженные товары (товары-субституты и товары-заменители);
9) система налогообложения;
10) возможность и условия кредита;
11) гарантийный и постгарантийный сервис;
12) сезонный фактор;
13) демографические факторы;
14) географические особенности;
15) национальные, религиозные и исторические особенности;
16) профессиональная структура работающего населения;
17) имущественная дифференциация населения;
19) меры по стимулированию спроса и т. д.
Для стимулирования спроса можно использовать следующие меры:
1) демонстрацию и презентацию товаров;
2) предложение о возврате денег, если товар не понравился;
3) удобство упаковки, простоту и доставку товара;
4) премии и конкурсы;
5) систему скидок, дисконтов;
7) искусственное наращивание популярности, эффект массового потребления;
8) хороший дизайн и привлекательность товара, возможно, его оригинальность, экстравагантность и др.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Глава 19 Всеобщая либерализация как способ формирования спроса на деньги
Глава 19 Всеобщая либерализация как способ формирования спроса на деньги «Экономическая либерализация» – это уже было в мировой историиВернёмся к периоду после снятия с «печатного станка» «золотого тормоза». Ростовщикам за неполные четыре десятилетия удалось резко
Сглаживание спроса
Сглаживание спроса Чтобы провести этот анализ, возьмем лист миллиметровки и карандаш (или коврик для мыши и PowerPoint) и отложим время в годах по горизонтальной оси, а число километров, которое мы проезжаем (пролетаем) по территории в США (или любой другой развитой стране), –
8.2. Понятие и сущность рыночного спроса и предложения
8.2. Понятие и сущность рыночного спроса и предложения Понятие спроса. Процессу обмена товаров на рынке присущи свои законы. Одним из важнейших законов рыночной экономики, управляющих процессом товарообмена и ценообразования, является закон спроса. Покупатель, испытывая
8.3. Факторы и методы формирования спроса. Функции стимулирования сбыта
8.3. Факторы и методы формирования спроса. Функции стимулирования сбыта Факторы формирования спроса. Покупательский спрос формируется под воздействием общих и специфических факторов. Наиболее характерные общие
8. Монополия спроса
8. Монополия спроса Монопольные цены могут возникнуть только вследствие монопольного предложения. Монополия спроса не создает рыночной ситуации, отличной от ситуации, в которой монополизированный спрос отсутствует. Монопольный покупатель индивид или группа
Вопрос 2 Спрос. Закон спроса. Кривая спроса. Изменения в спросе.
Вопрос 2 Спрос. Закон спроса. Кривая спроса. Изменения в спросе. ОТВЕТСПРОС – отношение между ценой блага и его количеством, которое покупатели хотят и в состоянии купить.В экономическом смысле в основе спроса лежит не просто потребность или нужда в том или ином благе, а
Вопрос 15 Эластичность спроса по доходу. Коэффициент эластичности спроса по доходу.
Вопрос 15 Эластичность спроса по доходу. Коэффициент эластичности спроса по доходу. ОТВЕТЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ДОХОДУ – мера чувствительности спроса к изменению дохода; отражает относительное изменение спроса на какое-либо благо вследствие изменения дохода
Вопрос 16 Перекрестная эластичность спроса по цене. Коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене.
Вопрос 16 Перекрестная эластичность спроса по цене. Коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене. ОТВЕТПЕРЕКРЕСТНАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ЦЕНЕ выражает относительное изменение объема спроса на одно благо при изменении цены на другое благо при прочих равных
2. Виды инфляции: инфляция спроса и издержек
2. Виды инфляции: инфляция спроса и издержек Инфляция – это экономическое зло, она в совокупности с безработицей определяет такое понятие, как макроэкономическая нестабильность. Кроме того, вся ее опасность заключена еще и в том, что в нашей стране нет строго
16.2.2. Эволюция теорий спроса на деньги. Функция спроса на деньги и ее модификация
16.2.2. Эволюция теорий спроса на деньги. Функция спроса на деньги и ее модификация Под спросом на деньги понимается стремление публики, фирм, государства сохранить часть активов в ликвидной форме или в форме денежных запасов. Спрос на деньги вытекает из двух
3. Понятие эластичности, эластичность спроса
3. Понятие эластичности, эластичность спроса Спрос – это объем товара или услуги, который экономический субъект желает включить в состав своей потребительской корзины по выгодной для него цене.Эластичность представляет собой гибкость спроса и предложения по отношению
29. Величина спроса. Закон спроса
29. Величина спроса. Закон спроса Величиной спроса называется количество товара, которое покупатели готовы (т. е. хотят, могут) купить при данной цене в течение определенного периода: дня, недели и т. п. Величина спроса находится в обратной зависимости от цены: чем выше цена
Пружина спроса
Пружина спроса В обществе существуют два своеобразных полюса. Один представляют члены общества – простое население, которое предъявляет постоянный спрос на предметы, необходимые для жизни (или не очень необходимые, но делающие жизнь более комфортной, приятной
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СПРОСА
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СПРОСА Прогнозирование спроса – это процесс оценки количества людей, необходимых в будущем, и их навыков и опыта. Идеальной основой прогнозирования является ежегодный бюджет и более долгосрочные бизнес-планы на уровне служб и отделов или решение о
Функциональный и нефункциональный спрос
Понятие независимости вкусов клиентов не всегда соответствует действительности. Периодически возникают ситуации, когда потребительские желания зависят от запросов прочих индивидов. Воздействие других субъектов иногда приводит к кардинальным изменениям в рыночных отношениях.
Многообразие факторов, активно побуждающих покупателей к приобретению конкретного продукта объединяются в две разновидности клиентского спроса:
К функциональному относится спрос, вызванный конкретными потребительскими параметрами определенного блага. Он может возрастать либо спадать, реагируя на изменения качественных составляющих продукции, колебания функций полезности для конечного потребителя.
Нефункциональный вид спроса зависит не от потребительских параметров товарной продукции, а проявляется под давлением прочих обстоятельств. Его изменения зависят от поведенческих законов и психологических особенностей индивидов. Понятие рациональности по отношению к потреблению становится вторичным.
Выделяют три разновидности нефункционального спроса:
Спекулятивный
Форма спроса спекулятивного характера возникает, когда на рынке наблюдается дефицит определенной продукции. Рыночное предложение клиентам может быть неполным в силу естественных причин либо создано искусственно. Производители могут придерживать товарную продукцию, рассчитывая на ценовое возрастание. Такое положение характерно для социума с обостренными инфляционными выжиданиями. Опасность возрастания товарной стоимости в скором времени подвигает клиентов на ее увеличенное приобретение в настоящем.
Нерациональный
Иррациональный вид спроса относится к внеплановому фактору, появляющемуся благодаря внезапной прихоти, сиюминутной смене клиентского настроения. Он полностью разрушает рациональный подход к покупкам. Многие индивиды в различной степени подвержены сиюминутным всплескам иррационального подхода в покупках. Это проявляется в приобретении предметов, о чем впоследствии приходится сожалеть. Именно поэтому во многих государствах потребителю предоставляется дополнительное время для осмысления необходимости приобретения товара либо проверки его качества. На протяжении этого периода клиент может, следуя договору, отказаться от услуг, работ до их завершения либо возвратить продавцу ранее приобретенное изделие и получить назад собственные деньги.
Социальный
К наиболее обширной категории нефункционального спроса относится его социальная форма. Внешние составляющие, имеющие существенное воздействие, имеют ценовое и неценовое происхождение.
Различают три вида экзогенных влияний на социальную форму спроса:
Демонстративное поведение
Индивид приобретает недоступные для подавляющего количества членов социума определенные блага. Элитная продукция выделяет конкретного индивида из общей массы и подчеркивает его статусность. Товарная стоимость в этом случае включает реальную часть и элитную составляющую. К фактору демонстративного поведения (эффекту Веблена) относят специфику возрастания клиентского спроса, обусловленную повышенной ценовой категорией продукции.
Коррекция отношения спроса и цены создает парадоксальное ситуацию, когда более высокая товарная стоимость провоцирует повышение его объемов реализации. Эффект Веблена показывает количественное значение, на которое вырастает индивидуальный спрос, вызванный стоимостным ростом на интересующую продукцию. Такое положение возможно лишь при ситуации, когда клиент рассматривает повышенную цену непосредственно в связи с престижностью конкретного товара, что порождает усиленный покупательский интерес.
Обратная зависимость между количественным значением спроса (Q) и товарной ценой (P) не изменяется, но при этом сама кривая на графике смещается в правую сторону под влиянием эффекта Веблена. В понимании клиента одно и то же изделие с невысокой стоимостью (P1) и высокой (P2) относится к различным товарам, происходящим из непрестижной и элитной категории.
Эффект сноба
Непрестанное желание клиента выделяться от большинства личностей в социуме, быть исключением среди прочих потребителей провоцирует эффект сноба. Он вызывает снижение величины индивидуальной потребности в продукте и смещение его кривой в левую часть графика. Количественное значение сдвига зависит от объема спроса, пользующегося интересом у прочих покупателей.
Эффект сноба (исключительности) отображает стремление индивидов к возвышению над общей массой за счет владения более престижной продукцией. Примерами снобистских товаров выступают элитные автомашины, одежда эксклюзивной категории, экземпляры редких произведений искусства. При возрастании количества клиентов, приобретающих престижную товарную продукцию, увеличивается и рыночный интерес. Это приводит к спаду значения ценности данных изделий для сноба и понижению его индивидуального спроса.
Когда общая масса увеличивает потребление определенной продукции, клиент-сноб обязательно его сокращает. Он не станет приобретать товар, который покупают все остальные.
Эффект массового потребления
Желание многих индивидов быть похожими на большинство в погоне за модными товарами, а также опасение выглядеть хуже создает предпосылки эффекта массового потребления. При неизменных прочих условиях он вызывает возрастание первоначального спроса функционального вида на определенную величину. Увеличение активности приобретения окружающими товарной продукции напрямую влияет на рост индивидуального интереса к тем же изделиям.
Данный эффект выступает стимулом для клиентского спроса, понуждая индивида соответствовать общепринятым стандартам, приобретая туже продукцию, что и остальные потребители на рыночной площадке. Система массового потребления отражает стремление личностей соответствовать определенному жизненному уровню, отвечать требованиям своего социального класса.
Эффект зачастую заметен у детей по отношению к игрушкам, чем постоянно пользуются маркетологи, а также рекламные агентства. Его величина проявляется сильнее при смещении показателя индивидуального интереса, меняя положение под влиянием возрастания общего рыночного спроса. Ярким примером действия эффекта служат мобильные сети.
Менеджеры компаний должны на практике учитывать вышеперечисленные эффекты, хотя они проявляются не всегда. Ассортимент фирмы составляется с обязательным включением товарных позиций для покупателей, желающих выделиться из общей массы. Среди модных направлений продукции обязательно содержаться классические варианты.
Компании, занимающиеся выпуском эксклюзивных изделий либо предоставляющие элитные услуги, должны поддерживать должный уровень престижности. Трудный доступ к такой продукции не должен понижаться. Чем проще станут условия включения в элитный клуб, тем меньше знаменитых и богатых участников в нем останется.
Что такое спрос: определение, виды
Узнайте больше о законе спроса и предложения, а также о факторах, которые влияют на спрос
Спрос — это зависимость между ценой и количеством товара, которое потребители могут и хотят купить по строго определенной стоимости в конкретный промежуток времени.
Чтобы узнать, как спрос зависит от стоимости товаров и что влияет на его рост, посмотрите это видео.
Разделы
Закон спроса и предложения
Прежде чем установить цену на товар или услугу, сначала рассчитывают себестоимость и делают наценку. Однако, слишком высокая стоимость будет отпугивать потенциальных клиентов. Поэтому, цену чаще всего устанавливают в точке равновесия спроса и предложения.
Отсюда и выплывает закон спроса и предложения. Он гласит, чем ниже цена, тем выше спрос и наоборот. Исключение составляет товар Гиффена. Для него при повышении цены растет и спрос. К товарам Гиффена можно отнести хлеб, гречку, рис, чай и некоторые другие продукты. Это малоценные товары, которые в потребительском бюджете занимают значительное место, при этом их практически невозможно заменить.
Далее вы узнаете, какие факторы влияют на спрос и как им можно управлять.
Факторы спроса
На спрос в первую очередь влияет цена. Однако, есть и неценовые факторы. Ниже мы разберем именно их.
Конечно, каждый фактор может в одной нише оказывать более сильное влияние, чем в другой. Поэтому, важно тщательно изучать свою целевую аудиторию, привлекать новых покупателей, вести базу данных в CRM-системе и регулярно анализировать эффективность своих маркетинговых действий. Читайте дальше, чтобы больше узнать о спросе.
Виды спроса в маркетинге
Существует несколько видов спроса. Давайте познакомимся с ними ближе.
Как видите, спрос бывает разным и зависит от множества факторов. Однако, им можно управлять с помощью разных маркетинговых подходов и инструментов. Например, вы можете повышать продажи с помощью email рассылок, чат-ботов в мессенджерах, BTL-рекламы и так далее. Зарегистрируйтесь в SendPulse, чтобы начать использовать эти и другие инструменты уже сегодня.
Функциональный и нефункциональный спрос
В случае дополнительного анализа рыночного спроса мы можем выделить 2 вида спроса.
Функциональный спрос
Функциональный — это спрос, который связан в первую очередь с потребительскими качествами того или иного товара. Почему так много людей пользуются iPhone? У него есть ряд качеств за что мы и любим продукцию Apple: уникальный дизайн, скорость работы и полная синхронизация всех устройств.
Нефункциональный спрос
Нефункциональный — это спрос, который возникает из-за наличия других факторов, а не из-за потребительских характеристик товара. Этот спрос более интересен для рассмотрения. Он разделяется на подвиды:
Спрос, связанный с внешними воздействиями, проявляется в нескольких основных эффектах:
Эффект «Как у всех»
Этот эффект выражает увеличение спроса отдельного потребителя из-за увеличения популярности, т.е. рыночного спроса на какую-либо услугу или товар Примеров тут множество, но если обобщить, то это мода. Люди в большей или меньшей степени стараются быть в тренде новых веяний жизни, тем самым усиливая спрос на популярные товары.
Эффект исключительности
Этот эффект проявляется немного иначе. Каждый человек считает себя и свои вкусы исключительными, хотя в большей степени это всё иллюзия. 🙂 Однако если человек будет знать, что желаемый товар количественно ограничен и стоит кругленькую сумму, то имея финансовую возможность, он обязательно его купит. Получается, что из-за этого эффекта
Эффект показательного потребления (Эффект Веблена)
Это увеличение спроса потребителя на товар, вопреки, а точнее даже благодаря повышению цены, ввиду его элитарности.
Спекулятивный или ажиотажный спрос
Такой спрос возникает при дефиците товара, если рыночное предложение недостаточно для потребностей рынка или искусственно ограничено в ожидании роста цен. Помните историю с нехваткой гречки? Это лучший пример ажиотажного спроса, который, кстати, пару лет назад был искусственно раздут, и в итоге на этом заработали неплохие деньги. 🙂
Нерациональный спрос
Возникает из-за минутной слабости, каприза или прихоти, то есть эта покупка является незапланированной. Вы не задавались вопросом почему у кассовых аппаратов лежит большое количество сладостей и игрушек? Такая хитрая политика ориентирована на родителей с детьми, ведь иногда даже небольшая покупка начинается со слов «Ну купи…»
© 2017 — 2021, Все о финансах. Все права защищены. Копирование материалов только с разрешения автора.
Социальный, спекулятивный и нерациональный спрос.
Социальный спрос– это та часть спроса, которая обусловлена стремлением потребителя соответствовать некоторым социальным крит5ериям.
Спекулятивный спрос – возникает в обществе с высокими инфляционными ожиданиями, когда опасность повышения цен в будущем стимулирует дополнительное потребление (покупку) товаров в настоящем.
Нерациональный спрос – это незапланированный спрос, возникающий под влиянием сиюминутного желания, внезапного изменения настроения, прихоти или каприза, т.е. спрос, нарушающий предпосылку о рациональном поведении потребителя.
Кривая «доход‑потребление» для нормальных (полноценных) благ имеет положительный наклон (рис. 1), поскольку с увеличением дохода увеличивается их потребление.
Рис. 1. Кривая «доход‑потребление» качественного товара
Кривая «доход‑потребление» изображает, как потребление блага X изменяется с увеличением дохода и то, что потребление нормального (полноценного) блага неизменно растет.
Кривая «доход‑потребление» для некачественных (неполноценных) благ имеет отрицательный наклон (рис. 2).
Рис. 2. Кривая «доход‑потребление» некачественного товара
Кривая «доход‑потребление» для нейтральных (независимых) благ имеет вертикальный наклон (рис. 3).
Рис. 3. Кривая «доход‑потребление» на нейтральные товары
Нейтральные, или независимые, блага – это блага, которые не являются ни нормальными, ни некачественными для потребителя. Это блага, потребление которых остается неизменным при всех уровнях дохода. К этой группе благ относят, например, соль, туалетную бумагу, зубную пасту и т. п., расходы на которые занимают относительно незначительную часть бюджета. Это блага первой необходимости.
Кривая «доход‑потребление» используется для построения кривой Энгеля.
Кривая Энгеля иллюстрирует зависимость между объемом потребления благ и доходом потребителя при неизменных ценах и предпочтениях. Она названа по имени немецкого экономиста и статистика Эрнста Энгеля, исследовавшего взаимосвязи между объемом покупаемого данным потребителем блага и величиной его дохода.
Кривая Энгеля изображена на рис. 4.
Рис. 4. Кривая Энгеля
Кривая Энгеля отражает информацию о способности покупок блага реагировать на изменения в доходах.Кривая Энгеля для блага, которое потребляется безотносительно к уровню дохода покупателя, имеет форму вертикальной прямой (рис. 5). На рис. 5 показана кривая Энгеля для такого блага. Так, ваши расходы на мандариновый сок не зависят от ваших доходов. Если вы покупаете 5 литров сока в неделю, то и при увеличении дохода все равно будете покупать 5 литров сока в неделю. Итак, кривая Энгеля демонстрирует, что независимо от размера дохода вы приобретаете в неделю один и тот же объем сока, т. е. изменения в доходе не приводят к изменениям в объеме приобретаемого блага.
Рис. 5. Кривая Энгеля, отражающая эластичность покупок блага независимо от уровня доходов
Рисунок 6 показывает, что наклон кривой Энгеля уменьшается по мере увеличения доходов, при этом восприимчивость количества покупок блага X на изменение дохода возрастает, т. е. объем покупок увеличивается с увеличением доходов. Блага, которые приобретаются с увеличением доходов, часто рассматриваются как предметы роскоши. С уменьшением доходов объем покупки этих благ, наоборот, уменьшится.
Рис. 6. Кривая Энгеля, отражающая эластичность покупок блага с изменением уровня доходов.
Кривая «цена—потребление». Мы убедились, что при изменении цены одного из двух товаров меняется поведение потребителя. Этот процесс может быть проиллюстрирован при помощи так называемой кривой «цена—потребление».
На рис. 2 изображены кривые безразличия I1, I2, I3, I4. Также отмечены повороты бюджетной линии в соответствии с изменением цены товара X. Каждая бюджетная линия имеет свою собственную точку касания с определенной кривой безразличия. Это точки А, В, С и D. Каждая точка касания характеризует оптимальный выбор потребителя, наиболее рациональную комбинацию двух товаров (структуру потребления), которая при данном уровне дохода и при данных уровнях товарных цен максимизирует полезность потребителя. Соединив точки рационального выбора А, В, С, D, получим кривую, называемую кривой «цена—потребление» (рис. 2).
Рис. 2. Кривая «цена—потребление»
Кривая «цена—потребление» показывает, как меняется оптимальный уровень потребления двух товаров при изменении цены одного из них.
Графическое отображение эффекта дохода и эффекта замещения. Поведение потребителя непосредственно зависит от категории потребляемого товара. Рассмотрим так называемый нормальный товар. На рис. 3 изображена ситуация, при которой цена на нормальный товар X поднялась, следовательно, бюджетная линия сделала поворот от В1 к В2
Рис. 3. Эффекты дохода и замещения при повышении цены нормального товара X
Точка оптимального потребления передвинулась с f до h. Часть этого сдвига обусловлена эффектом замещения, часть — эффектом дохода. Можно ли графически различить эти два эффекта? Да, можно. Для этого проведем пунктиром новую бюджетную линию (B1а) таким образом, чтобы она была параллельна В2, но при этом являлась касательной к кривой безразличия I1. Будучи параллельной кривой B2 она выражает новое ценовое соотношение двух товаров. Будучи касательной к той же самой кривой безразличия, она позволяет потребителю получить то же количество полезности, что и ранее. Поскольку в данном случае потребитель ничего не теряет и его реальный доход в точке g остается прежним, данное изменение потребления товара X (от точки Х1 до точки Х2) не является эффектом дохода. Здесь в чистом виде отображен эффект замещения в силу относительного удорожания товара X.
Между тем в действительности бюджетная линия передвинулась не в положение В1а, а в положение В2. В результате точка оптимума потребителя (точка его рационального выбора) находится теперь на кривой безразличия I2 — это точка h. Реальный доход потребителя при этом сократился, так как данная кривая находится ближе к началу координат, чем прежняя. Обусловленное этим изменение в объеме потребления товара X есть не что иное, как эффект дохода, равный разности Х2 и Х3.
Обратим внимание, что в случае нормального товара эффект дохода и эффект замещения имеют одинаковую направленность и усиливают действие друг друга. Обычно оба эффекта имеют отрицательный знак (т.е. по мере роста цены товара его потребление сокращается, что соответствует закону спроса). При этом, чем сильнее выражено действие этих эффектов, тем выше ценовая эластичность спроса на продукт X.
Рассмотрим теперь ситуацию, когда товар X является товаром низшего класса (рис. 4).
Рис. 4. Эффект дохода и эффект замещения при изменении цены товара X — низшего класса
Как и на рис. 3, сделаем дополнительные построения: проведем бюджетную линию параллельно В2 и касательно к той же кривой безразличия I1. Рассуждая аналогично, отметим, что эффект замещения выражается в движении вдоль исходной кривой безразличия от точки f до точки g. Эффект замещения будет отрицательным: потребление товара X сокращается с Х1 до X2, поскольку он вытесняется относительно более дешевыми товарами.
Что же касается эффекта дохода, то для товара низшего класса он будет положительным: потребление такого товара возрастает с Х2 до Х3 в силу снижения реального дохода. Эффект дохода иллюстрируется перемещением из точки g в точку h, что соответствует увеличению потребления товара X с Х2 до Х3.
Теоретически невозможно предсказать, какой из двух эффектов будет больше. Здравый смысл и житейский опыт подсказывают, что эффект замещения должен быть больше и в конечном итоге повышение цены товара вызовет сокращение его потребления.
Однако, по крайней мере гипотетически, можно предугадать и вариант, при котором эффект дохода окажется выше эффекта замещения. Таковой будет ситуация с так называемым товаром Гиффена. Подобный гипертрофированный эффект дохода можно объяснить, в частности, низким уровнем дохода и большой долей данного товара в совокупном потреблении отдельного домохозяйства. В этом случае повышение цены товара может сопровождаться ростом его потребления. Бесспорно, однако, что на практике такие ситуации встречаются крайне редко.