Что такое совесть определение для детей 5 класса
Как объяснить ребенку, что такое совесть?
Понятие совести
Совесть – контролирует отношения с окружающими людьми, для каждого, это понятие индивидуальное. Совесть – это регулятор наших морально- этических качеств, которые зависят от воспитания, образования, образа жизни. Совесть – способна доставить страдания и боль человеку, совершившему неприглядный поступок. Что такое совесть, необходимо объяснить ребенку.
Основы совести
Основы совести, закладывают родители ребенку в семье. В процессе воспитания, можно дать понятия о хороших и плохих поступках, о добре и зле. Собственным примером, надо показывать свое отношение к различным ситуациям. Для ребенка, родители являются эталоном поведения, поэтому говорить ребенку неправду – недопустимо. Солгав один раз ребенку, в следующий раз – вы получите такую же реакцию. Объясните своему чаду, что человек, у которого есть совесть, не может лгать.
Познакомьте с таким понятием, как чистая совесть, т. е., человек не солгал, не совершил плохой поступок, не совершил подлость. Если поступки человека вызывают положительные чувства, то они совершены согласно с совестью. Если, человек совершил поступок, который не дает покоя совести, то это может подвигнуть к совершению поступка, искупающего свою вину. Важно, чтобы в семье были уважительные отношения друг к другу, почитали старшее поколение. Все это, формирует понятие совести у ребенка.
Если ребенок сделал не правильный поступок, то следует объяснить ему, к чему это может привести, каковы будут последствия. По мере взросления, на поведение ребенка и его воспитание могут влиять другие люди, которые объяснят, что совестью обладают благородные и достойные люди. Что, совесть – это голос Души в человеке, и когда человек совершает хорошие поступки, то в Душе у него теплое и радостное чувство и Совесть его не беспокоит.
Формирование совести
Если в подростковом возрасте, у ребенка не развито чувство собственного достоинства, уважение к старшим, умение дружить, то и чувство совести у него тоже не развито. Ответственность, за формирование понятия и чувства совести у подростка, лежит на родителях. Совесть является фактором при принятии решений. Совестливый человек – ведет диалог внутри себя о добре и зле, важно, чтобы растущие дети жили в согласие со своей Совестью, и она побуждала их, на благовидные поступки.
Тема урока: «Совесть»
Цель и задачи урока:
Предметные результаты : усвоение понятий: совесть, стыд, раскаяние, чувства, воля.
Метапредметные результаты:
Ожидаемые результаты:
Ход урока
Самое главное украшение – чистая совесть.
Цицерон
І. Оргмомент. Мотивация.
Добрый день, ребята! Свой урок мы начинаем в необычном месте – на поляне мудрецов. На ней растет большой развесистый дуб. Дерево мудрости.
Вас радушно встречает мудрец. Он все знает о человеческой жизни.
Закройте глаза, заглянем в себя, увидим себя, услышим себя. Какой я? Каким я себя чувствую? Что бы вы рассказали мудрецу о себе?
ІІ. Актуализация знаний.
Учитель читает стихотворение.
Работа в паре.
Учащиеся записывают на полоске бумаги самые главные (по их мнению) качества и прикрепляют полоску к доске. Читаем качества, которые посчитали главными, анализируем, сравниваем, находим совпадения. Интересно у кого они совпали? Свертывание информации: убираем карточки с одинаковыми качествами, оставляя одну, слова-синонимы объединяем, таким образом, на доске остается 5-6 качеств, а из них выбирается одно. Ответ сравниваем с ответом мудреца:
— Три мудреца считают одним из главных качеств: разум, воля, совесть.
ІІІ. Формулирование темы, цели, задач урока. Постановка проблемы.
А как на ваш взгляд, какое качество в человеке считаете самым главным?
— Назовите тему урока. (Совесть).
Прочитайте эпиграф урока.
«Самое главное украшение человека – чистая совесть».
Цицерон
Какой вопрос возникает?
Совесть украшает человека?
Какие вопросы мы поставим перед собой, что мы хотим узнать?
(Карточки с вопросами вывешиваем под дерево?)
— Сегодня мы будем говорить об очень серьезном и важном нравственном личностном качестве человека, как совесть.
ІV. Поиск решения проблемы. «Открытие» новых знаний.
Что такое совесть? Попробуйте дать определение.
А) Моделирование понятия “совесть”.
Перед вами афоризмы (на листочках), посвященные этому понятию. Выберите ключевое слово-синоним из афоризма, запишите на полоску бумаги и поместите на магнитную доску.
Афоризмы:
Ребята работают в паре.
Выполняют задание, на доске возникает следующая запись:
Б) Работа со словарем. (работают 2 пары детей)
– Как вы видите, эти определения соотносимы с теми, которые предлагают нам И. Кант, А. В. Суворов, А. С. Пушкин, Антуан де Сент-Экзюпери, Аристотель.
Подберите однокоренные слова. (Совестливый, добросовестный)
Совестливый – поступающий по совести; добросовестный – честный, правдивый, высоконравственный;
2. Работа со статьей учебника «ОСЭ» с.48.
— Что он писал о совести? (По словам Демокрита, совесть – это «стыд перед самим собой»).
— С каким чувством он связывал совесть? (Со стыдом).
В) Работа с текстом учебника.
— Как вы думаете, слова «стыд» и «совесть» близкие по своему значению?
— А есть ли в их значении какое-то различие?
Работа в паре.
— Найдите и запишите в тетрадь из 1 абзаца понятия стыд и совесть.
(Стыд – тяжёлое переживание позора перед людьми за свое поведение, а совесть – это стыд перед самим собой, даже если люди тебя не осудили).
— В нашем сегодняшнем мире, нужна ли людям совесть? Не легче ли жить без неё? Давайте подумаем. (Дети предлагают свои варианты).
Работа с притчей. (В парах)
Прочитайте притчу и ответьте на вопрос «В чем смысл притчи?»
Совесть без муки (притча для детей и взрослых)
Нашел совестливый человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!
Автор притчи: Монах Варнава (Евгений Санин). Из книги: Маленькие притчи для детей и взрослых.
Беседа по притче.
— Как поступит герой притчи?
— Почему он вернет кошелек хозяину?
— Что помогает человеку отличить добро от зла?
Конечно же, это совесть.
— В чем смысл притчи?
— Ребята, зачем человеку нужна совесть? (Ответы детей).
— Мы ответили на второй вопрос урока.
«Честный и нечестный сказочный герой»
Кто из перечисленных сказочных героев был честным (хлопать в ладоши 1раз), а кто – нет (хлопать в ладоши 2 раза):
— Кот Базилио и Лиса Алиса;
— Маша из сказки «Маша и Медведь»;
Ж) Работа с текстом учебника с. 49.
Прочитайте 1 абзац. О чем вы узнали?
— Что значит поступать по совести?
— Работа с пословицами.
— Чему учат нас эти пословицы?
— А как вы считаете, можно ли услышать голос совести? Если да, то как, при каких ситуациях мы слышим этот голос?
Совершая дурной поступок, ты остаешься наедине со своим поступком, для окружающих тебя людей твой поступок обычно проходит незаметно, всегда в любой ситуации остаешься ты, твой поступок, и окружающие тебя люди. Любая трудная ситуация имеет ступени решения проблемы. (ПИРАМИДА СОВЕСТИ)
Ты размышляешь над тем, что совершил.
Эта мысль тебя преследует.
Ты понимаешь, что надо исправить свой поступок.
Ты исправляешь положение.
Наступает мир с самим собой
— Совесть – это мое внутреннее «Я». Если «Я» буду жить с совестью в ладах, то в душе моей воцарится мир, мир с самим собой. Совесть – это наш внутренний судья.
и) Работа с текстом учебника с. 49.
Прочитайте 2, 3 абзацы.
— Какие чувства сопутствуют голосу совести? (Удовлетворенность и неудовлетворенность).
— Какая совесть бывает чиста? (Когда человек совершает хороший поступок).
— Прочитайте эпиграф нашего урока.
— Пусть это будет вашим жизненным кредо, то есть вашим правилом, по которому вы живете.
V. Творческое применение знаний.
1. Портрет совестливого человека.
Так составьте, пожалуйста, словесный собирательный образ совестливого человека.
2. Вопросы без ответа вслух.
Я задаю вам вопросы, вы обдумываете и мысленно отвечаете на них.
3. «Муки совести»
Как понять выражения:
4. «Раскаяние»
Как вы понимаете значение слова «раскаяние».
5. «Совесть»
Согласны ли вы с утверждениями:
6. «Собиралки»
Нужно собрать пословицы (у каждой команды лежат на столе конверты со словами пословиц)
— Кто выиграл в наших соревнованиях?
— Правильно, выиграли все мы, потому что узнали много нового о себе и о совести.
— Можете ли вы назвать себя людьми с чистой совестью? Людей с чистой совестью иногда еще называют порядочными людьми.
Правила порядочных людей просты и хорошо всем известны:
Не берите чужого без разрешения.
Не желайте никому зла.
Не допускайте грубости.
Во всём помогайте ближним.
Будьте добрым человеком.
— Каждый из вас сейчас получит памятку с «золотыми» правилами порядочного человека.
— Прочтите сами, раздайте друзьям.
VI. Рефлексия.Оценка.
1. Закончи предложение.
VІІ. Итог занятия.
На совестливых людях держится мир и порядок. Так будем же стремиться к образу совестливого человека!
VIII. Домашнее задание.
Дома вы продолжите работу по данной теме.
1) Найти 5 пословиц и поговорок о совести.
2) Подготовить ответы на вопросы и задания учебника стр. 48-49.
Совестливость как одно из важнейших нравственных качеств личности
Нравственная чистота – величайшая ценность, дающая человеку право быть гордым и считать себя порядочным человеком. Нравственная чистота означает, что человек в любых ситуациях и обстоятельствах остается верным требованиям этической морали, никогда не отступает от них. Механизм регулирования нравственного поведения связан также с такими понятиями, как долг и совесть, честь и достоинство, справедливость и добро.
Совесть – категория этики, которая обозначает чувство моральной ответственности человека за свое поведение перед самим собой и его внутреннюю моральную потребность поступать в соответствии со своими убеждениями о нравственном.
Совесть – это сознание и чувство моральной ответственности человека за свое поведение перед самим собой и внутренняя потребность поступать справедливо.
Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, перед обществом.
Голос совести – это преобразованный голос общественных требований к человеку, которые стали для него требованиями собственными. Совесть побуждает человека к одним действиям и предостерегает от других. В сознании совести объединены рациональный и эмоциональный компоненты. Они включают в себя, с одной стороны, понимание ответственности за свое поведение, а с другой – моральное удовлетворение (или страдания), выражающиеся в чувстве радости, гордости (или же стыда и раскаяния) за совершенные поступки. В совести своеобразно отражается ответственность человека перед самим собой, близкими, коллективом, обществом, человечеством. Голос совести является внутренним судьей человека, сознанием его правоты и удовлетворения (или же неправоты и досады, вины и стыда). Совесть может превратиться в самонаказание человека, в стыд, “в своего рода гнев, только обращенный вовнутрь” (К.Маркс), Моральные страдания, которые причиняют поступки, совершенные вопреки совести, бывают сильны. Они не только наказания за совершенную вину, но и предостережение на будущее.
Если у человека совесть не развита, его нельзя назвать свободным; он не может управлять собой сам, а окружающие управляют им с помощью кнута и пряника. Когда же совесть у человека вполне развита, только она управляет человеком, отвращая его от других поступков. Одни древний мудрец сказал: “Человек, который с самого начала ведет себя достойно, избавлен от угрызений совести”.
Надо сказать, что угрызения совести терзают человека только тогда, когда он совершил некий обдуманный поступок. Если человека спровоцировали на заведомо вредное для него и окружающих действие, им овладевает раскаяние. Когда он совершает нечто дурное неумышленно и необдуманно, его охватывает горе. Совесть развивается, если человек анализирует свои поступки и чувства, соотносит свои поступки с тем, что должно, делает правильные выводы и не повторяет совершенных однажды ошибок. Узнает человек, что должно и что не должно делать, не только на практике, но и из книг.
Однажды Аристотеля спросили: “Какая тебе польза от философии?”
Он ответил: “Благодаря ей я по своей воле делаю то, что другие делают из страха перед законами”.
Естественно, что уровень развития совести у разных людей различен, и не каждого человека она побуждает к благородным поступкам. Так, есть люди, которые идут на “сделку с совестью”, оправдывая себя разными обстоятельствами: “Указано сверху”, “Мы люди маленькие” и т.п. Такие люди спокойно пройдут мимо безобразий (“Не нам наводить порядок”), не вступятся за обиженного (“На это есть милиция”), не станут защищать справедливость и даже могут стать соучастниками не благовидных дел.
Развитие у ребенка совести – основа морального воспитания детей в семье. Забота о становлении и укреплении совести будущего гражданина – гражданский долг родителей перед обществом.
Совесть не дается ребенку от рождения в готовом виде. Ребенок наивен и беззлобен, и его помыслы чисты, но, не зная еще моральных норм и не умея их применять для регуляции своего поведения, ребенок сам по себе не обладает совестью. Поэтому и не надо начинать формирование совести с того, чтобы “совестить” ребенка. К сожалению, в обыденном сознании многих взрослых людей закрепилось однобокое понимание “совести”: совесть – то, что не дает человеку покоя после проступка, совесть проявляет себя в “угрызениях”. Взрослым кажется естественным сводить всю работу совести к чувству вины. Но при этом не учитывается особенность детской психики. Детская психика более приспособлена для позитивных, чем для негативных, впечатлений и переживаний. Поэтому совесть, которая только обличает и порицает, превращается во внутреннего прокурора, против самой воли ребенка начинает рассматриваться им как нечто неприятное, нежелательное: естественная жизнерадостность ребенка, оптимизм приводит к тому, что голос совести – прокурора затихает, заглушается в хоре других внутренних голосов. Важно вовремя объяснить ребенку (что не рано сделать уже в 4-5 лет), что совесть может не только ругать, но и хвалить за благородные, великодушные поступки, что совесть – справедливый судья, которого не надо бояться, но с которым надо почаще советоваться.
Маленький Сережа очень расстраивался, когда его называли бессовестным, если он провинится. Он плакал и твердил: “Я не бессовестный!”
Другие слова его как то не трогали. Почему слово “бессовестный” было таким обидным, он не мог понять и объяснить. Что такое “совесть” он не знал и не мог его себе представить. Хотя часто слышал это слово от взрослых. В автобусе даже как-то прочитал: “Совесть – лучший контролер”. А помог ему в этом разобраться рассказ А.П.Гайдара “Совесть”.
По дороге ей встретился мальчик с букварем в руке. Нина хотела над ним подшутить, назвав его прогульщиком. Но мальчик так удивленно посмотрел на Нину своими добрыми, доверчивыми глазами и сказал, что его испугала большая собака. Нина пошла провожать мальчика; оставив свои книги и завтрак в роще, потому что поднять их перед малышом ей было стыдно. Собака тем временем вышмыгнула из-за кустов и съела завтрак. Нина вернулась и заплакала. “Нет! Не жалко ей было завтрака. но слишком хорошо пели птицы свои веселые песни над ее головой. И очень тяжело было на сердце, которое грызло беспощадная совесть”.
Для понимания уместно задать следующие вопросы:
– Почему Нина решила не идти в школу?
– Почему Нина прошла в рощу украдкой?
– Как Нина решила подшутить над мальчиком.
– Почему Нина, провожая мальчика, не взяла с собой книги и завтрак?
– Почему, вернувшись в рощу, девочка заплакала?
Можно продолжить разговор о совести, анализируя пословицу: “Есть совесть – есть и стыд; а стыда нет – и совести нет.
В 3–4 классах можно провести беседу “Когда мы так говорим”, используя следующие афоризмы:
Люди с чистой совестью.
Совесть нечиста.
Со спокойной совестью.
Угрызения совести.
Поступать по совести.
Свобода совести.
Этот поступок лежит на его совести.
На совесть делать.
Для очистки совести.
По совести говоря или по совести.
Надо и совесть знать (иметь).
По совести сказать.
И как только у него совести хватило.
Как вам не стыдно.
Совестливый человек.
Без зазрения совести.
Не за страх, а за совесть.
Человек без стыда и совести.
И как вам не совестно.
Совесть предполагает преодоление наивного, инфантильного эгоцентризма, умение увидеть себя адресатом собственных поступков – радоваться от собственных добрых дел и страдать от недобрых
Совестливый человек – поступающий по совести, стыдящийся поступать несправедливо – счастливый человек.
Конспект урока ОДНКНР в 5 классе по теме «Совесть»
Цель: Формирование мотивации к осознанному нравственному поведению детей через знакомство с понятиями «совесть», «раскаяние».
— дать представление о нравственных понятиях – совесть и раскаяние;
— развитие навыков совместной учебной деятельности, адекватной оценки собственной деятельности и деятельности товарищей;
— воспитание доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Личностные – развитие начальных форм регуляции собственного поведения, навыков сотрудничества со сверстниками.
Метапредметные – формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, адекватного использования речевых средств, выполнять разные типы учебных заданий (работа с текстом, логические задания, творческие задания).
Виды деятельности: беседа, групповая работа
Оборудование: компьютер, проектор, экран, комплект приложений к уроку для каждой группы, презентация, музыкальный и видео материалы
Ссылки картинок презентации:
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее,
Начнём скорей урок!
2.Актуализация опорных знаний по теме.
Однажды предрассветною порой
Три мудреца склонились надо мной,
И я спросила их, поднявши веки:
-Что главное скажите в человеке?
С ним каждый путь и правилен и светел.
-Благодарю, что просветил меня.-
Я поклонилась голову склоня.
Второй ответил: -Воля на пути-(прикрепляем карточку)
Который нужно с гордостью пройти,
Чтобы достойно подойти к концу.-
Я поклонилась в пояс мудрецу.
-Послушайте, что строго он ответил( пауза). Как вы думаете, что считал главным в человеке третий мудрец? Запишите в тетради.
Невелика моя об этом повесть,
-Давайте поставим цель урока
1.Что такое совесть?
2. Нужна ли она человеку?
3.Что значит поступать по совести?
-Этому важнейшему качеству каждого человека и посвятим урок
-Проверим домашнее задание(каждый ученик приготовил кластер)
3.Изложение нового материала.
-Как вы думаете, что означают выражения: «это совестливый человек», «он совсем потерял совесть»?
-Совесть неотделима от таких нравственных качеств человека, как честность, справедливость, доброта.
Совесть – это голос, звучащий внутри нас. Он говорит, что можно делать и чего нельзя. Это очень важная штука. Если что-то не так сделал, тебя совесть мучает, говорит: пойди и извинись. Тебе стыдно. Совесть и стыд – близкие вещи. Надо уметь слушать совесть. Тогда он просит прощения, кается ( приносит покаяние)чувствуя свою вину. Что же такое покаяние?
Покаяние-добровольное признание в совершенном поступке, в ошибке.
* Вечно живет в страхе тот, у кого совесть нечиста .
*В ком стыд, в том и совесть .
* Жить в ладу со своей совестью.
*физических недостатков человека
*не модной, но аккуратной и чистой одежды
*положения родителей, их работы
*своего невежества, необразованности
*жестокого отношения к окружающим
*неряшливого вида, грязных рук
В тетрадях будет следующая запись:
-учиться говорить правду
-уметь признать ошибки
-самоуважение и уважение
-чуткость и внимание
4.Самостоятельная творческая работа в группах.
Задание первое. «Честный и нечестный сказочный герой»
Кто из перечисленных сказочных героев был честным, а кто – нет:
-Кот Базилио и Лиса Алиса;
-Маша из сказки «Маша и Медведь»;
Даймонд – состоит из 7 строк.
Алгоритм написания даймонда: Два существительных (первая и последняя строки) выражают два противоположных понятия.
Вторая строка – два прилагательных или причастия, раскрывающих признаки первого существительного.
Следующая строка – три глагола или деепричастия, которые выражают действие.
Центральная четвертая строка состоит из четырех слов, причем два из них характеризуют первое существительное, а два – контрастное ему понятие, завершающее даймонд.
Остальные строки являются зеркальным отражением третьей и второй строк, только эти характеристики уже раскрывают существительное в последней строке
строчка 1: тема (существительное) Совесть
строчка 2: определение (2 прилагательных) правдивая, честная
строчка 3: действие (3 причастия) побуждает, творит. улучшает
строчка 4: ассоциации (4 существительных) беспощадная совесть, выгодная корысть
строчка 5: действие (3 причастия) обогащается, наживается, вредит
строчка 6: определение( 2 прилагательных) завистливая, бесстыжая
строчка 7: тема (существительное) Корысть (Эгоизм)
Не забывайте использовать слова….
Мне было интересно…
Активно работали на уроке….
Интересны были высказывания…
Будьте честными и добрыми людьми. Наши добрые дела в итоге составляют счастье. Будьте счастливы
6.Домашнее задание : написать мини-сочинение(эссе) на тему «Крошечные искры небесного огня, что зовутся совесть
* Вечно живет в страхе тот, у кого совесть нечиста .
*В ком стыд, в том и совесть .
* Жить в ладу со своей совестью.
* Вечно живет в страхе тот, у кого совесть нечиста .
*В ком стыд, в том и совесть .
* Жить в ладу со своей совестью.
«Честный и нечестный сказочный герой»
Кто из перечисленных сказочных героев был честным, а кто – нет:
-Кот Базилио и Лиса Алиса;
-Маша из сказки «Маша и Медведь»;
«Честный и нечестный сказочный герой»
Кто из перечисленных сказочных героев был честным, а кто – нет:
Конспект: «Что такое совесть?»
Беседа «Что такое совесть? ».
Цель: знакомство с понятием «совесть», воспитывать чувство чуткости, совестливости, ответственности к своим поступкам, толерантного отношения к другим мнениям.
на основании формирования этического понятия совести стимулировать самооценку у учащихся и их самоконтроля в повседневном поведении.
формировать у учащихся культуру общения (коммуникативные умения);
развивать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы.
Самое главное украшение – чистая совесть. Цицерон
-Сегодня мы попытаемся ответить на вопросы, что такое совесть и где она находится у человека? Может быть, совесть помещается – слева, рядом с сердцем, или в голове. А может быть, вообще кто-то сомневается, есть ли она у людей.
-Так, что же такое совесть? Я бы ответила так.
Все вы видели и хорошо знаете компас, прибор со стрелкой, который показывает, где располагается север, а где юг. Он нужен человеку, чтобы не заблудиться. У каждого в душе есть свой компас, который показывает нам, что есть добро, а что есть зло.
Потому что Совесть – это то, что заставляет задуматься над своими поступками, сомневаться, огорчаться. Она не даёт совершать плохие поступки, она заставляет осмыслить своё поведение.
-Но почему тогда люди совершают плохие поступки? Они просто не слушают свою совесть, отворачиваются от неё, закрывают уши. Но от совести не убежишь.
-Чего же, по-вашему, нужно стыдиться в жизни и почему?
1. Игра. Я – против всех.
• физические недостатки-людей инвалидов;
• поношенная, но аккуратная одежда;
• неряшливый, грязный вид;
• не престижная работа родителей;
• недостаток денег в семье;
• невежество, необразованность, безграмотность;
• вульгарная, вызывающая внешность;
• грубое, бездушное отношение к людям;
• обещание, которое не сдержали.
Вывод: я рада, что многие правильно определили, чего нужно стыдиться. Хотелось бы, чтобы и в жизни ваш внутренний компас – совесть – так же хорошо помогал вам различать добро и зло.
2. Игра «Найди пару». Работа в паре.
— Ребята, я даю вам предложение, а вы должны найти вариант как можно его заменить
Поступать вопреки своим убеждениям. (Поступать против совести).
Жить честно, справедливо. (Жить по совести).
Делать что-либо хорошо, добросовестно. (Делать на совесть).
Жить спокойно, не испытывая угрызения совести. (Жить со спокойной
совестью.) Ведь не случайно говорят: «Счастлив тот, у кого совесть
спокойна».
Поступать без стыда, без стеснения. (Поступать без зазрения совести).
6. Когда человек не выполнил того, что был обязан сделать, схитрил, обманул кого-то ( поступок на его совести).
3. Тренинг «Как не попасть в сети зла?
Как не попасть в сети зла? Объясню на пальцах.
Поднимите руку. Вот пять пальцев. Они разные по высоте. С чего начинается зло? С маленьких безобидных шалостей. Вы впускаете его в себя. Это – первый пальчик. Вы растёте, и шалости становятся всё обиднее и хуже…. Это – второй пальчик. Постепенно зло достигает вершины. Этого человека уже не остановят слова, нужны действия. А дальше все быстро – стремительное падение человека. Человек становится всё слабее и слабее. И вот он уже во власти зла. (Сжать пальцы в кулак.) Он становится злым агрессивным. Ему хочется ударить кого-то.
— Покажите, где, на каком этапе, надо было остановить зло, чтобы не дать ему разгореться? (В самом начале, на мизинце.)
-Какой надёжный щит поставить на пути зла?(совесть)
4. Ситуации выбора. «Голос совести».
Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести. И мы, порой не замечая, делаем выбор. Не замечаем тяжёлую мамину сумку, позволяем себе взять с тарелки лучший кусок, подставить подножку первокласснику, прочитать чужую записку, не вступиться за товарища. Позволяя себе мелкую ложь, человек идёт на сделку со своей совестью. А ведь каждый должен сделать этот выбор не ради похвалы или «показухи», а ради правды, ради долга перед самим собой. По этому решению люди и будут судить о вас.
5. Давайте рассмотрим ситуации. И узнаем, трудно ли вам будет поступить по совести?
Вы покупаете в магазине молоко, и продавец по ошибке даёт вам со сдачей лишние 50 рублей. Как вы поступите?
Дети высказываются по поводу ситуации
Вы весь диктант списали у соседки по парте. Но «соседке» учитель поставил «3», а вам «5», потому что не заметил трёх грубых ошибок, которые увидел в её тетради. Ваши действия?
Дети высказываются по поводу ситуации.
На каникулах класс планирует поездку в цирк. Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то разбил окно в коридоре. Классный руководитель просит виновника признаться. Но никто не признается. Тогда учительница наказывает весь класс и поездка отменяется.
А вы знаете, что окно случайно разбил ваш друг. Как можно тут поступить по совести?
Дети высказываются по поводу ситуации.
Предлагаю немного отдохнуть. Встаньте, пожалуйста.
Начнём: МИЛОСЕРДИЕ, злость, ПОСЛУШАНИЕ, трусость, зависть, ДОБРОТА, наглость, гнев, раздражительность, грубость, пьянство, курение, сквернословие.
— Нравится вам так стоять? Удобно? Давайте вновь станем людьми. Выпрямляем спинку, встаём прямо.
А чтобы совесть не молчала, нужно её тренировать, как тренируют мышцы и ум – нужно заставлять её постоянно работать, выполнять упражнения.
Давайте сейчас проделаем такое упражнение. Подумаем, и напишем, что не разрешает, запрещает вам делать совесть. Назовём это упражнение «Минута раскаяния».
-Включается музыка. В течение одной минуты дети обдумывают выступления. Затем учитель зачитывает.
Совесть мне запрещает
Беседа. Работа с притчами.
В нашем сегодняшнем мире, нужна ли людям совесть? Не легче ли жить без неё? Давайте подумаем.
Работа с притчами. (В группах )
В чем заключается смысл притчи?
Какими мыслями и чувствами вам захотелось поделиться? ( Чему она вас научила?)
Совесть без муки (притча для детей и взрослых)
Нашел совестливый человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!
2 группа: Слуга совести.
Однажды к учителю пришёл богатый господин и сказал:
— Вы, наверное, не помните меня, но я всю жизнь помнил ваши уроки. «Будьте хозяевами своих чувств — воли, разума, упорства. Пусть они слушаются вас», — говорили вы нам. Эти слова помогли мне достичь всего.
— Я рад, — улыбнулся учитель. — Но зачем ты снова пришёл?
— Помогите мне справиться с одним чувством. Жизнь жестока, и мне часто приходилось лишать своих должников крова и земли. Последнее время воспоминания о них не дают мне спать.
— Твоё сердце не очерствело, если оно еще может слышать голос совести. Этому чувству человек должен служить. Будь хозяином воли и разума, но слугой совести, мой дорогой ученик, — подытожил учитель
— Ребята, зачем человеку нужна совесть?
(Совесть – заставляет размышлять о своих поступках, критически оценивать свои поступки, напоминает о своих обязанностях, долге, ответственности, игнорирует хитрые оправдания, заставляет говорить о себе правду.)
— Что значит поступать по совести?
Цель: учимся анализировать поступки.
Оцените ситуации. Найдите правильные решения.
1. Максим пришёл из школы домой раньше, чем всегда. До прихода мамы оставалось три часа. «А не сходить ли мне в кино? – подумал мальчик. – Мама не разрешает без взрослых ходить, но ведь она не узнает».
□ Даже если мама не узнает, поступок Максима нечестный, бессовестный.
□ Мальчик может сходить в кино, мама ничего не узнает и не расстроится.
□ Лучше не ходить в кино. Вдруг кто-нибудь увидит и расскажет маме.
2. Петя выполнил задание за Марину. Девочка получила «5». Учительница очень хвалила Марину. Класс молчал. Можно ли про ребят сказать: «Их совесть молчала»?
□ Нужно отказать Марине, сказать: «Делай сама!».
□ Рассказать учительнице правду.
□ Помочь Марине заранее подготовиться к контрольной работе.
Составление портрета совестливого человека
Портрет совестливого человека
Это – человек… (справедливый, добросовестный, ответственный. )
Он, как бы, сверяет каждый свой шаг с нормами морали и поступает (сознательно, обдуманно, в строгом соответствии с ними.)
Он не совершает поступков … (которые уронят его в глазах других людей, даже тогда, когда уверен, что никто об этом не узнает)
Он не пройдет мимо … (беды, не увильнет трусливо там, где нужно постоять за правду.)
Совестливый человек, если и совершает какие-то несправедливые поступки, то ( непреднамеренно ), и они вызывают у него… ( глубокое раскаяние ).
Совесть выражается в …( глубоком внутреннем осуждении или одобрении совершаемых действий и поступков ).
Она побуждает человека следовать… ( добру, истине и справедливости ).
Отвращает его от… ( дурных поступков и действий ).
Правила тренировки совести.
НЕ ОБИЖАЙ ДРУГИХ, НЕ ПРИЧИНЯЙ ОГОРЧЕНИЙ!
НЕ СОВЕРШАЙ БЕЗНРАВСТВЕННЫХ ПОСТУПКОВ!
ОБДУМЫВАЙ КАЖДОЕ СВОЕ ДЕЙСТВИЕ!
11. Ну и закончить наш классный час мне хочется притчей.
Однажды юноша шёл по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у него было дурное, то ли ещё что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошёл себе дальше. Прошло 30 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – всё у него было. Только этот эпизод из далёкой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.
— Почему юноша бросил осколки в кружку слепого? (шутка)
— Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике?(стыдно)
— Как вы думаете, когда у него появились муки совести?
— Какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести? (Эти осколки ты носил в своём сердце 30 лет)
— Как вы думаете, хороших ли детей воспитает герой рассказа?
— Как бы вы озаглавили этот рассказ? («Осколки в сердце», «Угрызения совести», «Совесть» и т. д)
Сегодня мы говорили о самом главном качестве человека, мы пытались ответить на вопросы, на которые взрослые не всегда находят ответы. Рядом с совестливым человеком легче живётся. Он, как светлячок, всегда излучает свет, который и есть нравственное здоровье человека. Всегда оставайтесь людьми и будьте честным по отношению к себе и окружающим, не скупитесь на доброту. Спасибо вам.