Что такое современное образование мирового уровня
Современная система образования в мире. Ведущие тенденции развития современного образования в развитых странах.
В настоящее время процесс образования в России включает в себя следующие этапы:Первый этапэто дошкольное образование детей в возрасте от 2 до 5 лет, которое по своему функционалу практически не отличается от домашнего обучения.Второй этапэто начальное образование для детей в возрасте от 5 до 12 лет, которое основано на приобретении учащимися общих знаний. Под общими знаниями в данном случае понимается изучение основ фундаментальных наук.Третий этапэто среднее образование для детей в возрасте от 12 до 16 лет, в процессе которого учащимися приобретаются профессиональные знания, умения и навыки. На этом этапе у учащихся есть выбор, чтобы продолжить обучение в общеобразовательной школе или в среднем специальном учебном заведении.Четвертый этапэто высшее образование, которое основано на глубоком изучении специальных наук в соответствии с будущей профессией или специальностью.
Кроме того существует также разделение на массовое и элитарное образование, государственные и частные школы, техническое и общее образование.
К настоящему времени в мире сложились следующие основные модели образовательных систем.
Американская модельвключает младшую среднюю школу – среднюю школу – старшую среднюю школу – колледж двухгодичный – колледж четырехгодичный в структуре университета – магистратуру – аспирантуру.
Французская модельвключает единый колледж – технологический, профессиональный и общеобразовательный лицей – университет – магистратуру – аспирантуру.
Немецкая модель: общая школа – реальное училище, гимназия и основная школа – институт и университет – аспирантура.
Английская модель: объединенная школа – грамматическая и современная школа-колледж – университет – магистратура – аспирантура.
В мировой системе образования к настоящему времени сложились и отчетливо проявляются следующие глобальные тенденции:
1) демократизация системы образования, обеспечивающей доступность образования для всего населения страны, преемственность ступеней и уровней образования;
2) обеспечение права на образование всем желающим, независимо от национальной и расовой принадлежности, политических взглядов и вероисповедания;
3) увеличение общей длительности и повышение качества дошкольного обучения и воспитания детей, которые значительно облегчают успешную работу всех последующих уровней образования;
4) повышение эффективности работы начальной школыпосредством пересмотра ее программы и содержания образования;
6) общей тенденцией для развитых стран является постепенное усложнение систем профессионального образования, создание новых его вариантов, для молодежи 18-23 лет, расширение системы профессионального образования взрослых людей, которым приходится менять профессию;
7) отход школы от ориентации на “среднего” ученика и повышенный ее интерес к одаренным детям;
8) поиск дополнительных ресурсов для получения образования детьми с особыми потребностями;
9) разрастание рынка образовательных услуг;
10) образование становится приоритетным объектом финансирования;
11) поиск компромисса между жесткой централизацией и стандартизацией образования, с одной стороны, и полной автономией учебных заведений, с другой;
12) расширение спектра учебно-организационных мероприятий;
13) развитие многоуровневой системы образования;
14 мощное обогащение современными информационными технологиями и интенсивное развитие дистанционных форм обучения студентов;
15) гуманитарная составляющая содержания подготовки специалистов в целом, а также за счет введения новых учебных дисциплин: философии, психологии, политологии, социологии, культурологии, экологии, эргономики, экономики;
16) появление университетских комплексов, научно-образовательных мегаполисов государственного, континентального и межрегионального значения;
17) объединение университетов с промышленными комплексами для научных изысканий и адресной подготовки уникальных специалистов;
18) обновление цели, содержание и технологии высшего профессионального образования, корректировка учебных программ;
19) межгосударственное сотрудничество в области образования;
20) распространение нововведений при сохранении сложившихся национальных традиций.
Рассмотренные мировые тенденции развития образования имеют достаточно общий характер. В то же время практически для развития каждого вида и уровня образования имеют место и свои специфические тенденции.
Ведущие тенденции современного образования:глобализация, фундаментализация, гуманизация, технологизация, компьютеризация, стандартизация.
Глобализация образованияопределяется, прежде всего, тем, что образование и общество неотделимы друг от друга. Глобализация становится общей судьбой для народов и культур, которые, чтобы сохранить себя, должны прийти к пониманию возросшей ответственности человека и человечества за жизнь и ее качество.
Образование должно быть фундаментальным, т.е. глубоким и основательным. Признание фундаментализациивызвано ростом объема информации, ее обновлением в течение двух-трех лет.
Гуманизацияобразования касается вопросов его организации, функционирования и управления, а также вопросов обучения, воспитания и развития личности обучаемых. Гуманитаризировать образование – значит осознать его значимость с позиции каждой личности.
Технологизацияпредполагает внедрение в образование современного эффективного и продуктивного инструментария, высокоэффективных информационных технологий, повсеместную компьютеризацию.
В содержании образования происходят крупные изменения в связи с его стандартизацией,которая выполняет двойную функцию: с одной стороны, стандартизация означает придание некоторого однообразия, а, с другой, –разработку такого содержания образования, которое удовлетворяло бы соответствующему стандарту. Образовательный стандарт определяет требования к образованности человека.
Культура как феномен является многообразной по своим проявлениям. Одной из особых, знаковых форм культуры современности является массовая культура.
Массовая культура появилась тогда, когда появилось массовое общество, массовое производство и массовые средства коммуникации, т.е. к началу 20 века. Глобальное распространение массовой культуры неслучайно. Именно в ней современный человек ищет успокоения, утешения, объяснения жизненных ситуаций, отвлечения от проблем повседневной реальности. Именно такую роль выполняла религия для средневекового человека.
Массовая культура обладает определенными особенностями
Первое. Массовая культура – это культура для массовой аудитории.
Человек масса появился в начале 20 века (с исчезновением сословий). Для человека массы стали востребованными стандартные, типичные, похожие друг на друга творческие продукты. Такие произведения искусства стали доступными для большого количества людей на основе снижения их качества, большей доступности и, соответственно, снижения трудоемкости создания культурного продукта. Для массовой аудитории, которая стала образованной и имела свободное от труда время, требовалась культурная продукция повседневной и развлекательной направленности. Требовались такие культурные блага, которые были бы понятны для всех, для простого обывателя.
· второе. Основным стимулом развития массовой культуры является коммерческая прибыль от производства масскульта.
третье. Средства массовой коммуникации (СМИ) – важнейший элемент массовой культуры.
Неважно где находится зритель, читатель, слушатель, поскольку средства массовой информации доставят до него культурный продукт, на какой бы территории он не располагался.
Основные функции массовой культуры:
· релаксационная (с помощью масскульта человек психологически разгружается, отдыхает и снимает напряжение, накопленное от ежедневной рутинной действительности);
· воспитательная (в образах героев, в телевизионных ток-шоу раскрываются элементарные категории добра и зла);
· идеологическая (культивирование определенных ценностей, идеалов для подражания, нормы, модели поведения);
· интегративная (распространение продуктов массовой культуры через медиа скрепляет общество в единое целое, облегчая тем самым взаимодействие людей);
· объяснительная (в доступной форме человек постигает знания, в которых объясняются основные законы устройства мира);
· адаптационная (люди лучше адаптируются к быстроменяющейся реальности благодаря воспроизводимым в текстах массовой культуры ситуациям и моделям соответствующего поведения);
Особенности массовой культуры в современный период:
Массовая культура – это символический маркер современного общества. Именно она отражает особенности нашего мировоззрения и менталитета, идеалов, ценностных ориентаций и моделей поведения. Многие явления современности (например, шопинг, стремление к успешности, коммерциализация повседневности, экономика впечатлений и пр.) тесно связаны с тем, что массовая культура стала неотъемлемой частью нашей жизни. Данная форма культуры проникает во все сферы деятельности – в политику, экономику, образование и т.д.
Однако с течением времени массовая культуры меняется. И сегодня, в век информационного общества, она приобрела новые черты. Культурные продукты масскульта стали более индивидуальными, с претензией на качество и глубокий смысл, поскольку, например, наиболее образованной части массовой аудитории требуется, соответственно, более качественный культурный продукт (сравните примитивные телесериалы и авторский кинематограф).
Скрытые социокультурные угрозы, которые несет в себе массовая культура: Во-первых, массовая культура питается продуктами культуры элитарной и не способна самостоятельно производить гениальные тексты, которые обеспечивают духовное преображение человека.
Во-вторых, большая часть масскульта предполагает унификацию образа мыслей, отсюда люди думают одинаково, нередко доверяя мифам и непроверенному знанию. Такой массой людей проще управлять, манипулировать, навязывать определенное мнение.
В-третьих, часто люди покупают и потребляют то, что им не нужно, но навязано технологиями маркетинга.
в-четвертых, В целом ее продукция представляет собой огромную массу однотипных текстов. Находясь в условиях этого информационного шума, человек может не заметить глубокого, вечного, настоящего, гениального, уникального или того, что делает из него человека думающего, осмысляющего, понимающего.
СНГ и Россия
Содружество Независимых Государств (СНГ) – межгосударственная региональная организация, объединяющая 11 независимых, суверенных государств.
8 декабря 1991 года лидерами России, Белоруссии и Украины было подписано двухстороннее Соглашение о создании Содружества Независимых Государств. 21 декабря 1991 года в Алма-Ате к этим странам присоединилось большинство государств Содружества.
В состав СНГ входят Республика Азербайджан, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан;Украина и Туркменистан на правах ассоциированного членства.
Национальные интересы современной России в международной сфере заключаются в обеспечении суверенитета, упрочении позиций России как одного из влиятельных центров многополярного мира, развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, прежде всего с государствами — участниками СНГ, традиционными партнерами России.
Участвуя в создании Содружества, государства — участники, в том числе и Россия, стремились к тесному сотрудничеству в политической, экономической, научной, военной, гуманитарной, культурной и других областях, поддержанию мира и обеспечению собственной безопасности.
Рамки предлагаемой читателю статьи будут ограничены двумя уровнями военного сотрудничества: двухсторонними отношениями Министерства обороны Российской Федерации с государствами — участниками Содружества Независимых Государств и многосторонним военным сотрудничеством в СНГ При рассмотрении вопросов обеспечения безопасности коллективными усилиями уделим внимание проблемам, связанным с реализацией целей и задач Организации Договора о коллективной безопасности, активной участницей которой является Россия.
В Министерстве обороны России военное сотрудничество с государствами—участниками СНГ, направленное на обеспечение долгосрочных интересов России в Содружестве, рассматривается как одно из основных направлений внешнеполитической деятельности и строится на основании положений Основных направлений развития отношений России с государствами — участниками Содружества Независимых Государств на современном этапе и Базовых принципов, целей и задач политики Российской Федерации в отношении Содружества Независимых Государств на современном этапе.
Первое. Содружество Независимых Государств на сегодня, вопреки ожиданиям, не стало единым геополитическим образованием с общим этнополитическим и военно-стратегическим пространством. Более того, в последнее время возникла реальная угроза отхода ряда государств от принципов интеграции, наблюдается некоторое снижение того потенциала сотрудничества, который был накоплен в прежние годы.
Второе. Все нагляднее появляются признаки международной конкуренции за доступ к энергоресурсам стран Содружества. Стремление ряда ведущих государств Запада и исламского мира обеспечить свое участие в крупных проектах разработки и транспортировки сырьевых запасов отразилось и на военно-политической сфере взаимодействия. При этом возрастает скрытый, а порой и явный нажим на руководство ряда государств СНГ в вопросах ужесточения условий пребывания российских войск и объектов, перспективах вывода российских войск с их территории (Грузия, Молдавия, Таджикистан).
В связи с нарастанием центробежных процессов в СНГ, в последние годы неоднократно поднимался вопрос о необходимости его реформирования. При этом отсутствует единство мнений о возможных направлениях этого процесса. В июле 2006 года на неформальном саммите глав государств Содружества президент Казахстана Н. А. Назарбаев предложил свой вариант — он считает, что СНГ следует сосредоточиться на следующих областях сотрудничества:
-взаимодействие в научно-образовательной и культурно-гуманитарной сферах;
-сотрудничество при борьбе с трансграничной преступностью.
Как отмечали некоторые СМИ, в 2006 году скептицизм в отношении жизнеспособности и эффективности СНГ был связан ещё и с торговыми войнами между Россией, с одной стороны, и Грузией, Молдавией, Украиной — с другой, но особенно — с резким обострением отношений между Россией и Грузией.
Роль образования в развитии общества и жизни современного человека
Образование во все времена занимало важное место в общественной жизни. Первые университеты и колледжи развивали науку, влияли на социальные процессы и давали билет в жизнь талантливым людям.
А какую роль играет образование в современном мире? Так ли велико его значение в жизни человека и какие функции оно выполняет? Мы постарались ответить на эти вопросы в нашей статье.
Не забудьте подписаться на наш информационный ресурс в Telegram, чтобы получать полезные новости первыми. И следите за акциями и скидками — с ними гораздо выгоднее учиться.
Доверь свою работу кандидату наук!
Узнать стоимость бесплатно
Роль образования в жизни человека
Душа, помещённая в тело, подобна неогранённому алмазу, и она должна быть отполирована, иначе она никогда не сможет засиять, и очевидно, что если разум отличает нас от животных, то образованность делает это отличие ещё большим и помогает нам уйти от животных дальше, чем другие.
Образование — это важный процесс, во время которого человек получает знания, учится взаимодействовать, приобщается к культуре и перенимает ценности общества.
Обучаться можно разными путями. Получить общий багаж знаний поможет программное обучение в школе или в вузах. А вот расширить кругозор и стать действительно ценным специалистом можно только через дополнительное самообучение.
Роль образования в жизни человека: аргументы
Важные аргументы, о которых стоит помнить, когда становится тяжело и появляется шальная мысль: «А зачем вообще учиться?»:
Роль образования в развитии общества
Роль образования в современном обществе крайне высока. Ведь мир постоянно сталкивается с глобальными проблемами, среди которых аномальное потепление, экологические загрязнения, постоянный рост населения, нехватка продовольственных ресурсов, обеспечение высоких социальных условий жизни и другие.
Многие учёные и эксперты сходятся во мнении, что справиться с этими вопросами можно с помощью образования. А всё потому, что оно выполняет ряд функций, которые важны для общества.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Функции образования в современном обществе
Проявление роли образования в жизни современного общества выражается в выполнении трёх функций:
Основные тенденции развития образования
Поскольку роль образования в жизни человека и общества постоянно возрастает, меняются основные тренды и векторы его развития. На сегодняшний момент в образовательном процессе наметились такие направления:
Сложно представить обучение без компьютеров и ноутбуков
Роль образования в развитии российского общества
Образование в России также является приоритетом внутренней политики страны. В нашем государстве основные векторы развития в этой области определяются Федеральным Законом РФ «Об образовании», Федеральной программой развития образования в России и другими официальными документами. Какие же задачи ставит перед собой российская система обучения:
Подытожим роль и задачи образования в современном российском обществе — воспитать уверенных в себе людей, которые способны эффективно справляться с вызовами времени.
Надеемся, мы убедили вас в высокой роли образования в жизни человека и общества. Так что стоит задуматься о том, чтобы поступить в университет и получить диплом, если у вас его ещё нет.
Боитесь, что не справитесь с контрольными, курсовыми и другими видами работ? Не переживайте! Вы всегда сможете обратиться за помощью в наш студенческий сервис.
«Я видала такую чепуху, по сравнению с которой эта чепуха — толковый словарь» (Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»). Любительница йоги, спиральной динамики и душевных разговоров 😊
Система образования в разных странах мира: «календарь полдников» и отсутствие дневников
Организация экономического сотрудничества и развития (OECD) справедливо относит Россию к пятерке стран с лучшими выпускниками школ, потому что в нашей стране аттестат с высоким средним баллом и получение высшего образования принято считать залогом успешного будущего. На пути к нему часто лежат детские слезы, ссоры, скандалы, уничтоженные нервные клетки родителей.
Кажется невероятным, что есть страны, где домашнее задание детям не задают вообще, а остаться на второй год не стыдно. В то же время немного безумным выглядит реальность других государств, где дети учатся по 12 часов в день, а также посещают репетиторов даже в каникулы.
В этой статье мы сравним, как устроены системы школьного образования в разных странах мира, чем они похожи с российской, а чем отличаются. Некоторые подходы к обучению детей за границей, возможно, вам понравятся, и вы, взяв их на заметку, сможете немного облегчить жизнь и себе, и ребенку.
Убедитесь, что с ребенком всё в порядке, когда вы далеко. Установите приложение «Где мои дети», чтобы всегда знать, где ваш ребёнок, что происходит вокруг него, и как он себя чувствует.
Содержание
Западная система образования
В зависимости от страны к стране, в западной системе образования можно найти как сходства, так и различия. Основная черта, которая объединяет все школы этой системы – инклюзивность и нацеленность на обучение ребенка самостоятельности, развитие у него индивидуальности.
В российских же школах от детей зачастую требуют максимального усвоения пройденной обширной программы. Несмотря на это, разработанный OECD тест PISA (The Programme for International Student Assessment) показывает, что 15-летние школьники в России демонстрируют знания на равных со сверстниками из США и Великобритании.
В Америке большинство школ государственные и бесплатные, в них учится 90% детей. В стране не предусмотрено строгих государственных стандартов и учебных программ, их устанавливают власти штата.
Всех учеников во всех школах ежегодно перераспределяют по новым классам, а при подготовке к итоговому тесту классов нет вообще – все учатся по индивидуальному плану.
Урок физкультуры в старших классах превращается в полноценные и вполне профессиональные занятия конкретным видом спорта.
Канада
Школы Канады делятся на общественные и католические, платные и бесплатные, английские и французские. Основная часть— государственные, в них учится 93% детей. Каждая провинция страны имеет свою школьную систему, но они похожи между собой. Везде педагоги не имеют права даже на публичное замечание ребенку.
Общее образование в Канаде начинается с подготовительных классов для детей 4-5 лет.
В средней и старшей школе обучение построено блоками: по четыре предмета на семестр. Каждый день у детей одни и те же четыре урока по 75 минут каждый.
Чтобы получить аттестат и затем претендовать на зачисление в вуз, ребенок должен набрать определенное количество зачетных единиц – кредитов, начисляемых за освоение учебной программы.
Если школьнику не хватает кредитов, он может взять дополнительный год обучения Victory Lap («виток победы»).
Оценки учеников конфиденциальны.
Для общения с семьей в текущем режиме есть специальные папки с записками, которые передают дети.
Вместо родительских собраний – индивидуальные собеседования четыре раза в год.
В целом система образования в Канаде считается одной из лучших в мире и по тесту PISA обходит российскую.
Великобритания
В Великобритании существует система бесплатного образования, которое может получить любой ребенок. Существуют и частные учебные заведения. На весь мир известны школы-пансионы, где ни ученики, ни их родители не имеют права оспаривать условия обучения и проживания. Таких школ в Британии более двух тысяч.
В Британии дети учатся с 4 лет, посещая школу для малышей.
Общение родителей с учителем в британских школах – короткий индивидуальный разговор, а табель с успеваемостью по итогам семестра отправляют на электронную почту.
Большое внимание в британских школах уделяется благотворительности, в учебных заведениях постоянно организуют различные мероприятия с участием учеников. Нередко они обязаны заниматься социальной работой.
Испания
В школах Испании обучение ведется не только на испанском языке, но и в зависимости от региона страны на втором официальном (каталонский, валенсийский и т.д.), его изучение обязательно.
После второго-третьего урока у школьников есть перерыв на полдник, и родителям дают рекомендации о том, какую еду надо давать детям с собой. Это называется «календарь полдников». В большой получасовой перемене дети играют в школьном дворе.
Остаться на второй год в школе – рядовая ситуация.
Италия
В Италии существуют частные и государственные школы, классы в которых довольно большие. Частные школы в Италии не имеют права выдавать документы об образовании, поэтому все экзамены сдаются только в государственных учреждениях.
Начальное школьное образование в Италии является бесплатным и обязательным даже для детей нелегальных мигрантов.
Обучение в высшей школе платное для всех.
Переход от одного школьного этапа к другому в Италии сопровождается физической сменой места обучения. Появляются новые педагоги и одноклассники, и все опять начинается с первого класса.
Для итальянских детей ходить домой на обед – нормальная история, так что в некоторых школах даже нет столовых.
В стране нет золотых медалей за отличную успеваемость, но можно получить 110 баллов из 100 на выпускном экзамене. Правда, это никак не влияет на поступление в университет: вузы проводят свои вступительные испытания.
Германия
В Германии программы обучения детей не синхронизированы, единых учебников и стандартов по предметам нет, но еще в начальной школе все начинают учить английский, а с четвертого класса вводится половое воспитание.
Начальная школа отделена от средней, после ее окончания, в зависимости от уровня способностей, дети получают рекомендации по дальнейшему обучению – в гимназии, реальной или основной школе.
Только выпускники гимназии получают аттестат зрелости (Abitur) и право поступить в университет, остальным дают справку об образовании.
Аbitur можно получить отдельно, после специальных курсов.
С первого класса ребенка, успеваемость которого значительно лучше, могут перевести на класс выше.
Многие выпускники гимназий остаются на второй год, чтобы улучшить средний балл в аттестате.
В Германии есть закон о всеобщей школьной обязанности, родителей прогульщика может оштрафовать полиция.
Также в германских школах детей не кормят, они носят еду из дома.
Франция
Во Франции большинство детей учится в государственных школах. Они бесплатные для всех, но в начале учебного года родители часто сдают деньги на досуг для детей – экскурсионные поездки, билеты в кино и т.д.
Нумерация классов начинается в обратном порядке: так, в средней школе дети идут в шестой класс, а заканчивают третий, после которого сдают экзамен и получают аттестат.
В колледже ребенка, успеваемость которого значительно лучше, могут перевести на класс выше, а неуспевающего – в класс младше.
В школах Франции детям нельзя пользоваться телефонами, а на больших переменах обязательно выходить на улицу.
Финляндия
Финское образование стабильно входит в пятерку лучших. В основном в стране государственные школы, причем среди них нет элитных или слабых, уровень просвещения везде одинаковый.
В школах Финляндии бесплатно все – от карандашей до обедов в столовой.
К учителю принято обращаться по имени.
В стране существует параллельная система образования на шведском и саамском языках.
Учеников не делят по способностям, для каждого составляется индивидуальный план обучения и развития. Одноклассники на уроке могут делать упражнения разной сложности.
Все отметки конфиденциальны, сравнение детей запрещено.
Мальчиков и девочек не разделяют на уроках технологии: все шьют прихватки и делают табуретки.
В образовательной системе есть дополнительный 10-класс, где учащиеся могут улучшить свои оценки. Затем дети отправляются в профессиональный колледж, либо продолжают учебу в лицее.
Детям с первого класса объясняют их права, учат жаловаться социальному работнику.
Образование на Ближнем Востоке и в Азии
Рейтинги Организации экономического сотрудничества и развития (OECD) стабильно демонстрируют рост позиций азиатских стран в образовательной сфере, а по тестам PISA школьники из Европы или США в том же возрасте знают меньше, чем их сверстники из менее развитых стран, например, Вьетнама.
Главное отличие от российской образовательной системы здесь – тотальная нагрузка на детей, когда уроки по 8-10 часов шесть дней в неделю, плюс репетиторы или курсы, а между учениками невероятная конкуренция.
Впрочем, в Азии между уровнем развития стран существует значительная разница, о хорошем образовании можно говорить в Северо-Восточной ее части. В той же Индии ситуация, скорее, напоминает Ближний Восток, где даже относительно благополучные Израиль и Турция не могут похвастать высоким уровнем подготовки детей.
Китай
В стране существуют государственные и частные школы, в том числе школы-пансионы. Всеобщее девятилетнее образование в государственной школе только недавно стало бесплатным. В целом дети демонстрируют уровень знаний выше среднего.
Перед поступлением в первый класс дети проходят тестирование, в конце начальной школы сдают экзамены. Высокие баллы обеспечивают место в хорошей средней школе.
В китайских школах число учеников в классе обычно 30-40 человек, но иногда достигает 70-80 детей. Оценки всех висят на видном месте.
Упор в образовании делается на математику и китайский язык. Тысячи иероглифов, которые надо не только правильно писать, но и правильно произносить, дети учат практически всю школьную жизнь.
Для обучения английскому часто приглашают специалистов из Европы и России.
Каждый день в школе дети дважды делают зарядку, а утром посещают общую линейку, на которой сообщают основные новости и поднимают флаг ― школьный или государственный. После третьего урока все дети делают упражнения для расслабления глаз.
В Китае учитель может ударить ученика рукой или указкой.
Япония
В этой стране начальная и средняя школы обязательны и бесплатны для всех, если это не частное заведение. Старшая школа и высшее образование – исключительно платные. Образовательная программа может отличаться в разных школах, но всегда основана на государственных стандартах.
В японских школах нумерация классов на каждом этапе обучения начинается с первого, то есть в средней школе это первый класс, как и в начальной. Параллели обычно дополнительно отмечают буквами или цифрами: 1-A/1-1 это первая параллель первого класса, напирмер.
Успеваемость детей конфиденциальна.
В конце дня ученики делают уборку в школе и на прилегающей территории.
Бывает, что матери школьников ходят вместо них на уроки и ведут конспекты, когда дети болеют.
В Японии считается нормальным заниматься дополнительно и по воскресеньям.
Южная Корея
Во всех школах страны образование строго контролируется правительством. По итогам каждого учебного года в Южной Корее составляют список лучших школ. Обучение в трех предвузовских классах только платное.
Нумерация классов аналогична японской.
В Корее не принято брать с собой перекус в школу, дети едят вместе с преподавателями, те же самые блюда.
Почти все дети дополнительно занимаются после школы, это называется хаквон.
100 баллов за английский и математику в Южной Корее ценятся больше, чем за родной язык и естественнонаучный блок – такая особенность.
В школах не называют оценки, можно узнать лишь место в общем ученическом рейтинге.
Детей переводят в следующий класс независимо от успеваемости.
Сингапур
В этой продвинутой стране система образования во многом схожа с британской. Начальное образование в Сингапуре является обязательным и бесплатным, не считая небольшого взноса на организационные расходы.
В стране были вступительные экзамены в первый класс, но их отменили, потому что дети впадали в депрессию и становились тревожными.
Уже с 4 класса детей разделяют на группы по уровню знаний, интересам и интенсивности обучения.
Почти все дети дополнительно занимаются после школы.
Перед каждым уроком сингапурским ученикам задается вопрос, на который каждый из них должен высказаться в конце занятия.
Граждане Сингапура не могут обучаться в частных школах.
По данным теста PISA, Сингапур занимает первое место во всех трех категориях: математика, наука и чтение.
Израиль
В Израиле большинство детей учится в государственных светских и государственных религиозных школах – 70% и 25% соответственно. Остальные дети посещают ортодоксально-религиозные школы системы независимого образования и частные школы.
В Израиле есть женские, мужские и смешанные школы.
Начальная школа – до 6 класса.
В израильских школах средней ступени в одном классе учатся дети с различной успеваемостью и способностями, поэтому часть предметов преподают на разных уровнях, деля классы на две-три группы.
Министерство просвещения страны ежегодно публикует предельную сумму сборов с родителей, а если семья не платежеспособна, ребенка все равно не отстранят от уроков и не лишат внеклассных активностей – это запрещено.
Турция
В этой стране на начальную, среднюю и старшую школу, которую тут называют лицеем, отведено по четыре года. Учебные заведения бывают государственные и частные. Последних довольно много и они популярны.
В Турции существует обязательная подготовительная школа для детей 3-4 лет. Там их учат турецкому и английскому языкам, математике, музыке. Большинство таких школ — частные.
В начальной школе у детей нет урока физкультуры.
В государственных школах при обучении в одну смену в классе может быть 40-50 детей.
Возможности дальнейшего обучения турецких детей зависят от специального среднего балла, который считают, начиная с шестого класса.
Во всех школах страны на всех этапах изучают ислам, а также другие мировые религии.
В турецких школах, как государственных, так и частных, есть система «сервисов»: автобусы собирают детей по районам до начала занятий и отвозят их по домам после. Список пассажиров проверяет специальный человек.
Индия
В Индии бесплатное среднее образование гарантировано государством, даже существует специальный налог на строительство новых школ и содержание существующих. Помимо муниципальных школ, в стране есть частные и кадетские школы, а также можно учиться при христианских общинах.
Если родители хотят, чтобы ребенок попал в престижную школу, готовиться к ней начинают с трех лет.
Уроки в индийских школах начинаются с молитвы на санскрите.
Материальная база школ очень отличается: в деревнях ученики могут сидеть на полу, а городские платные школы оборудованы компьютерными классами и помещениями для йоги.
В каждом штате практикуется изучение местного наречия, помимо хинди, английского и санскрита.
В школе в одном классе может быть 50-70 учеников.
В конце каждого учебного года местные газеты публикуют фотографии лучших учеников выпускных классов.
Образование в странах СНГ
В Содружество Независимых Государств вошла большая часть бывших советских республик, которые во многом сохранили существовавшую систему образования. Часто это привычные 11 классов, только со шкалой оценок в 10 баллов и на национальном языке, хотя русскоязычные школы по-прежнему существуют практически везде.
Переход к 12-летнему образованию и 12-балльной шкале оценок в ближайшие годы запланирован в Азербайджане.
Молдавия
Более существенные отличия от российской есть только в школьной системе Молдавии. По сравнению с другими государствами СНГ, там значительно больше русскоязычных школ и они сохраняют статус государственных. Румынский язык (Конституционным судом страны он приравнен к молдавскому) в них изучают как отдельный предмет, экзамен по нему – обязательный. В школах, где идет обучение на государственном языке, русский учат как иностранный. Образование в русскоязычных школах считается более качественным.
Образование в 10 классов является обязательным, в целом вся учеба в молдавской школе – бесплатная, но нужно оплачивать аренду учебников.
У детей кроме весенних каникул существуют еще и Пасхальные, 10 дней с конца апреля по начала мая.
Другое полушарие
Отдельно стоит рассказать про образование в далеких странах южного полушария. Нередко школьные системы там основаны на опыте метрополий, к которым относились бывшие колонии.
Австралия
Граждане и резиденты страны получают образование бесплатно в светских государственных школах, там учится почти 65% детей. В католических и частных школах, куда ходят примерно 35% детей, обучение платное.
В Австралии в первый учебный день года в школу приходят только первоклассники и ученики выпускных классов.
Дети ходят на занятия в форме и обязательно носят шляпы из-за жаркой погоды.
Ребенок может «перепрыгивать» предмет или даже целый год обучения, если будет признан одаренным.
В школах есть система поощрения: за успехи, дополнительную работу или даже красивый рисунок дети получают «сертификаты».
Новая Зеландия
Как и в Австралии, система школьного образования Новой Зеландии близка к британской. Абсолютное большинство школ здесь государственные. Они бесплатны, за исключением внеклассной деятельности. Также существуют добровольные взносы, которые все-таки настоятельно просят платить. Чем престижней район, в котором расположена школа, тем больше сумма.
В Новой Зеландии ребенок может начать учебу в школе как только ему исполнилось 5 лет, не дожидаясь начала следующего семестра.
Все домашние задания, информацию и т.д., ребенку складывают в специальную папку, которую он носит с собой в портфеле.
Вместо родительских собраний – индивидуальные встречи с преподавателем 1-2 раза в год.
Ежегодно класс переходит в другой кабинет к другому учителю. Педагоги стремятся поддерживать детей в личных интересах, в школах обычно дружественная атмосфера.
В стране есть школы с обучением на языке маори и дистанционные школы для детей из отдаленных малонаселенных районов.
Бразилия
Бывшая португальская колония не относится к числу стран, куда родители мечтают отправить своего ребенка учиться. В стране, несмотря на усилия правительства и волонтеров, по-прежнему высокий уровень неграмотности, а качество образования в государственных школах обычно низкое, но при этом почти все они инклюзивны.
8 классов – образование, по закону обязательное для всех, но подростки из-за бедности часто бросают школу и идут работать.
В бесплатных государственных школах в одном классе учится от 40 до 80 человек, а за пять или шесть уроков есть только одна перемена.
Уровень образования в платной школе всегда выше, чем в государственной.
В бразильской школе не принято вызывать к доске – детей оберегают от стресса, который вызывает публичный устный ответ.
Выводы
Сравнив системы обучения детей в разных странах мира, можно сделать вывод, что в каждой из них есть как плюсы, так и минусы.
Специфика отдельных европейских образовательных моделей, когда ученикам ничего не навязывают, оставляют на самоконтроль выполнение домашних заданий или вообще их не задают, кажется в наших реалиях совершенно немыслимой, но идея о более персонализированном подходе к ребенку – вполне хороша.
В то время как любой американский школьник может себе позволить отказаться от зубрежки нелюбимого предмета, сконцентрировавшись на том, что интересно и нужно, от наших детей требуют высоких результатов, «дается» тема или нет. Это ведет к лишним стрессам, ссорам, и может даже вызвать комплексы на всю жизнь.
Профессиональный спорт или театральный кружок в школе, бесплатное обеспечение детей учебниками и обедами, подвижные игры на переменах и тактичность педагогов, пожалуй, могут вызвать только зависть у российского родителя, но класс в 25 учеников и обучение в две смены тоже можно назвать комфортными условиями, если сравнивать с Индией или Бразилией.
На фоне запредельных нагрузок на детей из развитых стран Азии подготовительные курсы к ЕГЭ и репетитор по английскому кажутся чем-то обыденным.
В конце концов, главное – не оценки, а осознанность в образовании ребенка. Думайте об этом каждый раз, проверяя школьный дневник.