Что такое сознание свойственно ли оно животным кратко
Сознание у животных
Вы будете перенаправлены на Автор24
Что такое сознание
Человеческое сознание выполняет достаточно сложную функцию психики и мозга. Под созданием понимают высшую функцию мозга, благодаря ей человек может отображать в своей психике образы из внешнего мира.
Сознание несет ответственность за важные познавательные процессы, такие как ощущение, восприятие, память, воображение и мышление. Наши переживания, чувства мысли впечатления связаны с нашим сознанием. Каким образом сознание возникло у человека вопрос еще не решенный. Ни психологи, ни философы на сегодняшний день не могут дать ответ какие же причины способствовали появлению сознания у человека.
Сознание человека выполняет следующие функции:
Есть ли сознание у животных – вопрос, которым занимается такая дисциплина как зоопсихология. В ходе экспериментов было доказано, что некоторые животные обладают зачатками сознания. Достаточно долго вопрос о наличии сознания у животных являлся лишь теоретическим и абстрактам. Ученые считали, что животное не обладает сознанием, но четких подтверждений тому не было, во многом потому что было достаточно сложно подтвердить это в ходе экспериментов. Но сегодня у ученых есть некоторые данные по этому вопросу.
Существует ряд характерных черт человеческого сознания, задатки которых присутствуют и у животных:
Готовые работы на аналогичную тему
Процесс самоузнавания у животных
Как было сказано выше одной из главных особенностей сознания человека является то что, благодаря ему мы можем дифференцировать свое «я» от окружающего мира. Только человеческая особь из всех других особей, живущих на земле, имеет способность к самопознанию.
Вопрос о способности животных отличать себя от предметов окружающей действительности достаточно сложный. Было проведено множество экспериментов для того, чтобы ответить на этот вопрос.
Первый эксперимент был проведен еще в 1935 году, Н. Н. Ладыгиной-Котс. Она показала шимпанзе его отражение в зеркале. Животное с интересом разглядывало изображение. Животное старалось нащупать того, кто находился в зеркале, далее животное стало колотить по зеркалу кулаками, и в последствии, когда оно видело зеркало у него возникала агрессия к нему. В ходе других экспериментов человекоподобные обезьяны вели себя таким же образом, они так же не понимали, что отражение в зеркале это они сами. Примерно так же воспринимает себя в зеркале маленький ребенок. Только в 2 – 2,5 году он начинает узнавать себя в зеркале. У человекоподобных обезьян этот навык тоже постепенно формируется к 4,5-5 годам.
В отношении других животных информации представлено намного меньше чем об обезьянах, связно это скорее всего с тем, что другие виды животные не могут отождествлять себя со своим отражением в зеркале. Обычно другие животные реагируют на свое отражение, которое они видят в зеркале как на другое животное.
Существует мнение что некоторые собаки могут отождествлять себя и своё отражение. Описан случай, когда собаке пароды бладхаунд одели впервые свитер, и она подошла к зеркалу что бы посмотреть на себя.
Есть информация о том, что свое отражение в зеркале могут понимать дельфины. Они являются высокоорганизованными млекопитающими.
Из всего выше написанного можно сделать вывод, что наличие способности отождествлять себя и свое отражение доказана с помощью экспериментов только у человекоподобных обезьян.
Как животные оценивают намерения других особей
Для того что бы понять имеется ли у животных сознание или нет, необходимо ответить на вопрос могут ли животные догадываться о намерениях другой особи. Так как человекоподобные обезьяны доказали, что они способны отождествлять себя и свое отражение, вполне вероятно, что они так же в состоянии строить гипотезы относительно ближайших намерений своих сородичей. Как доказали опыты антропоиды могут ставить себя как на место человека, так и на место своего сородича и догадываться о его намерениях. Это доказывает, что у человекоподобных обезьян есть сложная когнитивная функция, которая позволяет понимать потребности других. То есть животное понимает, что другие его сородичи тоже могут думать и понимать. Помимо всего прочего обезьяны могут давать оценку тем мыслительным процессам, которые происходят у сородича. Следует так же отметить что эта когнитивная функция встречается только у человекообразных обезьян, а у других приматов она отсутствует.
Социализация у животных
Из всего что было написано выше можно точно утверждать, что психика у человекообразных обезьян является достаточно сложной. Способность этих обезьян к пониманию мотивов другой особи ученые, изучающие психику животных, называют эмпатией. Структура общества человекообразных приматов является весьма сложной и построена на различных связах, как положительных, так и отрицательных. Чем более развиты когнитивные способности у вида, тем более сложная структура общества у этого вида. Эти обезьяны могут понимать скрытые намерения свои сородичей и на основе этого они выстраивают с ними взаимоотношения. Такие способности начинают формироваться у особей с самого рождения, эти знания они приобретают путем наблюдения.
Обучение детенышей
Преднамеренное обучение своего потомства это одна из основных характеристик человекоподобных обезьян. Доказательством этому являются многочисленные наблюдения. Животные понимают, что у их детенышей отсеивают необходимые знания, матери же в свои очередь делают попытки поделится этими знаниями. Далеко не все животные других видов имеют инстинкт заботы о потомстве. Опять же эти способности можно объяснить высокой степенью когнитивной деятельности.
Исходя из всего вышенаписанного можно сделать вывод, что зачатки сознания присутствуют у человекоподобных обезьян и объясняется это их высокой когнитивной составляющей. У других же животных зачатков сознания или же нет вообще или они очень примитивные.
Есть ли у животных сознание: удивительные эксперименты и их результаты
Оказывается, для науки наличие у животных, по крайней мере высших, сознания является одним из самых сложных и дискуссионных вопросов. Почему? Во-первых, потому что мы не можем спросить у самих кошек или лошадей, что на самом деле они думают, чувствуют, понимают, как делают выбор. И присущи ли им все эти действия в принципе? В человеческом понимании, разумеется.
Во-вторых, чтобы вести научный поиск, требуется точно знать, что именно надо искать. Если мы ищем сознание, то однозначного общепризнанного ответа на вопрос, что такое человеческое сознание, не существует. Иными словами, требуется найти черную кошку в темной комнате. Если идти не от поведения, а, например, от определенной физиологической схожести человека и прочих млекопитающих, в особенности от сходства строения мозга и нервной системы, то это тоже зыбкий путь, так как точно неизвестно, даже на примере человека, как именно связаны психические и нейрофизиологические процессы.
В зеркале — это я
Тем не менее вопрос о наличии тех или иных форм сознания у животных настолько интересен и важен для понимания природы живого, что наука просто не может оставить попытки выяснить хотя бы что-то. Для этого, чтобы не углубляться в проблемы общефилософского характера, этот вопрос разбивают на несколько составляющих. Можно допустить, что обладание сознанием предполагает, в частности, не просто получение сенсорной информации от органов чувств, но и сохранение их в памяти, а затем сопоставление с сиюминутной реальностью. Сопоставление опыта с реальностью позволяет делать выбор. Так действует человеческое сознание, и можно попробовать выяснить, работает ли это аналогичным образом у животных. Другая часть вопроса — самосознание. Осознает ли себя животное отдельным существом, понимает ли, как выглядит со стороны, «задумывается» ли о своем месте среди прочих существ и предметов?
Один из подходов к выяснению вопроса о самосознании был намечен американским биопсихологом Гордоном Гэллапом. Им был предложен так называемый зеркальный тест. Суть его заключается в том, что на тело животного (например, во время сна) наносится некая метка, которую можно увидеть только в зеркале. Далее животному предъявляют зеркало и наблюдают за его поведением. Если, посмотрев на свое отражение, оно заинтересуется инородной меткой и будет, например, пытаться ее сбросить, значит, животное понимает, что а) оно видит себя и б) представляет себе свой «правильный» внешний вид.
Подобные исследования проводятся уже несколько десятков лет, и за это время удалось получить поразительные результаты. В зеркале узнавали себя гориллы и шимпанзе, что, наверно, не так удивительно. Положительные результаты были получены для дельфинов и слонов, что уже более интересно, особенно в случае с последними. Но, как выяснилось, метку на себе обнаруживают птицы, представляющие семейство врановых, особенно сороки. У птиц же, как известно, в мозге отсутствует неокортекс, новая кора, отвечающая за высшие нервные функции. Получается, для некоего рода самосознания эти самые высшие нервные функции и не требуются.
Расхожее мнение о попугаях сводится к тому, что птицы, повинуясь инстинкту лишь бездумно подражают услышанным звукам. Однако это мнение уже давно подвергнуто сомнению. Свою лепту в исправление репутации попугаев внесла американский зоопсихолог Ирэн Пепперберг. В течение тридцати лет она проводила эксперименты с купленным в обычном зоомагазине серым африканским попугаем Алексом. Согласно научной работе, опубликованной доктором Пепперберг в конце 90-х, птица умела не только различать и опознавать цвета и предметы, но и демонстрировала навыки логического мышления. Алекс обладал словарным запасом в 150 единиц, а также произносил целые фразы, причем делал это вполне осмысленно, то есть называл предметы, отвечал на вопросы «да» или нет». Кроме того, попугай обладал навками математического расчета и даже, по мнению ученой дамы, освоил понятие «ноль». Птице были доступны понятия «больше», «меньше», «одно и то же», «разные», «над» и «под».
Немного нервных клеток
А что же память и сопоставление предыдущего опыта с реальностью? Выясняется, что и эта способность отнюдь не только прерогатива человека или высших млекопитающих. Группа ученых из университетов Тулузы и Канберры поставили знаменитый эксперимент с насекомыми — медоносными пчелами. Пчелам требовалось находить путь к выходу из лабиринта, в конце которого их ожидало лакомство — сахарный сироп. Лабиринт заключал в себе множество Y-образных развилок, где «правильный» поворот маркировался пятном определенного цвета. Натренировавшись летать по знакомому лабиринту и находить искомый путь, пчелы чудесным образом запоминали, что, например, синий цвет означает поворот направо. Когда насекомых запускали в другой, незнакомый лабиринт, выяснялось, что они отлично там ориентируются, «доставая» из памяти соотношение цвета и направления.
У пчел не только нет неокортекса — их нервный центр состоит из очень плотного сгустка соединенных между собой нейронов, их всего миллион, по сравнению со ста миллиардами нейронов в мозге человека, причем человеческая память связана со сложным мыслительным процессом. Таким образом, эволюция показывает, что способна реализовать такую сложную функцию, как принятие решения на основе сопоставления реальности с абстрактным символом, на очень скромном нервном субстрате.
Помню, что я помню
Эксперименты с пчелами при всех удивительных результатах вряд ли способны кого-то убедить в том, что сознание присуще насекомым. К важным признакам наличия сознания у человека относится так называемое метасознание, то есть сознание сознания. Человек не просто что-то помнит, но он помнит, что помнит, не просто думает, но думает, что он думает. Эксперименты по выявлению метасознания или метапамяти также имели место в недавнем прошлом. Первоначально такие опыты проводились над голубями, но убедительных результатов они не принесли. Тогда, использовав аналогичную методологию, американский исследователь Роберт Хэмптон решил протестировать макак-резусов и обнародовал результаты своих работ в 2001 году.
Суть опыта заключалась в следующем. Сначала обезьянам предлагалось простейшее упражнение. Подопытное животное получало возможность, нажав на сенсорном экране на изображение некой характерной фигуры, получить лакомство. Затем задание усложнялось. Макакам предлагали на выбор нажать две фигуры на экране. Одна фигура означала «начать тест». После нажатия на экране появлялись четыре фигуры, одна из которых уже была знакома животному по предыдущей стадии опыта. Если макака вспоминала, что именно это была за фигура, то могла нажать на нее и снова получить вкусное лакомство. Другой выбор — отказаться от теста и нажать соседнюю фигуру. В этом случае можно было тоже получить лакомство, но уже не такое вкусное.
Если после первого этапа эксперимента проходило всего несколько десятков секунд, обе макаки смело выбирали тест, находили искомую фигуру и наслаждались едой. По истечении большего времени (две-четыре минуты) одна из макак вообще переставала интересоваться тестом и довольствовалась менее вкусной едой. Другая все-таки бралась за тест, но нужную фигуру находила с трудом, делая много ошибок. Чтобы проверить, не действует ли на принятие макаками решения какой-то иной фактор, кроме собственно памяти, Хэмптон провел проверочный эксперимент. Из фигур, предложенных для теста, правильную вообще изъяли. При этих условиях одна макака, попробовав новый тест, больше его не выбирала, другая все же пробовала, но число отказов возросло.
Результаты опытов показали, что у макак-резусов существует метапамять, пусть в очень несовершенной форме. Выбирая тест вскоре после первого опыта, они помнили, что запомнили правильную фигуру. По прошествии большего времени одна обезьяна просто смирилась с тем, что забыла искомый рисунок, другая «думала», что еще вспомнит, но делала ошибки. Исключение из теста однажды запомненной фигуры стало причиной утраты к нему интереса. Таким образом, у обезьян установлено наличие психических механизмов, которые прежде считались лишь признаком развитого человеческого сознания. К тому же от метасознания, метапамяти, как можно догадаться, близкий путь к ощущению себя субъектом мышления, то есть к ощущению «я».
Крысиная эмпатия
В поисках элементов сознания в животном мире нередко указывают на нейрофизиологическую общность человека и иных существ. Один из примеров — наличие в мозге так называемых зеркальных нейронов. Эти нейроны возбуждаются как при совершении определенного действия, так и при наблюдении за тем, как то же действие совершает другое существо. Зеркальные нейроны наличествуют не только у человека и приматов, но и у более примитивных существ, включая птиц. Эти клетки мозга до конца не изучены, и им приписывается множество разных функций, например значительная роль в обучении. Считается также, что зеркальные нейроны служат базой для эмпатии, то есть ощущения сопереживания эмоциональному состоянию другого существа без потери понимания внешнего происхождения этого переживания.
И вот недавние эксперименты показали, что эмпатия может быть присуща не только человеку или приматам, но даже. крысам. В 2011 году в Медицинском центре Чикагского университета провели опыт с двумя подопытными животными. Крысы находились внутри короба, но одна из них свободно передвигалась, а другую поместили в трубку, которая, разумеется, не позволяла животному свободно двигаться. Наблюдения показали, что, когда «свободная» крыса оставалась в коробе в одиночестве, она проявляла куда меньшую активность, чем когда рядом с ней находилась «страдалица». Было очевидно, что стесненное состояние соплеменницы не оставляло крысу равнодушной. Более того, сострадание подвигло животное к действию. После нескольких дней «страданий» свободная крыса научилась открывать задвижку и освобождать другую крысу из плена. Правда, поначалу открыванию задвижки предшествовало некоторое время раздумий, но в конце опытов, едва попав в короб с крысой, сидящей в трубке, «свободная» крыса тут же бросалась на выручку.
Удивительные факты, связанные с обнаружением элементов сознания у самых разных живых существ, не только имеют ценность для науки, но и поднимают вопросы биоэтики.
Братья по сознанию
В 2012 году три известных американских нейрофизиолога — Дэвид Эдельман, Филип Лоу и Кристоф Кох — обнародовали декларацию по итогам специальной научной конференции в Кембриджском университете. Декларация, ставшая известной как Кембриджская, получила заголовок, который можно вольно перевести на русский язык как «Сознание у человека и других животных» (Consciousness in Human and non-Human Animals).
В этом документе обобщались все новейшие исследования в области нейрофизиологии человека и других живых существ. Одним из центральных моментов декларации стало заявление о том, что нервный субстрат эмоций и переживаний не находится исключительно в неокортексе. Пример птиц, не имеющих новой коры, показывает, что параллельная эволюция способна развивать элементы сложной психики и на иной базе, а нервные процессы, связанные с эмоциями и познанием, обнаруживают у птиц и млекопитающих гораздо большее сходство, чем принято было считать ранее. Также в декларации упоминались результаты «зеркальных опытов» с птицами, и утверждалось, что даже нейрофизиологическая природа сна у птиц и млекопитающих может быть признана сходной.
Кембриджская декларация была воспринята в мире как манифест, как призыв пересмотреть отношение человека к живым существам, в том числе тем, которых мы употребляем в пищу или которых используем для лабораторных опытов. Речь идет, конечно, не об отказе от мяса или биологических экспериментов, но скорее о том, чтобы относиться к животным с учетом их более сложной, чем думалось раньше, психической организации. С другой стороны, все данные, на которые ссылаются авторы декларации, не делают вопрос о природе человеческого сознания яснее. Ощущая его уникальность, мы обнаруживаем, что то те, то другие его элементы разбросаны в мире живого и никакой монополии на них у нас нет. Приписывая нашим питомцам «человеческие» качества, мы, конечно, часто выдаем желаемое за действительное, но все же в данном случае лучше немного заблуждаться, чем ранить чувства «братьев меньших» жестокостью.
Обладают ли животные сознанием?
О сознании животных
Согласно Кембриджской Декларации о Сознании, животные обладают сознанием.
Есть ли у животных сознание? Этим вопросом задавался ещё Чарльз Дарвин, когда размышлял над эволюцией сознания. Тому же была посвящена и конференция в Кембриджском университете в июле 2012 года. А результатом этой встречи стала Кембриджская Декларация о Сознании, в которой говорится, что люди не уникальны во владении неврологическими механизмами, генерирующими сознание, а вместе с ним и намеренное поведение.
Так, согласно этой декларации, сознание присуще всем млекопитающим, всем птицам и многим другим животным, в частности некоторым насекомым и головоногим моллюскам (например, осьминогам и кальмарам).
По словам ученых, исследовавших этот вопрос, нервная деятельность не ограничена корой больших полушарий мозга, и для возбуждения эмоциональных состояний и генерации сознания крайне важны подкорковые нервные структуры. Во время исследований было показано, что искусственное возбуждение одних и тех же участков мозга у человека и у животных вызывает соответственное поведение и чувственное состояние. Причем, где бы в мозгу у животных ни происходило это искусственное возбуждение, многие из форм их последующего поведения согласуются с теми чувственными состояниями, которые были испытаны. Это и есть проявление намеренного (осознанного) поведения.
Тем не менее ученые не заявляют, что сознание, как и способности чувствовать удовольствие и боль у животных и человека абсолютно одинаковы. Исследователи придерживаются точки зрения, что они очень похожи. Так, например, если собака чувствует боль или радость, в её мозге активируются нервные структуры, подобные тем, что активируются в мозге человека, когда он чувствует страх, боль или удовольствие.
Важно отметить, что, по мнению авторов декларации, она написана, прежде всего, для общественности, а не для ученых. Исследователи надеются, что научное признание существования сознания у животных поможет остановить злоупотребление миллионами живых созданий ради питания, одежды, развлечений и науки.
Так, по словам одного из ученых, провозгласивших декларацию, Филипа Лоу, каждый год не менее 100 миллионов мышей, крыс и кур используются в научных экспериментах, а вероятность того, что тестируемый препарат дойдёт до стадии клинических испытаний на человеке составляет только 6%. Именно поэтому, считает исследователь, сегодня людям нужно направить всю свою изобретательность на разработку технологий, уважающих жизнь животных, и, прежде всего, на разработку неинвазивных (бескровных) методов исследования. К слову, ежегодно во всем мире съедают примерно 50 миллиардов кур, 2,5 миллиарда уток и 1,3 миллиарда свиней, также в общей сложности в пищу употребляют около 1,1 миллиарда коров, коз и овец.
Сознание животных
Полезное
Смотреть что такое «Сознание животных» в других словарях:
СОЗНАНИЕ — многообразие различений и их различий (первичный опыт), а также предпочтений (выделение того или иного элемента различаемого в качестве переднего плана) и идентификаций различенного. В корреляции с миром как различенностью сущего С. образует… … Философская энциклопедия
СОЗНАНИЕ — СОЗНАНИЕ. В эмпирической психологии под С. понимается такая связь одновременных и сменяющих друг друга во времени псих, процессов, к рая ведет к познанию действительности и регулированию взаимоотношений личности с окружающим миром (о… … Большая медицинская энциклопедия
сознание религиозное — с позиций материализма фантастическое отражение людьми господствующих над ними природных и социальных сил в образах, представлениях, идеях, соотносимых с действием сверхъестественных сил. Имеет как познавательные, так и эмоциональные корни: страх … Большая психологическая энциклопедия
СОЗНАНИЕ — традиционно одно из фундаментальных понятий философии, психологии, социологии, которое противостоит в контексте субъект объектной оппозиции (см. БИНАРИЗМ) понятию Бытия (см.) как субъективное объективному. В рамках материалистической традиции (см … История Философии: Энциклопедия
СОЗНАНИЕ — одно из фундаментальных понятий философии, психологии, социологии, которое характеризует важнейший системный компонент человеческой психики. Функционирование С. обеспечивает человеку возможность вырабатывать обобщенные знания о связях, отношениях … Новейший философский словарь
Сознание — одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее способность идеального воспроизведения действительности, а также специфические механизмы и формы такого воспроизведения на разных его уровнях. С. выступает в двух… … Большая советская энциклопедия
Сознание — – высшая форма отражения действительности, сознание – продукт деятельности головного мозга. Человеческое сознание вырабатывается в результате исторического развития. Сознание не только отражает происходящие события объективного мира, оно также… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
СОЗНАНИЕ — высш. уровень духовной активности человека как социального существа. Своеобразие этой активности заключается в том, что отражение реальности в форме чувственных и мыслительных образов предвосхищает практич. действия человека, придавая им… … Российская педагогическая энциклопедия
СОЗНАНИЕ — традиционно одно из фундаментальных понятий философии, психологии, социологии, которое противостоит в контексте субъект объектной оппозиции (см. Бинаризм) понятию Бытия (см.) как субъективное объективному. В рамках материалистической традиции (см … История Философии: Энциклопедия
Соображение животных — весьма развитое у высших форм, весьма слабо у большинства и, вероятно, вполне отсутствует у низших. Вряд ли можно согласиться с мнением Васманна, что способность абстракции, или создания отвлеченных понятий, а следовательно, и способность… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона