Что такое сознательное и бессознательное в психологии

Сознательные и бессознательные процессы в психике

Бессознательное — характеристики процессов

Бессознательное — это система происходящих в психике процессов, которые не осознаются субъектом, т.е. не поддаются контролю. Сознательное и бессознательное в психологии нередко противопоставляются друг другу, при этом психоанализ рассматривает эти оба понятия в рамках одной системы, находящихся на разных уровнях.

Бессознательные качества личности не осознаются самим человеком, однако они проявляются в его действиях и психических процессах. Это проявляется в виде совершения ошибок; в забывании (событий, явлений, лиц, имен и т.д.); в виде фантазий и снов.

Что такое сознательное и в чем его отличие от бессознательного

Функция сознания, как и бессознательного, заключается в управлении действиями человека, однако их роли существенно отличаются.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Сознание управляет самыми сложными формами поведенческой деятельности в следующих случаях:

Бессознательное по Фрейду

Австрийский психолог и основатель психоанализа, Зигмунд Фрейд, объясняя природу бессознательного, приводил в пример айсберг. Так, сознательное является лишь верхушкой, а вся его основная часть — это бессознательные процессы.

Также Фрейд считал, что совершенные человеком ошибки — не случайны. Они возникают при «конфликте» бессознательного намерения с сознательным действием. Ошибки образуются в результате преобладания неосознанных желаний над осознанными.

Что касается сущности снов и мечтаний, то, согласно теории Фрейда, они также говорят о бессознательных желаниях и стремлениях человека, о его неудовлетворенных потребностях. В психоанализе существуют особые методы, предназначенные для расшифровки сновидений.

Фрейд разработал структуру разума, состоящую из 3 уровней:

Виды бессознательного

Существует несколько видов бессознательного:

Естественное бессознательное

Оно хранит в себе врожденные или приобретенные в младенчестве ассоциации и реакции. Эти процессы проходят неосознанно и бесконтрольно, при этом способны влиять на поведение человека и определять ход его действий.

При распознании лиц в размытых пятнах нам помогает именно естественное бессознательное. Людей, похожих на нас, мы воспринимаем более положительно; мы благоприятно переносим похвалу, и, напротив, негативно относимся к критике; бессознательное не принимает все, что связано с «не» и запретами и т.д. Эти и множество других установок в мозге служат результатом процесса естественного бессознательного.

Данный вид бессознательного выступает базовым по отношению к остальным видам.

Основная часть человеческих ощущений и восприятий располагается именно в бессознательном, т.е. не подконтрольном. Мы не руководим осознанно рецепторами, посылающими в мозг информацию, когда, например, обожгли руку. Мы сидим, а ноги расположены на полу, при этом не осознаем этот процесс, т.к. он находится в бессознательном, мы лишь ощущаем под собой холодный пол.

Подсознательное выступает частью бессознательного. Объекты внешнего мира воспринимаются на этом уровне не как конкретизированные образы, но они существенно влияют на процессы деятельности человека.

Транс, гипноз, состояние наркотического и алкогольного опьянения — все эти методы дают бессознательному возможность вырваться наружу. Сознание перестает держать в рамках поведение человека, тем временем бессознательное становится неконтролируемым.

Приобретенный опыт

Свои успехи и неудачи, верные решения и ошибки, радостные и грустные переживания, жизненный выбор — осознанный или неосознанный — всё это представляет собой бессознательное, базирующееся на приобретенном опыте.

Популярный психолог Милтон Эриксон обращался исключительно к этому виду бессознательного в своих работах и придавал ему приоритетное значение.

Разновидности данного бессознательного:

Вошедшее в привычку поведение со временем уходит из поля сознания и становится автоматизмом, т.е. частью подсознания.

Эмоциональные «якоря» служат еще одной разновидностью бессознательного. Если наш мозг что-то запечатлел на фоне положительной или эмоциональной вспышки, это послужит «якорем», связанным с той сложившейся ситуацией. После этого радость или страх будет всплывать неосознанно автоматически при упоминании этого события, вызвавшего сильное душевное волнение.

Предположительно к такому виду бессознательного относят и те механизмы, которые отвечают за творческий процесс, результатом которого выступают:

Продукт вытеснения

Бессознательное, выступающее в качестве продукта вытеснения является вытесненным в жесткой или мягкой форме из области сознания по каким-либо причинам. В научной среде точка зрения относительно способа вытеснения и его последствий значительно расходятся.

Зигмунд Фрейд считал, что вытеснение происходит в сторону Сверх-Я: первоначальные влечения из детства, которые нежелательны для Сверх-Я, вытесняют слабое содержание более сильной инстанцией.

Бессознательное в результате содержит первые детские воспоминания, которые не осознаны нами из-за несогласования с иными потребностями и установками.

Фрейд считал, что вытесненное нельзя достать и ввести в сознание обычными методами. Зачастую специалисты прибегают к гипнозу или методу толкования свободных ассоциаций.

Именно вытесненное, по Фрейду, является источником неврозов и всех личностных проблем человека.

В результате, когда происходит столкновение направления и содержания вытеснения, могут уйти в бессознательное как детские установки, так и взрослые, созданные социумом. Вытесняются те первичные детские влечения, которые нежелательны для Сверх-Я. Они не осознаются нами из-за своей социальной неприемлемости или противоречия с иными установками и потребностями.

Есть точка зрения, что такой вид бессознательного есть не у каждого: оно отсутствует как в психике маленьких детей, так и в сознании взрослого, если оно положительное и принимающее.

Фрейд был уверен, что природа бессознательного может отличаться от своего описания.

Нежелательное из сознания стирается или вытесняется бессознательным. Фрейд считал, что социум через Сверх-Я вытесняет асоциальные влечения.

Общественное бессознательное

С самого своего рождения каждый из нас уже оказывается в определенной культуре, где господствует Общественное Бессознательное. Подсознание начинает впитывать язык, на котором говорят родители, также мы перенимаем логику суждений и связей, присущую нашей культуре.

По мере взросления каждый усваивает менталитет и нормы, принятые в обществе. Все это закладывается на бессознательном уровне и остается с нами навсегда, определяя наше мировоззрение и восприятие явлений окружающего мира.

Роль бессознательного в жизни человека

Бессознательным руководят принципы получения удовольствия, не имеющие отношения к реальности и ко времени.

Бессознательное проявляет себя в повседневной жизни человека во многих вещах. Например, это может быть оговорка в общении с людьми. Она нередко заключает в себе подлинные мысли и мотивы человека, которые он старательно скрывает. Он оговаривается, когда бессознательные стремления сталкиваются с сознательными целями поведения, что в итоге создает противоречия с замаскированными истинными мотивами.

Тот факт, что человек забывает имена других, также пример бессознательного. Мы не помним имя человека, если не считаем его самого важным и значительным. Нам требуется много времени, чтобы достать из памяти информацию о его имени, и этот процесс воспоминания происходит вопреки нашему волеизъявлению.

Каждый из нас выполняет определенные незапланированные движения, доведенные до автоматизма. Первое время они выполняются осознанно, затем закрепляются в подсознании и становятся частью бессознательного. К таковым следует отнести:

Доведя эти действия до автоматизма, по истечении времени нам не приходится включать сознание при их выполнении.

Сны — еще одна форма бессознательного. В них выражены наши подлинные мысли, страхи, заветные желания, чувства. Они не всегда конкретизированы и могут выражаться через символы.

Каждый из нас имеет внутренние моральные установки, через границы которых человек не может переступить. Истинные цели человека, неприемлемые для поведения, блокируются сознанием. Содержание мыслей и мотивов меняется, проходя через «фильтр». Такой блок не позволяет бессознательным желаниям проявить себя в настоящем обличии. Поэтому для разгадывания сновидений необходимо уметь считывать свои эмоции, испытуемые во сне, для соотношения с реальностью, в которой в данный момент находится человек.

Источник

Что такое сознательное и бессознательное в психологии

Условия (факторы), повлиявшие на развитие сознания человека:

· Трудовая деятельность (общественный труд, использование орудий труда)

· Возникновение языка (речь)

В процессе труда люди начали сговариваться, передавать информацию (сначала это были звуки, жесты, выразительные интонации). Спустя много тысячелетий звуковой язык стал отделяться от практического действия, обретая самостоятельность.

С развитием речи совершенствовался и труд. С помощью трудовых действий у человека развивались руки, органы чувств, а это способствовало развитию головного мозга (он становится способным запоминать материал, представлять, мыслить, т.е. функционально совершенствуется). Развитие абстрактного (отвлеченного) мышления способствовало развитию психики.

Артур Владимирович Петровский выделяет следующие четыре характеристики сознания:

1). Сознание есть совокупность знаний об окружающем мире. В структуру сознания входят все познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение.

2). С помощью сознания человек различает понятие субъекта и объекта. В истории органического мира только человек выделяет и противопоставляет себя окружающему. Он единственный среди живых существ способен к самопознанию, к рефлексии (познанию самого себя), т.е. способен обращать свою психическую деятельность на самого себя.

З). Обеспечение целеполагающей деятельности. Приведем известную цитату К.Маркса: «Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела, постройкой своих восковых ячеек срамит некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде, чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове». В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека. В функции сознания входит формирование целей деятельности, при этом складываются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и т.д.

4. В структуру сознания входят также определенные отношения. К.Маркс писал: «Мое отношение к моей среде есть мое сознание. В сознание человека обязательно входит мир чувств, где отражаются сложные объективные, и прежде всею общественные, отношения, в которые включен человек».

Что такое сознательное и бессознательное в психологии. Смотреть фото Что такое сознательное и бессознательное в психологии. Смотреть картинку Что такое сознательное и бессознательное в психологии. Картинка про Что такое сознательное и бессознательное в психологии. Фото Что такое сознательное и бессознательное в психологии

На самом деле сознание больше похоже на здание с лифтом: оно имеет разные уровни, по которым перемещается информация в процессе обработки. Вот эти уровни сознания:

Что такое сознательное и бессознательное в психологии. Смотреть фото Что такое сознательное и бессознательное в психологии. Смотреть картинку Что такое сознательное и бессознательное в психологии. Картинка про Что такое сознательное и бессознательное в психологии. Фото Что такое сознательное и бессознательное в психологии

неосознаваемые механизмы сознательных действий

неосознаваемые побудители сознательных действий

а) неосознаваемые автоматизмы: действия или акты, которые совершаются «сами собой», без участия сознания («механическая работа», при которой голова остается «свободной»). Бывают:

(автоматические действия, процессы никогда не осознавались) Примеры: врожденные акты:

(автоматизированные действия или навыки, прошли через сознание и перестали осознаваться)

1. действие начинает осуществляться быстро и точно

2. происходит высвобождение сознания, которое может быть направлено на освоение более сложного действия.

— игра на фортепиано

( путем продвижения от простых действий к сложным, благодаря передаче на неосознаваемые уровни действий уже освоенных, человек приобретает мастерство)

б) явления неосознаваемой установки

советский психолог Дмитрий Николаевич Узнадзе (1886—1950) создал теорию установки и организовал разработку этой проблемы.

Речь идет именно о готовности к предстоящему действию. Если навык относится к периоду осуществления действия, то установкак периоду, который ему предшествует.

(- ребенок задолго до годовалого возраста, пытаясь взять предмет, подстраивает кисть руки под его форму: если это маленькая крошечка, то он сближает и вытягивает пальцы, если это круглый предмет, он округляет и разводит пальцы и т. д.;

-спринтер на старте в состоянии готовности к рывку.

(решение математического примера )

В явлениях неосознаваемой установки ученые увидели существование особой, «досознательной», формы психики – это ранняя ступень развития любого сознательного процесса.

Пример: Человек, который смотрит на другого, порезавшего палец, строит горестную гримасу, сопереживая ему, и совершенно этого не замечает.

1. эти процессы включены в общение между людьми и представляют собой важнейшие дополнительные (наряду с речью) средства коммуникации.

2. они могут быть использованы как объективные показатели различных психологических характеристик человека — его намерений, отношений, желаний, мыслей и т. д.

Зигмунд Фрейд (австрийский психолог, психиатр и невропатолог, создатель психоанализа.) создал свою теорию бессознательного. Согласно ей в психике человека существуют 3 сферы:

2. предсознание (скрытые

Свойства бессознательных представлений:

— они с трудом переходят в сознание

Объясняется это работой двух механизмов, которые постулирует Фрейд, — механизмов вытеснения и сопротивления.

По мнению 3. Фрейда, психическая жизнь человека определяется его влечениями, главное из которых — сексуальное влечение (либидо). Оно существует уже у младенца, хотя в детстве оно проходит через ряд стадий и форм. Ввиду множества социальных запретов сексуальные переживания и связанные с ними представления вытесняются из сознания и живут в сфере бессознательного. Они имеют большой энергетический заряд, однако в сознание не пропускаются: сознание оказывает им сопротивление. Тем не менее они прорываются в сознательную жизнь человека, принимая искаженную или символическую форму.

Фрейд выделил три основные формы проявления бессознательного:

ошибочные действия (забывание вещей, намерений, имен; описки, оговорки и т. п.)

Невротические симптомы были главными проявлениями, с которыми начал работать Фрейд.

Что такое сознательное и бессознательное в психологии. Смотреть фото Что такое сознательное и бессознательное в психологии. Смотреть картинку Что такое сознательное и бессознательное в психологии. Картинка про Что такое сознательное и бессознательное в психологии. Фото Что такое сознательное и бессознательное в психологии

1. субъект не знает того конечного итога, к которому приведет «надсознательный» процесс. Сознательный же процессы предполагают цель действия, т. е. ясное осознание результата, к которому субъект стремится.

2. неизвестен момент, когда «надсознательный» процесс закончится; часто он завершается внезапно, неожиданно для субъекта. Сознательные же действия, напротив, предполагают контроль за приближением к цели и приблизительную оценку момента, когда она будет достигнута.

Примеры «надсознательных» процессов:

-процессы творческого мышления,

-процессы переживания большого горя или больших жизненных событий,

-кризисы чувств, личностные кризисы и т. п.

Что такое сознательное и бессознательное в психологии. Смотреть фото Что такое сознательное и бессознательное в психологии. Смотреть картинку Что такое сознательное и бессознательное в психологии. Картинка про Что такое сознательное и бессознательное в психологии. Фото Что такое сознательное и бессознательное в психологии

Вывод : сознание – это высшая форма психики, которая возникла в процессе общественной трудовой деятельности и общения с помощью языка. Сознание человека не остается на одном уровне, оно меняется в зависимости от эпохи (строй государства, экономика, политика), т.е. в ходе своего исторического развития.

Бессознательное – характеристика психологических свойств, процессов и состояний человека, находящихся вне сферы его сознания, но оказывающих такое же влияние на его поведение, как и сознание.

Источник

Соотношение сознательного и неосознаваемого в психике человека

Сознание

Через сознание явления окружающего мира отражаются в психике человека. В область сознательного входят все знания о действительности.

Что такое сознательное и бессознательное в психологии. Смотреть фото Что такое сознательное и бессознательное в психологии. Смотреть картинку Что такое сознательное и бессознательное в психологии. Картинка про Что такое сознательное и бессознательное в психологии. Фото Что такое сознательное и бессознательное в психологии

Узнайте что вас ждет сегодня — Гороскоп на сегодня для всех знаков зодиака

По многочисленным просьбам подписчиков мы подготовили точный гороскоп-приложение для мобильного телефона. Прогнозы будут приходить для вашего знака зодиака каждое утро — пропустить невозможно! Скачайте бесплатно: Гороскоп на каждый день 2020 (доступно на Android)

Сознание дает возможность человеку вести целенаправленную деятельность.

Сознательные процессы мышления характеризуются следующими чертами:

Быть в сознании означает делать то, что собираешься делать, и выбирать способы, которыми будешь это осуществлять, учитывая обстоятельства и свое положение.

С помощью сознательных процессов человек получает знания. В структуру сознания входят следующие познавательные процессы:

Наличие сознания отличает человека от других живых существ. Проводилось множество экспериментов, чтобы определить, обладают ли животные сознанием. Но в результате было установлено, что они не осознают себя, а совершают действия, реагируя на внешние раздражители.

Проявлением сознания является наличие языка, в котором отражается общественно-исторический опыт.

Самопознание можно назвать одной из высших форм проявления сознательного. Это способность направлять психические процессы на исследование самого себя.

Человек может сознательно сопоставлять и противопоставлять себя окружающему миру, то есть находить сходства и различия.

Воспитание и обучение людей происходит через сознание.

Однако далеко не все процессы человек может осознавать и контролировать.

СОЗНАТЕЛЬНОЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ В ПСИХИКЕ ЧЕЛОВЕКА

Что бы разобраться в данном вопросе, так же необходимо дать определения таким понятиям как ПСИХИКА и ПСИХИЧЕКИЕ ПРОЦЕССЫ

ПСИХИКА — внутренние информационные процессы и структуры, осуществляющие ориентировку во внешнем мире, управление своим состоянием и поведением. Внутреннее информационное пространство, делающее человека адекватным для людей и жизни.

Психика как система обладает определенной организацией. В ней выделяют психические процессы, психические свойства и психические состояния.

ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ — это процессы, происходящие в голове человека и отражающиеся в динамически изменяющихся психических явлениях.

Далеко не все процессы, происходящие в психике человека, осознаются им, кроме сознания у человека есть и бессознательное. В структуре психики человека с точки зрения осознаваемости психических явлений выделяют бессознательное, подсознание, предсознание, сознание и сверхсознание.

Так как нас, для решения поставленной цели, интересуют только бессознательное и сознательное, то рассмотрим их более подробно.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Научное понимание проблемы бессознательного разделяется на два основных направления: теорию психоанализа (родоначальник З. Фрейд) и теорию неосознаваемой психологической установки.

Современные представления о феноменологии бессознательного предусматривают, что в зоне ясного осознания находит свое отражение лишь малая часть всех одновременно поступающих из внешней и внутренней среды организма сигналов. Эти сигналы используются человеком для осознанного управления своим поведением. Остальные сигналы также используются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном уровне. При возникновении обстоятельств, затрудняющих выбор стратегии поведения человека, требующие нового способа решения, они попадают в зону ясного сознания, но как только решение принято, стратегия найдена, управление поведением передается в сферу бессознательного. При этом сознание освобождается для решения новых задач.

Поведенческие акты на бессознательном уровне регулируются неосознаваемыми биологическими механизмами. Они направлены на удовлетворение биогенных и социогенных потребностей, на сохранение организма и вида.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — это сфера психического отражения, в которой образ действительности и отношение к этой действительности субъекта не является предметом специальной рефлексии; это совокупность непроизвольных психических процессов, система врожденных безусловно-рефлекторных реакций.

В область бессознательного входят психические явления, возникающие во сне (сновидения); ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями; движения, бывшие в прошлом сознательными, но в силу повторения автоматизировавшиеся и поэтому более неосознаваемые; некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание цели, и др.

СОЗНАТЕЛЬНОЕ

СОЗНАНИЕ является высшим уровнем отражения человеком действительности, в результате чего достигается познание и преобразование окружающего мира, если психику рассматривают с материалистических позиций, и собственно человеческой формой психического начала бытия, если психику трактуют с идеалистической позиции.

Сознание тесно связано с волевым контролем со стороны человека его собственных состояний психики и поведения. Сознание отличается от бессознательного тем, что человек произвольно, т.е. при помощи волевого усилия, сознательно сосредоточивает свое внимание на мысленном представлении, какой-либо идее, воспоминании, определенном течении мыслей, отвлекается от несущественного в данный момент.

Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими от человека постоянного внимания и сознательного контроля, и включается в действие в тех случаях, когда:

· возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения;

· требуется преодолеть физическое или психологическое сопротивление на пути движения мысли или телесного органа;

· надо осознать конфликтную ситуацию и найти из нее выход;

· человек оказывается в ситуации, содержащей потенциальную угрозу для него в случае непринятия немедленных действий.

Подобного рода ситуации возникают перед людьми практически непрерывно, поэтому сознание как высший уровень психической регуляции поведения постоянно функционирует.

Семинар 4

Вопрос 1 Соотношение физиологических и психических процессов в организации поведения.

Психическая деятельность — это качественно новый, более высокий, чем условно-рефлекторное поведение, уровень высшей нервной деятельности, свойственный человеку.

Психическая деятельность человека состоит не только в построении более сложных нервных моделей окружающего мира (основе процесса познания), но и в производстве новой информации, разных форм творчества.

Психические процессы теснейшим образом связаны с физиологическими, но не сводятся к ним.

Соотношение психических и физиологических процессов составляет так называемую психофизиологическую проблему.

Решение психофизиологической проблемы не может быть достигнуто только на физиологической или только на психологической основе, и, следовательно, ни физиология, ни психология не могут дать полного описания поведения.

В настоящее время становится очевидным, что синтез психологии и физиологии в описании поведения возможен только на каком-то более высоком и общем для обеих наук основании. Таким основанием является системный подход, который развивается сейчас во многих областях знания.

Поскольку системные процессы, одним из аспектов рассмотрения которых является психика, внутри организма представляют собой процессы именно организации физиологических функций, то такая точка зрения избегает отождествления психических и физиологических процессов. Она избегает и психофизиологического параллелизма, так как системные процессы — это процессы организации именно физиологических функций и психика оказывается продуктом мозга.

Вопрос 2 Врожденное и приобретенное у животных

Врожденным поведением называются такие формы поведения, которые генетически запрограммированы и которые практически невозможно изменить.

Приобретенными (в результате научения) называют все формы поведения, которые формируются как результат индивидуального опыта живого организма.

ВРОЖДЕННЫЕ — сосательный рефлекс, пищевые, защитные(Примером защитного рефлекса является рефлекторное отдергивание лапы от горячего объекта), ориентировочные, половые.напр, к пищевым относится выделение на запах пищи у собаки желудочного сока.

ПРИОБРЕТЕННЫЕ (УСЛОВНЫЕ) — Если же одновременно с мясом звенеть звоночком, то нервная система собаки ассоциирует этот звук с пищей, и желудочный сок будет выделяться в ответ на звоночек, даже если мясо не предъявлено(учение павлова).

Условные рефлексы

· это реакции, приобретаемые организмом в процессе индивидуального развития на основе «жизненного опыта»

· являются индивидуальными: у одних представителей одного и того же вида они могут быть, а у других отсутствуют

· непостоянны и в зависимости от определенных условий они могут выработаться, закрепиться или исчезнуть; это их свойство и отражено в самом их названии

· могут образоваться на самые разнообразные раздражения, приложенные к различным рецептивным полям

· замыкаются на уровне коры. После удаления коры больших полушарий выработанные условные рефлексы исчезают и остаются только безусловные.

· осуществляются через функциональные временные связи

Безусловные рефлексы

· это врожденные, наследственно передающиеся реакции организма

· являются видовыми, т. е. свойственными всем представителям данного вида

· относительно постоянны, как правило, сохраняются в течение всех жизни

· осуществляются в ответ на адекватные раздражения, приложенные к одному определенному рецептивному полю

· замыкаются на уровне спинного мозга и стволовой части головного мозга

· осуществляются через филогенетически закрепленную, анатомически выраженную рефлекторную дугу.

Бессознательное

Раньше психика человека отождествлялась с сознанием. Первым Зигмунд Фрейд указал на огромное значение бессознательного в жизни человека и начал его изучение. Позже представление об этой области расширили Юнг и Ассаджиоли. Изучение области бессознательного идет до сих пор, и ученые получают все новые интересные сведения.

Что такое сознательное и бессознательное в психологии. Смотреть фото Что такое сознательное и бессознательное в психологии. Смотреть картинку Что такое сознательное и бессознательное в психологии. Картинка про Что такое сознательное и бессознательное в психологии. Фото Что такое сознательное и бессознательное в психологии

Бессознательные процессы – это те, которые человек не осознает, но они влияют на его суждения, поведение и чувства.

В психике человека сознание является лишь вершиной айсберга, а бессознательное – вся его невидимая часть.

Бессознательное еще называют подсознанием.

Следует отметить, что сознание и подсознание неразрывно связаны. Образы и идеи могут переходить из одной области с другую. Так, навыки, отработанные до автоматизма, перестают осознаваться нами и переходят в область бессознательного. Правила поведения, слова, услышанные от родителей и воспитателей в детстве, могут перерасти в подсознательные страхи и установки, которые человек не будет осознавать, но они будут управлять его поведением.

Бессознательные психические явления

Фрейд относил к бессознательному качества, интересы и желания личности, которые не осознаются, но проявляются в непроизвольных действиях и психических явлениях. Рассмотрим некоторые из них:

Бессознательное влияет на все действия, состояния, чувства человека. У людей есть бессознательное мышление, бессознательная память, бессознательные ощущения и восприятие и т.п.

Бессознательные явления включают в себя следующие виды:

Психика и мозг

В отечественной психологии было принято определять психику как свойство мозга

, отрицая ее независимое существование. Во времена доминирующего материализма, атеизма и коммунистических партий доказать, что души нет, было важнейшей
идеологической
задачей. А последствия этих убеждений для дня сегодняшнего в контексте воспитания, обучения и лечения весьма неоднозначны.

Но если рассматривать этот вопрос детально, не с религиозной точки зрения, а с точки зрения науки и логики, доказательств данное определение (психики как свойства мозга) особо и не имеет.

Порассуждаем на простых примерах. Мы не может утверждать, что компьютерная программа является свойством компьютера, понимая, что именно работа программы – это самое главное

в компьютере. Но и без самого компьютера программа работать не будет.

А можно ли сказать, что ходьба является порождением ноги? С одной стороны да, но не нога же порождает ходьбу. Может ли ходьба быть функцией ноги? Да, мы ходим с помощью ног, но можем и стоять, и бегать, и танцевать. Ребенок рождается с ножками, но сами по себе они не начинают ходить.

Так же и психика не является ни порождением, ни функцией, ни свойством мозга, но и без тела со свойственной ему морфофизиологической организацией, без наличия работающих органов, и мозга, существование психики невозможно (не доказано).

Мозг является тонко организованным инструментом для функционирования психики. Психика определяет работу мозга, а тот гибко подстраивается, иначе невозможно было бы выполнять разнообразную психическую деятельность.

Осознанность

В настоящее время существует множество практик, направленных на достижение человеком большей осознанности. Это позволяет взять под контроль свою жизнь и добиваться отличных результатов. Кроме того, осознанность помогает достичь внутренней гармонии и найти свое место в мире.

Мы зачастую не осознаем своих истинных желаний, а руководствуемся общепринятыми стереотипами. У каждого есть навязанные обществом либо близкими людьми убеждения, как нужно поступать правильно, а что является неправильным и постыдным. Поэтому мы зачастую не хотим признаваться даже себе в своих мыслях и стремлениях. Однако непринятие себя приводит к внутреннему дискомфорту, неудовлетворенности, мешает добиваться результатов, ведь на самом деле мы хотим совсем другого.

Что такое сознательное и бессознательное в психологии. Смотреть фото Что такое сознательное и бессознательное в психологии. Смотреть картинку Что такое сознательное и бессознательное в психологии. Картинка про Что такое сознательное и бессознательное в психологии. Фото Что такое сознательное и бессознательное в психологии

Практики осознанности помогают разобраться в себе, распутать клубок из эмоций и чувств, расставить все по своим местам. Необходимо быть честным с собой и признаться себе в своих недостатках. Осознание проблемы – первый шаг на пути ее решения.

Понимание глубинных причин, которые приводят к неосознанным поступкам, помогают взять их под контроль.

Некоторые исследователи говорят о том, что большую часть своей жизни мы проводим неосознанно, в том плане, что действуем по привычке, постоянно думаем о прошлом или фантазируем о будущем. Однако осознанное отношение к настоящему – залог эффективности и результативности действий.

С помощью практик осознанности можно избавиться от вредных привычек. Действие, по сути, сводится к тому, чтобы вытащить явление из области бессознательного в область сознания и проработать его. Либо, напротив, в бессознательное отправляются новые образцы поведения, призванные заменить старые.

Практики осознанности могут включать в себя медитации, аутогенные тренировки, работу с психологом и другие.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *