Что такое специалист среднего звена
Разница между специалистом среднего звена и квалифицированным рабочим
Раньше система обучения профессиям в России была понятной. Существовало несколько уровней квалификации. Человек мог сам выбрать специальность, на которую в дальнейшем подавать документы. В 2013 году была проведена реформа, вследствие которой был упразднен один из уровней системы учебных заведений. Как альтернатива, было предложено два варианта: профессия и специализация. В чем же заключаются отличия между квалифицированным рабочим и специалистом среднего звена?
Кто такой специалист среднего звена?
До реформы выделялось несколько видов обучения:
После реформы были упразднены учебные заведения, относящиеся к первому типу, и переименовались в колледжи и техникумы, в которых появилось две категории: квалифицированный рабочий и специалист среднего звена.
Последний – это человек, который получил специальность с правом занимать управленческие должности. По рангу находится выше квалифицированного рабочего. Среднее профессиональное образование человек может получить в колледже и техникумах, которые могут как принадлежать к ВУЗу, так и быть самостоятельными единицами. Между колледжами и техникумами есть различия, которые прописываются в Типовом положении об образовательном учреждении среднего профессионального образования:
Общее время обучения обычно составляет 3 года, но для некоторых специальностей срок может отклоняться как в меньшую (2 года), так и большую (4 года) сторону.
Среднее профессиональное образование могут оказывать:
Чтобы поступить в одно из них, необходимо получить базовое общее образование (то есть, хотя бы закончить 9 классов школы) или закончить школу полностью. На данный момент большая часть учащихся уже получили неполное среднее образование, поскольку все остальные хотят поступить в ВУЗ.
Список специальностей, которые можно получить, закреплен соответствующим приказом Минобрнауки России.
Среднее профессиональное обучение ставит своей задачей подготовку специалистов в разных областях: медицине, педагогике, юриспруденции. Впервые оно появилось еще в СССР (но, как утверждалось ранее, в особой форме) приказом наркома Луначарского. Он создал техникумы, которые задумывались в качестве промежуточного звена между школой и институтом. В 1920-х годах техникумы использовались для получения профессий с целью дальнейшей работы на заводах, фабриках и в сельском хозяйстве. В 1930-х годах началась индустриализация, что привело к росту спроса на обучение специальностям. Поэтому во всех уголках Советского Союза начали массово появляться техникумы.
После получения степени специалиста человек может стать младшим управленцем: бригадиром, техником, мастером участков).
На время обучения специальности студент имеет право получать стипендию, бесплатное питание, а также проходить оплачиваемую практику на месте, где они могут в дальнейшем работать (при условии высокой компетентности).
Определение понятия «квалифицированный рабочий»
Квалифицированный рабочий – это человек, который получил навык в определенной отрасли посредством обучения через специализированные учреждения. Для него обязательно иметь большой опыт работы и быть образованным. Но в определении этого понятия наблюдается большая путаница, вызванная тем, что одни относят сюда и людей, получивших вышку в некоторых областях (например, психология, социальная работа, программирование), так и представителей классических рабочих специальностей (маляр-штукатур и прочие).
В эту категорию относится огромное количество профессионалов: технический персонал скорой помощи, технолог ультразвука, повара, фотографы, модели и другие. Некоторые считают, что для становления квалифицированным рабочим вовсе необязательно вообще заканчивать техникум или колледж, поскольку существует огромное количество курсов, которые обучают значительно лучше. И с этим тяжело не согласиться. В последнее время наблюдается тенденция постепенного вытеснения формального образования неформальным.
От какого понятия точно нужно дифференцировать квалифицированного рабочего – так это от чернорабочего. Последний не имеет вообще никаких навыков, и может выполнять только простые задания типа «подай-принеси». Чернорабочие зарабатывают мало, поскольку их навыки не являются уникальными.
Что общего между ними?
Основная общая черта между этими типами профессий – это то, что они не являются самыми престижными. Но это не означает, что на них невозможно заработать. Нередко представители квалифицированных профессий или специалисты зарабатывают больше людей с высшим образованием. Особенно сейчас, когда рынок перенасыщен людьми с дипломами, а рабочих рук не хватает.
Чем они отличаются?
Основные отличия следующие:
Выбирать нужно душой, а не степенью престижности. Главное – любить свое дело, а заработать можно на всем. Важно помнить, что рабочие специальности тоже очень ценятся, и в них можно хорошо зарабатывать. Там главный критерий — мастерство.
Что такое специалист среднего звена
Статья 68. Среднее профессиональное образование
1. Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.
2. К освоению образовательных программ среднего профессионального образования допускаются лица, имеющие образование не ниже основного общего или среднего общего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
3. Получение среднего профессионального образования на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования. В этом случае образовательная программа среднего профессионального образования, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования.
4. Прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено настоящей частью. Прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, осуществляется на основании результатов вступительных испытаний в порядке, установленном в соответствии с частью 8 статьи 55 настоящего Федерального закона. В случае, если численность поступающих превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, образовательная организация в соответствии с порядком приема, установленным в соответствии с частью 8 статьи 55 настоящего Федерального закона, учитывает результаты освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанные в представленных поступающими документах об образовании и (или) документах об образовании и о квалификации, результаты вступительных испытаний (при наличии), результаты индивидуальных достижений, сведения о которых поступающий вправе представить при приеме, а также наличие договора о целевом обучении с организациями, указанными в части 1 статьи 71.1 настоящего Федерального закона.
(часть 4 в ред. Федерального закона от 24.03.2021 N 51-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Получение среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена впервые лицами, имеющими диплом о среднем профессиональном образовании с присвоением квалификации квалифицированного рабочего или служащего, не является получением второго или последующего среднего профессионального образования повторно.
6. Обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, не имеющие среднего общего образования, вправе пройти государственную итоговую аттестацию, которой завершается освоение образовательных программ среднего общего образования и при успешном прохождении которой им выдается аттестат о среднем общем образовании. Указанные обучающиеся проходят государственную итоговую аттестацию бесплатно.
Что такое специалист среднего звена
Основная группа 3. Специалисты среднего уровня квалификации
Специалисты среднего уровня квалификации выполняют технические и родственные по содержанию обязанности, связанные с разработкой и применением научных или художественных концепций и методов работы, а также государственным управлением или организацией бизнеса. Уровень компетенций большинства занятий, включенных в данную основную группу, требует квалификации, соответствующей третьему квалификационному уровню.
Обязанности, выполняемые специалистами среднего уровня квалификации, обычно включают: исполнение технической работы, связанной с разработкой и применением концепций и методов в области физических наук, в том числе техники и технологии, естественных наук, в том числе медицины, а также общественных наук и гуманитарной сферы; организацию и выполнение различных технических услуг, связанных с торговлей, финансами, управлением, включая соблюдение государственных законов и правил, а также социальной работы; осуществление технического обеспечения в сфере искусства и развлечений; участие в спортивной деятельности; выполнение некоторых функций в религиозной сфере. Может также осуществляться надзор за другими работниками.
Занятия данной основной группы подразделяются на следующие подгруппы:
31 Специалисты-техники в области науки и техники
32 Средний медицинский персонал здравоохранения
33 Средний специальный персонал по экономической и административной деятельности
34 Средний специальный персонал в области правовой, социальной работы, культуры, обучения, спорта и родственных занятий
35 Специалисты-техники в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)
Специалист среднего звена и квалифицированный рабочий разница
Если вы не до конца понимаете разницу между профессиями и специальностями среднего профессионального образования, то вы попали на нужную страницу. Расскажем простыми словами.
Десятилетиями в нашей стране существовала система профессионального образования, включавшая в себя три уровня:
Все было просто и понятно. Выбираешь желаемый уровень образования и подаешь документы в соответствующее учебное заведение.
Вступивший в силу в 2013 году закон Федеральный закон «Об образовании» исключил такой уровень как начальное профессиональное образование. Уровня НПО не стало. Училища были преобразованы в техникумы.
Возникла путаница. Обращаясь в техникум или колледж люди не всегда понимают, образование какого уровня им предлагают там получить.
Сейчас в колледжах и техникумах можно получить образование двух уровней:
Простой совет
Когда вы подаете документы в колледж или техникум и при этом сомневаетесь того ли уровня образования вам предлагают программу обучения, просто спросите:
А это профессия или специальность?
Если получите ответ, что это профессия, значит это уровень училища. Если это специальность, то это более высокий уровень образования, что предпочтительнее.
Остались вопросы? Задавайте в комментариях.
Институт законодательства и
сравнительного правоведения при
Правительстве Российской Федерации
Экспертно-аналитическое сопровождение правового обеспечения модернизации общего и профессионального образования, управления качеством и доступностью образовательных услуг в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы
Вопрос: Поясните, пожалуйста, отличия среднего профессионального образования, которое направлено на подготовку рабочих и служащих на базе имеющегося образования не ниже основного общего или среднего общего образования, от профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего. (Светлана Иванова)
Согласно ст. 68 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» среднее профессиональное образование – это начальный уровень профессионального образования, имеющий целью подготовку 1) квалифицированных рабочих и служащих 2) специалистов среднего звена. Для этого предусмотрены (ст. 12) два вида образовательных программ среднего профессионального образования –1) программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих;2) программы подготовки специалистов среднего звена.
Согласно ст. 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» профессиональное обучение предполагает приобретение необходимой компетенции, но не сопровождается изменением уровня образования.
Программы профессионального обучения разрабатываются на основе квалификационных требований (профессиональных стандартов). В настоящее время приказами Минтруда России утверждено более 180 профессиональных стандартов.
Согласно ст. 33 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» лица, осваивающие программы среднего профессионального образования, являются студентами, а лица, осваивающие программы профессионального обучения – слушатели.
Разница в правовом статусе среднего профессионального образования и профессионального обучения проявляется также в том, что согласно ст. 60
получение среднего профессионального образования подтверждается документом об образовании — дипломом о среднем профессиональном образовании, в то время как по итогам освоения программ профессионального обучения выдается документ о квалификации, который подтверждаетприсвоение разряда или класса, категории по результатам профессионального обучения (подтверждается свидетельством о профессии рабочего, должности служащего).
Квалификация, указываемая в документе о квалификации, дает его обладателю право заниматься определенной профессиональной деятельностью или выполнять конкретные трудовые функции, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к наличию квалификации по результатам дополнительного профессионального образования или профессионального обучения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Тем самым профессиональное обучение по своим юридическим характеристикам ближе к дополнительному профессиональному образованию, поскольку не сопровождается изменением уровня образования.Более того, профессиональное обучение осуществляется по следующим программам: 1) программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, 2) программы переподготовки рабочих, служащих, 3) программы повышения квалификации рабочих, служащих.
Профессиональное обучение может осуществляться лишь по тем профессиям рабочих и должностей служащих, которые указаны в приказеМинобрнауки России от 02.07.2013 N 513″Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение».
Таким образом, среднее профессиональное образование – это уровень профессионального образования, а профессиональное обучение – самостоятельный вид образования, не относящийся ни к профессиональному образованию, ни к дополнительному образованию.
В чем различие начального профессионального образования от среднего профессионального образования?
Начальное профессиональное образование готовит специалистов рабочих профессий: токарей сварщиков литейщиков и прочее. Среднее профессиональное образование готовит специалистов среднего звена: фельдшеров, бухгалтеров, электронщиков, программистов, инженеров некоторых узких профессий и прочее.
По сути, сейчас никакой разницы нет. Все дело в личных качествах человека — можно и начальное профобразование получить так, что станешь высококлассным специалистом. Однако формально разница все-таки есть — существует перечень должностей, для занятия которых наличие документа именно о среднем профобразовании обязательно, начального недостаточно. Вообще раньше считалось. что начальное профобразование готовит специалистов узкого профиля (должности по смежным профессиям занимать недопустимо) и низкой квалификации — недопустимо с таким образованием занимать руководящие должности, даже низшего звена, да и присвоение высоких разрядов мастерства могло вызвать трудности. Но сейчас все это стало на большинстве предприятий лишь пустыми формальностями, в большинстве случаев, если кому-то напоминают о его низкой квалификации исключительно из-за образования, это придирки ради придирок.
Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1
Статья 22. Начальное профессиональное образование
Статья 23. Среднее профессиональное образование
Чем отличается профессия от специальности?
Если вы не до конца понимаете разницу между профессиями и специальностями среднего профессионального образования, то вы попали на нужную страницу. Расскажем простыми словами.
Десятилетиями в нашей стране существовала система профессионального образования, включавшая в себя три уровня:
Все было просто и понятно. Выбираешь желаемый уровень образования и подаешь документы в соответствующее учебное заведение.
Вступивший в силу в 2013 году закон Федеральный закон «Об образовании» исключил такой уровень как начальное профессиональное образование. Уровня НПО не стало. Училища были преобразованы в техникумы.
Возникла путаница. Обращаясь в техникум или колледж люди не всегда понимают, образование какого уровня им предлагают там получить.
Сейчас в колледжах и техникумах можно получить образование двух уровней:
Простой совет
Когда вы подаете документы в колледж или техникум и при этом сомневаетесь того ли уровня образования вам предлагают программу обучения, просто спросите:
А это профессия или специальность?
Если получите ответ, что это профессия, значит это уровень училища. Если это специальность, то это более высокий уровень образования, что предпочтительнее.
Дополнительное профессиональное образование
Было бы несправедливо, не упомянуть еще один уровень подготовки — дополнительное профессиональное образования. На этом уровне слушатель может пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации.
В рамках ДПО возможно получить как классическую профессию, например, сварщик, электромонтер, автослесарь, так и пройти подготовку на курсах современных профессий — СММ-менеджер, тестировщик, дизайнер социальных сетей и другие — большой перечень курсов обучения современным профессиям можно найти на портале бизфабрика ру.
Остались вопросы? Задавайте в комментариях.
Да но в разговоре значение слова профессионал или специалист-профессионал означает часто что это тот кто не допускает ошибок в своей деятельности, так что если вас назвали профессионалом то это не всегда принижение)
Вы меняете контекст.
О принижении речь не шла. Речь об уровнях образования, они в России разные.
На более низком уровне человек получает профессию, на уровне повыше — специальность.
Основное общее образование (9 классов) еще более низкий уровень, это ни в коем случае не принижает тех, кто заканчивает 9 классов.
Добрый день! Можно ли узнать на основании каких нормативных документов осваивающие специальность могут получить профессию? Спасибо
Перечень профессий закреплен в Федеральном государственном образовательном стандарте соответствующей специальности.
Конкретные профессии устанавливаются в Рабочем учебном плане образовательной организации.
Я сотрудник техникума, где обучают именно профессии. И отличается профессия от специальности далеко не тем, что ты не сможешь занимать руководящую должность (кстати, автор текста вам нагло врет! — взять работников администрации и там по большей части работают именно профи, а не спецы). Нет специальности сварщик — это исключительно профессия. Так же как и нет профессии юрист — это именно специальность. Если говорить более ограниченно, то работа руками- профессия, работа головой — специальность. Но тут тоже не профессии и специальности подпадают. К примеру секретарь — это профессия, а делопроизводитель — специальность.
Очень сочувствую вашим студентам, плохо, когда преподаватель позволяет себе такую риторику.
В администрациях действительно много людей, получивших профессии, но затем они получили специальность на уровне ВПО.
Специальности «Сварщик» действительно нет, но есть специальность «Сварочное производство».
А вот специальности «Юрист» не существует. Это квалификация, которую можно получить обучаясь, к примеру, на специальности «Правоохранительная деятельность».
В следующий раз, когда решите оставить комментарий в безапелляционном тоне, разберитесь сначала с понятиями.