Что такое специально подготовительные упражнения
Что такое специально подготовительные упражнения
Специально-подготовительные упражнения включают элементы соревновательных действий, их связи и вариации, а также движения и действия сходные с ними по форме или характеру проявляемых способностей.
Примером специально-подготовительных упражнений могут служить упражнения, приближенно воссоздающие те или иные особенности структуры соревновательных действий. Например, бег на роликовых коньках у конькобежцев, на лыжероллерах у лыжников, биатлонистов, упражнения на батуте у прыгунов в воду, у гимнастов и т.д.
Другим примером специально-подготовительных упражнений в определённых случаях являются и упражнения из смежных, родственных видов спорта, необходимых в дисциплине специализации и проявляемых в соответствующих режимах работы. Например, велоезда на треке для велосипедистов-шоссейников.
Состав специально-подготовленных упражнений определяется спецификой избранной спортивной дисциплины. Упражнения создаются и подбираются с таким расчётом, чтобы обеспечить более направленное и дифференцированное воздействие на совершенствование физических возможностей и формирование навыков, необходимых в соревновательной дисциплине.
В зависимости от преимущественной направленности специально подготовительные упражнения подразделяются на: 1) подводящие и имитационные упражнения преимущественно направленные на освоение спортивной техники в избранном виде спорта; 2) развивающие упражнения преимущественно направленные на воспитание специальных физических качеств: специальной силы, специальной выносливости, специальной быстроты и т.д.
Среди множества специально подготовленных упражнений тренер должен не только уметь подбирать их для решения конкретно поставленных задач, но и создавать новые из частей, элементов и связок движений. Это должны быть упражнения, сходные по координации, усилиям, характеру, амплитуде и другим особенностям собственно соревновательного упражнения.
Специально-подготовительные упражнения в тренировке юных (виды, место в тренировочном занятии, объемы применения).
Специально-подготовительные упражнения— элементы соревновательных действий, их связи и вариации, а также движения и действия, сходные с ними по форме или характеру проявляемых способностей. К числу специально подготовительных относятся в определенных случаях и упражнения из смежных, родственных видов спорта, направленных на совершенствование специфических качеств, необходимых в дисциплине специализации и проявляемых в соответствующих режимах работы.
Состав специально подготовительных упражнений определяется спецификой избранной спортивной дисциплины. Упражнения создаются и подбираются с таким расчетом, чтобы обеспечить более направленное и дифференцированное воздействие на совершенствование физических способностей и формирование навыков, необходимых спортсмену.
В зависимости от преимущественной направленности специально подготовительные упражнения подразделяются на подводящие (способствующие освоению формы, техники движений), и развивающие (направленные на воспитание физических качеств (силы, быстроты, выносливости и т.д.)).
К К числу специально подготовительных упражнений относятся имитационные упражнения,
К которые подбираются так, чтобы действия спортсмена возможно больше соответствовали по
С структуре характеру избранной спортивной дисциплины.
Среди множества специально подготовительных упражнений тренер должен уметь не только подбирать их для решения конкретной поставленной задачи, но и создавать новые из частей, элементов, связок движений. Это должны быть упражнения, сходные по координации, усилиям, характеру, амплитуде и другим особенностям с соревновательным упражнением. Однако все средства тренировки должны подбираться с учетом индивидуальных особенностей занимающихся.
Подводящие упражнения: зачем нужны и какой в них смысл?
Техника подводящих упражнений
Над чем работать?
Вытяните руки вверх, а затем опускайте до уровня глаз, разводя локти в стороны.
После переходите к подъему гантелей перед собой. Выполнять упражнение нужно с разворотом в нижней точке. Таким образом, вы укрепите передние пучки дельтовидных мышц, которые активно участвуют в срыве штанги.
Итак, чтобы растянуть мышечные волокна ног, пресса и спины, выполняйте “ласточку”. Встаньте прямо, ноги на ширине бедер. Наклон выполняйте вперед, одновременно поднимая заднюю ногу в качестве перевеса. В идеале, вы должны вытянуться в прямую линию параллельно полу.
До того, как делать приседы со штангой, лучше тренироваться с гирей. Ее удобно держать в положении “плие” или “сумо”, когда ноги расставлены широко, а носки разведены в стороны. Прежде чем отводить ягодицы назад, выпрямите спину, а руки прижмите к бедрам. Затем медленно выполняйте упражнение, а не “падайте” вниз за счет гравитации.
Подготовиться к нагрузке поможет тяга. Для начала выполняйте тягу верхнего блока в тренажере, а затем поставьте колено и руку на скамью, согните корпус. В другую возьмите гантелю, а затем тяните ее к бедру.
туризм, культура, экскурсии, путешествия, здоровое питание, силовые тренировки, увлекаюсь книгами нон-фикшн.
Текст книги «Спорт высших достижений: теория и методика. Учебное пособие»
Автор книги: Ф. Суслов
Жанр: Учебная литература, Детские книги
Текущая страница: 9 (всего у книги 23 страниц) [доступный отрывок для чтения: 9 страниц]
Глава IV. Система спортивной тренировки
Целью спортивной тренировки является подготовка к спортивным состязаниям, направленная на достижение максимально возможного для данного спортсмена уровня подготовленности, обусловленного спецификой соревновательной деятельности и гарантирующего достижение запланированных спортивных результатов.
Спортивная тренировка включает в той или иной мере все основные разделы или относительно самостоятельные стороны: спортивно-техническую, физическую, тактическую и психическую подготовку. Такая структура упорядочивает представление о составляющих спортивного мастерства, позволяет в определенной мере систематизировать средства и методы их совершенствования, систему контроля и управления процессом спортивного совершенствования. Вместе с тем в тренировочной и особенно в соревновательной деятельности ни одна из этих сторон не проявляется изолированно. Они объединяются в сложный комплекс, направленный на достижение наивысших спортивных показателей. Степень включения различных элементов в такой комплекс, их взаимосвязь и взаимодействие происходят по закономерностям формирования необходимых функциональных систем (П. К. Анохин, 1975; В. Д. Фискалов, В. П. Черкашин, 2016).
Следует учитывать, что каждая из сторон подготовленности зависит от степени совершенства других ее сторон, определяется ими и, в свою очередь, определяет их уровень. Например, техническое совершенствование спортсмена зависит от уровня развития различных двигательных качеств – силы, быстроты, гибкости, координационных способностей. Уровень проявления двигательных качеств, например выносливости, тесно связан с экономичностью техники, уровнем психической устойчивости к преодолению утомления, умением реализовывать рациональную тактическую схему соревновательной борьбы в сложных условиях. С другой стороны, тактическая подготовленность связана не только со способностью спортсмена к восприятию и оперативной переработке информации, умением составить рациональный тактический план и находить эффективные пути решения двигательных задач в зависимости от сложившейся ситуации, но и определяется уровнем технического мастерства, физической подготовленностью, смелостью, решительностью, целеустремленностью и др.
Высшая степень подготовленности спортсмена характеризуется его способностью к одновременной реализации в соревновательной деятельности различных сторон подготовленности – спортивно-технической, физической, тактической, психической и называется спортивной формой.
Дело в том, что каждая из сторон подготовленности спортсмена в известной мере является следствием применения узконаправленных методов и средств. Это приводит к тому, что отдельные качества и способности, проявляемые в локальных упражнениях, часто не могут проявиться в полной мере в соревновательных упражнениях. Поэтому одной из важных проблем спортивной тренировки является оптимальное сочетание в тренировочном процессе аналитического и синтезирующего подходов. Первый из них предполагает целенаправленную работу над совершенствованием отдельных качеств или сторон подготовленности, а второй – обеспечение слаженности комплексных проявлений всех сторон подготовленности в соревновательной деятельности.
В силу этого часть тренировочного процесса, в котором осуществляется синтез разнообразных качеств и способностей в единое целое с учетом специфики соревновательного упражнения, является неотъемлемой составляющей частью спортивной тренировки.
Таким образом, в процессе спортивной тренировки решаются следующие основные задачи:
– освоение техники и тактики избранной спортивной дисциплины;
– совершенствование двигательных качеств и повышение возможностей функциональных систем организма, обеспечивающих успешное выполнение соревновательного упражнения и достижение планируемых результатов;
– воспитание необходимых моральных и волевых качеств;
– обеспечение необходимого уровня специальной психической подготовленности;
– приобретение теоретических знаний и практического опыта, необходимых для успешной тренировочной и соревновательной деятельности.
Однако эффективная реализация всех этих задач возможна на фоне воспитания спортсмена и повышения его интеллектуального уровня как предпосылок к совершенствованию и проявлению в соревновательной деятельности всех сторон подготовленности спортсмена.
Все указанные задачи в наиболее комплексном виде определяют основные направления спортивной тренировки. Некоторые авторы называют эти задачи спортивной тренировки интегральной подготовкой.
4.1. Средства спортивной тренировки
Основными специфическими средствами спортивной тренировки в видах спорта, характеризующихся активной двигательной деятельностью, являются физические упражнения. Состав этих упражнений в той или иной мере специализируется применительно к особенностям спортивной дисциплины, избранной в качестве предмета спортивного совершенствования.
Средства спортивной тренировки могут быть подразделены на три группы упражнений: избранные соревновательные, специально-подготовительные, общеподготовительные.
Избранные соревновательные упражнения – это целостные двигательные действия (либо совокупность двигательных действий), которые являются средством ведения спортивной борьбы и выполняются по возможности в соответствии с правилами состязаний по избранному виду спорта.
Ряд соревновательных упражнений носит характер относительно узконаправленных и ограниченных по двигательному составу действий. Это циклические дисциплины (легкоатлетический бег; ходьба; лыжные, велосипедные гонки; бег на коньках; плавание; гребля и др.); ациклические (тяжелая атлетика, стрельба, единоборства и др.) и смешанные упражнения (легкоатлетические прыжки, метания и др.). По характеру воздействия на основные физические качества эти упражнения можно подразделить на скоростно-силовые и требующие преимущественного проявления выносливости, а также комплексные – воздействующие на широкий круг физических способностей, к которым относятся спортивные игры и спортивные единоборства (борьба, бокс, фехтование). В этих видах соревновательных упражнений комплексное проявление основных физических качеств происходит в условиях постоянной и внезапной смены ситуации и форм движений.
Подобный же характер имеют соревновательные упражнения типа слалома и скоростного спуска на лыжах, однако, они менее разнообразны по составу и в них отсутствует момент прямого взаимодействия соревнующихся.
Существуют также комплексы относительно самостоятельных соревновательных упражнений, представляющие особые виды спорта – двоеборья и многоборья. Они могут включать как соревновательно однородные упражнения (конькобежный спорт), так и совершенно разнородные (современное пятиборье, легкоатлетические многоборья, лыжное двоеборье и др.). В то же время существует большая группа соревновательных упражнений многоборного характера с постоянно изменяющимся содержанием (гимнастика, фигурное катание, прыжки в воду и др.).
Наряду с вышеперечисленными комплексами соревновательных упражнений в процессе спортивной тренировки используются и их тренировочные формы, которые по отдельным особенностям режима выполнения могут отличаться от собственно-соревновательных, т. к. направлены на решение тренировочных задач и могут представлять собой более утяжеленные или облегченные формы этих упражнений.
Удельный вес избранных соревновательных упражнений в большинстве видов спорта за исключением спортивных игр невелик, т. к. они предъявляют к организму спортсмена очень высокие требования.
Специально-подготовительные упражнения включают элементы соревновательных действий, их связи и вариации, а также движения и действия, существенно сходные с ними по форме или характеру проявляемых способностей.
К числу специально-подготовительных упражнений относятся и имитационные упражнения. Эти упражнения подбираются таким образом, чтобы действия спортсмена возможно больше соответствовали по координационной структуре характеру выполнения, и особенно по кинематике, избранной спортивной дисциплине. Так, к числу специально-подготовительных упражнений бегуна относится, например, бег по отрезкам избранной дистанции; у гимнастов аналогичную роль играет выполнение элементов и связок соревновательных комбинаций; у игровиков – игровых действий и комбинаций (сюда может относиться выполнение отдельных ударов, элементов игровых комбинаций и т. д.). Другим примером могут служить упражнения, приближенно воссоздающие форму соревновательного действия (упражнения на роликовых лыжах у лыжников, упражнения на батуте у прыгунов в воду и гимнастов, выполнение различных ударов с «колотушкой» со всевозможными специальными приспособлениями у теннисистов и т. д.). К числу специально-подготовительных относятся в определенных случаях и упражнения из смежных, родственных видов спорта, направленных на совершенствование специфических качеств, необходимых в дисциплине специализации и проявляемых в соответствующих режимах работы.
Упражнение только в том случае правомерно считать специально-подготовительным, если у него имеется нечто общее с избранным соревновательным упражнением или по форме выполнения, или по его содержанию, т. е. функционированию основных энергетических систем, работе мышечного аппарата и др.
Состав специально-подготовительных упражнений в решающей мере определяется, следовательно, спецификой избранной спортивной дисциплины, и поэтому круг таких упражнений всегда сравнительно ограничен.
С другой стороны, специально-подготовительные упражнения не тождественны избранному соревновательному упражнению (иначе не было бы смысла применять их). Они создаются и подбираются с таким расчетом, чтобы обеспечить более направленное и дифференцированное воздействие на совершенствование физических способностей и формирование навыков, необходимых спортсмену. Объясняется это тем, что нередко многократное выполнение соревновательных упражнений из избранного вида спорта не позволяет в необходимой мере совершенствовать силу, быстроту, выносливость, подвижность в суставах так, как этого можно добиться с помощью специальных упражнений. Причина этого прежде всего заключается в том, что очень часто число повторений соревновательных упражнений в целостном виде нельзя сделать достаточно большим, главным образом из-за высоких нервных и физических напряжений, что особенно важно учитывать в индивидуальных видах спорта.
Сложность специально-подготовительных упражнений может быть разная. Чем проще они по координации, числу элементов, тем локальнее может быть их воздействие. Например, элементарными специально-подготовительными упражнениями можно развивать подвижность в суставах, быстроту движения, точность, скорость двигательной реакции, прыгучесть и многие другие качества. Большую роль могут играть относительно элементарные специально-подготовительные упражнения для развития отдельной мышечной группы применительно к особенностям избранного вида спорта.
В зависимости от преимущественной направленности специально-подготовительные упражнения подразделяют на подводящие, способствующие освоению формы, техники движений, и на развивающие, направленные на воспитание физических качеств (силы, быстроты, выносливости и т. д.). Такое деление, конечно, условно, поскольку форма и содержание двигательных действий часто тесно взаимосвязаны.
Достаточно часто в спортивной практике специально-подготовительные упражнения, направленные преимущественно на совершенствование физических качеств, в определенной мере связаны с совершенствованием спортивной техники и ее элементов. Такой комплексный подход получил название сопряженного метода выполнения специально-подготовительных упражнений (В. М. Дьячков), однако, если упражнение предназначено главным образом для технического совершенствования (подводящие упражнения), то внимание спортсмена должно быть направлено на обучение.
Обшеподготовительные упражнения (ОПУ) являются преимущественно средствами общей подготовки спортсмена. В качестве таковых могут использоваться самые разнообразные упражнения – как приближенные по особенностям своего воздействия к специально-подготовительным, так и существенно отличные от них (в том числе и противоположно направленные). Круг этих средств теоретически безграничен. Практически же он ограничивается временем, местом занятий и другими обстоятельствами.
Значение общеподготовительных упражнений во многих видах спорта, особенно в тренировке подрастающих спортсменов, часто недооценивается. Отдельные специалисты на всех этапах многолетней подготовки резко увеличивают объем специальной физической и сокращают объем общей физической подготовки, что ведет к форсированию тренировки юных спортсменов.
Влияние общеподготовительных упражнений на повышение результатов является опосредованным, тем более, что во многих видах спорта часто очень трудно выявить различия между специально-подготовительными и общеподготовительными упражнениями. Очевидно, что более специализированные средства (соревновательные и специально-подготовительные упражнения) оказывают более непосредственное влияние на повышение результатов. С другой стороны, можно утверждать, что недостаточный прирост результатов, или даже прекращение их роста на этапе высших достижений, а также повышенный травматизм спортсмена обусловлены недостаточным объемом общеподготовительных упражнений в тренировке и, особенно, на ее ранних этапах.
При выборе общеподготовительных упражнений обычно соблюдают следующие требования: общая физическая подготовка спортсмена должна включать на ранних этапах спортивного пути средства, позволяющие эффективно решать задачи всестороннего физического развития, а на этапах углубленной специализации и спортивного совершенствования являться фундаментом для совершенствования соревновательных навыков и определяющих спортивный результат физических способностей:
– при воспитании неспецифической, т. е. общей выносливости – длительный бег умеренной интенсивности, лыжные кроссы, плавание;
– при воспитании собственно-силовых способностей – упражнения со штангой, заимствованные из тяжелой атлетики, а также упражнения спортивно-вспомогательной гимнастики с различного рода отягощениями и сопротивлением;
– при воспитании быстроты движений и двигательной реакции – спринтерские упражнения, тренировочные разновидности спортивных игр и подвижные игры;
– при воспитании координационных способностей – элементы спортивной гимнастики, акробатики, игры с высокими требованиями к координации движений.
Однако тренеру всегда следует помнить, что ОПУ должны вместе с тем выражать особенности спортивной специализации. Между различными физическими упражнениями возможны как положительные, так и отрицательные взаимодействия, обусловленные закономерностями положительного и отрицательного «переноса» различных физических качеств и двигательных навыков.
Уже по одной этой причине средства общей физической подготовки не могут быть одинаковыми для различных спортивных дисциплин. Наряду с некоторым сходством состав этих средств в каждом конкретном случае должен иметь свою специфику. Это касается и их подбора, и места, которое они занимают в структуре тренировочного процесса.
Включение общеподготовительных упражнений в тренировочный процесс обычно способствует его общей эффективности. Так, освоение и совершенствование многообразных двигательных навыков улучшает координационные способности. Благодаря этому спортсмен может быстрее усвоить сложные формы спортивной техники и достигнуть более высокой степени совершенства. Это становится возможным также благодаря «переносу» элементов ранее приобретенных навыков на новые движения. Разносторонняя спортивно-техническая подготовка имеет особенно важное значение в тех видах спорта, которые предъявляют сложные требования к координации движений (спортивная гимнастика, прыжки в воду, прыжки с парашютом, горнолыжный спорт, игры и др.).
Детский и подростковый организм находится в постоянном развитии. Его костно-связочный аппарат относительно непрочен и уязвим для крайне односторонних нагрузок. Юные спортсмены, которые выполняют большие объемы специализированных нагрузок, более подвержены травмам, чем тренирующиеся с достаточными объемами общеподготовительных средств.
Способность переносить высокие нагрузки и активизировать процессы восстановления зависят от эффективности деятельности сердечно-сосудистой системы. Во многих же видах спорта используемые средства недостаточно эффективны для необходимой адаптации данной системы (спортивная гимнастика, борьба, бокс, тяжелая атлетика, теннис и др.). В связи с этим для воспитания выносливости в программу тренировки в указанных видах спорта необходимо включать общеподготовительные циклические упражнения и спортивные игры.
В процессе спортивной тренировки следует учитывать, что границы между представленными группами тренировочных средств в какой-то мере условны. Всегда имеются упражнения, которые занимают как бы промежуточное положение, объединяя в себе признаки всех трех групп.
Примером этого является динамограмма гребка в плавании, где четко прослеживаются различия между направлением усилий гребка в воде, на тренажере и при растягивании резинового амортизатора.
Для практической работы тренера можно предложить следующую схему, позволяющую систематизировать все средства спортивной тренировки (табл. 16).
4.2. Методы спортивной тренировки
В спортивной тренировке под термином «метод» следует понимать способ применения основных средств тренировки и совокупность приемов и правил деятельности спортсмена и тренера.
Таблица 16. Систематизация тренировочных средств (физических упражнений)
В процессе спортивной тренировки используются две большие группы методов: общепедагогические, включающие словесные и наглядные методы, и практические, включающие методы строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный (табл. 17).
Все эти методы применяют в различных сочетаниях. Каждый метод используют не стандартно, а постоянно приспосабливают к конкретным требованиям, обусловленным особенностями спортивной практики. При подборе методов необходимо следить за тем, чтобы они строго соответствовали поставленным задачам, общедидактическим принципам, а также специальным принципам спортивной тренировки, возрастным и половым особенностям спортсменов, их квалификации и подготовленности.
Общепедагогические методы
К словесным методам, применяемым в спортивной тренировке, относятся рассказ, объяснение, беседа, анализ и обсуждение и др. Эти формы наиболее часто используют в лаконичном виде, особенно при подготовке квалифицированных спортсменов, чему способствует специальная терминология, сочетание словесных методов с наглядными. Эффективность тренировочного процесса во многом зависит от умелого использования указаний и команд, замечаний, словесных оценок и разъяснений.
Наглядные методы, используемые в спортивной практике, многообразны и в значительной степени обуславливают действенность процесса тренировки. К ним прежде всего следует отнести правильный в методическом отношении показ отдельных упражнений и их элементов, который обычно проводит тренер или квалифицированный спортсмен.
Таблица 17. Методы, используемые в спортивной тренировке
В последние годы широко применяются вспомогательные средства демонстрации – учебные фильмы, видеомагнитофонные записи, макеты игровых площадок и полей для демонстрации тактических схем, электронные игры. Используются также методы ориентирования. Здесь следует различать как простейшие ориентиры, которые ограничивают направление движений, преодолеваемое расстояние и др., так и более сложные – световые, звуковые и механические лидирующие устройства, в том числе с программным управлением и обратной связью. Эти устройства позволяют спортсмену получить информацию о темпоритмовых, пространственных и динамических характеристиках движений, а иногда и обеспечить не только информацию о движениях и их результатах, но и принудительную коррекцию.
Практические методы упражнений
Основными, относящимися к этой группе, являются методы строго регламентированного упражнения, а также игровой и соревновательный. Методы строго регламентированного упражнения очень многообразны и применяются практически при решении почти всех задач, возникающих в процессе спортивной тренировки.
В спортивной практике выделяется ряд разновидностей методов строго регламентированного упражнения. К ним относятся прежде всего две основные группы: методы, преимущественно направленные на освоение спортивной техники, и методы, преимущественно направленные на воспитание двигательных качеств.
Выделение этих групп обусловлено тем, что в различных видах спорта, особенно в сложнокоординационных, единоборствах и играх, техническая подготовка представляет сложный и постоянный процесс либо освоения новых элементов, связок, приемов (фигурное катание, прыжки в воду, акробатика, спортивная и художественная гимнастика, единоборства, игры), либо совершенствования техники с относительно стабильной структурой движений (циклические и скоростно-силовые виды спорта).
Среди методов, направленных преимущественно на освоение спортивной техники, следует выделять методы разучивания упражнений в целом (целостно-конструктивные) и по частям (расчлененно-конструктивные). Разучивание движения в целом осуществляется при освоении относительно простых упражнений, а также сложных движений, разделение которых на части невозможно. Однако, при освоении целостного движения, внимание занимающихся последовательно акцентируют на рациональном выполнении отдельных элементов целостного двигательного акта.
При разучивании более или менее сложных движений, которые можно разделить на относительно самостоятельные части, освоение спортивной техники осуществляется по частям. В дальнейшем целостное выполнение двигательных действий приведет к интеграции в единое целое ранее освоенных составляющих сложного упражнения.
При применении этих двух методов освоения движений большая роль отводится подводящим и имитационным упражнениям.
В имитационных упражнениях сохраняется общая структура основных упражнений, однако при их выполнении обеспечиваются условия, облегчающие освоение двигательных действий. В качестве имитационных упражнений могут быть использованы педалирование на велоэргометре – для велосипедистов; имитация плавательных движений – для пловцов; работа на гребном тренажере – для гребцов и т. д. Имитационные упражнения очень широко используются при совершенствовании технического мастерства как новичков, так и спортсменов различной квалификации.
Методы, направленные преимущественно на совершенствование двигательных качеств. Структура практических методов тренировки определяется тем, имеет ли упражнение в процессе однократного использования данного метода непрерывный характер или дается с интервалами для отдыха, выполняется в равномерном (стандартном) или переменном (варьирующем) режиме.
В процессе спортивной тренировки упражнения используются в рамках двух основных групп методов – непрерывных и интервальных. Непрерывные методы характеризуются однократным непрерывным выполнением тренировочной работы. Интервальные методы предусматривают выполнение упражнений как с регламентированными паузами, так и произвольными паузами отдыха.
При использовании обоих методов упражнения могут выполняться как в равномерном (стандартном), так и в переменном (вариативном) режиме. В зависимости от подбора упражнений и особенностей их применения тренировка может носить комплексный (интегральный) и избирательный (преимущественный) характер. При комплексном воздействии осуществляется параллельное совершенствование различных качеств, обусловливающих уровень подготовленности спортсмена, а при избирательном – преимущественное развитие отдельных качеств. При равномерном режиме использования любого из методов интенсивность работы является постоянной, при переменном – варьирующей. Интенсивность работы от упражнения к упражнению может возрастать (прогрессирующий вариант) или неоднократно изменяться (варьирующий вариант).
Непрерывные методы тренировки, применяемые в условиях равномерной и переменной работы, в основном используются для повышения аэробных возможностей, воспитания специальной выносливости к работе средней и большой длительности. В качестве примера можно привести греблю на дистанциях 5000 и 10 000 м с постоянной и переменной скоростью, бег на дистанциях 10 000 и 20 000 м как с равномерной, так и переменной интенсивностью. Указанные упражнения будут способствовать, как правило, повышению аэробной производительности спортсменов, развитию их выносливости к длительной работе, повышению ее экономичности.
Возможности непрерывных методов тренировки в условиях переменной работы значительно многообразнее. В зависимости от продолжительности частей упражнений, выполняемых с большей или меньшей интенсивностью, особенностей их сочетания, интенсивности работы при выполнении отдельных частей можно добиться преимущественного воздействия на организм спортсмена в направлении повышения скоростных возможностей, развития различных компонентов выносливости, совершенствования частных способностей, определяющих уровень спортивных достижений в различных видах спорта.
В случае применения варьирующего варианта могут чередоваться части упражнения, выполняемые с различной интенсивностью или же с различной интенсивностью и изменяющейся продолжительностью. Например, при пробегании на коньках дистанции 8000 м (20 кругов по 400 м) один круг проходится с результатом 45 с, следующий – свободно, с произвольной скоростью. Такая работа будет способствовать воспитанию специальной выносливости, становлению соревновательной техники. Прогрессирующий вариант нагрузки связан с повышением интенсивности работы по мере выполнения упражнения, а нисходящий – с ее снижением. Так, проплывание дистанции 500 м (первый стометровый отрезок проплывается за 64 с, а каждый последующий – на 2 с быстрее, т. е. за 62, 60, 58 и 56 с) является примером применения прогрессирующего варианта; пробегание на лыжах 20 км (4 круга по 5 км) с результатами соответственно 20, 21, 22 и 23 мин – нисходящего варианта.
Интервальные методы тренировки (в том числе повторные и комбинированные) широко применяются в практике спортивной тренировки. Выполнение серии упражнений одинаковой и разной продолжительности с постоянной и переменной интенсивностью и строго регламентированными произвольными паузами является типичным для данных методов. В качестве примеров можно привести типичные серии, направленные на совершенствование специальной выносливости: 10×400 м; 10×1000 м – в беге и беге на коньках, в гребле и т. п. Примером варьирующего варианта могут служить серии для совершенствования спринтерских качеств в беге: 3×60 м с максимальной скоростью, отдых – 3–5 мин, 30 м с ходу с максимальной скоростью, медленный бег – 200 м.
Примером прогрессирующего варианта являются комплексы, предполагающие последовательное прохождение отрезков возрастающей длины (пробегание серии 400 м+800 м+1200 м+2000 м), либо стандартной длины при возрастающей скорости (шестикратное проплывание дистанции 200 м с результатами 2 мин 14 с; 2.12; 2.10; 2.08; 2.06; 2.04).
Нисходящий вариант предполагает обратное сочетание: последовательное выполнение упражнений уменьшающейся длины или выполнение упражнений одной и той же продолжительности с последовательным уменьшением их интенсивности.
В одном комплексе могут также сочетаться прогрессирующий и нисходящий варианты.
Упражнения с использованием интервальных методов могут выполняться в одну (например, 10×800 м – в беге, 6×5 км в лыжном спорте и т. п.) или несколько серий 6×(4×50 м) в плавании, 4×(4×300–400 м) – в велосипедном спорте (трек) и т. п.
В режимах непрерывной и интервальной работы в спортивной тренировке используется и игровой метод, направленный на избирательное или комплексное совершенствование физических качеств.
Игровой метод чаще всего воплощается в виде общепринятых подвижных и спортивных игр, однако его нельзя осуществлять с какой-либо конкретной игрой. В принципе, он может быть использован на материале самых разнообразных двигательных действий при условии, что они поддаются организации в соответствии с требованиями игрового метода.
Для игрового метода характерна прежде всего «сюжетная» организация: деятельность играющих организуется на основе образного или условного «сюжета» (замысла, плана игры), который намечает общую линию поведения, но не предопределяет жестко конкретные действия и способы достижения игровой цели (выигрыша). В рамках «сюжета» и правил игры допускаются различные пути и цели, причем выбор конкретного пути и реализация игрового замысла происходят в условиях постепенного, чаще случайного, изменения ситуации. Отсюда ясно, что игровой метод позволяет программировать действия занимающихся лишь с большей долей вероятности. Вместе с тем он предоставляет широчайшие возможности для творческого решения двигательных задач и в настоящей мере способствует проявлению самостоятельности, инициативы, находчивости.
Одной из существенных черт игрового метода является то, что в нем как бы моделируются активные межличностные и межгрупповые взаимоотношения, которые строятся как по типу сотрудничества (между игроками одной команды), так и по типу соперничества (между противниками в парных и командных играх), когда сталкиваются противоположные интересы, возникают и разрешаются игровые конфликты. Это создает эмоциональный накал и содействует яркому выявлению нравственных качеств личности.
Однако точность дозировки в игровом методе всегда существенно меньше, чем в методах строго регламентированного упражнения.
Внимание! Это не конец книги.