Что такое спиноза в философии
Спиноза
Полезное
Смотреть что такое «Спиноза» в других словарях:
Спиноза — Спиноза, Бенедикт Бенедикт Спиноза ברוך שפינוזה, Benedictus de Spinoza Бенедикт Спиноза Имя при рож … Википедия
СПИНОЗА — (Spinoza, d Espinosa) Бенедикт (Барух) (1632 1677) нидер. евр. философ. Род. в евр. общине в Амстердаме. Родители выходцы из Португалии. Получил фундаментальное иудаистское образование. Одновременно общался с христианами гуманистами. Большое… … Философская энциклопедия
Спиноза — В России XIX в. это слово означало не только имя известного голландского философа, но и (в просторечии) лихого танцора, чье хореографическое мастерство было на грани циркового фокуса. Например, у А. П. Чехова: «Я не Спиноза какой нибудь, чтобы… … Словарь крылатых слов и выражений
Спиноза — Spinoza. Спиноза (Spinoza, d’Espinosa) Бенедикт (Барух) (1632 1677) Нидерландский философ. Афоризмы, цитаты Спиноза. Spinoza. Биография. • Опыт слишком часто доказывает нам то, что люди ни над чем так мало не властны, как над языком своим. •… … Сводная энциклопедия афоризмов
спиноза — философ; спина Словарь русских синонимов. спиноза см. спина Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
СПИНОЗА — (Spinoza, Espinosa) Бенедикт (Барух) (1632 1677) нидерландский философ. Родился в Амстердаме в семье купца, принадлежавшего к еврейской общине. Первое образование получил в духовном училище, готовившем раввинов. За увлечение светскими науками и… … История Философии: Энциклопедия
СПИНОЗА — (Spinoza, d Espinosa) Бенедикт (Барух) (1632 77), нидерландский философ. Мир, по Спинозе, закономерная система, которая до конца может быть познана геометрическим методом. Природа, пантеистически (смотри Пантеизм) отождествляемая с Богом, единая … Современная энциклопедия
СПИНОЗА — (Spinoza, Espmosa) Бенедикт (Барух) (1632 1677) нидерландский философ. Родился в Амстердаме в семье купца, принадлежавшего к еврейской общине. Первое образование получил в духовном училище, готовившем раввинов. За увлечение светскими науками и… … Новейший философский словарь
СПИНОЗА — (Spinoza) Бенедикт (Ба рух) (1632 1677) выдающийся голландский философ материалист, представитель школы естественного права. В своих политико правовых воззрениях С. исходил из того, что человек это лишь частица созданной богом природы, на которую … Энциклопедия юриста
Спино́за
Спино́за (Spinosa) Бенедикт; Барух де Эспиноза (1632–1677), голландский философ-пантеист, один из основоположников *историко-литературной критики библейской.
Спиноза родился в Амстердаме в семье еврейских выходцев из Португалии. Отец вначале предназначал его к религиозной деятельности и отдал в раввинскую школу, где Спиноза основательно изучил Ветхий Завет и древнюю иудаистскую литературу. В 1652 по желанию отца он покинул школу и некоторое время помогал ему в торговле, параллельно изучая латинский язык и философию (в частности, труды Р.Декарта). После смерти отца (1654) Спиноза целиком посвятил себя философии. Его неортодоксальные взгляды вызвали резкое осуждение раввината, и в 1656 он был публично отлучен от иудаистской религиозной общины (отлучение было снято лишь в 1927). За этим последовало изгнание Спинозы из Амстердама, после чего он поселился у своих друзей-сектантов (меннонитов и коллегиантов) в окрестностях города. Но учения их он не принял, до конца дней оставшись внеконфессиональным мыслителем. Через год Спинозе разрешили вернуться, и он погрузился в метафизические и гносеологические исследования.
Под влиянием главы республиканцев Яна де Витта Спиноза написал и издал (анонимно) «Богословско-политический трактат» (1670), направленный против монархистов и кальвинистов. В нем Спиноза превратил библеистику в орудие борьбы за свободу совести. В 1672, после гибели де Витта, философ лишился политической поддержки. Он отклонил предложение Гейдельбергского университета занять там кафедру философии, предпочтя оставаться свободным писателем (на жизнь он зарабатывал шлифовкой линз). По свидетельству его первого биографа пастора Яна Колеруса, Спиноза практически осуществил свой идеал мудреца: он был человеком кротким, чуждым тщеславия, вел почти аскетический образ жизни. Дружеские узы связывали его со многими деятелями культуры. Скончался он в Гааге и, хотя не был крещен, был похоронен по протестантскому обряду. Первое собрание сочинений Спинозы вышло в Амстердаме в 1677 и вскоре было запрещено голландским правительством.
По своей духовной направленности философия Спинозы была глубоко религиозной. В основе ее лежала созерцательная любовь к Богу. Но свою интуицию философ пытался заключить в узкие рамки математической логики. Он считал, что познание восходит к совершенству по 3 ступеням (чувственное, абстрактное и интуитивное познание). По его мнению, рациональная интуиция свидетельствует в пользу абсолютного монизма. Бог есть все – бесконечная Субстанция, Которая включает в Себя и мышление, и протяженность (материю). Иногда Спиноза даже говорил о тождестве Бога и природы, чем давал повод считать его атеистом. Однако вернее было бы назвать Спинозу «акосмистом», ибо для него Божество, объемлющее Вселенную, было единственной подлинной Реальностью. Поэтому он решительно отвергал обвинение в атеизме. Можно сказать, что для Спинозы ничего, кроме Бога, не существует. Законы природы – это проявления Бога; Его нельзя мыслить вне мира; Он внутри него. Бог обладает неизменной природой, которая детерминирует Его проявления и в том числе человеческую волю. Богословская диалектика и антиномизм, столь яркие в учении *Бёме, не нашли никакого отклика в мировоззрении Спинозы. Он считал формальную логику гарантом истины. Отсюда его неудачная попытка постичь соотношение Абсолюта и твари и его жесткий детерминизм, ради которого Спиноза жертвовал свободой воли и личностным началом и в Боге, и в человеке.
Идеи Спинозы, вначале забытые, с середины 18 в. стали оказывать большое влияние на европейскую мысль. Они отразились на взглядах *Лессинга, *Гердера, *Шеллинга и других философов. По мнению Вл.*Соловьева, «статический пантеизм Спинозы был необходим как предположение для исторического пантеизма Гегеля, а затем и положительной христианской философии».
Хотя Спиноза был глубоким знатоком Библии, его монизм, в котором не осталось места для *Откровения Бога в истории, был бесконечно далек от *богословия библейского. Творение не было в глазах Спинозы свободным актом, преодолевающим бездну между Сущим и тварью; все созданное он мыслил как модусы, проявления Божества. В этом он приближался к греческим философским системам элеатов, стоиков, неоплатоников. Однако сам Спиноза был убежден, что его воззрения не противоречат Писанию. «Вместе с Павлом, – говорил он, – и, быть может, вместе со всеми древними философами, хотя и иным образом, я утверждаю, что все находится в Боге и в Боге движется». Познавая себя, мир познает божество. В свете этой мысли Спиноза понимал и явление Христа. Христос, по его словам, был «устами Божиими», Он «имел общение с Богом душа к душе». «Мудрость Божия, т.е. мудрость, превышающая человеческую, приняла в Христе человеческую природу, и Христос был путем к спасению». Спасение Спиноза трактовал как причастность к истинной «всеобщей религии человечества», сущностью которой является совершенная этика (стоического типа).
Философ переводил Ветхий Завет на голландский язык, написал грамматику еврейского языка (1677). Но главным библейским трудом Спинозы считается его «Богословско-политический трактат», над которым он работал в течение 5 лет. В нем Спиноза подошел к Библии как к документу историческому, литературному и религиозному (в том смысле, как понимал религию сам Спиноза). Свою исходную герменевтическую позицию философ взял из *протестантской экзегетики. «Все познание Писания, – утверждал он, – мы должны заимствовать из него одного». На этой предпосылке строятся 3 гл. правила *герменевтики Спинозы.
1) Толкователь должен учитывать природу и особенности еврейского языка, так как писатели Ветхого и Нового Завета были евреями. Необходимо знать специфику еврейской письменности и грамматики, которыми обусловлены многие неясности, двусмысленности и спорные места в тексте.
2) Толкователю следует «собрать положения каждой книги и свести их к существенным началам». Например, употребление *антропоморфизмов и *натуроморфных образов должно быть правильно понято в свете общего учения Библии о Боге.
3) Адекватная интерпретация Писания будет неполной, если пренебречь изучением обстоятельств, времени и истории создания библейских книг. Именно в этом последнем пункте Спинозы проявил наибольшую оригинальность. Хотя он писал на 20 лет позже *Гоббса, он первым предпринял попытку развернутого анализа проблем *атрибуции и *датировки ветхозаветных книг.
Опираясь на расшифрованные им указания *Ибн-Эзры, Спиноза рассмотрел *дублеты, *противоречия, *анахронизмы и лакуны в *Пятикнижии и пришел к выводу, что Моисею принадлежит лишь малая его часть (в частности, Книга Завета). Все остальное было собрано старейшинами и отредактировано Ездрой. Спиноза также показал, что Ис.Нав. содержит в себе внутренние доказательства более позднего происхождения, чем события, описанные в этой книге.
Философ подчеркивал, что в Писании встречаются места, в которых выражено только личное мнение священных авторов (например, 1Кор.7:25–40 ). *Боговдохновенность для него сводилась к выражению в Библии «истинной религии». «Откровенное Слово Божие не есть некоторое известное число книг, но простое понятие божественной мысли, открытой пророкам, именно: понятие о почитании Бога всем сердцем путем соблюдения справедливости и любви». Это Откровение не является плодом философствующего разума: философия и религия – сферы независимые. Именно откровение о жизни согласно вере и любви есть ядро Библии, сохранившееся неповрежденным, несмотря на всю сложность истории священных книг. Высшие истины, провозглашенные Писанием, не могут быть затемнены ни ошибками переписчиков, ни другими человеческими несовершенствами Библии как книги. «Всеобщий Божественный закон, которому учит Писание, дошел до наших рук абсолютно неискаженным». *Предание в глазах Спинозы – это не что иное, как естественный «свет разума», с помощью которого соборы, иудейские и христианские, отобрали корпус *канона.
В соответствии со своим пантеистическим монизмом полностью игнорирует *историзм Священного Писания и, вопреки прямому смыслу Библии, делает Откровение исключительно имманентным фактом. По существу то, что открывается в Библии, для Спинозы есть лишь обнаружение истин, присущих человеческому духу от природы.
Многие исагогические гипотезы Спинозы не выдержали испытания временем, однако его труд явился важным этапом на пути становления библейской науки.
♦ Opera, Bd.1–4, Heidelberg, 1925; в рус. пер.: Переписка, М.,1932; Богословско-политический трактат, М.,1935; Избранные произведения, т.1–2, М.,1957.
● Паперна Г.А., Б.Спиноза, его жизнь и философская деятельность, СПб.,1895; *Ренан Э., Спиноза, в его книге: Сборник мелких статей и речей, пер. с франц., СПб.,1895, т.1; Робинсон Л., Метафизика Спинозы, СПб.,1913; Соколов В.В., Спиноза, М.,1973; *Соловьев Вл., Понятие о Боге (в защиту философии Спинозы), Соч., т.9 (2-е изд.); Фишер К., История новой философии, пер. с нем., т.2, СПб.,1906; Франк С.Л., Основная идея философии Спинозы, «Путь», 1933, №37; Вrоwn N.O., Scripture and Politics. 1.Philosophy and Prophecy. Spinosa’s Hermeneutics, «Political Theory», 1986, v.14, №2; прочую библиографию см. в указанных трудах.
Бенедикт Спиноза
В мире ничего сложного нет, ведь он геометричен и закономерен, поэтому мир легко поддается познанию. Нужно только применять геометрические методы, и все станет на свои места. Так считал известный философ и мыслитель из Нидерландов Бенедикт Спиноза. Его причисляют к пантеистической школе, поскольку он доказал, что природа является бесконечной и вечной субстанцией. И она отождествляется с Богом. Своими мыслями, идеями, размышлениями Спиноза делился с учениками и читателями, которые сейчас изучают его трактаты. Для студентов философских и гуманитарных факультетов изучение трудов Спинозы является обязательным. Не с первого раза можно понять, что имел в виду в своих высказываниях и афоризмах этот великий голландец еврейского происхождения. Сочинения наталкивают на глубокие размышления о природе, человеке, его действиях и закономерностях существования.
Бенедикт Барух (еврейское имя) Спиноза появился на свет в Амстердаме 24 ноября 1632 г. В то время город уже завоевал славу центра вольнодумства и толерантности в Европе. Отец будущего философа решился на переезд в Амстердам, чтобы убежать от жестокой португальской инквизиции. В XVII в. представители католической церкви всячески боролись с инакомыслием в своих рядах, преследуя всех противников христианской веры. Страдали и евреи, которых Португалия причисляла к народам, приносящим одни беды и проблемы.
Родители принадлежали к еврейской общине, регулярно ходили на собрания, проводившиеся в Амстердаме. Когда маленький Бенедикт подрос, его отдали в еврейскую школу.
Мальчик был у преподавателей на особом счету, поскольку его отец был довольно богатым купцом. Спинозу заставляли читать средневековых еврейских философов, комментарии к Талмуду и Ветхому Завету, учить древний язык своего народа. Учителя и община хотели, чтобы потом мальчик стал раввином и богословом. У Бенедикта были все предрасположенности к этому. Ему легко давалась учеба, он глубоко задумывался над работами философов-евреев, особенно над трудами Уриэля Акосту.
Огромный вклад в получение знаний внесло и то, что Барух посещал учебное заведение Франциска Ван ден Эдена. Знакомство здесь с античной историей, культурой, философией, литературой полностью изменило мировоззрение Спинозы. Он стал увлекаться изучением латинского языка, естествознанием, математикой. Любимым философом стал Рене Декарт, которого Бенедикт уважал за вольнодумство, свободомыслие, критическое отношение ко всему живому и неживому. Именно то, что Декарт подвергал все сомнению, особенно истины, которые считались общепринятыми, очень импонировало Спинозе. Ведь он получил еще одно подтверждение тому, что все надо проверять и делать логические заключения, основываясь на своих наблюдениях и знаниях.
Приверженность другим традициям и серьезное увлечение европейской философией обеспокоили ортодоксальных членов еврейской общины. Они требовали, чтобы Спиноза отрекся от новых идей и вернулся к истинной вере.
Раскол в отношениях непокорного молодого человека и руководителей общины стал заметен тогда, когда Бенедикт нашел и указал на противоречия между богословием евреев и Ветхим Заветом. Он стал подвергать сомнению догматы, которые касались следующих истин:
После угроз последовали уговоры и подкуп. Философу обещали, если он вернется обратно в иудаизм и отречется от еретического образа мышления, большую ежегодную пенсию. Спиноза отказался, за что поплатился. На него было организовано покушение.
Отец Бенедикта очень тяжело переживал поведение сына и его отход от еврейских канонов. Он надеялся, что со временем его наследник одумается и продолжит семейное дело. Так и случилось, но не по желанию самого Спинозы.
Отец умер в 1654 г., завещав коммерцию и торговлю сыну. Тот несколько месяцев пытался руководить компанией отца, но понял, что лучше философии ничего нет. Он добровольно отказался от наследства и занялся дальнейшим изучением европейских философских трактатов, создавая и свои.
За этим последовало полное отлучение от иудаизма, изгнание из родной общины. Ее руководство пошло дальше. Оно приказало Спинозе навсегда покинуть Амстердам.
За пределы Нидерландов философ не выехал. Он просто сменил место жительства, выбрав не городскую местность, а сельскую. По мнению мыслителя, тут существовали идеальные условия для того, чтобы думать и развивать картезианскую философию. Чтобы как-то зарабатывать, Спиноза научился шлифовать оптические стекла, т. е. линзы. Это стало приносить ему хоть какой-то доход.
В свободное от работы время философ писал и преподавал своим единомышленникам. Их было немного, но все они с увлечением слушали учителя. Вскоре Спинозу воспринимали только как вольнодумца и атеиста, из-за чего к нему стала враждебно относиться протестантская церковь Голландии.
Из-за преследований священников Спиноза все время менял местожительство, пока не обосновался окончательно в Гааге.
Философ много писал и публиковал, но только одна работа вышла под его настоящим именем. Остальные трактаты Бенедикт издавал анонимно. Тем не менее авторство иногда удавалось установить, что делалось поводом для травли мыслителя.
До конца своих дней трудился над очередным трактатом, который был издан уже посмертно. Умер Спиноза от туберкулеза 21 февраля 1677 г. Ему было всего 44 года, из которых он почти двадцать лет страдал от болезни. Постоянное вдыхание пыли от шлифовки линз усугубило туберкулез, как и курение, которым постоянно увлекался философ.
Все имущество мыслителя распродали, последнюю работу опубликовали анонимно. Труды Спинозы были запрещены в Голландии на следующий год после смерти философа.
Для своих учеников мыслитель написал сочинение «О боге, человеке и его разуме». Этот трактат философ создавал в течение двух лет, закончив его к 1660 г. Спустя три года появился трактат под настоящим именем Спинозы, где были изложены тезисы картезианства.
Называлась эта работа «Основы философии Декарта, доказанные геометрическим способом». Следующие работы выходили не так часто, как первые две. К остальным произведениям Бенедикта относятся:
Повторное открытие работ Спинозы произошло в XVIII–XIX вв., когда европейская философия стала возрождаться под влиянием политических, социальных и экономических изменений на континенте.
Мыслитель был материалистом, его идеи стали предметом научного спора еще при жизни и продолжаются до этих пор. Нелегко пришлось Спинозе из-за преследований родной еврейской общины и церкви Голландии. Вольное мышление и желание все объяснять по-своему – характерные черты материализма философа. И «виноват» в этом не только Декарт.
Формирование и развитие учения Спинозы объясняются и другими причинами:
В Нидерландах возникла классическая школа живописи, для которой был характерен реализм. Также Голландия превратилась в передовую страну по техническим и естественным наукам, что способствовало развитию научной мысли.
Страна привлекала людей разных вероисповеданий и профессий, что положительно влияло на просветительство, образование, науку, философию, математику.
Новая философия отражала тенденции общества, которое способствовало производству, капитализму, отделению церкви от государственных органов власти.
Таким образом, религия была оттеснена на второе место в идеологии и обществе. Этим и воспользовались многие философы того времени. Среди них был и Спиноза. Его материализм подкреплялся достижениями астрономов, математиков, физиков, химиков, механиков.
Философ был классическим представителем метафизики, которая совсем по-другому трактовала природу и общество. Спиноза, как Гоббс, Бруно и Локк, отошел от исторического подхода к изучению природных явлений и человека.
В трактатах философа четко прослеживается влияние Декарта (рационализм) и средневековый пантеизм Джордано Бруно. Длительное время изучал мыслитель философию Гоббса и Бэкона, что сказалось на увлечении геометрией. Спиноза обожал эту науку, считая ее совершенной. Четко прослеживается любовь к данной науке в трактате «Этика», которая построена на определениях, аксиомах, теоремах, доказательствах, выводах и примечаниях.
Основными тезисами материализма Спинозы являются следующие:
Спиноза ввел в оборот такое понятие, как «разумный индивид». Он способен любить на интеллектуальном уровне себя и других людей, соединяться с природой, Богом и миром. Воспитать человека способна только мораль, обеспечивающая целостность и позволяющая переносить проблемы стойко и спокойно.
Учение Спинозы использовали философы в последующие столетия. Свободомыслие, рационализм и критическое отношение к вещам способствовали развитию атеизма и естествознания. Популярность философского подхода объясняется и тем, что мыслитель отказался от родной веры и фактически от семьи ради занятия наукой и преподавания своих идей ученикам. Полемика, которую он вел на страницах своих научных трудов, считается классическим примером материализма. Практически в каждой работе Спиноза обращался к Декарту и использовал геометрические методы объяснения общества, природы, политического устройства.
Философия Б. Спинозы
1. Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677) стал автором наиболее разработанной, полной и обоснованной философской системы Голландии Нового времени, последователем Рене Декарта и ярким представителем европейского рационализма.
Предметом философских исследований Спинозы были:
— этика, вопрос соотношения свободы и необходимости.
2. Данное противоречие Спиноза попытался решить, выдвинув самостоятельное учение о единой субстанции, суть которого в следующем:
— существует только одна единая субстанция, которая заключает в себе все сущее;
— данная субстанция заключает в себе окружающий мир (Природу) и Бога;
— не существует Бога, находящегося и творящего вне Природы, возвышающегося над природой;
— Бог внутри Природы;
— внешней причиной существования модусов является единая субстанция (Природа-Бог), они (модусы) всецело зависят от нее, а значит, подвержены изменениям, движутся во времени и пространстве, имеют начало и конец своего существования.
Сама же субстанция (Природа-бог) обладает следующими качествами:
— самостоятельна и независима от кого-либо;
— имеет внутреннюю (а не внешнюю, как модусы) причину самой себя;
— бесконечна в пространстве и времени;
— вечна (несотворима и неуничтожима);
3. Изучая проблемы гносеологии, Спиноза выделяет три ступени познания:
4. Ключевыми в этике Спинозы являлись проблемы:
— детерминизма (обусловленности всего в природе);
— соотношения свободы и необходимости.
Исследуя их, философ пришел к следующим выводам:
— свобода и необходимость в субстанции соединяются в одно целое;
— Бог (Природа) наделен полной свободой, но Он действует в рамках жесткой необходимости;
— модус-человек отличается от всех иных модусов наличием мышления, и, следовательно, стремится к свободе, но, в то же время, будучи модусом, несвободен и находится в «тисках» необходимости;
— желая в душе быть свободным, человек зачастую плывет по течению необходимости, не может справиться с этим течением и вынужден мириться с необходимостью (является «духовным автоматом», по выражению Спинозы);
Чтобы достичь большей степени свободы, считает Спиноза, человеку необходимо:
По этим причинам девиз Спинозы: «Не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать».
Что такое спиноза в философии
СПИНОЗА
СПИНОЗА (Spinoza, d’Espinosa) Бенедикт (Барух) (24 ноября 1632, Амстердам – 21 февраля 1677, Гаага) – нидерландский философ-рационалист, натуралист, внесший значительный вклад в этику и социальную философию. Родился в купеческой семье еврейской общины Амстердама. Учился в местном религиозном училище, где хорошо усвоил еврейский язык, тексты Священного Писания и идеи средневековых – преимущественно еврейских и арабских – философов. Высшего класса училища, из которого выходили и раввины, Спиноза не окончил. Он завязал множество связей среди левых нидерландских республиканцев, а также английских радикальных сектантов, спасавшихся в Амстердаме от диктатуры Кромвеля. В это же время овладел латинским языком, который позволил ему углубить знание философии и науки и на котором он писал свои произведения. Его нарастающее отчуждение от общины закончилось отлучением его от иудаизма и изгнанием из еврейской общины Амстердама. Несколько лет он был вынужден жить в сельской местности. Отказавшись от большей части отцовского наследия в пользу сестры, зарабатывал на жизнь шлифовкой линз, спрос на которые возрастал. Вокруг него сложился кружок единомышленников и почитателей, преимущественно из христианских сектантов, тянувшихся к философии. В 1669 Спиноза перебрался в Гаагу, резиденцию нидерландского правительства республиканцев, возглавлявшегося талантливым политиком и ученым Яном де Виттом. При жизни смог издать только два произведения – «Основы философии Декарта» (Renati Des Cartes principiorum philosophiae. Amst., 1663) и «Богословско-политический трактат». Но первым его произведением был «Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье» (написанный на латинском языке, он дошел до нас лишь в голландском переводе – «Korte Verhandeling van God, de Mensch en deszelfs welstand»); а также «Трактат об усовершенствовании интеллекта», «Этика», «Политический трактат» (Tractatus politicus. не окончен). Все названные произведения (за исключением опасного тогда «Богословско-политического трактата» и «Трактата о Боге, человеке и его счастье», обнаруженного лишь в 19 в.) вместе с частью философски весьма важной его переписки были изданы друзьями в его «Посмертных произведениях» (Opera posthuma. Amst., 1677) и вскоре были запрещены голландским правительством.
Спинозу иногда называют философом барокко. Характерное для искусства барокко напряженное единство самых разнообразных элементов отличает и философскую систему Спинозы. В ней нашли свое преломление идеи античных философов, критически переосмыслены философемы средневековых мыслителей, философов-гуманистов эпохи Возрождения. Важную роль сыграл диалог Спинозы с произведениями Декарта, в меньшей мере – с произведениями его старшего современника Гоббса. Философскую конструкцию Спинозы невозможно уяснить и без идей бурно развивавшегося в ту эпоху экспериментального и математического естествознания.
Из двух фундаментальных гносеологических направлений, сложившихся в 17 в., эмпиризма и рационализма, Спиноза стал убежденным поборником второго. Осознавая элементарную, жизненную необходимость опыта, он невысоко ценил его познавательное значение: «беспорядочный опыт» способен устанавливать лишь поверхностные особенности «единичных вещей», чтобы элементарно ориентировать среди них человека. Не намного выше его и абстрактное знание, неразрывно связанное со словом, оперирующее нестрогими, более или менее случайными обобщениями, свойственными схоластической философии и обычно называемыми универсалиями. Принципиально отличны от них «общие понятия», которыми оперирует математика (с этой высокой оценкой математики связано и применение Спинозой геометрического метода при изложении проблем метафизики). Вершина интеллектуального познания человека, тесно связана с этими общими понятиями (notiones communes), – это интуиция, знаменующая высшее напряжение познавательных сил и способная поднять человека до предельных глубин бытия.
Отрицая понимание Бога как внеприродной личности, характерное для иудео-христианской традиции, а также для деизма, Спиноза исходил из древнего пантеистического отождествления Бога с целокупностью природы; его формула – «Бог, или субстанция, или природа», которая есть причина самой себя (causa sui). Если бесчисленные единичные вещи познаются опытным и абстрактным знанием, необходимым для повседневной человеческой жизни и осуществляющимся в конкретном времени («длительностив-duratio), то божественная субстанция, совпадающая с интеллектуально постигаемой природой в ее целостности, существует вне времени, ей принадлежит определяющее свойство вечности (aeternitas). Труднейшая проблема метафизики Спинозы состоит в согласовании извечности Бога-субстанции-природы с миром временных, конкретных единичных вещей. Считая, что актуально бесконечный, безличный абсолют обладает бесчисленным множеством атрибутов, Спиноза выделяет два известных нам атрибута субстанции, которые проявляются в мире природы и человека – это протяженность (пространственность) и мышление. Первый из атрибутов – материя, истолкованная, как и у Декарта, сугубо механистически. Другой атрибут субстанции – это гл.о. человеческое мышление. Единичные же вещи, постигаемые чувственно-абстрактным родом знания, становятся модусами – единичными проявлениями субстанции. Будучи разумно-интуитивным родом знания, они познаются с точки зрения вечности (sub specie aeternitatis), и в этом проявляется познавательная любовь к Богу (amor Dei intellectualis). Связующими звеньями между миром модусов и двумя атрибутами субстанции являются бесконечные модусы – движение и покой в атрибуте протяженности и бесконечный интеллект в атрибуте мышления. Субстанция вместе со своими атрибутами и бесконечными модусами выступает как порождающая, производящая природа (natura naturans), а мир модусов как их единичных проявлений – как природа порожденная (natura naturata).
Все без исключения единичные вещи-модусы связаны железной цепью причинной обусловленности. Механистический детерминизм Спинозы в его доньютоновской форме отождествляет причинность с необходимостью и исключает случайность, трактуемую как беспричинность. Случайность – только иллюзия, порождаемая чувственно-абстрактным родом знания единичных вещей, взаимодействующих во времени, и она становится извечной необходимостью для мыслителя, способного на пути разумно-интуитивного знания подняться до осознания мировой связи всех вещей с атрибутами субстанции, когда единичные вещи мыслятся уже как необходимые модусы. Исключение случайностей устраняет и многочисленные представления о чудесах, которыми было переполнено тогда массовое религиозное сознание: чудо, согласно Спинозе, есть чистый абсурд.
Универсальная детерминация всего сущего распространяется и на человека, в котором перекрещиваются оба атрибута единой субстанции. Психофизическая проблема взаимодействия телесного и духовного в человеке, занимавшая огромное место в антропологии Декарта, решалась Спинозой в духе монистического параллелизма. Чувственно-абстрактное знание рождает в душе человека аффекты-страсти, которыми скованы все его действия и которые делают его игрушкой вещей. Обычно люди убеждены, что они наделены свободой воли и их поступки осуществляются ими совершенно свободно. Между тем свобода воли – иллюзия, результат того, что подавляющее большинство людей осознает свои поступки, не вникая глубоко в причины, их обусловливающие. Только умудренное меньшинство, способное на путях разумно-интуитивного знания подняться до осознания мировой связи всех причин с единой субстанцией, постигает необходимость всех своих поступков, и это позволяет таким мудрецам превратить их аффекты-страсти в аффекты-действия и обрести тем самым подлинную свободу. Если свобода нашей воли – только иллюзия, порождаемая неадекватными чувственно-абстрактными идеями, то истинная свобода – «свободная необходимость» – возможна лишь для того, кто достигает адекватных, разумно-интуитивных идей и постигает единство обретенной свободы с необходимостью.
Концепция свободы Спинозы легла в основу его этики. В ее обосновании очевидно воздействие традиций эпикуреизма и в особенности стоицизма. Бессмертие души возможно лишь в переносном смысле, поскольку разумно-интуитивный компонент человеческого сознания выражает логическую структуру бытия (в силу одной из теорем «Этики», согласно которой «порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей»). Индивидуальное бессмертие, немыслимое без чувственной стороны человеческого существа, совершенно невозможно. Но столь высокая мораль – достояние немногих «свободных людей», мудрецов, способных преодолеть свои низменные аффекты-страсти и подняться до вершин разумно-интуитивного знания. Подавляющее же большинство людей неспособно вырваться из пучины своих страстей. В этой связи автор «Политического трактата» критически анализирует современное ему общество, разъедаемое индивидуализмом своекорыстных интересов. В таком обществе «пороки будут, доколе будут люди». Для совершенствования общества необходимо «не осмеивать человеческих поступков, не огорчаться ими и не клясть их, а познавать» (Политический трактат, гл. 1, 2, 4 – Соч. в 2 т., т. 2. М., 1957, с. 288). Моральное улучшение общества все же возможно и во многом зависит от искусства законодателей.
Важным фактором моральной жизни общества является религия, глубоко исследованная в «Богословско-политическом трактате». Исследовав Ветхий, а не Новый завет, Спиноза считал, что Христос, в историчности которого он не сомневался, в отличие от ветхозаветных пророков постиг истину в ее адекватной, чисто интеллектуальной форме, хотя и не мог в этой форме проповедовать ее народу. Исходившие из клерикальных кругов обвинения в атеизме, который фактически отождествлялся тогда с аморализмом, Спиноза решительно отвергал. Был убежден, что подлинная религия тождественна наивысшей моральности, ибо в основе их лежит максимально достоверное знание. «Между религией и суеверием, – писал он в письме № 73 от ноября-декабря 1675, – я признаю гл.о. то различие, что суеверие имеет своей основой невежество, а религия – мудрость».
Однако многие противники спинозизма в 17–18 вв. трактовали его как образец атеизма. Идеи «Богословско-политического трактата» действительно оказали большое воздействие на формирование антиклерикального свободомыслия в Западной Европе и особенно во Франции в 17–18 вв. Натуралистический пантеизм Спинозы был воспринят и углублен немецкими философами 18 – нач. 19 вв., особенно Шеллингом. Гегель развивал рационалистический панлогизм Спинозы. Многогранность спинозизма получила в дальнейшем самые различные интерпретации. Французский историк религии и философии Э.Ренан, русский философ В.С.Соловьев и немецкий исследователь К.Гебхардт доказывали, что Спиноза произвел религиозную революцию, направленную против догматических вероисповеданий. Близок к подобным взглядам был и А.Эйнштейн, назвавший Спинозу выдающимся творцом и героем «космической религиозности». Советские историки философии, опираясь на Г.В.Плеханова, утверждавшего, что понятие Бога у Спинозы – только «теологический привесок», доказывали, что он был материалистом и атеистом.
1. Opera, hrsg. von С.Gebhardt, v. 1–4. Hdlb., 1925;
2. в рус. пер.: Философ. произв. в 2 т. М., 1998.
1. Введенский А.И. Об атеизме в философии Спинозы. – «Вопросы философии и психологии», 1897, кн. 37;
2. Соловьев B.C. Понятие о Боге (в защиту философии Спинозы). – Там же, кн. 38;
3. Половцева В.Н. К методологии изучения философии Спинозы. – Там же, 1913, кн. 118;
4. Фишер К. История новой философии, пер. с нем., т. 2. СПб., 1906;
5. Луначарский А.В. От Спинозы до Маркса. М. 1925;
6. Маньковский Л.А. Спиноза и материализм. М.–Л., 1930;
7. Мильнер Я.А. Б.Спиноза. М., 1940;
8. Соколов В.В. Философия Спинозы и современность. М., 1964;
9. Коников И.А. Материализм Спинозы. М., 1971;
10. Meinsma К.О. Spinoza und sein Kreis. В., 1909;
11. Freudenthal J., Gebhardt C. Spinozas Leben und Lehre, Bd. 1–2. Hdlb., 1927;
12. Vaz Dias A.M. Spinoza, Mercator und Autodidactus. Gr., 1932;
13. Dunin-Borkowski S. Spinoza nach dreihundert Jahren. В. – Bonn, 1932;