Что такое спирограф игра
Линейка-спирограф. Использование линейки-спирографа в свободной деятельности дошкольников.
Лариса Колодкина
Линейка-спирограф. Использование линейки-спирографа в свободной деятельности дошкольников.
Гуляя по просторам интернета, я наткнулась на давно забытую мною линейку-спирограф. Еще в моем детстве была такая линейка. Помню, как я любила экспериментировать с ней, создавая фантастические узоры и рисунки. Однако кто ее создатель и для чего она была придумана, я не задумывалась. На помощь пришел интернет.Как пишет Википедия:
«Спирограф» был изобретён британским инженером Денисом Фишером (Denys Fisher) (1918—2002) в 1962 году во время работы над взрывателями для авиабомб. Ему понадобился способ быстро и точно чертить плавно изгибающиеся линии. Сделанное изобретение не помогло Дэнису продвинуться в своей работе, но оно настолько понравилось членам его семьи, что он решил выпустить его в качестве игрушки. Первые заказчики получили игрушку в 1965 году. На американский рынок «Спирограф» попал в 1966 году». Выглядит спирограф как прямоугольная линейка с двумя зубчатыми круглыми отверстиями разных диаметров.
Мне захотелось поделиться своими воспоминаниями о чудо-линейке с детьми в детском саду. Сначала линейка не произвела никакого впечатления на ребят. Но когда я показала, какие рисунки можно с ее помощью создавать (еще и разных цветов, ребята по достоинству оценили возможности спирографа. Вскоре они сами с удовольствием проверяли на прочность мой спирограф и создавали на листе бумаги сказочные узоры.
От простого к сложному ребята запоминали, какая фигура что рисует. Уже через неделю они выучили, какие узоры делает каждое отверстие на том или ином колесике или фигурке.Затем дети приступили к комбинированию цветными ручками и начали моделировать: тёплые тона (красный, жёлтый, зелёный) с холодными (синий, голубой, фиолетовый). Спустя некоторое время у ребят начали появляться вполне гармоничные узоры. Так мы овладели тайной цвета.
Мы еще долго экспериментировали с нашей чудо-линейкой: «А давай попробуем вот эту штуку внутрь поместить и то сюда ручку вставить, то вот сюда». Пробуждается исследовательское любопытство. Натренировавшись, из таких «цветочков» можно пробовать собирать картины, поделки и украшать открытки. Дети учатся водить по бумаге ручку, пишущую без отрыва, что важно для отработки навыков письма. Кроме того, в процессе вычерчивания узоров основная нагрузка ложится на кисть, тем самым развивается ее гибкость, улучшается координация, что в дальнейшем облегчит ребенку процесс освоения письма, положительно повлияет на почерк. А еще спирограф развивает логическое и творческое мышление, формирует способность к рисованию, совершенствует эстетические способности.
Использование технологии ТРИЗ в деятельности ДОУ как фактор развития интеллектуальных способностей старших дошкольников «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ» АВТОРЕФЕРАТ Сагалбекова.
«Использование занимательной математики в НОД и свободной деятельности». Консультация для педагогов Предмет математики настолько серьезен, что нельзя упускать случая сделать его немного занимательным. Блез Паскаль Каждый дошкольник- маленький.
«Волшебные листочки». Фотоотчёт свободной самостоятельной деятельности детей Наступила осень,самое время собирать плоды,семена и листья для природного уголка и уголка самостоятельной деятельности детей. Дети приносили.
Использование малых фольклорных жанров в трудовой деятельности старших дошкольников «Посадка черенков комнатных растений» Совместная трудовая деятельность в подготовительной группе из серии по теме: «Использование малых фольклорных жанров в трудовой деятельности.
Использование мнемотехники в развитии коммуникативной деятельности дошкольников В деятельности людей нет области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, и особенно, на этапе обучения. От качества речи зависит.
Звуковые линейки руками детей Изготовленные ребятами подготовительной группы звуковые линейкиДля групповых логопедических занятий было необходимо сделать звуковые линейки.
Линейка-Спирограф как средство подготовки детской руки к овладению письмом
Список использованных источников
на глубину и сложность интеллектуальной
творческой игры со спирографом, сказал:
Одна из проблем, с которыми сталкивается современная педагогика — рост числа детей, не готовых к школьному обучению. Это явление далеко не случайное. Причины его уходят своими корнями в дошкольный период развития.
В законе РФ «Об образовании в РФ» в статье Ст.64. говорится об интеллектуальных и личностных качествах, формировании предпосылок учебной деятельности дошкольников.
Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.
Не готовность дошкольников к школьному обучению в частности проявляется в несформированности некоторых целевых ориентиров: проявления любознательности, отсутствие волевых усилий, недостаточная развитость мелкой моторики рук (п.4.6. ФГОС ДО от 17.10.2013г. №1155).
Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение им навыком письма является наиболее сложным. В исследованиях по проблеме подготовки детей к школе навык овладения письмом обозначается как «графомоторный навык», «элементарный графический навык», «базовые графические умения и навыки», «базисные графические движения», «графические умения», «двигательный навык письма» (Н.С. Тригер, Н.А. Агаркова, М.М. Безруких, О.Б. Иншакова Р.Д., Филиппова и др.).
В исследованиях ученых подчеркивается, что у детей дошкольного возраста, испытывающих трудности при овладении графическими навыками, значительно осложняется начальный этап их обучения в школе (А.К. Аксенова, Н.М. Барская, В.В. Воронкова, М.Ф. Гнездилов, Е.Н. Моргачева, М.Н. Перова, Л.П. Уфимцева, Э.В. Якубовская и др.).
В современном мире планшетные компьютеры и смартфоны прочно вошли в повседневную жизнь. Наряду со взрослыми, до 90% детей также регулярно пользуются этими устройствами. В результате долгого держания гаджета в руках, однообразного движения пальцами по экрану, могут возникнуть патологии кистей: растяжение связок, проблемы с сухожилиями, особенно это касается большого пальца. Можно точно сказать, что игры на компьютере не развивают мелкую моторику и не готовят детскую руку к письму.
Как же помочь сегодня малышу подготовить детскую руку к письму?
Выявленная проблема позволила мне определить: объект, предмет, цели и задачи предстоящего опыта.
Объект: процесс подготовки руки д етей дошкольного возраста (5-6 лет) к письму.
Предмет: использование линейки-спирограф, обеспечивающей подготовку руки к письму детей дошкольного возраста (5-6лет).
Цель – подготовить руку детей дошкольного возраста (5-6л.) к письму через деятельность с линейкой – спирограф.
1. Развитие зрительно – моторной координации.
2. Создание условий для подготовки руки к письму, накопления ребенком двигательного опыта моторики кистей рук.
3. Развитие самодеятельности воспитанников через использование линейки – спирограф.
В качестве нестандартного средства в подготовке детской руки к письму мною была использована линейка-Спирограф.
Новизна и оригинальность моего педагогического опыта состоит в том, что в своей работе я знакомлю детей дошкольного возраста (5-6 лет) с линейкой – спирограф. Использование в работе линейки – спирограф позволяет в игровой форме подготовить руку ребенка к письму.
Использование линейки позволит:
подготовить руку к письму;
развить воображение, фантазию, логическое и творческое мышление;
координацию движений кистей рук; пространственную ориентировку;
формировать желания заниматься самостоятельной деятельностью и многое другое.
Методы педагогического опыта: для решения поставленных задач были использованы теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы, диагностика, сравнение, обобщение, обработка полученных результатов.
База реализации опыта: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №60 «Золушка».
Возраст участников педагогического опыта: дети дошкольного возраста (5-6 лет), посещающие МАДОУ г.Нижневартовска ДС №60 «Золушка».
Концептуальной основой опыта являлись положения:
дошкольной педагогики и психологии, формирования личности в процессе деятельности (А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, А.П. Усова);
психолого-педагогическая концепция о ведущей роли игры в развитии детей дошкольного возраста (Д.Б.Эльконин, А.Н. Леонтьев);
положения о необходимости взаимодействия субъектов образовательного процесса (локальные акты): педагогов, детей, родителей.
Ключевые понятия и термины:
Графомоторный навык — это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения.
Графомоторный навык – это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки.
Спирограф — детская игрушка из пластины с вырезанными кругами разных диаметров и набора колёс меньших диаметров с отверстиями для создания замкнутых спиральных линий.
Спирограф – это игра нового типа, моделирующая сам творческий процесс и создающая свой микроклимат.
Многие из нас неоднократно видели этот странный предмет. И действительно, игрушка спирограф неискушенному человеку представляется сложным прибором для черчения: нечто среднее между транспортиром и логарифмической линейкой…
Спирографы бывают разной формы и размера, соответственно и вкладыши в них могут быть не только круглыми, но квадратными, овальными, в форме животных и птиц, поэтому интерес к работе со спирографом не исчезает у детей длительный период времени. Благодаря линейке – спирограф у детей получаются разнообразные формы, которые в свою очередь можно нарисовать разными цветами, а это путь к развитию воображения, зрительно – моторной координации и подготовка руки ребенка к письму, так как многие детали узора напоминают фрагменты букв: овал, завитки, крючки, палочки, волны. Следует отметить, что такой подход (самостоятельное экспериментирование) позволяет знакомить детей с новым материалом на основе деятельностного метода, когда новое знание не даётся в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельной деятельности: выявления существенных признаков, анализа, сравнения. Воспитатель лишь подводит детей к этим «открытиям», организуя и направляя их исследовательские и поисковые действия.
Проанализировав результаты диагностики готовности руки к овладению графикой письма я пришла к выводу, что графомоторный навык у детей сформирован недостаточно. Я предположила, что занимаясь с линейкой – спирограф у детей будет развиваться не только воображение, фантазия, творческое и логическое мышление, но и способность к рисованию, координация движений кистей руки, произойдет подготовка руки к письму.
Овладение графомоторным навыком представляет собой достаточно сложный процесс, который предполагает сформированность целого ряда предпосылок: зрительно-пространственных операций, зрительно-моторной координации и мелкой моторики. Несформированность данного навыка может оказывать негативное влияние на дальнейшее усвоение орфографических навыков и самостоятельную письменно-речевую деятельность в целом.
Таким образом, представляемый мною опыт работы на сегодняшний день, на мой взгляд, является достаточно актуальным, отличается новизной, технологичностью, при этом не требуется никаких дорогостоящих технических затрат.
Что это такое?
Спирограф нередко не считают игрушкой, ведь он больше похож на какие-то чертёжные приспособления. Прежде чем рассказать, каким образом изобретение военного инженера «переквалифицировалось» в игрушку, давайте уточним, что же такое этот спирограф.
Стандартный спирограф представляет собой прямоугольную линейку (основной трафарет) с двумя (или больше) рабочими зубчатыми отверстиями внутри. Отверстия имеют круглую форму и различный диаметр. В меньшем отверстии нарезано 96 зубчиков, в большем – 105. К линейке прилагается несколько зубчатых колёсиков с дырочками внутри и набор фигурных трафаретов, которые имеют правильную геометрическую форму (ромб, треугольник, квадрат, звезда, восьмигранник). В полной комплектации есть также трафареты в виде фигурок рыб (дельфин, акула), бабочек, бантика, ёжика, котика, крестиков и трафарет-транспортир в виде круга. Фигурными трафаретами работать немного труднее, но зато и интереснее. Фигурки катятся прыжками, через несколько зубчиков по рабочей окружности спирографа.
Как он появился?
У необычной игрушки есть необычная история создания. Спирограф был изобретён британским инженером Денисом Фишером в 1962 году во время работы над взрывателями для авиабомб. Ему понадобился способ быстро и точно чертить плавно изгибающиеся линии. Сделанное изобретение не помогло Дэнису продвинуться в своей работе, но оно настолько понравилось членам его семьи, что инженер решил выпустить приспособление в качестве игрушки. Первые заказчики получили её в 1965 году, а на широкий американский рынок «Спирограф» попал в 1966 году. И, хотя «Спирограф» – официальное название торговой марки, этим именем называют теперь все подобные игрушки.
Рисуем-играем!
Трафарет и колесо: как во всё это играть? Запасайтесь разноцветными ручками-карандашами и бумагой. Зубчатое колёсико вкладывается в трафарет, в любую дырочку колёсика вставляется ручка и начинается плавное вращение внутри трафарета. Водишь-водишь ручкой по бумаге, снимаешь трафарет – ах, узор, цветы, причудливые фигуры. При кажущейся простоте не у всех с первого раза получаются симметричные и ровные рисунки. Движения колёсика должны быть плавными, а саму ручку нужно держать строго вертикально.
Кажется, водишь ручкой по бумаге, в чём здесь творчество? В многообразии узоров! Спирограф называют одной из самых высокоинтеллектуальных игр XX века. Количество вычерчиваемых узоров исчисляется цифрой с четырьмя нулями. И ограничивается только фантазией и способностями самого человека. Узоры, получаемые при помощи спирографа, напрямую зависят от количества зубчиков рабочих окружностей и подвижных колёсиков. Кроме того, один узор можно накладывать на другой, получать объёмные изображения.
Спирограф – развивающая игрушка, которая завоевала любовь и признание не в одной стране мира. У детей спирограф развивает воображение, фантазию, творческое и логическое мышление, способность к рисованию, моторику руки и координацию движения кисти. Служит отличной подготовкой к письму, улучшает характер почерка и увеличивает скорость письма. Учит моделированию цветов и пространственному мышлению и терпению. Совершенствует эстетические способности и повышает интеллект. Постепенно ребёнок запоминает, какой узор каким образом получается, учится предугадывать результат работы. Взрослые тоже любят помедитировать с этой игрушкой. Можно создать однотонный узор, а затем, вооружившись цветными ручками, раскрасить его всей семьёй.
Спирограф признавался лучшей обучающей игрушкой мира 4 года подряд: с 1965 по 1969 гг
Фигуры.
Небольшого размера шестеренки и круги. Абсолютно все подходят друг к другу. Изготовлены из самого простого прозрачного пластика. На каждой фигуре есть цифры у отверстий, номера размеров самих шестерней, а так же направляющие палочки, на которые проще ориентироваться при стыковке. Качество изготовления я бы оценил на четверку, заусенцев никаких нет, но цифры у отверстий очень плохо видно, могли бы сделать получше. Каждое отверстие сделано небольшим конусом, для лучшей центровки пишущего инструмента, по этой причине шестерни рекомендуется использовать лицевой стороной вверх.
Порядок действий на примере из инструкции.
1. Возьмем направляющую окружность (далее окружность) с номером 150/105 (эти номера означают количество зубов шестерни на внешней и внутренне стороне) и оставляем на обратной стороне формы в четырех точках маленькие шарики пластилина.
2. Берем лист бумаги и кладем на него окружность лицевой стороной вверх. Легонько придавливаем пальцами места с пластилином, чтобы окружность лучше зафиксировалась на листе. По факту пластилин применять не обязательно, можно и двумя пальцами держать окружность, но малейший сдвиг в сторону, приведет к нарушению геометрии рисунка. С пластилином все гораздо проще особенно на первом этапе обучения.
3. Далее берем шестерню с номером 84 и соединяем отверстие номер 4 с направляющей номер 1 на окружности. Предупреждаю, что направляющие могут не всегда идеально совпадать, в этом случае я запоминал в какую сторону делал погрешность в пару миллиметров, чтобы при дальнейших сдвигах учитывать эту погрешность.
4. Вставляем розовую ручку в отверстие номер 4 и легким движением руки (плавно без рывков) передвигаем фигуру 84 по внутренним шестеренкам окружности (по часовой или против часовой стрелки — не имеет значения). Давить сильно не нужно, линии будут слишком толстыми и могут остаться кляксы от чернил. Данные движение основа всего процесса рисования, по факту не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Требуется набить руку, чтобы получалось идеально ровно. Любое неловкое движение и все придется начинать снова.
5. Пару движений по внутренней окружности и мы возвращаемся в первоначальную точку старта. Далее берем шестерню 84, все то же отверстие номер 4 и соединяем ее с направляющей номер 2 на окружности. Используем синий цвет ручки.
6. Пару движений и снова сдвигаем шестерню 84 отверстие 4 на направляющую окружности номер 3. Итого получаем вот такой незамысловатый рисунок.
Спирограф для рисования
О внезапно накрывших нас проблемах с мелкой моторикой, я уже писала. Сегодня хотелось бы поделиться своим маленьким открытием. Штуковиной, которая покорила нас буквально с первых же минут. Речь о трафарете – детской игрушке, предназначенной для создания спиральных линий.
Что это
Классический спирограф представляет собой линейку с несколькими круглыми отверстиями и зубцами на внутренней окружности этих отверстий. К линейке прилагаются колесики разной величины, похожие на шестеренки. Внутри колесиков имеются отверстия разного диаметра и формы. Линейка прикладывается к бумаге, помещенной на ровной поверхности. Карандаш, ручка или фломастер вставляется в одно из этих отверстий, и совершая плавные движения рукой по окружности, получаются геометрически правильные спирали.
Спирограф – на самом деле, очень высокоинтеллектуальная игрушка. Изначально он задумывался, как инженерное приспособление. Однако, вскоре стало ясно, что наибольший восторг спирограф вызывает у детей, поэтому, в 1965 году было запущено его массовое производство в качестве игрушки – рисовалки.
На что влияет
Однозначно, спирограф, как ни что иное, развивает пространственное мышление у детей. А также воображение, творческое мышление и логику. Дети получают массу положительных эмоций, осознавая, какие необыкновенные фигуры они могут создавать.
Раз уж с самого начала мы говорили о мелкой моторике, отмечу, что спирограф значительно улучшил письменные навыки нашего ребенка. За счет того, что захват карандаша происходит именно по центру (как учат в классических художественных школах), кисть становится более расслабленной, движения – точными, но свободными, без зажимов. Разработчики утверждают, что при регулярном использовании спирографа ДАЖЕ повышается интеллект.
С позиции взрослого, скажу, что оторваться от этой игрушки трудно не только детям. Особенно, если вы любите антистресс раскраски. Это из одной оперы. Очень расслабляет, позволяет разложить по полочкам свои мысли.
Для малышей 3 – 4 лет
Наверное, как и в любом творчестве, оставить ребенка одного заниматься спирографией, у вас не получится. Особенно первое время. Нужно придерживать его ручку, плотно фиксировать трафарет и сознательно играть с цветами, придумывая, на что похожа та или иная фигура.
Начинать лучше всего с рисунков простым карандашом, а уж затем переходить к добавлению цветов.
Нам не очень понравилось работать фломастерами, хотя, именно они прилагались в комплекте к трафаретам. Любое неосторожное движение обращается в грязные разводы. А главное здесь – красота и правильность полученных фигур. Хотя, фломастеры и смотрятся очень выигрышно.
Поскольку спирограф – сложная игрушка, не надейтесь увлечь малыша ею на длительное время. Пять — десять минут в день – это оптимальное время. Особенно, в качестве разминки, перед последующими техниками рисунка.
Как выбирать
Увы, это, пожалуй, самое трудное. Как показал опыт, цена здесь не всегда означает качество. Наша игрушка стоила 18$ (примерно 1080 руб. по нынешнему курсу) за набор. И мне думается, что некоторые ее части могли бы двигаться более плавно, без заеданий.
Однозначно, качество зависит от того, насколько правильно и ровно выполнены зубчики. На сайте Али-Экспресс есть великое множество различных спирографов. Лучше купить две – три разных линейки, по пятьдесят рублей за каждую, чем брать сразу единый дорогой набор.
И потом, на начальном этапе, ребенку достаточно всего нескольких базовых фигур, чтобы приучить ручку правильно двигаться. А вот для школьников, вполне уже подойдут сложные трафареты, позволяющие экспериментировать с формой и цветом.
Итог таков – несмотря на нюансы, мы довольны приобретением. Будем и дальше открывать разные интересные штуки для детского творчества.
Читать также:
Добавить комментарий Отменить ответ
Все материалы сайта защищены («Закон РФ N 5351-I «Об авторском праве и смежных правах»»)
Логотип / фавикон сайта — авторский дизайн Юлия Пелихович