Что такое список памятника древнерусской литературы

Реферат «Памятники древнерусской литературы»

Тема: «Памятники древнерусской литературы»

Етынкеу Екатерина Юрьевна

1. Памятники древнерусской литературы ______________________5

2. Памятники древнерусской истории_________________________8

В конце X века, возникла литература Древней Руси, на основе которой родилась литература трёх народов – украинская, русская, белорусская. Древнерусская литература возникла с принятием христианства и первоначально была направлена обслуживать потребности церкви: призвана обеспечивать церковный обряд, распространять историю христианства, воспитывать общества в духе христианства. Эти задачи определяли и жанровую систему литературы, и особенности её развития.

Принятие христианства имело значительные последствия для развития книжности и литературы Древней Руси.

Цель работы состоит в изучении памятников древнерусской литературы.

Достижение цели предполагает решение ряда задач:

1) рассмотреть памятники древнерусской литературы;

2) охарактеризовать памятники древнерусской истории;

3) изучить наследие древнерусской философии.

Древнерусская литература формировалась на основе единой литературы южных и восточных славян, возникшей под влиянием византийской и древнеболгарской культуры. Крещение Руси было событием огромной исторической важности не только в политическом и социальном отношении, но и в культурном. История древнерусской культуры началась после принятия Русью христианства, и дата Крещения Руси становится начальной точкой отсчёта национально-исторического развития России.

1. Памятники древнерусской литературы

Кирилл и Мефодий переводили на славянский язык с греческого много книг, некоторые сохранились в отличном состоянии и к отношению к грамоте и книжности. Но не только создатели книг на Руси обладали грамотой. Книг древней Руси сохранилось слишком мало (в одних книгах указано 130 в других 150), поскольку многочисленные пожары, гибельные нашествия, владычество Орды, небрежное хранение уничтожили значительные библиотеки. Даже то что сохранилось позволяет представить себе содержимое библиотек. Считается самым древним Остромирово евангелие 1056-1057 гг., написанное дьяконом Григорием для ежедневного чтения, начиная с Пасхи.

Особенности древнерусской литературы было в соединении произведений религиозного, исторического, военного, поучительного содержания. Составлялись разные «Изборники», в которых читались мудрые размышления на все случаи жизни не только религиозного, но и советского содержания. Ранняя древнерусская литература имела одну важную отличительную черту: она была не просто повествовательной, а поучающей.

«Поучение» Владимира Мономаха, которое было обращено к князьям и детям своим. От изложения принципов он переходил к рассказу о собственной жизни, как образца для подражания. В обращении говорится, что он с 13 лет трудился, был в походах, всего перечислено 69 походов. Одно из главных мест в «Поучении» отводится качествам правителя, в особенности моральным. Он должен быть милосердным, верным в своих клятвах.

После Куликовской битвы 1380г. начинается национальный подъём, новое отношение к человеку, вера в разум. Начинается этап ― жития святых в произведениях Епифания Премудрого, изображающего сложное разнообразие человеческих чувств, психологические побуждения и переживания. Иван Пересветов выдвигает принцип равенства всех перед лицом государя ― против неравенства по рождению.

С приходом христианства на Руси был дан мощный толчок к дальнейшему развитию письменности и грамотности. Первые грамотные люди, грамотеи формировались в школах, которые были при церквях, а позднее и при монастырях. Открывались не только школы для мальчиков, но была возникали школы для девушек в Андреевском монастыре, который находился в Киеве. Девиц обучали женским ремеслам и письму. С древних времён школы на Руси были духовными – для подготовки священнослужителей, где обучали не только чтению, письму и богословию, но и изучали грамматику и риторику. Грамотность была распространена в городской среде, в кругу богатых. Грамоте учили не только мальчиков, но и девочек.

Христианская литература Руси «знакомила людей с новыми нормами нравственности и морали, расширяла кругозор и сообщала исторические и географические сведения».

Система жанров в Древней Руси находилась в зависимости от нужд церкви вплоть до XVII века, за исключением летописей, за исключением «Поучения» Владимира Мономаха, «Слова о полку Игореве», за исключением «Моления Даниила Заточника», весь остальной запас книг имеет узкокультовое назначение.

Литература Древней Руси богата и величественна. Величие её в напряжённости идейных поисков и широте интересов, в разнообразии и многочисленности памятников, в неоценимых заслугах огромной армии древнерусских книжников ― писателей, летописцев, благодаря которым история нашего народа и душа народная, дошли до нас потомков.

2. Памятники древнерусской истории

Одно из важных мест в летописной литературе занимают исторические труды. Первые летописи относятся к IX веку, это небольшие записи в несколько строк. Постепенно летописи становятся подробными.

Самая древнейшая из дошедших до наших дней летопись ― «Повесть временных лет». Она была создана на основе летописей, которые были до нее, монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в начале XII века. В «Повести временных лет» «рассказывалось о расселении и происхождении славянских народов, о древнейшей истории племён восточнославянских. О первых князьях Киева, об истории Древнерусского государства до начала XII века».

Используя предыдущие записи, Нестор описывает широкую панораму исторических событий. Нестор рассказывает о военных походах, об открытии школ, об организации монастырей, об исторических деятелях, князьях, бояр, купцов, посадников, церковных служителях. Нестор всегда касается жизни народа, его настроений. В них мы можем увидеть восстания, убийства князей. Автор все описывает спокойно и старается быть объективным. Убийство, предательство и обман Нестор осуждает, честность, смелость, мужества, верность, благородство он превозносит. Ученым историкам Нестор показывает ту самую версию о происхождении русской княжеской династии. И доказывает, что русский народ – имеет свою историю, которой он может гордиться.

Летописное повествование Нестора «отражает особенности летописей вообще, описывая события, выражал своё отношение к ним. Меняются летописцы ― меняются и оценки». Одни авторы делают главный акцент на крещение Руси, другие ― на борьбу противостоящими племенами, третьи ― на военные походы князей Руси. Но ведущей темой большинства летописей становится идея создания единства Руси.

В «Повести временных лет» можно выделить два типа повествования ― погодные записи и летописные рассказы. Погодные записи содержат сообщения о событиях, а летописные рассказы описывают их. В рассказе автор стремится изобразить событие, привести конкретные детали, то есть пытается помочь читателю представить происходящее и вызывает читателя на сопереживание.

«Повесть временных лет», которое является частью русских летописей, и которое продолжает традицию русского летописания. В «Повести временных лет» можно увидеть как рождается славянская письменность, благодаря русскому народу и как образовывается великое русское государство. Нестор рассказывает о народах, которые платили дань русачам, показывает, что племена, которые угнетали славян, ушли, а славяне теперь остались и вершат судьбами своих соседей.

«Слово» ― это памятник литературы. Поэма – это волнующий призыв князей к единению Русской земли, и мужестве русского простого народа, и о погибших, и главное это размышления о Руси в мировой истории, и взаимосвязи русского народа с другими народами».

Древнерусские книжники не ограничивались чтением и перепиской хроник, они создавали свои тексты-хронографы. Особенно важное место в ряду отечественных памятников историографии занимает «Русский хронограф», составленный в начале XVI века. Он охватывает всемирную историю от «сотворения мира» до 1453г. ― года завоевания турками Константинополя. Уже с XII века на Руси известна «Хронографическая Александрия» ― это обширное повествование о жизни и походах Александра Македонского. Об истории Греции мы узнаём их «История разрушения Трои». Эти произведения также входили в «Русский хронограф».

Кроме исторической литературы существовал еще и жанр ― жития святых. Одним видом историографической литературы служили – жития, к которой древнерусский читатель питал особое пристрастие. При чтении читатель был убеждён, что всё то, описанное – в действительности происходило. Русские жития представляли собой народные легенды, герои, которых отличались не праведностью, а лишь несчастливой судьбой, которая вызывала сочувствия. В переводных житиях постоянно упоминается о далёких странах, о Риме, об Александрии. Такие жития расширяли и расширяют сейчас географический кругозор читателя. Переводные жития были построены по сюжетным романов-приключений. Пример: «Житие Евстафия-Плакиды», основной частью жития является рассказ об удивительной, полной неожиданностей судьбе Евстафия.

Заключение

Значение литературы в древней Руси состоит в том, что она помогает увидеть достижения русской великой литературы. В древнерусской литературе находятся источники гражданственности и идейности нового времени. Древнерусская литература передала русской литературе свою высокую идейность, свой опыт, богатство языка.

В древнерусской литературе есть произведения, которыми русский народ может гордиться, это такие произведения как: «Повесть временных лет» ― первая русская летопись, «Поучение Владимира Мономаха», «Слово о полку Игореве», «Хождение за три моря Афанасия Никитина» и другие. Эти произведения показывают всё лучшее, что создала русская литература за первые семь веков своего существования.

Древнерусская литература – это часть истории страны, она всегда была занята общественными проблемами своего времени. Летопись – внушает убеждения святости власти, она становилась школой патриотизма, школой правды. Литература древней Руси XI-XII веков была связана с болгарской и византийской литературой.

Жанры литературы воспевают любовь к родине, связаны с церковью, фольклором. То есть древнерусская литература XI-XII веков находилась в процессе рождения жанра.

Изучение древнерусской литературы продолжается. Оставить нас равнодушными к истории культуры нашей Родины все это не может. Древнерусская литература – это зеркало славы наших предков, строителей, философов, художников слова, воинов, политологов, и книжного дела.

Изучение памятников древнего искусства, литературы Руси является важным делом. Лучшие произведения культуры продолжают жить в нашей жизни.

Список литературы

1. Гуревич, П.С. Культурология / П.С. Гуревич. ― М.: Гардарики, 2009. ― 288 с.

2. Габидулин, Р. Культурология. Мировая культура: Курс лекций / Р. Габидулин. ― Архангельск: Изд-во Поморского госуниверситета, 2008. ― 416 с.

3. Культурология. XX век. Словарь. ― СПб.: Университетская книга, 2007. ― 640 с. ― (Культурология, XX век).

4. Культурология / Сост. и отв. ред. А.А. Радугин. ― М.: Центр, 2008. ― 304 с.

5. Хачатурян, В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до начала XX века / под ред. В.И. Уколовой. ― М.: Дрофа, 2006. ― 400с.

6. Уткин, А.И. Запад и Россия: история цивилизаций / А.И. Уткин. ― М.: Гардарики, 2010. ― 574 с.

Источник

Древнерусская литература: десять жемчужин

Ко Дню славянской письменности и культуры сотрудники Государственного института русского языка напоминают нам о памятниках допетровской письменности

Текст: Сергей Травников (профессор кафедры мировой литературы Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина), Елена Июльская (доцент кафедры мировой литературы Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина)

Фото: «Постави Ярослав Илариона митрополитом русина в Святей Софии, собрав епископы». Миниатюра из Радзивиловской летописи. Конец XV в./media.elitsy.ru

Впрочем, надо признать, что такое отношение начало формироваться не в XX веке. Пушкин в статье «О ничтожестве литературы русской» (1834) с горечью признавал: «Европа наводнена была неимоверным множеством поэм, легенд, сатир, романсов, мистерий и проч., но старинные наши архивы и вивлиофики, кроме летописей, не представляют почти никакой пищи любопытству изыскателей. «Слово о полку Игореве» возвышается уединенным памятником в пустыне нашей древней словесности». В XXI в. молодое поколение русских людей должно знать, насколько велико и самобытно литературное наследие Древней Руси, ибо без уважения к духовному опыту предков невозможно «самостоянье человека», величие народа и его нравственное здоровье.

Вспомним же несколько шедевров.

«Слово о Законе и Благодати»

В «Слове о Законе и Благодати» Иларион отстаивал мысль о равноправии всех христианских народов, прославлял героическое прошлое Руси и первые успехи в деле христианизации страны.

«Повесть временных лет»

Самый древний из дошедших до нас памятников русского летописания. Она была составлена Нестором в Киево-Печерском монастыре около 1113 г. на основе более ранних летописей. Этот древний памятник рассказывает о возникновении древнерусского государства, о положении русичей в семье славянских, европейских и иных народов, о битвах с иноземными захватчиками, посягавшими на землю «отчичь и дедичь», о междоусобных войнах князей, ослаблявших страну, о первых успехах в развитии христианской культуры. Летописцы изображали Русь как могущественное и независимое государство, не раз вступавшее в единоборство и побеждавшее Византийскую империю, Волжскую Булгарию, Хазарский каганат. Они гордились мудростью русских правителей (Ольги, Владимира, Ярослава), прославляли первых национальных святых (князей-мучеников Бориса и Глеба, основателей Киево-Печерского монастыря Антония и Феодосия), формировали у современников и потомков чувство исторической памяти и патриотизм.

«Поучение» Владимира Мономаха

Сочинение Владимира Мономаха, дошедшее до нас в составе Лаврентьевской летописи, обращает на себя внимание необычным для древнерусского книжника XII века выражением авторской позиции. С одной стороны, это объясняется тем, что первоначально произведение предназначалось для личного пользования (для современных писателю и следующих поколений князей). Отсюда более свободная форма изложения, дающая автору возможность высказаться. С другой стороны, иная эстетическая направленность сознания писателя, попытка понять прошедший жизненный путь, связать религиозное и житейское определили желание человека разобраться в собственном внутреннем мире.

Главная политическая идея «Поучения» — морально обосновать новую политику, которая должна привести к прекращению усобиц и сохранить феодальную государственную иерархию. Исходя из личного опыта и собственных убеждений, князь пытается выразить общественно-полезный идеал человеческого бытия.

Один из самых образованных и талантливых людей своей эпохи, Владимир Мономах создал «Поучение» как духовное завещание детям и тем, кто заботится о спасении души и кому не безразлична судьба родной страны. Глубина философской мысли отличает размышление князя о красоте и многообразии мира, где человек, вершина творения Бога, призван быть работником. Житейской мудростью пронизаны советы, которые Мономах дает тем, кто выбирает жену, обустраивает дом, воспитывает детей, управляет государством.

«Слово о полку Игореве»

Поэтический шедевр словесного искусства Средневековья был создан, как полагает большинство исследователей, в 1185—1187 годах. Поводом для написания произведения послужил неудачный поход новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев в 1185 г., когда его дружина была разгромлена, сам он попал в плен, опустошительным набегам кочевников подверглись Переяславское и Черниговское княжества. Автор «Слова», рассказывая о походе князя Игоря, сумел дать философское осмысление истории Руси, поставить вечные проблемы долга и чести, личной славы и любви к родной земле, поднять важные социально-политические вопросы, среди которых самым актуальным был вопрос о княжеских междоусобицах, являвшихся общерусским бедствием, ослаблявших страну в период ее противостояния кочевой Степи.

Неизвестный творец произведения мастерски объединил в нем два художественных начала: книжное, тяготевшее к жанрам воинской повести и ораторского слова, и фольклорное, опиравшееся на традиции героического эпоса, дружинной поэзии, плача. Глубина авторской мысли, жанрово-стилевое многообразие «Слова», органический сплав эпических и лирических форм, оригинальность поэтических приемов и образов делают памятник вершинным явлением литературы Древней Руси.

«Слово о погибели Русской земли»

«Житие Александра Невского»

Это произведение не укладывается в канонические рамки княжеского жития и представляет собой первый тип агиобиографии князя-воина, т.к. подвиг защиты родины приравнивается в нем к подвигу утверждения веры. Писатель рассматривает деятельность своего героя в широком историческом контексте, ставит его в один ряд с великими римскими императорами Веспасианом, Цезарем, Константином I, с прославленными русскими князьями Ярославом Мудрым и Всеволодом Большое Гнездо.

«Задонщина»

Поэтический отклик на события 1380 г., когда объединенные русские дружины под руководством московского князя Дмитрия Ивановича одержали победу над войсками ордынского хана Мамая. Произведение было создано вскоре после Куликовской битвы, в 80-е годы XIV в., при жизни Дмитрия Донского (ум. 1389).

Создавая «Задонщину», древнерусский писатель опирался на традицию «Слова о полку Игореве», широко используя сюжетно-композиционные построения, образы, мотивы, стилистические формулы этого литературного памятника XII в. Он сопоставлял события трагического похода князя Игоря на половцев и победу войск Дмитрия Донского над монголо-татарами, после которой «по Русской земли простреся веселье и буйство».

«Житие Сергия Радонежского»

Памятник русской агиографии, созданный учеником святого Епифанием Премудрым в 1417—1418 гг. Более двадцати лет Епифаний собирал рассказы троицких старцев, воспоминания очевидцев, документальные свидетельства о Сергии Радонежском, записывая их в «свитки», чтобы сохранить память об учителе, образ которого воплотил лучшие черты русского характера и новый идеал святости, сформировавшийся в годы национального подъема после победы на поле Куликовом. Автор «Жития» прославляет Сергия Радонежского как аскета и чудотворца, основателя Троицкого монастыря, воспитателя целой плеяды русских игуменов, духовного лидера страны, благословившего Дмитрия Донского на «Мамаево побоище» и поддержавшего великого князя в деле собирания русских земель вокруг Москвы.

Прекрасно образованный человек, побывавший в Константинополе и овладевший греческим языком, Епифаний насытил житийный текст цитатами и реминисценциями из библейских книг, сочинений отцов церкви, византийских агиографов. Автор «Жития Сергия Радонежского» использовал популярный в конце XIV—XV в. стиль «плетения словес», который характеризуется обилием риторических фигур, ярких эпитетов и сравнений, конструкций с однородными членами. Усложнение стиля было связано с попыткой писателя передать богатство духовной жизни человека, текучесть его чувств и мыслей.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Житие муромских святых Петра и Февронии было создано в 40-х годах XVI в. писателем-публицистом, известным нам как Ермолай-Еразм. Появление произведения связано с канонизацией святых на соборах 1547 и 1549 гг., проводимой митрополитом Макарием с целью упрочения авторитета русской церкви в христианском мире.

«Повесть о Петре и Февронии» резко отличается от канонических житий, составлявшихся писателями школы митрополита Макария. Это не история жизни святых, а история любви князя и крестьянки, спасшей его от смертельной болезни. Автор восхищается умом и врожденным благородством Февронии, которая выходит победительницей из сложных жизненных ситуаций: когда князь нарушает данное ей слово; когда бояре, не смирившись с худородием княгини, изгоняют ее из Мурома; когда она должна выбирать между обещанием мужу умереть с ним в один день и обетом монахини. Образ Февронии становится одной из знаковых фигур литературы Древней Руси, так как связан с утверждением идей самоценности человеческой личности, бескорыстного и гуманного служения ближнему, всепобеждающей любви и супружеской верности.

«Житие» протопопа Аввакума

Все это тесно переплетается с христианским послушанием и аскетическим самоотречением. Признание духовного братства людей, равенства их по природе означало для Аввакума требование равного справедливого суда. Нравственные нормы, обязательные для всех, распространялись и на царя. А это давало старообрядцам возможность судить государя, отвергать его решения, приводить примеры идеального поведения какого-либо правителя в Священной или русской истории. Мысль о моральной ценности человека очень важна для Аввакума. Он подчеркивает, что совершенство достигается только «праведной» жизнью, которая может поставить любого смертного выше самого государя.

Уникальность памятника еще и в том, что он известен в нескольких авторских редакциях, что позволяет ученым проследить движение текста, изменения в идейно-художественном содержании произведения.

Источник

Что такое список памятника древнерусской литературы. Смотреть фото Что такое список памятника древнерусской литературы. Смотреть картинку Что такое список памятника древнерусской литературы. Картинка про Что такое список памятника древнерусской литературы. Фото Что такое список памятника древнерусской литературы

Что такое список памятника древнерусской литературы. Смотреть фото Что такое список памятника древнерусской литературы. Смотреть картинку Что такое список памятника древнерусской литературы. Картинка про Что такое список памятника древнерусской литературы. Фото Что такое список памятника древнерусской литературы

Что такое список памятника древнерусской литературы. Смотреть фото Что такое список памятника древнерусской литературы. Смотреть картинку Что такое список памятника древнерусской литературы. Картинка про Что такое список памятника древнерусской литературы. Фото Что такое список памятника древнерусской литературы

Что такое список памятника древнерусской литературы. Смотреть фото Что такое список памятника древнерусской литературы. Смотреть картинку Что такое список памятника древнерусской литературы. Картинка про Что такое список памятника древнерусской литературы. Фото Что такое список памятника древнерусской литературы

Что такое список памятника древнерусской литературы. Смотреть фото Что такое список памятника древнерусской литературы. Смотреть картинку Что такое список памятника древнерусской литературы. Картинка про Что такое список памятника древнерусской литературы. Фото Что такое список памятника древнерусской литературы

Что такое список памятника древнерусской литературы. Смотреть фото Что такое список памятника древнерусской литературы. Смотреть картинку Что такое список памятника древнерусской литературы. Картинка про Что такое список памятника древнерусской литературы. Фото Что такое список памятника древнерусской литературы

Что такое список памятника древнерусской литературы. Смотреть фото Что такое список памятника древнерусской литературы. Смотреть картинку Что такое список памятника древнерусской литературы. Картинка про Что такое список памятника древнерусской литературы. Фото Что такое список памятника древнерусской литературы

Что такое список памятника древнерусской литературы. Смотреть фото Что такое список памятника древнерусской литературы. Смотреть картинку Что такое список памятника древнерусской литературы. Картинка про Что такое список памятника древнерусской литературы. Фото Что такое список памятника древнерусской литературы

ПАМЯТНИКИ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ КАК КУЛЬТУРНОЕ ДОСТОЯНИЕ РУССКОГО НАРОДА

Для истории древнерусской литературы открытие в 1852 году памятника древнерусской литературы конца XIV – начала XV веков «Задонщина» имело большое значение. Произведение позволяло более глубоко изучить литературный процесс конца XIV – начала XV веков, в том числе жанровые и стилевые особенности рассматриваемого пе6риода. Являясь художественным произведением, данный памятник также являлся историческим источником, помогающим пролить свет на события 1380-го года. Однако, несмотря на новую веху в изучении образцов древнерусской книжности, введение в научный оборот «Задонщины» поставило перед исследователями новый круг проблем: датировки, атрибуции, подлинности и, несомненно, отношение к другому памятнику древнерусской литературы – «Слову о полку Игореве».

Существование различных научных гипотез, мнений, концепций в наше время демонстрирует актуальность изучения «Задонщины»: пока что нет единой общепринятой научной традиции в изучении рассматриваемого произведения – полемика между учеными ведется до сих пор за недостаточностью источниковедческих (три из шести списков сохранились не полностью), текстологических, исторических данных о произведении.

Говоря о древнерусской литературе ранних периодов, мы имеем в виду отсутствие авторского стиля, то есть совместное развитие произведений и их взаимовлияние друг на друга. Именно поэтому, описывая принципы изображения исторического события в «Задонщине», целесообразно говорить о принципах стиля в целом и соответствии произведения данным принципам. Хотя изучаемое нами произведение относится по времени к эпическому стилю и имеет его черты, являясь подражанием (именно эту сторону мы занимаем в своей работе и от нее отталкиваемся) «Слову о полку Игореве», оно акцентирует в себе принципы монументально-исторического стиля [4].

Стиль монументального историзма проявляется в «Задонщине» довольно ярко и разнообразно. Географические и временные границы здесь довольно размыты. Действие произведения происходит на большом пространстве от гор Киевских до Московского княжества. Автор упоминает в своих обращениях к князьям многие географические пункты Русской земли, а также отсылается к прошлому своей страны: он обозначает генеалогию Дмитрия Ивановича, описывает подвиги его предков, также не забывает о битвах прошлых лет. Главные действующие лица произведения видят Русскую землю как бы «панорамным зрением», то есть, словно бы с высоты. Не только географические масштабы поражают, но и сама битва с войском Мамая кажется громадной. Враги в произведении описываются как черные тучи: отсюда и гиперболичность в описании масштабности битвы (триста тысяч латников со стороны «русичей» и четыреста со стороны монголо-татар) – трудно вообразить, что более полумиллиона человек собрались на одном поле. Однако такое преувеличение показывает нам значимость, важность для автора Куликовской битвы 1380 года.

Еще одной чертой монументального историзма является своеобразная церемониальность. Очень часто упоминаются в «Задонщине» как плачи, так и славы – формы обрядового народного творчества. Да и сами князья произведении изображены в контексте церемоний: они «вступают в златое стремя» (отправляются в поход), поднимают стяг, что символизирует выдвижение в бой. Жены их плачут, что характеризует произведение не только в причастности к монументальному историзму, но и к Средневековой литературе в целом, так как данная черта – характерна для литературного произведения того времени [2].

Важным элементом, свидетельствующим о монументально-историческом стиле, является историзм произведения. И события, и поступки, и сами качества героев «Задонщины» описываются с позиции событий и атмосферы того времени, через призму мировоззрения православного средневекового человека.

Еще одной характерной особенностью этого стиля можно назвать идеально выстроенный образ князя Дмитрия Ивановича: происходит из семьи, богатой героическими судьбами, храбро идет в бой за русскую землю и православную веру, московский князь предстает перед нами объединителем и заступником.

Принципами стиля монументального историзма определяется и такая заметная особенность «Задонщины», как авторские отступления, исторические экскурсы, в которых обычно наиболее явно выделяется основная идея произведения – страдание русской земли от набегов врагов и объединение князей как способ прекращения беды: « И оттоля Руская земля седитъ невесела; а от Калатьския рати до Мамаева побоища тугою и печалию покрышася, плачющися, чады своя поминаючи – князи и бояря и удалые люди, иже оставиша вся домы своя и богатество, жены и дети и скот, честь и славу мира сего получивши, главы своя положиша за землю за Рускую и за веру християньскую» [3].

Таким образом, мы видим, что «Задонщина», по хронологии относясь к другой временной эпохе, сохраняет в себе черты, характерные для монументально-исторического стиля. Под влиянием некоторых канонов, взятых из близкого по идейному и образному содержанию «Слову о полку Игореве», памятник XIV – начала XV веков изобилует чертами, свойственные другому времени развития древнерусского литературного творчества.

«Задонщина» – произведение из Куликовского цикла, рассматривая его в связи с другими произведениями данной группы, мы замечаем, что оно отличается поэтичностью, явно ориентированной на систему образов «Слова о полку Игореве» [2].

Однако существует множество концепций, которые рассматривают отношения двух произведений в обратную сторону: от «Задонщины» к «Слову» (Л. Леже, А.А. Зимин, А. Мазон), их изучали и опровергали такие авторитетные ученые-лингвисты, как Р.О. Якобсон и А.А. Зализняк, опирающиеся в своих работах на данные текстологии и сравнительного анализа. В данной же работе мы не будем обращаться к подобным теориям, а будем рассматривать «Задонщину» как преемницу стилевых особенностей «Слова о полку Игореве».

«Задонщина» явилась своеобразным ответом на «Слово о полку Игореве». Читая и перечитывая «Слово о полку Игореве», как перечитывались в конце XIV в. «Повесть временных лет», «Киево-Печерский патерик», «Сказания о рязанском разорении», подвергшиеся в это время существенным переделкам, древнерусский книжник усмотрел в событиях «Слова» начало татаро-монгольского ига. Немалую роль в этом имело самое отожествление половцев и татар, типичное для московских летописных сводов (например, в Симеоновской летописи, где татары названы половцами под 1378 г., а татарская степь – половецкой под 1380 г. и т. д.). Также примером служит летопись Переяславля Суздальского, где печенеги и половцы неоднократно называются татарами. Очевидно, «Повесть временных лет» воспринималась современниками Донской битвы в сопоставлении с событиями этой современности. История Руси представлялась историей непрекращающихся войн со степными народами и войн за независимость)).

В «Слове о полку Игореве» грозные предзнаменования сопровождают поход русских войск: волки сулят грозу по оврагам, орлы клёкотом зовут зверей на кости русских, лисицы лают на щиты русских. В «Задонщине» те же зловещие знамения сопутствуют походу татарского войска: грядущая гибель татар заставляет птиц летать под облаками, часто граять воронов, говорить свою речь галок, клекотать орлов, грозно выть волков и брехать лисиц.

В «Слове» – «дети бесови (половцы) кликомъ поля перегородиша»; в «Задонщине» – «русские же сынове широкие поля кликом огородиша». В «Слове» – «чръна земля под копыты» была посеяна костьми русских; в «Задонщине» – «черна земля под копыты костьми татарскими» была посеяна. В «Слове» – кости и кровь русских, посеянные на поле битвы, всходят «тугою» «по Русской земли»; в «Задонщине» – «уже восстона земля татарская, бедами и тугою покрыся». В «Слове» – «тоска разлияся по Руской земли»; в «Задонщине» – «уже по Русской земле простреся веселие и буйство».

В «Слове» – «а погании съ всехъ странъ прихождаху съ победами на землю Рускую»; в «Задонщине» же сказано о татарах: «уныша бо царей их веселие и похвала на Русскую землю ходити». В «Слове» – готские красные девы звонят русским золотом; в «Задонщине» – русские жены «восплескаша татарским златом». «Туга», разошедшаяся в «Слове» после поражения Игоря по всей Русской земле, сходит с нее в «Задонщине» после победы Дмитрия. То, что началось в «Слове», кончилось в «Задонщине». То, что в «Слове» обрушилось на Русскую землю, в «Задонщине» обратилось на ее врагов.

Итак, начало того исторического периода, с которого Русская земля «сидит невесела», автор «Задонщины» относит к битве на Каяле, в которой были разбиты войска Игоря Северского. «Задонщина» повествует, следовательно, о конце этой эпохи «туги и печали», о начале которой повествует «Слово о полку Игореве». Отсюда преднамеренное противопоставление в «Задонщине» конца – началу, битвы на Дону – битве на Каяле, победы – поражению и преднамеренное сопоставление Каялы с Калкой, половцев с татарами. Отсюда внешнее сходство произведений, проистекающее из исторических воззрений автора «Задонщины», типичных для своего времени. Обращение к «Слову о полку Игореве» входит, следовательно, в самый замысел «Задонщины» как идеологическое освещение тех событий, начало которых автор «Задонщины» видел в битве на Каяле – Калке, а конец – в битве на Дону.

Таким образом, стилистическая близость «Слова о полку Игореве» и «Задонщины» не является результатом творческого бессилия автора «Задонщины», – это вполне сознательный прием: на фоне стилистического единства «Слова» и «Задонщины» ярче и острее должно было казаться самое противопоставление двух событий – прошлого и настоящего [6]; [5]; [7].

С момента Мамаева побоища наступил перелом в судьбе Русской земли: «Снидемся, братия и друзи и сынове рускии, составим слово к слову, возвеселим Рускую землю и возверзем печаль на восточную страну».

В «Задонщине», по сравнению со «Словом», чаще употребляются образы церковной поэтики («за землю, за Рускую и за веру крестьяньскую», «воступив во златое свое стремя, и взем свой мечь в правую руку, и помолися богу и пречистой его матери» и т. п.). Автор «Слова о полку Игореве» обращался к средствам устной народной поэтики и перерабатывал их творчески, создавая свои оригинальные поэтические образы на фольклорном материале.

В «Задонщине» перед нами не описание перипетий Куликовской битвы (все это мы найдем в «Сказании о Мамаевом побоище»), а поэтическое выражение эмоционально-лирических чувств по поводу события. Автор вспоминает и прошлое и настоящее, его рассказ переносится из одного места в другое: из Москвы на Куликово поле, снова в Москву, в Новгород, опять на Куликово поле. Характер своего произведения он сам определил как «жалость и похвалу великому князю Дмитрею Ивановичю и брату его, князю Владимеру Ондреевичю» [1].

Куликовская битва рассматривается в «Задонщине» как реванш за поражение, понесенное войсками Игоря Святославича на реке Каяле, сознательно отожествляемой автором «Задонщины» с рекой Калкой, поражение русских на которой в 1224 г. явилось первым этапом завоевания Руси татарами.

Эта идея реванша, как и самая идея обращения к временам независимости Руси, сказавшаяся и в письменности, и в архитектуре, и в живописи, и в политике, имела глубоко народный характер.

Таким образом, стоит рассматривать «Задонщину» не как стилизацию, а как подражание, осмысленное и обдуманное заранее, имеющее определенную цель. Это связано с тем, что индивидуальные особенности стиля, стилистические особенности именно данного произведения не замечались. Индивидуальное начало в творчестве древнерусских писателей было приглушено. Особенности стиля того или иного произведения могли вызывать попытки заимствовать готовые формулы, отдельные выражения и образы, но не творческое их воспроизведение. «Задонщина» – это не творческая стилизация, а механическое подражание.

Работа с такими произведениями как «Задонщина» и «Слово о полку Игореве» всегда будет вызывать множество трудностей и «темных мест»: существует огромное количество недоказанных гипотез и относительно незначительные по сравнению с ними сведения о данных памятниках древнерусской культуры, но по результатам проведенной работы можно сделать несколько однозначных, доказанных выше, выводов.

Во-первых, «Задонщина» отражает принципы монументального историзма и, хотя является произведением другой эпохи, через идейную общность перенимает эти принципы у более раннего произведения, относящемуся к монументально-историческому стилю – «Слова о полку Игореве».

Во-вторых, «Задонщина» является не стилизацией «Слова о полку Игореве», а механическим подражанием ему как событийно и идейно близкому произведению, повествующего об историческом прошлом. Заимствуется не весь корпус стилевых и жанровых особенностей, но только стилистические, языковые и жанровые формулы, помогающие ключевой идее утвердится через обращение к историческому сознанию читателя.

Хотя в отдельных выражениях разобранные эпизоды «Слова» и «Задонщины» то полностью совпадают, то сближаются, общий характер изложения в них различен также, как различались задачи двух авторов: первый был поэтом, второй по преимуществу историком, лишь украшавшим свое повествование художественными деталями, которые он отбирал осторожно, избегая сложной метафоричности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.

Адрианова-Перетц, В.П. «Слово о полку Игореве» и «Задонщина» [Электронный ресурс] / В.П. Адрианова-Перетц. – Электрон. текстовые данные. – Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/slovo/critics/s62/s62-131-.htm (дата обращения: 12.11.2019).

Архангельская, А.В. Русская литература XI – XVII вв. : учеб. пособие / А.В. Архангельская, А.А. Пауткин. – Москва : изд-во МГУ, 2003. – 26 с.

Задонщина [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые данные. – Режим доступа: http://drevne-rus-lit.niv.ru/drevne-rus-lit/text/zadonschina(дата обращения: 21.10.2019).

Лихачев, Д. С. Черты подражательности «Задонщины» (К вопросу об отношении «Задонщины» к «Слову о полку Игореве») / Д.С. Лихачев // Русская литература, 1964. – № 3.

Повести о Куликовской битве / изд. подгот. М.Н. Тихомиров, В. Ф. Ржига, Л. А. Дмитриев. – Москва; Ленинград, 1949.

«Слово о полку Игореве» и памятники Куликовского цикла. – Москва; Ленинград, 1966.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *