Что такое спор и дискуссия

Разница между спором и дискуссией

Иногда понятия «спор» и «дискуссия» употребляются как абсолютные синонимы. Но это не совсем верно, и разница в значении данных слов все-таки существует. Попытаемся во всем разобраться и выясним, чем отличается спор от дискуссии.

Определение

Спор – это форма общения, при которой присутствует разногласие во мнениях сторон. В споре есть то, что отсутствует в обычном диалоге, – ярко выраженное стремление доказать свою правоту.

Дискуссия тоже является разновидностью спора. Но лишь в том отношении, что каждый ее участник имеет собственную позицию, которую он доносит до остальных. Вместе с тем дискуссия во многом не похожа на обычный спор.

Сравнение

Обратимся сначала к целям. Для чего люди спорят? Для того, чтобы добиться принятия оппонентом определенной точки зрения. Она может быть объективно неверной, но тем не менее спорящий желает одержать победу над другой стороной. С какой целью проводятся дискуссии? Чтобы через сопоставление нескольких точек зрения прийти к истине в каком-то вопросе или решить проблему.

Что такое спор и дискуссия. Смотреть фото Что такое спор и дискуссия. Смотреть картинку Что такое спор и дискуссия. Картинка про Что такое спор и дискуссия. Фото Что такое спор и дискуссия

Отличие спора от дискуссии состоит в том, что в споре мнения всегда взаимно противоположны. Спор – это столкновение, своего рода конфликт. В нем чаще всего участвуют две стороны. Дискуссия близка к обсуждению. Точки зрения в ней не всегда явно противоречивы, они могут быть просто разными. Дискуссия, как правило, публичное явление.

Спор берет свое начало от тезиса, то есть некоторого утверждения, которое одна сторона считает истинным, а другая – ложным. Дискуссия же обычно ведется на определенную тему. Она часто используется для активизации процесса обучения. На научных конференциях также больше дискутируют, чем спорят.

Вообще, дискуссия – это нечто более глобальное. В отличие от спора, нередко возникающего по незначительным вопросам, она ориентирована на важные аспекты и часто затрагивает глубокие теоретические проблемы. Дискуссия обычно является длительной. По мере добавления новых порций информации ход обсуждения в ней может многократно меняться.

Важным признаком дискуссии выступает развернутая аргументация. При этом собеседники не пытаются во что бы то ни стало переубедить друг друга. Напротив, учитываются все точки зрения. В споре же зачастую даже подкрепленные вескими аргументами мнения игнорируются, противоположная позиция резко критикуется.

В чем разница между спором и дискуссией еще? В том, что в споре часто присутствует эмоциональный фактор. Накал страстей бывает очень высоким, в результате чего возможны оскорбления, переход на личности и выяснение отношений. В дискуссии люди не поддаются эмоциям в ущерб логике. Как правило, ее участниками являются компетентные лица, способные ради нахождения оптимального решения быть терпимыми к иному мнению.

Источник

Что такое спор и дискуссия

Что такое спор и дискуссия. Смотреть фото Что такое спор и дискуссия. Смотреть картинку Что такое спор и дискуссия. Картинка про Что такое спор и дискуссия. Фото Что такое спор и дискуссия

Что такое спор и дискуссия. Смотреть фото Что такое спор и дискуссия. Смотреть картинку Что такое спор и дискуссия. Картинка про Что такое спор и дискуссия. Фото Что такое спор и дискуссия

Что такое спор и дискуссия. Смотреть фото Что такое спор и дискуссия. Смотреть картинку Что такое спор и дискуссия. Картинка про Что такое спор и дискуссия. Фото Что такое спор и дискуссия

Что такое спор и дискуссия. Смотреть фото Что такое спор и дискуссия. Смотреть картинку Что такое спор и дискуссия. Картинка про Что такое спор и дискуссия. Фото Что такое спор и дискуссия

Что такое спор и дискуссия. Смотреть фото Что такое спор и дискуссия. Смотреть картинку Что такое спор и дискуссия. Картинка про Что такое спор и дискуссия. Фото Что такое спор и дискуссия

Дискуссия: спор или искусство побеждать

Что такое спор и дискуссия. Смотреть фото Что такое спор и дискуссия. Смотреть картинку Что такое спор и дискуссия. Картинка про Что такое спор и дискуссия. Фото Что такое спор и дискуссия

Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Под словом спор в общем значении понимается всякое столкновение мнений, разногласие в точках зрения по какому-либо вопросу, предмету, борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою правоту.

В зависимости от сфер, в которых происходит, и цели для достижения которой был начат спор, в русском языке есть другие слова для обозначения данного явления: дискуссия, диспут, полемика, дебаты, прения

Цель данного проекта : научить зрителей правильно спорить.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи :

Изучить материалы по данной теме.

Сделать продукт по теме проекта

Узнать виды споров

Рассмотреть правила споров

Глава 1. Виды спора

Существует 4 вида споров: дискуссия, диспут, дебаты, полемика.

Искусство спора зародилось ещё в Древние времена. Всем известны споры философов Древней Греции: Платона и Аристотеля.

Однако в современном цивилизованном мире приоритеты в искусстве ведения спор изменились. Если в Античности искусство спора заключалось в мастерстве отстаивать собственную точку зрения, то в настоящее время правила ведения спора направлены на то, чтобы в полемике установить истину и оставить отношения спорщиков в рамках приличия.

Неумение нормально общаться, участвовать в диалоге, в дискуссии часто является причиной непонимания друг друга, ссор, раздоров, оскорблений, обид и еще более страшных последствий.

Например, дискуссией (лат. Discussio – исследование, рассмотрение, разбор) называют такой публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как ее участники приходят к тому или иному выводу.

Иной характер носит слово полемика. Прежде всего, с этимологической точки зрения. Древнегреческое слово polemikos означает «воинственный, враждебный». Полемика — это не просто спор, а такой, при котором имеется конфронтация, противостояние, противоборство сторон, идей и речей. Полемику можно охарактеризовать как борьбу принципиально противоположных мнений по тому или иному вопросу, публичный спор с целью защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента. Полемика отличается от других видов спора именно своей целевой направленностью. Целью полемики является не нахождение единого мнения и установления истины, а победа над противником, отстаивание и утверждение собственной позиции

Можно условно разделить споры по определенным факторам, влияющим на их характер. К таким факторам можно отнести:

— форма проведения спора.

По цели различают следующие виды споров:

— для убеждения кого-либо;

На специфику спора также влияет количество лиц, участвующих в нем. Виды споров по количеству участников:

— спор-монолог (внутренний конфликт человека с самим собой);

— спор-диалог (полемика двух лиц);

— спор-полилог (ведется несколькими лицами).

Основы полемического мастерства

Полемическое мастерство — это знание предмета спора, понимание его сущности и разновидностей, соблюдение основных требований культуры спора, умение доказывать выдвинутое положение и опровергать мнение оппонента, использование полемических приемов, умение противостоять уловкам противника.

Успех любого спора напрямую зависит от того, достаточно ли четко определен предмет спора.

Предмет спора – это положения, суждения, подлежащие обсуждению путем обмена различных точек зрения, сопоставления других мнений. Предмет спора должен сразу же обозначаться полемизирующими сторонами. Нередко он уточняется в ходе самой дискуссии, а также может появляться и во время обсуждения какой-либо проблемы, то есть, в процессе спора, его предмет может меняться в зависимости от важности затрагиваемых вопросов.

Успех в проведении дискуссии или полемики во многом зависит от таких факторов:

Четкое определение пунктов, в которых мнения участников расходятся; Внимание участников к обсуждению главных положений спора, что исключает возможность внезапного изменения темы спора и др.

Успех спора, его конструктивный характер, плодотворность в решении вопросов в значительной степени зависят от состава полемистов. Важное значение имеют уровень их культуры, эрудиция, компетентность, жизненный опыт, владение полемическими навыками и умениями, знание правил публичного спора.

Глава 2. Законы аргументации и убеждения

1. Закон встраивания (внедрения).

Аргументы следует встраивать в логику рассуждений партнера, а не вбивать (ломая ее), не излагать их параллельно.

2. Закон общности языка мышления.

Если хотите, чтобы вас слышали, говорите на языке основных информационных и репрезентативных систем оппонента.

3. Закон минимализации аргументов.

Помните об ограниченности человеческого восприятия (пять-семь аргументов), поэтому ограничивайте число аргументов. Лучше, если их будет не более трех-четырех.

4. Закон объективности и доказательности.

Используйте в качестве аргументов только те, что принимает ваш оппонент. Не путайте факты и мнения.

5. Закон диалектичности (единства противоположностей).

Говорите не только о плюсах своих доказательств или предположений, но и о минусах. Этим вы придаете своим аргументам больший вес, так как двусторонний обзор (плюсы и минусы) лишает их легковестности и обезоруживает оппонента.

6. Закон демонстрации равенства и уважения.

Подавайте аргументы, демонстрируя уважение к оппоненту и его позиции.

Ссылки на авторитет, известный вашему оппоненту и воспринимаемый им тоже как авторитет, усиливают воздействие ваших аргументов. Ищите авторитетное подкрепление им.

Не отвергайте доводы партнера, а, признавая их правомерность, переоценивайте их силу и значимость. Усиливайте значимость потерь в случае принятия его позиции или уменьшайте значимость выгод, ожидаемых партнером.

Не стремитесь быстро переубедить оппонента, лучше идти по­степенными, но последовательными шагами.

Подавайте обратную связь в виде оценки состояния оппонента, описания своего эмоционального состояния. Принимайте на себя персональную ответственность за недоразумение и непонимание.

В процессе аргументации не допускайте неэтичное поведение (агрессия, обман, высокомерие, манипуляции и т.д.), не задевайте «больные места» оппонента.

Глава 3. Правила ведения спора.

Первое правило (правило Гомера):

Очередность приводимых аргументов влияет на их убедительность. Наиболее убедителен следующий порядок аргументов: сильные — средние — один самый сильный (слабыми аргументами вообще не пользуйтесь, они приносят вред, а не пользу). Сила (слабость) аргументов должна определяться не с точки зрения выступающего, а с точки зрения лица, принимающего решение.

Второе правило (правило Сократа):

Для получения положительного решения по важному для вас вопросу поставьте его на третье место, предпослав ему два коротких, простых для собеседника вопроса.

Третье правило (правило Паскаля):

Не загоняйте собеседника в угол. Дайте ему возможность «сохранить лицо», сохранить достоинство. «Ничто так не разоружает, как условия почетной капитуляции». (Покажите, что предлагаемое вами решение удовлетворяет какую-то из потребностей собеседника).

Убедительность аргументов в значительной степени зависит от имиджа и статуса убеждающего. Высокое должностное или социальное положение, компетентность, авторитетность, поддержка коллектива повышают статус человека и степень убедительности его аргументов.

Не загоняйте себя в угол, не понижайте свой статус проявлением признаков неуверенности.

Не принижайте статус собеседника, ибо любое проявление неуважения, пренебрежения к собеседнику вызывает негативную реакцию.

К аргументам приятного нам собеседника мы относимся благосклонно, к аргументам неприятного — с предубеждением. Приятное впечатление создается многими факторами: уважительным отношением, умением выслушать, грамотной речью, приятными манерами, внешностью и т.д.

Желая переубедить, начинайте не с разделяющих вас моментов, а с того, в чем вы согласны с оппонентом.

Проявите эмпатию, постарайтесь понять эмоциональное состояние другого человека, представить ход его мыслей, поставить себя на его место, сопереживать ему.

Будьте хорошим слушателем, чтобы понять ход мыслей собеседника.

Проверяйте, правильно ли вы понимаете собеседника.

Избегайте слов, действий, приводящих к конфликту.

Следите за мимикой, жестами, позами — своими и собеседника.

С помощью дискуссий можно решить любой вопрос без лишних ссор. Это гораздо лучше, чем просто спорить, не приводя никаких аргументов, доказательств и т.п.

Не стоит спорить, если Вы не знаете правил, норм спора, а так же если вы не понимаете тему, над которой ведется обсуждение.

Главное в споре – это понимание друг друга его участниками. Эффективным можно назвать спор, только если он несет за собой истину.

Источник

Спор, дискуссия, полемика: психологические особенности и приемы

В русском языке имеются и другие слова для обозначения данного явления:

дискуссия, диспут, полемика, дебаты, прения.

Довольно часто они употребляются как синонимы слова «спор». В научных исследованиях эти слова служат нередко наименованиями отдельных разновидностей спора.

Дискуссией(от лат. discussio — исследование, рассмотрение, разбор) называют такой публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление различных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому, или иному выводу. Выделяют этапы деловой дискуссии:

1) вступление в контакт;

2) постановка проблемы (что обсуждается, зачем, в какой степени нужно решить проблему, какова цель дискуссии);

3) уточнение предмета общения и предметных позиций (мнений) участников;

4) выдвижение альтернативных вариантов;

5) конфронтация участников;

6) обсуждение и оценка альтернатив, поиск элементов сходства;

7) установление согласия через выбор наиболее приемлемого или оптимального решения.

Неэффективная дискуссия часто завершается на этапе выдвижения альтернативных позиций и конфронтации участников, не выходя на уровень совместного решения проблемы. Возможны различные способы вступления в контакт: «пристройка сверху» — «снизу» — «на равных» (через позу, взгляд, темп речи, инициативу).

Для деловой дискуссии очень важен предмет общения и отношение участников к нему. Способность понимать предметные позиции партнеров (т. е. представление о ситуации, о проблеме) и свою собственную предметную позицию — необходимое условие успеха делового общения.

В дискуссии велика роль ведущего. Он должен:

1) сформулировать цель и тему дискуссии (что обсуждается, зачем нужна дискуссия, в какой степени следует решить проблему).

Целью дискуссии может быть: 1) сбор и упорядочивание информации по обсуждаемой проблеме; 2) поиск альтернативных подходов к решению проблемы, их обоснование; 3) выбор оптимальной альтернативы.

2) установить время дискуссии (20—30—40 минут или более);

3) заинтересовать участников дискуссии (изложить проблему в виде некоторого противоречия);

4) добиться однозначного понимания проблемы всеми участниками, проверив это контрольными вопросами или попросив участников задавать вопросы;

5) организовать обмен мнениями (желающим или по кругу);

6) активизировать пассивных (обратиться к молчащему с вопросом, с просьбой помочь);

7) собрать максимум предложений по решению обсуждаемой проблемы (свои

предложения высказать после того, как выслушаны мнения всех участников);

8) не допускать отклонений от темы (тактично останавливать, напоминать о целях дискуссии);

9) уточнять неясные положения, пресекать оценочные суждения о личности участников;

10) помогать группе прийти к согласованному мнению;

11) в конце провести четкое подведение итогов, сформулировать выводы, спектр решений, сопоставить цели дискуссии с полученными результатами; следует подчеркнуть вклад каждого в общий итог, похвалить, поблагодарить участников.

Диспут (от лат. disputar — рассуждать, disputatio — прение) — это публичный спор на научную и общественную тему.

Полемика (от древнегреч. polemikos — воинственный, враждебный) — это борьба принципиально противоположных мнений по тому или иному вопросу, публичный спор с целью защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента.

Из данного определения следует, что полемика отличается от дискуссии и диспута именно своей целевой направленностью. Участники дискуссии, сопоставляя противоречивые суждения, стараются прийти к единому мнению, найти общее решение, установить истину.

Цель полемики иная: необходимо одержать победу над противником, отстоять и утвердить собственную позицию.

Однако следует иметь в виду, что подлинно научная полемика ведется не ради победы как таковой. Полемика — это наука убеждать. Она учит подкреплять мысли убедительными и неоспоримыми доводами, научными аргументами.

Дебатыпрения, обмен мнениями по каким-либо вопросам, споры.

Пренияобсуждения какого-либо вопроса, публичный спор по каким-либо вопросам. Под этими словами, как правило, подразумевают споры, которые возникают при обсуждении докладов, сообщений, выступлений на собраниях, заседаниях, конференциях и т.д.

Существуют разные виды споров. В научной литературе делаются попытки их систематизировать. В качестве основания берутся различные признаки. Однако единая классификация споров на сегодняшний день отсутствует.

Основными факторами, влияющими на характер спора и его особенности, относятся: цель спора; значимость проблемы спора; количество участников; форма проведения спора.

Цель спора: поиск истины; убеждение оппонента; одержать победу; спор ради спора.

Спор как поиск истины может служить средством для поиска истины, для проверки какой-либо мысли, идеи, для ее обоснования. В таком споре тщательно подбираются и анализируются доводы, взвешенно оцениваются позиции и взгляды противоположной стороны, т.е. по существу, ведется совместное расследование истины. Конечно, такой спор возможен только между компетентными людьми, знающими данную проблему и заинтересованными в ее решении.

Спор для убеждения оппонента. Здесь можно выделить два важных момента. Иногда спорящий убеждает противника в том, в чем сам глубоко убежден, но порой он уверяет и потому, что так «надо» по долгу службы, в силу каких-либо обстоятельств и т.д.

Спор для одержания победы. Спорящие добиваются ее по разным мотивам. Одни считают, что отстаивают общественные интересы, другим нужна победа для самоутверждения, третьим нужна победа поэффектней, и они не стесняются в приемах и средствах для ее достижения.

Спор ради спора. Это своего рода «искусство», «спорт». Для таких спорщиков безразлично: о чем спорить, с кем спорить, зачем спорить. Им важно блеснуть красноречием.

На специфику спора влияет количество лиц, принимающих участие в обсуждении проблемных вопросов. По этому признаку важно выделить три основные группы:

1) спор-монолог (человек спорит сам с собой, это так называемый «внутренний спор»);

2) спор-диалог (полемизируют два лица);

3) спор-полилог (ведется несколькими или многими лицами).

Споры могут проходить при слушателях и без таковых.

Присутствие слушателей, даже если они не выражают своего отношения к спору, влияет на спорящих.

Споры могут быть устными и печатными. Устная форма предполагает непосредственное общение друг с другом, письменная (печатная) формаопосредованное общение. Устные споры, как правило, ограничены во времени и замкнуты в пространстве. Письменные споры более продолжительны.

В устном споре важную роль играют внешние и психологические особенности. Большое значение имеют манера уверенно держаться, скорость реакции, живость мышления, остроумие. Робкий, застенчивый человек обычно проигрывает по сравнению с самоуверенным противником. Именно поэтому письменный спор бывает более пригоден для выяснения истины, чем устный. Однако у него имеются и свои недостатки. Он может продолжаться слишком долго, иногда годами, поэтому его участники успевают забыть отдельные моменты, не имеют возможности восстановить их в памяти.

Споры бывают организованные и неорганизованные. Организованные споры планируются, готовятся, проводятся под руководством специалистов. Полемисты имеют возможность заранее познакомиться с предметом спора, определить свою позицию, подобрать необходимые аргументы, продумать возможные возражения оппонентов. Однако спор может возникнуть и стихийно — в учебном процессе, на собраниях и заседаниях, в быту.

Успех спора зависит и от состава полемистов. Важное значение имеют их уровень культуры, эрудиция, компетентность, жизненный опыт, владение полемическими навыками и умениями, знание правил публичного спора.

Психологические приемы убеждения в споре:

Источник

Что такое спор и дискуссия

Всероссийский информационно-образовательный портал профессионального мастерства педагогических работников

автор: Кошелева Виктория Александровна

Педагог-психолог МБОУ ООШ № 15 г.Юрги Кемероской области

Спор, дискуссия, полемика: психологические особенности и приемы

Спор, дискуссия, полемика: психологические особенности и приемы

1.1 Положительные моменты спора

1.2. Факторы и виды классификаций спора

2.1 Этапы дискуссии

2.2. Признаки дискуссии

2.4. Формы дискуссий

3.1 Организация полемики

3.2 Приемы в полемике

Одной из актуальных тем в области психологии является спор, дискуссия, полемика. Психология спора позволяет понять истинные намерения вашего оппонента.

Спор, независимо от его предмета, является важной составляющей межличностного общения и взаимодействия людей. Во время этого процесса стороны с помощью аргументов отстаивают свое понимание обсуждаемого вопроса и стремятся опровергнуть доводы оппонентов.

Спор это один из видов делового общения, к которому прибегают при возникновении различных точек зрения и взаимном столкновении интересов противоборствующих сторон.

В свою очередь в процессе спора возникают дискуссии. Которые разделяются на виды и этапы. Что в современном мире встречается повсюду: в образовании, в политике, в семье, в обществе в целом, также при подходе индивидуальных и групповых работ.

Причины того, почему спорят люди, могут быть самыми неожиданными.

Чтобы понять, в чем заключается суть этой темы нужно понимать причины созревания спора.

Существует множество понятий: что же такое спор?

Спор- это важное средство прояснения и разрешения вопросов, вызывающих разногласия, лучшего понимания того, что не является в достаточной мере ясным и не нашло еще убедительного обоснования.

Спор — это способ выплеснуть накопившиеся эмоции, в том числе негативные – боль, неудовлетворение, злость.

Спор — это всякое столкновение мнений, разногласие в точках зрения по какому-либо вопросу, предмету, борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою правоту.

Споры возникают при решении бытовых или производственных вопросов.

Редкий спор заканчивается безусловной победой одной из сторон.

1.1. Положительные моменты при споре

Существуют положительные моменты возникающие в процессе спора:

1.2. Факторы и виды классификации спора

Существуют несколько видов классификаций спора. Пример одной из классификаций. К основным факторам, влияющим на характер спора и его особенности, относятся:

— значимость проблемы спора;

— форма проведения спора.

По цели различают следующие виды спора:

— спор для убеждения оппонента;

— спор для одержания победы;

Цель и значимость спора

В спорах затрагиваются интересы социума, нации, отстаивают индивидуальные и групповые интересы. Также защищают семейные и личностные интересы. При моменте спора важно понимать социальную значимость проблемы, чтобы не растрачивать энергию и силу на несуществующие вопросы.

При обсуждении проблемных вопросов большее влияние оказывает количество лиц принимающих участие в споре. Можно выделить три основных группы участников:

Спор проходит при слушателях, и наоборот. Присутствие слушателей, даже если они не выражают своего отношения к спору, влияет на поведение спорящих.

Формы проведения спора.

Споры могут быть устными и печатными.

Устная форма предполагает непосредственное общение друг с другом.

Они, как правило, ограничены во времени и замкнуты в пространстве.

Письменная (печатная) форма — опосредованное общение.

Письменные споры более продолжительны.

Организованные споры как правило, планируются, готовятся и проводятся под руководством специалистов. Таким образом организатор имеет возможность заранее познакомиться с предметом спора, определить свою позицию, подобрать необходимые аргументы, продумать возможные возражения участников спора. Однако спор может возникнуть и стихийно (в учебном процессе, на собраниях и заседаниях, в бытовом общении).

Неорганизованные споры возникают спонтанно (без подготовки).

Спор из-за истины – служит средством поиска истины, для проверки какой-либо идеи, мысли, для ее обоснования. Подбираются и анализируются доводы, оцениваются взгляды и позиции противоположной стороны, ведется совместное расследование истины.

В основном такой спор возможен между конкретными участниками, знающие проблему, которые заинтересованы в ее решении.

Спор для одержания победы- спорящие добиваются ее по разным мотивам: либо отстаивают общественные интересы, либо нужна победа для самоутверждения, либо победа поэффектней и они не стесняются в приемах и средствах для ее одержания.

Спор ради спора это своего рода «искусство», «спорт». Для таких спорщиков безразлично о чем спорить, с кем спорить, зачем спорить. Им важно блеснуть красноречием.

Психологи выделяют аподиктический, эристический (диалектический) и софистический виды спора, которые отличаются собственно целью.

1Аподиктический спор (спор возникает тогда, когда цель это поиск истины).

В психологии различают три принципа (правила поведения) спора: равной безопасности, децентрической направленности, адекватности.

Искусство ведения спора приобретает для каждого из нас все более важное значение, то есть все основания для того, чтобы разобраться в его сущности, сравнить его с такими близкими понятиями, как «дискуссия» и «полемика».

Дискуссия ( происходит от латинского discussio — рассмотрение, исследование) — это публичное обсуждение каких-либо проблем, спорных вопросов.

Дискуссия – это метод, активизирующий процесс обучения, изучения сложной темы, проблемы, который вклинивается в контекст (Пример: семинарские занятия).

Участники обсуждения имеют отличные мнения, высказываются, противопоставляют друг другу. Но, при этом стремятся прийти к единому мнению, найти выход из ситуации.

В дискуссии нет победивших и проигравших. При вопросах спора применяются факты, отчеты, предоставляются расчеты и убедительные доказательства.

Дискуссия является одной из более эффективных методов спора.

2.1 Этапы деловой дискуссии.

Существует несколько этапов дискуссии:

Групповая дискуссия позволяет столкнуть противоположные позиции и тем самым помочь участникам увидеть разные стороны проблемы, уменьшить их сопротивление новой информации;

Организация учебного процесса на основе дискуссии ориентирована на формирование рефлексивного мышления, актуализацию и организацию опыта слушателей, направленной на совместную разработку.

2.2. Признаки дискуссии

Характерные признаки дискуссии являются:

Дискуссия разделяется на несколько видов:

Стихийная дискуссия (параметры не регламентируются).

Свободная дискуссия (определяет направления и время выступления).

Организованная (проводится по регламенту и в установленное заранее время).

2.4 Формы дискуссии

В педагогическом опыте разделяют несколько форм дискуссий:

Полемика (происходит от греческого polemikos — враждебный, воинствующий) — это процедура спора, но спора, приводящего к конфронтации и борьбе принципиально противоположных мнений и подходов в решении определенных проблем.

Полемический спор — это одержать победу над противником во что бы то ни стало, используя все возможные средства.

Остроумный, решительный участник спора побеждает. Застенчивый и слабовольный человек в таком случае проигрывает.

Полемика-это наука, которая учит влиять на людей, убеждать и склонять в нужную сторону.

Полемистов обучают стратегиям, тактам, психологическому влиянию на людей (нестандартному мышлению).

3.1. Организация полемики

Как организуется полемика?

3.2 Приемы в полемике

Один из приемов применяемых в полемике являются уловки

Уловки- это тактика и приемы ведения спора, назначение которых – затруднить оппоненту обоснование своих идей. Определенная тактика и использование полемических приемов облегчают победу в споре.

Уловки разделяются на несколько видов:

А) Психологические уловки (основанные на знаниях слабостях человека);

Б) Логические уловки (проявляются в основном в умышленном нарушении логических требований);

Бывают ситуации, когда одна сторона в споре пытается буквально сломать другую, используя для этого приемы, которые в словесной борьбе считаются запрещенными.

Запрещенные приемы в полемике:

1.Приклеивание ярлыков (оскорбления). Самый рациональный выход из такого положения — прервать обсуждение из-за нежелания подвергаться оскорблениям и непродуктивности дальнейшего спора.

3.Ложь (ссылка на несуществующий источник, вымышленый факт, собственную «цитату», усеченное цитирование, подтасовка фактов).

4.Зажимание рта (запугивание), «палочный аргумент».

5.В споре с женщиной — ссылка на несовершенство женской логики.

6.Выведение из терпения (противник все время посмеивается, или подмигивает).

7.Дискредитация (противник вспоминает о порочащих оппонента эпизодах его жизни. Если таковых нет, придумывает их).

Существуют различные мнения, противоречия и конфликты в обществе на любой стадии развития. По различным источникам обусловленными культурой и строением существуют различные мнения и свой особый характер и степень остроты. Все зависит, как общество и отдельные деятели противоречат в конфликтообразующих ситуациях.

В нашей огромной стране общество характеризуется острой конфликтообразующей ситуацией. Причина такой ситуации вызвана тяжелыми нарушениями норм морали.

Спор имеет огромное значение в жизни, в науке, в государственных и общественных делах. Наше время в России особенно богато горячими спорами общественного и политического характера.

Одной из самых трудно преодолимых преград к хорошему ведению спора является обычное у людей неуменье слушать другого человека. Из-за этого несчастного «неуменья слушать» друг друга многие споры обращаются в нечто невообразимо нелепое, в какой-то ужасающий сумбур.

С логической стороны завершение спора может привести к разным результатам. Иногда спор завершается простой победой, признанием его обеими сторонами. Иногда же под влиянием критики тезис терпит большие или меньшие изменения: в него вносятся оговорки, исправляются неточности и т. д., и он принимается обеими сторонами уже в этом измененном и исправленном виде.

Спор может привести к нежелательным последствиям и, как таковой, вовсе не безопасен. Однако мы должны уметь минимизировать возможный ущерб, причиненной этим явлением, и извлекать из него как можно большую пользу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *