Что такое спортивная физиология

Спортивная физиология

Источник:
Учебное пособие для ВУЗов «Спортивная физиология».
Автор: И.И. Земцова Изд.: Олимпийская лит-ра, 2010 год.

Что такое спортивная физиология. Смотреть фото Что такое спортивная физиология. Смотреть картинку Что такое спортивная физиология. Картинка про Что такое спортивная физиология. Фото Что такое спортивная физиологияНажмите, чтобы сохранить эту страницу на стену Вконтакте

Содержание

Спортивная физиология (Земцова И.И.) [ править | править код ]

Что такое спортивная физиология. Смотреть фото Что такое спортивная физиология. Смотреть картинку Что такое спортивная физиология. Картинка про Что такое спортивная физиология. Фото Что такое спортивная физиология

Содержание: [ править | править код ]

РАЗДЕЛ 12. Биологический контроль (мониторинг)

Спортивная физиология как научная дисциплина [ править | править код ]

Спортивная физиология является ведущей среди медико-биологических дисциплин в университетах и институтах спортивного профиля как биологическая основа физического воспитания и спорта.

Процесс физического воспитания и спорта может быть успешным только при условии, что его практическая реализация базируется на знаниях биологической сущности физической активности человека, закономерностях ее роста и развития, знаниях процесса адаптации организма к влиянию физических упражнений, биологических основах дозирования физических нагрузок, контроле над их влиянием на организм в разных условиях внешней среды. Эти знания являются фундаментом высокой методической подготовки специалиста области «Физическое воспитание и спорт», что имеет большое значение для повышения конкурентоспособности выпускников учебных заведений физического воспитания и спорта на рынке труда.

Сегодня существенно изменились подходы к изучению и преподаванию студентам спортивной физиологии. Они связаны, прежде всего, с расширением современных методов экспериментальных исследований, позволяющих быстро получать достоверные физиологические, метаболические и морфологические показатели организма спортсменов и лиц, занимающихся оздоровительной физической культурой. Выявлено также целесообразность интегрального преподавания спортивной физиологии, то есть включение в программу лекционного и практического курса вопросов по спортивной морфологии и спортивной биохимии. Такое комплексное преподавание спортивной физиологии позволяет студенту более объемно, всесторонне и на всех уровнях (структурном, биохимическом и функциональном) приобретать интегральные теоретические знания и практические навыки современных экспериментальных исследований, необходимые им для дальнейшей практической работы в области физического воспитания и спорта. Такая программа по спортивной физиологии, подготовленная и апробированная на кафедре биологии человека НУФВСУ, показала свою эффективность.

Методическое пособие создано в соответствии с этой программой, оно состоит из 16 разделов: восемь разделов программы преподаются на 3-м курсе и восемь — на 4-м. Данное пособие ориентировано на обеспечение выполнения практических работ по спортивной физиологии и состоит из отдельных

разделов, каждый из которых содержит соответствующие практические занятия, включающие теоретическое вступление, перечень необходимого оснащения, ход работ и контрольные вопросы для проверки теоретических знаний и практических навыков по каждой теме. Широкий подбор практических занятий позволяет выбрать одно из них в зависимости от наличия соответствующего оснащения: можно провести практическое занятие в обычной аудитории, используя простые методы экспериментальных исследований, а можно провести его в научно-исследовательской лаборатории, используя метод газоанализа, или в фитнес-клубе. Содержание некоторых разделов сокращено, а иных, наоборот, расширено из-за их исключительной важности и актуальности.

Практические занятия, включенные в методическое пособие, качественно различны: одни направлены на исследование узкого конкретного вопроса программы, другие посвящены решению ситуационных задач, моделируя ситуации, которые могут возникнуть в процессе практической деятельности специалиста области физического воспитания и спорта, а некоторые темы включают проведение научно-исследовательской работы в учебное время и могут подаваться на конкурс студенческих научных работ.

Автор надеется, что это методическое пособие будет способствовать повышению качества проведения практических занятий и приобретению современных практических навыков научно-исследовательской работы, что, соответственно, повысит эффективность изучения студентами курса спортивной физиологии и улучшит качество подготовки специалистов области «Физическое воспитание и спорт».

Литература [ править | править код ]

Аганянц Е. К. Физиология человека : учеб. пособие / Е. К. Аганянц. — М.: Сов. спорт, 2001. —336 с.

Алтер М. Дж. Наука о гибкости / М. Дж. Алтер. *— К.: Олимп, л-ра, 2001. — 422 с. Белоцерковский 3. Б. Эргометрические и кардиологические критерии физической работоспособности у спортсменов / 3. Б. Белоцерковский. — М.: Сов. спорт, 2005. — 312 с.

Бриклин И. Ваш идеальный вес / И. Бриклин, Л. Коннер ; пер. с англ.;** М. : Изд. Дом «Крон-пресс», 1998. — 298 с.

Буланов Ю. Б. Питание мышц / Ю. Б. Буланов. —Тверь: Изд-во РУПГО, 2002. — 205 с. Булатова М. М. Спортсмен в различных климато-географических условиях / М. М. Булатова, В. Н. Платонов. — К.: Олимп, л-ра, 1996. — С. 7—84.

Булич Э. Г. Здоровье человека / Э. Г. Булич, И. В. Муравов. — К.: Олимп, л-ра, 2003. — 424 с.

Волков Л. В. Теория спортивного отбора: способность, одаренность, талант/Л. В. Волков. — К.: Вежа, 1996. — 152 с.

Волков Н. И. Биохимия мышечной деятельности / Н. И. Волков, Э. Н. Несен, А. А. Осипенко, С. И. Корсун. — К.: Олимп, л-ра,1998. — 288 с.

Гэрдон Нил Ф. Хроническое утомление и двигательная активность / Нил Ф. Гордон. — К.: Олимп, л-ра, 1999. —-128 с.

Детская спортивная медицина / [под ред. С. Б. Тихвинского и С. В. Хрущева]. — М.: Медицина, 1991. — 560 с.

Допинг и эргогенные средства в спорте / [под ред. В. Н. Платонова]. — К, : Олимп, л-ра, 2003. — 576 с.

Дудин Н. П. Морфофункциональный и психофизиологический контроль как критерии отбора юных спортсменов, занимающихся игровыми видами спорта: метод, рекоменд. / Н. П. Дудин, Г. А. Лисенчук, М. И. Воробьев. — К., 2001. — 24 с.

Евгеньева Л. Я. Комплексный контроль подготовленности футболистов по морфофункциональным показателям / Л. Я. Евгеньева. — К. : Федерация футбола Украины, 2002. — 68 с.

Еремеев Б. В. Женщинам о физической культуре / Б. В. Еремеев. — К. : Здоров’я, 1991. —174 с.

Ермолаев Ю. А. Возрастная физиология I Ю. А. Ермолаев. — М. : Спорт Академ. Пресс, 2001. —144 с.

Здоровье и образ жизни студентов : учеб. пособие / [под общей ред. Д. Н. Давиден-ко]. — СПб.—К., 2005. — 158 с.

Кашуба В. А. Биомеханика осанки / Р А. Кашуба. — К.: Олимп, п-ра. 2003. — 280 с.

Ключевые факторы адаптации организма спортсменов к большим тренировочным нагрузкам / [под ред. Д. А. Полищука]. — К.: Абрис,1996. — 78 с.

Козлов В. И. Основы спортивной морфопогии / В. И. Козлов, А. А. Гладышева. — М., 1997. —125 с.

Кроль В. М. Психофизиология человека / В. М. Кроль. — СПб., 2003. — 302 с.

Круцевич Т. Ю. Методы исследования индивидуального здоровья детей и подростков в процессе физического воспитания и спорта / Т. Ю. Круцевич. — К.: Олимп, л-ра, 1999. — 132 с.

Лактатный порог и его использование для управления тренировочным процессом / [под ред. Д. Полищука]. — К.: Абрис, 1997. — 60 с.

Мищенко В. С. Функциональные возможности спортсменов / В. С. Мищенко. — К. : Здоров’я, 1990. — 200 с.

Мохан Р. Биохимия мышечной деятельности и физической тренировки / Р. Мохан, М. Глессон, П. А. Грингафф. — К.: Олимп, л-ра, 2001. — 296 с.

Мурза В. П. Метод и функцюнальних дослщжень у ф1зичжй реабшпэдП’ та спортивна медицин!: навч. поабник/В. П. Мурза, М. М. Фттпов. — К.: Уыверситег «УкраТна», 2001. — 96 с.

Омельяненко В. Г. Зб1рник тестових завдань з ф1зюлопГ ф1зичного виховання / В. Г. Оме-льяненко. —Тернопть, 2004. —120 с.

Омельяненко В. Г. Tecroei завдання. Ф1зюлопя людини / В. Г. Омельяненко. — Тернопть, 2004. — 156 с.

Остапенко А. А. Анаболические средства в современном силовом спорте/А. А. Остапенко, М. В. Клестов. — М., 2002. — 288 с.

Питание спортсменов / [под ред. Кристин А. Розенблюм]. — К.: Олимп, л-ра, 2006. — 535 с.

Платонов В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В. Н. Платонов. — К.: Олимп, л-ра, 1997. г^#504 с.

Платонов В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практическое приложение / В. Н. Платонов. — К.: Олимп, л-ра, 2005. — 258 с.

Применение пульсометрии в подготовке спортсменов высокого класса : метод, реко-менд. / [под ред. Д. А. Полищука]. — К.: ГНИИФКС, 1996. — 80 с.

Сарубин Э. Популярные пищевые добавки. Справочник по распространенным пищевым добавкам / Э. Сарубин. — К.: Олимп, л-ра, 2004. — 480 с.

Семенов Л. А. Определение спортивной пригодности детей и подростков: биологические и психолого-педагогические аспекты / Л. А. Семенов. — М.: Сов. спорт, 2005. — 142 с.

Симонова О. Н. Оценка анаэробных порогов по изменению ЧСС при стандартных нагрузочных пробах / О. Н. Симонова // Физиология человека.—2001. — Ne 4, Т. 27. — С. 66—68.

Соподков А. С. Физиология человека / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. — М. : Терра Спорт, 2001. — 340 с.

Соподков А. С. Физиология человека.Общая. Спортивная. Возрастная : учеб. пособие /А С. Солодков, Е. Б. Сологуб. — М.: Сов. спорт, 2003. — 528 с.

Спортивня медицина. Практические рекомендации / [лсд ред. Р. Джексона]. — К. : Олимп, л-ра, 2003. — 382 с.

Суслов Ф. П. Подготовка спортсменов в горных условиях / Ф. П. Суслов, Е. Б. Гиппен-рейтер. — М.: Спорт Академ Пресс, 2001. —176 с.

Тнимова Г. Т. Молекулярные механизмы адаптации к мышечной деятельности / Г. Т. Тнимова. — Караганда, 2004. —183 с.

Уильямс М. Эргогенные средства в системе спортивной подготовки / М. Уильямс. — К.: Олимп, л-ра, 1997. — 256 с.

Физическая культура студента / [под ред. В. И. Ильинича]. — М.: Гардарики, 2003. — 448 с.

Филиппов М. М. Психофизиология функциональных состояний : учеб. пособие / М. М. Филиппов. — К., 2006. — 240 с.

Шахлина Л. Г. Медико-биологические основы спортивной тренировки женщин /Л. Г. Шахлина. — К.: Наук, думка, 2001. — С. 279—285.

BudgettR. Fatigue and underperformance sn athletes: the overtraining syndrome / R. Budgett // Brit J. of Sports Med., 1998, 32, P. 107—110.

Henricsson J. Metabolism in the Contracting Skeletal Muscle. Endurance in Sport / J. Henricsson. — Oxford Blackwell Scientific Publications, 1992. — P. 226—243.

KeddyD. Assessing nutritional status / D. Keddy, T. J. Lion A Eating Disorders Review.1998, 9 (5). 1—8.

Korobeynikov G. Physical development as health crsterson in childem. Potegowanie zdrowia czynniki, Mechanizmy i strategie zdrowotne / G. Korobeynikov, L Korobeynikova. — Radom, 2003. — P. 103—105.

Lemon P.W.R. Protein intace and athletic performance / P.W.R. Lemon, D. N. Proctor //Sports Med. —1991,12, P. 313—325.

Powers S. K. Exercise physiology / S. K. Powers, E. T. Howley //Theory and application to Fitness and Performance, WCB, Wm. C. Brown Publisners, 1990. — 560 p.

UsajA. Influence of endurance training on the results of Conconi test/ A. Usaj // Kinesiologija, 1995. — V. 27. — № 2. P. 32—37.

Vim A. Adaptation in Sports training / A Viru //Times Mirror International London: Publishers, 1995 — 320 p.

Williams M. N. Nutritional ergogenics in atletics / M. N. Williams // J. Sport Sd. 1995,13. — P. 63—74.

Наглядная физиология [ править | править код ]

Экскреция органических веществ

Реабсорбция Na+ и С1

Реабсорбция воды. Механизм концентрирования мочи

Регуляция содержания солей и воды

Диурез и диуретики

Почки и кислотно-основный баланс

Реабсорбция и экскреция фосфата, Са2+ и Мд2+

Тубулогломерулярная обратная связь, ренин-ангиотензиновая система

Кровеносные сосуды и кровоток

Генерация и проведение сердечного импульса

Возбуждение при электролитных нарушениях

Зависимость «давление-объем» для желудочков сердца

Работа и мощность сердца

Регуляция ударного объема

Обменные процессы в эндотелии

Глава 10 Питание и пищеварение

Энергия метаболизма и калориметрия

Энергетический гомеостаз и масса тела

Желудочно-кишечный тракт: общие сведения, иммунная защита, кровоснабжение

Взаимодействие нервной и эндокринной систем

Строение и моторика желудка

Функции тонкого кишечника

Толстый кишечник. Дефекация. Фекалии

Глава 11 Гормоны и репродуктивная система

Гуморальные сигналы: контроль и эффекты

Внутриклеточное проведение сигналов от внеклеточных мессенджеров

Метаболизм углеводов и гормоны поджелудочной железы

Гормоны щитовидной железы

Метаболизм кальция и фосфата

Биосинтез стероидных гормонов

Кора надпочечников и синтез глюкокортикоидов

Оогенез и менструальный цикл

Гормональный контроль менструального цикла

Пролактин и окситоцин

Гормональный контроль беременности и родов

Андрогены и функция семенников

Центральная нервная система

Получение и обработка стимулов

Сенсорные функции кожи

Проприоцепция, рефлекс растяжения

Проведение сенсорного импульса в ЦНС

Гипоталамус, лимбическая система

Кора головного мозга, электроэнцефалограмма (ЭЭГ)

Цикл сна-бодрствования, циркадные ритмы

Обучение, память, язык

Строение глаза, слезная жидкость, водянистая влага

Диоптрический аппарат глаза

Острота зрения. Фоторецепторы

Адаптация глаза к силе света

Обработка сетчаткой зрительного сигнала

Поле зрения. Зрительный тракт.

Центральная обработка зрительного стимула

Движения глаз, стереоскопическое зрение, глубина восприятия Физические основы распространения звука.

Звуковые стимулы и их восприятие

Проведение звука, звуковые рецепторы

Центральная обработка акустической информации

Единицы измерения (размерности)

Степени и логарифмы

Графическое представление экспериментальных данных

Физиологические нормы для организма человека

Уравнения и формулы, применяемые в физиологии

Источник

Физиология мышечной деятельности

В. Н. Селуянов, В. А. Рыбаков, М. П. Шестаков

Глава 1. Модели систем организма

1.1.4. Физиология мышечной деятельности

Биохимия и физиология мышечной активности при выполнении физической работы может быть описана следующим образом. Покажем с помощью имитационного моделирования как разворачиваются физиологические процессы в мышце при выполнении ступенчатого теста.

Что такое спортивная физиология. Смотреть фото Что такое спортивная физиология. Смотреть картинку Что такое спортивная физиология. Картинка про Что такое спортивная физиология. Фото Что такое спортивная физиология

Предположим, что мышца (например, четырехглавая мышца бедра) имеет ММВ 50 %, амплитуда ступеньки — 5 % максимальной алактатной мощности, величина которой принята за 100 %, длительность — 1 мин. На первой ступеньке в связи с малым внешним сопротивлением рекрутируются, согласно «правилу размера» Ханнемана, низкопороговые ДЕ (МВ). Они имеют высокие окислительные возможности, субстратом в них являются жирные кислоты. Однако первые 10 20 с энергообеспечение идет за счет запасов АТФ и КрФ в активных МВ. Уже в пределах одной ступеньки (1 мин.) имеет место рекрутирование новых мышечных волокон, благодаря этому удается поддерживать заданную мощность на ступеньке. Вызвано это снижением концентрации фосфогенов в активных МВ, то есть силы (мощности) сокращения этих МВ, усилением активирующего влияния ЦНС, а это приводит к вовлечению новых ДЕ (МВ). Постепенное ступенчатое увеличение внешней нагрузки (мощности) сопровождается пропорциональным изменением некоторых показателей: растет ЧСС, потребление кислорода, легочная вентиляция, не изменяется концентрация молочной кислоты и ионов водорода.

При достижении внешней мощности некоторого значения наступает момент, когда в работу вовлекаются все ММВ и начинают рекрутироваться промежуточные мышечные волокна (ПМВ). Промежуточными мышечными волокнами можно назвать те, в которых массы митохондрий недостаточно для обеспечения баланса между образованием пирувата и его окислением в митохондриях. В ПМВ после снижения концентрации фосфогенов активизируется гликолиз, часть пирувата начинает преобразовываться в молочную кислоту (точнее говоря, в лактат и ионы водорода), которая выходит в кровь, проникает в ММВ. Попадание в ММВ (ОМВ) лактата ведет к ингибированию окисления жиров, субстратом окисления становится в большей мере гликоген. Следовательно, признаком рекрутирования всех ММВ (ОМВ) является увеличение в крови концентрации лактата и усиление легочной вентиляции. Легочная вентиляция усиливается, в связи с образованием и накоплением в ПМВ ионов водорода, которые при выходе в кровь взаимодействуют с буферными системами крови и вызывают образование избыточного (неметаболического) углекислого газа. Повышение концентрации углекислого газа в крови приводит к активизации дыхания (Физиология человека, 1998).

Таким образом, при выполнении ступенчатого теста имеет место явление, которое принято называть аэробным порогом (АэП). Появление АэП свидетельствует о рекру-тировании всех ОМВ. По величине внешнего сопротивления можно судить о силе ОМВ, которую они могут проявить при ресинтезе АТФ и КрФ за счет окислительного фосфори-лирования (Селуянов В. Н. с соав., 1991).

Дальнейшее увеличение мощности требует рекрутирования более высокопороговых ДЕ (ГМВ), в которых митохондрий очень мало. Это усиливает процессы анаэробного гликолиза, больше выходит лактата и ионов Н в кровь. При попадании лактата в ОМВ он превращается обратно в пируват с помощью фермента ЛДГ Н (Karlsson, 1971,1982). Однако мощность митохондриальной системы ОМВ имеет предел. Поэтому сначала наступает предельное динамическое равновесие между образованием лактата и его потреблением в ОМВ и ПМВ, а затем равновесие нарушается, и некомпенсируемые метаболиты — лактат, Н, СО2 — вызывают резкую интенсификацию физиологических функций. Дыхание один из наиболее чувствительных процессов, реагирует очень активно. Кровь при прохождении легких в зависимости от фаз дыхательного цикла должна иметь разное парциальное напряжение СО2. «Порция» артериальной крови с повышенным содержанием СО2 достигает хеморецепторов и непосредственно модулярных хемочувствительных структур ЦНС, что и вызывает интенсификацию дыхания. В итоге СО2 начинает вымываться из крови так, что в результате средняя концентрация углекислого газа в крови начинает снижаться. При достижении мощности, соответствующей АнП, скорость выхода лактата из работающих гликолитических МВ сравнивается со скоростью его окисления в ОМВ. В этот момент субстратом окисления в ОМВ становятся только углеводы (лактат ингибирует окисление жиров), часть из них составляет гликоген ММВ, другую часть — лактат, образовавшийся в гликолитических МВ. Использование углеводов в качестве субстратов окисления обеспечивает максимальную скорость образования энергии (АТФ) в митохондриях ОМВ. Следовательно, потребление кислорода или (и) мощность на анаэробном пороге (АнП) характеризует максимальный окислительный потенциал (мощность) ОМВ (Селуянов В. Н. с соав., 1991).

Дальнейший рост внешней мощности делает необходимым вовлечение все более высокопороговых ДЕ, иннервирующих гликолитические МВ. Динамическое равновесие нарушается, продукция Н, лактата начинает превышать скорость их устранения. Это сопровождается дальнейшим увеличением легочной вентиляции, ЧСС и потребления кислорода. После АнП потребление кислорода в основном связано с работой дыхательных мышц и миокарда. При достижении предельных величин легочной вентиляции и ЧСС или при локальном утомлении мышц потребление кислорода стабилизируется, а затем начинает уменьшаться. В этот момент фиксируют МПК.

Таким образом, МПК есть сумма величин потребления кислорода окислительными МВ (ММВ), дыхательными мышцами и миокардом.

Источник

Спортивная физиология

Источник:
Учебное пособие для ВУЗов «Спортивная физиология».
Автор: И.И. Земцова Изд.: Олимпийская лит-ра, 2010 год.

Что такое спортивная физиология. Смотреть фото Что такое спортивная физиология. Смотреть картинку Что такое спортивная физиология. Картинка про Что такое спортивная физиология. Фото Что такое спортивная физиологияНажмите, чтобы сохранить эту страницу на стену Вконтакте

Содержание

Спортивная физиология (Земцова И.И.) [ править | править код ]

Что такое спортивная физиология. Смотреть фото Что такое спортивная физиология. Смотреть картинку Что такое спортивная физиология. Картинка про Что такое спортивная физиология. Фото Что такое спортивная физиология

Содержание: [ править | править код ]

РАЗДЕЛ 12. Биологический контроль (мониторинг)

Спортивная физиология как научная дисциплина [ править | править код ]

Спортивная физиология является ведущей среди медико-биологических дисциплин в университетах и институтах спортивного профиля как биологическая основа физического воспитания и спорта.

Процесс физического воспитания и спорта может быть успешным только при условии, что его практическая реализация базируется на знаниях биологической сущности физической активности человека, закономерностях ее роста и развития, знаниях процесса адаптации организма к влиянию физических упражнений, биологических основах дозирования физических нагрузок, контроле над их влиянием на организм в разных условиях внешней среды. Эти знания являются фундаментом высокой методической подготовки специалиста области «Физическое воспитание и спорт», что имеет большое значение для повышения конкурентоспособности выпускников учебных заведений физического воспитания и спорта на рынке труда.

Сегодня существенно изменились подходы к изучению и преподаванию студентам спортивной физиологии. Они связаны, прежде всего, с расширением современных методов экспериментальных исследований, позволяющих быстро получать достоверные физиологические, метаболические и морфологические показатели организма спортсменов и лиц, занимающихся оздоровительной физической культурой. Выявлено также целесообразность интегрального преподавания спортивной физиологии, то есть включение в программу лекционного и практического курса вопросов по спортивной морфологии и спортивной биохимии. Такое комплексное преподавание спортивной физиологии позволяет студенту более объемно, всесторонне и на всех уровнях (структурном, биохимическом и функциональном) приобретать интегральные теоретические знания и практические навыки современных экспериментальных исследований, необходимые им для дальнейшей практической работы в области физического воспитания и спорта. Такая программа по спортивной физиологии, подготовленная и апробированная на кафедре биологии человека НУФВСУ, показала свою эффективность.

Методическое пособие создано в соответствии с этой программой, оно состоит из 16 разделов: восемь разделов программы преподаются на 3-м курсе и восемь — на 4-м. Данное пособие ориентировано на обеспечение выполнения практических работ по спортивной физиологии и состоит из отдельных

разделов, каждый из которых содержит соответствующие практические занятия, включающие теоретическое вступление, перечень необходимого оснащения, ход работ и контрольные вопросы для проверки теоретических знаний и практических навыков по каждой теме. Широкий подбор практических занятий позволяет выбрать одно из них в зависимости от наличия соответствующего оснащения: можно провести практическое занятие в обычной аудитории, используя простые методы экспериментальных исследований, а можно провести его в научно-исследовательской лаборатории, используя метод газоанализа, или в фитнес-клубе. Содержание некоторых разделов сокращено, а иных, наоборот, расширено из-за их исключительной важности и актуальности.

Практические занятия, включенные в методическое пособие, качественно различны: одни направлены на исследование узкого конкретного вопроса программы, другие посвящены решению ситуационных задач, моделируя ситуации, которые могут возникнуть в процессе практической деятельности специалиста области физического воспитания и спорта, а некоторые темы включают проведение научно-исследовательской работы в учебное время и могут подаваться на конкурс студенческих научных работ.

Автор надеется, что это методическое пособие будет способствовать повышению качества проведения практических занятий и приобретению современных практических навыков научно-исследовательской работы, что, соответственно, повысит эффективность изучения студентами курса спортивной физиологии и улучшит качество подготовки специалистов области «Физическое воспитание и спорт».

Литература [ править | править код ]

Аганянц Е. К. Физиология человека : учеб. пособие / Е. К. Аганянц. — М.: Сов. спорт, 2001. —336 с.

Алтер М. Дж. Наука о гибкости / М. Дж. Алтер. *— К.: Олимп, л-ра, 2001. — 422 с. Белоцерковский 3. Б. Эргометрические и кардиологические критерии физической работоспособности у спортсменов / 3. Б. Белоцерковский. — М.: Сов. спорт, 2005. — 312 с.

Бриклин И. Ваш идеальный вес / И. Бриклин, Л. Коннер ; пер. с англ.;** М. : Изд. Дом «Крон-пресс», 1998. — 298 с.

Буланов Ю. Б. Питание мышц / Ю. Б. Буланов. —Тверь: Изд-во РУПГО, 2002. — 205 с. Булатова М. М. Спортсмен в различных климато-географических условиях / М. М. Булатова, В. Н. Платонов. — К.: Олимп, л-ра, 1996. — С. 7—84.

Булич Э. Г. Здоровье человека / Э. Г. Булич, И. В. Муравов. — К.: Олимп, л-ра, 2003. — 424 с.

Волков Л. В. Теория спортивного отбора: способность, одаренность, талант/Л. В. Волков. — К.: Вежа, 1996. — 152 с.

Волков Н. И. Биохимия мышечной деятельности / Н. И. Волков, Э. Н. Несен, А. А. Осипенко, С. И. Корсун. — К.: Олимп, л-ра,1998. — 288 с.

Гэрдон Нил Ф. Хроническое утомление и двигательная активность / Нил Ф. Гордон. — К.: Олимп, л-ра, 1999. —-128 с.

Детская спортивная медицина / [под ред. С. Б. Тихвинского и С. В. Хрущева]. — М.: Медицина, 1991. — 560 с.

Допинг и эргогенные средства в спорте / [под ред. В. Н. Платонова]. — К, : Олимп, л-ра, 2003. — 576 с.

Дудин Н. П. Морфофункциональный и психофизиологический контроль как критерии отбора юных спортсменов, занимающихся игровыми видами спорта: метод, рекоменд. / Н. П. Дудин, Г. А. Лисенчук, М. И. Воробьев. — К., 2001. — 24 с.

Евгеньева Л. Я. Комплексный контроль подготовленности футболистов по морфофункциональным показателям / Л. Я. Евгеньева. — К. : Федерация футбола Украины, 2002. — 68 с.

Еремеев Б. В. Женщинам о физической культуре / Б. В. Еремеев. — К. : Здоров’я, 1991. —174 с.

Ермолаев Ю. А. Возрастная физиология I Ю. А. Ермолаев. — М. : Спорт Академ. Пресс, 2001. —144 с.

Здоровье и образ жизни студентов : учеб. пособие / [под общей ред. Д. Н. Давиден-ко]. — СПб.—К., 2005. — 158 с.

Кашуба В. А. Биомеханика осанки / Р А. Кашуба. — К.: Олимп, п-ра. 2003. — 280 с.

Ключевые факторы адаптации организма спортсменов к большим тренировочным нагрузкам / [под ред. Д. А. Полищука]. — К.: Абрис,1996. — 78 с.

Козлов В. И. Основы спортивной морфопогии / В. И. Козлов, А. А. Гладышева. — М., 1997. —125 с.

Кроль В. М. Психофизиология человека / В. М. Кроль. — СПб., 2003. — 302 с.

Круцевич Т. Ю. Методы исследования индивидуального здоровья детей и подростков в процессе физического воспитания и спорта / Т. Ю. Круцевич. — К.: Олимп, л-ра, 1999. — 132 с.

Лактатный порог и его использование для управления тренировочным процессом / [под ред. Д. Полищука]. — К.: Абрис, 1997. — 60 с.

Мищенко В. С. Функциональные возможности спортсменов / В. С. Мищенко. — К. : Здоров’я, 1990. — 200 с.

Мохан Р. Биохимия мышечной деятельности и физической тренировки / Р. Мохан, М. Глессон, П. А. Грингафф. — К.: Олимп, л-ра, 2001. — 296 с.

Мурза В. П. Метод и функцюнальних дослщжень у ф1зичжй реабшпэдП’ та спортивна медицин!: навч. поабник/В. П. Мурза, М. М. Фттпов. — К.: Уыверситег «УкраТна», 2001. — 96 с.

Омельяненко В. Г. Зб1рник тестових завдань з ф1зюлопГ ф1зичного виховання / В. Г. Оме-льяненко. —Тернопть, 2004. —120 с.

Омельяненко В. Г. Tecroei завдання. Ф1зюлопя людини / В. Г. Омельяненко. — Тернопть, 2004. — 156 с.

Остапенко А. А. Анаболические средства в современном силовом спорте/А. А. Остапенко, М. В. Клестов. — М., 2002. — 288 с.

Питание спортсменов / [под ред. Кристин А. Розенблюм]. — К.: Олимп, л-ра, 2006. — 535 с.

Платонов В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В. Н. Платонов. — К.: Олимп, л-ра, 1997. г^#504 с.

Платонов В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практическое приложение / В. Н. Платонов. — К.: Олимп, л-ра, 2005. — 258 с.

Применение пульсометрии в подготовке спортсменов высокого класса : метод, реко-менд. / [под ред. Д. А. Полищука]. — К.: ГНИИФКС, 1996. — 80 с.

Сарубин Э. Популярные пищевые добавки. Справочник по распространенным пищевым добавкам / Э. Сарубин. — К.: Олимп, л-ра, 2004. — 480 с.

Семенов Л. А. Определение спортивной пригодности детей и подростков: биологические и психолого-педагогические аспекты / Л. А. Семенов. — М.: Сов. спорт, 2005. — 142 с.

Симонова О. Н. Оценка анаэробных порогов по изменению ЧСС при стандартных нагрузочных пробах / О. Н. Симонова // Физиология человека.—2001. — Ne 4, Т. 27. — С. 66—68.

Соподков А. С. Физиология человека / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. — М. : Терра Спорт, 2001. — 340 с.

Соподков А. С. Физиология человека.Общая. Спортивная. Возрастная : учеб. пособие /А С. Солодков, Е. Б. Сологуб. — М.: Сов. спорт, 2003. — 528 с.

Спортивня медицина. Практические рекомендации / [лсд ред. Р. Джексона]. — К. : Олимп, л-ра, 2003. — 382 с.

Суслов Ф. П. Подготовка спортсменов в горных условиях / Ф. П. Суслов, Е. Б. Гиппен-рейтер. — М.: Спорт Академ Пресс, 2001. —176 с.

Тнимова Г. Т. Молекулярные механизмы адаптации к мышечной деятельности / Г. Т. Тнимова. — Караганда, 2004. —183 с.

Уильямс М. Эргогенные средства в системе спортивной подготовки / М. Уильямс. — К.: Олимп, л-ра, 1997. — 256 с.

Физическая культура студента / [под ред. В. И. Ильинича]. — М.: Гардарики, 2003. — 448 с.

Филиппов М. М. Психофизиология функциональных состояний : учеб. пособие / М. М. Филиппов. — К., 2006. — 240 с.

Шахлина Л. Г. Медико-биологические основы спортивной тренировки женщин /Л. Г. Шахлина. — К.: Наук, думка, 2001. — С. 279—285.

BudgettR. Fatigue and underperformance sn athletes: the overtraining syndrome / R. Budgett // Brit J. of Sports Med., 1998, 32, P. 107—110.

Henricsson J. Metabolism in the Contracting Skeletal Muscle. Endurance in Sport / J. Henricsson. — Oxford Blackwell Scientific Publications, 1992. — P. 226—243.

KeddyD. Assessing nutritional status / D. Keddy, T. J. Lion A Eating Disorders Review.1998, 9 (5). 1—8.

Korobeynikov G. Physical development as health crsterson in childem. Potegowanie zdrowia czynniki, Mechanizmy i strategie zdrowotne / G. Korobeynikov, L Korobeynikova. — Radom, 2003. — P. 103—105.

Lemon P.W.R. Protein intace and athletic performance / P.W.R. Lemon, D. N. Proctor //Sports Med. —1991,12, P. 313—325.

Powers S. K. Exercise physiology / S. K. Powers, E. T. Howley //Theory and application to Fitness and Performance, WCB, Wm. C. Brown Publisners, 1990. — 560 p.

UsajA. Influence of endurance training on the results of Conconi test/ A. Usaj // Kinesiologija, 1995. — V. 27. — № 2. P. 32—37.

Vim A. Adaptation in Sports training / A Viru //Times Mirror International London: Publishers, 1995 — 320 p.

Williams M. N. Nutritional ergogenics in atletics / M. N. Williams // J. Sport Sd. 1995,13. — P. 63—74.

Наглядная физиология [ править | править код ]

Экскреция органических веществ

Реабсорбция Na+ и С1

Реабсорбция воды. Механизм концентрирования мочи

Регуляция содержания солей и воды

Диурез и диуретики

Почки и кислотно-основный баланс

Реабсорбция и экскреция фосфата, Са2+ и Мд2+

Тубулогломерулярная обратная связь, ренин-ангиотензиновая система

Кровеносные сосуды и кровоток

Генерация и проведение сердечного импульса

Возбуждение при электролитных нарушениях

Зависимость «давление-объем» для желудочков сердца

Работа и мощность сердца

Регуляция ударного объема

Обменные процессы в эндотелии

Глава 10 Питание и пищеварение

Энергия метаболизма и калориметрия

Энергетический гомеостаз и масса тела

Желудочно-кишечный тракт: общие сведения, иммунная защита, кровоснабжение

Взаимодействие нервной и эндокринной систем

Строение и моторика желудка

Функции тонкого кишечника

Толстый кишечник. Дефекация. Фекалии

Глава 11 Гормоны и репродуктивная система

Гуморальные сигналы: контроль и эффекты

Внутриклеточное проведение сигналов от внеклеточных мессенджеров

Метаболизм углеводов и гормоны поджелудочной железы

Гормоны щитовидной железы

Метаболизм кальция и фосфата

Биосинтез стероидных гормонов

Кора надпочечников и синтез глюкокортикоидов

Оогенез и менструальный цикл

Гормональный контроль менструального цикла

Пролактин и окситоцин

Гормональный контроль беременности и родов

Андрогены и функция семенников

Центральная нервная система

Получение и обработка стимулов

Сенсорные функции кожи

Проприоцепция, рефлекс растяжения

Проведение сенсорного импульса в ЦНС

Гипоталамус, лимбическая система

Кора головного мозга, электроэнцефалограмма (ЭЭГ)

Цикл сна-бодрствования, циркадные ритмы

Обучение, память, язык

Строение глаза, слезная жидкость, водянистая влага

Диоптрический аппарат глаза

Острота зрения. Фоторецепторы

Адаптация глаза к силе света

Обработка сетчаткой зрительного сигнала

Поле зрения. Зрительный тракт.

Центральная обработка зрительного стимула

Движения глаз, стереоскопическое зрение, глубина восприятия Физические основы распространения звука.

Звуковые стимулы и их восприятие

Проведение звука, звуковые рецепторы

Центральная обработка акустической информации

Единицы измерения (размерности)

Степени и логарифмы

Графическое представление экспериментальных данных

Физиологические нормы для организма человека

Уравнения и формулы, применяемые в физиологии

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *