Что такое справедливость в этике
Информационный Вкус
Философские, социальные, психологические аспекты
Справедливость как этическая категория
Справедливость есть одним из ключевых категорий этики. В категории этики справедливость есть ничем другим как представление о человеческой сущности, об его неотъемлемых правах. Источником представления является не только равенство, но и также представление о связи между деянием воздаянием. Именно справедливость есть ключевым фактором, который регулирует роль человека и общества, социальное положение, обязанности, а также права.
Понятие справедливости древнее. Справедливость возникла очень давно и развивалась с историческим ходом. Она выросла в социальных взаимоотношениях сначала между членами одних, а потом разных родов и была обусловлена их трудовой деятельностью. Если рассматривать его этимологию, то становится ясным, что справедливым считается такое, которое соответствует правде, тем правилам, которые есть общепризнанными среди людей. Синонимами к слову справедливость есть правда, праведность, честность, законность, истинность. Несправедливым есть тот, кто есть неверным своим словам или обещаниям; лживым, неточным. Как категория этики справедливость касается прежде всего уровня нравственности социальных отношений. Она определяет роль социальных групп и индивидов, определяет положение в обществе.
Философы Древнего Востока рассматривали справедливость как гармоничный принцип существования природы. Этот правильный космический порядок отображался и в социальном порядке, выходя из понятия о справедливости. В Риме справедливость рассматривается в правовом контексте, которое должно регулировать отношения между гражданами. Оно полагается в том, чтобы воздать каждому его право и таким образом обеспечить законное равенство.
Первостепенным вопросом справедливость становиться Древней Греции. Справедливость значит прежде всего не посягательство на любую чужую собственность. Основой справедливости является взаимная выгода. Известный древнегреческий философ Аристотель у своих трудах пришёл к важному выводу. Согласно Аристотелю справедливость делиться на два вида.
Первый вид справедливости – это уравнительная справедливость. Этот вид справедливости относиться к отношениям людей к определённым предметам. Она касается в большей степени действий людей. Например, равенства труда и оплаты, цены вещи и её ценности. Возмещения за вред кому-либо. Распределительная справедливость требует не столь равного распределения благ. Её главной мыслью можно провозгласить «каждому своё».
Главным в справедливости Аристотель считал то, что она должна касаться другого человека. Самым лучшим человеком есть тот, кто действует справедливо не для своего блага, а для блага другого человека.
Во времена Средневековья основным источником справедливости признавался только Бог.
В философии Эммануила Канта справедливость является мерой морального достоинства, и должно обеспечиваться властью в первую очередь. Он говорил, что не следует делать того, что не является справедливым и таким образом нарушать свою свободу.
Джон Ролз — американский политический философ, одним и из главных принципов справедливости считает то, что каждый человек может иметь равные права с остальными при обеспечении основными свободами. Ролз говорил, что справедливость должна существовать для общего блага. Ролз настаивал на том, что справедливость есть своенравной мерой » равенства – неравенства». Все люди должны иметь равные права и это должно подтверждаться законом. Но иногда это равенство есть несправедливым если оно, например, принуждает человека к низкому уровню жизни.
Иногда понятие справедливости касается человека и его судьбы. И тогда человек может сказать «да, это было справедливо», или «какая несправедливая судьба». Много вопросов возникает по поводу взаимоотношения между «справедливо-несправедливо». Справедливым называют того, кто придерживается обещаний, действует согласно сказанному слову, выполняет возложенные на него обязанности, является хорошим к другим. С развитием цивилизации понятие справедливости разширяеться и набирает большей важности. Любое демократическое общество имеет законодательство, которое строиться на справедливости.
Справедливость есть мерой требовательности общества к индивиду у сфере моральности. Справедливым есть тот человек, который исполняет свои обязанности. Справедливость не существует как чисто только общеэтическия категория, ведь она имеет связь с другими сторонами жизни государства. Итак, справедливость в этике есть высшей нравственной ценностью, которая направляет нравственную жизнь и отдельной личности и всего общества. Регулируя общественные отношения на основе справедливости государство будет процветать и каждый будет счастливым потому, что может быть полезным для других.
§ 2. Справедливость
§ 2. Справедливость
Справедливость в обществе понимается в различных аспектах. Это категория морально-политическая и правовая. В этике справедливость — категория, означающая такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло, практической ролью разных людей и их социальным положением, правами и обязанностями, заслугами и их признанием[10].
Аристотель впервые разделил справедливость на уравнительную (справедливость равенства) и распределительную (справедливость пропорциональности). Эти аспекты справедливости сохраняют свое значение и в современных условиях.
Несправедливость противоположна справедливости. Она там, где человек принижен, его права и достоинство не обеспечены, между людьми нет равенства, а блага, воздаяние за добро и зло распределяются непропорционально.
Справедливость главенствует в профессиональной деятельности юристов. Само понятие «юстиция» по-латыни означает справедливость (justitia). Юрист, таким образом, «представитель справедливости».
Справедливость — этическая и правовая категория. «Эта категория, — пишет Е. А. Лукашева, — подчас объявляется этиками как специфически моральная, а юристами — как специфически правовая»[11].
Идея справедливости, требование справедливости пронизывают законодательство современного демократического общества. Правовое выражение требования справедливости содержится во Всеобщей декларации прав человека, в том числе применительно к деятельности суда. В частности, ст. 10 Декларации гласит: «Каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом». Статья 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, формулируя общее требование справедливости к судам при производстве по уголовным и гражданским делам, конкретизирует его в виде минимума процессуальных гарантий для каждого обвиняемого в уголовном притуплении.
Требование справедливости в государстве и обществе воплощается в основных принципах и конкретных нормах Конституции РФ.
Для профессии юриста справедливость есть нераздельный нравственный и служебный долг.
Справедливость считают синонимом правосудия. Правосудие с древних времен изображали с повязкой на глазах, с весами и мечом. Это означает, что судящий должен быть беспристрастен, что прежде, чем решить, он обязан точно взвесить все «за» и «против», а решив, непреклонно проводить справедливое решение в жизнь.
В юридической деятельности принципиальна проблема соотношения законности и справедливости. В силу известной консервативности законодательства и сложности регулируемых им отношений могут возникать ситуации, когда решение, формально соответствующее букве закона, окажется несправедливым, а также ситуации противоположного рода.
Между тем незаконное решение в принципе нельзя признавать справедливым, поэтому необходимо своевременно отражать в законодательстве происходящие в обществе изменения, предусматривать возможность выбора решений в зависимости от обстоятельств дела (например, смягчить наказание или вовсе освободить от него). Уже созданы суды присяжных, правомочных принять решение в соответствии с их совестью, народным пониманием справедливости.
Читайте также
Милосердие и справедливость
Милосердие и справедливость Бог Иисуса — любящий, милосердный бог. Этим он отличается от сурового и справедливого бога Ветхого завета. Ветхозаветному богу тоже присуще милосердие. В Торе он часто именуется человеколюбивым, милосердным. Знакомое нам из Евангелия
§ 2. Справедливость
§ 2. Справедливость Справедливость в обществе понимается в различных аспектах. Это категория морально-политическая и правовая. В этике справедливость — категория, означающая такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о
8. Справедливость
8. Справедливость Разве это справедливо, что одни люди рождаются в богатстве, а другие — в бедности? А если несправедливо, то нужно ли с этим что-то делать?Мир исполнен неравенства — и внутри одной отдельно взятой страны, и между разными странами. Одни дети рождаются в
22 МАРТА (Справедливость)
22 МАРТА (Справедливость) Если правда обличает нашу жизнь, то все-таки лучше признать правду, чем скрывать ее: жизнь наша может измениться, правда же всегда останется правдою и не перестанет обличать нас.1 Нам следовало бы жить, как будто мы на виду у всех. Нам следовало бы
26 АВГУСТА (Справедливость)
26 АВГУСТА (Справедливость) Справедливость осуществляется не стремлением к справедливости, а любовью.1 Как для того, чтобы попасть в цель, нужно бить дальше ее, так и для того, чтобы быть справедливым, надо быть самоотверженным, т. е. несправедливым к себе. Если же будешь
3. Право как справедливость
3. Право как справедливость Понимание права как равенства (как общего масштаба и равной меры свободы людей) включает в себя с необходимостью и справедливость.В контексте различения права и закона это означает, что справедливостъ входит в понятие права, что право по
Тема 23 СПРАВЕДЛИВОСТЬ
Тема 23 СПРАВЕДЛИВОСТЬ Этимологически русское слово «справедливость» с очевидностью восходит к слову «правда», родственному (или по крайней мере созвучному) слову «праведность». В европейских языках соответствующие слова указывают на происхождение от латинского слова
Справедливость как равенство
Справедливость как равенство Справедливость в первую очередь выступает как проблема равенства. Самое простое содержание принципа справедливости заключается в требовании соблюдения равенства. Эта связь справедливости и равенства нашла отражение в одной из первых
Милосердие и справедливость
Милосердие и справедливость Заповедь любви была выдвинута христианством в качестве универсального требования, содержащего в себе по смыслу и все требования Декалога. Но вместе с тем и в проповедях Иисуса, и в посланиях апостола Павла намечается различие между законом
• Справедливость
• Справедливость Совокупность достоинствСогласно учению Платона, мудрость – это одна из четырех основных добродетелей наряду с мужеством, умеренностью и справедливостью; при этом справедливость как бы обобщает все остальные. В справедливости заключено совершенное
221. СПРАВЕДЛИВОСТЬ
Христианская справедливость
Христианская справедливость Если Моисей завещал «Око за око, зуб за зуб», украв эту заповедь из язычества, то любой нормальный здоровый человек посчитает этот принцип за настоящую справедливость.Христос отвергает этот языческий принцип и проповедует
XXXV Справедливость
XXXV Справедливость Тот облик, в котором мир предстает перед нами, позволяет заметить, что каждая вещь развивается в нем на определенном месте, и это место принадлежит только ей. Такой порядок, проявляющийся в чувствах и разуме, отражает, как и в других отмеченных случаях,
Справедливость (Justice)
Справедливость (Justice) Одна из четырех основополагающих добродетелей, заключающаяся в уважении к равенству и законности, правам индивидуумов и праву как институту. Справедливость предполагает, что закон должен быть одним для всех, что право должно уважать права отдельных
Понятие справедливости
Справедливость является одним из принципов, регулирующих взаимоотношения между людьми по поводу распределения (перераспределения), в том числе взаимного (в обмене, дарении-отдаривании), социальных ценностей. Социальные ценности понимаются в самом широком смысле. Это — совобода, благоприятные возможности, доходы и богатства, знаки престижа и уважения и т. д.
Справедливыми считают исполняющих закон и отвечающих добром на добро, а несправедливыми — чинящих произвол, нарушающих права людей (лишающих свободы и имущества), не помнящих сделанного добра. Справедливым признается воздаяние каждому по заслугам и, соответственно, несправедливым — незаслуженные почести и наказания. В частности, несправедливо получение одними благ за счет блага других и перекладывание на других собственных обязанностей. Справедливым признается исполнение обязательств (накладываемых договором или обетом) и обязанностей, не только ясно выраженных, но и подразумеваемых (либо сложившимся порядком вещей, либо предшествующими отношениями). Справедливы объективные решения и несправедливы — пристрастные.
Уже из простого перечисления социальных ценностей видно, что справедливость — это принцип, регулирующий отношения между людьми как членами сообщества и в качестве таковых имеющими определенный статус, наделенными обязанностями и правами. Поэтому многие мыслители, начиная с Платона и Аристотеля, рассматривали справедливость как социальную добродетель. Современный социальный философ, Дж. Ролз, автор наиболее выдающегося современного труда по этой проблеме — «Теория справедливости», сравнивает справедливость с истиной: как истина является главной добродетелью мысли, так справедливость — первая добродетель общественных институтов. Поэтому через всю историю философии проходит мысль, что справедливость — это то, что содействует общему благу.
Вспомним учение Аристотеля о добродетелях. Справедливость, по Аристотелю, — тоже добродетель, но особого рода: она — «совершенная добродетель», «величайшая из добродетелей», если не сказать «добродетель в целом». Справедливость как бы управляет другими добродетелями. Через закон она предписывает, в каких делах проявляет себя мужественный, в каких благоразумный, в каких сдержанный. Так и несправедливость как бы стоит над остальными пороками. Пороки ведь могут быть несвоекорыстными: таковы трусость, злоба или скупость. Но своекорыстие может проявляться в действиях, которые нельзя отнести к какому-либо из пороков, но человека, их совершающего, мы называем подлым и несправедливым[158].
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
О СПРАВЕДЛИВОСТИ
1. РОЛЬ СПРАВЕДЛИВОСТИ
1. РОЛЬ СПРАВЕДЛИВОСТИ Справедливость — это первая добродетель общественных институтов, точно так же как истина — первая добродетель систем мысли. Теория, как бы она ни была элегантна и экономна, должна быть отвергнута или подвергнута ревизии, если она не истинна.
2. СУБЪЕКТ СПРАВЕДЛИВОСТИ
2. СУБЪЕКТ СПРАВЕДЛИВОСТИ Многие вещи могут полагаться справедливыми и несправедливыми; не только законы, институты и социальные системы, но и самые различные конкретные действия, включая решения, суждения и обвинения. Мы также называем справедливыми и несправедливыми
22. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА СПРАВЕДЛИВОСТИ
22. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА СПРАВЕДЛИВОСТИ Обстоятельства справедливости могут рассматриваться как нормальные условия, при которых человеческая кооперация возможна и необходима3. Как я заметил с самого начала, хотя общество и является кооперативным предприятием во имя
Стремление к справедливости
Стремление к справедливости Человек является существом, стремящимся к справедливости и руководствующийся ею в своих отношениях с другими членами общества. «Справедливость, – пишет Д. Роулз, – есть главная добродетель социальных установлений, как истинная есть
12. Стремление к справедливости
12. Стремление к справедливости Понятие справедливости – одно из центральных в социальной жизни. Человек, говорит французский философ П. Рикёр, – это существо, стремящееся к справедливости. Главное достоинство мышления – истина, главное достоинство социальных
О СПРАВЕДЛИВОСТИ
О СПРАВЕДЛИВОСТИ • Равенство всех людей в их человеческом достоинстве — это начало социальной справедливости, однако в жизни равенство не достигается одними пожеланиями. Для этого нужны горячее стремление к нему, мужество и энергия, чтобы преодолеть все то, что
О справедливости
О справедливости Равенство всех людей в их человеческом достоинстве — это начало справедливости, но в жизни равенство не достигается одними лишь благими пожеланиями. Для этого нужны горячее стремление к нему, энергия и мужество, чтобы преодолеть все то, что преграждает
2. О СПРАВЕДЛИВОСТИ
2. О СПРАВЕДЛИВОСТИ С незапамятных времен люди говорят и пишут о справедливости: может быть, даже с тех самых пор, как вообще начали говорить и писать… Но до сих пор вопрос, по-видимому, не решен, – что такое справедливость и как ее осуществить в жизни? Трудно людям
2. О СПРАВЕДЛИВОСТИ
2. О СПРАВЕДЛИВОСТИ С незапамятных времен люди говорят и пишут о справедливости: может быть, даже с тех самых пор, как вообще начали говорить и писать… Но до сих пор вопрос, по-видимому, не решен, – что такое справедливость и как ее осуществить в жизни? Трудно людям
Притча о справедливости
Притча о справедливости 31 декабря, 2007Давным-давно, но всё же во времена не столь отдалённые (ибо все времена похожи, просто не все об этом догадываются) в земле Уц, что в стране Нод, жил праведник. Во всякой земле временами появляются праведники, даже в стране Нод, совершенно
1. ПРИНЦИПЫ СПРАВЕДЛИВОСТИ
1. ПРИНЦИПЫ СПРАВЕДЛИВОСТИ Когда юристы хвалят или осуждают закон или его администрирование, они чаще всего используют термины «справедливый» и «несправедливый» и очень часто используют их так, как если бы понятия справедливости и нравственности были соразмерны.
2. Понятие о микрообъекте как понятие о транссубъективной реальности
2. Понятие о микрообъекте как понятие о транссубъективной реальности или о транссубъективном предмете, именуемом «объект науки», которое приложимо к эстетикеЭто не предмет моих внешних чувств, сущий вне меня и моего сознания: не нечто объективно-реальное.Это не предмет
ГЛАВА I ПОНЯТИЕ ОБРАЗЦА И ПОНЯТИЕ ПОДРАЖАНИЯ
ГЛАВА I ПОНЯТИЕ ОБРАЗЦА И ПОНЯТИЕ ПОДРАЖАНИЯ Следует выбрать кого-нибудь из людей добра и всегда иметь его перед глазами, — чтобы жить так, словно он смотрит на нас, и так поступать, словно он видит нас. Сенека. Нравственные письма к Луцилию, XI, 8 Возьми себе, наконец, за
Справедливость в морали и праве
Обобщение, изучение и анализ проявления и функционирования категории справедливости в этике и праве. Понятие справедливости в этике и праве, как понятие, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния. Принцип справедливости Дж. Ролза.
Рубрика | Государство и право |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 27.07.2010 |
Размер файла | 40,8 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
1. Категория справедливости в этике и праве
2. Принцип справедливости Дж.Ролза
3. Справедливость во взаимоотношениях между людьми
Список использованной литературы
Этика изучает, обобщает и систематизирует принципы и нормы морали, действующие в обществе, способствует выработке таких моральных представлений, которые в максимальной степени отвечают историческим потребностям, способствуя тем самым совершенствованию общества и человека. Как наука этика служит социальному и экономическому прогрессу общества, утверждению в нем принципов гуманизма и справедливости.
Категория справедливости является объектом исследования различных научных дисциплин, в том числе этики, социологии, политологии.
Со справедливостью неразрывно связано и право.
Справедливость имеет исторический и классовый характер и возникает на ранней ступени развития общества, а с появлением классов приобретает классовый характер. Вместе с тем в содержание справедливости входят и обыденные, элементарные общечеловеческие суждения о добре и зле, порядочности, состоящие из элементарных тысячелетиями повторявшихся правил общежития, а также новые представления о мире на Земле, охране окружающей среды.
Цель работы: изучение, обобщение и анализ категории справедливости в этике и праве.
Данная работа содержит введение, основную часть, заключение и список использованной литературы, общий объем 15 страниц.
Справедливость в оценке отношения общества к личности и личности к обществу и индивидам означает соразмерность (соответствие) между практической ценностью, индивидов и социальных групп и их социальным положением, между их трудом и вознаграждением, деянием и воздаянием, заслугами и их признанием, правами и обязанностями, правонарушением и ответственностью. Несоответствие между названными корреспондирующими понятиями оценивается как несправедливость.
Аристотель впервые разделил справедливость на уравнительную (справедливость равенства) и распределительную (справедливость пропорциональности). Эти аспекты справедливости сохраняют свое значение и в современных условиях.
Идея справедливости, требование справедливости пронизывают все законодательство современного демократического общества.
Правовое выражение требования справедливости содержится во Всеобщей декларации прав человек, в том числе применительно к деятельности суда. В частности ст. 10 декларации гласит: «Каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом». Ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, формулируя общее требование справедливости к судам при производстве по уголовным и гражданским делам, конкретизирует его в виде минимума процессуальных гарантий для каждого обвиняемого в уголовном преступлении.
Требование справедливости в государстве и обществе воплощается в основных принципах и конкретных нормах Конституции Российской Федерации. Для профессии юриста справедливость есть нераздельный нравственный и служебный долг.
Справедливость считают синонимом правосудия. Правосудие с древних времен изображали с повязкой на глазах, с весами и мечом. Это означает, что судящий должен быть беспристрастен, что прежде, чем решить, он обязан точно взвесить все «за» и «против», а решив, непреклонно проводить справедливое решение в жизнь.
Необходимо остановиться и на категории справедливости, тесно связанной с применением принципов гражданского процессуального права и с судейским усмотрением. Заметим, что в последние годы термин «справедливость» все чаще встречается в действующем российском законодательстве, в юридической литературе. Так, в Конституции РФ отмечается, что судебная власть рассматривается как хранительница гражданского мира, прав и свобод личности и обеспечивает законность и справедливость (ст.46). О справедливости говорится в целом пакете международно-правовых актов, ратифицированных нашим государством. Например, в ст.10 Всеобщей декларации прав человека отмечено, что каждый имеет право на то, чтобы его дело было рассмотрено с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом.
В отечественном законодательстве, в частности в Семейном кодексе РФ, категория справедливости применяется наряду с требованиями гуманности и разумности при рассмотрении гражданских дел.
Справедливость находит свое выражение в праве. Право утверждает равенство всех граждан перед законом независимо от их происхождения, материального положения, социального статуса. Значимость права для утверждения справедливости столь очевидна, что это дало основание для вывода о том, что право есть нормативно закрепленная и реализованная справедливость.
Взаимосвязь права и справедливости обусловлена правовой природой последней, выражающейся в том, что право противостоит несправедливости, защищает согласованный интерес и тем самым утверждает справедливое решение.
Отталкиваясь от общей посылки о том, что категория справедливости не носит нормативно-оценочного характера, можно прийти к утверждению, что справедливость в гражданском судопроизводстве является одним из ведущих начал при решении гражданских дел преимущественно в тех случаях, когда суду предоставлено правомочие применять усмотрение. Следовательно, справедливость выступает в качестве предела судейского усмотрения. Исходя из сущности справедливости как истинного соотношения свободы и равенства, в гражданском процессе она заключается в защите прав и охраняемых законом интересов личности в условиях правового равенства всех его участников. При этом конкретный механизм выражения справедливости при осуществлении такой правоприменительной деятельности, как судейское усмотрение, не противоречит, а, наоборот, соотносится с реализацией системы принципов гражданского процесса, выражающих его демократическую сущность, таких, как законность, равенство граждан перед законом и судом, независимость судей.
Следует заметить, что законность и справедливость взаимосвязаны, но не поглощают друг друга. При этом справедливость предусматривает разрешение гражданско-правового конфликта в соответствии с законом, а также с усмотрением суда. Так, осуществление усмотрения позволяет судье законно и справедливо разрешить гражданское дело в тех случаях, когда применение судьей правовой нормы влечет за собой принятие решения по делу, противоречащее взглядам общества на справедливость. В судебной практике встречаются случаи, когда в рамках закона правоприменитель находит единственное решение (например, выселить ответчика из занимаемого ими помещения). С узко юридической точки зрения такое решение может быть справедливым, однако с учетом индивидуальных особенностей случая оно может быть и несправедливым. Поскольку разрешить житейскую коллизию и возникший конфликт между нормами права и морали чисто юридическим путем зачастую оказывается невозможно, в некоторых случаях правоприменитель усматривает возможность принятия дополнительных мер организационного характера с целью ликвидации социального конфликта (например, возможность обращения в местную администрацию об ускорении предоставления жилья и т.п.). Следовательно, справедливость реализуется в обязательном порядке через принцип законности, но этим она не ограничивается. Правоприменительная практика суда свидетельствует, что действенной защиты прав граждан не всегда удается достичь на уровне механического применения законов и в таком случае справедливость является пределом судейского усмотрения, выступая в качестве критерия соотношения права и закона. Категория справедливости как предел судейского усмотрения находит непосредственное выражение в таком положении гражданского процессуального права, как равенство граждан перед законом и судом, поскольку само равенство является необходимым (однако недостаточным) элементом справедливости. Принцип равенства предполагает равное наделение участников процесса правами и требует единых требований ко всем без исключения, что наряду с применением усмотрения при оценке особенностей конкретной ситуации позволяет добиться справедливого решения. Справедливость в гражданском процессе выражается в принципе независимости судей и подчинения их только закону. Это связано с тем, что суды в правовом государстве должны подчиняться праву, которое можно рассматривать как нормативно закрепленную справедливость. Суть принципа независимости судей можно представить в таком порядке создания и функционирования суда, при котором судьи не подвержены постороннему влиянию и имеют возможность рассматривать дела в соответствии с правовыми нормами, с осуществлением их усмотрения, а при разрешении спора принимать лишь такие решения, в законности, обоснованности и справедливости которых они убеждены. Таким образом, судейское усмотрение как вид правоприменительной деятельности соотносится с принципами гражданского процессуального права в том случае, когда в качестве предела discretio выступает справедливость.
Справедливость одновременно определяет отношения между людьми по поводу их взаимных обязанностей и по поводу распределения совместно произведенных материальных и духовных благ. В зависимости от того, какой должна быть справедливость, полагаются одинаковые обязанности (одинаковое отношение к некоторым правилам поведения) для всех лиц и уравнительное распределение или разные обязанности для разных лиц и дифференцированное распределение.
Таким образом, мы можем выделить следующие критерии, в соответствии с которыми вырабатываются представления о справедливости:
— оценка индивидуального вклада каждого в увеличение общественного богатства (в укрепление могущества целого);
— условия для утверждения индивидуальности (возможности для самореализации).
Определение справедливости, по Ролзу распадается на два принципа:
1) Каждый человек должен обладать равным правом в отношении наиболее обширной системы равных основных свобод, совместимой с подобными свободами для всех остальных людей.
2) Социальные и экономические неравенства должны быть организованы таким образом, чтобы (а) от них можно было бы разумно ожидать преимуществ для всех и (б) доступ к положениям и должностям был открыт всем. Очевидно, что равенство не всегда и не для всех выступает приоритетом и является предпочтительным. Так, равенство в социально-экономической сфере, если оно достигается ценой ограничения экономической активности и принудительно низким уровнем жизни большинства граждан, не может считаться благом. Наоборот, неравенство в богатстве может быть основой компенсирующих преимуществ для каждого человека (например, благодаря высокому прогрессивному налогу, которым облагается богатство), и тогда оно, конечно, справедливо.
Принцип справедливости конкретизируется в следующих требованиях: «Не обижай», «Не вреди», «Не нарушай чужих прав», что в положительной форме можно выразить как требование уважения, которое в одном из развернутых вариантов звучит так: «Уважай ближнего, как самого себя, даже если ты не можешь его любить, и не допускай, чтобы его так же, как тебя самого, не уважали». Эти требования конкретизируются в разнообразных правилах, в частности в этикете, регулирующем безличные отношения между людьми.
Обязанности могут быть трех видов:
а) основанными на обязательствах, принимаемых частными или юридическими лицами при заключении договора;
6) обусловленными конституцией, декларирующей гражданские права, и соответствующими законами, их закрепляющими;
в) обусловленными всеобщими нравственными представлениями о человеческом достоинстве и праве личности на уважение.
Обязанности и права существуют в единстве. Это означает, во-первых, что обладающий правами, обладает и обязанностями. Всякая обязанность дает соответствующее право и обязанность, таким образом, как бы мотивируется правом.
Таким образом, соблюдение справедливости в отношении других предполагает исполнение своих обязанностей. Справедливость же в отношении себя предполагает отстаивание собственных прав. Поэтому понятие справедливости, основанное на требовании соблюдения обязанностей, заключает в себе, говоря словами Милля, «идею личного права, на основании которого лицо или лица могут предъявлять известные требования по отношению к другим лицами». Отсюда оправданно сделать вывод о том, что терпеливое перенесение несправедливости в отношении себя, даже не выплескиваемое в чувстве собственной ущемленности (униженности), и представляет собой попустительство злу и, следовательно, пассивное и косвенное содействие злу.
Таким образом, этика справедливости носит многоаспектный характер. На ее основе в рамках некоего социального пространства регулируются взаимодействия между людьми, касающиеся заключаемых ими соглашений, распределяемых благ и санкций за нарушение социальных нормативов. Эти аспекты соответствуют в целом традиционному делению справедливости на распределительную, воздающую и обменивающую. То есть в своей полноте этика справедливости предполагает сочетание определенной дистрибутивной схемы, системы санкций и системы гарантий соблюдения соглашений.
Со справедливостью неразрывно связано и право: она есть сердцевина права. Справедливость, как основной принцип естественного права, внутренне присуща праву, которое является не столько внешней принудительной силой, сколько предписанием действовать по справедливости.
Право по своей природе есть регулятор, действующий на основе применения равных мер к различным субъектам. И в этом состоит справедливость права, ибо такое регулирование основано на принципах соразмерности, сбалансированности интересов, равного несения того или иного бремени. В то же время право есть и «право неравенства», поскольку в силу самой своей природы, принципа действия оно не учитывает всей полноты индивидуальных качеств людей.
Список использованной литературы
Подобные документы
Анализ представлений о справедливости в историческом контексте. Сущность категории справедливости, содержащей в себе требования соответствия деяния и воздаяния. Соотношение права и справедливости. Установление принципа справедливости в праве и законе.
реферат [19,6 K], добавлен 28.04.2011
Социально-философское понятие справедливости. Соотношение принципа справедливости и восстановления социальной справедливости согласно статьям 6 и 45 Уголовного Кодекса. Критерии справедливости уголовного наказания и других мер, применяемых к преступнику.
курсовая работа [36,1 K], добавлен 19.11.2013
Понятие, содержание, значение принципа справедливости в системе уголовного права. Основные критерии справедливого наказания. Формы реализации принципа справедливости (уровни проявления). Концептуальная модель реализации принципа социальной справедливости.
курсовая работа [60,2 K], добавлен 21.01.2011
Справедливость как философско-этическая категория. Содержание принципа справедливости. Реализация принципа справедливости в нормах уголовного кодекса РФ. Реализация принципа справедливости в правоприменительной практике.
дипломная работа [106,5 K], добавлен 18.10.2006
Сущность, значение и стадии реализации принципа справедливости в уголовном праве. Условия справедливого установления видов наказаний в зависимости от признаков состава преступления. Справедливое установление пределов и интервалов размеров наказаний.
дипломная работа [136,5 K], добавлен 29.06.2011
Понятие и суть гуманизма и справедливости юридической защиты. Источник и природа прав человека, механизм их гарантирования. Эффективность юридической ответственности в гражданском и арбитражном процессуальном праве с позиции гуманизма и справедливости.
курсовая работа [28,7 K], добавлен 03.08.2009
Идеи социальной справедливости в общеправовых принципах. Современное видение идеи справедливости как правовой категории. Соотношение права и нравственных норм. Проблемы и особенности социальной справедливости и права в современном Российском государстве.
курсовая работа [36,8 K], добавлен 16.05.2012