Что такое справедливость в политическом смысле
Справедливость политическая
Полезное
Смотреть что такое «Справедливость политическая» в других словарях:
Политическая партия Великая Россия — Политическая партия «Великая Россия» Лидер: Андрей Савельев Дата основания: 5 мая 2007 года Штаб квартира: Москва … Википедия
Политическая культура — Политическая культура часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение. Политическая культура… … Википедия
Справедливость (партия) — У этого термина существуют и другие значения, см. Справедливость (значения). Партия «Справедливость» Партія «Справедливість» … Википедия
СПРАВЕДЛИВОСТЬ — Термин справедливость имеет два различных значения, однако в обыденном словоупотреблении они зачастую пересекаются, вызывая путаницу. Существенно важно различать эти два смысла, когда мы говорим о политике и праве, а особенно о международных… … Энциклопедия Кольера
Политическая экономия — Политическая экономия, политэкономия одна из общественных наук, предметом которой являются производственные отношения и законы, управляющие их историческим развитием. Содержание 1 Этимология термина … Википедия
Политическая партия «Народный союз «Наша Украина» — «Наша Украина» «Наша Україна» Лидер: Виктор Андреевич Ющенко Дата основания: 5 марта 2005 Штаб квартира … Википедия
Политическая структура Сьерра-Леоне — Координаты: 8°30′00″ с. ш. 11°55′00″ з. д. / 8.5° с. ш. 11.916667° з. д. … Википедия
Политическая структура Бельгии — Федеральное государство Трехуровневая структура Получив в 1830 году независимость, Бельгия стала унитарным государством, в котором вся реальная власть сосредоточилась в руках Федерального Парламента и Федерального Правительства. Четыре… … Википедия
Политическая партия «Всеукраинское объединение «Центр»» — Всеукраинское объединение «Центр» политическая партия на Украине. Лидер Виктор Головко. На парламентских выборах 2006 года партия «Центр» вместе с Республиканской партией, СДПУ(о) и партией «Жинкы за майбутне» сформировали Оппозиционный блок… … Википедия
СПРАВЕДЛИВОСТЬ
Смотреть что такое СПРАВЕДЛИВОСТЬ в других словарях:
СПРАВЕДЛИВОСТЬ
является одним из высших принципов взаимных отношений между людьми. В идее С. Спенсер различает два элемента. Положительный элемент ее заключается в пр. смотреть
СПРАВЕДЛИВОСТЬ
понятие о должном, соответствующее определённым представлениям о сущности человека и его неотъемлемых правах. С. — категория морально-правового. смотреть
СПРАВЕДЛИВОСТЬ
СПРАВЕДЛИВОСТЬ
справедливость ж. 1) Отвлеч. сущ. по знач. прил.: справедливый (1). 2) Справедливое отношение к кому-л., чему-л.; беспристрастие.
СПРАВЕДЛИВОСТЬ
справедливость ж.1. justice; (беспристрастие) equity, fairness добиваться справедливости — struggle / fight* for justice добиться справедливости — obt. смотреть
СПРАВЕДЛИВОСТЬ
СПРАВЕДЛИВОСТЬ
СПРАВЕДЛИВОСТЬ, понятие о должном, соответствующее определённым представлениям о сущности человека и его неотъемлемых правах. С.- категория морально. смотреть
СПРАВЕДЛИВОСТЬ
Справедливость — является одним из высших принципов взаимных отношений между людьми. В идее С. Спенсер различает два элемента. Положительный элемент ее заключается в признании за каждым человеком права на беспрепятственную деятельность и на пользование теми благами, которые она приносит; а так как люди одарены различно, то и в результате их действий неизбежно неравенство. Отрицательный элемент идеи С. заключается в сознании того, что существуют пределы, обуславливаемые наличностью других людей, имеющих одинаковые права, уважение к которым является необходимейшим условием общественной жизни; в мысли о сферах действия, взаимно ограниченных, заключается понятие равенства. Неуравновешенная оценка этих двух элементов ведет, по мнению Спенсера, к расходящимся нравственным и социальным теориям. Так, в идее С., выработанной греческой философией, преобладает элемент неравенства. В диалогах Платона справедливым признается «правило о том, чтобы индивидуумы не брали принадлежащего другому, и в свою очередь не лишались принадлежащего им самим»; С. состоит, поэтому, в том, «чтобы каждый человек имел и делал то, что ему принадлежит»; несправедливо браться за занятие другого человека и «пробивать себе путь» из одного класса в другой. Наоборот, в системах утилитаризма (правило Бентама: «каждый должен считаться за одного, никто не должен считаться более, чем за одного») и коммунизма элемент неравенства совершенно исчезает: С. означает равное распределение материальных и нематериальных благ, достигаемых человеческой деятельностью, причем совершенно не допускается, чтобы доли счастья, достающегося людям, представляли неравенства, сообразно с их способностями или характерами. Истинное понятие о С. получается, по мнению Спенсера, путем надлежащей координации двух указанных элементов, причем идеи равенства и неравенства применяются одновременно: первая — к границам, вторая — к результатам человеческой деятельности. В действительности теория Спенсера соответствует лишь мировоззрению капиталистического общества, как оно выразилось в девизе laisser faire, ограничивающем задачи государства одной лишь охраной права. Между тем, требования С., имея неизменную основу, по содержанию своему изменяются сообразно нуждам времени и места. Эта неизменная основа выражена еще в формуле Гиллеля (см.): «не делай другим того, чего не желаешь себе» — формуле, сводящейся к принципу равноценности всех людей, что далеко не равнозначаще признанию равенства относительно пределов человеческой деятельности. Об отношении формулы Гиллеля к христианской заповеди любви и совершенства ср. ст. Влад. Соловьева: «Спор о С.» («Вестник Европы», 1894, №№ 4 и 7). См. Спенсер, «С.» (СПб., 1897). Как основной элемент правосознания, С. должна найти выражение в юридических нормах; но положительное право всегда отстает от жизни. Способом приближения первого к последней служит казуальное юридическое творчество, которое ставит себе задачей восполнять и изменять действующее право сообразно особенностям отдельных случаев, а исходным моментом своим и руководящим началом объявляет С. Отсюда дуализм между правом легальным и судебной практикой, проводящей начала С. Так было в древнем Риме (см.), где строгому праву (strictum jus) противополагалось преторское право (см. Эдикт претора), исходившее из начал «справедливости» (aequitas), которая понималась в самом широком значении и синонимами которой у юристов классической эпохи служили «добрая совесть» (см.) «добрые нравы» (boni mores), «честность» (honestas) и др. выражения (pietas, verecundia и т. п.). С. требовала толкования актов по их смыслу и действительным намерениям сторон; она требовала также возмещения всякого неправомерного ущерба, уполномочивала судью на разрешение всякого спора по совести и по внутреннему убеждению. В задачи С. входила также защита родства по крови, в противоположность агнатству. С. положена была и в основу понятия об обмане, явившегося одним из крупнейших орудий преторского права. Ссылка на обман, в виде иска (actio de dolo) или возражения (exceptio doli), допускалась как вспомогательное средство, коль скоро обычай добропорядочных и честных людей требовал судебного преследования или судебной защиты, хотя бы в силу строгого права они были неосуществимы. Если претор включал в судебную формулу оговорку об обмане, то такая формула обязывала судью-присяжного разбирать все дело по «совести» (bona fide) и С. Особая система права С. сохранилась и в Англии, где проводником С. (equity) служит канцлерский суд (см.). В России попытку введения такого суда С. представляли собой совестные суды (см.).
СПРАВЕДЛИВОСТЬ
СПРАВЕДЛИВОСТЬ — общая нравственная санкция совместной жизни людей, рассмотренной по преимуществу под углом зрения сталкивающихся желаний, интересо. смотреть
СПРАВЕДЛИВОСТЬ
СПРАВЕДЛИВОСТЬ
СПРАВЕДЛИВОСТЬ
СПРАВЕДЛИВОСТЬ
СПРАВЕДЛИВОСТЬСправедливость — вечная беглянка из лагеря победителей. Уинстон Черчилль в версии Симоны Вейль Какою мерою мерите, такою же отмерится и в. смотреть
СПРАВЕДЛИВОСТЬ
СПРАВЕДЛИВОСТЬ
СПРАВЕДЛИВОСТЬ
СПРАВЕДЛИВОСТЬ
понятие о должном, соответствующее определ. представлениям о сущности человека и его неотъемлемых правах. С.категория морально-правового, а также социально-политич, сознания. Так, понятие С. содержит в себе требование соответствия между практич. ролью различных индивидов (социальных групп) в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, заслугами людей и их обществ. признанием. Несоответствие в этих соотношениях оцевивается как несправедливость. Первое в истории обществ. сознания понимание С. было связано с признанием непререкаемости норм первобытного строя: С.это простое следование общепринятому порядку. В социальной практике такое понимание С. имело негативный смысл требование наказания за нарушение общей нормы; одним из его практич. выражений был институт родовой мести. Более сложное, позитивное понимание С., включающее наделение людей благами, возникает в период выделения отд. индивидов из рода. Первоначально оно означает гл. обр. равенство всех людей в пользовании средствами жизни и правами. С возникновением частной собственности и обществ. неравенства С. начинают отличать от равенства, включая в неё и различие в положении людей сообразно с их достоинством. Аристотель впервые разделяет С. на уравнительную и распределительную; особым видом С. он считает случай воздаяния, к-рое должно исходить из принципа пропорциональности. В дальнейшем это разграничение С. равенства и пропорциональности (по достоинству) сохраняется во всей истории классового общества. Наряду с понятием С., отразившим в себе структуру существующих классовых отношений, в нар. сознании всегда развивались идеи С., выражающие протест против эксплуатации и неравенства, а также нац. угнетения. С позиций марксизма понятие С. всегда имеет историч. характер, обусловлено условиями жизни людей (классов). Классики марксизма-ленинизма неоднократно подчёркивали, что оценка социальной действительности с т. зр. понятия С. «. в научном отношении нисколько не подвигает нас вперед» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 153). Справедливыми можно назвать общественные отношения людей лишь в том смысле, что они соответствуют историч. необходимости и практич. возможности создания условий жизни человека, отвечающих данной историч. эпохе. Социалистич. понимание С. включает равенство людей по отношению к средствам произ-ва, их реальных политич. и юридич. прав. Вместе с тем при социализме ещё сохраняются различия в характере (квалификации) труда, в распределении предметов потребления. «Маркс писал В. И. Ленин показывает ход развития коммунистического общества, которое в ын у ж д е н о сначала уничтожить только ту *несправедливость*, что средства производства захвачены отдельными лицами, и которое не в состоянии сразу уничтожить и дальнейшую несправедливость, состоящую в распределении предметов потребления *по работе* (а не по потребностям)» ПСС, т. 33, с. 03). Полное совпадение С. с социальным равенством людей достигается в коммунистич. обществе. смотреть
СПРАВЕДЛИВОСТЬ
(justice) — 1. Общий принцип, согласно которому индивидуумы должны получать то, что они заслуживают. Этому обыденному определению было также дано множество философских формулировок классиками от Аристотеля до Канта. Позднее большое влияние получили идеи американского философа Джона Роулза (*Теория справедливости*, 1971). 2. Правовая справедливость (иногда называемая *исправительной*) — применение закона и управление легальными учреждениями, которые в современных обществах осуществляются главным образом обученными профессионалами. Концепции формальной или процедурной справедливости занимают здесь главное место — действие закона согласно предписанным принципам либо *обязательному процессу* (например, *норма закона*). См. также Система уголовной юстиции. 3. Социальная справедливость, общие концепции которой могут соответствовать или не соответствовать концепциям *индивидуальной справедливости* либо качению термина 2. Существуют также конкурирующие концепции. Так, утилитаристские концепции справедливости подчеркивают значение коллективной пользы и состоят в противоречии с концепциями о гармонии индивидуальных и коллективных прав. Несмотря на влияние философских подходов, социологи в целом пытались избегать абстракций и споров об определении значения Ф.мина, характерного для философских трудов. Главным объектом социологических работ было обсуждение политических и гражданских прав, и в особенности благосостояния и социальной политики. Основное внимание уделялось распределительной справедливости, то есть скорее независимому распределению доходов, чем просто формальным или процедурным принципам. Примером философского подхода, объединяющего формальные и независимые методы, служит дискуссия Роулза. Он определил справедливость как *честность*. Люди, вероятно, расценили бы как честное гипотетическое *первоначальное положение*, но *завеса невежества* не позволяет им обладать знанием о наличии у них самих социальных характеристик. Роулз утверждает, что неравенство приемлемо, только если оно делает всех людей богаче, также поддерживая тем самым государственное вмешательство. Противоположным представлением (например, Роберта Нозика, (1974), изящного защитника *минималистского государства*) является следующее: справедливость состоит в признании и защите индивидуальных прав, включая права собственности. Хотя вышеуказанные различия выглядят острыми и часто покоятся на идеологии, не должны исключаться эмпирические решения. Например, все явно расходящиеся теории Роулза, Нозика или Хайека (1944) включают аргументы о совокупных экономических доходах и их распределении, которые, по крайней мере потенциально, являются эмпирически разрешимыми, однако на практике труднодостижимыми (ср. По существу оспариваемое понятие; Хабермас). Один из путей предпринимает Баррингтон Мур (1972, 1978), сосредоточившись на понятии *несправедливость*, поскольку легче достичь согласия по этому вопросу. См. также Права человека; Равенство; Равенство возможностей; Естественные права и естественное право; Эксплуатация; Дискриминация; Теория общественного договора. смотреть
СПРАВЕДЛИВОСТЬ
(equity) 1. Бенефициарное участие в активе. Например, о лице, имеющем дом стоимостью 100 000 ф. ст. и закладную на него на сумму 20 000 ф. ст., говорят. смотреть
Политология. Словарь (краткий)
СПРАВЕДЛИВОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ
Политическая справедливость находится в стадии становления. Ее зрелая форма связана с развертыванием институтов политической свободы и демократии расширяется сектор справедливости. Причем для определенного единства экономики и политики характерно строго определенное содержание справедливости. Так, для классического феодального общества в Европе естественной выступала сословная справедливость, воспринимаемая, зачастую, как несправедливость.
Значительным шагом в развитии справедливости можно считать политическую демократию, основанную на равноправии. В развитом промышленном обществе отношения справедливости опираются на равенство всех членов общества перед законом. Сфера права, которая получает свое высшее развитие в идее правового государства, позволяет создать структуру формального равенства граждан. Это формальное равенство и является основой политической справедливости в условиях развитой западной демократии.
Кроме равенства справедливость определяет отношение к человеку, его культурно-политический статус. В этом отношении на становление справедливости оказало влияние развитие идей либерализма. В основе данного направления формирования справедливости лежит понимание человеческой личности как высшей ценности общества. Традиционно либерализм связывают со «здоровым» буржуазным эгоизмом. В рамках данного процесса справедливость гарантирует неприкосновенность индивида в границах закона и гражданского процесса. С другой стороны, либерализм выражает общечеловеческое стремление к личностной суверенности. Это обстоятельство выводит понятие справедливости за рамки наличной политической ситуации, превращает ее в идеал.
Отношения справедливости и несправедливости в значительной мере зависят от политического режима. Не форма власти, а ее реальное содержание выступает реальной основой справедливости. Так, при тоталитарных режимах в обществе господствует несправедливость. Формальная демократия также связана с несправедливостью. Можно констатировать, что населению России еще не представлялась ни разу возможность даже почувствовать, что такое политическая справедливость.
СПРАВЕДЛИВОСТЬ
Полезное
Смотреть что такое «СПРАВЕДЛИВОСТЬ» в других словарях:
СПРАВЕДЛИВОСТЬ — общая нравственная санкция совместной жизни людей, рассмотренной по преимуществу под углом зрения сталкивающихся желаний, интересов, обязанностей; способ обоснования и распределения между индивидами выгод и тягот их совместного существования в… … Философская энциклопедия
СПРАВЕДЛИВОСТЬ — вечная беглянка из лагеря победителей. Уинстон Черчилль в версии Симоны Вейль Какою мерою мерите, такою же отмерится и вам. Евангелие от Луки, 6, 37 Всякий раз, когда я вспоминаю о том, что Господь справедлив, я дрожу за свою страну. Томас… … Сводная энциклопедия афоризмов
Справедливость — Справедливость ♦ Justice Одна из четырех основополагающих добродетелей, заключающаяся в уважении к равенству и законности, правам индивидуумов и праву как институту. Справедливость предполагает, что закон должен быть одним для всех, что… … Философский словарь Спонвиля
СПРАВЕДЛИВОСТЬ — (беспристрастность) (equity, fairness) Концепция справедливости распределения, используемая в экономической теории благосостояния (welfare economics). Справедливость в смысле беспристрастности имеет несколько значений, которые не всегда… … Экономический словарь
СПРАВЕДЛИВОСТЬ — СПРАВЕДЛИВОСТЬ, справедливости, мн. нет, жен. 1. отвлеч. сущ. к справедливый. Справедливость поступка. Справедливость слухов. 2. Беспристрастие, справедливое отношение к кому чему нибудь. Соблюсти справедливость. Нарушить справедливость. Чувство… … Толковый словарь Ушакова
справедливость — отдавать справедливость.. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. справедливость беспристрастие, нелицеприятность, непредубеждённость, непредвзятость, объективность, правда,… … Словарь синонимов
СПРАВЕДЛИВОСТЬ — СПРАВЕДЛИВОСТЬ, и, жен. 1. см. справедливый. 2. Справедливое отношение к кому н., беспристрастие. Чувство справедливости. Поступить по справедливости. • Отдать справедливость кому (чему) (книжн.) признать за кем чем н. какие н. достоинства,… … Толковый словарь Ожегова
справедливость — СПРАВЕДЛИВОСТЬ, правда ПРАВДОЛЮБ, разг. правдолюбец СПРАВЕДЛИВЫЙ, законный, высок. праведный, высок. правый … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
СПРАВЕДЛИВОСТЬ — 1) «процессуальная» С. В этом смысле С. относится к результату или решению, достигнутому благодаря правильно функционирующему механизму отправления закона. Считается, что применение закона, относящегося к сфере статутного или обычного права, к… … Юридическая энциклопедия
СПРАВЕДЛИВОСТЬ — СПРАВЕДЛИВОСТЬ, категория морально правового и социально политического сознания, понятие о должном, связанное с исторически меняющимися представлениями о неотъемлемых правах человека. Содержит требование соответствия между реальной значимостью… … Современная энциклопедия
ПРОБЛЕМЫ СПРАВЕДЛИВОСТИ В МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ
Мировая политика всегда была полна проблем. Начиная с Древнейших времен и заканчивая современностью: люди, живущие в состоянии «войны всех против всех», постоянно создавали и создают друг другу проблемы. Люди бывают разными: злыми, высокомерными, завистливыми, сильными, слабыми. Но во всех нас скрыта та самая потенциальная агрессия, которую мы готовы выплеснуть друг на друга. Существовала ли наша цивилизация без войн и конфликтов, сколько дней мы можем продержаться, не ища друг у друга изъянов?
Но что было бы с нашим миром, если бы не вечный поиск той самой справедливости? Человек не только существо, способное воевать, но это еще и мыслитель, философ, политик, не только враг, но и друг. Мир не может существовать без баланса, поэтому конфликты, войны сопровождаются поиском справедливости и порядка, морали и нравственности. Человек постоянно пытается внедрить эти понятия в мировую политику и международные отношения.
Важнейшее место в теории справедливости занимает договорная концепция Нового времени. Справедливость-это одно из основных понятий, которое находило место во всех работах известнейших мыслителей данного периода. Если в Античности теории справедливости рассматривали человека в определенной иерархии и поэтому понять, что для него справедливо было проще, ведь соответственно его положению и происходило распределение благ, обязанностей и т.д. Если в Средневековье центром вселенной был Бог, и справедливо было то, что было угодно этому центру мироздания, то в Новое время центром и главным действующим лицом мироздания становится Человек.
У Человека появляются не только обязанности, но и права, свободы. Гоббс утверждает равенство всех людей от природы, заменяет понятие блага на право. О справедливости он рассуждает с позиций общественного договора. С его точки зрения, минимальным требованием, которое позволяет достичь общественного порядка и мира, должна быть передача людьми большинства своих «естественных прав» суверену (за индивидом оставлялось право на самозащиту)2.
Локк рассматривает справедливость через призму государственности: единственно справедливым является правление не человека, но Закона.
В Новое время справедливость стала определяться в терминах права. Права человека естественны и неотчуждаемы, люди должны обладать правами на жизнь, частную собственность и свободу. Равенство прав, как основа справедливости, исключает возможность господства одного человека над другим на том основании, что он в чем-то лучше, сильнее, разумнее. Единственно возможной формой правления признается правовое конституционное государство. Для того, чтобы процессы политические были справедливыми власть должна быть делегирована народом и наделена им же определенными правами.
1 Кашников Б. Н. Концепция общей справедливости Аристотеля: Опыт реконструкции // Этическая мысль. — М. : ИФРАН, 2001, № 2.
Это понятная концепция справедливости, на мой взгляд. Однако многие концепции и теории обычно терпят крах на практике. Как и данные принципы. Важной проблемой для осуществления справедливости является «человеческий фактор». Если говорить в рамках мировой политики, то одно государство является сильнее другого и, несмотря на договоры, соглашения и даже «дружеские отношения», сильное государство диктует свои порядки, более слабое может с ним не соглашаться, но вынуждено это делать в силу того, что слабее. Поэтому принципы Справедливости в Новое время-это некий идеал, который вполне описывает более реальную и приземленную справедливость, к которой мы должны стремиться и соблюдать.
В международном праве справедливость – неотъемлемое свойство и предназначение международного права. Она утверждает себя как норма, соглашение или решение, но свидетельствуется как истина, актуальная для международного сообщества. В международном сообществе всегда были и будут противоречия между правом, делом и справедливостью. Международное право не отрицает того, что соглашения иногда нарушаются. Однако его ценность не умаляется правонарушениями. Природа международной справедливости состоит в выполнении соглашений, имеющих обязательную силу, которая обеспечивается особым международным порядком побуждения и принуждения к выполнению норм3.
Международная, глобальная справедливость-это некие соглашения, которые ограничивают государства в возможностях и пределах доступных действий по отношению к другому государству.
Однако определить понятие справедливости все еще сложно. Размытость делает его неосязаемым, недоступным для понимания, а поэтому вполне гибким, применимым для своих целей, легко подменяемым понятием.
Для того чтобы у ученых, политикой и простых людей был выбор в понимании справедливости, разрабатывались целые научные парадигмы и концепции справедливости. Виды справедливости описывал еще Аристотель. Это «общая» справедливость, «частная справедливость». Аристотель также выделял «воздающую» справедливость, «меновую» справедливость, связанные с отношениями обмена и распределения.
Выделяют следующие парадигмы справедливости: формальная, содержательная и процедурная, эгалитарная и иерархическая. Все они различаются по своему пониманию справедливого и несправедливого, опираются на различные принципы и оправдание тех или иных явлений несправедливости в обществе.
Рассматривая истоки развития данного понятия, обогащения его разными смыслами, мы не должны далеко уходить от настоящего время. Ведь мы живем в необычное время, которое изменяется очень быстро и требует незамедлительной реакции. Мы живем в век, когда люди стали более чутко ощущать нехватку справедливости. Когда человек поистине почувствовал себя творцом и создателем, он захотел не просто говорить, а ощущать справедливость. Понимать и знать, что те или иные процессы справедливы или нет, человек хочет знать, за что ему бороться не только внутри своего государства, но и за его пределами. Данным процессам дала жизнь глобализация: она втянула в мыслительный процесс огромное количество населения, показала взаимозависимость государств друг от друга. Она открыла глаза на мировую несправедливость, на неравенство и бедность.
Одна из наиболее верно подходящих современному обществу парадигм-эгалитарная. В эгалитарном обществе люди рождаются равными, считают себя таковыми, всякое проявление общественного неравенства поставлено в ситуацию презумпции виновности и должно доказать свое право на существование, обращаясь к исходному идеалу равенства жизненных шансов. Равенство как равенство жизненных шансов и возможностей это главная ценность современной западной цивилизации и ее общая справедливость4.
Реальность такова, что теории Античности были ближе к современному обществу, а теории Нового времени и наших современников являются неким идеалом, достижение которого невозможно на международной арене. В силу того, что все эти идеалистические концепции, конечно же, подразумевает неидеальные условия, они все же выводят свои основные принципы, основанные на свободах и правах человека. А теперь зададимся вопросом: все ли государства, даже демократические, соблюдают эти основные принципы? Почему продолжаются войны? Почему внутри государств развитие идет не по определённой единой модели, а, следовательно, консенсус и согласие недостижимая мечта для всего мира. А как же различия между нациями? Почему никто не учитывает особенностей традиций, исторически сложившихся принципов существования. Каким образом можно подогнать под единый стандарт все государства мира? Да и возможно ли это? Да и нужно ли это? Является ли глобальная справедливость действительно благом? На мой взгляд, это важнейший вопрос. Да, справедливость-это высшее благо, которое состоит из разных принципов. Только какие это принципы в реальности? Как часто вообще наши государства соблюдают принципы, декларированные в уставе ООН? Государства по-прежнему вмешиваются в дела других, более слабых. Нарушают суверенитет, права человека. Под завуалированными понятиями проводят свою политику.
3 Глебов И.Н. Международное право. — М.: Дрофа, 2006. — 368 с.
На мой взгляд, для каждого государства есть пределы собственной справедливости соразмерные с аппетитами этого государства. И именно это и является основой нашего существования. Мировая площадка-это площадка войн, но и диалога. Однако для некоторых государств войны и есть справедливость.
Мы не можем уничтожить конфликты и разрешить все проблемы, но в силу разумности и постоянного стремления сделать мир лучше, каждое государство должно определить для себя основные правила справедливости, основные границы данного понятия, сделать справедливость своей идеологией, доказывать ее необходимость и состоятельность. Может быть, тогда отношения между народами перейдут на новую ступень развития, приобщая к своему диалогу как можно больше государств, наций и каждого отдельного человека, гражданина этого мира.
1. Аитова. Ш.Г. Новое в понимании справедливости в эпоху глобализации: социально-философский анализ.— М,2011.
2. Аристотель. Новая философская энциклопедия // Рук. Научного проекта Степин В. С., Семигин. Г. Ю. В 4 т. Т. 1, — М., 2000, С. 175–176.
3. Глебов И.Н. Международное право. — М.: Дрофа, 2006. — 368 с.
4. Долгов. К.М. Философия мировой политики (от Платона до Фуко)//Полигнозис, 1(30), 2008
5. Кашников Б. Н. Концепция общей справедливости Аристотеля: Опыт реконструкции // Этическая мысль.— М. : ИФРАН, 2001, № 2.
7. Мошняга В. П. Мировое социальное развитие и социальная справедливость в условиях глобализации. Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / 2008. №6 – История
8. Платон. Государство. Законы // Антология мировой правовой мысли. — М., 1999. Т. 1. С. 142.
9. Платон. Государство. Соч. в 4 т. — М., 1994
10. Прокофьев А.В. Этика справедливости и ее пределы (семья – национальное сообщество – человечество) — М., 1992
11. Социальная справедливость: философские концепции и российская ситуация: монография / Канарш. Г. Ю. М., 2011.