Что такое сравнительная психология
сравнительная психология
Полезное
Смотреть что такое «сравнительная психология» в других словарях:
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — см. Дифференциальная психология. Философский энциклопедический словарь. 2010 … Философская энциклопедия
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, изучающая общность и различия в происхождении и развитии психики животных и человека. Формирование сравнительной психологии в 19 в. связано с трудами Ж. Б. Ламарка и Ч. Дарвина, в России В. А. Вагнера … Большой Энциклопедический словарь
Сравнительная психология — Сравнительная психология раздел психологии, занимающийся эволюцией психики. Интегрирует данные из зоопсихологии, исторической и этнической психологии. Сравнивает психические процессы животных и человека в онтогенезе и филогенезе,… … Википедия
сравнительная психология — отрасль психологии, изучающая общность и различия в происхождении и развитии психики животных и человека. Формирование сравнительной психологии в XIX в. связано с трудами Ж. Б. Ламарка и Ч. Дарвина, в России В. А. Вагнера. * * * СРАВНИТЕЛЬНАЯ… … Энциклопедический словарь
Сравнительная психология — отрасль психологии (См. Психология), изучающая общность и различия в происхождении и развитии психики животных и человека. Формирование С. п. связано с трудами Ж. Б. Ламарка и особенно Ч. Дарвина, в России В. А. Вагнера, понимавшего её… … Большая советская энциклопедия
Сравнительная психология — 1) раздел психологии, изучающий сходства и различия в поведении и психике между животными и человеком, а также эволюцию поведения и психики в процессе антpoпoгeнeзa; 2) общее название для любых сравнительных исследований в психологии, при которых … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, изучающая общность и различия в происхождении и развитии психики животных и человека. Формирование С. п. в 19 в. связано с тр. Ж. Б. Ламарка и Ч. Дарвина, в России В. А. Вагнера … Естествознание. Энциклопедический словарь
Сравнительная психология — отрасль психологии, изучающая биопсихологические предпосылки и закономерности происхождения и развития психики человека, становления человеческого сознания, общее и различное в психической деятельности человека и животных (проблема… … Педагогический терминологический словарь
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, изучающая биопси хол предпосылки и закономерности происхождения и развития психики человека, становления человеч сознания, общее и различное в психич. деятельности человека и животных (проблема социального и биологического в… … Российская педагогическая энциклопедия
Познание мира
Сравнительная психология
Сравнительная психология относится к научному изучению поведения и психических процессов животных, особенно в том, что касается филогенетической истории, адаптивного значения и развития поведения. Исследования в этой области затрагивают множество различных проблем, используют множество различных методов и исследуют поведение многих различных видов от насекомых до приматов.
Иногда предполагается, что сравнительная психология подчеркивает межвидовые сравнения, в том числе между людьми и животными. Тем не менее, некоторые исследователи считают, что прямые сравнения не должны быть единственной целью сравнительной психологии, и что интенсивный фокус должен быть на одном организме, чтобы понять его поведение. Дональд Дьюсбери рассмотрел работы нескольких психологов и их определения и пришел к выводу, что целью сравнительной психологии является установление принципов общности, ориентированных как на непосредственную, так и на конечную причинность.
Использование сравнительного подхода к поведению позволяет оценить целевое поведение с четырех разных взаимодополняющих точек зрения, разработанных Нико Тинбергеном. Во-первых, можно понять, насколько распространено поведение среди видов (то есть, насколько распространено поведение между видами животных?). Во-вторых, можно понять, как поведение способствует репродуктивному успеху в течение всей жизни людей, демонстрирующих поведение? Теории, рассматривающие конечные причины поведения, основаны на ответах на эти два вопроса.
В-третьих, какие механизмы задействованы в поведении (т.е. какие физиологические, поведенческие и экологические компоненты необходимы для формирования поведения)? В-четвертых, исследователь может спросить о развитии поведения внутри человека (то есть, с какими переживаниями, в процессе обучения, социального общения человек должен столкнуться, чтобы продемонстрировать поведение)? Теории, касающиеся непосредственных причин поведения, основаны на ответах на эти два вопроса.
История
Ученый 9-го века аль-Джахиз написал работы по социальной организации и методам общения животных. Арабский писатель 11-го века Ибн аль-Хайтам (Альхазен) написал «Трактат о влиянии мелодий на души животных». В трактате он демонстрирует, как темп верблюда может быть ускорен или замедлен с помощью музыки, и показывает другие примеры того, как музыка может влиять на поведение животных, экспериментируя с лошадьми, птицами и рептилиями.
Важно! До 19-го века большинство ученых в западном мире продолжали верить в то, что музыка была явлением исключительно человеческим, но с тех пор эксперименты подтвердили мнение Ибн аль-Хайтама о том, что музыка действительно влияет на животных.
Чарльз Дарвин занимал главное место в развитии сравнительной психологии, считается, что о психологии следует говорить в терминах «до» и «после Дарвина», потому что его вклад был очень влиятельным. Теория привела к нескольким гипотезам, одна из которых заключалась в том, что факторы, которые отличают человека, такие как высшие умственные, моральные и духовные способности, могут быть объяснены эволюционными принципами.
Ближе к концу 19-го века существовало несколько ученых, работа которых также была очень влиятельной. Дуглас Александр Спалдинг был назван «первым экспериментальным биологом» и работал в основном с птицами, над изучением инстинкта, импринтинга, визуального и слухового развития. Жак Леб подчеркнул важность объективного изучения поведения, Джону Лаббоку приписывают первое использование лабиринтов и устройств-головоломок для изучения обучения, а Конви Ллойд Морган считается «первым этологом в том смысле, в котором мы в настоящее время используем это слово».
На протяжении всей долгой истории сравнительной психологии неоднократно предпринимались попытки обеспечить более дисциплинированный подход, при котором аналогичные исследования проводятся на животных разных видов, а результаты интерпретируются с точки зрения их разного филогенетического или экологического фона. Поведенческая экология 1970-х годов дала более прочную базу знаний, на основе которой могла бы развиваться истинная сравнительная психология. Тем не менее, более широкое использование термина «сравнительная психология» закреплено в названиях научных обществ и научных журналов, не говоря уже о том, что психологи других специальностей упоминают их, поэтому метка никогда не исчезнет полностью.
Постоянным вопросом, с которым сталкиваются сравнительные психологи, является относительный интеллект различных видов животных. В самом деле, некоторые ранние попытки сравнительной психологии включали оценку того, насколько хорошо животные разных видов могут изучать разные задачи. Эти попытки провалились. Оглядываясь назад, можно увидеть, что они не были достаточно изощренными ни при анализе требований различных задач, ни при выборе видов для сравнения. Однако, определение «интеллекта» в сравнительной психологии глубоко затронуто антропоморфизмом. Эксперименты, сфокусированные на простых задачах, сложных задачах, обратном обучении, обучении и задержке чередования, преследовали практические и теоретические проблемы. В литературе «интеллект» определяется как то, что наиболее близко к человеческому поведению, и пренебрегает поведением, на которое люди обычно не способны. В частности, сравнительные исследователи сталкиваются с проблемами, связанными с индивидуальными различиями, различиями в мотивации, различиями в подкреплении, различиями в сенсорной функции, различиями в двигательных способностях и типичной подготовленности видов (то есть некоторые виды эволюционировали, чтобы приобретать некоторые виды поведения быстрее, чем другие поведения).
Изученные виды
Широкий спектр видов были изучены сравнительными психологами. Растущий интерес к изучению ненормального поведения животных привел к возвращению к изучению большинства видов домашних животных. Торндайк начал свои исследования с кошками, но американские сравнительные психологи быстро переключились на более экономичных крыс, которые оставались почти неизменным предметом в первой половине 20-го века и продолжают использоваться для исследований.
Скиннер ввел использование голубей, и они продолжают играть важную роль в некоторых областях. Всегда был интерес к изучению различных видов приматов. Важный вклад в социальную психологию и психику развития внесли исследования Гарри Ф. Харлоу о материнской депривации у макак-резус. Исследования показали сходство между младенцами и шимпанзе. Исследования обнаружили, что шимпанзе по имени Гуа лучше распознавал человеческие запахи и одежду, и что младенец Келлоггс (Дональд) узнавал людей лучше по лицам.
Важно! Исследование закончилось через 9 месяцев после его начала, после того, как младенец начал подражать шумам Гуа.
Приматы также использовались для демонстрации развития языка по сравнению с развитием человека. Например, Гарднер успешно преподавал женщине-шимпанзе Уошу 350 слов на американском языке жестов. Впоследствии Уошу передала часть этого учения своему приемному потомку Лулису. Критика приобретения Уошу языка жестов была сосредоточена на степени, до которой она фактически поняла то, что она подписывала. Ее признаки были основаны на ассоциации, чтобы получить вознаграждение, такое как еда или игрушка. Другие исследования пришли к выводу, что человекообразные обезьяны не понимают языковой вклад, но могут сформировать предполагаемое значение того, что сообщается.
Интерес к исследованиям приматов увеличился с ростом исследований познания животных. Другие животные, считающиеся разумными, также все чаще изучаются. Примеры включают в себя попугаев — особенно серый попугай и дельфинов. Алекс (Avian Learning EXperiment) — хорошо известное тематическое исследование (1976–2007), которое было разработано Пеппербергом, который обнаружил, что африканский серый попугай Алексне подражал вокализации. Исследование млекопитающих также включало изучение собак. Из-за своего внутреннего характера и особенностей, собаки жили в тесном контакте с людьми, и поэтому были выявлены и исследованы параллели в общении и когнитивном поведении.
Важно! Пилли и Рейд обнаружили, что бордер-колли по имени Чейзер смог успешно идентифицировать и найти 1022 различных предмета / игрушки.
Познание животных
Исследователи, изучающие познание животных, заинтересованы в понимании психических процессов, управляющих сложным поведением, и большая часть их работы аналогична работе когнитивных психологов, работающих с людьми. Например, проводятся обширные исследования с участием животных по вопросам внимания, категоризации, формирования понятий, памяти, пространственного познания и оценки времени. Многие исследования в этих и других областях прямо или косвенно связаны с поведением, важным для выживания в естественных условиях, таким как навигация, использование инструментов и численная компетентность. Таким образом, сравнительная психология и познание животных являются сильно пересекающимися категориями исследований.
Нарушения поведения животных
Считается, что поведение собаки при недостаточной стимуляции зависит от породы, а также от характера отдельного животного. Например, хаски, как известно, разрушают сады и дома, если им не позволено достаточно активности. Собаки также подвержены психологическому ущербу, если они подвергаются насилию. Если к ним относятся очень плохо, они могут стать опасными.
Систематическое изучение неупорядоченного поведения животных опирается на исследования в области сравнительной психологии, в том числе на ранних работах по обусловливанию и инструментальному обучению, а также на этологические исследования естественного поведения.
Отношения человек-животное
Отношения между людьми и животными уже давно представляют интерес для антропологов как один из путей к пониманию эволюции человеческого поведения. Сходства между поведением людей и животных иногда использовались в попытке понять эволюционную значимость конкретных видов поведения. Говорят, что различия в обращении с животными отражают понимание обществом человеческой природы и места людей и животных в схеме вещей. Приручение было особенно интересным. Например, утверждалось, что, когда животные стали одомашненными, люди относились к ним как к собственности и стали считать их низшими или принципиально отличными от людей.
Ингольд отмечает, что во всех обществах дети должны учиться дифференцироваться и отделяться от других. В этом процессе незнакомцы могут рассматриваться как «не люди» и как животные. Инголд процитировал Зигмунда Фрейда: «Дети не проявляют никаких следов высокомерия, побуждающего взрослых цивилизованных мужчин проводить жесткую границу между их собственной природой и природой всех других животных. У детей нет никаких сомнений в том, что животные могут считаться равными своим равным». Однако по мере взросления людям трудно признать, что они сами являются животными, поэтому они классифицируют, отделяя людей от животных и животных на диких животных и ручных животных, и приручают животных на домашних животных и домашний скот. Такое разделение можно рассматривать как сходное с категориями людей: кто является частью человеческого сообщества и кто не является.
Было доказано, что наличие домашнего животного действительно улучшает социальные навыки детей. В своей статье доктор Сью Ишер, психолог, участвовавший в исследовании, заявил: «Это сделало детей более способными сотрудничать и делиться». Также было показано, что эти дети были более уверенными в себе и более эмпатичными по отношению к другим детям.
Кроме того, в издании «Социальные науки и медицина» было указано: «Случайный опрос 339 жителей из Перта, Западная Австралия, был выбран из трех пригородов и опрошен по телефону. Было установлено, что владение домашними животными положительно связано с некоторыми формами социальных контактов. После поправки на демографические переменные, владельцы домашних животных набрали больше баллов по социальному капиталу и шкале гражданской активности». Подобные результаты дают нам понять, что владение домашним животным предоставляет возможности для общения с соседями, среди многих других возможностей для социализации среди людей.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Сравнительная психология.
На разных этапах развития этой отрасли психологии перед ней ставились различные задачи. В связи с этим авторы по-разному определяют круг проблем, очерчиваемых этой наукой. Так, в ранее утвержденной программе для психологических вузов указывается, что термин «Сравнительная психология» используется в следующих значениях:
1. Раздел психологии, изучающий сходства и различия в поведении и психике животных и человека, а также их эволюцию в процессе онтогенеза.
2. Наука, объединяющая зоопсихологию и психологию человека. З.А. Зорина, И.Н. Полетаева и Ж.А. Резникова (2002) определяют предмет сравнительной (или экспериментальной) психологии как изучение способности к обучению животных разных таксономических групп. Они указывают, что в настоящее время сравнительная психология животных как направление ориентирована на изучение эмоциональных реакций, разных форм обучения, развитие поведения у представителей более широкого спектра видов. В иностранной литературе сравнительно-психологическими обычно называют исследования способностей животных к обучению и рассудочной деятельности, проводящиеся в лабораторной обстановке.
В единственном, официально утвержденном учебнике зоопсихологии К.Э. Фабри, сравнительная психология трактуется как сравнительное изучение психических процессов у животных разных таксономических групп. В настоящий момент сравнительная психология, являющаяся составной частью учебного курса » Зоопсихология и сравнительная психология», обычно рассматривается в эволюционном аспекте с позиций концепции А.Н. Леонтьева об эволюции психики, дополненной К.Э. Фабри. Особое место в курсе занимают сравнительные исследования психики и поведения животных и человека.
Проблема эволюции психики занимает видное место в трудах таких классиков российской зоопсихологии, как Н.Н. Ладыгина-Котс, Г.З. Рогинский, Л.В. Крушинский. Большое внимание этому вопросу уделял и А.Н. Северцов.
В настоящее время сравнительные исследования психики и поведения животных и человека фактически превратились в междисциплинарную научную область.
Поэтому вместе со сходными чертами в развитии психики человека и обезьяны выявляются и их существенные различия.
Происхождение и развитие человека обусловлено трудовой деятельностью. Коренным отличием человека от животных является то обстоятельство, что «животное, в лучшем случае, доходит до собирания средств существования. Человек же производит их» (Энгельс Ф. Диалектика природы. ГИЗ, 1930. С. 44).
Решительный шаг для перехода от обезьяны к человеку был сделан в связи с переходом наших древнейших предков от хождения на четвереньках и лазания к прямой походке. Новый способ передвижения раскрепостил руки, которые стали совершенствоваться в «ловкости и мастерстве», причем «рука, таким образом, является не только органом труда, она также его продукт» (С. 62). В трудовой деятельности развилась членораздельная речь и общественная жизнь человека, вместе с которыми, как говорил Энгельс, мы вступаем в область истории. Если психика животных обусловлена только биологическими законами, то человеческая психика является результатом общественного развития и воздействия.
Большие отличия обезьян от человека обусловлены приспособлением первых к жизни на деревьях. Эта особенность, в свою очередь, ведет к многим другим.
В отличие от всех животных обезьяны располагают очень развитой мускулатурой лица, что позволяет им, подобно человеку, широко использовать мимику. Сходны у них с человеком и другие мышцы: грудная, плечелучевая, живота. Удивительна подвижность губ обезьян; у карликового шимпанзе они красные.
Парадоксально, что именно головной мозг, наиболее отличающийся среди всех органов у человека и антропоидов по объему и весу, обнаруживает максимальное сходство в строении.
И все-таки, по какому бы принципу нейроанатомы ни классифицировали головной мозг в животном мире, человек именно вместе с обезьянами всегда оказывается на высшей ступени развития. У приматов значительно увеличена новая кора по сравнению с древней, причем самые новые структуры этой коры, лобная и височная области, как показал в 1937 г. профессор Г.И. Поляков, закладываются у плода человека очень рано, раньше, как ни странно, чем «старые» образования, и это, пишет другой советский исследователь, является как раз общеприматной характеристикой, ибо свойственно и мозгу обезьян, но не других существ.
Особую близость человек обнаруживает с африканскими антропоидами. Весьма осторожная в отношении сопоставлений мозга человека и обезьян профессор Ю. Г. Шевченко пишет: «Современные анатомы свидетельствуют, что головной мозг гориллы и шимпанзе сходен с человеческим не только по общему виду и расположению борозд и извилин, но также и по расположению архитектонических систем коры большого полушария. и по системам проводящих путей».
В то же время совершенно парадоксальным представляется невероятный разрыв между столь высоким сходством человека и шимпанзе в физиологии внутренних органов и обменных процессов и таким разительным отличием интеллекта.
Старые же элементы мозга, а именно они преимущественно управляют «внутренней» жизнью организма, изменялись не столь быстро, не столь «принципиально».
Итак, наиболее резко на пути к человеку менялся мозг, его новые формации, которые и регулируют «новейшие», высшие функции. Самым ярким выражением этих функций у животных является поведение. Мы уже о нем говорили, касаясь приматов в целом. Рассмотрим его же теперь специально у высших и низших обезьян.
Научное изучение интеллекта обезьян началось с Ч. Дарвина. Ему принадлежит книга, которая и в наши дни остается классической в своей области,- «О выражении ощущений у человека и животных» (1872). В ней, в частности, показано, что мимика обезьян сходна с человеческой. Дарвин считал это следствием сходства мускулатуры лица у приматов. Он же определил, что мимика, выражение эмоций являются, как мы бы сегодня сказали, средством коммуникации. Дарвин заявил и о такой подробности: антропоид способен мимически выражать почти все человеческие эмоции, кроме изумления, удивления и отвращения. Некоторые нынешние авторы склонны подтвердить это мнение, но наша замечательная исследовательница Н.Н. Ладыгина-Котс изобразила в своей классической книге «Дитя шимпанзе и дитя человека» и эти выражения у шимпанзе. Дарвин считал, что интеллект человекообразной обезьяны отличается от человеческого только количественно, но не по качеству.
А дальше судьба науки о поведении обезьян сложилась противоречиво. Одни авторы, как правило, сами работавшие с шимпанзе, восхищались интеллектом высших обезьян, говорили о необыкновенном сходстве его с человеком, другие отрицали это сходство. С 10-х гг. XX в. от бихевиористов распространилась традиция считать, что у всех животных поведение «одинаково животное». Эта традиция дает себя знать до наших дней, правда, во все меньшей степени.
О высоком уровне интеллектуальных способностей антропоидов говорили Р. Йеркс, В. Келлер, Н.Н. Ладыгина-Котс, И.П. Павлов, а в наше время все, кто систематически изучает высших обезьян в природе или в неволе. Противоречивым оказалось в отечественной науке толкование наследия в этой области Ивана Петровича Павлова. Великий физиолог относился отрицательно к некоторым интерпретациям наблюдаемых фактов зарубежными зоопсихологами. Но после того как он сам лично приступил к изучению поведения шимпанзе, И.П. Павлов не один раз говорил о необыкновенно высоком уровне поведения человекообразных обезьян. Ему принадлежат слова о наличии у обезьян, подобно человеку, собственного внутреннего мира, об особом исследовательском интересе у них, приближающем их в этом к человеку, о необыкновенной любознательности шимпанзе и ее генетической связи с любознательностью человека. Это И.П. Павлов поражался тому, «каким манером» человек ухитрился вырыть столь глубокую яму между собой и животными. Наконец, ему, творцу учения об условных рефлексах, принадлежит мнение, высказанное дважды, поразившее его учеников и вызывающее споры в наши дни:
Это высказывание, сделанное за три месяца до смерти «старейшины физиологов мира», совершенно недвусмысленно отражает его оценку обезьян.
В 70-е гг. М.А. Дерягина (1986) начала цикл сравнительных исследований манипуляционной активности приматов. Разработанный ею метод количественного анализа этой важнейшей формы поведения, которая составляет основу пишедобывательного, гнездостроительного, орудийного и других видов поведения, был основан на иерархической модели поведенческого акта. Позднее М.А. Дерягина обратилась к сравнительному анализу разных видов коммуникации у приматов, сочетая наблюдения за животными в вольерах (зоопарки), а также в полуестественных условиях Сухумского питомника. Использованные ею методы объективной количественной регистрации поведения можно рассматривать как непосредственное продолжение и развитие этологических методов.
М.А. Дерягина трактует технические особенности манипуляционной деятельности человекообразных обезьян как предпосылку к использованию орудий и к возникновению трудовой деятельности человека.