Что такое сравнительное и абсолютное преимущество

Абсолютное и сравнительное преимущество в экономике

Известные экономисты всех времен – А. Смит и Д. Рикардо разработали теории абсолютных и сравнительных преимуществ. Рассмотрим, в чем они заключаются.

Абсолютные и сравнительные преимущества

Абсолютное преимущество – возможность государства производить продукцию с наименьшими расходами, чем в других странах. То есть, например, в Китае производить компьютер стоит X долларов, а во всех других странах – всегда больше этой цифры. Значит, у Китая – абсолютное преимущество.

Сравнительное преимущество в экономике – возможность страны производить продукцию с минимальными альтернативными издержками, чем это получится у торговых партнеров.

Теорию абсолютного преимущества разработал А. Смит. Она заключается в том, что страна должна производить на экспорт ту продукцию, расходы на создание которой у нее меньше, чем у прочих государств.

Если все будут следовать этому правилу, то в итоге произойдет общемировое увеличение произведенных товаров при снижении понесенных затрат.

А. Смит считал, что международный обмен, основанный на теории абсолютного преимущества, выгоден всем странам.

Основной минус этой теории в том, что она не принимает во внимание тот факт, что абсолютные преимущества часто сосредоточены в одном государстве или небольшом количестве стран.

А что делать странам, у которых нет никаких абсолютных преимуществ? Ответ на этот вопрос дает Д. Рикардо.

Теория сравнительных преимуществ Рикардо

Итак, закон сравнительных преимуществ открыл Давид Рикардо. Он указал на то, что странам следует специализироваться на экспорте товаров, в производстве которых они имеют относительные (сравнительные) преимущества.

Д. Рикардо использует понятие альтернативной цены – рабочего времени, которое необходимо для производства единицы продукции. Когда этот показатель максимален, торговля будет выгодна, даже если нет абсолютных преимуществ. В этом случае в международном обмене товаров могут участвовать все страны без исключения.

Пример – как работает теория сравнительных преимуществ

Рассмотрим две страны (Страна А и Страна Б), которые могут производить зерно и обувь.

В Стране А производство и обуви, и зерна – эффективнее, т.е. эта страна обладает абсолютным преимуществом во всех товарах:

Как видно, абсолютное преимущество Страны А в производстве зерна намного больше, чем в производстве обуви.

Для примера возьмем, что жителей в этих странах – одинаковое количество. На производство обе этих страны могут выделить – 1000 человеко-часов

Если обе страны будут производить и зерно, и обувь, то получится:

Зерно – 600 человеко-часов:

Обувь – 400 человеко-часов:

Если же Страна А сосредоточится только на производстве зерна, а Страна Б – только на производстве обуви получится:

Таким образом, будет произведено суммарно больше и зерна, и обуви.

Т.е. суммарно обе страны получат преимущество, обе страны смогут выиграть. В этом – основная соль закона Рикардо.

Может ли страна постоянно обладать сравнительным преимуществом

Может ли абсолютное и сравнительное преимущество в экономике быть постоянным? В реальности — скорее всего, нет.

Теоретически это можно было бы гарантировать, если бы в основе теории лежало воздействие нескольких экономических факторов производства (капитал земля и т.д.), а не одного (труда).

Кроме того, в теории не учитываются изменения технологии производства, емкость рынка и затраты на перевозку. Модель не предусматривает перемещение капитала между государствами, которое непременно произойдет в ходе торговых отношений.

Источник

Экономика. 11 класс

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 11 класс

Номер урока и название темы: урок №16 «Международная торговля: абсолютные и сравнительные преимущества»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Глоссарий по теме: принцип абсолютного преимущества, принцип сравнительного преимущества, экспорт, импорт, сальдо торгового баланса, внешнеторговый оборот.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Если каждая страна может производить товары и услуги для собственного потребления, зачем тогда международная торговля? Кто выигрывает от неё, кто импортирует, или кто экспортирует?

Международное разделение труда исторически основывалось на различиях в природно-климатических условиях в отдельных странах. Экономисты – сторонники свободной международной Адам Смит и Давид Рикардо утверждали, что отмена ограничений на торговлю благами, выпущенными в других странах, обеспечивает выгоду всем участникам торговли.

Абсолютное преимущество имеет экономика страны, если она производит товар более эффективно. Это означает, что странам выгодно обмениваться излишками товаров, изготовленных с минимальными затратами. К основным факторам абсолютного преимущества можно отнести климат и географическое положение государства, наличие собственных сырьевых ресурсов, наличие дешёвой рабочей силы, квалифицированные кадры, развитые технологии, наличие свободных финансовых ресурсов.

Сравнительное преимущество имеет страна, если она производит товар с меньшими альтернативными издержками, чем другие страны. В отличие от абсолютного преимущества, которым обладает несущественное число стран, сравнительные преимущества есть у любой страны при сравнении конкретных товаров с производством этих же товаров в других странах.

Экспорт – это реализация товаров и услуг в другие страны.

Импорт – это ввоз на территорию страны иностранных благ.

Разница между экспортом и импортом называется сальдо торгового баланса.

Внешнеторговый оборот страны – это сумма экспорта и импорта страны.

На сегодняшний день значительная доля в мировом товарообмене приходится на новые товары и технологии. Быстро развивается международный рынок услуг: транспортных, туристических, финансовых.

Любая сфера жизнедеятельности периодически сталкивается с проблемами: общими или частными. По масштабам, безусловно, эти проблемы различны. Одни затрагивают интересы конкретных участников рынка и решаются ими самими. Другие требуют государственного вмешательства, а третьи вообще требуют межгосударственного взаимодействия.

Проблемы развития общества, которые касаются каждого, то есть имеют всеобщий характер, называются глобальными.

В силу масштабности решение таких проблем требует сил и средств, которых нет пока у отдельных стран и даже групп стран – необходимо привлечение разнообразных ресурсов. У любой из глобальных проблем есть серьёзные экономические аспекты. Решение таких глобальных проблем требует объединения усилий многих стран, международных организаций.

Глобальных проблем достаточно много. Наиболее острые:

– экологическая проблема, связанная с опасным для людей и даже планеты уровнем загрязнения окружающей среды;

– демографическая проблема, когда в развитых странах снижается рождаемость и сокращается население, а в наименее развитых странах население растёт высокими темпами, приводя к бедности и голоду;

– проблема нехватки продовольственных и энергетических ресурсов;

Одна из главных причин обострения глобальных проблем, как это ни странно, – это высокие темпы экономического роста на основе НТП. Общество частично может предотвратить негативные тенденции экономического роста. Однако, чем выше темпы НТП и экономического роста, тем более сложным и отдалённым во времени становится процесс «обезболивания» его достижений.

Резюме теоретической части

Абсолютное преимущество имеет страна, если она производит товар более эффективно. Сравнительное преимущество имеет страна, если она производит товар с меньшими альтернативными издержками, чем другие страны. Экспорт – это реализация товаров и услуг в другие страны. Импорт – это ввоз на территорию страны иностранных благ. Разница между экспортом и импортом называется сальдо торгового баланса. Внешнеторговый оборот страны – это сумма экспорта и импорта страны.

Проблемы развития, которые касаются каждого, имеют всеобщий характер, называются глобальными.

Глобальных проблем достаточно много: экологическая, демографическая, проблема нехватки ресурсов, проблема сохранения мира, проблема терроризма.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. Выберите верное утверждение и выделите его цветом.

А) Наименее развитые страны не имеют ни абсолютных, ни сравнительных преимуществ.

Б) Международная торговля выгодна всем странам.

Б) Международная торговля выгодна всем странам.

2. Основными тенденциями в развитии международной торговли являются…

а) рост удельного веса высоко- и среднетехнологичной продукции;

б) снижение доли торговли услугами;

в) увеличение взаимозависимости стран;

г) снижение доли торговли готовыми изделиями.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 160–164.

2. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Практикум для учащихся в 2-х ч., – М.: Вентана-Граф, 2015. – ч.2 – С. 57–58.

3. Левицкий М. Л., Шейнин Э. Я., Виленский В. М. Экономика. 11 класс: Учебное пособие. – М.: Просвещение, 2017. – С. 86–94.

4. Акимов Д. В., Дичева О. В., Щукина Л. Б. Задания по экономике: от простых до олимпиадных. Пособие для 10-11 классов общеобразоват. учрежд. / Д. В. Акимов, О. В. Дичева, Л. Б. Щукина. – М.: Вита-Пресс, 2008. – 320 с. : ил. – С. 258–270.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Источник

Абсолютные и сравнительные преимущества

АБСОЛЮТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО (absolute advantage)— пре­имущество, которым обладает страна, способная, используя дан­ный объём ресурсов, производить больше, чем другие страны, располагающие тем же количеством ресурсов. Это понятие можно проиллюстрировать на примере двух стран (А и В) и двух благ (X и У).

Рассмотрим физический выпуск благ X и У на данный рас­ход факторов:

Страна А может произвести либо 100Х, либо 100У; страна В при тех же затратах производит либо 180Х, либо 120У. Очевид­но, что производство страны В абсолютно более эффективно, чем производство страны А, так как страна В выпускает оба блага в большем количестве.

На первый взгляд торговля меж­ду этими странами лишена смысла. Однако целесообразность международной торговли определяется сравнительными пре­имуществами, а не абсолютными, поскольку, даже если стра­на В в состоянии произвести оба блага в большем объёме, она может извлечь выгоду из специализации на выпуске продук­та X, где она обладает большим преимуществом.

ТЕОРИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ (theory of international trade) — часть экономической теории, посвященная иссле­дованию факторов, определяющих международную торговлю, специализацию и выгоды, получаемые от них.

Теория рассма­тривает способы влияния различий между странами (с точки зрения затрат производства и структуры спроса) на объём, про­дуктовую и территориальную структуру международной тор­говли, а также на размер и распределение выгод торговли.

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО (comparative advantage) — преимущество, которым обладает участвующая в международ­ной торговле страна, если она может произвести данный товар с меньшими относительными затратами, чем другие страны. Другое название — принцип сравнительных затрат. Эта кон­цепция иллюстрируется ниже для случая двух стран (А и Б) и двух товаров (X и У).

Одинаковый объём ресурсов в обеих странах позволяет им производить либо товар X, либо товар У. Из таблицы видно, что страна Б абсолютно более эффективна, чем страна А, так как она может произвести большее количество как товара X, так и товара У. Однако именно сравнительные преимущества, а не абсолютные преимущества определяют, выгодна торговля или нет.

Сравнительные преимущества возникают потому, что пре­дельные альтернативные затраты одного товара, выраженные в единицах другого товара, различны в разных странах (см. теория соотношения факторов производства хекшера —олина ).

В таблице показаны физический выпуск товаров X и У при данных затратах факторов производства и альтернативные за­траты производства X, выраженные в единицах У. Альтерна­тивные затраты производства дополнительной единицы X в стране А равны 1У, а в стране Б равны 2 / 3У. Альтернативные затраты производства дополнительной единицы У в стране А равны IX, а в стране Б равны 1 1 / 2Х.

Соотношение альтернативных затрат

Страна Б имеет сравнительное преимущество в производ­стве товара X, так как она в состоянии произвести его с мень­шими затратами факторов производства, чем страна А, ведь аль­тернативные издержки производства дополнительной едини­цы товара X составляют лишь 2 /зY в стране Б, тогда как в стране А они равны 1У.

Зато страна А имеет сравнительное преимущество в произ­водстве товара Y, так как она способна производить его с мень­шими относительными затратами факторов производства, чем страна Б: альтернативные затраты производства дополнитель­ной единицы товара Y равны всего лишь 1X, тогда как в стра­не Б они составляют 1 1 / 2 Х .

Поэтому обе страны повышают своё экономическое благосо­стояние в том случае, если они специализируются (см. специа­лизация) на выпуске того товара, в производстве которого они имеют сравнительное преимущество (см. выгоды торговли как иллюстрацию этого важного положения). Величина выгод от торговли для каждой из стран будет зависеть от реальных усло­вий торговли, при которых они согласны обмениваться товара­ми X и У.

Основная посылка данной концепции заключается в том, что объём факторов производства, а отсюда и сравнительные пре­имущества, «фиксированы». Однако в динамике сравнительные преимущества могут значительно изменяться. К этим измене­ниям могут привести многие обстоятельства, в частности:

(а) реализация правительством страны структурных про­грамм, приводящих к перераспределению ресурсов. Например, страна, которая, на первый взгляд, обладает сравнительным пре­имуществом в предложении первичных продуктов (вроде хлоп­ка и пшеницы), может, несмотря на это, отказаться от них или сместить акценты в экономическом развитии, осуществив ин­дустриализацию и получив сравнительное преимущество в про­изводстве промышленных товаров с высокой добавленной стои­мостью;

(б) перелив капитала между странами, передача технологий и перемещение производства транснациональными компания­ми. Например, Малайзия получила сравнительное преимуще­ство в производстве натурального каучука лишь после того, как британские предприниматели создали там плантации каучу­ковых деревьев, вложив в них свои средства.

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ (specialization) — форма разделения труда, при которой каждый индивид или фирма концентрирует свои производственные усилия на одном или ограниченном числе видов деятельности. Если индивид специализируется на одной работе, то он, вероятно, добьётся гораздо большей эффектив­ности, чем при попытке быть мастером на все руки. Специа­лист может сконцентрироваться на работе, которую он лучше всего выполняет: знание предмета деятельности и повторение одних и тех же рабочих операций повышают профессиональ­ную квалификацию. Кроме того, не теряется время при перехо­де от одной работы к другой. По этим причинам произво­дительность работника благодаря специализации становится выше.

На макроуровне специализация позволяет экономической системе использовать ограниченные ресурсы более эффективно и вследствие этого производить и потреблять большее количе­ство товаров и услуг, чем при отсутствии специализации.

Этот фундаментальный принцип можно проиллюстрировать, ради простоты полагая, что в экономике действуют всего два человека, А и Б, которые производят и потребляют только два блага, X и У. Допустим, что А имеет границу производственных возможностей, представленную на рис. 118 отрезком между точками (12, 0) и (0, 6). Таким образом, для А производство X вдвое эффективнее, чем производство У (коэффициент альтерна­тивных затрат ∆У/∆Х равен 1/2). Допустим, что он желает потреблять блага в одинаковых количествах. В таком случае он выберет точку А pc = (4, 4) на границе производственных возмож­ностей.

Для В, наоборот, границей производственных возможностей служит отрезок от (6, 0) до (0, 12). Продукт У он производит вдвое эффективнее, чем продукт X (коэффициент альтернатив­ных затрат равен 2). Допустим, что он также желает потреблять блага в одинаковых количествах и выбирает точку В рс = (4, 4) на своей границе производственных возможностей.

Теперь предположим, что между А и В возможен обмен и каждый из них может специализироваться на производстве того блага, которое он производит более эффективно. На рис. 118в представлена граница производственных возможностей новой производственной системы. Теперь А может произвести 12 еди­ниц блага X, а В — 12 единиц блага У, и каждый из них может потреблять по 6 единиц каждого из благ (ранее недоступные точки А с на рис. 118а и В с на рис. 1186).

Таким образом, специализация приводит: (а) к выигрышу в производстве , так как теперь производится 12 единиц каждого блага, а не 8, как было до специализации, и (б) к выигрышу в потреблении , так как в результате специализации и обмена А и В могут потреблять теперь большее количество обоих благ. Так, А потребляет 6 единиц блага X, которые он сам произвёл, и обменивает оставшиеся 6 единиц X на 6 единиц блага У. По­добно этому, В потребляет 6 единиц блага У, которые он про­извел, а остальные 6 единиц блага У обменивает на равное ко­личество блага X.

РИКАРДО, ДАВИД (1772-1823) (Ricardo, David) — английский экономист, который в своем главном труде «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817) утверждал, что ценность продуктов определяется количеством труда, необходимого для их производства, и разработал теорию распределения, объясняющую, как эта ценность разделяется между различными классами общества (трудовая теория ценности). Рикардо предполагал, что какой бы ни была процветающей экономика, заработная плата никогда не поднимется выше стоимости средств существования. Если рабочие становятся более обеспеченными, они имеют больше детей, и после того, как эти дети вырастают, это дополнительное предложение труда понижает заработную плату («железный закон заработной платы»).

Рикардо считал, что капиталисты также много не выигрывают от экономического прогресса, так как конкуренция снижает цены их продуктов и выплата заработной платы урезает их прибыль. Он рассматривал землевладельцев в качестве единственных пожинателей плодов экономического прогресса, так как в условиях ограниченного количества плодородной земли и растущего населения, которое необходимо накормить, доход землевладельцев в виде ренты будет увеличиваться, а ценность их земли будет расти. Растущая рента увеличивает затраты на производство продуктов питания, и рабочие для приобретения этих продуктов нуждаются в большей заработной плате, которая уничтожает прибыль капиталистов. Теория Рикардо использовалась нарождающимся промышленным классом в борьбе за свободную торговлю и уничтожение высоких тарифов на импортируемое зерно, чтобы снизить цену продовольствия и заработную плату.

ТЕОРИЯ ПОДОБИЯ ПРЕДПОЧТЕНИЯ (preference/similarity theory) — объяснение международной торговли промышленными изделиями, в основе которого лежит потребительский спрос на разнообразие товаров. Примером может служить экспорт автомобилей из Великобритании с одновременным импортом автомобилей из Германии в Великобританию.

Теория постулирует, что отечественные производители специализируются в производстве продуктов, пользующихся спросом у большинства отечественных потребителей, но они также способны поставлять свою продукцию в другие страны, где она пользуется спросом у меньшего количества потребителей. С другой стороны, спрос на те продукты, которые требуются меньшинству потребителей страны, может быть вполне удовлетворён импортом из тех стран, в которых на эти изделия предъявляет спрос большинство потребителей. Так как класс товаров, пользующихся спросом, зависит от уровня дохода на душу населения, большая часть обменов промышленными изделиями происходит между странами со сходной отраслевой структурой, каждая из которых экспортирует и импортирует в основном схожие товары. Разнообразие готовых изделий, доступных потребителям, благодаря торговле увеличивается, и выгоды, получаемые от торговли, растут, но не из-за снижения цен, как предполагается теорией сравнительного преимущества, а вследствие расширения свободы потребительского выбора.

ВНУТРИОТРАСЛЕВАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ (intra-industry specialization) — специализация различных фирм на определённых продуктах внутри одной отрасли (см. специализация ). Например, в текстильной промышленности одна фирма может специализироваться в производстве дорогих мохеровых костюмов, а другая — в производстве дешёвой рабочей одежды. Специализация даёт возможность обеим фирмам использовать экономию от масштаба в производстве, понижая таким образом цены, и удовлетворять потребительский спрос на большое разнообразие продуктов.

ВНУТРИОТРАСЛЕВАЯ ТОРГОВЛЯ (intra-industry trade) — ситуация, когда фирмы действуют внутри одной отрасли, но в разных странах, специализируясь на производстве (см. специализация ) определённых продуктов и участвуя в международной торговле. Например, в текстильной промышленности британская фирма может специализироваться в производстве и экспорте дорогих мохеровых костюмов, в то время как другая фирма на Тайване может специализироваться на производстве и экспорте дешёвой рабочей одежды. Таким образом, Великобритания может экспортировать текстильную продукцию на Тайвань и в то же время импортировать текстильную продукцию из Тайваня.

Источник

Разница между абсолютным и сравнительным преимуществом

Что такое сравнительное и абсолютное преимущество. Смотреть фото Что такое сравнительное и абсолютное преимущество. Смотреть картинку Что такое сравнительное и абсолютное преимущество. Картинка про Что такое сравнительное и абсолютное преимущество. Фото Что такое сравнительное и абсолютное преимущество

Содержание:

Эта статья смотрит на,

3. В чем разница между абсолютным и сравнительным преимуществом?

Что такое сравнительное и абсолютное преимущество. Смотреть фото Что такое сравнительное и абсолютное преимущество. Смотреть картинку Что такое сравнительное и абсолютное преимущество. Картинка про Что такое сравнительное и абсолютное преимущество. Фото Что такое сравнительное и абсолютное преимущество

Что такое абсолютное преимущество

Если конкретная нация / субъект может производить товары и услуги по меньшей цене за единицу по сравнению со стоимостью, если она производится другой нацией, эта страна имеет абсолютное преимущество перед производством этого товара или услуги. Другими словами, страна, которая обладает абсолютным преимуществом, может производить продукцию с использованием меньшего количества ресурсов или с высокоэффективными процессами.

Что такое сравнительное и абсолютное преимущество. Смотреть фото Что такое сравнительное и абсолютное преимущество. Смотреть картинку Что такое сравнительное и абсолютное преимущество. Картинка про Что такое сравнительное и абсолютное преимущество. Фото Что такое сравнительное и абсолютное преимущество

Что такое сравнительное преимущество

Сходство между абсолютным и сравнительным преимуществом

Разница между абсолютным и сравнительным преимуществом

Определение

Абсолютное преимущество: Абсолютное преимущество описывает способность конкретной страны производить товары по более низкой цене за единицу.

Сравнительное преимущество: Сравнительное преимущество описывает способность конкретной страны производить товары с более низкой альтернативной стоимостью.

торговый

Абсолютное преимущество:Торговля не является взаимовыгодной для двух стран.

Сравнительное преимущество:Торговля взаимовыгодна для двух стран.

производство

Абсолютное преимущество:Страна с абсолютным преимуществом производит больший объем товаров с заданным количеством ресурсов.

Сравнительное преимущество: Страна со сравнительным преимуществом производит товары лучше, чем другая страна с таким же количеством ресурсов.

фокус

Сравнительное преимущество:Абсолютным преимуществом считается преимущество производства многочисленных товаров.

Сравнительное преимущество:Сравнительное преимущество учитывает общее производство нации в данный период времени

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *