Что такое среда обитания 5 класс

§ 4. Среды обитания организмов

Среды обитания организмов. Средой называют всё то, что окружает живое существо в природе. На Земле существуют четыре основные среды обитания, освоенные и заселённые организмами. Это наземно-воздушная среда, водная, почвенная, и, наконец, одни живые организмы могут являться средой обитания для других (рис. 10). Каждая из этих сред имеет свои специфические условия жизни. Каждый живой организм приспосабливается к среде обитания и к специфическим условиям жизни, в которых ему приходится существовать.

Этим объясняется большое многообразие живых организмов на нашей планете. Наземно-воздушная среда более сложна и разнообразна по сравнению с другими средами (см. рис. 10).

Что такое среда обитания 5 класс. Смотреть фото Что такое среда обитания 5 класс. Смотреть картинку Что такое среда обитания 5 класс. Картинка про Что такое среда обитания 5 класс. Фото Что такое среда обитания 5 класс

Рис. 10. Среды обитания организмов

Наибольшее значение для живущих в ней организмов имеют свойства и состав воздушных масс. Плотность воздуха гораздо ниже плотности воды, поэтому у наземных организмов сильно развиты опорные ткани — внутренний и наружный скелет.

Температура воздуха может меняться очень быстро и на больших пространствах, поэтому живущие на суше организмы имеют многочисленные приспособления, позволяющие выдерживать резкие перепады температуры.

Важное значение для наземных организмов имеет химический состав воздуха. Поэтому загрязнение воздуха оказывает негативное воздействие на организмы.

У наземных организмов, живущих в условиях различной влажности, также выработались специальные приспособления.

Вода служит средой обитания для многих организмов (рис. 11). Из воды они получают всё, что необходимо им для жизни. Водные организмы очень разнообразны, но все их особенности строения и приспособления определяются физическими и химическими свойствами воды.

Что такое среда обитания 5 класс. Смотреть фото Что такое среда обитания 5 класс. Смотреть картинку Что такое среда обитания 5 класс. Картинка про Что такое среда обитания 5 класс. Фото Что такое среда обитания 5 класс

Рис. 11. Обитатели водной среды

Вода обладает выталкивающей силой, её плотность больше, чем у воздуха. Это свойство позволяет многим организмам парить в толще воды. К ним относятся как множество мелких растений и животных, так и достаточно крупные организмы, например медузы. У активных пловцов (рыбы, дельфины, киты и др.), как правило, обтекаемая форма тела, а конечности в виде плавников или ласт. Многие водные организмы ведут малоподвижный или даже прикреплённый образ жизни, например коралловые полипы.

Вода способна накапливать и удерживать тепло, в связи с этим в воде не бывает таких резких колебаний температуры, как на суше.

Животные заселили всю толщу воды, вплоть до самых глубоких океанских впадин. Растения живут только в верхних слоях воды, куда проникает солнечный свет.

Большое значение для водных организмов имеет солевой состав воды.

Что такое среда обитания 5 класс. Смотреть фото Что такое среда обитания 5 класс. Смотреть картинку Что такое среда обитания 5 класс. Картинка про Что такое среда обитания 5 класс. Фото Что такое среда обитания 5 класс

Рис. 12. Обитатели почвы:
1 — простейшие; 2 — дождевые черви; 3 — проволочники; 4 — мелкие членистоногие (клещи, коллемболы, лжескорпионы); 5 — грибы; 6 — нематоды; 7 — личинки насекомых

Огромную роль играет почва в жизни растений. Почва обладает особым свойством — плодородием, способностью обеспечивать растения питательными веществами и влагой, создавать условия для их жизнедеятельности. Чем больше в почве минеральных веществ и перегноя, тем она плодороднее. От плодородия почвы зависит урожай возделываемых культур.

Почва постепенно истощается из-за того, что каждый урожай уносит из почвы какое-то количество минеральных веществ. Чтобы восполнить их содержание, в почву вносят органические и минеральные удобрения.

Тела живых организмов могут служить средой обитания для других организмов (рис. 13). Условия жизни внутри другого организма характеризуются большим постоянством по сравнению с жизнью в других средах. Поэтому организмы, находящие себе место в теле растений или животных, часто полностью утрачивают органы и даже системы органов, необходимые свободноживущим видам. Об этих взаимоотношениях организмов вы узнаете, далее изучая биологию.

Что такое среда обитания 5 класс. Смотреть фото Что такое среда обитания 5 класс. Смотреть картинку Что такое среда обитания 5 класс. Картинка про Что такое среда обитания 5 класс. Фото Что такое среда обитания 5 класс

Рис. 13. Организм как среда обитания

Новые понятия

Водная среда. Наземно-воздушная среда. Почва как среда обитания. Организм как среда обитания

Вопросы

Подумайте

Почему организмы, обитающие в наземно-воздушной среде, более многообразны, чем обитатели водной?

Источник

Среда обитания

Среда обитания — это часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие. Из среды организмы получают всё необходимое для жизни и в неё же выделяют продукты обмена веществ. Среда каждого организма слагается из множества элементов неорганической и органической природы и элементов, привносимых человеком и его производственной деятельностью. При этом одни элементы могут быть частично или полностью безразличны организму, другие необходимы, а третьи оказывают отрицательное воздействие.

Что такое среда обитания 5 класс. Смотреть фото Что такое среда обитания 5 класс. Смотреть картинку Что такое среда обитания 5 класс. Картинка про Что такое среда обитания 5 класс. Фото Что такое среда обитания 5 класс

Что такое среда обитания 5 класс. Смотреть фото Что такое среда обитания 5 класс. Смотреть картинку Что такое среда обитания 5 класс. Картинка про Что такое среда обитания 5 класс. Фото Что такое среда обитания 5 класс

Различают естественную и искусственную (созданную человеком) среду обитания. Естественные среды обитания в основном делятся на наземно-воздушную, почвенную, водную и внутреорганизменную. Отдельные свойства и элементы среды, воздействующие на организмы, называют экологическими факторами. Все экологические факторы можно разделить на три большие группы:

Возможно также выделить следующие компоненты среды обитания: естественные тела среды обитания, гидросреду, воздушное пространство среды, антропогенные тела, поле излучений и тяготения среды.

В ООН создана специальная организация — Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП). В целях привлечения внимания к проблемам охраны окружающей среды ООН установила Всемирный день окружающей среды.

См. также

Литература

Афанасьев В. Г. Мир живого. Системность, эволюция и управление. — М: Изд. полит. л-ры, 1986.

Источник

Презентация к уроку биологии в 5 классе по теме «Среды обитания организмов»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что такое среда обитания 5 класс. Смотреть фото Что такое среда обитания 5 класс. Смотреть картинку Что такое среда обитания 5 класс. Картинка про Что такое среда обитания 5 класс. Фото Что такое среда обитания 5 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Среды обитания организмов. Приспособленность к среде обитания. Учитель биологии первой квалификационной категории МБОУ «СОШ №78» Приволжского района города Казани Котова Ирина Валерьевна

Цели урока: Узнать, что такое среда обитания организмов; Познакомиться с отличительными особенностями разных сред обитания организмов; Найти отличия между условиями жизни в разных средах и определить черты приспособленности организмов к жизни в них; Конкретизировать знания учащихся о различных средах обитания организмов; Определить уровень усвоения школьниками учебного материала по теме урока.

Царства живых организмов

Свойства живых организмов Дыхание Питание Выделение Обмен веществ и энергии Раздражимость Размножение Рост и развитие

Среды обитания организмов. Приспособленность к среде обитания.

Среда обитания – организм хозяина (паразитизм)

Среда обитания – это….

ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕД ОБИТАНИЯ

ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕД ОБИТАНИЯ

Приспособления к жизни в водной среде обтекаемая форма тела наличие слизи на теле плавники, ласты подкожный слой жира чешуя

Приспособления к жизни в почвенной среде Конечности животных и насекомых приспособлены к рытью, животные имеют очень маленькие глазки или вовсе лишены органов зрения особое строение шерсти животных, тело овальное, компактное растения своими корнями всасывают минеральные вещества

Выводы по уроку: Cреда обитания – условия, окружающие организм. Различают наземно– воздушную, водную, почвенную среды обитания и тела живых организмов. Каждый организм приспособлен к жизни в определенной среде. Домашнее задание: § 4 прочитать, ответить на вопросы

Что такое среда обитания 5 класс. Смотреть фото Что такое среда обитания 5 класс. Смотреть картинку Что такое среда обитания 5 класс. Картинка про Что такое среда обитания 5 класс. Фото Что такое среда обитания 5 класс

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что такое среда обитания 5 класс. Смотреть фото Что такое среда обитания 5 класс. Смотреть картинку Что такое среда обитания 5 класс. Картинка про Что такое среда обитания 5 класс. Фото Что такое среда обитания 5 класс

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

Что такое среда обитания 5 класс. Смотреть фото Что такое среда обитания 5 класс. Смотреть картинку Что такое среда обитания 5 класс. Картинка про Что такое среда обитания 5 класс. Фото Что такое среда обитания 5 класс

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что такое среда обитания 5 класс. Смотреть фото Что такое среда обитания 5 класс. Смотреть картинку Что такое среда обитания 5 класс. Картинка про Что такое среда обитания 5 класс. Фото Что такое среда обитания 5 класс

Презентация к уроку биологии в 5 классе по теме «Среды обитания организмов», разработан в соответствии с ФГОС 2 поколения. Также разработан коспект урока по данной теме.

Узнать, что такое среда обитания организмов;

Познакомиться с отличительными особенностями разных сред обитания организмов;

 Найти отличия между условиями жизни в разных средах и определить черты приспособленности организмов к жизни в них;

Конкретизировать знания учащихся о различных средах обитания организмов;

Определить уровень усвоения школьниками учебного материала по теме урока.

Урок изучения нового материала с использование ИКТ и систематизации знаний

Мультимедийный проектор, презентация “Среды обитания организмов” (в программе Power Point),ватман, клей, маркеры, фотографии животных разных сред обитания; учащиеся разделены на группы по 4 человека, карточки с номерами столов, бейджики с именами учащихся.

Данный урок основан на частично самостоятельной работе учащихся с различными источниками информации. Учащиеся учатся искать информацию, выделять наиболее важные, значимые моменты, интересные факты, что повышает интерес к предмету. Учащиеся приобретают опыт работы в группах, развивают умение договариваться между собой, распределять задания. Работа учащихся курируется учителем, в результате чего развиваются отношения сотрудничества между учениками и учителем-предметником, оказывающим помощь в работе учеников. На данном уроке развивается ещё одно немаловажное умение – это умение слушать одноклассников и умение интересно рассказывать. В работе над этим уроком учащиеся могут использовать имеющиеся у них знания, т.е. воспользоваться личным опытом.

Источник

Рассматриваемое определение делится на несколько вариантов среды, каждая из которых имеет свои уникальные особенности и характеристики. Животные и микроорганизмы в процессе эволюции приспособились к жизни буквально везде: на суше, в воде, грунте и в воздухе.

Среда обитания – понятие и особенности

Основные особенности любой среды составляют ее главные свойства, под которые подстраиваются все существующие в ней биологические виды. К примеру, в водной сфере живут рыбы и земноводные – существа, у которых дыхательная система приспособлена работать именно в этих условиях. В каждом случае есть свои уникальные особенности, изучением и описанием которых заняты большие ученые и целые научные институты.

Что такое среда обитания 5 класс. Смотреть фото Что такое среда обитания 5 класс. Смотреть картинку Что такое среда обитания 5 класс. Картинка про Что такое среда обитания 5 класс. Фото Что такое среда обитания 5 класс

Чтобы выявить те или иные характеристики определенной среды, приходится буквально погружаться в нее, заниматься тщательными наблюдениями и систематизацией получаемых знаний. История знает множественные примеры, когда ученые бросали все дела и отправлялись в далекие дикие регионы, чтобы погрузиться в среду обитания изучаемых ими животных, птиц, других существ и получить от этого максимально достоверную информацию.

Организменная среда обитания

Что такое среда обитания 5 класс. Смотреть фото Что такое среда обитания 5 класс. Смотреть картинку Что такое среда обитания 5 класс. Картинка про Что такое среда обитания 5 класс. Фото Что такое среда обитания 5 класс

Независимость этой среды обитания от других достаточно условна, но для паразитов она может рассматриваться таковой, так как большинство из них получают в организме хозяина достаточно пищи и условия для размножения.

Не нужно думать, что все существа в организменной среде – паразиты. В организме человека миллионы, если не миллиарды микроорганизмов, для которых он является целой вселенной. Простейшие составляют микрофлору нашего желудка, кишечника, других органов и являются важнейшей частью жизнедеятельности.

Наземно-воздушная среда

Этим термином обозначается среда обитания, находящаяся на поверхности грунта, а также в нижних слоях атмосферы планеты. Растения, животные, бактерии, грибки – все это существует по большей части именно здесь.

Что такое среда обитания 5 класс. Смотреть фото Что такое среда обитания 5 класс. Смотреть картинку Что такое среда обитания 5 класс. Картинка про Что такое среда обитания 5 класс. Фото Что такое среда обитания 5 класс

в воздухе содержится большое количество кислорода, важнейшего элемента для жизни;

здесь бывают времена года, меняется климат, поэтому почти все типы существ развивают приспособление к окружающему миру;

Наземно-воздушная область обитания жизни неразрывно связана с другими сферами.

Водная среда

Хотя вода нужна всем животным, некоторые зависят от нее полностью и не могут жить вне ее пределов. Для этого элемента обитания характерны огромное разнообразие живого, которое здесь присутствует, наличие множества бактерий, микроорганизмов, витаминов и минералов, которые питают рыб, лягушек, выдр, китов и прочее.

Что такое среда обитания 5 класс. Смотреть фото Что такое среда обитания 5 класс. Смотреть картинку Что такое среда обитания 5 класс. Картинка про Что такое среда обитания 5 класс. Фото Что такое среда обитания 5 класс

Главными свойствами здесь являются:

температура воды, уровень ее кислотности и плотности на разных глубинах;

приливы и отливы, обусловленные действием Луны;

материально-вещественная характеристика: содержание тех или иных веществ, газов, минералов и т. д.;

световой режим в толще воды.

Совокупность всего этого создает условия для успешного существования огромного количества организмов.

Водно-наземная (наземно-водная) среда

Как понятно из самого названия, здесь имеется в виду переходное состояние и тот класс растений, животных и бактерий, которым в определенных рамках дано существовать как в воде, так и на земле.

Что такое среда обитания 5 класс. Смотреть фото Что такое среда обитания 5 класс. Смотреть картинку Что такое среда обитания 5 класс. Картинка про Что такое среда обитания 5 класс. Фото Что такое среда обитания 5 класс

Примером здесь может стать целый класс земноводных: лягушек, змей, тритонов. Таблица земноводных насчитывает всего около 28 видов на территории России, а вот на Мадагаскаре их аж 247.

Обитатели этой среды отличаются особенным строением как мышечной, так и дыхательной и зрительной систем, что позволяет им нормально чувствовать себя и в воде, и на земле.

Наземная среда

Наиболее заселенный живыми организмами участок биосферы, который характеризуется легким доступом к жизненно важному кислороду и источникам питания. Лучше всего в процессе эволюции к этой сфере существования приспособились позвоночные животные и членистоногие, многоклеточные.

Что такое среда обитания 5 класс. Смотреть фото Что такое среда обитания 5 класс. Смотреть картинку Что такое среда обитания 5 класс. Картинка про Что такое среда обитания 5 класс. Фото Что такое среда обитания 5 класс

Наземная среда характеризуется большой зависимостью от водных источников и в некоторых местах сталкивается с опасностью высыхания. Здесь постоянно меняется уровень влажности, температура воздуха, наблюдается изменение времени суток, месяцев и лет. Биология наземных существ очень сильно зависит от фактора их территориального нахождения.

Почва

Почвой называется рыхлый поверхностный слой земной коры, который просто переполнен различными организмами. Здесь живет множество существ, которые в процессе переработки веществ в некотором роде и создают грунт. В структуре почвы присутствует вода в больших количествах, газы.

Что такое среда обитания 5 класс. Смотреть фото Что такое среда обитания 5 класс. Смотреть картинку Что такое среда обитания 5 класс. Картинка про Что такое среда обитания 5 класс. Фото Что такое среда обитания 5 класс

Основные обитатели: беспозвоночные, насекомые, черви, простейшие. Масса одних только беспозвоночных в грунте может достигать невероятного значения – до 50 центнеров на 1 га площади! Один земляной червь пропускает через себя около 9 тонн на 1 га органики, которая в конечном итоге составляет материал для гумуса (основная почвенная ценность для растений).

Экологические факторы мест обитания

На каждый участок окружающей нас природы действуют различные экологические факторы, которые делятся на две большие группы: биотические и абиотические. Первые относятся к живой природе, другие – к неживой. Техногенная деятельность человека действует все сильнее на абиотические факторы мест обитания.

Что такое среда обитания 5 класс. Смотреть фото Что такое среда обитания 5 класс. Смотреть картинку Что такое среда обитания 5 класс. Картинка про Что такое среда обитания 5 класс. Фото Что такое среда обитания 5 класс

Увеличение температуры окружающей среды, обезвоживание, выкачивание полезных ископаемых в огромных количествах, прочие явления – все это очень сильно влияет на живую природу.

Вырубка лесов, образование огромных карьеров, выращивание искусственных сортов растений, заболачивание почвы – это только малая часть того, к чему приводит социальная деятельность людей.

Местообитание человека

Человечество обосновалось в наземной среде обитания. Но с развитием технического прогресса возникли различные пути воздействия на окружающий мир, которые имеют как плюсы, так и минусы. К примеру, самолеты, космические корабли, лодки открыли человеку доступ до других сфер существования, но в то же время массовая промышленность и неразумная деятельность ведет к гибели и переформатированию всей природы.

Что такое среда обитания 5 класс. Смотреть фото Что такое среда обитания 5 класс. Смотреть картинку Что такое среда обитания 5 класс. Картинка про Что такое среда обитания 5 класс. Фото Что такое среда обитания 5 класс

В качестве заключения отметим, что приспособление людей к меняющимся условиям их среды обитания уже не исправит ситуацию – теперь важно не приспосабливаться к негативным тенденциям, а исправлять их, иначе уже через несколько десятилетий может остро встать вопрос нехватки всех ресурсов: питьевой воды, газа и нефти, чистого воздуха, качественной натуральной еды.

Источник

Три среды обитания

Урок 21. Естествознание 5 класс ФГОС

Что такое среда обитания 5 класс. Смотреть фото Что такое среда обитания 5 класс. Смотреть картинку Что такое среда обитания 5 класс. Картинка про Что такое среда обитания 5 класс. Фото Что такое среда обитания 5 класс

Что такое среда обитания 5 класс. Смотреть фото Что такое среда обитания 5 класс. Смотреть картинку Что такое среда обитания 5 класс. Картинка про Что такое среда обитания 5 класс. Фото Что такое среда обитания 5 класс

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Что такое среда обитания 5 класс. Смотреть фото Что такое среда обитания 5 класс. Смотреть картинку Что такое среда обитания 5 класс. Картинка про Что такое среда обитания 5 класс. Фото Что такое среда обитания 5 класс

Что такое среда обитания 5 класс. Смотреть фото Что такое среда обитания 5 класс. Смотреть картинку Что такое среда обитания 5 класс. Картинка про Что такое среда обитания 5 класс. Фото Что такое среда обитания 5 класс

Что такое среда обитания 5 класс. Смотреть фото Что такое среда обитания 5 класс. Смотреть картинку Что такое среда обитания 5 класс. Картинка про Что такое среда обитания 5 класс. Фото Что такое среда обитания 5 класс

Конспект урока «Три среды обитания»

Вы знаете, что организмы, обитающие на лугу, почти не встречаются в лесу и наоборот. То есть можно сказать, что каждый организм занимает в природе своё определённое место.

Такое распределение организмов сформировалось со временем для ослабления конкуренции за пищу и жилье. Организмы расселяются по разным экологическим нишам ― разным средам обитания.

Среда обитания ― это все то, что окружает живое существо в природе. Выделяют три основные среды обитания, освоенные и заселённые организмами. Это наземно-воздушная среда, водная и почвенная. Жизнь в каждой среде имеет свои особенности.

Сегодня на уроке мы рассмотрим, каким образом животные приспособились к перечисленным жизненным средам, то есть к своим местам обитания.

Что такое среда обитания 5 класс. Смотреть фото Что такое среда обитания 5 класс. Смотреть картинку Что такое среда обитания 5 класс. Картинка про Что такое среда обитания 5 класс. Фото Что такое среда обитания 5 класс

Итак, первыми мы рассмотрим приспособления обитателей наземно-воздушной среды.

Эта среда считается наиболее сложной и разнообразной, по сравнению с другими средами. Для организмов, обитающих в ней, очень важны свойства и состав воздушных масс (температура, влажность, давление и другие).

Так как воздушные массы постоянно находятся в движении, температура воздуха меняется быстро. Поэтому организмы, которые обитают на суше, имеют различные приспособления к таким переменам. Вы их знаете: это перьевой, волосяной и роговой покров тела, который защищает от воздействия ультрафиолетовых лучей.

В пустыне отмечаются наибольшие колебания жары и холода в течение суток. Температура в пустыне днём повышается в среднем до +40 градусов, а ночью опускается до +5 и даже 0 С.

Однако, животные приспособились и к таким переменам. Например, муравьи-жнецы устраивают гнезда глубоко под землёй, где не так жарко, как на поверхности. Они совершают лишь кратковременные набеги на поверхность, чтобы запастись семенами.

Суслики (и не только они!) спят в самые жаркие месяцы так же, как и медведь спит во время зимних холодов.

Растения и животные засушливых мест имеют специальные приспособления для добывания, запасания и экономного расходования воды.

Недостаток воды — беда для всех обитателей пустыни и степи. Вспомните хотя бы кактус, запасающий влагу в своём теле.

Некоторые пустынные растения имеют очень длинные корни, что связано с глубоким расположением грунтовых вод. Например, длина корней ежовника безлистного ― 15 м.

Растения без развитой корневой системы приспособлены к поглощению влаги из тумана с помощью стеблей и листьев. Например, вельвичия удивительная, которая произрастает на юго-западе Африки. Её гигантские листья, достигающие 3 метров, пронизаны большим количеством пор, которые поглощают воду из тумана.

В пустынях Северной Америки обитает каменистая белка. Она считается рекордсменом выносливости, так как может не пить в течение 100 дней!

В очень засушливых регионах ― австралийских пустошах и саваннах тропической Африки ― произрастает баобаб ― одно из самых толстых деревьев (диаметр его ствола достигает 8 м). Только представьте: ― баобаб способен накапливать и хранить до 120 тысяч литров воды.

Жук-чернотелка приспособился к жизни в крайних условиях пустыни. Рано утром на рассвете он поднимает брюшко в направлении к солнцу. На его чёрном теле собираются капельки воды, которые он потом и употребляет.

Обитателям суши важен и химический состав воздуха. Например, в горах пониженное содержание кислорода. Из крупных млекопитающих, обитающих в альпийской зоне, широко распространены горные козлы и бараны.

Для животных, обитающих в любой среде, важная проблема — передвижение. В наземно-воздушной среде можно передвигаться по земле и по воздуху. И животные этим пользуются. Организмы наземно-воздушной среды способны бегать, прыгать, лазать и летать.

Перемещение организмов по воздуху возможно за счёт специальных приспособлений ― крыльев у птиц и насекомых, некоторых видов млекопитающих и даже рыб.

Но в условиях только воздушной среды ни один организм постоянно жить не может, и поэтому даже лучшие «летуны» должны иногда опускаться на землю.

Чемпион по скорости полёта среди птиц — стриж. 120 км в час — обычная для него скорость.

Птички колибри взмахивают крыльями до 70 раз в секунду, комары — до 600 раз в секунду.

Скорость полёта у шмеля — 18 км в час, а у бабочки-бражника — 54 км в час. Крупные стрекозы, по некоторым наблюдениям, развивают скорость до 90 км в час.

Ноги одних приспособлены к бегу, других — к прыжкам.

Например, гепард — самый быстроногий из зверей. Он развивает скорость до 110 км в час.

Крупные кенгуру совершают прыжки до 9, а иногда и до 12 м.

Следующая среда обитанияводная. Она является самой древней средой, в которой возникла жизнь.

Водную среду обитания разделяют на пресноводную и морскую.

Что такое среда обитания 5 класс. Смотреть фото Что такое среда обитания 5 класс. Смотреть картинку Что такое среда обитания 5 класс. Картинка про Что такое среда обитания 5 класс. Фото Что такое среда обитания 5 класс

Водой покрыто более 70 % поверхности планеты. Однако разнообразие организмов в водной среде намного меньше, чем на суше. Из воды организмы получают всё, что им необходимо.

Вода обладает выталкивающей силой, её плотность больше, чем у воздуха. Это свойство позволяет многим организмам парить в толще воды. К ним относятся водоросли, мельчайшие рачки, дафнии и циклопы, живущие огромными колониями в самых различных водоёмах — от морей и океанов до лесных луж и канав.

Медузы за счёт того, что их форма напоминает парашют, а также за счёт того, что плотность их тела близка к плотности воды, способны также парить в водной толще.

Самая заметная особенность многих водных животных — приспособления для плавания. У рыб, дельфинов и китов — плавники. У моржей и тюленей — ласты. У бобров, выдр, водоплавающих птиц и лягушек — перепонки между пальцами. У жуков-плавунцов — плавательные ножки, похожие на вёсла.

Некоторые водные обитатели способны активно перемещаться. К ним относятся рыбы, дельфины, тюлени, водные черепахи и другие активно плавающие организмы. Быстрому передвижению в водной среде помогает форма тела в виде веретена, наличие плавников или ласт, гладкая кожа или чешуя, а также выделение кожей слизи.

Некоторая часть организмов прикреплена к поверхности дна ― это губки, актинии. Морские блюдечки ― водные моллюски, прикрепляются к прибрежным камням.

Морские ежи пасутся в зарослях водорослей или собирают мелкие частицы пищи с поверхности дна.

Морские звёзды ― донные животные, ползающие при помощи ножек, обычно снабжённых присосками. Морские звёзды — хищницы, их жертвами становятся моллюски.

Широко распространённой бродячей формой являются крабы. Это настоящие санитары моря. Они подбирают и поедают всевозможные гниющие остатки растений и животных.

В водной среде меньше света, чем в наземно-воздушной. В океанах и морях на глубине ниже 200 м — царство сумерек, а ещё ниже — вечная тьма.

Склон и ложе океана населяют глубоководные организмы. Например, хищная рыба чёрный удильщик Джонсона. В качестве приманки добычи рыба использует орган свечения на конце особого ловчего выроста («удочки») на вершине головы.

Но если животные могут выжить на огромных океанических глубинах, то растения выживают только в верхних слоях воды. Там, куда проникают лучи света. Проникновение солнечного света в толщу воды зависит от её прозрачности. В прозрачной воде океана луч света может достигнуть 200 м глубины.

Животные водной среды отличаются и способами получения кислорода.

Например, рыбы и раки дышат жабрами. Это специальные органы, которые извлекают из воды растворенный в ней кислород.

Лягушка, находясь под водой, дышит кожей. Кожа земноводных гладкая. На ней нет чешуи или других плотных образований. Поэтому через неё легко проникают газы. Кроме того, кожа постоянно увлажнена, а это важно, так как кислород, чтобы проникнуть через кожу в кровь, должен сначала раствориться в воде. Если лягушка высохнет, то может задохнуться. На суше земноводные дышат лёгкими.

Атмосферным кислородом дышат и другие водные животные. Освоившие водную среду водные жуки поднимаются к поверхности воды для вдоха. Только у них, как и у других насекомых, органами дыхания служат особые дыхательные трубочки — трахеи.

Следующая среда обитания, которую мы рассмотрим, ― это почва. Почва ― это верхний рыхлый плодородный слой суши. Жизнь в ней необычайно богата. В почве сконцентрирована основная масса животных, бактерий, грибов, в ней расположены корни растений, живущих в наземно-воздушной среде.

Что такое среда обитания 5 класс. Смотреть фото Что такое среда обитания 5 класс. Смотреть картинку Что такое среда обитания 5 класс. Картинка про Что такое среда обитания 5 класс. Фото Что такое среда обитания 5 класс

Обитатели почвы находят в этой среде необходимые для них условия — воздух, воду, минеральные соли. Правда, здесь меньше кислорода и больше углекислого газа, чем в воздухе. А воды порой бывает чересчур много. Зато температура более ровная, чем на поверхности.

Гусеницы бабочки озимой совки зимуют в почве на глубине от 15 до 30 см. Весной при прогревании почвы до 10 °С они мигрируют в поверхностный слой и окукливаются в особых пещерках.

Дождевые черви во время жары впадают в особое состояние — анабиоз, в котором все жизненные процессы замедляются. Однако стоит пройти дождю, и они вновь оживают.

Свет в глубину почвы не проникает. Поэтому населяющие её животные обычно имеют очень маленькие глаза или вовсе лишены органов зрения. Однако благодаря хорошему обонянию животные почв отлично находят дорогу. Кроты при этом винтообразно вворачиваются в почву и попеременно отгребают грунт лапами.

А насекомоядные землеройки, либо сами роют норы, либо занимают норы других животных.

Огромную роль играет почва и в жизни растений. Она обеспечивает их питательными веществами и влагой, создаёт условия для жизнедеятельности. Чем больше в почве минеральных веществ и перегноя, тем она плодороднее.

Итак, сегодня на уроке вы узнали о том, что каждый организм на Земле приспособился к обитанию в определённой среде: наземно-воздушной, водной и почвенной. Этим объясняется большое многообразие живых организмов на нашей планете.

Познакомились с обитающими в них организмами и особенностями их приспособлений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *