Что такое среда обитания бжд
Человек и среда его обитания
Место и роль дисциплины в подготовке специалиста
Безопасность жизнедеятельности. Принципы и методы обеспечения безопасности.
Человек и среда его обитания.
Тема 1. Безопасность жизнедеятельности в современных условиях.
Человек от рождения имеет неотъемлемые права на жизнь, свободу и стремление к счастью. Свои права на жизнь, на отдых, на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, он реализует в процессе жизнедеятельности. Они гарантированы Конституцией Российской Федерации.
В жизненном процессе человек неразрывно связан с окружающей его средой обитания, при этом во все времена он был и остается зависимым от окружающей его среды. Именно за счет неё он удовлетворяет свои потребности в пище, воздухе, воде, материальных ресурсах в отдыхе и т.д.
Среда обитания – окружающая человека среда, обусловленная совокупностью факторов (физических, химических, биологических, информационных, социальных), способных оказывать прямое или косвенное немедленное или отдаленное воздействие на жизнедеятельность человеку его здоровье и потомства
Человек и среда обитания непрерывно находятся во взаимодействии, образуя постоянно действующую систему “человек – среда обитания». В процессе эволюционного развития Мира составляющие этой системы непрерывно изменялись. Совершенствовался человек, нарастала численность населения Земли и уровень его урбанизации, изменялся общественный уклад и социальная основа общества. Изменялась и среда обитания: увеличивались освоенные человеком территория поверхности Земли и ее недра, естественная природная среда испытывала все возрастающее влияние человеческого сообщества, появились искусственно созданная человеком бытовая, городская и производственная среды.
Естественная среда самодостаточна и может существовать и развиваться без участия человека, а все иные среды обитания, созданные человеком, самостоятельно развиваться не могут и после их возникновения обречены на старение и разрушение.
Состояние среды обитания и человека может быть комфортным, допустимым, опасным и чрезвычайно опасным.
Комфортным считается такое состояние среды, при котором воздействующие факторы создают оптимальные (наилучшие) условия жизнедеятельности, проявление наивысшей работоспособности, гарантирующей сохранение здоровья человека и целостности сферы обитания.
Допустимым считается такое состояние среды, при котором воздействующие факторы не оказывают негативного влияния на здоровье человека, но могут привести к дискомфорту, снижая эффективность деятельности человека.
Опасность – это процессы, явления, предметы, способные причинить ущерб человеку, природной среде и материальным ценностям.
Опасным считается такое состояние среды, при котором воздействующие факторы оказывают негативное влияние на здоровье человека, вызывая при длительном воздействии заболевания, или приводят к деградации природной среды.
Чрезвычайно опасным считается такое состояние среды, при котором воздействующие факторы могут нанести травму или привести к летальному исходу за короткий период времени воздействия, вызвать разрушения в природной среде.
На начальном этапе своего развития человек взаимодействовал с естественной средой обитания – биосферой. Как известно, биосфера это область активной жизни, охватывающая нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы. В биосфере живые организмы (живое вещество) и среда их обитания органически связаны и взаимодействуют друг с другом, образуя целостную динамическую систему. Взаимодействие человека с биосферой сопровождалось определенными опасностями, присущими исключительно биосфере (природные осадки, землетрясения, цунами и т.д.).
Со временем человечество в результате его активной деятельности создало новую среду существования – техносферу.
Техносфера – часть биосферы, преобразованная людьми с помощью технических средств, с целью наилучшего соответствия своим материальным и социально-экономическим потребностям (ее можно рассматривать как регион города, промышленной зоны и др.).
Создание техносферы, как новой среды обитания, неизбежно привело к нарушению гармонии взаимодействия человека и природы и к появлению новых опасностей как для человека, так и для биосферы.
К опасностям природного характера добавились опасности в производственной среде, опасности в быту, опасности социального характера, т.е. во всех сферах среды обитания. Появилась объективная необходимость обеспечения защиты человека от вновь возникающих опасностей, а также защиты самой среды обитания от негативного влияния человеческой (антропогенной) деятельности.
Все опасности по источникам их возникновения (происхождению) принято делить на естественные (природные) и антропогенные.
Естественные опасности возникают при стихийных явлениях в биосфере, таких как наводнения, землетрясения, цунами и т.п., а также обусловлены климатическими условиями и рельефом местности. Их особенностью является неожиданность возникновения, хотя некоторые из них человек научился предсказывать, например, ураганы, оползни. Классификация природных опасностей и ситуации, вызываемые их реализацией, рассматриваются в отдельной лекции.
Общие закономерности таких явлений следующие: чем больше интенсивность, тем реже такое явление; каждому виду опасности предшествуют определенные признаки; существует определенная пространственная приуроченность.
Антропогенные опасности связаны с деятельностью человека. Источниками антропогенных опасностей являются сами люди, а также технические средства, здания, сооружения – все, что создано человеком (элементы техносферы). Ущерб от антропогенных опасностей тем выше, чем больше плотность и энергетический уровень используемых техногенных средств (технических систем). Человек всегда взаимодействует с техническими средствами (орудия труда, бытовые приборы), которые помогают ему в труде и быту, а с другой стороны – являются источником так называемых техногенных опасностей. Техногенные опасности воздействуют и на человека, и на природу. Опасность для человека определяется характеристиками технических систем и длительностью пребывания человека в опасной зоне. Подробную классификацию техногенных опасностей дадим в отдельной лекции.
Экологические опасности оказывают влияние на здоровье человека через продукты питания, воду, воздух, почву. Эти опасности тем выше, чем больше загрязнение окружающей среды продуктами деятельности человека: пестицидами, тяжелыми металлами, диоксинами, пылью, сажей, гербицидами и др.
Опасность – это процессы, явления, предметы, способные причинить ущерб человеку, природной среде и материальным ценностям |
Естественные (природные) опасности |
Антропогенные опасности |
Метеорологические |
Геологические |
Природные пожары |
Гидрологические |
Техногенные |
Социальные |
Экологические |
Во всех случаях при воздействии любых опасностей основными мерами защиты от опасностей является: исключение опасностей; блокирование опасностей и проведение организационно-технических мероприятий, направленное на снижение этих опасностей до допустимых пределов.
Для количественной характеристики опасности используется понятие риска, как частоты реализации опасностей:
Риск обычно определяют на конкретный период времени.
Различают риск индивидуальный и коллективный.
Индивидуальный риск характеризует опасность для отдельного человека.
В Постановлении Правительства РФ от 31 августа 1999 г. N 975 «Об утверждении правил отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.05.2000 N 415) установлены 14 классов профессионального риска. Наиболее опасными являются сланцевая промышленность, строительство шахт и добыча угля подземным способом. Здесь величина приемлемого риска гораздо выше, чем для других отраслей и профессий, где количество опасностей меньше и уровень вредных факторов ниже.
Сейчас принято считать, что в условиях техногенных опасностей (технический риск) индивидуальный риск считается приемлемым, если его величина не превышает 10-6. Эта величина используется для оценки пожарной и радиационной безопасности.
В нашей стране средняя величина реального риска на производстве составляет 10-4, что значительно ниже величины приемлемого риска. Это говорит о том, что необходимо повышать безопасность на производстве.
Первый учебный вопрос
Cущность и содержание основных понятий теории и практики безопасности жизнедеятельности
Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания. Они постоянно взаимодействуют друг с другом, образуя систему «человек – среда обитания».
1.1. Понятие среды обитания
Среда обитания – окружающий человека внешний мир, существующая совокупность факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдалённое воздействие на существование и деятельность человека, его здоровье и потомство.
Среда обитания человека представляет из себя совокупность различных систем (сред обитания): социальной, производственной, природной, местной (городской, сельской), бытовой и т.д. Таким образом, система «человек – среда обитания» состоит из множества взаимодействующих элементов, имеет упорядоченность в определённых границах и обладает специфическими свойствами. Взаимодействие внутри системы определяется множеством факторов и оказывает влияние как на самого человека, так и на составляющие среды обитания.
В системе «человек – среда обитания» происходит непрерывный обмен потоками вещества, энергии и информации. Величина потоков вещества, энергии и информации во многом зависят от масштабов преобразующей деятельности человека и от состояния среды обитания. Человек и его среда обитания гармонично взаимодействуют лишь в условиях, когда потоки вещества, энергии и информации находятся в пределах, благоприятно воспринимаемых и человеком, и природной средой. Любое отклонение уровней потоков от оптимальных значений сопровождается негативными воздействиями на человека и (или) окружающую среду.
Существуя в этой системе, человек – с помощью среды обитания – непрерывно решает как минимум две основные задачи:
Среда обитания неразрывно связана с биосферой.
Биосфера – область распространения жизни на Земле, включающая нижний слой атмосферы, гидросферу и верхний слой литосферы.
Среда обитания человека подвержена постоянным изменениям в результате действия как космических факторов, так и в результате развития человеческой цивилизации. К настоящему времени система «человек – среда обитания» потеряла устойчивость в таких процессах, как рост населения Земли и его урбанизация. Это в свою очередь вызвало крупномасштабное развитие энергетики, промышленности, сельского хозяйства, транспорта, военного дела и обусловило значительный рост антропогенного воздействия на среду обитания. Кроме того, с середины XX века человек стал обладать способностью инициировать крупные аварии и катастрофы и тем самым вызывать необратимые экологические изменения, соизмеримые с последствиями стихийных бедствий.
В результате активной техногенной деятельности человека во многих регионах нашей планеты разрушена биосфера и создан новый тип среды обитания – техносфера.
Техносфера – регион бывшей биосферы, преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия своим материальным и социально-экономическим потребностям.
Техносферными областями являются, например, города, промышленные зоны, производственная или бытовая среда.
Создавая техносферу, человек стремился к повышению комфортности среды обитания, к росту коммуникабельности, к обеспечению защиты от естественных негативных воздействий. Однако созданная руками и разумом человека техносфера, призванная максимально удовлетворять его потребности в комфорте и безопасности, во многом не оправдала надежды людей. Техносферные условия обитания в городах и промышленных центрах, транспортные и бытовые условия жизнедеятельности оказались далеки по уровню безопасности от допустимых требований, а зачастую – и враждебными людям.
1.2. Понятие «опасность»
Негативные воздействия в системе «человек – среда обитания» принято называть опасностями. Этим понятием именуют свойство живой и неживой материи причинять ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям.
Опасность (угроза) — свойство (совокупность факторов) элементов системы «человек — среда обитания», способное причинять ущерб людям, природной среде и материальным ресурсам.
Опасности не обладают избирательным свойством. При своём возникновении они негативно воздействуют на всю окружающую их материальную среду.
Опасности реализуются в виде:
Опасности существуют в пространстве и во времени.
Опасность для человека – воздействия, способные вызывать негативные нарушения в самочувствии и здоровье людей.
Многочисленность и многообразие опасностей, высокая вероятность их воздействия на каждого человека позволили сформулировать аксиому о потенциальной опасности самого процесса жизнедеятельности:
Жизнедеятельность человека потенциально опасна!
Потенциальность опасности заключается в возможности любого процесса жизнедеятельности стать опасным для самочувствия, здоровья или жизни человека при определённых условиях. То есть, в каждом процессе жизнедеятельности человека может быть скрыта опасность, либо опасность проявляется в неявном виде.
Например, мы до определённого времени не ощущаем увеличения концентрации углекислого газа (СО2) в воздухе. В норме атмосферный воздух должен содержать не более 0,05% СО2. В не проветриваемом помещении, в частности в аудитории, концентрация СО2 увеличивается. Углекислый газ не имеет ни цвета, ни запаха, и нарастание его концентрации даёт о себе знать проявлением усталости, вялости, снижением работоспособности. В целом организм человека, систематически пребывающего в таких условиях, отреагирует сложными физиологическими процессами: изменением частоты, глубины и ритма дыхания (одышкой), увеличением частоты сердечных сокращений, изменением артериального давления. Это состояние (гипоксия) может повлечь за собой снижение внимания, что в определённых областях деятельности может привести к травматизму и другим негативным последствиям.
Классификация опасностей по природе их возникновения
Все опасности по источникам их возникновения принято делить на естественные и антропогенные.
Естественные опасности – вид опасностей, возникающих при стихийных явлениях в биосфере, таких как землетрясения, наводнения, ураганы, циклоны, лавины.
Характерной особенностью естественных опасностей является неожиданность их возникновения, хотя некоторые из них человек научился предсказывать, например, ураганы, цунами. Естественные опасности относительно стабильны по времени и силе воздействия.
Антропогенные опасности – вид опасностей, возникающих в результате активной техногенной деятельности человека.
Источниками антропогенных опасностей являются люди, а также технические средства, здания, сооружения, транспортные магистрали — все, что создано человеком. Ущерб от антропогенных опасностей тем выше, чем больше плотность и энергетический уровень используемых техногенных средств.
Классификация опасных воздействий на человека
Как уже отмечалось ранее, опасность представляет собой свойство системы «человек – среда обитания». Данное свойство проявляется в виде опасных воздействий на человека и (или) элементы среды его обитания.
Опасные воздействия на человека по степени и характеру действия подразделяются на вредные и травмирующие.
Вредные воздействия приводят к ухудшению самочувствия человека, снижению работоспособности или к заболеванию (если воздействие продолжительно).
Основными источниками вредных воздействий являются:
Травмирующие воздействия приводят к травмам, внезапным и резким нарушениям здоровья или к гибели людей при однократном действии. Характеризуются неожиданностью и быстротой.
Основными источниками травмирующих воздействий являются:
Следует понимать, что такое деление достаточно условно: вредные воздействия при определённых условиях могут стать травмирующими.
Виды последствий опасных воздействий на человека
При действии опасных воздействий на человека возникают негативные последствия, которые можно разделить на первичные и отдаленные.
Первичные последствия представляют собой травмы или гибель людей. Они характерны для травмирующих воздействий и острых отравлений.
К таковым можно отнести, например, поражение электрическим током высокого напряжения или упавшей с крыши массивной сосулькой.
Отдаленные последствия опасных воздействий представляют собой заболевания, сокращение продолжительности жизни, снижение рождаемости и ухудшение здоровья новорожденных и детей. Такие последствия характерны как для травмирующих, так и для вредных воздействий.
Отдалённые негативные последствия может иметь, например, работа покрасочном или кузнечном цеху.
Опасные зоны и опасные ситуации
Определённая часть опасных факторов (преимущественно в производственной и в некоторых других средах обитания) имеет обычно внешне определённые, пространственные области проявления. Они называются опасными зонами.
Опасная зона – область пространства, в границах которой проявляются опасные для жизнедеятельности человека факторы.
Опасные зоны характеризуются высокой вероятностью возникновения в их границах опасных ситуаций.
Опасная ситуация – условия, при которых создаётся возможность возникновения несчастного случая.
Количественная оценка вероятности негативного воздействия на человека в той или иной ситуации выражается риском нанесения ущерба.
Риск – вероятность реализации какого-либо негативного для здоровья или жизни человека события в условиях опасной ситуации.
Различают индивидуальный риск (вероятность реализации негативного для здоровья и жизни события для отдельного индивида) и групповой риск (вероятность реализации негативного для здоровья и жизни события для группы людей).
В процессе жизнедеятельности человек может оказаться в достаточно опасной ситуации, когда физические и психические нагрузки достигают таких пределов, что конкретный индивид может потерять способность к рациональным поступкам и действиям, адекватным сложившейся ситуации. Подобные ситуации называются экстремальными.
Экстремальная ситуация – это обстановка, условия которой воспринимаются человеком как значительно отличные от нормальных, содержат в себе угрозу здоровью или жизни человека и требуют от человека значительных (предельных) физических и волевых усилия для противодействия (нейтрализации) таких угроз.
Следует понимать, что экстремальная ситуация – это категория безопасности жизнедеятельности, относящаяся непосредственно к конкретному человеку. Одна и та же ситуация для одного человека может быть стандартной (или сложной, но не угрожающей жизни и здоровью), а для другого являться экстремальной. Например, по разному воспринимают ситуацию вынужденного ночлега (жизни) в лесу лесник и житель мегаполиса; совершенно разные ощущения у попавшего в занос на зимней дороге профессионального автогонщика и рядового автолюбителя.
Между тем предметом изучения курса является безопасность – одно из важнейших понятий и один из важнейших факторов, воздействующих на все стороны жизни личности, общества и государства в современных условиях.
1.3. Понятие «безопасность»
Безопасность – состояние:
В простейшем восприятии безопасность означает отсутствие опасности или угрозы причинения вреда, несчастья, гибели людей. Это первый аспект безопасности.
С другой стороны, о безопасности можно говорить и при наличии опасности, но только в том случае, когда субъект защищён от воздействия опасных факторов, т.е. опасные факторы не могут повлиять на функционирование субъекта.
Основное содержание курса будет составлять рассмотрение содержания понятия безопасности для отдельного человека, условий и направлений обеспечения такой безопасности.
Безопасность человека — такое состояние человека, когда действие внешних и внутренних факторов не приводит к смерти, ухудшению функционирования и развития организма, сознания, психики и человека в целом, и не препятствуют достижению определенных желательных для человека целей.
Таким образом, безопасность – это, в первую очередь, ощущение человека, что ему ничего не угрожает. Вместе с тем это и результат деятельности различных элементов государственной системы защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства. Это и совокупность накопленных обществом методик выживания в экстремальных и чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
В связи с тем, что жизнедеятельность человека является потенциально опасной, в мировой практике в настоящее время отвергнута концепция абсолютной безопасности и находит признание концепция приемлемого риска.
Приемлемый риск – предельная величина риска, при которой защитные мероприятия позволяют поддерживать заданный уровень безопасности.
Таким образом, приемлемый риск представляет собой компромисс между уровнем безопасности и возможностями её достижения. Он сочетает в себе технические, экономические, социальные и политические аспекты.
Выводы по первому учебному вопросу
Безопасность жизнедеятельности
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
«Безопасность жизнедеятельности» в качестве учебной дисциплины в вузах РФ была введена в 1990 г. с целью выработки идеологии безопасности, формирования безопасного мышления и поведения. Новая дисциплина объединила существовавшие ранее курсы «Охрана труда» (ОТ), «Экология» и «Гражданская оборона» (ГО). БЖД обеспечивает общую грамотность в области безопасности, является научно-методическим фундаментом для всех специальных дисциплин безопасности (безопасность труда, радиационная безопасность, электробезопасность, пожарная безопасность и др.). Как учебная дисциплина Безопасность жизнедеятельности дает знания, навыки и умения обеспечения собственной безопасности и выживания в неблагоприятных или угрожающих условиях.
Дисциплина имеет комплексный, междисциплинарный характер, т.к. рассматривает социальные, медико-биологические, экологические, технологические, правовые и международные аспекты. Теоретическую основу БЖД составляют достижения таких наук о человеке и его деятельности, как физиология труда, психология, социология труда, инженерная психология, охрана труда, экология, эргономика, экономика, юриспруденция и многих других.
Изучение безопасности жизнедеятельности позволяет:
· во-первых, систематизировать научное знание обо всех потенциальных опасностях;
· во-вторых, расширить представления о реакциях организма человека на воздействие негативных факторов окружающей среды с учетом его физиологических и психологических особенностей;
· в-третьих, овладеть знаниями и практическими навыками защиты человека и среды обитания от негативных воздействий.
Система Человек-среда обитания и основы взаимодействия с ней.
Жизнедеятельность — это повседневная деятельность и время отдыха человека. Она протекает в условиях, создающих угрозу для жизни и здоровья человека. Жизнедеятельность характеризуется качеством жизни и безопасностью.
Деятельность — это активное сознательное взаимодействие человека со средой обитания.
Формы деятельности разнообразны. Результатом любой деятельности должна быть её полезность для существования человека. Но одновременно с этим любая деятельность потенциально опасна. Она может быть источником негативных воздействий или вреда, приводит к заболеваниям, травматизму и обычно заканчивается потерей трудоспособности или смертью.
Человек осуществляет деятельность в условиях техносферы или окружающей природной среды, то есть в условиях среды обитания.
Среда обитания — это окружающая человека среда, осуществляющая через совокупность факторов (физических, биологических, химических и социальных) прямое или косвенное воздействие на жизнедеятельность человека, его здоровье, трудоспособность и потомство.
В жизненном цикле человек и окружающая среда обитания непрерывной взаимодействуют и образуют постоянно действующую систему “человек — среда обитания”, в которой человек реализует свои физиологические и социальные потребности.
В составе окружающей среды выделяют природную, техногенную, производственную и бытовую среду. Каждая среда может представлять опасность для человека.
В составе окружающей среды выделяют:
На современном этапе развития человека общество непрерывно взаимодействовало на среду обитания. Ниже показана схема взаимодействия человека со средой обитания.
В 20 веке на Земле возникли зоны повышенного антропогенного и техногенного влияния на природную среду. Это привело к частичной и полной деградации. Этим изменениям способствовали следующий эволюционные процессы:
Классификация условий для человека в системе «человек — среда обитания»:
Взаимодействие человека со средой обитания может быть позитивным (при комфортном и допустимом состоянии) и негативным (при опасном и чрезвычайно опасном). Многие факторы, постоянно оказывающие воздействие на человека, являются неблагоприятными для его здоровья и активной деятельности.
Безопасность можно обеспечить двумя путями:
Безопасность жизнедеятельности — наука, изучающая опасности, средства и методы защиты от них.
Опасность — это угроза природной, техногенной, экологической, военной и другой направленности, осуществление которой может привести к ухудшению состояния здоровья и смерти человека, а также нанесению ущерба окружающей природной среде.
Основная цель учения о безопасности жизнедеятельности — защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности.
Решение проблемы безопасности жизнедеятельности состоит в обеспечении комфортных условий деятельности людей, их жизни, защите человека и окружающей его среды от воздействия вредных факторов.
За любой вред человек расплачивается своим здоровьем и жизнью, которые можно рассматривать как системообразующие факторы в системе “человек — среда обитания”, конечный результат ее функционирования и критерий качества окружающей среды.
Объектом изучения безопасности жизнедеятельности служит комплекс отрицательно воздействующих явлений и процессов в системе «человек — среда обитания».
3. Опасность– свойство живой и неживой материи, способное причинить ущерб человеку, природной среде и материальным ценностям (ресурсам).
Существует несколько способов классификации опасностей:
По природе происхождения:
· Техногенные – воздействуют на человека и природу
· Антропогенные – связаны с преобразующей деятельностью человека
· Связанные с литосферой
· Связанные с гидросферой
· Связанные с атмосферой
· Связанные с космосом
По вызываемым последствиям
· Летальный исход и др.
Согласно официальному стандарту по природе действия опасности делятся на:
· Физические – движущиеся машины и механизмы, повышенная запыленность и загазованность и т.п.
· Химические – общетоксические, раздражающие, канцерогенные, мутагенные, едкие, ядовитые, горючие, взрывоопасные
· Биологические – патогенные микроорганизмы (вирусы) и продукты их жизнедеятельности в том числе людей и др. биологических объектов
· Психофизиологические – физические и нервно-психические перегрузки
4. чем суть основных положений теории БЖД. Аксиомы БЖД
Основные положения теории чрезвычайных ситуаций
Техносфера, которая создана человеком для защиты от внешних опасностей по мере эволюции производства, сама становится источником опасности. Необходимо предусматривать ряд мер для защиты от них, а также научится прогнозировать появление такого рода опасностей.
Переход от примитивного оборудования, безопасность при эксплуатации которого решалась в рамках охраны труда, к автоматизированным системам управления производственными процессами предусматривает создание теории безопасности, которое базируется на дисциплинах: экология, охрана труда, математика, физика, специальные дисциплины.
В решении вопросов теории чрезвычайных ситуаций в свое время находилась космонавтика.
Аксиома о потенциальной опасности деятельности человека
Всякая деятельность потенциально опасна!
Критерием (колическтвенной оценкой) опасности является понятие риска.
Риск — отношение числа тех неблагоприятных событий или проявлений опасности к возможному числу за определенный период времени.
Риск гибели вследствии аварий, несчастных случаев и т.д. 1,5×10-3, у летчиков — 10-2.
Под безопасностью понимается такое состояние деятельности, при котором с некоторй вероятностью (риском) исключается реализация потенциальной опасности. Поэтому возникают вопросы, связанные с реглпментированием риска.
Нормированный (приемлемый) риск равен 10-6.
Фактический риск в 100 и 1000 раз превышает приемлемый. Нормативный показатель приемлевого риска не остается постоянным.
Эта аксиома предполагает следующее: создаваемые человеком технические средства, техника и технологии, кроме позитивных свойств и результатов, обладают способностью генерировать опасности. Например, создание двигателей внутреннего сгорания решило многие транспортные проблемы. Но одновременно привело к повышенному травматизму на автодорогах, породило трудноразрешимые задачи по защите человека и природной среды от токсичных выбросов автомобилей.
Аксиома 2. Для каждого вида деятельности существуют комфортные условия, способствующие ее максимальной эффективности.
Эта аксиома фактически декларирует принципиальную возможность оптимизации любой деятельности с точки зрения ее безопасности и эффективности.
Аксиома 4. Остаточный риск является первопричиной потенциальных негативных воздействий на человека, техносферу и природную среду (биосферу).
Аксиома 5. Безопасность реальна, если негативные влияния на человека не превышают предельно допустимых значений с учетом их комплексного воздействия.
Следующая аксиома фактически повторяет предыдущую, но относится к негативным воздействиям на окружающую среду.
Аксиома 6. Экологичность реальна, если негативные воздействия на биосферу не превышают предельно допустимых значений с учетом их комплексного воздействия.
Аксиома 9. Безопасная и экологичная эксплуатация технических средств и производств реализуется при соответствии квалификации и психофизических показателей оператора требованиям разработчика технической системы и при соблюдении оператором норм и правил безопасности и экологичности.