Что такое средние века 6 класс конспект

История. 6 класс

Конспект урока

Урок 01. Введение. Живое Средневековье

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

Средние века – это период истории с V по XV в., который расположен между Древним миром и Новым временем.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Из курса истории 5 класса Вы узнали, что история человечества состоит из следующих периодов:

– первобытное общество (40–35 млн лет до н. э. – 4 тыс. до н. э.)

– древний мир (конец 4 тыс. до н. э. – 476 г. н. э.)

– Средневековье (476 г. – XV–XVII вв.)

– Новое время (XV–XVII вв.– 1918 г.)

– Новейшее время (1918 г. – настоящее время).

Начиная с этого урока, мы будем изучать историю Средних веков (Средневековья). Термин «Средние века» впервые применили в XIV в. итальянские гуманисты для обозначения периода европейской истории, отделявшего их время от времени Римской империи. Началом истории Средних веков считается формальное упразднение в 476 г. Западной Римской империи, завершением – Английская буржуазная революция в середине XVII в. Средние века делятся на три периода. В Раннее Средневековье (X – XI вв.) сложились основы феодализма. В Классическое, или Развитое, Средневековье (XI – XV вв.), начавшееся с возникновения городов и завершившееся открытием Америки и морского пути в Индию, феодализм достиг расцвета. В Позднее Средневековье (XVI – первая половина XVII в.) происходила деформация феодализма под воздействием зарождавшихся раннекапиталистических отношений. Эти века также называются Ранним Новым временем.

Историческими источниками называются первичные носители информации о времени и объекте изучения. Исторические источники подразделяются на два основных типа: вещественные и письменные. К вещественным источникам относятся ландшафты, флора и фауна изучаемой эпохи и артефакты – предметы, изготовленные людьми. К письменным источникам относятся тексты, созданные современниками изучаемой эпохи, а также их копии или списки.

Средневековье – один из наиболее значительных этапов человеческой истории. В это время западноевропейская цивилизация переживала процессы и события, надолго определившие характер политики, экономики и культуры современных стран Западной Европы. Например, именно в этот период формируется религиозная среда Европы, складывается городская культура, возникают новые формы государства, закладываются основы современной науки и системы образования, готовится почва для промышленного переворота и перехода к современному обществу.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Подпишите даты начала и окончания истории Средних веков.

Что такое средние века 6 класс конспект. Смотреть фото Что такое средние века 6 класс конспект. Смотреть картинку Что такое средние века 6 класс конспект. Картинка про Что такое средние века 6 класс конспект. Фото Что такое средние века 6 класс конспект

Правильный вариант ответа:

Что такое средние века 6 класс конспект. Смотреть фото Что такое средние века 6 класс конспект. Смотреть картинку Что такое средние века 6 класс конспект. Картинка про Что такое средние века 6 класс конспект. Фото Что такое средние века 6 класс конспект

Пояснение: В качестве даты окончания периода средних веков учёные часто называют дату открытия Америки Христофором Колумбом.

Задание 2. Определите хронологические рамки трёх этапов средневековья. Ответ наберите с помощью клавиатуры.

_____________ – Раннее средневековье.

_____________ – Высокое средневековье.

_____________ – Позднее средневековье.

Конец V – середина XI вв. – Раннее средневековье.

Середина XI – XIII вв. – Высокое средневековье.

XIV–XV вв. Позднее средневековье.

Источник

Вводный урок по истории Средних веков для 6 класса на тему: «Место средневековья в истории человечества»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Введение. Место истории средних веков в истории человечества.

Цели урока: Образовательные: познакомить учащихся с понятием “Средневековье”, дать общие представления о хронологических рамках истории Средних веков, особенностях периода, месте и значении в мировой истории, исторических источниках по истории Средних веков

Развивающие: активизация терминологических знаний (полученных на уроках в 5 классе) позволит продолжить работу над развитием навыка грамотного использования исторических терминов и понятий в речи учащихся, материал данного урока способствует также выработке умений работы со схемами.

Воспитательные: тематика урока позволяет обратить внимание учащихся на многообразие и неоднозначность истории, на важность каждого её этапа. Осознание этого, в свою очередь, ведёт к пониманию необходимости уважения и сохранения прошлого, в котором заложено настоящее и будущее человека

1. Что такое история?

Вопрос выносится на обсуждение всего класса, в результате которого делается запись в тетрадь:

История – это наука и школьный предмет, изучающие жизнь человечества в прошлом.

2. Зачем нужно изучать историю?

Этот вопрос мы уже поднимали в прошлом году. Давайте немного его усложним:

Должна ли, по-вашему, вообще существовать такая наука?

Также ли она полезна, как более конкретные науки, например, математика, физика, медицина? ******************

Вывод: Безусловно, историческая наука, не помогает, как математика, строить дороги и возводить здания, не учит, как физика, создавать сложные машины и подчинять себе силы природы, облегчая тем самым жизнь человека, не избавляет от физических страданий, как медицина…. Этот перечень можно продолжить.

И все же большинство из вас считают, что история нужна.

«История – это учительница жизни, потому что не знать того, что было до твоего рождения, означает навсегда остаться ребенком». Эти слова принадлежат оратору Древнего Рима Цицерону.

Известный русский историк Ключевский В.О. считал, что « история – это фонарь в будущее, который светит нам из прощлого».

История – уникальная наука, которая хранит весь багаж человеческих знаний. Через историю и с её помощью можно изучать и математику, и литературу, и музыку, и химию. История позволяет воспитывать в человеке чувство сострадания, сочувствия, благородства, любви к родной земле, уважение к культуре других народов.

3. Вспомните, какую историю вы изучали в прошлом году?

Историю Древнего мира. Она включала в себя историю первобытного общества и историю первых цивилизаций и государств.

Назовите признаки самостоятельного государства.

Территория и границы

Давайте вспомним наиболее интересные события самого длинного в истории человечества исторического периода. Для этого поиграем. 2 команды по очереди будут называть события Истории Древнего мира (можно без дат). Кто последний, тот победил.

4. Место средневековья в истории человечества.

История Древнего мира – это часть Всемирной истории. А что изучает Всемирная история? ***********

Всемирная история – это история различных стран и народов с древнейших времен до наших дней.

до разрушения самого крупного государства Древнего мира – Римской империи (?476 г. н.э.). Мы сейчас вспомнили хронологические рамки истории Древнего мира. Что же это такое?

Хронологические рамки – это даты начала и окончания какого-нибудь события или эпохи в истории человечества. Итак, назовите еще раз хронологические рамки истории Древнего мира. 2 млн лет назад- 476 г. н.э.

С историей каких государств вы познакомились в прошлом уч. году? *********

В этом году мы продолжим знакомство с событиями, последовавшими после разрушения Западной Римской империи варварами. Какое же название получил следующий период в истории человечества? Обложка учебника. История средних веков.

Обратите внимание на название темы урока. Место истории средних веков в истории человечества. Чтобы определить это место, давайте начертим Линию времени.

1.Что за период в истории человечества

я отметила? Историю Древнего мира

2. Какое событие его завершает? В каком веке оно произошло?

Падение Западной Римской империи; 5 век н.э.

История Средних веков

3. В этом учебном году в изучении истории человечества мы дойдем до 15 века. А как вы думаете, после 15 века история продолжалась? Конечно. Отметим на линии времени 15 век. А последующий отрезок истории вплоть до сегодняшнего дня условно назовем современной историей.

Таким образом, промежуток времени, который нам предстоит изучать в 6 классе, лежит посередине между историей древнего мира и историей современности. Отсюда и название – история Средних веков, или Средневековье.

Определите хронологические рамки этого периода истории.

Сколько лет она длилась? 10 веков, или 1000 лет

Что же это за эпоха, с историей которой мы будем знакомиться на уроках в 6 классе?

Еще не так давно среди историков бытовало мнение, что средневековье – это «темные века» в истории человечества, потому что многие достижения культуры древних цивилизаций, в частности Древней Греции и Древнего Рима, были утеряны, а памятники разрушены под натиском варваров. При этом огромную роль в жизни людей стала играть христианская вера – религия глубоко проникла в быт и обычаи народов, стала основой развития их духовной культуры. И это, к сожалению, играло далеко не положительную роль, т.к. церковь не поощряла познание людьми законов природы, тормозила развитие науки, устраивала гонения на писателей и ученых, выжигая огнем те идеи, которые они распространяли.

Костры инквизиции дымились над всей Европой, уничтожая тысячи людей. Еще тысячи и тысячи уносили эпидемии чумы и оспы. А войны?! Столетняя война, Война Алой и Белой Розы др.

Однако со временем перестали думать об истории средних веков, как о времени упадка человеческой культуры.

Многие современные города и государства были основаны в период средневековья

Смелые путешественники исследовали значительную часть суши, морей, океанов, открыли Америку и Австралию

Появилась первая печатная книга, а новости начали узнавать из газет

Изобрели термометр и барометр, телескоп и микроскоп

Было создано учение о вращении планет вокруг Солнца

Выдающихся успехов достигло искусство. Построенные много столетий тому назад крепости, храмы, дворцы до сих пор украшают города.

В средние века совершенно изменились отношения между людьми.

Вспомните, на чьем труде были основаны достижения древних цивилизаций?

Что бы вы могли сказать о труде рабов в первые века нашей эры?

Он стал малопроизводительным, потому что рабы были не заинтересованы трудиться хорошо.

В средние века дело обстояло иначе. Владелец земли давал более или менее большой надел земли в пользование своему вассалу (подчиненному), который за это либо работал на владельца земли, либо служил в его войске, либо платил ему часть урожая с этой самой земли. Такие экономические отношения средневековья получили название феодальных, и об их особенностях мы также будем говорить на наших уроках.

Кроме того, в этом учебном году, приблизительно во втором полугодии мы приступим к изучению истории нашей страны – России. Изучая события Отечественной истории, мы также охватим время средневековья и дойдем до конца 15 века.

5. Исторические источники по истории средневековья.

Вспомните, что такое исторические источники? Следы, оставленные человеком в далеком или недавнем прошлом

На какие 2 большие группы делятся все исторические источники? Вещественные и письменные

На какие из них чаще опирались историки, изучая историю Древнего мира и почему? В основном, на вещественные, т.к. письменность возникла не сразу

При помощи каких источников историки изучают историю средних веков?

Учебник стр. 9 –читаем и заполняем в тетради схему:

Исторические источники по истории средних веков

Оружие, монеты, посуда, одежда, записи законов, хроники, письма,

замки, храмы, произведения искусства церковные записи…

Какая из этих групп, по вашему мнению, больше может рассказать об истории средневековья? Письменные источники

Безусловно, это так, но воссоздать полную картину жизни средневекового человека можно лишь путем объединения сведений из различных исторических источников, и на наших уроках мы, по мере возможностей будем также учиться работать с историческими источниками.

Д/З стр. 5-6 – читать; стр. 7-11- пересказ + тетрадь ( в т. ч. прошлогодняя)

Источник

Конспект урока по истории Средних веков (6 класс)

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема: «Введение. Живое Средневековье»

Образовательная: систематизировать знания учащихся об основных периодах истории Средних веков. Дать первичное понятие об периодизации Средневековья, основных сословиях средневекового общества. Привести примеры исторических источников, помогающих изучать историю.

Развивающая: развить умение сравнивать, выделять главное, обобщать, делать выводы на основе представленного материала.

Воспитательная: развить познавательный интерес к истории. Показать значимость изучения истории Средневековья.

Тип урока: вводное занятие.

Оборудование: Учебник «История Средних Веков для 6 класса», Агибалова Е.В., Донской Г.М., 2006.

1. Организационный этап

Учитель: Здравствуйте, ребята. Запишите в тетрадочки тему занятия: «Введение. Живое Средневековье».

2. Введение в новый материал

Учитель: Сегодня мы с вами переходим к изучению нового большого раздела в истории: периоду Средних веков или Средневековью. На сегодняшнем уроке мы рассмотрим материал по истории Средних веков, с которым нам предстоит работать в течение учебного года. Определимся с хронологическими рамками этого периода. Назовём его особенности. Познакомимся с устройством общества средневековых людей. Узнаем, как происходит изучение этого периода времени.

3. Изложение нового материала

Учитель: Ребята, чтобы перейти к изучению новой темы, давайте с вами вспомним то, что мы с вами изучали ранее:

1. Историю каких стран и народов вы изучали в 5 классе?

2. С какими обществами вы познакомились?

Учитель: Итак, переходим к изучению нового материала. Давайте мы с вами поработаем с учебником, с. 7-9, прочитаем.

— Каковы хронологические рамки этого периода? (В Западной Европе этот период охватывает промежуток времени с 5 по 15 век. В иных регионах – по-разному, где-то Средневековье наступило раньше, где-то – позже).

— На какие периоды делятся Средние Века? (Средние Века делятся на три периода. Раннее – с 5 по 11 века, Высокое (или зрелое) – с 11 по 14 и Позднее Средневековье – с 14 по 15 век).

Учитель: Развитие человечества в различных частях мира шло неравномерно. Наравне с высокоразвитыми цивилизациями Европы, Азии, Америки жили народы, которые еще находились на уровне первобытного общества. Давайте кое-что вспомним:

— Дайте определение периоду «Древний Мир»?

— Какой строй был господствующим в период «Древнего Мира»?

— Какие категории населения стран Древнего мира вам известны? В чём заключались их права и обязанности?

Постарайтесь по такому же образцу объяснить, что такое Средневековье. (История средних веков – это период истории обществ 5 – 15 веков, у каждого их которых были своя религия, язык, материальная и духовная культура, а так же государственный строй).

Учитель: В большинстве цивилизаций Средневековья господствовал феодальный строй. Для того, что бы разобраться в этом понятии предлагаю вам ознакомиться со структурой общества в Средние века.

Работа учащихся с дополнительным источником.

— Итак, опираясь на опорные вопросы на карточках к дополнительному источнику, расскажите мне о том, кто стоял во главе общества в Средневековье? Какими привилегиями они обладали? Кто находился у них в подчинении? Как называется такая система подчинения? В чем была ее особенность? (Во главе общества находились феодалы. У них во владении была земля, они управляли государством, из них складывалось войско для защиты страны. Мелкие феодалы подчинялись более крупным и получали за это плату в виде землевладений. Такая система подчинения называется феодальной лестницей. У неё была одна особенность: вассалы подчинялись только своим сеньорам. Отсюда принцип: «вассал моего вассала – не мой вассал».

Ещё одним важным сословием было духовенство – «те, кто молится». Они были свободными и жили за счет крестьян и феодалов, взамен «вымаливая» их грехи).

Учитель: Основную массу населения составляли крестьяне. Они вели своё небольшое хозяйство и должны были платить за это феодалу налог. Крестьяне были в личной зависимости от феодала. Но крестьянин не был как древний раб «говорящим орудием труда», главное отличие – он не был собственностью своего феодала. Таким образом, феодальный строй – это общественно-экономическая формация, пришедшая на смену рабовладению, основанная на собственности феодала на землю и на эксплуатации крестьян, находящихся от него в личной зависимости.

Давайте запишем определение понятия в тетрадь.

Учитель: На основании вышесказанного можно выделить следующую структуру феодального общества, она состоит из трех групп людей: «те, кто молится» – духовенство; «те, кто воюет» – феодалы; «те, кто работает» – крестьяне и ремесленники. Схему отобразим в тетради.

— Вспомните, каким образом современным учёным стало известно об дописьменной истории человека?

— Каким образом происходило изучение древней истории?

— Какие науки помогают узнать о прошлом людей?

— Какие виды источников вы можете назвать? Приведите примеры.

4. Закрепление изученного материала

Учитель: Итак, ребята, давайте подведем итог нашего урока, вспомним что мы с вами на сегодняшнем уроке узнали?

— Для чего надо знать историю Средних веков?

— Какой промежуток занимает Средневековье в истории?

— Какие основные сословия существовали в тот период? Кратко опишите каждое из них.

— Объясните принцип: «вассал моего вассала – не мой вассал».

— Каким образом историк получает разнообразные сведения о прошлом? Что такое исторические источники? Какие виды исторических источников вам известны?

5. Итоговое обобщение. Домашнее задание

Учитель: Молодцы. История помогает воссоздать картину жизни людей далекого прошлого и ознакомить вас с ней. Но изучение истории — сложный процесс воссоздания прошлого, состоящий из сообщений источников, собственных представлений учёных, опыта других наук. Поэтому к изучению истории нужно подходить весьма ответственно, тогда она откроет перед вами свои тайны и поможет разобраться в настоящем.

Запишите домашнее задание: 7-11, прочитать. На ленте времени отобразить период и подпериоды Средневековья..

Проводится в свободной форме с целью выявления качества проведенного занятия.

Источник

Конспект по истории на тему Средневековье( 6 класс )

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Добрый день! Рада приветствовать вас на уроке истории. За лето вы хорошо отдохнули, набрались сил, чтобы покорять новые вершины, чтобы пополнять свои знания. В этом учебном году нам предстоит совершить увлекательное путешествие в Средневековье.

Верным помощником в нашем путешествии будет учебник. Давайте его откроем. Что мы можем с вами увидеть на форзаце? Какие разделы будем изучать? Дома самостоятельно прочитайте раздел «Как работать с учебником?», обратите внимание на символические значки, которые вам необходимо знать и пользоваться.

Теперь давайте вспомним, какие знания по истории Древнего мира вы смогли сохранить после каникул.

Покажите на карте (сл. 2):

территории, где возникли первые цивилизации;

территорию Римской империи.

Вспомним основные даты (сл. 3):

753 г. до н.э. – Основание Рима

74-71 годы до н.э. – Восстание Спартака

395 г. н.э. – Разделение Римской империи на два государства

А теперь попробуйте вспомнить определения (сл.4):

Цивилизация – ступень общественного развития, следующая за варварством (появление государств, общ. неравенства, письма, писаного права)

Государство – форма политической организации общества, признаками которой являются: территория, столица, войско, казна, письменность

Демократия – власть народа, политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений

Республика – форма правления, при которой у власти находятся правители, избранные на определенный срок

Что изображено на слайде? (сл. 5)

Достижения римской цивилизации связывают древность и Средневековье. Давайте вспомним, какие исторические личности сыграли важнейшую роль в установлении империи? Что нового внесли римляне в обустройство городов? Каковы основные идеи христианского учения? Именно христианство стало важным связующим звеном между древностью и Средневековьем, способствовало формированию новой культуры, поэтому мы с вами будем много говорить о христианстве.

Сегодня мы с вами приступаем к изучению Нового курса истории – Средние века или, как его ещё называют, Средневековья. И мы с вами должны постараться ответить на такие вопросы (сл. 6):

Что изучает история Средних веков;

По каким источникам изучается Средневековье;

На какие периоды подразделяется Всеобщая история;

Работать будем с вами по такому плану( сл. 7):

1.Что изучает история Средних веков.

2. Источники, по которым изучается история Средних веков.

Учёные выделяют в истории большие пласты или периоды (эпохи), которые сменяют друг друга( сл. 8):

2) Древний (античный мир)

Как назывался курс истории, который вы изучали в 5 классе( сл. 9)?

Каковы же временные границы Средневековья? Споров по этому поводу очень много, но все учёные придерживаются такой точки зрения: эпоха Средних веков начинается с конца V века (476), с формальной даты гибели Римской империи и образования первых варварских королевств, и длится тысячу лет – до конца XV – начала XVI века.

Откуда же такое странное название «средние века»? Сами люди того времени не могли считать, что живут в средние века. Для того, чтобы возникло такое название, на смену этой эпохе должна была прийти следующая. Возникло оно уже в XVI веке, т.е. в начале Нового времени, когда многие восхищались достижениями античности, а века, наставшие вслед за падением Рима, считали временем культурного упадка, дикости и суеверий, нашествий и войн. Вот это тысячелетие и назвали «Средние века», т.е. своеобразный переходный период.

Это название, в котором уже заложена отрицательная оценка этого времени, сохранилось. Но сейчас мы уже с уверенностью можем сказать, что эта эпоха не была «темным временем» с бесконечными войнами, разрушениями, невежеством. Ведь это время трудолюбивых крестьян, благородных рыцарей, вдохновенных поэтов. В эту эпоху совершено немало открытий и создано много великих произведений искусства. Т.е. прекрасного и мудрого в этой эпохе ничуть не меньше, чем в любой другой.

Понятие « Средние века» появилось у тех учёных, которые изучали историю Западной и Центральной Европы. Можно ли применить этот термин по отношению к истории Азии, Африки и Америки? Учёные об этом спорят, ведь история европейцев отличается от истории народов Азии, Америки и Африки. И всё же историки находят общие черты в исторических судьбах народов Востока. Ведь каждый народ пережил своё Средневековое время. Но основное внимание мы уделим Европе.

Если говорить о письменных источниках, то неоценимую помощь в этом оказывают нам документы, которые хранятся в архивах. Когда человек совершал какую-либо сделку, то он всё оформлял на бумаге. От средних веков сохранилось много исторических сочинений, хроник (летописей), описаний путешествий, автобиографий. Нередко авторы не только описывали события, но и пытались дать им свою оценку. До нас дошло немало средневековых произведений, ведь до появления книгопечатания все документы были рукописными.

( сл. 15) Многое о жизни людей в Средние века могут рассказать изобразительные источники: произведения искусства: рисунки в книгах, миниатюры, иконы, фрески, статуи. Жития святых и рыцарские романы, частная переписка и поэзия, архитектурные сооружения, книги философов также открывают внимательному исследователю много нового и интересного о мыслях средневекового человека.

Но многое из истории Средневековья остается нераскрытой тайной, и поиск истины продолжается по сей день.

Итак, подведем итог. Что изучает история Средних веков;

По каким источникам изучается Средневековье;

На какие периоды подразделяется Всеобщая история;

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *