Что такое средний план
Средний план
Средний план позволяет полноценно показывать актёрские диалоги, а также отображать жестикуляцию в той же мере, что и мимику. Иногда различают два вида среднего плана, получивших в российском кинопроизводстве названия «первый средний» и «второй средний». В первом случае актёр показан в кадре по грудь, а во втором — до середины бедра. Второй средний план часто называют «американским», поскольку такая крупность использовалась в вестернах для показа героя с кобурой револьвера. Решение о съёмке того или иного монтажного кадра средним, общим или крупным планом принимается на стадии подготовки режиссёрского сценария. При документальной съёмке оператор выбирает крупность плана самостоятельно, руководствуясь базовыми правилами монтажа.
В американской фотографии понятию среднего плана соответствует жаргонное выражение «десятифутовый снимок» (англ. Ten-foot picture), означающее крупность, получаемую при использовании нормального объектива для съёмки с расстояния в десять футов или три метра. Выражение было характерно для новостной фотографии первой половины XX века и распространено среди современных свадебных фотографов.
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Не следует путать с Ускоренной киносъёмкой, замедляющей темп движения на экранеЗамедленная киносъёмка — киносъёмка с частотой, меньшей стандартной частоты съёмки и проекции, составляющей в кинематографе 24 кадра в секунду. При проекции полученного изображения с нормальной частотой движение объектов съёмки на экране выглядит ускоренным.
Не следует путать с Широкоэкранный кинематографШирокоформатное кино — разновидность кинематографических систем, в основе которых лежит использование киноплёнки с шириной, превосходящей стандартную 35-мм. Широкоформатные киносистемы отличаются большой площадью кадра, не требующего сильного увеличения и позволяющего получать высококачественное изображение на больших экранах, превосходящих по размерам экран форматов с анаморфированием. Угловой размер изображения для зрителей при этом достигает.
Не следует путать с Широкоформатное киноШирокоэкра́нный кинемато́граф — разновидность кинематографических систем, основанных на использовании одной киноплёнки стандартной ширины 35-мм и обеспечивающих на экране изображение с размером по горизонтали, значительно превышающим размер по вертикали, то есть, с существенно бо́льшим соотношением сторон, чем классическое — 1,37:1. Широкоэкранные форматы получили развитие во времена «широкоэкранного бума» 1950-х годов. Бурное распространение телевидения существенно.
Портре́т в тёмной тона́льности (Ни́зкий ключ англ. Low-key lighting) — разновидность графической техники в искусстве (изобразительное искусство, фотография, кинематограф), применяемая для художественного выражения автора, спецэффектов или в технических целях, характерной особенностью которой является незначительная контрастность тёмных тонов и полное отсутствие или незначительное присутствие светлых тонов на изображении. Требуемый эффект может достигаться во время съёмки, при проявке или печати.
План в кино — 23 вида планов для съемки кино и видео.
Одной из первых вещей, которые студенты учат в школе кино и телевидения, является номенклатура основных типов планов кинокамеры. Этот общий язык необходим для сценаристов, режиссеров, операторов камер и кинематографистов, чтобы эффективно обмениваться визуальными элементами кадра, в частности размером объекта, часто человека — внутри кадра.
План в кино это:
Обозначение расстояния от камеры к объекту съемки. В кино применяют шесть основных планов: деталь, крупный план, первый средний план, второй средний план, общий план, дальний план. Но есть и другие виды разделения планов.
Здесь приведен список основных типов планов, которые вам нужно знать, а также краткое описание. Для целей данной статьи основное внимание будет уделено размеру объекта и углу камеры, а также игнорированию движений камеры, таких как отслеживание кадров, тележка и т.д..
Планы с указанием размера объекта
Есть много способов, которыми вы можете заснять свой объект: от общего плана, где объект виден издалека, до плана от первого лица, когда зритель видит глазами героя. Вообще говоря, все виды планов, мы можем разбить на три основных размера: дальний, средний и крупный. Дальний план (также обычно называемые широкоэкранным планом) показывают объект на расстоянии, подчеркивая место и расположение объекта, в то время как крупный план показывает детали предмета и выделяет эмоции персонажа. Средний план, это где-то посередине, делая акцент на главном объекте съемки, и при этом показывая немного окружающей среды.
Важно отметить, что следующие типы планов относятся только к размеру объекта внутри кадра и прямо не указывают, какой тип объектива используется для съемки сцены. Выбор объектива, расстояние камеры от объекта — остается художественным решением для режиссера. Имея это в виду, переходим к списку!
Очень дальний план (Extreme Long Shot) также известный как Очень широкий план (Extreme Wide Shot). Используется для отображения предмета на расстоянии или той области, в которой происходит сцена. Этот тип особенно полезен для создания сцены с точки зрения времени и места, а также физическое или эмоциональное отношение персонажа к окружающей среде и элементам внутри него. Персонаж не обязательно должен быть доступен для просмотра в этом кадре.
Дальний план (Long Shot) или широкий план (Wide Shot). Показывает объект полностью; для человека это будет все тело, от головы до ног. Персонаж находится ближе в центре внимания зрителя, чем на очень дальнем плане. Этот план часто определяет само место действия и место нашего персонажа в нем.
Общий план (Full Shot). В кадре персонаж находится с головы до ног, при этом персонаж или объект заполняет кадр. Акцент, как правило, больше связан с действием и движением, чем с эмоциональным состоянием персонажа.
Средний план (план в 3/4). Промежуточное расстояние между общим планом и первым средним планом. Показывает человека от коленей и выше.
Ковбойский план, второй средний план. Вариант среднего плана, получивший свое название от фильмов вестернов 1930-х и 1940-х годов, где в кадр попадал человек начиная с бедер.
Средний план, первый средний план. Показывает часть объекта съемки более подробно. Если этим планом снимается человек, то в кадре он будет от талии и выше. Это один из самых распространенных планов в фильмах, поскольку он фокусируется на персонаже (или персонажах) в сцене, в тоже время демонстрируя некоторую окружающую среду.
Средний крупный план — между первым средним планом и крупным планом, обычно в кадре человек от груди или плеча.
Крупный план. Заполняет экран частью объекта, например, лицом человека. Эмоции и реакция персонажа доминируют в сцене.
Чокер. Вариант крупного плана, этот план включает лицо от губ и до бровей.
Очень крупный план, деталь. Подчеркивает небольшую область или деталь предмета, например, глаз или рот. Очень крупный план на глаза иногда называют итальянским планом, получившим свое название от итальяно-западных фильмов Серджио Леоне, который его популяризировал.
Планы кино, указывающие угол или место камеры (ракурсы)
В дополнение к размеру объекта внутри кадра, типы планов также могут указывать, где камера находится относительно объекта. Вот несколько часто используемых терминов:
На уровне глаз (Eye Level), камера находится примерно на уровне человеческого глаза, что приводит к нейтральному воздействию на аудиторию.
Объект под высоким углом съемки. Камера находится наверху и снимает сверху вниз. Это может привести к тому, что объект будет казаться уязвимым, слабым или напуганным.
План с низким углом съемки. Камера направлена снизу вверх. При съемки этим планом, объект съемки будет выглядеть сильным, героическим или опасным.
Наклонный план, в котором камера установлена под углом на ее оси вращения, так что линия горизонта не является уровнем. Он часто используется для демонстрации дезориентированного или непростого психологического состояния.
За плечевой план (Over-the-Shoulder Shot) Популярный план, где объект снимается из-за плеча другого. Плечо, шея и / или задняя часть головы предмета, обращенного в сторону от камеры, остаются видимыми, что делает кадр полезным для проявления реакции во время разговоров. Он имеет тенденцию уделять больше внимания связи между двумя ораторами, а не отрывом или изоляцией, которая возникает в результате одиночных планов.
Вид с высоты птичьего полета. Вид плана с высоким углом. Как и в плане с высоким углом, камера снимает сверху вниз. Но в плане «С высоты птичьего полета», камера находится заметно выше. Кадр дает аудитории более широкий взгляд и полезен для указания направления и показывает, что объект движется. План выделяет особые отношения или раскрывает элементы аудитории вне границ осознания персонажа. План часто снимается с крана или вертолета (или с дрона, как это делается в последнее время).
Другие распространенные типы кадров
Врезка в (Cut-In). Врезка последовательности кадров, снятых более крупным планом в другую последовательность. В более крупном плане, показывается объект, который изначально был виден на общем плане.
Перебивка (Cutaway). Врезка одной последовательности кадров в другую. В этом кадре для вставки берется объект, которого нет в начальном плане. То есть, из первоначальной последовательности кадров вырезается кусочек, и в него вставляется другая последовательность со сменой плана. Это может быть какая-то деталь, которая даст дополнительный смысл сцене. Например, лампочка снятая крупным планом, одежда, висячая в шкафу или что-то другое. Тем самым режиссер может создать загадку для зрителя или наоборот, подтолкнуть его к ответу на загадку.
Устанавливающий кадр. Обычно первый снимок сцены используется для определения местоположения и окружающей среды. Его также можно использовать для установления настроения и предоставления зрителям визуальных подсказок относительно времени (ночь / день, год) и общей ситуации. Поскольку режиссер фильма или оператор должен в одном кадре вместить большой объем информации, то в качестве устанавливающего плана, как правило, используется сверхдальний или дальний план.
Мастер план (Master Shot), термин присваивается единому непрерывному плану. Этот план может быть сделан на единственным, непрерывном кадре, используемым режиссером для освещения сцены или для редактирования вместе с дополнительными кадрами. Хотя это обычно дальний или общий план, мастер-план может быть более близким планом или состоять из нескольких различных типов планов, если камера движется по всей сцене.
Ракурс — точка зрения, предназначен для имитации того, что видит конкретный персонаж в сцене. Благодаря этому виду, кадр идет непосредственно от имени персонажа, позволяя зрителям погрузится в его эмоциональное состояние. Обычными примерами являются съёмка от первого лица, дрейфование в бессознательное состояние или просмотр области через бинокль.
Реакционный кадр Показывает реакцию персонажа на кадр, который ему предшествовал.
Обратный угловой план Кадр сделан под углом примерно в 180 градусов, противоположным предыдущему кадру. Этот термин обычно используется во время разговора указывая, например, обратный заплечевой кадр.
Двойной кадр (Two Shot). План, в котором два объекта появляются в кадре.
Надеюсь, приведенные планы вам пригодятся, и вы будете их использовать.
А какие ваши любимые кадры? Делимся в комментариях!
ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Точка съёмки и выбор плана
«Разница между хорошим произведением и посредственностью — вопрос миллиметров» – Анри Картье-Брессон.
Выбор точки съемки не менее важен, чем сам снимаемый объект. Она может изменить масштаб изображения, расставить акценты на необходимые объекты в кадре.
Определение оптимальной точки съемки требует учесть следующие параметры:
РАССТОЯНИЕ И КРУПНОСТЬ ПЛАНОВ
Все прекрасно знают, что от выбора расстояния зависит масштаб изображения. Чем дальше объект находиться от камеры, тем меньше его изображение и наоборот. Изменением дистанции съемки определяется не только оптимальный масштаб кадра, но и его границы, отсеиваются лишние элементы, не несущие смысловой нагрузки.
Цитата Евгения Тимашева, автора работ, приведенных ниже: «При помощи теле-объектива все внимание зрителя переведено на небольшой кусочек этого вида со сказочным водопадом в центре кадра, горными вершинами со свежим снегом и волшебным лесом. Эта фотография заняла призовое место на одном из фотоконкурсов, в то время, как классический вид (второе фото) едва ли попал бы даже в лонг-лист из-за своей банальности.»
Евгений Тимашев. США, Калифорния, национальный парк Йосимити
Существует деление на общие, средние, крупные и сверхкрупные планы (последние иногда называют деталью или фрагментом). Такое деление основывается на различных масштабах, в которых изображаются фотографируемые предметы. Каждый из планов имеет свои возможности и ограничения и, следовательно, свое назначение в фотографии.
ОБЩИЙ ПЛАН
Он создает у зрителя общее представление об объекте, но имеет и свои ограничения: ясно показывая общее, целое, такой снимок не в состоянии передать частности, детали, порой очень важные и интересные.
Общий план можно получить и при съемке с достаточно близкой точки, если сфотографировать сверх-широкоугольным объективом или фишаем, но нужно учитывать, что такая оптика дает существенные оптические искажения. Подобный эффект может быть интересным художественным приемом, но не всегда может подходить для ваших творческих задач.
СРЕДНИЙ ПЛАН
КРУПНЫЙ ПЛАН
Понятие «крупный план» чаще всего связывается с портретной съемкой. Он очерчивает малые пространства, и потому на таком снимке мы видим в основном только лицо человека, голову, частично плечи, и эти элементы занимают все поле кадра.
Фото Гюрель Сахин (Guerel Sahin)
Ограниченные пространственные возможности крупного плана практически исключают прямой показ движения, перемещения объекта, которые для своего развития в кадре требуют композиции, развернутой в пространстве. Но это не значит, конечно, что композиционный рисунок в этих случаях теряет свою динамичность. Динамика портретного кадра — это, прежде всего, состояние человека, его мимика, поза, жест, эмоция. Непременно учитывается направление взгляда снимаемого человека; в этом направлении, как правило, в кадре оставляется свободное пространство.
СВЕРХКРУПНЫЙ ПЛАН
Еще большее приближение точки съемки к объекту и ограничение рамкой кадра предельно малого изображаемого пространства. В кадре остается лишь отдельный элемент объекта съемки (деталь) или какая-то часть целого — фрагмент, на которые автор снимка хочет обратить внимание зрителя как на нечто существенно важное. Такие планы обычно называют сверхкрупными. И деталь, и фрагмент представляют собой лишь некоторую часть целого, и потому они должны быть выбраны и взяты в кадр таким образом, чтобы у зрителя создавалось правильное представление о том, что вы хотите показать.
Широко известен и такой принцип организации фотографии, когда в одном кадре сочетаются планы различной крупности: например, человек, главный объект изображения, находится вблизи от точки съемки и изображается на снимке средним, а иногда и крупным планом, а за ним мы видим широкий общий план места действия. Такое построение кадра дает дополнительные возможности показать человека во взаимосвязи со средой, с обстановкой.
Общий и средний планы в серии работ «Workers» Себастьяна Сальгадо (Sebastião Salgado)
Таким образом, ограничивая рамкой кадра изображаемое пространство, фотограф оставляет в поле зрения объектива лишь существенно важное, исключая все второстепенное, загромождающее кадр и мешающее четкому выражению содержания снимка.
Рассказ про планы в кино, на примере одной сцены
Сегодня я хотел бы рассказать про самые популярные планы в кино (дальний, средний, вот это все).
Чтобы было сподручнее, в качестве примера возьму так нежно любимую мной сцену дуэли из «Хорошего, плохого, злого», благо там все эти планы есть.
Я говорю про те планы, которые обозначают расстояние от камеры до объекта, то есть, «крупкость» кадра.
Пойдем мы от самого дальнего к самому близкому.
Нам показывают место действия, на его фоне маленькие люди.
В качестве примера из «Х П З» — сцена, где герои расходятся на свои места перед дуэлью на фоне кладбища.
Основной фокус на том, что герои делают. Если в предыдущем плане главной задачей было показать масштаб и панораму, то тут — показать, какое действие происходит.
В качестве примера — начало движения героев, фокус на Туко с Сентенцо.
Показывает человека почти целиком, обычно фокусируется на одном герое. Используется в случае, когда общий план будет слишком далеким, а средний — слишком близким.
Пример — стойка Блондинчика перед началом дуэли.
Самый распространенный план, показывает взаимодействие двух-трех человек.
Пример — разговор Туко и Блондинчика.
Выделение какого-то предмета, фокусировка на нем. Самый частый случай — лицо человека.
В качестве примера — лицо Сентенцо в середине дуэли.
Супер-близкий кадр, концентрирующий фокус на какой-либо части объекта сильно вблизи. Название «итальянский» пошло от спаггети-вестернов, где так любили показывать глаза ковбоев или пистолеты.
Кадр из «ХПЗ» — разумеется, глаза Сентенцо во время кульминации дуэли.
Если посмотреть внимательнее, то в данном отрывке, от начала самой дуэли (герои расходятся на места) до её кульминации (выстрел Блондинчика), планы все приближаются и приближаются, становясь крупнее — начиная с общего вида кладбища и заканчивая глазами героев в момент выстрела.
Если добавить к этому ритмический монтаж (частота смены кадров нарастает, к кульминации синхронизируясь с ритмом музыки), то мы получим одну из самых захватывающих сцен в кинематографе, вся искусность которой достигнута за счет мастерства оператора и монтажера (а не актерской игры или сценария).
Спасибо за прочтение!
Фильмы про ковбоев и дуэли всегда забавляют. В реальности их тупо не было, почти всех знаменитых бандитов ковбоев убили в спину их же друзья или приятели.
Обалдеть, конечно. А про взрывы в космосе можешь таких же историй рассказать?
А еще автомобили не взрываются при столкновении.
на самом деле это частично миф, так как до 70х не было регуляций по положению баков, что привело к появлению таких серий как форд пинто, у которых бак мог воспламенится при повреждении зада.
Ну в фильмах же они не так взрываются 🙂
Неправда, все было, нормальный ковбой мог услышать подкрадывающихся сзади, и от бедра сбить со злодея шляпу, отстрелить палец и это еще скромно, вот ниндзи могли катаной отрубать танкам стволы и дышать под водой и бежать вертикально по отвесной стене.
Ага, ага. Еще скажи, что такого как в Форсаже никогда не было и быть не может.
Этак ты договоришься до того, что ковбои это вообще-то просто пастухи, а не «крутые парни» которые всех убивают направо и налево.
Кстати, если присмотреться, то видно, что Сентенцо встает так, чтобы солнце светило в глаза Туко. Из этого можно предположить, что степень опасности Блондинчика он ставил выше.
пора вводить термин «отрицатели занавесок», или что-то в этом роде. для которых вообще нет значимых деталей.
Высосанный из пальца важный шаг героя в финальной дуэли, которая является эндшпилем всего фильма? Такие сцены хороший режиссер сотни раз в голове моделирует.
То, что режиссер мог чего-то не вложить в сцену намеренно, не отменяет того факта, что эта самая эпидерсия не может там появиться независимо от его воли. Всё субъективно.
Рассказ про планы в кино, на примере одной сцены
Зачем вы запятую поставили в заголовке? Она там совершенно ни к месту.
крупкость кадра
Это как? КруПность может?
Серджио Леоне (режиссера)
Это шутка такая? Или он еще известен как актер или композитор?
Вы не устаете меня удивлять ))
«Вы не устаете меня удивлять ))»
вы не ПЕРЕСТАЁТЕ меня удивлять*
И то верно)) ваш вариант более точный, хотя, стилистически допускается и «не устаёте» )
Где же вы раньше были с этой статьей. В инсте недавно было задание на эту тему.
Спасибо за статью))
UPD. Как раз этот фильм и взял на рассмотрение темы)
Рассказ про планы в кино, на примере одной сцены
ну недаром же есть шутка про Holyweed.
Сегодня я хотел бы рассказать про самые популярные планы в кино
И так всё понятно. Зачем это вообще? Не нужно быть гением, что снять захватывающе, жонглируя планами.