Что такое срс в колледже
ЧТО ТАКОЕ СРС
В соответствии с Государственным образовательным стандартом (ГОС) программа изучения каждой из дисциплин, входящих в учебный план, предусматривает, кроме обязательных часов аудиторной работы, также и определенные объемы самостоятельной работы студента.
Одной из важных задач в подготовке специалистов с высшим образованием является выработка и развитие у студентов навыков к самообразованию, способности самостоятельно овладеть знаниями с тем, чтобы успешно применять их в последующей профессиональной деятельности. Это важно как для юриста, работа которого постоянно связана с поиском истины, так и для представителей других профессий. Основной формой самообразования является самостоятельная работа.
СРС может быть истолкована в двух смыслах.
Во-первых, как процесс творческого мышления студента при решении какой-либо проблемы, задачи, усвоения того или иного материала независимо от того, происходит это в аудитории, дома или в библиотеке. Ведь студент на лекции не только слушает и конспектирует, но и анализирует, сопоставляет, оценивает сообщенный лектором материал – т.е. является активным участником образовательного процесса.
Во-вторых, как некий результат мыслительной деятельности в виде написания реферата, дипломной, курсовой, контрольной работы, решении индивидуального домашнего задания и т. д. В этом смысле СРС является своего рода продолжением аудиторных занятий дома, в библиотеке, углублением и дополнением знаний, полученных в аудитории.
СРС можно подразделить на плановые (предусмотренные в учебных планах) и неплановые.
К плановым относятся:
– написание рефератов, курсовых и контрольных работ,
– подготовка к семинарским (лабораторным) занятиям, экзаменам и зачетам.
Внеплановыми видами СРС (как правило, для дневного отделения) являются:
– подготовка рецензий, выполнение домашних контрольных работ,
– письменное или устное решение задач, разбор конкретных ситуаций, изучение нормативных актов и литературных источников по определенной теме с последующей устной беседой с преподавателем;
– проведение коллоквиумов, особенно по предметам, где нет семинарских (практических) занятий;
– проведение дискуссий по определенным проблемам на базе прочитанной литературы, изучения нормативных актов, юридической практики; просмотр кино-и телефильмов и т. д.;
– посещение органов государственной власти, правоохранительных органов и хозяйствующих субъектов (присутствие на заседаниях, изучение практики, документов, организации их работы и делопроизводства);
– изучение и обобщение опубликованной и неопубликованной (местной) судебной и иной практики; подготовка списков литературы (библиографии) и подборка нормативных источников по определенной тематике и другие виды работы.
Все виды внеплановой работы проводятся в часы, свободные от обязательных аудиторных занятий. Общий объем СРР определяется установленным ГОС (Государственным образовательным стандартом) объемом недельной загрузки студента (54 часа) за вычетом установленных вузом в соответствии с конкретными формами обучения объемов аудиторной нагрузки.
Виды и формы организации СРС
Целью самостоятельной работы является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками, общими и профессиональными компетенциями, опытом творческой, исследовательской деятельности.
Виды, объем и содержание заданий по СРС устанавливается кафедрами и разработчиками рабочих программ на основании изучения бюджета времени и в соответствии с учебными планами, графиками учебного процесса и спецификой учебной дисциплины или профессиональных модулей.
Основные формы организации СРС:
— аудиторная СРС под руководством и контролем преподавателя;
— внеаудиторная СРС под руководством и контролем преподавателя;
— внеаудиторная СРС в межсессионный период без преподавателя.
Виды самостоятельной работы студентов
Видами заданий для самостоятельной работы могут быть:
Для овладения знаниями:
— чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы);
— составление плана текста; графическое изображение структуры текста;
— конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами;
— учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и сети Интернет и др.
Для закрепления и систематизации знаний:
— работа с конспектом лекции (обработка текста); повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей);
— составление плана и тезисов ответа;
— составление таблиц для систематизации учебного материала;
— изучение нормативных материалов;
— ответы на контрольные вопросы;
— аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, контент-анализ и др.);
— подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции;
— подготовка рефератов, докладов, рецензий, обзора литературы и других видов письменной работы;
— составление библиографии, тематических кроссвордов; тестирование и др.;
— собеседование, деловые ролевые игры, дискуссии, конференции;
— выполнение переводов с иностранных языков.
Для формирования умений:
— самостоятельное выполнение заданий на лабораторных и практических занятиях;
— решение задач и выполнение упражнений по образцу;
— решение вариативных задач и упражнений;
— решение ситуационных (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм;
— проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности;
— подготовка курсовых и дипломных работ (проектов);
— выполнение учебно-исследовательской работы;
— упражнения спортивно-оздоровительного характера, упражнения на тренажере;
— рефлексивный анализ профессиональных умений;
— выполнение различных видов самостоятельной работы во время учебных и производственных практик.
Виды заданий для самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику специальности, дисциплины, индивидуальные особенности студента.
Методика организации самостоятельной работы зависит от структуры, характера и особенностей изучаемой дисциплины, объема часов, отведенных на ее изучение, вида заданий для самостоятельной работы, индивидуальных качеств студентов и условий учебной деятельности.
Самостоятельная работа студентов в профессиональной образовательной организации: требования, структура, алгоритм разработки
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов составляет важную и обязательную часть теоретического и практического обучения студентов профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования (ПОО СПО).
Выполнение студентами внеаудиторной самостоятельной работы направлено на достижение следующих целей:
Общий объем времени, отводимый на внеаудиторную самостоятельную работу студентов (СРС) по учебной дисциплине (УД) или междисциплинарному курсу (МДК), определяется учебным планом и представляет собой разницу между максимальной и обязательной аудиторной учебной нагрузкой. На СРС по всем циклам образовательной программы, в соответствии с ФГОС СПО отводится 50% времени от обязательной аудиторной нагрузки. Во время прохождения практики СРС не предусмотрена.
В соответствии с ФГОС СПО (п.7.15) образовательная программа «должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям», «внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение».
Методическое обеспечение внеаудиторной работы может представлять из себя – методические указания или рекомендации по организации и выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
Отсутствует современная нормативная база, регламентирующая планирование и организацию самостоятельной работы студентов в условиях действия ФГОС СПО. Однако имеется Письмо Минобразования РФ от 29.12.2000 № 16-52-138 ин/16-13 «О рекомендациях по планированию и организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования в условиях действия ГОС СПО», основные положения которого не противоречат требованиям ФГОС СПО.
Преподаватель в процессе творческой деятельности должен самостоятельно подобрать виды СРС в соответствии со спецификой дисциплины или профессионального модуля, выработать свои формы и методы контроля результатов выполнения работы, сформировать собственную систему руководства СРС [2].
Затраты времени на выполнение различных видов самостоятельной работы определяются преподавателями УД или МДК эмпирически, на основе собственного педагогического опыта [2].
Варианты видов заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, в соответствии с письмом [2], представлены в таблице.
Таблица – Виды СРС в соответствии с целью ее проведения
для овладения знаниями
чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы);
составление плана текста;
графическое изображение структуры текста;
работа со словарями и справочниками;
ознакомление с нормативными документами;
использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и другое
для закрепления и систематизации знаний
работа с конспектом лекции (обработка текста);
повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей);
составление плана и тезисов ответа;
составление таблиц для систематизации учебного материала;
изучение нормативных материалов;
ответы на контрольные вопросы;
аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, контент-анализ);
подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции;
подготовка рефератов, докладов;
составление библиографии, тематических кроссвордов;
тестирование и другое
для формирования умений
решение задач и упражнений по образцу;
решение вариативных задач и упражнений;
выполнение чертежей, схем;
выполнение расчетно-графических работ;
решение ситуационных производственных (профессиональных) задач;
подготовка к деловым играм;
проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности;
подготовка курсовых и дипломных работ (проектов);
упражнения на тренажере;
упражнения спортивно-оздоровительного характера;
рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники и другое
При разработке видов заданий СРС рекомендуется использовать дифференцированный подход к студентам. Перед выполнением студентами внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель должен провести инструктаж по выполнению задания, который включает указание цели задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение УД/МДК [2].
СРС может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов.
Контроль результатов внеаудиторной СРС может осуществляться в пределах времени, отведенного на аудиторные занятия по УД или МДК, может проходить в письменной, устной или смешанной форме, с представлением изделия или продукта самостоятельной деятельности студента. В качестве форм и методов контроля СРС могут быть использованы семинарские занятия, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защита творческих работ и другое [2].
Рекомендуемая авторами статьи структура методических рекомендаций по организации и выполнению СРС:
Алгоритм разработки методических рекомендаций по организации и выполнению СРС представлен на рисунке.
Рисунок – Алгоритм разработки методических рекомендаций по организации и выполнению СРС
Отличие доклада от реферата в том, что он отражает одну точку зрения на проблему, не предполагает ее исследования в сравнении и анализе.
Методические рекомендации при работе над рефератом или докладом для студентов
Желательная структура реферата:
Приложения — дополнительный материал.
Показатели оценивания реферата/доклада:
— глубина проработки темы;
— свободное владение материалом по теме реферата;
— логичность и обоснованность представления и анализа информации;
— соответствие презентационного материала содержанию реферата и доклада.
Четвертый шаг – сформировать список рекомендуемых источников информации, необходимых для выполнения СРС.
Пятый шаг – заполнение макета методических рекомендаций по организации и выполнению СРС, утвержденного в образовательной организации.
После окончания разработки методических рекомендаций необходимо продумать обращение к студентам перед выполнением СРС. Обращение должно быть кратким, вызывать интерес и создать мотивацию к выполнению СРС.
Прохождение внешней рецензии методических рекомендаций по организации и выполнению СРС у преподавателей смежных дисциплин (курсов) или у работодателя не является обязательным требованием ФГОС СПО и других нормативных документов.
В заключение важно отметить, что цель создания методического обеспечения СРС – эффективная организация данного вида учебной деятельности и формирование у студентов результатов обучения (умений и знаний), необходимых для формирования профессиональных и общих компетенций.
Список литературы:
Роль и значение самостоятельной работы студентов
Образовательные стандарты не стоят на месте, и вот новая государственная инициатива запустила перераспределение нагрузки в высших учебных заведениях. Теперь аудиторных занятий меньше, а вот значение самостоятельной работы студентов в учебном процессе выросло. Почему это действительно важное, а главное — полезное изменение для студентов, читайте в нашей статье.
Подписывайтесь на наши телеграм-каналы и будьте в курсе последних новостей и свежих предложений с акциями и скидками.
Почему возросла роль самостоятельной работы студентов?
Как раньше выглядело классическое академическое обучение? Череда лекций в монологическом стиле, домашние задания, основанные на пройденном материале, минимум самостоятельных задач. Такой подход воспитал большое количество отличных исполнителей. Они хорошо умеют работать по инструкции, решать стандартные задачи, но совершенно теряются, если нужна инициатива и новые идеи.
А ведь подобные умения всё более востребованы. Мир ежедневно меняется, становится сложнее, а с ним меняются и требования к обучению. И сегодня современное образование в России преследует амбициозную цель — не просто передать знания студентам, а научить их думать, развивать навыки самообразования и профессиональной реализации.
Меняется и роль преподавателя. Теперь перед ним стоит несколько основных задач:
Особенность и формы самостоятельной работы
Самостоятельная работа студентов — это любая учебная, чаще внеаудиторная деятельность, в которой студент сам ставит себе цель, выбирает задание и вид работы. А преподаватель лишь задаёт рамки поиска, обращает внимание на нужную методическую литературу и определяет сроки.
Сроки зависят от объёма и сложности темы. Как правило, на выполнение самостоятельной работы даётся до 10 дней.
Формы работы
Самостоятельная работа студентов может отличаться по видам и формам, которые предлагает преподаватель для раскрытия темы:
Письменный вид работ:
Нестандартные домашние задания:
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Преимущества и роль самостоятельной работы студентов
При первой встрече с самостоятельной работой студенты могут теряться и испытывать растерянность. Но пусть вас не пугает непривычная форма деятельности. Её значимость и пользу сложно переоценить. Самостоятельная работа помогает:
Советы для студентов при выполнении самостоятельной работы
При всех плюсах самостоятельной работы студенты часто сталкиваются со значительными трудностями. Из-за слабых навыков самоорганизации, планирования, умения работать с информацией, анализировать и делать выводы, средний уровень самостоятельных работ часто бывает низким.
Какие полезные лайфхаки могут помочь повысить качество работы и действительно развивать навыки:
Чёткий план действий
Если у вас 7 дней на самостоятельную работу, распишите на отдельном листике, что и когда вы будете делать каждый день. Это позволит выработать навык самоорганизации и не утонуть в большом объёме в последние сутки перед сдачей.
Сбор информации
Возьмите рекомендации у преподавателя по литературе и материалам, которые помогут вам подготовить самостоятельную работу. Найдите в интернете ресурсы, заслуживающие доверия. Попросите о помощи в поиске книг в библиотеке. Это поможет лучше формулировать свои мысли, а также выстраивать коммуникации с окружающими.
Проверяйте информацию
В сети интернет много ресурсов, правдивость которых вызывает большие сомнения. Всегда проверяйте данные. Для этого есть несколько хитростей:
Такой подход развивает навык критического мышления и умение работать с информацией.
Задавайте вопросы
Работа ради работы никому не нужна. Всегда проверяйте себя и свои выводы вопросами:
Так вы научитесь анализировать информацию, структурировать её и выделять главное.
Поддерживайте высокую мотивацию
Напоминайте себе, зачем вам нужна самостоятельная работа, что нового вы сможете узнать и какие полезные навыки приобретёте. И не забывайте, что вы работаете на развитие Soft Skills, которые в будущем пригодятся в реальной профессии. Так вы не потеряете энтузиазм при подготовке.
Читайте ещё больше полезных советов по подготовке к самостоятельной работе и обращайтесь в студенческий сервис. Здесь вам помогут с поиском нужной информации и написанием работы на отлично!
«Я видала такую чепуху, по сравнению с которой эта чепуха — толковый словарь» (Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»). Любительница йоги, спиральной динамики и душевных разговоров 😊
Виды и формы самостоятельной работы студентов в вузе
Обучение в университете отличается от школьного в первую очередь тем, что в вузах придется учиться преимущественно самостоятельно.
Если вы следите за нашими публикациями на нашем телеграм-канале, то уже наверняка встречались с подробным описанием некоторых видов самостоятельных работ. А сегодня мы рассмотрим в целом, что же это за тип работ и какая классификация видов самостоятельной работы студентов.
Что такое самостоятельная работа
Под самостоятельной работой подразумевают целый комплекс видов деятельности студентов под руководством или без него во внеучебное время.
Самостоятельная работа — специфический вид учебы по заданиям преподавателя, для выполнения которых необходимо использовать активную мыслительную, поисково-исследовательскую и аналитическую деятельность.
Самостоятельная работа как форма учебной деятельности состоит из следующих этапов:
Преподаватель при этом может контролировать и руководить ходом выполнения самостоятельной работы следующими видами деятельности:
Самостоятельная работа студентов может иметь несколько этапов:
Средства обучения для самостоятельной работы
Студентам в помощь при самостоятельной работе служат следующие средства обучения:
Виды и формы самостоятельной работы
Виды самостоятельных работ можно разделять по разным критериям: по дидактической цели, характеру учебной деятельности, содержанию, степени самостоятельности, элементу творчества и т.д.
По дидактической цели принято разделять самостоятельную работу на 5 групп:
Основные виды самостоятельных работ учащихся
Домашняя работа
Уже давно известно, что эффективным может быть лишь такое обучение, когда все знания и навыки, полученные в стенах университета, подкрепляются грамотной и систематической домашней работой учащихся. Домашняя работа помогает сформировать прилежание и самостоятельность.
Содержание домашнего задания:
Чаще всего домашние задания носят общий характер. Если его задают индивидуально, это делается с целью устранить пробелы в знаниях учащегося по отдельной теме.
Важно правильно дозировать объем и сложность этого вида самостоятельной работы. Иначе можно допустить перегрузку учащегося.
Работа с книгой
Данный вид самостоятельных работ считается основным, но на практике именно с ним у учащихся больше всего проблем.
Школьники и студенты не всегда знают, как использовать библиотечный каталог, подобрать подходящую литературу, пропускают важную для понимания всего содержания информацию, которая содержится в оглавлении, аннотации и введении.
В идеале во время чтения нужно фиксировать важную информацию, чтобы она сохранилась на длительный период. Это можно делать следующими способами:
Составление сложного или простого плана
При написании простого плана достаточно в 3-4 предложениях описать смысл содержания книги в логической последовательности. Это помогает на долгое время сохранить в памяти большой объем книжного текста и в последующем воспроизвести его. План используют и для составления других видов фиксации текста – конспектов, тезисов.
Планирование – важная часть самоконтроля. Качественный план станет свидетельством умения анализировать текст, усваивать его содержание.
Встречаются следующие типы планов:
Для составления плана рекомендуют использовать следующую последовательность действий:
Помните: работа над планом – это не сама цель, а лишь инструмент углубленного изучения содержания текста.
Ведение конспекта
Конспектом называют сжатую запись устной информации. Это вид творческой самостоятельной работы, в котором отображают основные моменты текста в кратком виде.
В зависимости от детализации конспекты бывают краткими и подробными.
Но для хорошего результата нужно знать правила и методы ведения конспекта.
Создание реферата
Рефератом называют краткое изложение основной информации первоисточника на базе ее смысловой обработки. В нем часто встречаются выжимки из текста и цитаты.
В зависимости от цели написания рефераты могут быть:
Большей популярностью у учащихся разных учебных заведений пользуются именно учебные рефераты. Пишут их по следующему алгоритму:
Для качественной работы не забудьте изучить грамотное оформление и подробную структуру реферата.
Нетрадиционные виды самостоятельной работы студентов
Современному человеку не подходит для учебы то, что применяли в прошлом веке. Ученые выявили некоторые новые способы качественного усвоения информации.
Таблица «З-Х-У»
Данный графический прием поможет собрать информацию в одном месте, расширить и систематизировать знания по проблематике.
Ее можно применять как для самостоятельного одиночного обучения, так и для работы в группах.
Прием «Инсерт»
Эти значки можно проставлять на полях во время конспектирования, а затем составить полноценную табличку, в которой значки будут заглавиями граф.
Прием позволяет сделать процесс обучения зримым, обеспечивая более вдумчивое и внимательнее изучение материала.
Прием «Верные и неверные утверждения»
Его хорошо использовать накануне экзамена, чтобы актуализировать знания по теме.
Чертим таблицу, первый столбец которой состоит из верных и неверных утверждений. Второй и третий столбик – до и после изучения вопроса. Там учащийся будет проставлять буквы В или Н, что соответствует утверждениям «верно» или «неверно».
№ | Верные и неверные утверждения | До слушания | После слушания |
1. | |||
2. |
Упражнения как вид самостоятельных работ
Часто преподаватели задают учащимся разные типы упражнений для улучшенного усвоения знаний и навыков.
Как видите, существует масса способов и инструментов для самостоятельной работы учащихся. Изучив особенности и преимущества разных методов, вы можете подобрать для себя идеальный вид тренировок знаний и навыков, чтобы овладеть ими в совершенстве. Ведь именно сочетание учебных заданий и самостоятельной работы студентов дают крепкий результат в виде качественных знаний и умений.
Ну а с темами, которые не поддаются тренировкам и самостоятельным работам, мы советуем не разбираться самим, а отдавать на растерзание сервису студенческой помощи. Ведь если вам грозит страшная контрольная, то кто как не местные специалисты лучше всех сэкономят вам время и нервы?
Наталья – контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нейрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.