Что такое ссч по русскому
Что такое среднесписочная численность работников и как её считать
Среднесписочная численность работников (ССЧ) — это среднее число работников, которые работали у вас в течение квартала, полугодия, 9 месяцев или года. ССЧ указывают в отчёте 4-ФСС и в расчёте страховых взносов (РСВ).
До 2020 года все работодатели сдавали отдельный отчет ССЧ по итогам года, а все новые ООО — после регистрации в налоговой. С 2020 года отдельный отчет ССЧ сдавать не нужно. Среднесписочную численность налоговая узнает из РСВ.
Средняя и среднесписочная численность: в чём отличие
В среднесписочной численности учитываются сотрудники по трудовым договорам. В расчёт не включаются:
Средняя численность шире среднесписочной. Она включает как сотрудников по трудовым договорам, так и внешних совместителей и работников по договору ГПХ.
В отчётности чаще всего используется среднесписочная численность.
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
Пошаговая инструкция по расчёту среднесписочной численности работников
Среднесписочная численность рассчитывается для квартала, полугодия, 9 месяцев и года. Принцип такой: посчитайте количество работников за каждый месяц периода и разделите на количество месяцев в этом периоде. Например, если в первом квартале на вас работали 6 человек, а во втором — 4, среднесписочная численность за полугодие — 5 сотрудников
Если за период расчёта ничего не менялось — сотрудники не увольнялись и не приходили, работали на полной ставке, просто посчитайте их по головам.
Бывают ситуации посложнее. Появляются новые сотрудники и уходят старые, кто-то берёт декретный отпуск, а кто-то работает неполный день. Чтобы всё правильно посчитать, используйте пошаговую инструкцию.
Шаг 1. Посчитайте ССЧ сотрудников с полным рабочим днём
Сложите работников за каждый день месяца — даже тех, кто болел или был в отпуске — и разделите на общее число дней в месяце.
Таким же способом посчитайте сотрудников за остальные месяцы.
Шаг 2. Посчитайте ССЧ сотрудников с неполной ставкой
Если у вас нет сотрудников с неполным рабочим днём, переходите к следующему шагу.
Сначала посчитайте, сколько часов отработали все сотрудники с неполной ставкой за каждый месяц.
Отработанные часы сотрудников разделите на дневную норму рабочих часов, умноженную на число рабочих дней в месяце.
Шаг 3. Посчитайте ССЧ всех сотрудников
Численность рассчитывается за периоды:
Итоговый результат среднесписочной численности работников нужен для РСВ и 4-ФСС.
От ССЧ зависит, как работодатель будет отчитываться по сотрудникам: на бумаге или электронно. Например, РСВ можно сдавать на бумаге, только если сотрудников не больше 10. Еще ССЧ влияет на ограничения для УСН и патента. На патенте численность не должна превышать 15 человек, а на УСН — 130. Если сотрудников станет больше, придется сменить систему налогообложения.
Статья актуальна на 08.02.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур
Урок по русскому языку на тему»Типы подчинительной связи в ССЧ»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок подготовила учитель русского языка и литературы
высшей категории МБОУ «ЛИЦЕЙ №3 им. К.А. Москаленко»
Корнева Галина Александровна
Типы подчинительной связи в словосочетании
связи слов в словосочетании.
Тип урока : урок «открытия» нового знания.
Оборудование : интерактивная доска, раздаточный материал, учебник.
— повторение и обобщение знаний учащихся о словосочетании;
— отработка умения выделения ССЧ из предложения;
— закрепление навыков правописания;
— обучение умению связно излагать свои мысли.
— развитие мышления и общеучебных навыков и умений;
— развитие познавательной самостоятельности;
— овладение нормами литературного языка.
— воспитание ответственности за качество своих знаний;
— воспитание любви к родному русскому языку.
Личностные УУД: ориентирование в системе моральных норм и эстетических ценностей.
Регулятивные УУД: целеполагание и планирование своей деятельности; принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; осознанное и произвольное построение высказываний в устной форме; контроль и оценивание своих действий как по результату, так и по способу действия.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.
Методические приемы : объяснительно-иллюстративные (упражнение, рассказ, беседа, практическая работа, анализ схемы), репродуктивные (работа с учебником), частично-поисковые (эвристическая беседа с последующим выводом), самоконтроль и самопроверка материала), свободное письмо, таблица «ЗХУ», объединение информации в блоки, синквейн.
Формы работы : парная, групповая работа, фронтальная работа, самостоятельная работа, самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителем.
Использованные технологии: развитие критического мышления через чтение и письмо, информационно-коммуникационная.
1. Организационный момент.
Человек так устроен, что чем бы он ни занимался, хочет добиться успеха, только тогда он ощущает удовлетворение от своего занятия. Все мы хотим успеха. А чтобы успех был на уроке, мы всегда придерживаемся следующих правил:
– слышать и слушать,
– вникать и размышлять,
– анализировать и осмыслят (слайд 1 )
Вижу, что вы готовы к работе. Мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Стране РУССКОГО ЯЗЫКА. Удачи вам и новых открытий!
Начнем наш урок с орфографических вихрей (слайд2)
— С какими орфограммами вы будете работать? ( 1 вихрь-проверяемые гласные,2- чередующиеся)
Добавьте по 2 примера в каждый вихрь
С каким разделом науки о языке мы познакомились на предыдущем уроке?
Что изучает синтаксис?
Назовите виды ССЧ по морфологическому признаку.
Творчески представить информацию о ССЧ.
Индивид. проект о ССЧ ( групповая работа).
Каждому ученику дается таблица «Знаю – Хочу знать – Узнал».
Ученики по очереди озвучивают свои записи, не повторяя предыдущих ответов. Все разногласия, возникшие в парной работе, снимаются при общем обсуждении. Положения записываются в колонку «Знаю».
1. Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически.
2. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.
3. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные.
4. Связь в словосочетании – подчинительная.
Учитель: Откуда у вас сведения о словосочетании?
-Прочитал в учебнике, книге.
-Слышал раньше от учителя.
-Узнал от одноклассника
Угадай слово ( слайд 2)
Словарная работа. (определение сюжетной линии урока, повторение орфографии словарного слова, развитие речи учащихся)
Угадай слово( слайд 3)
— Перед вами – набор букв. Переставив буквы местами, вы получите слово.
(Нажимаем на кнопку start – на экране появляются шарики с буквами. Для получения слова из букв применяется прием перетаскивания. В случае, если учащиеся не могут определить зашифрованного слова, следует нажать на кнопку с lue , и тогда появится подсказка – лексическое значение слова)
Какие виды искусств вы знаете? (танец, музыка, живопись, литературное творчество)
— Какая орфограмма встречается в слове искусство? Составьте ССЧ с данным словом ( глагольное, именное)
— Какова роль искусства в обществе?
«Искусство воспитывает человека, развивая его мысль, пробуждая в нем высокие чувства, и направляет его к достойным действиям». (слайд4)
-Объясните пунктуацию в данном предложении.
— Выпишите все возможные ССЧ из предложения. Какие теоретические знания надо применить для выполнения задания?
Воспитывает человека Мысль его пробуждая в нем достойным действиям
Воспитывает развивая воспитывает пробуждая высокие чувства направляет его
Развивая мысль пробуждая чувства направляет к действиям
4. Прием объединения в блоки.
Задание: Обсудите в группе данные словосочетания. Запишите словосочетания, объединив их в блоки. Время на выполнение – 3 минуты.
— Сколько блоков вы получили? По каким признакам можно было объединить словосочетания?
2) по зависимому слову ( направляет к действиям, воспитывает человека. )
— Как вы думаете, над каким вариантом объединения в блоки мы будем работать? Какой вариант нам менее знаком?
(Объединение по первому варианту уже знакомо : на прошлом уроке знакомились с типами словосочетаний по главному слову. В первом варианте в первом блоке – глагольные словосочетания, во втором – именные. Объединение по зависимому слову незнакомо.)
— Словосочетания в блоках второго варианта – объект нашего изучения.
Запишите тему нашего урока: «Типы подчинительной связи в словосочетаниях» (слайд5)
1. Как называется связь с зависимым словом – существительным?
2. Как называется связь с зависимым словом – прилагательным?
3. Как называется связь с зависимым словом – наречием?
— Переходим к главному источнику информации, к учебнику. Он поможет нам ответить на вопросы. Наш главный источник – текст § 10.
1.Учитель предлагает школьникам самостоятельно познакомиться с материалом
2. Прием Таблица «Знаю – хочу знать — узнал». (Парная работа)
Задание: Запишите ответы в колонку «Узнал», обсуждая узнанное в паре.
Проверка колонки «Узнал».
— Как вы думаете, почему так называются виды связи?
(Согласование – так как главное и зависимое слова согласуются в роде, числе, падеже;
управление – так как главное слово «управляет» зависимым, требует от него постановки в определенной форме;
примыкание – зависимое слово грамматически не зависит от главного, словно просто «примыкает», присоединяется.) Начертите схемы ССЧ
Физкультминутка «Веришь ли ты?»
Учитель: Ребята, ваша задача – определить, верное или ложное содержится в высказывании, объяснить свою точку зрения. Веришь ли ты, что…
Учитель: Верите ли вы, что управление — это вид подчинительной связи, где зависимое слово находится при главном в форме косвенного падежа. Задаются падежные вопросы.
Учитель: Верите ли вы, что сочетание «подлинное искусство» – примыкание?
Ученики: Нет, это согласование.
Учитель: Верите ли вы, что синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение?
Учитель: Верите ли вы, что в именных словосочетаниях главное слово может быть выражено–наречием, глаголом,деепричастием?
Учитель: Верите ли вы, что грамматическая основа предложения не является словосочетанием?
Ученики: Нет, это сущ. с предлогом
Учитель: Верите ли вы, что согласование — вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже?
Отработка умений и навыков
1. Работа с интерактивной доской ( фронтальный опрос) (слайд6)
Предположите : какова цель нашей работы? Какие навыки с вами будем отрабатывать? ( умение определять типы подчинительной связи в ССЧ.)
(под руководством учителя)
Обратим внимание на задания ОГЭ (на столах лежат демонстрационные материалы). Найдите задание по теме нашего урока. Как оно звучит? Чтобы получить другой вид ССЧ, что мы должны сделать? Попробуйте сделать это с предложенными словосочетаниями.
Обучающиеся работают в парах составляет синквейн по теме урока.
Примерный вариант, который может получиться у обучающегося.
Главное и зависимое.
Согласуется, управляет, примыкает.
Научился определять вид связи.
— Что узнали о способах связи слов в словосочетании?
— Что вы делали для того, чтобы узнать новое о словосочетании?
1) вспомнили то, что известно, сами формулировали вопросы, требующие решения;
2работая с учебником, самостоятельно находили ответы на вопросы;
3) закрепляли знания через применение их на практике.
В чем отличие среднесписочной и средней численности работников, и зачем они нужны
Понятия «среднесписочная численность» и «средняя численность» часто путают. Расскажем, чем они отличаются, как их правильно считать, и зачем они нужны.
Среднесписочная численность
В среднесписочную численность (ССЧ) включают только тех работников, которые оформлены по трудовым договорам.
Так в расчет ССЧ попадает постоянный персонал, сезонные и временные работники, а также собственники предприятия, которые получают зарплату.
Внешних совместителей в ССЧ не включают.
Порядок расчета ССЧ приведен в приказе Росстата от 27.11.2019 № 711 «Указания по заполнению форм статнаблюдения» (далее — Указания).
Чтобы подсчитать ССЧ за нужный период (например: квартал, полугодие), сначала рассчитывают ССЧ за каждый месяц.
ССЧ за месяц рассчитывают так:
Количество работников в выходные (праздничные, нерабочие) дни считается равным списочной численности в предшествующий рабочий день.
Если работник уволился в пятницу, то его исключают из подсчета численности со следующего дня.
Данные для расчета списочной численности берут из табелей учета рабочего времени.
В списочную численность не включают (п. 79.1 Указаний):
Важно: внутренний совместитель учитывается в списочной численности один раз по месту основной работы.
Тех, кто трудится неполное рабочее время, тоже нужно подсчитать (п. 77 Указаний). Расчет выполняют отдельно, а затем суммируют полученный результат с величиной ССЧ по работникам на полном дне.
Среднюю численность работников на неполном графике рассчитывают пропорционально отработанному времени.
1. Сначала считают количество отработанных дней каждым сотрудником.
Для этого количество отработанных часов сотрудником за месяц делят на количество часов в рабочем дне (например: 8 часов). Если сотрудник в рабочие дни был в отпуске (болел и т. д.), то количество отработанных часов в эти дни ставят такое же, как в предыдущий рабочий день.
2. Затем считают ССЧ работников на неполном графике за месяц.
Для этого суммируют количество отработанных дней каждым сотрудником и делят результат на количество рабочих дней в месяце.
ССЧ измеряют в целых единицах, поэтому полученный результат всегда округляют до целого числа.
На 1 октября 2021 года на предприятии трудится 15 работников. Из них двое — внешние совместители. А трое — работают на условиях неполного рабочего дня (4 часа в день при 8-ми часовом рабочем дне). На протяжении октября никто из сотрудников не увольнялся, не уходил в декрет, новых работников не принимали. Рассчитаем ССЧ за октябрь.
Внешние совместители в расчете не участвуют.
ССЧ сотрудников с полным рабочим днем составит:
10 человек * 31 день / 31 день = 10 человек.
ССЧ сотрудников с неполным рабочим днем:
1. Каждый работник отработал в октябре: 4 часа * 21 рабочий день = 84 часа в месяц.
Количество отработанных дней каждым сотрудником составит: 84 часа в месяц / 8 часов в день = 10,5 рабочих дней
2. ССЧ сотрудников на неполном дне:
(10,5 рабочих дней * 3 человека) / 21 рабочий день = 1,5 человек.
ССЧ по предприятию за месяц:
10 человек + 1,5 человека = 11,5 человек = 12 человек.
Средняя численность
Понятие средняя численность (СЧ) более широкое. Так, согласно п. 75 Указаний средняя численность включает:
Важно! В состав средней численности исполнителей по договорам ГПХ не включают: самозанятых, ИП, а также лиц, с которыми заключены авторские договоры на передачу имущественных прав (п. 81 Указаний).
Среднюю численность внешних совместителей рассчитывают так же, как и ССЧ работников на неполном дне — пропорционально отработанному времени.
Среднюю численность исполнителей по договорах ГПХ рассчитывают так же, как и ССЧ работников на полном дне. То есть исполнитель учитывается за целую единицу каждый день, пока действует его договор. В выходные (праздничные, нерабочие) дни численность исполнителей по ГПД определяют по предшествующему рабочему дню.
Когда нужна среднесписочная численность
Во-первых, показатель ССЧ входит в ряд отчетов, которые сдают предприятия в контролирующие органы. Например, ССЧ отражается в расчете по страховым взносам, расчете 4-ФСС, некоторых формах отчетности в Росстат (П-4, П-5 и т. д.)
Во-вторых, на основе величины ССЧ бухгалтер определяет способ подачи отчетности в госорганы.
Так согласно п. 3 ст. 80 НК РФ налогоплательщик обязан сдать декларацию электронно, если его ССЧ за предшествующий год больше 100 человек.
А расчет 4-ФСС в Соцстрах сдают электронно, если ССЧ за предшествующий расчетный период больше 25 человек (ст. 24 закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).
Важно: способ подачи некоторых форм отчетности определяется иным способом.
Так, форма 6-НДФЛ и расчет по страховым взносам сдаются электронно, если количество получателей доходов в отчетном (расчетном) периоде превысило 10 человек (п. 10 ст. 431 НК РФ, п. 6.1. приказа ФНС России от 15.10.2020 № ЕД-7-11/753@).
Аналогичным образом определяется способ подачи отчетности в ПФР: электронно отчитываются страхователи, которые выплачивали в отчетном периоде вознаграждения 25 и более застрахованным лицам (п. 2 ст. 8 закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ).
Важен показатель ССЧ и для применения некоторых льгот.
Так, вновь созданные IT-компании вправе претендовать на льготу по страховым взносам, если их ССЧ не меньше 7 человек (ст. 427 НК РФ).
А предприятия, на которых трудятся инвалиды, могут получить освобождение от НДС, если ССЧ инвалидов среди работников не меньше 50% (письмо Минфина № 03-01-11/82904 от 22.09.2020).
Когда нужна средняя численность
Средняя численность важна для организаций и ИП, которые применяют спецрежимы.
Так, компания (ИП) потеряет право на применение УСН, если по итогам отчетного (налогового) периода ССЧ превысит 130 человек. А лимит ССЧ для применения патента предпринимателем — не более 15 человек.
Типы подчинительной связи в ССЧ
Урок- изучениенового с использованием интерактивной доски.
Просмотр содержимого документа
«Типы подчинительной связи в ССЧ»
Урок разработала учитель русского языка и литературы МБОУ «ЛИЦЕЙ №3»г.Липецка
Корнева Галина Александровна.
Типы подчинительной связи в словосочетании (8 класс по УМК под ред. Львова)
Оборудование : интерактивная доска, раздаточный материал, учебник.
связи слов в словосочетании.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
— повторение и обобщение знаний учащихся о словосочетании;
— отработка умения выделения ССЧ из предложения;
— закрепление навыков правописания;
— обучение умению связно излагать свои мысли.
— развитие мышления и общеучебных навыков и умений;
— развитие познавательной самостоятельности;
— овладение нормами литературного языка.
— воспитание ответственности за качество своих знаний;
— воспитание любви к родному русскому языку.
Личностные УУД: ориентирование в системе моральных норм и эстетических ценностей.
Регулятивные УУД: целеполагание и планирование своей деятельности; принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; осознанное и произвольное построение высказываний в устной форме; контроль и оценивание своих действия как по результату, так и по способу действия.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.
Методические приемы : объяснительно-иллюстративные (упражнение, рассказ, беседа, практическая работа, анализ схемы), репродуктивные (работа с учебником), частично-поисковые (эвристическая беседа с последующим выводом), самоконтроль и самопроверка материала), свободное письмо, таблица «ЗХУ», объединение информации в блоки, синквейн.
Формы работы: парная, групповая работа, фронтальная работа, самостоятельная работа, самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителем.
— стремиться к совершенствованию собственной речи;
— испытывать потребность в самовыражении через слово;
-толерантно относиться к мнению других, осознавать значимость полученных знаний.
-самостоятельно формулировать тему;
-сравнивать и анализировать, выделять главное;
-устанавливать причинно-следственные связи.
— определять цель, проблему в деятельности;
— выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;
-осуществлять самоконтроль и самокоррекцию, определяя степень успешности своей работы и работы других.
-уметь формулировать собственное мнение и позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве;
— различать в речи другого мнения, доказательства, факты.
3. Предметные результаты:
— систематизация знаний, полученных на предыдущих уроках по теме «Словосочетание»;
— формирование знаний о типах связи слов в словосочетании, формирование умений определять типы связи слов в словосочетании;
— подготовка учащихся к выполнению заданий ОГЭ.
Использованные технологии: развитие критического мышления через чтение и письмо, информационно- коммуникационная.
1. Организационный момент.
Человек так устроен, что чем бы он ни занимался, хочет добиться успеха, только тогда он ощущает удовлетворение от своего занятия. Все мы хотим успеха. А чтобы успех был на уроке, мы всегда придерживаемся следующих правил:
– слышать и слушать,
– вникать и размышлять,
– анализировать и осмыслять.
Вижу, что вы готовы к работе. Мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Стране РУССКОГО ЯЗЫКА. Удачи вам и новых открытий!
Начнем наш урок с орфографических вихрей
— С какими орфограммами вы будете работать? ( 1 вихрь-проверяемые гласные,2- чередующиеся)
Добавьте по 2 примера в каждый вихрь
С каким разделом науки о языке мы познакомились на предыдущем уроке?
Что изучает синтаксис?
Назовите виды ССЧ по морфологическому признаку.
Творчески представить информацию о ССЧ.
Индивид. проект о ССЧ ( групповая работа).
Каждому ученику дается таблица «Знаю – Хочу знать – Узнал».
Ученики по очереди озвучивают свои записи, не повторяя предыдущих ответов. Все разногласия, возникшие в парной работе, снимаются при общем обсуждении. Положения записываются в колонку «Знаю».
1. Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически.
2. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.
3. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные.
4. Связь в словосочетании – подчинительная.
Учитель: Откуда у вас сведения о словосочетании?
-Прочитал в учебнике, книге.
-Слышал раньше от учителя.
-Узнал от одноклассника
Угадай слово ( слайд 2)
Словарная работа. (определение сюжетной линии урока, повторение орфографии словарного слова, развитие речи учащихся)
Угадай слово( слайд 2)
— Перед вами – набор букв. Переставив буквы местами, вы получите слово.
(Нажимаем на кнопку start – на экране появляются шарики с буквами. Для получения слова из букв применяется прием перетаскивания. В случае, если учащиеся не могут определить зашифрованного слова, следует нажать на кнопку сlue, и тогда появится подсказка – лексическое значение слова)
Какие виды искусств вы знаете? (танец, музыка, живопись, литературное творчество)
— Какая орфограмма встречается в слове искусство? Составьте ССЧ с данным словом ( глагольное, именное)
— Какова роль искусства в обществе?
«Искусство воспитывает человека, развивая его мысль, пробуждая в нем высокие чувства, и направляет его к достойным действиям».
-Объясните пунктуацию в данном предложении.
— Выпишите ССЧ из предложения.
Воспитывает человека Мысль его пробуждая в нем достойным действиям
Воспитывает развивая воспитывает пробуждая высокие чувства направляет его
Развивая мысль пробуждая чувства направляет к действиям
4. Прием объединения в блоки.
Задание: Обсудите в группе данные словосочетания. Запишите словосочетания, объединив их в блоки. Время на выполнение – 3 минуты.
— Сколько блоков вы получили? По каким признакам можно было объединить словосочетания?
2) по зависимому слову ( направляет к действиям, воспитывает человека. )
— Как вы думаете, над каким вариантом объединения в блоки мы будем работать? Какой вариант нам менее знаком?
(Объединение по первому варианту уже знакомо : на прошлом уроке знакомились с типами словосочетаний по главному слову. В первом варианте в первом блоке – глагольные словосочетания, во втором – именные. Объединение по зависимому слову незнакомо.)
— Словосочетания в блоках второго варианта – объект нашего изучения.
Запишите тему нашего урока: «Типы подчинительной связи в словосочетаниях»
1. Как называется связь с зависимым словом – существительным?
2. Как называется связь с зависимым словом – прилагательным?
3. Как называется связь с зависимым словом – наречием?
— Переходим к главному источнику информации. Он поможет нам ответить на вопросы. Наш главный источник – текст § 10.
1.Учитель предлагает школьникам самостоятельно познакомиться с материалом
2. Прием Таблица «Знаю – хочу знать — узнал». (Парная работа)
Задание: Запишите ответы в колонку «Узнал», обсуждая узнанное в паре.
Проверка колонки «Узнал».
— Как вы думаете, почему так называются виды связи?
(Согласование – так как главное и зависимое слова согласуются в роде, числе, падеже;
управление – так как главное слово «управляет» зависимым, требует от него постановки в определенной форме;
примыкание – зависимое слово грамматически не зависит от главного, словно просто «примыкает», присоединяется.) Начертите схемы ССЧ
Физминутка «Веришь ли ты?»
Учитель: Ребята, ваша задача – определить, верное или ложное содержится в высказывании, объяснить свою точку зрения. Веришь ли ты, что…
Учитель: Верите ли вы, что управление — это вид подчинительной связи, где зависимое слово находится при главном в форме косвенного падежа. Задаются падежные вопросы.
Учитель: Верите ли вы, что сочетание «подлинное искусство» – примыкание?
Ученики: Нет, это согласование.
Учитель: Верите ли вы, что синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение?
Учитель: Верите ли вы, что в именных словосочетаниях главное слово может быть выражено– существительным, прилагательным,наречием.
Учитель: Верите ли вы, что грамматическая основа предложения не является словосочетанием?
Ученики: Нет, это сущ. с предлогом
Учитель: Верите ли вы, что согласование — вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже?
Отработка умений и навыков
1. Работа с интерактивной доской ( фронтальный опрос)
Предположите : какова цель нашей работы? Какие навыки с вами будем отрабатывать? ( умение определять типы подчинительной связи в ССЧ.)
(под руководством учителя)
Обратим внимание на задания ОГЭ (на столах лежат демонстрационные материалы). Найдите задание по теме нашего урока. Как оно звучит? Чтобы получить другой вид ССЧ, что мы должны сделать? Попробуйте сделать это с предложенными словосочетаниями.
Обучающиеся работают в парах составляет синквейн по теме урока.
Примерный вариант, который может получиться у обучающегося.
Главное и зависимое.
Согласуется, управляет, примыкает.
Научился определять вид связи.
— Что узнали о способах связи слов в словосочетании?
— Что вы делали для того, чтобы узнать новое о словосочетании?
1) вспомнили то, что известно, сами формулировали вопросы, требующие решения;
2) при помощи работы с таблицей самостоятельно находили ответы на вопросы;
3) закрепляли знания через применение их на практике.